РУКОВОДСТВО
ПО СОВЕРШЕНИЮ ХАДЖА
ПРЕДИСЛОВИЕ
Поминание Аллаха, поклонение Ему и умение жить в соответствии с установленными Им заповедями – это самая главная обязанность человека. Всевышний Аллах сотворил человека и ниспослал в этот мир только ради этого. Из всех творений только на него была возложена ответственность, и лишь он был назначен наместником Аллаха на земле, лишь ему одному было подчинено все сущее, и лишь он был создан способным обустроить жизнь на этой земле.
Человек, который был наделен разумом, ясным сознанием, пониманием и волей и поддержан божественным откровением, был оставлен с его «обязанностью служить Аллаху» наедине с самим собой. Однако эта свобода выбора, начиная с первого человека, привела часть людей к подчинению божественным откровениям, а другую часть человечества – к непокорности, заставив следовать за шайтаном и поклоняться собственным страстям.
Будучи безгранично милосердным к Своим творениям, Аллах направлял к людям, дабы призвать их к поклонению, Своих посланников. Последовавшие за этим призывом сооружали на земле места для поклонения Аллаху, первым из которых стала Кааба. Как об этом говорится в Священном Коране1, Кааба была построена Ибрахимом и сыном его Исмаилом (алейхимуссалям).2 В предании говорится, что по завершению строительства отец с сыном воззвали к Аллаху: «О Господь наш! Покажи нам святыни наши и укажи на места нашего поклонения…» (аль-Бакара 2/128), и Всевышний Аллах послал к ним ангела Джабраила, который научил их тому, как совершать паломничество. Научив их обрядам хаджа, Джабраил сказал: «Возвести людям о том, что и им следует совершать паломничество к Дому Аллаха, и тогда они придут к тебе из самых отдаленных мест и пешими и верхом» (Хадж 22/27). Так Ибрахим (алейхиссалям) стал призывать людей к совершению паломничества. Те, кто внял этому призыву, стали прибывать в Мекку и совершать паломничество, что, как об этом говорится в Коране3, очищало искренних от грехов и раскрывало людям истинные ценности их жизни. На протяжении всей истории человечества Кааба была и оставалась признанным «Домом Аллаха» (Бейтуллах) на земле, и вплоть до пришествия последнего пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям)4 люди продолжали почитать Каабу, хотя эти обряды и имели языческий смысл5. С пришествием Ислама, и Кааба, и обряды паломничества были очищены от скверны язычества и приведены в соответствие с верой Единобожия.
На 9-ом году хиджры 97 аят суры «Али Имран» возвестил мусульманам о том, что хадж стал для них обязательным. Объявив Абу Бакра6 (радыаллаху анху)7 руководителем по хаджу, Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) вместе со ста тысячами своих сподвижников отправился в Мекку для совершения хаджа.
Являясь одним из пяти столпов Ислама, хадж на протяжении вот уже пятнадцати веков собирает мусульман на святые земли со всех концов света. Постепенно были созданы организации, отвечающие за порядок и обеспечение совершения хаджа мусульманами. Например, в Турции, начиная с 1979 года, Министерство по Делам Религии руководит мероприятиями по организации хаджа и с успехом справляется с этой обязанностью до настоящего времени.
Будучи более объемным и масштабным по сравнению с другими поклонениями, хадж, требующий от человека большего терпения и дисциплины, побуждает его быть еще более внимательным, сосредоточенным и богобоязненным. Так как он должен не только соблюсти те религиозные запреты, которые возлагаются на надевающего ихрам паломника, но и вынести тяготы, вызванные большим скоплением людей и жарким климатом.
Именно поэтому Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил, что правильно выполненный хадж очищает человека от всех его грехов.8 Чтобы совершить хадж надлежащим образом, следует хорошо изучить все его обряды. Невозможно совершить хадж верным образом, не зная его фардов9, ваджибов10, сунн11 и их последовательности, то есть, не зная его теории и практики. Большую роль в совершении мусульманами обрядов хаджа надлежащим образом играют руководители групп паломников. Именно на них возлагается обязанность не только знать обряды хаджа во всех деталях, но и своевременно инструктировать по ним тех, кто находится под их руководством. Книга, которую вы держите в своих руках, является ничем иным, как инструкцией для руководителей групп паломников.
Книга написана просто и доступно. Будем очень рады, если труд наш станет причиной совершения вами хаджа, которым будет доволен Всевышний Аллах. Хотя истинный путь и успех лишь по милости Аллаха.
* * *
ВВЕДЕНИЕ
I. МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ ХАДЖА В РЕЛИГИИ
Лексическое значение слова «хадж» – «обращаться, посещать что-либо почитаемое», «поехать куда-либо и вернуться», «одержать победу в чем-либо». Как термин фикха12, означает особый вид поклонения, совершаемый в установленное время, в определенном порядке и последовательности в период пребывания около Каабы, на Арафате, в Муздалифе и Мина.
Хадж, являющийся одним из пяти столпов Ислама, представляет собой поклонение, которое демонстрирует безграничность Ислама, единство и братство всех верующих, несмотря на их различия в происхождении, цвете кожи, национальности, языке и культуре.
Облачаясь в ихрам - одежду паломника, человек окунается в атмосферу иной духовности, которая напоминает ему о неизбежности смерти, о том, что ему, как и всем тем, кто окружает его, предстоит предстать перед Всевышним в День Великого Суда. Таким образом, хадж является не только поклонением Господу Миров и почитанием Святынь Его, но также испытанием, являющимся школой самовоспитания человека в атмосфере этой духовности, что неизбежно открывает каждому совершающему его искренне другую сторону его жизни. Только здесь на равных могут оказаться влиятельный богач и простой бедняк. Хадж является путем познания Ислама, укрепления веры, очищения от духовных недостатков и обращения к Создателю с искренним сердцем.
Только в хадже мусульмане со всего мира могут узнать ближе культуру друг друга. Только здесь они имеют возможность, очистившись, избавиться от духовных недостатков и предстать перед Господом Своим в первозданном виде. Именно поэтому Досточтимый Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Тот, кто, совершая хадж, будет остерегаться сквернословия и других дурных поступков, вернется домой в том (безгрешном) виде, в каком родила его мать» (Бухари, Хадж, 4). «Паломники и те, кто совершают умру13, есть гости Аллаха. Он внемлет взываниям их, если они взывают к Нему, и прощает их, если они попросят Его о прощении» (Ибн Маджа, Манасик, 5), что указывает на то, что мольба (ду’а) и покаяния, совершаемые паломником во время хаджа, принимаются Аллахом, и каждый из них имеет реальную возможность вернуться из хаджа совершенно безгрешным, возрождаясь к новой жизни.
II. ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ХАДЖА
Хадж приобрел статус обязательного поклонения через девять лет после того, как Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) совершил хиджру14 в Лучезарную Медину. Обязательность хаджа была провозглашена как в Священном Коране, так и в сунне15 Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), и по поводу его обязательности между мусульманами нет никаких разногласий. На обязательность этого поклонения указывают следующие аяты Священного Корана: «…Тот, у кого есть на это возможность, обязан совершить паломничество» (Али Имран, 3/97), «Возвести среди людей о хадже, и они придут к тебе и пешими и верхом, придут со всех концов земли» (Хадж, 22/27).
Об обязательности хаджа в сборниках хадисов16 приводится большое количество хадисов. Приведем лишь некоторые из них: «Ислам был установлен на пяти столпах. Это подтверждение единства и единственности Аллаха и пророческой миссии Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), выполнение намаза, выплата закята17, совершение хаджа и соблюдение поста в месяц Рамадан» (Бухари, Иман, 1).
В этом хадисе говорится, что хадж является одним из пяти столпов Ислама.
Передается, что однажды к Досточтимому Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) явился ангел Джабраил (алейхиссалям) и спросил его об Исламе. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) отвечал: «Ислам – это свидетельство, что нет другого бога, кроме Аллаха, что Мухаммад – Его посланник, совершение намаза, выплата закята, пост в месяц Рамадан и совершение хаджа». И ангел подтвердил: «Ты сказал правду» (Муслим, Иман, 1).
В своем ответе ангелу Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) указал на то, что совершение хаджа является одним из пяти столпов Ислама, а также на то, что совершать это поклонение обязаны лишь те, у кого есть на это средства и возможности.
В предании от Абу Хурайры18 говорится, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), обращаясь к мусульманам, однажды сказал: «О люди! Аллах возложил на вас совершение хаджа как фард, посему старайтесь совершать его» (Муслим, Хадж, 412)
По поводу обязательности хаджа между мусульманами нет разногласий.
1. Хадж – это обязательное поклонение, фард-айн19. Каждый, у кого есть на это возможность, должен выполнить это поклонение.
2. Хадж является фардом лишь один раз в жизни. Говорится, что сахаб20 по имени Акра бин Харис спрашивал Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) о том, обязательно ли совершать хадж каждый год, на что тот ответил: «Он лишь один раз в жизни является фардом. Совершающий сверх этого совершает хадж-нафиля21» (Абу Дауд, Манасик, 1).
3. Является фардом совершать хадж в тот год, когда появилась возможность совершить его. Совершение хаджа становится фардом в тот год, когда у человека появляется на это возможность. Об этом Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Пусть тот, у кого есть возможность совершить хадж, не откладывает его совершения (Абу Дауд, Манасик, 6). Так как всегда существует угроза заболеть, понести материальные лишения и непредвиденные затраты» (Ибн Маджа, Манасик, 1).
III. УСЛОВИЯ,
ПРИ КОТОРЫХ ХАДЖ СТАНОВИТСЯ ФАРДОМ
Чтобы совершение хаджа стало для человека фардом, он должен соответствовать следующим требованиям.
1. Должен быть мусульманином;
2. Должен быть психически здоровым;
3. Должен быть совершеннолетним;
4. Должен быть свободным;
5. Должен быть материально обеспеченным; это условие относится к тем, кто живет за пределами Мекки. Для тех, кто живет в Мекке или рядом с ней, или же каким-то образом уже добрался до Мекки и способен пешком дойти до Арафата, Муздалифы и Мина, а также имеет средства для пропитания, хадж тоже обязателен.
6. Паломник должен быть здоровым и дееспособным человеком. Для слабых, больных, парализованных людей, а также пожилых людей, не способных самостоятельно передвигаться на транспорте, хадж не является фардом.
7. Путь в хадж должен быть безопасным.
8. Должен знать о том, что хадж для него является фардом, но для проживающих в исламском государстве незнание того, что хадж является фардом, не является уважительной причиной.
9. Совершать хадж в установленное время.
10. Жизнь, имущество и благочестие женщин, желающих совершить хадж, должно быть в полной безопасности.
11. Овдовевшие или разведенные женщины, желающие совершить хадж, должны выждать срок идда22.
IV. УСЛОВИЯ ПРИНЯТИЯ ХАДЖА
Существует три условия, при наличии которых хадж считается действительным:
1. Облачение в ихрам.
2. Совершение хаджа в установленное время.
Сезон хаджа: месяцы Шавваль, Зулькаада и первые десять дней месяца Зульхиджа по хиджре. Нельзя входить в ихрам для совершения хаджа раньше начала этого срока.
3. Нахождение в месте, предназначенном для совершения хаджа.
Территория, где совершается хадж: Метаф, Мес’а, Мекка, Арафат, Муздалифа и Мина.
V. ВИДЫ ХАДЖА СОГЛАСНО ИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ
С точки зрения степеней обязательности, хадж подразделяется на три категории: фард, ваджиб и нафиля.
1. Хадж-фард – обязательный: который один раз в жизни возлагается на человека, обладающего всеми возможностями, необходимыми для совершения хаджа.
2. Хадж-ваджиб – необходимый: для человека, который дал зарок совершить хадж, не являющийся для него фардом или ваджибом, и, начав его выполнять как хадж-нафиля, не смог его правильно выполнить.
3. Хадж-нафиля - дополнительный: хадж, не являющийся фардом или ваджибом. Хаджи, совершаемые детьми, а также хадж, совершаемый после первого хаджа-фард, относятся к хаджам-нафиль.
VI. ВИДЫ ХАДЖА
СОГЛАСНО ФОРМЕ ИХ ИСПОЛНЕНИЯ
1. Хадж-ифрад – хадж, при котором паломник входит в ихрам только для совершения хаджа, без умры. Он называется «ифрад», что означает «отдельный», т.е. без умры.
2. Хадж-таматту – хадж, который совершается в месяцы хаджа с отдельным намерением и отдельным вхождением в ихрам для умры и хаджа.
3. Хадж-кыран – совершение хаджа и умры с одним намерением и с однократным вхождением в ихрам.
4. Условия совершения хаджа-таматту и хаджа-кыран:
а) Паломник должен быть афаки – лицом, проживающим за пределами миката23. Человек, живущий в пределах миката (на территориях Харам и Хилль)24, не может совершать хадж-таматту и хадж-кыран. Афаки, которые прибыли в Мекку до наступления сезона хаджа, также не могут совершать хадж-таматту и хадж-кыран. Им разрешается выполнять только хадж-ифрад. Если паломники этой категории совершат в сезон хаджа умру, на них налагается искупление в размере одного курбана – жертвоприношения25.
б) Умра и хадж должны совершаться в сезон хаджа одного и того же года. Если паломник, намеревающийся совершить хадж-таматту, совершит умру (или хотя бы 4 круга тавафа умры) до наступления сезона хаджа, то такой хадж не будет ни хадж-таматту, ни хадж-кыран, а будет хадж-ифрад.
в) После умры, совершенной в сезон хаджа, не убывать на место проживания. Те, кто после умры по какой-либо причине возвращаются на место проживания, для совершения хаджа-таматту должны совершить умру заново. В противном случае, будет совершен хадж-ифрад.
Глава Первая
I. ДЕЙСТВИЯ ХАДЖА
ФАРДЫ, ВАДЖИБЫ И СУННЫ ХАДЖА
1. ФАРДЫ ХАДЖА
Фарды хаджа делятся на две группы: самостоятельные фарды хаджа (шарты26 и рукны27) и фарды, входящие в предписания хаджа (шарты и рукны).
а) Самостоятельные фарды хаджа (шарты и рукны):
аа) согласно ханафитскому мазхабу28 фарды хаджа состоят из одного шарта и двух рукнов. А именно: вхождение в ихрам – шарт хаджа; пребывание в Арафате и таваф – рукны хаджа.
бб) согласно шафиитскому мазхабу29 фарды хаджа следующие:
1. Вхождение в ихрам (намерение),
2. Пребывание в Арафате,
3. Таваф - Обход Каабы,
4. Сай – ритуальный бег,
5. Сбривание или укорачивание волос,
6. Соблюдение последовательности выполнения большинства этих рукнов (самое меньшее – четырех).
Эти 6 фардов называются рукнами. Если рукны выполнены с нарушением, без искупления, хадж не считается правильным. Поэтому необходимо правильно выполнить рукны.
б) Фарды, входящие в предписания хаджа
(шарты и рукны):
У каждого предписания хаджа есть свои фарды, которые будут рассмотрены в соответствующих главах.
2. ВАДЖИБЫ ХАДЖА
Ваджибы хаджа делятся на две группы: самостоятельные ваджибы хаджа и ваджибы, входящие в предписания хаджа.
а) Самостоятельные ваджибы хаджа:
аа) согласно ханафитскому мазхабу самостоятельные ваджибы хаджа следующие:
1. Сай,
2. Пребывание в Муздалифе,
3. Побивание шайтана,
4. Сбривание или укорачивание волос,
5. Прощальный таваф.
бб) согласно шафиитскому и ханбалитскому мазхабу самостоятельные ваджибы хаджа следующие:
1. Вхождение в ихрам в микате,
2. Побивание шайтана,
3. Пребывание в Муздалифе,
4. Ночевка в Мина в первый, второй и третий день праздника30,
5. Прощальный таваф.
б) Ваджибы, входящие в предписания хаджа:
У каждого предписания хаджа есть свои ваджибы, которые будут рассмотрены в соответствующих главах.
Неисполнение одного из ваджибов не делает хадж недействительным, но требует искупления.
3. СУННЫ ХАДЖА
Сунны хаджа делятся на две группы: самостоятельные сунны хаджа и сунны, входящие в предписания хаджа.
а) Самостоятельные сунны хаджа:
1. Таваф прибытия (таваф-кудум),
2. Чтение проповедей (хутб) в Мекке, Арафате и Мина,
3. Ночевка в Мина в ночь перед днем Арафата31,
4. Ночевка в Муздалифе в ночь перед праздником,
5. Ночевка в праздничные дни в Мина (согласно ханафитскому и шафиитскому мазхабу – ваджиб).
б) Сунны, входящие в предписания хаджа:
У каждого предписания хаджа есть свои сунны, которые будут рассмотрены в соответствующих главах.
II. ИХРАМ
Ихрам – это отказ человека от некоторых дозволенных для него в обычное время действий во время совершения обрядов хаджа или умры. Ихрам является условием действительности хаджа.
1. ФАРДЫ ИХРАМА
а) Намерение войти в ихрам есть осознание сердцем, что поклонение, которое будет совершаться, будет умрой или хаджем, или умрой и хаджем. Произнесение этого намерения вслух является желательным (мустахаб).
б) Тальбия имеет лексическое значение «отвечать на призыв», как термин хаджа означает «произнесение вслух фразы, называемой «Ляббяйк»:
«Ляббяйк Аллахумма ляббяйк, ляббяйка ля шарика лякя ляббяйк. Иннальхамда ван-ни’мата ляка вальмульк ля шарика ляк».
«Я перед Тобой, о Аллах, я перед Тобой! Я перед Тобой, нет равного Тебе. Я перед Тобой, поистине, вся хвала, все блага, вся власть принадлежат только Тебе. Нет равного Тебе». Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) так совершал тальбия (Абу Дауд, Манасик, 27).
* * *
2. ВАДЖИБЫ ИХРАМА
а) Пересекать границу миката, находясь в ихраме.
аа) Места вхождения в ихрам
Места вхождения в ихрам, в зависимости от территории проживания паломника, отличаются. Есть три вида таких мест: «Харам», «Хилль» и «Афак».
1. Территория Харам
Мекка и ее окрестности являются территорией Харам. Проживающие на этой территории (мекканцы) входят в ихрам для хаджа в местах проживания; в ихрам для умры – на территории Хилль, например в Тан’име, находящемся вне территории Харам.
2. Территория Хилль
Территория Хилль своей внутренней границей опоясывает территорию Харам, а наружная ее граница проходит через Зульхулейфа, Джухфа, Карн, Йалямлям и Зат-у-Ирк. Проживающие на территории Хилль входят в ихрам для умры и хаджа в месте проживания.
3. Территория Афак
Лексическое значение слова «Афак» – «горизонты». Так как «горизонт» означает отдаленность, территории, которые находятся на большом расстоянии от Мекки и за границей территории Хилль, называются Афак. Проживающие там называются «афаки». Афаки входят в ихрам в пяти пунктах, которые ограничивают территорию Хилль, или на линии, соединяющей эти пункты. Разрешается входить в ихрам до достижения этих пунктов.
Пять пунктов, которые установлены для вхождения в ихрам:
а) Зульхулейфа,
б) Джухфа,
в) Карн,
г) Йалямлям,
д) Зат-у-Ирк.
бб) Время вхождения в ихрам
Время вхождения в ихрам – Сезон Хаджа. Входить в ихрам для хаджа можно лишь на протяжении месяцев Шавваль, Зулькаада и первых десяти дней месяца Зульхиджа. Для вхождения в ихрам для умры время не ограничено.
б) После совершения намерения, вхождения в ихрам и начала произнесения тальбии вступают в силу запреты, относящиеся к словам, поступкам, поведению, одежде. Является необходимым (ваджибом) не нарушать эти запреты.
3. СУННЫ ИХРАМА
а) Перед вхождением в ихрам, при необходимости, следует подстричь волосы на голове, удалить волосы в подмышках и паху, постричь ногти.
б) Перед надеванием ихрама совершить гусль32, если нет воды или возможности для совершения гусля – совершить тахарат33.
в) Мужчинам снять всю одежду, включая нижнее белье, а также обувь и носки. Затем обернуть тело двумя специальными полотнами ткани: одной – половину тела ниже пояса, другой – верхнюю половину тела за исключением головы, накинув ткань на плечи.
Нижнее полотно называется изар, верхнее – рида. Является желательным (мустахаб), чтобы ткань ихрама была белого цвета, новой или красивой на вид, чистой и выстиранной.
Но суть этой сунны не в том, чтобы снять обычную одежду и одеть ихрам, а осознать запреты, налагаемые ихрамом.
Женщины, входя в ихрам, особую одежду не надевают, остаются в обычной одежде, платках и обуви, оставляя непокрытыми лишь лица и кисти рук.
г) До облачения в ихрам (до совершения намерения и произнесения тальбии) применить благовония является желательным (мустахаб), это не нарушает состояния ихрам после облачения в него. Но недопустимо нанесение благовоний после облачения в ихрам.
д) После снятия одежды и облачения в изар и рида, если не наступило время, запретное для совершения намаза (вакт аль-караха)34, до вхождения в состояние ихрам следует совершить два раката намаза-ихрам. В первом ракате этого намаза после суры «Фатиха» прочесть суру «Кафирун», а во втором – суру «Ихлас».
е) Произнесение намерений вслух.
ж) Произнесение тальбии после намаза.
Тальбия может произноситься как сразу же после завершения намаза, так и после пересечения границы миката.
з) Произнесение тальбии, будучи в ихраме, при каждой представившейся возможности.
Мужчины произносят тальбию громким голосом, женщины не должны повышать голоса при произнесении тальбии. Желательным (мустахаб) является произнесение тальбии при подъеме на возвышенности, спуске с них, при встрече с другими группами паломников и после обязательных намазов.
и) Облачение в ихрам для хаджа только с наступлением месяцев хаджа.
III. РИТУАЛЬНЫЙ ОБХОД КААБЫ - ТАВАФ
Таваф означает семикратный обход Каабы, начиная с того ее угла, на котором установлен Черный Камень (Хаджар аль-Асвад). Один обход Каабы называется «шавт».
* * *
1. ВИДЫ ТАВАФА
По степени обязательности существуют четыре вида тавафа: фард, ваджиб, сунна, нафиля. По виду выполнения различают семь видов тавафа: кудум, зийарат, вада, умра, назир, нафиль и тахийатуль-масжид.
а) Таваф Кудум – таваф прибытия. Это первый таваф, который совершают паломники, совершающие хадж-ифрад, по прибытию в Мекку. Совершение этого тавафа – сунна.
б) Таваф Зийарат – таваф посещения. Таваф, который должен совершить каждый совершающий хадж.
аа) условия принятия Тавафа Зийарат:
1. Должно быть выполнено пребывание в Арафате.
2. Таваф совершается в установленное время.
бб) время совершения Тавафа Зийарат:
Начинается с наступления истинного рассвета в день Праздника жертвоприношения (Курбан байрам) и до конца жизни.
в) Таваф Вада – прощальный таваф. Таваф, который совершают афаки перед убытием из Мекки. Этот таваф относится к самостоятельным ваджибам хаджа.
Достарыңызбен бөлісу: |