Семинар «Философская антропология»



Дата10.06.2016
өлшемі370.14 Kb.
#126774
түріСеминар



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины Научно-исследовательский семинар «Философская антропология» для направления 47.04.01 «Философия» подготовки магистра

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет


"Высшая школа экономики"»

Факультет гуманитарных наук

Школа философии
Программа дисциплины

«Прагматизм»
по направлению подготовки

47.03.01 «Философия»

Уровень подготовки:

Бакалавр
Автор программы:



Кашников Борис Николаевич, доктор философских наук, профессор

Одобрена на заседании Школы философии «___»_____________ 2015 г

Руководитель школы В.Н. Порус ________________________

Рекомендована Академическим советом образовательной программы «Философия»

«___»_____________2015 г.

Утверждена «___»_____________2015 г.

Академический руководитель образовательной программы

Е.Г. Драгалина-Черная ________________________

Москва, 2015

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения Школы-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100.62 «Философия» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Прагматизм».

Программа разработана в соответствии с:



  • OC ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ 030100.62 «Философия»;

  • БУП;

  • РУП



Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Прагматизм » являются сформировать у студентов способности осмыслять сложные проблемы, анализом которых занимается прагматизм. Прагматизм в современной культуре имеет, по меньшей мере, два смысла. Первый из них это моральный прагматизм. Он означает этическую установку субъекта на достижение успеха, или практического результата. В некоторых случаях такой прагматизм может означать аморализм. Это происходит в том случае, если успех превращается в единственную цель деятельности, лишается моральных ограничений. Действительно, современная политика и бизнес имеют тенденцию к аморализму и прагматизму в этом смысле. Философский прагматизм это система философских методов, ценностей и знаний, которые ориентируют человека на успешную деятельность в этом мире, но не в смысле отказа от морали. Скорее наоборот, сама мораль в прагматизме рассматривается как необходимое условие успеха. При этом успех понимается в социальном смысле, как коллективное предприятие, имеющее глубокие общечеловеческие смыслы. Освоение прагматизма способствует освобождению разума и морали от догм. Прагматизм не знает ничего законченного и застывшего. Он призывает к бесконечному творчеству и пересмотру самих оснований наших знаний и ценностей в имя творчества и прогресса. Прагматизм глубоко проник в саму ткань современной культуры. Современная культура прагматична во всех своих проявлениях, даже если на ней и не стоит ярлыка «прагматизм». Умение различать это свойство культуры и отделять истинных прагматизм от примитивного аморализма представляет собой важнейшую цель изучения дисциплины.



Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

способность использовать в профессиональной деятельности знание из области

естественнонаучных дисциплин



ОНК-2

Указывает на взаимосвязь философии и естественных наук. Для прагматизма это особенно характерно

Сравнительный анализ положений естественных наук и концептов философии прагматизма

готовность к сотрудничеству с коллегами, умение работать в коллективе

СЛК-1

Выносит суждения о социальной природе познания и общественном смысле научной деятельности

Анализ положений прагматизма, который делает акцент на коллективном характере опыта.













умение использовать в профессиональной деятельности
знание традиционных и

современных проблем:

логики (логический анализ естественного языка, классическая логика высказываний и

предикатов, основные типы неклассических логик, правдоподобные рассуждения,

основные формы и приемы рационального познания)


ПК-1

Распознает логические верифицированные структуры знания и отличает их от псевдознания

Анализ основных положений прагматизма, который делает акцент на логике

Знание современной зарубежной философии (современные философские

направления)



ПК-4

Различает различные методы современного философского познания, включая прагматизм

Агнализ основных положений прагматизма

Знание этики

ПК-6

Способен давать этические определения и ориентироваться в мире моральных ценностей и смыслов

Прагматизм считает этику высшей из наук. Изучение этой философии способствует пониманию морали

Знание философии и методологии науки

ПК-8

Владеет навыками организации научной деятельности

Прагматизм исходит из тесной связи философии и науки

владение методами и приемами логического анализа, умение работать с научными

текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями



ПК-12

Демонстрируют способность сравнивать аргументы различных направлений прагматизма и давать им оценку

В прагматизме существует множество направлений. Занятия предполагают анализ доказательств и аргументаций различных представителей прагматизма

способность реферирования и аннотирования научной литературы (в том числе на

иностранном языке)



ПК-14

Обладают навыками аналитического чтения иностранных текстов

Значительное количество источников существует на английском языке. Чтение и понимание их является необходимым условием прохождения курса



Введение

Мы приступаем к изучению классического американского прагматизма. Это специфическое философское направление, связанное с именами Ч. Пирса, У. Джеймса и Дж. Дьюи. Специфика этой философии заключается в том, что она (эта философия) в наибольшей степени чем какая бы то ни было может претендовать на звание «национальной философии». В данном случае – философии «Американского духа». Но в действительности это не так. Прагматизм, как и любая другая философия не является национальной. Просто условия американской жизни потребовали именно такую философию. На первый взгляд прагматизм имеет короткую историю. Он внезапно родился и быстро встал на ноги. Приобрел большую популярность и сошел со сцены. Уже в этих обстоятельствах рождения, расцвета и заката прагматизма философ найдет немало поучительного для понимания философии вообще. Но прагматизм отнюдь не умер. Скорее он выполнил свое предназначение. Современная философия, даже если она не носит название прагматизма является в значительной степени прагматической. Прагматизм интересен для нас еще и как практическая философия «в квадрате». В том смысле, что эпистемология, метафизика, логика прагматизма подчинены его этике. Что же касается собственно этики, то это главным образом этика успешной деятельности.

Учебная работа предполагает лекционный курс, семинарские и практические занятия, самостоятельную работу. В ходе обучения студенты должны будут написать короткое эссе, реферат. Обучение завершается письменным экзаменом
Методические указания студентам

В связи с тем, что у нас нет общего учебника по этому курсу посещение лекций весьма желательно. Лекции необходимо записывать очень обстоятельно, поскольку в противном случае могут возникнуть проблемы в понимании изучаемых нами статей. Семинарские и практические занятия будут организованы нами таким образом, что студенты получат возможность детально ознакомиться с наиболее важными текстами Пирса, Джеймса и Дьюи. Это следующие тексты:

Пирс – «Как сделать наши идеи ясными», «Закрепление верований», «Что такое прагматизм», «Эволюционная любовь».

Джеймс – «Воля к вере», «Прагматизм».

Дьюи – «Реконструкция в философии», «Проблемы человека».

Эти и другие статьи, которые вы найдете в прилагаемом ридере, позволяют получить достаточное представление о философии прагматизма. Некоторые из этих статей мы будет изучать коллективно в соответствии с нижеприведенным планом. Другие станут темой докладов. При чтении текстов и подготовке к практическому занятию следует обратить внимание не только на общую структуру и логику работу, но и на отдельные выражения, даже слова. Весьма приветствуется чтение этих статей в оригинале. В ряде случаев особенности перевода могут значительно отразиться на смысле слов и концепций. При подготовке доклада по той или иной статье следует также обратить внимание на смысл слов и выражений и обратиться в случае необходимости к оригиналу. Но особое внимание следует обратить на анализ текста. Чтение текста и доклад об этом тексте должны иметь аналитический характер. Недостаточно просто воспроизвести содержание статьи. Оно должно пройти через ваше собственное понимание. Вы должны будете изложить не статью, но ваше понимание этой статьи. Для этого потребуется провести сравнение с другими философскими направлениями, с вашим собственным опытом жизни и т.д. Вы также должны будете «подняться» над текстом и дать ему оценку. При работе над эссе следует иметь в виду, что ответ на поставленный вопрос должен быть максимально лаконичным. Слишком многословное эссе не будет оцениваться. Ссылки и сноски не обязательны. При работе над рефератом задача будет заключаться в том, чтобы найти основные положения подтверждающие взгляды изучаемого философа на том или иной предмет. Сноски и ссылки становятся необходимы. Реферат не может быть меньше по количеству слов того минимума, который указан ниже.


Формы контроля:

Контроль за посещением занятий.

Работа на практических занятиях (доклады, обсуждения)

Реферат (6-7 тыс. слов)

Домашнее эссе (3-4 тыс. слов)
Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:
Работа на практических занятиях дает до 20 %

Реферат до 30%

Домашнее эссе до 10%

Посещение занятий до 20%



Тематический план учебной дисциплины




Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа





28


Лекции

Сем. и практ. занятия



1

Американский прагматизм. Истоки

2

2




2

2

Теория познания Ч. Пирса

2

2




2

3

Статьи Ч. Пирса. «Как сделать наши

идеи ясными» и «Закрепление верования»









2




4

Теория реальности Ч. Пирса




2




2

5

Концепция закона Ч. Пирса




2




2

6

Философия религии У. Джеймса




2




2

7

Статьи У. Джеймса «Воля к вере» и «Что такое прагматизм»







2




8

Прагматизм У. Джеймса




2




2

9

Статья У. Джеймса «Современная дилемма в философии» и «Прагматическая концепция истины»







2

2

10

Теория исследования Дж. Дьюи




2




2

11

Этика Дж. Дьюи




2




2

12

Практическая философия Дж. Дьюи




2




2

13

Конференция по работам У. Джеймса.







2




14

Конференция по работам Дж. Дьюи







2







Итого:




18

10




---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Содержание программы

Содержание разделов и тем

программы курса «классический прагматизм как практическая философия»
1. Американский прагматизм. Истоки.
Ложность обыденных представлений о прагматизме. Идеалистический характер и этический смысл классического прагматизма. Возникновение прагматизма. Первые статьи Ч. Пирса в 70-х годах 19го века и лекции У. Джеймса в в 90-х годах 19го века. Расцвет прагматизма в начале 20го века и причины его постепенного упадка начиная с 30-х годов. Влияние прагматизма на развитие логического позитивизма в Америке и на последующее развитие аналитической философии.

Научные источники американского прагматизма. Физика Ньютона. Теория эволюции Ч. Дарвина. Психология второй половины 19го века. Научный дух прагматизма. Связь ведущих теоретиков прагматизма с практической наукой. Специфическое понимание прогресса. Отрицание прямолинейных выводов из теории Дарвина. Отрицание механистического детерминизма.

Взаимодействие с классическим позитивизмом О.Конта и Дж.Ст. Милля. Критика позитивизма и отрицание первоначальной формы эмпиризма.

Религиозные и этические корни прагматизма. Американский протестантизм. Личностный характер связи человека с истиной. Право каждого индивида на истину.

Философские корни позитивизма. Традиции философии языка и теории значения. Сократ, Платон, спор об универсалиях и реалиях. Связь с традициями британского эмпиризма но неприятие его развития Юмом. Реализм здравого смысла шотландской школы. Влияние философии Дж. Ройса. Космическая философия Дж. Фиске. Теистический эволюционизм Бичера.
Основная литература:


  1. Марголис, Д. Первые прагматисты // Американская философия / Под ред. А. Т. Марсубяна и Дж. Райдера. М.: Идея-Пресс, 2008. С. 68-92.


Дополнительная литература:


  1. Moore E.C. American Pragmatism. Peirce, James and Dewey. Ney Yourk: Columbia University Press, 1961. P. 1-15.

2. Теория познания Ч. Пирса.


Обстоятельства жизни Ч. Пирса. Связь с практической наукой и математикой. Отношение к позитивизму и метафизике. Внимание Пирса к средневековой философии и в особенности спору реалистов и номиналистов. Отождествление собственной позиции с позицией Дунса Скота. Специфика решения Пирсом проблемы универсалий. Три основные понятия эпистемологии Пирса: первичность, двоичность, троичность. Первичность как потенциальная возможность актуальной идеи, сходство с неактуализированными сущностями схоластов. Двоичность как взаимодействие. Троичность как результат действия и придания смысла субъектом. Специфика эмпиризма Пирса. Реальность общих понятий и человеческая способность эмпирического созерцания общих понятий. Действие и общее понятие. Невозможность абстрактного определения общего понятия. Необходимость связи идеи и действия. Пример с определением химического элемента. Пример с определением дерева. Связь с религиозной практикой: «По плодам их узнаете из». Ранний прагматизм как способ уточнения значения концептов. Три разновидности идей. Структура сложной идеи. Первичность, двоичность и троичность. Теория знаков как следствие прагматических представлений. Прагматическая максима. Связь познания и воли. Отрицание декартовского подхода. Когнитивный и целевой аспект опыта. Опыт и социальная привычка. Критика теории познания Пирса.
Основная литература:


  1. Колапьетро В. Ч.С. Пирс // Американская философия / Под ред. А. Т. Марсубяна и Дж. Райдера. М.: Идея-Пресс, 2008. С. 120-138.

  2. Пирс Ч.С. Закрепление верования // Пирс Ч.С. Избранные произведения. М.: Логос, 2000. С. 234-266

  3. Пирс Ч.С.Как сделать наши идеи ясными // Пирс Ч.С. Избранные произведения. М.: Логос, 2000. С. 266-296

  4. Пирс Ч.С. Что такое прагматизм // Пирс Ч.С. Избранные произведения. М.: Логос, 2000. С. 296-322



Дополнительная литература:


  1. Moore E.C. American Pragmatism. Peirce, James and Dewey. Ney Yourk: Columbia University Press, 1961. P. 20-57.

  2. Пирс Ч.С. Принципы философии в 2х т. Спб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.

3. Статья Ч. Пирса. «Как сделать наши идеи ясными» и «Закрепление верования».

В процессе совместного анализа этих двух статей студенты должны ответить на следующие вопросы:

«Как сделать наши идеи ясными»?



  1. Что такое ясные и туманные концепции?

  2. Что такое четкие и расплывчатые концепции?

  3. Как те и другие связаны с понятиями?

  4. Какая характеристика дается учению Декарта в этой связи?

  5. В чем ошибка Декарта?

  6. Какая характеристика дается Лейбницу?

  7. Почему Лейбниц ухудшил подход Декарта?

  8. Зачем нужны ясные идеи?

  9. О чем говорит пример с оплатой проезда?

  10. О чем говорит пример с расписанием поездов?

  11. В чем смысл примера с музыкой?

  12. Какую роль в нашей жизни играет мысль?

  13. Что дает нам право говорить о различной вере?

  14. В чем смысл примера со святым причастием?

  15. Что означает ясность восприятия?

  16. Что мы называем твердым предметом и почему?

  17. Можем ли мы полагать, что все твердое становится таковым лишь в момент восприятия?

  18. Ясная идея веса. В чем она?

  19. Что такое реальность?

  20. Что такое фикция?

  21. Сон это реальность или фикция?

  22. Как соотносятся реальность и фикция в разных методах: упорство, авторитет, вкус, наука?

  23. Существует ли реальность вне нашего восприятия?

24. Есть ли смысл говорить о ней?
«Закрепление верований»:

  1. Чем вызвано нежелание людей изучать логику?

  2. В чем недостаток поверхностного ее знания?

  3. Является ли логик естественной способностью?

  4. В чем особенности средневекового способа рассуждения?

  5. В чем особенность метода Френсиса Бэкона?

  6. Метода Лавуазье?

  7. Метода Кеплера?

  8. Какой метод впервые применил Ч.Дарвин?

  9. Каков смысл обыденного рассуждения?

  10. Что такое «привычка ума»?

  11. Что такое «руководящий принцип вывода»?

  12. Как связаны между собой сомнения и вера?

  13. Что представляет собой метод упорства?

  14. Метод авторитета?

  15. Априорный метод?

  16. Что такое «публичная концепция истины»?

  17. Каким должен быть настоящий метод?

  18. Как соотносятся между собой истина и реальность?

  19. В чем преимущества метода науки?

  20. Есть ли у науки свои недостатки по сравнению с другими методами?

4. Теория реальности Ч. Пирса.

Два определения реальности Пирсом. Нечто объективное и нечто однозначное. Проблема отделения реального от фиктивного. Разновидности фиктивного: сон и содержание произведения искусства. Возможность социальной значимости фиктивного. Ментальная реальность и внешняя реальность. Три теста экстериальности: подавление восприятия актом воли, приглашение других наблюдателей, использование приборов. Реальность как договоренность. Проблема предопределения и неизбежности. Их связь с реальностью. Статистика. Математический характер реальности. Реальность как бесконечность. Бесконечность процесса элиминации субъективного момента в бесконечном опыте поколений. Реальность и сообщество наблюдателей. Моральный смысл познания. «Случай, любовь и логика». Протестантский характер истины как надежды. Основные методы или принципы исследования: упорство, авторитет, метод вкуса (априорный), наука. Их сравнительные преимущества и недостатки. Исторический подход Пирса. Идея прогресса процесса познания. Объективность, публичность и связь с фактами, как необходимые свойства метода. Морально-практический смысл познания. Практические последствия вытекающие из подобного понимания реальности – успешное коллективное действие. Критика мистики и магии. Критика вещи в себе. Критика феноменологии.
Основная литература:


  1. Колапьетро В. Ч.С. Пирс // Американская философия / Под ред. А. Т. Марсубяна и Дж. Райдера. М.: Идея-Пресс, 2008. С. 138-151.

  2. Пирс Ч.С. Феноменология // Пирс Ч.С. Избранные произведения. М.: Логос, 2000. С. 116-162

  3. Пирс Ч.С. Что такое прагматизм // Пирс Ч.С. Избранные произведения. М.: Логос, 2000. С. 296-322

  4. Пирс Ч.С. Синехиз и агапизм // Пирс Ч.С. Избранные произведения. М.: Логос, 2000. С.342-376


Дополнительная литература:


  1. Moore E.C. American Pragmatism. Peirce, James and Dewey. Ney Yourk: Columbia University Press, 1961. P. 59-73.

  2. Пирс Ч.С. Принципы философии в 2х т. Спб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.

5. Концепция закона Ч. Пирса

Реализм, эмпиризм и закономерность. Метафизический клуб. Влияние Аббота. Распространение реализма на область законов. Номиналистическое понимание закона. Уверенность Пирса в необходимости реалистического понимания закона, как потребности развития научного знания. Доказательство ненаучности номинализма.

Восприятие общих законов. Доступность объективных связей эмпирическому познанию. Момент всеобщности, содержащийся в опыте. Инстинктивный характер знания всеобщих законов. Связь с установками философии жизни. Инстинкты пространства, времени, силы. Проблемы возникающие из такого понимания.

Метафизика научного закона. Объективный характер научного закона. Закон и факт. Закон и явления. Потенциальные и актуальные законы. Три концепции Пирса в отношении законов: tychism, synechism, agapasm. Отрицание Пирсом механистического детермининизма. Отношение к жизни и смерти. Сходство с идеями Шопенгауэра. Идея роста и всепобеждающей жизни. Случайность и необходимость. Законы разума и распространение идей. Статья Пирса «Эволюционная любовь». Доктрина эволюции как доктрина любви. Любовь и прогресс.

Космология Пирса. Начало мира – темная первичность. Хаос. Появление вторичности – силы. Троичность как свойство создавать привычные связи. Появление закона. Исчезновение случайности как перспектива вселенной. Достижение разумности и гармония космоса. Сходство этих идей с идеями русского космизма.

Концепт потенциальности. Реальность вне ощущений. Возможность законов, которые никак не проявляют себя. Пример с моральным законом, который может не выполняться никем.
Основная литература:


  1. Колапьетро В. Ч.С. Пирс // Американская философия / Под ред. А. Т. Марсубяна и Дж. Райдера. М.: Идея-Пресс, 2008. С. 148-151.

  2. Пирс Эволюционная любовь // Пирс Ч.С. Избранные произведения. М.: Логос, 2000. С.376-408

  3. Пирс Ч.С. Что такое прагматизм // Пирс Ч.С. Избранные произведения. М.: Логос, 2000. С. 296-322

  4. Пирс Ч.С. Синехиз и агапизм // Пирс Ч.С. Избранные произведения. М.: Логос, 2000. С.342-376


Дополнительная литература:


  1. Moore E.C. American Pragmatism. Peirce, James and Dewey. Ney Yourk: Columbia University Press, 1961. P. 58-103.

  2. Пирс Ч.С. Принципы философии в 2х т. Спб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.

6. Философия религии У. Джеймса

Обстоятельства жизни и творчества Джеймса. Влияние кальвинизма на Джеймса. Изучение психологии. Основные работы Джеймса. Творческое развитие. Духовный кризис.

Первая формулировка проблемы. Бессмертие и разум оказываются вне поля зрения научной философии. Необходимость в новой философии. Отличие от прагматизма Пирса. Религия как новый объект прагматизма. «Воля к вере». Мягкий и жесткий тип человеческой веры.

Метод, религия, вера. Критика Спенсера. Различие абстрактной и практической философии. Необходимость веры. Наука как разновидность веры. Вера как условие деятельности. Пример с деревом. Деятельный характер веры и истины. Идея мелиоризма. Осуждение концепции Джеймса Ватиканом. Критика Рассела. Wishfull thinking.

Право на веру. Живые и мертвые гипотезы. Различие между агностиком и скептиком. Практическая невозможность полного скепсиса. Тривиальные и существенные гипотезы. Необходимые и случайные гипотезы. Примеры из жизни. Возможность веры создавать факты для собственного подтверждения. Противоречие с прагматизмом Пирса.

Метафизика религии. Прагматическое доказательство бытия Бога. Теистический монизм. Морализация вселенной. Идея человеческой ответственности. Участие сознания в эволюции вселенной. Понятие конечного Бога. Возможность для человека партнерства с Богом. Теодицея. Гуманизм и идея ценности индивида.
Основная литература:


  1. Гавин У. Уильям Джеймс // Американская философия / Под ред. А. Т. Марсубяна и Дж. Райдера. М.: Идея-Пресс, 2008. С. 157-167.

  2. Джеймс, У. Воля к вере // Джеймс У. Воля к вере. М.: Республика. 1997. С.9-28

  3. Джеймс, У. Прагматизм и религия // Джеймс У. Воля к вере. М.: Республика. 1997. С.312-326


Дополнительная литература:


  1. Moore E.C. American Pragmatism. Peirce, James and Dewey. Ney Yourk: Columbia University Press, 1961. P. 108-135.

  2. Джеймс, У. Рефлекторные действия и теизм // Джеймс У. Воля к вере. М.: Республика. 1997. С.75-95

7. Статьи У. Джеймса «Воля к вере» и «Что такое прагматизм».

В процессе совместного анализа этих двух статей студенты должны ответить на следующие вопросы:

«Воля к вере»:


  1. Как связаны гипотезы и выбор?

  2. В чем смысл пари Паскаля?

  3. Смысл вето Клиффорда?

  4. Каковы психологические основания веры?

  5. Как связаны эмпиризм и абсолютизм?

  6. Каковы основания объективной достоверности?

  7. Какого рода риски связаны с верой?

  8. Каким образом вера может создавать свое собственное подтверждение?

  9. Какова логика религиозной веры?


«Что такое прагматизм»:

  1. О чем говорит пример с белкой?

  2. Как определяется содержание прагматизма Пирса?

  3. Как воспользовался методом прагматизма Освальд?

  4. Насколько нов этот метод?

  5. Как связаны прагматизм и эмпиризм?

  6. Как соотносятся система и метод в прагматизме?

  7. С какими направлениями в философии имеет родство прагматизм ?

  8. В чем смысл сравнения Папини?

  9. Как формулируется прагматическая концепция истины?

  10. Как можно сформулировать прагматизм в более полном объеме?

  11. В чем отличие прагматизма и эмпиризма?

  12. Как связаны между собой истина и благо?

  13. Каково отношение прагматизма к религии?

8. Прагматизм У. Джеймса.

Специфика прагматизма Джеймса. Статья Джеймса «Прагматизм». Два источника прагматизма Джеймса: прагматизм Пирса и британский эмпиризм. Привычка к действию как смысл прагматизма. Консеквенциализм Джеймса. Акцент на результате действия. Номинализм Джеймса.

Эмпиризм и прагматизм. Специфика эмпиризма Джеймса. Нормативный или радикальный эмпиризм. Отношение к Юму и Канту. Продолжение линии Юма и отрицание Канта. Отрицание спекулятивной метафизики Пирса. Конкретность ощущений.

Познание как процесс. Знание объекта как обладание идеей, которая позволяет совершать действия или мыслительные операции. Амбулаторный процесс и салтаторный процесс. Пример с формой земли. Успешное действие как условие истины. Теория Ума и теория Реальности. Статья Пирса «Существует ли сознание». Нейтральный монизм Джеймса. Концепция нейтрального опыта.

Проблема истины. Реальность и истина. Роль веры. Невозможность истины факта. Истина как качество идеи. Идея и суждение. Истина как то, что случается с идеей. Идея как план действий. Удовлетворенность как критерий качества идеи. Верификация. Концепция «обналичивания» идей в опыте.

Прагматический анализ истины. Общие затруднения теории верификации. Невозможность верификации всеобщих законов. Решение Джеймса как компромисс догматизма и скептицизма.
Основная литература:


  1. Гавин У. Уильям Джеймс // Американская философия / Под ред. А. Т. Марсубяна и Дж. Райдера. М.: Идея-Пресс, 2008. С. 171-174.

  2. Джеймс, У. Прагматизм и религия // Джеймс У. Воля к вере. М.: Республика. 1997. С.312-326

  3. Джеймс, У. Прагматическая концепция истины // Джеймс У. Воля к вере. М.: Республика. 1997. С.283-299


Дополнительная литература:


  1. Moore E.C. American Pragmatism. Peirce, James and Dewey. Ney Yourk: Columbia University Press, 1961. P. 135-180.

  2. Джеймс, У. Прагматизм и здравый смысл // Джеймс У. Воля к вере. М.: Республика. 1997. С.271-283

9. Статья У. Джеймса «Современная дилемма в философии» и «Прагматическая концепция истины»

В процессе совместного анализа этих двух статей студенты должны ответить на следующие вопросы:

«Современная дилемма в философии»:


  1. Как определяет философию Джеймс?

  2. Что есть история философии?

  3. Что более всего ценно в философии?

  4. Какие темпераменты преобладают в философии?

  5. Какова современная ситуация в философии?

  6. Что может предложить иной темперамент?

  7. Что могут предложить современные рационалисты и религиозные философы?

  8. Что подтверждает пример с Конкораном?

  9. В чем главное преимущество прагматизма?


«Прагматическая концепция истины»:

  1. Что следует понимать под истиной?

  2. В чем прагматический критерий истины?

  3. Что означает фраза «истина в значительной степени покоится на кредитной системе»?

  4. Как различаются косвенный и полный процессы проверки истины?

  5. Что следует понимать под реальностью?

  6. В чем сходство интеллектуализма и прагматизма?

  7. В чем различие прагматизма и эмпиризма?

  8. Каковы критерии выбора истинной теории?

  9. Каковы основные разновидности истины?

  10. Что такое абсолютная истины?

10. Теория исследования Дж. Дьюи.

Обстоятельства жизни и творчества Дьюи. Влияние шотландского реализма. Работа учителем в средней и высшей школе. Критика Декарта. Отношение к Дарвину, Фрейду, Марксу. Стремление объединить все достижения человеческой мысли. «История идей», «Стремление к достоверности». Расколдование мира. Стремление соединить факты и ценности. «Организм и среда». Естественный процесс познания. Познание как взаимодействие со средой. Различие между опытом и знанием. Различие между опытом и знанием. Идеи как инструменты. Шаблонный характер восприятия объектов. Привычки ума. Индивид как сумма всех привычек ума.

Процесс исследования. «Очерк экспериментальной логики». Непосредственные и опосредованные действия.

Инструментализм. Мысль как инструмент развития. Концепция единства теории и практики. Причины прежнего раскола теории и практики. Инструментализм и доктрина непосредственного восприятия. Объекты таковы какими они представляются. Единство объектов науки и обыденной жизни. Единство фактов и ценностей. Возможность научного познания ценностей.
Основная литература:


  1. Хикман Л. Джон Дьюи // Американская философия / Под ред. А. Т. Марсубяна и Дж. Райдера. М.: Идея-Пресс, 2008. С. 233-256.

  2. Дьюи, Дж. Изменения в концепциях опыта и разума // Дьюи, Дж. Реконструкция в философии. Проблемы человека. М.: Республика, 2003. С.62-75.


Дополнительная литература:


  1. Moore E.C. American Pragmatism. Peirce, James and Dewey. Ney Yourk: Columbia University Press, 1961. P. 181-212.

  2. Дьюи, Дж. Научный фактор в реконструкции философии // Дьюи, Дж. Реконструкция в философии. Проблемы человека. М.: Республика, 2003. С.50-62.

11. Этика Дж. Дьюи

Предшественники. Односторонность прежних теорий. Разрыв мотива и цели. Религиозная этика и Кант с одной стороны. Утилитаризм с другой. Важен не мотив, но мотив, направленный на результат. Важен не результат, но направленный на него мотив. Аристотель. Этика Дьюи как возрождение этики добродетелей. Моральный закон как закон человеческих желаний. Привычки к действию. Влияние Дарвина. Натурализм Дьюи. Три среды поведения: Неорганический мир, Органический мир, Мир ценностей. Отрицание абсолютных ценностей но признание ценностей объективных. Зависимость морали от условий человеческой жизни. Опыт лежащий в основе добра и зла. Этика должна быть научной.

Основные положения. Этика социальных привычек. Этика как иная формулировка прагматической теории значения. Индивид взятый в единстве с его деятельностью. Этика как эмпирическая наука. Ее связь с социальной психологией. Основные человеческие добродетели как результат успешного приспособления к среде. Привычка и импульс. Разум как способ преодоления импульса. Человеческая природа. Возможность ее развития. Индивид как совокупность своих привычек. Среда и индивид. Индивид и общество. Социальные группы. Привычки социальных групп. Разумные и неразумные привычки. Необходимость познания социальных привычек. Социальная этика. Опасность блокировки импульса как одно из условий массового иррационализма. Мутации импульса.

Цели как благо. Совершенство как высшее благо. Перфекционизм Дьюи. Рост как единственная моральная цель. Причем рост как совместимый с дальнейшим ростом. Счастье как наслаждение динамикой жизни. Всестороннее развитие личности. Творческий труд и осмысленная деятельность. Чувство общины. Коммунитаризм Дьюи.

Конструирование блага. Благо должно быть создано из условий роста. Суждения факта и суждения ценности. Необходимость их объединения посредством создания научной этики. Континуум целей и средств.


Основная литература:


  1. Дьюи, Дж. Реконструкция в области моральных понятий // Дьюи, Дж. Реконструкция в философии. Проблемы человека. М.: Республика, 2003. С.105-119.

  2. Дьюи, Дж. Ценность и мышление // Дьюи, Дж. Реконструкция в философии. Проблемы человека. М.: Республика, 2003. С.287-318


Дополнительная литература:


  1. Moore E.C. American Pragmatism. Peirce, James and Dewey. Ney York: Columbia University Press, 1961. P. 213-243.

  2. Dewey, J. and Tufts, J. Ethics. New York: Holt, 1908

  3. Dewy, J. Problems of men. New York: Holt, 1916

12. Практическая философия Дж. Дьюи

Социальная философия. Свободное развитие индивида как центральная доктрина и основная задача социальных институтов. Должное – совокупность требований, предъявляемых другими. Подчиненность должного благу. Социальное давление. Разумность и неразумность социального давления. Демократия как главная тема социальной философии Дьюи. Моральный и социальный смысл демократии. Демократия как условие всестороннего развития индивида. Бесклассовая политическая организации как идеал демократии. Политическая и социальная демократия. Высокая социальная мобильность как идеал социальной демократии. Идеал положительной свободы. Недостаточность негативной свободы. Открытость общества как аналог открытой вселенной. Неопределенность как фактор мира. Необходимость общественной кооперации.

Философия образования. Образование через деятельность. Образование как потребность индустриальной революции. Отставание образования от потребностей времени. Главная проблема современного образования – его оторванность от чувственного опыта. Причина – сохраняющийся дуализм ума и тела как наследие Декарта. Телесная активность понимается как нечто враждебное разуму. Проблема дисциплины в классе. Ложность образования только через развитие ума. Ум как условие преобразования мира. Коммунитарное образование. Школа как часть общины. Участие школы в жизни социума.

Философия религии. Религиозность Дьюи. «Общая вера» - работа Дьюи вызвавшая протест представителей традиционных религий. Религия как существительное и религия как прилагательное. Религия как институт и как состояние человека. Религия как возможность интеграции своей личности со вселенной. Религия повседневной жизни. Натурализация религии. Вера в прогресс.

Социальная критика. Недостаточность планирования социальной жизни. Критика индивидуализма и крайнего либерализма. Депрессии 30-х годов как следствие их. Общественный смысл экономики и политики. Либеральное образование. Критика состояния образования в Америке. Утверждение силы человека.


Основная литература:

  1. Дьюи, Дж. Как реконструкция повлияет на социальную жизнь // Дьюи, Дж. Реконструкция в философии. Проблемы человека. М.: Республика, 2003. С.119-133

  2. Дьюи, Дж. Демократия и образование // Дьюи, Дж. Реконструкция в философии. Проблемы человека. М.: Республика, 2003. С.149-236

  3. Дьюи, Дж. Природа человека и ученость // Дьюи, Дж. Реконструкция в философии. Проблемы человека. М.: Республика, 2003. С.236-287


Дополнительная литература:

  1. Moore E.C. American Pragmatism. Peirce, James and Dewey. Ney Yourk: Columbia University Press, 1961. P. 243-268.

  2. Dewey, J. The Public and its Problems. Chicago: Chicago University Press, 1946

13. Конференция по работам У. Джеймса.

Каждый из студентов готовит аналитический обзор одной из следующих статей:


  1. Стоит ли жить

  2. Чувство рациональности

  3. Рефлекторные действия и теизм

  4. Дилемма детерминизма

  5. Этическая философия и моральная жизнь

  6. Великие люди и среда

  7. Значение индивидуумов

  8. О некоторых гегелизмах

  9. Об исследованиях человеческой психики

  10. Некоторые метафизические проблемы, рассмотренные прагматически

  11. Единое и многое

  12. Прагматизм и здравый смысл

  13. Прагматизм и гуманизм

  14. Прагматизм и религия

Все работы содержатся в сборнике: Джеймс, У. Воля к вере. М.: Республика, 1997.

14. Конференция по работам Дж. Дьюи

Каждый из студентов готовит аналитический обзор одной из следующих статей:


  1. Изменения в понятии философии

  2. Некоторые исторические факторы философской реконструкции

  3. Научный фактор в реконструкции философии

  4. Изменения в концепциях опыта и разума

  5. Изменения в концепциях идеального и реального

  6. Изменения в концепциях опыта и разума

  7. Изменения в концепциях идеального и реального

  8. Значение логической реконструкции

  9. Реконструкция в области моральных понятий

  10. Как реконструкция влияет на социальную философию

  11. Демократия и образование

  12. Природа человека и ученость

  13. Ценность и мышление. (Раздел 1. «Логические условия научной трактовки нравственности»)

  14. О мыслителях

Все работы содержатся в сборнике: Дьюи, Дж. Реконструкция в философии. Проблемы человека. М.: Республика, 2003
Результирующая оценка по дисциплине

Результирующая оценка по дисциплине складывается по формуле: О результ. = q1O итог. контроль + q1О накопленная . При этом q1 = 0,5, а q2 = 0,5. Накопленная оценка, в свою очередь, складывается по формуле: О накопленная = k1 O реферат + k2 O аудит + k3 О сам. работа. В качестве текущего контроля используется реферат по одной из тем, в соответствии с нижеприведенным списком. Оценка за аудиторную работу представляет собой итоговую оценку за работу на занятиях. При этом k1 = 0,75, k2 = 0,5, k3 = 0,25


Тематика Эссе



  1. Сравнение прагматизма Пирса и Джеймса.

  2. Специфика прагматизма Дьюи

  3. Сравнение прагматизма Джеймса и Дьюи

Другие темы возможны по согласованию с преподавателем

Объем эссе. От 10 до 20 тыс. знаков

Срок сдачи - не позднее последнего дня февраля
Тематика рефератов


  1. Эпистемология прагматизма

  2. Прагматическая теория истины

  3. Прагматизм и философия жизни

  4. Прагматизм и классический позитивизм

  5. Прагматизм и логический позитивизм

  6. Прагматизм и философия языка

  7. Прагматизм и феноменология

  8. Прагматизм и русский космизм

Другие темы возможны по согласованию с преподавателем

Объем реферата от 20 до 30 тыс. знаков



Срок сдачи – не позднее 20 марта
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  • Примерный перечень тестов к письменному экзамену по всему курсу.




  1. Какое из нижеперечисленных суждений о прагматизме является правильным:

    1. Это субъективный идеализм

    2. Это материализм

    3. Это нейтральный монизм

    4. Это пантеизм

    5. Это супронатурализм

  2. Назовите правильную хронологическую последовательность развития прагматизма :

    1. Джеймс, Пирс, Дьюи

    2. Джеймс, Дьюи, Пирс

    3. Дьюи, Пирс, Джеймс

    4. Пирс, Джеймс, Дьюи

    5. Пирс, Дьюи, Джеймс

  3. Какие философские традиции оказали наибольшее влияние на прагматизм:

    1. Платон, Локк

    2. Аристотель, Спиноза

    3. Августин, Юм

    4. Декарт, Кант

    5. Конт, Милль

  4. Последователем какого философского направления считал себя Пирс главным образом:

    1. материализм

    2. скептицизм

    3. философский реализм

    4. агностицизм

    5. рационализм

  5. Три основные категории эпистемологии Пирса:

    1. Возможность, действительность, сила

    2. Качество, количество, мера

    3. Первичность, вторичность, троичность

    4. Случай, любовь, логика

    5. Тезис, антитезис, синтез

  6. В чем специфика эмпиризма Пирса:

    1. Возможность чувственного восприятия общих понятий

    2. Отрицание рационализма

    3. Отрицание материи

    4. Признание первичных качеств

    5. Признание бытия Бога

  7. В чем главная особенность понимания объективной реальности Пирсом:

    1. Реальность как нечто существующее вне нашего сознания и данное нам в ощущениях

    2. Реальность как очевидность ума

    3. Реальность как бесконечный процесс элиминации субъективности

    4. Реальность как действие

    5. Реальность как творческая эволюция

  8. Основные принципы исследования Пирса в их правильной исторической последовательнсоти:

    1. Наука, упорство, авторитет, вкус

    2. Вкус, наука, упорство, авторитет

    3. Упорство, авторитет, вкус, наука

    4. Авторитет, упорство, наука, вкус

    5. Упорство, вкус, авторитет, наука

  9. Как следует понимать математический принцип понимания реальности у Пирса:

    1. Только математические методы позволяют постичь реальность

    2. Реальность это бесконечность

    3. Реальность можно постичь количественными методами

    4. Реальность дана в численном выражении

    5. Фантазии и образы, природа которых не поддается математическим обобщениям не составляют реальности

  10. Назовите наиболее точную формулировку понимания Пирсом научного закона:

    1. Закон есть постоянство опыта

    2. Закон есть объективная связь предметов действительности

    3. Закон есть продукт сознания

    4. Закон есть инстинкт жизни

    5. Закон есть веление Бога

  11. Как связаны между собой закон и инстинкт:

    1. Инстинкт предшествует закону

    2. Инстинкт это и есть закон в широком смысле

    3. Инстинкт дает возможность непосредственного созерцания закона

    4. Инстинкт и закон несовместимы

    5. Закон подчиняет себе инстинкт

  12. Как связаны между собой закон и факт:

    1. Закон ест ь повторяемость фактов

    2. Закон есть наиболее общий факт

    3. Факты и закон существуют сами по себе

    4. Факты объективны, закон субъективен

    5. Закон обобщает факты

  13. Что означает «мягкий» и «жесткий» тип веры: :

    1. Первое это главным образом религия, второе главным образом наука

    2. Первое направлено на самого себя, второе на объект

    3. Это ложное различие

    4. Свидетельство ограниченности разума в Пирса

    5. Способ доказательства приоритета веры у Джеймса

  14. Что означает мелиоризм Джеймса:

    1. То же самое что эмпириомонизм

    2. Ошибочный способ рассуждения

    3. Доказательство бытия Бога

    4. Вера в Махди

    5. Нечто среднее между детерминизмом и свободной волей

  15. В чем специфика прагматического понимания Бога:

    1. Это учение о реальности Бога

    2. Концепция реальности пространства и времени

    3. Вера в Бога есть способ активизации человеческой воли

    4. Это обоснование религиозного мировоззрения

    5. Это один из способов решения проблемы общих понятий

  16. В чем специфика прагматизма Джеймса:

    1. Это принцип практической деятельности

    2. Это способ решения проблемы общих понятий

    3. Это способ верификации научных фактов

    4. Это обоснование религиозного мировоззрения

    5. Это отрицание метафизики

  17. Прагматизм Джеймса это скорее всего развновидность:

    1. рационализма

    2. эмпиризма

    3. критицизма

    4. агностицизма

    5. экзистенциализма

  18. В качестве главного условия успешной деятельности прагматизм полагает:

    1. ощущения

    2. восприятия

    3. разум

    4. опыт

    5. веру

  19. В чем односторонность прежней этики согласно Дьюи:

    1. Разрыв мотива и цели

    2. Игнорирование инстинкта жизни

    3. Поверхностность

    4. Слабость веры

    5. Ненаучность

  20. Как связаны между собой этика и наука согласно Дьюи

    1. Наука выше этики

    2. Этика должна быть научной

    3. Ценности создают научное знание

    4. Этика превосходит науку

    5. Воля объединяет в себе и то и другое

  21. Что является высшей ценностью этики Дьюи:

    1. Успех

    2. Воля

    3. Удовольствия

    4. Долг

    5. Рост и развитие

  22. В чем смысл демократии согласно практической философии Дьюи:

    1. Это способ обеспечить наибольшее счастье наибольшему числу

    2. Это практическая необходимость

    3. Это способ защиты прав человека

    4. Это условие всестороннего развития индивида

    5. Это условие экономического развития

  23. В чем смысл философии образования Дьюи:

    1. Религиозное образование

    2. Образование через практическую деятельность

    3. Философское образование

    4. Изучение прагматизма

    5. Умение достигать успеха

  24. Какая фраза лучше всего передает смысл философии религии Дьюи:

    1. Общая вера

    2. Вера в прогресс

    3. Натурализация религии

    4. Протестантский модернизм

    5. религия разума

Автор программы: _____________________________/ Ф.И.О./



Подпись обязательна.







Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет