Семинар Развитие религиозных представлений в эпоху класообразования



Дата15.01.2023
өлшемі25.38 Kb.
#468406
түріСеминар
семинар


Юля Павлюк, 911
Семинар 8. Развитие религиозных представлений в эпоху класообразования

1. Становление культа предков и личных покровителей

Ку́льт пре́дков — одна из древних и распространённых форм политеизма, в основе которой лежит поклонение умершим прародителям и сородичам, и вера в то, что предки магически участвуют в жизни потомков.1
Культ предков возник на позднем этапе первобытнообщинного строя и достиг особенно большого развития в патриархально-родовых обществах.

На известных ступенях развития человек всякого умершего считает существом сверхчеловеческим и божественным; он поклоняется, как богам, умершим из своей семьи, создаёт особые обряды этого поклонения и, таким образом, с течением времени вырабатывается то, что в науке известно под названием культа предков. Это почитание мёртвых имеет почти всегда исключительно домашний характер, распространяется только на предков каждой отдельной семьи, в ней замыкается и получает дальнейшее развитие.


В древнеегипетском обществе культ предков проявился в особых религиозных и светских ритуалах, а также специально обустроенном месте для подношений (сердаб). Как и ложная дверь, сердаб, по мнению древних египтян, помогал загробной жизни покойного. Обычно сердаб соседствовал с часовней, и порой в разделяющей стене проделывались отверстия для глаз, чтобы Ка усопшего мог наблюдать за тем, как ему совершают подношения. Помимо статуи покойного в сердабе стояли статуя занятого приготовлением пищи слуги, стелы, сосуды, алтарь и/или жертвенник и др.2
Древние греки и римляне называли умерших самыми почтительными именами — добрыми, святыми, блаженными божествами; гробницы были храмами этих божеств; на них вырезались надписи «богам-манам» или, у греков, «подземным богам».3
В Японии культ предков существует и поныне. Почитание умерших берёт начало с древних времён.
Происхождение этого культа объясняется многими известными писателями, как страх перед духами и как результат жертвоприношения душам умерших, чтобы умилостивить их. Также можно приписать происхождению культа предков совершенно другую причину: не страх перед умершими, а любовь к ним способствовала возникновению обычая почитания и приношения кушанья и напитков в жертву душам. Благоговение перед родителями в некоторых случаях походило на боязнь, но все же чувство это пробуждалось любовью, а не страхом.
Культ предков был первой религией Японии существует и в настоящее время в народе. У японцев есть три рода почитания предков: почитание всем народом родоначальника императорского дома, почитание святого покровителя данного места, что, как позже выяснилось, представляет собой отголосок родоначальников какого-либо рода его потомками, и, наконец, почитание предков членами их семейств. В каждом японском доме имеются две святыни: камидана, или «святое божественное место» и буцудан или «алтарь Будды».
В тех домах, где исповедуют синтоистскую религию, имеется ещё одна доска или камидана, посвящённая исключительно почитанию предков семьи. На этой доске находятся могильные памятники с изображением имён предков, их возраста и дни их смерти. Эти памятные плиты называются митама-сиро, что означает «представители душ». Они обычно состоят из маленьких ящиков в форме синтоистских гробов. Жертвоприношения, состоящие из риса, кофе, рыбы, веток сасаки и фонариков находятся и на второй доске, точно так же как на первой.
Многие исследователи считали, что культ предков являлся основной из форм религиозных верований на Африканском континенте. Так, у гереро поклонялись душам покойных предков-покровителей — «овакуру», у джага — «вариму». При этом, духи предков нередко были неравнозначны, самого усердного поклонения удостаивались недавно умершие, остальные нередко считались злыми духами, вредящими роду. В процессе развития племенной и межплеменной организации возникает и культ вождей, как разновидность культа предков.4

2. Культ плодородия у земледельцев и скотоводов
Культ плодородия – поклонения производящим силам природы и человека, включающее магичкские действия и ритуалы, способствующие росту и приумножению растений, животных, людей. Культ плодородия – одна из важнейших составляющих частей большинства традиционных религий. Как древнейшие свидетельства культа трактуются неккоторые наиболее ранние антропоморфные и зооморфные изображения. Магия плодородия выражается в аграрных и эротических символах, которые должны способствовать вертильности своего обладателя, а также в действиях, инсценирующих совокупление, оплодотворение земли, растений и животных. Магия плодородия входит в аграрные культы, охотничьи и сковотоводческие обряды, направленные на размножение промысловых и домашних животных, в большинство жизненного цикла обрядов (родильные, пубертатные, инициации, свадьбы, погребения), в культ предков, календарные обряды и культы духов деревьев. Идея плодородия лежит в основе культа большинства природных стихий – земли (хтонические культы), воды, солнца (солярные культы), луны (лунарные культы). С формированием пантеонов обычно выделяются особые божества плодородия и растительности (Осирис и Исида в Египте, Астарта и Таммуз в Западной Азии, Деметра и Артемида в Греции, Венера и Диана в Риме…). Множество божества плодородия предсталяют собой умирающих и воскрешающих богов, их смерть или ритуальное убийство символизирует зимнее угасание, воскресение – возрождение сил природы весной.5
Культ женского начала у любого земледельческого народа обычно всегда сосуществовал с аналогичным культом мужского начала. Это и понятно: идея размножения и плодородия могла развиваться лишь как представление о жизненной важности слияния обоих начал. В неолитическом Китае археологами найдены изображения, напоминающие фаллосы. Кроме того, наличие фаллических символов подтреугольной формы дало основание Б. Карлгрену предположить, что Рид не совсем права, связывая все изображения треугольников только с женским началом. Сам Карлгрен в специальной работе убедительно показал, что и в иньском и чжоуском Китае решительно преобладал именно мужской фаллический культ и что все элементы этого культа в графике действительно восходили к знакам подтреугольной формы. 6

3. Складывание политеизма. Шаманизм.
Политеи́зм — система верований, религиозное мировоззрение, основанное на вере в нескольких божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь. Политеизм является религиозной системой и типом теизма, в рамках которого политеизм противостоит монотеизму — вере в единого Бога, и атеизму — отрицающему существование единого Бога и любых других богов.7
Политеизм развился из родоплеменных культов в раннеклассовых обществах в форму национальных государственных культов, как отражение подавленности человека природой и социальным гнетом. В политеизме сверхъестественный мир представляется как иерархия старших и младших богов, имеющих каждый свое индивидуальное имя, свой облик, часто антропоморфный, и свою определенную сферу управления в природе и в обществе. Во главе политеистического пантеона, в соответствии с земной властью, стоит верховный, т. е. главный, бог, но не единственный, в отличие от монотеизма. Политеизм не исключает признания богов чужих народов. В ритуале политеизма главную роль играет жречество, группирующееся вокруг храмов. Многие представления и обряды политеизма сохраняются и в так называемых высших, или монотеистических, религиях. 8
Выделяют различные виды политеизма:
анимизм — культ одушевления предметов, источником которых служит вмешательство духов и демонов;
фетишизм — культ материальных предметов, наделяемых сверхъестественными свойствами;
тотемизм — вера в родственную связь между племенем с одной стороны и определённым животным, растением или явлением природы — с другой;
зоолатрия — культ поклонения животным;
сабеизм — культ обожествления звёзд, планет и других небесных тел, тесно связанный с магией и астрологией.
культ хтонических божеств (хтонических существ) — почитание божеств земли и природы.
культ предков — культ характерен для архаичных форм политеизма, где предки магически участвуют в жизни потомков. Эти формы первобытных религиозных представлений существовали в тесном переплетении друг с другом.9
Шамани́зм— древняя религия, в основании которой лежит вера в общение шамана с ду́хами в состоянии транса («камлание»). Шаманизм связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Его элементы могут содержаться в различных религиозных системах.10
Шаманизм был развит у народов Сибири, Дальнего Востока, Юго-Восточной и Средней Азии и Африки, у индейцев Северной Америки, Австралии и Океании, а также и у индейцев Южной Америки. В той или иной форме он существовал у большинства народов Земли. В этом смысле шаманизм принято считать древнейшей религией, насчитывающей десятки тысячелетий. Однако такое понимание несколько условно, поскольку современные религии предполагают единую мифологическую основу. В шаманизме же мифологическая основа даже в пределах Евразии может отличаться достаточно сильно, а африканский и американский шаманизмы вообще опираются на собственные системы мифов.
Понятие «шаман» используется во многих языках. Основная версия его происхождения тунгусо-маньчжурская - от корня "са" (са-ми/hа-ми/ша-ми) — "знать" + -ман (суфф. отглагольного имени, суфф. склонности лица к чему-либо), досл. саман — "знающий [то, что другим не дано]". Не исключено также, что оно происходит из индоарийской культуры и происходит от слова «шрамана» — слушающий. Кроме того, каждый народ имеет свои собственные названия для шаманов, которые могут различаться даже у одного народа в зависимости от функций шамана и категории шамана.11
Шаманизм обладает следующими особенностями, которые могут значительно варьироваться от региона к региону:
- Шаман является избранником духов. Это означает, что шаманами становятся не по своей воле, не вследствие обучения, а по воле природы, иначе говоря высших сил. Шаманами рождаются, но возможно дар ещё не раскрыт до поры до времени. До раскрытия своих сил возможны приступы, такие, как вещие сны, видение духов, внезапные предсказывания. Его описывают ещё, как термин шаманская болезнь.
- Шаманизм опирается в первую очередь на индивидуальный опыт, который почти не накапливается в виде книг и канонов. Критерием истинности всегда являются индивидуальные экстатические переживания конкретного шамана.
- Шаман, как правило, служит скорее посредником при общении с духами, а иногда следует воле духов.
- Шаман может изучать мир (духа), опираясь на личный опыт, и составлять свои карты мироздания, которые, как правило, сугубо индивидуальны.
- Для вызова духа или общения с ним используются ритуалы камлания, когда шаман входит в транс или испытывает трансперсональные состояния. Во многих регионах для камлания используется бубен или варган, определённые танцы и заклинания.
- Шаманы воспринимают мир как взаимодействие духов, и в этом мире большое значение играют всевозможные ритуалы — инициации, подношения духам, борьбы с духами и т. п.
- Входя в транс, шаманы отправляются путешествовать в иные миры: верхний мир (мир богов), нижний мир (мир демонов), средний мир (мир земных духов).
Шаманизм — это религиозная система практики. Исторически он ассоциируется с племенами или населением определённых регионов и заключается в вере в то, что шаманы обладают связью с потусторонним миром, благодаря чему могут исцелять больных, общаться с духами и сопровождать души умерших в загробную жизнь. Эта идеология широко практиковалась в Европе, Азии, Тибете, Северной и Южной Америке и Африке. Она была сосредоточена на вере в сверхъестественные явления, такие как мир богов, демонов и духов предков.12
По данным археологии, шаманские ритуалы практиковались в Сибири ещё в эпоху неолита и в бронзовом веке. Например, сохранившиеся писаницы Верхнего Приамурья, Восточного Забайкалья, разных регионов Якутии являются иллюстрацией древних шаманских обрядов поздненеолитических предков современных эвенков.13 В отличие от большинства религиозных учений, созданных тем или иным основателем, шаманизм сложился естественным, историческим путём. На определённом этапе отражения мира в сознании людей образ мифической Вселенной стал настолько значимым и разработанным, что разобраться в нём могли только личности, имевшие особые способности и прошедшие специальную подготовку. В большинстве обществ появилась потребность в «посреднике» между человеческим и потусторонним мирами.14
Одно из самых древних шаманских погребений в России было найдено на Оленьем острове в Онежском озере и относится, по всей видимости, к эпохе мезолита, насчитывая уже 6 тысяч лет.15

1 Токарев С. А. Ранние формы религии и их развитие. — М.: Наука, 1964.



2 Уоллис Бадж. Мумия. — New Acropolis. — С. 322. — 524 с. — ISBN 9785918961261.

3 Звягинцев Е. А. Культ предков // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

4 Токарев, 1964, с. 271.

5 Тендрякова М. В. ПЛОДОРОДИЯ КУЛЬТ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016); https://bigenc.ru/ethnology/text/3145884 Дата обращения: 18.11.2022

6 Васильев Л. С., Культы, религии, традиции в Китае, Ломоносовъ, 2022 г.



7 Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 14. Пе — Пр. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — С.166. ISBN 5-85270-206-4 (Кн.14), ISBN 5-85270-218-8.

8 Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 11. ПЕРГАМ - РЕНУВЕН. 1968.



9 Политеизм — статья из ЭСБЭ.

10 Шаманство — статья из Большой советской энциклопедии.

11 Петрухин В. Я. Мифы финно-угров. — Москва: Астрель, 2005.

12 Definition of SHAMANISM (англ.). www.merriam-webster.com.

13 Варламов А.Н. Сонинги Дулин Буга: этногенез и этническая история эвенков. — Новосибирк: Наука, 2022. — С. 185-192.

14 Арефьев В. Е. Введение в туризм: учебное пособие. — Барнаул: АГУ, 2002. — 282 с.

15 Петрухин В. Я. Мифы финно-угров. — Москва: Астрель, 2005.


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет