Становление и развитие суфийской педагогической мысли 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования



Дата05.03.2016
өлшемі378.54 Kb.
#43942
түріАвтореферат




На правах рукописи

Совитова Элла Тулкиновна



СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

СУФИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Нижний Новгород – 2007

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет»

_________________________________________________________________




Научный руководитель

доктор педагогических наук, профессор



Маликов Рустам Шайдуллович
Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор



Викулина Мария Анатольевна;
доктор философских наук, профессор

Тайсина Эмилия Анваровна
Ведущая организация

ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет

им. И.Я. Яковлева»

Защита состоится 22 октября 2007 г. в 1400 часов на заседании диссертационного совета К 212.162.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603022, г. Нижний Новгород, ул. Тимирязева, д. 31, ауд. 215.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет».

Автореферат разослан 21 сентября 2007 г.



Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук,

доцент



Н.Ф. Комарова




ОбщаЯ характеристика работы
Актуальность исследования. Для развития современной педагогической науки актуально использовать достижения других смежных наук, каковыми являются философия, психология, культурология и другие гуманитарно ориентированные дисциплины. Необходимо также отметить исключительное влияние ряда духовных традиций, которые по-своему отражают систему обучения и воспитания. На современном этапе развития гуманитарных наук необходимо глубокое и интегрированное исследование до сих пор не изученных и не используемых на практике педагогических идей, принципов, форм, методов и средств, заложенных в суфийских традициях, которые содержат уникальный подход к процессу образования.

В настоящее время имеется ряд интегрированных исследований в области педагогики и религий. Так, в рамках христианской традиции обучения и воспитания разработана «Православная педагогика». Например, К.П. Победоносцев является «вдохновенным» наставником православной педагогики XIX века. Он, касаясь вопросов просвещения и образования, акцент делает на духовные основы: школа учит читать, писать, считать, но в нераздельной связи с этим учит знать Бога и любить Его и бояться, любить отечество, почитать родителей. Современный исследователь А. Рогозянский также склонен к тому, что, эталон, ориентир христианской педагогики резко отличается от педагогики светской, он выходит за границы материального мира, связывая между собой жизнь временную и вечную.

Что касается суфизма, то в рамках ислама он представляет особое философско-педагогическое мировоззрение, развивающееся на протяжении двенадцати столетий, получившее распространение на Востоке, особенно в Персии и частично проникшее на Запад. Его представители считают возможным через личный психолого-педагогический опыт непосредственное духовное созерцание или соединение человека с миром божественного. Оно достигается посредством сильного внутреннего переживания или озарения, идущим «по Пути к Богу с любовью к нему в сердце». Цель жизни определялась суфиями в духовно-интуитивном непосредственном познании божественного мира. В основе концепций их мистического пути была заложена идея нравственного очищения и совершенствования человека, что имеет непосредственное отношение к развитию суфийской педагогической мысли. Эта мысль вылилась в разработанную теорию морально-этических качеств (макамат) и представлена в достижении особых кратковременных психических состояний.

Как отмечают исследователи суфизма, в настоящее время дать адекватное определение суфизма как системы невозможно, поскольку в науке не сложилось единое мнение относительно этого чрезвычайно сложного, многопланового и мозаичного религиозного мировоззрения. Сами суфии не обращают большой интерес к подобным исследованиям, довольствуясь ссылками на проявления их образа мышления в различных странах и в разные исторические периоды. Ни в пору своего зарождения, ни в дальнейших этапах развития (начиная с IX века до наших дней) суфизм не стал стройной, четко сформулированной и строго определенной системой взглядов. Поэтому, в сущности, суфизм – это множество течений, школ, ветвей и ответвлений, представленных целым спектром концепций и положений мистического Пути, которые объединялись лишь конечной целью – познания божественного, движения к самопостижению. Суфизм – это собрание учений, проявляющихся в различных формах, имеющих общую цель: превосхождение обыденных ограничений личности и восприятия. Это – не система теорий и предположений. Суфизм описывается как путь любви, путь почитания, путь знания. В своих многочисленных проявлениях суфизм преодолевает интеллектуальные и эмоциональные препятствия, создавая возможность нравственного совершенствования человека.

Соответственно суфийскому учению строилась суфийская педагогика. Суфии считают, что суть ее заключается в том, что обучаемый на основе раскрытия дремлющего потенциала интуиции и эмоциональных способностей в процессе особой тренировки приходит к гармонии с «Божественной природой». Конечная цель этой тренировки – сбрасывание завесы, скрывающей истинное существование за личным «Я». Согласно суфизму, у человека, скованного своими страстями, желаниями и потребностями, чувства оказываются ущербными, а мысли и восприятие – измененными. В результате понимание истины очень далеко от реальности, для адекватного восприятия которой, прежде всего, следует избавиться от болезненных мыслительных процессов и трансформировать страсти в нравственное, духовное начало.

Учение, разработанное суфийскими мастерами, направлено на уменьшение влияния на человека ограничивающих факторов, делающих людей пленниками своего воспитания, окружения, собственных переживаний.

Цель суфийских практиков заключалась в том, чтобы получить вневременной опыт переживания, открывающий путь к познанию. При этом как средство использовались трансовые техники, гипнотерапия, комплексы специальных психотехнических упражнений, в числе которых тренировка голосовых, телесных, психоэнергетических возможностей человека. Необходимым условием обучения в суфийской традиции является процесс педагогического сопровождения учителем ученика, что выявляет значимость субъектно-субъектных отношений. Так, на начальном этапе обучения основная задача ученика (мурида) сводится к вживанию в образ учителя (муршида) как высшей степени знающего существа, для чего используются три уровня восприятия реальности: физический, ментальный и вербальный. В связи с этим следует отметить, что в суфийских традициях содержится огромное количество положительных педагогических мыслей, которые при целенаправленном изучении могли бы использоваться в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учебных заведений, вузов, учреждений дополнительного образования и религиозных учебных заведений, последние из которых особенно интенсивно развиваются в настоящее время.

Таким образом, актуальность исследования состоит в обострении противоречий в современном образовательном процессе и возможном их разрешении использованием суфийской педагогической мысли. Актуальность данной работы вызвана обо­стрением противоречия между объективной необходимостью исследования педагогической мысли в суфизме и недостаточ­ной разработанностью теории рассматриваемой проблемы в ее сущностном, системном и концептуальном аспекте. Это общее противоречие детерминировано несоответствием ме­жду:

— требованиями общества, предъявляемыми к образованию в целом и истории педагогической мысли в частности, отсутствием исследований становления и развития образования и педагогической мысли в суфийской традиции;

— потребностями в теоретическом обосновании и научно-методическом обеспечении содержания высшего гуманитарно-педагогического образования и наличием пробелов в целостной цепи истории образования и педагогической мысли из-за неизученности суфийской педагогической мысли;

— в теоретическом обосновании становления и развития суфийской педагогической мысли в связи с отсутствием исследований по данной проблеме.

Указанные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: какова преемственность связей суфийской педагогической мысли с современной педагогической наукой и практикой?

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность послужили основанием для определения темы диссертации: «Становление и развитие суфийской педагогической мысли».

Объект исследования

Объектом исследования является педагогическое наследие, содержащееся в литературно-философских первоисточниках суфийских мыслителей, а также опыт обучения и воспитания суфийских мастеров.



Предмет исследования

Предметом исследования является процесс становления и развития суфийской педагогической мысли как гуманистически ориентированной системы обучения и воспитания.



Цель исследования: на основе анализа произведений суфийских просветителей выявить особенности их педагогической мысли и преемственность связей с современной теорией и практикой обучения и воспитания.

Задачи исследования

В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть историко-педагогические предпосылки становления и развития суфийской педагогической мысли.

2. Определить содержание, основные направления и методы суфийской педагогической мысли и опыта обучения и воспитания на их основе.

3. Выявить преемственность связей суфийской педагогической мысли с современной педагогической наукой и практикой.

4. Определить возможности использования суфийской педагогической мысли в современном учебно-воспитательном процессе.



Методологические основы исследования

Методологическими основами исследования выступили положения теории познания в философии (Аристотель, Р.Декарт, Э.Кант, Платон, Э.А. Тайсина и др.) и психологии (К.Роджерс); положения системного (В.П. Беспалько, М.С. Каган и др.); деятельностного (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Козлова, А.Н. Леонтьев, И.В. Павлов и др.), аксиологического (З.И. Равкин, В.А. Сластенин и др.) и личностно ориентированного подходов в педагогике и психологии (Е.В. Бондаревская, М.А. Викулина, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.).



Теоретическая база исследования

Теоретическую базу исследования составили философские, культурологические, педагогические, психологические идеи и концепции содержания образования. В исследовании мы опирались на фундаментальные работы, посвященные вопросам педагогического образования (Н.М. Борытко, В.И. Загвязинский); содержания образования (В.С. Леднев, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин); теоретическим основам духовно-нравственного развития личности (Л.С. Выготский, А.А. Реан); прогнозирования, моделирования и проектирования образовательных систем (В.Ф. Габдулхаков, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, Ю.С. Тюнников); теории обучения (И.Лернер, М.Скаткин); гуманитаризации и гуманизации образования (М.П. Архипова, Г.В. Мухаметзянова, З.Г. Нигматов).

Исследование развития педагогической мысли суфийскими просветителями вы­полнялось с опорой на теоретические разработки по истории, педагогике, филологии и философии отечественных и зарубежных педагогов-психологов Р.Бернса, Б.Братуся, Ф.Е. Василюка, Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, Р.Ш. Маликова, А.Маслоу, А.Б. Орлова, К.Роджерса, В.А. Сухомлинского, Д.Фрейберга, А.А. Хисматуллина.

Методы исследования

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: ретроспективный анализ литературы – трудов по вопросам развития общественной мысли в целом и суфийской педагогической – в частности, общих и специальных работ по философии, филологии, психологии, религиоведению, социальной психологии, истории, педагогике, а также историко-педагогических работ и документов; теоретико-методологический анализ педагогической литературы; исторический, который позволил проследить тенденции становления и развития суфийской педагогической мысли; обработка и анализ результатов исследования.



Источниковедческая база исследования

Источниковедческой базой исследования послужили прежде всего художественно-дидактические сочинения суфийских просветителей; материалы устного изложения современных суфийских учеников; отечественная и зарубежная художественно-дидактическая, педагогическая, религиозно-философская, историческая литература по исследуемой проблеме; материалы педагогической и общественной периодики, суфийские тексты, включающие притчи и поэзию Аль-Газали, М.Сухраварди, И.Шаха, И.Хана, Д.Руми, Аттара, Фирдоуси, Х.Санаи, Абуль-Хасана Ширвани, Абу Саида Абиль-Хайра, Хафиза, Джунайда, Худжвири, Абдур-Раззака Кашани, Д.Нурбахша, Шабистари и др., а также труды А.Курбанмамадова, Дж.Фейдимена, Р.Фрейсера.



Организация и этапы исследования

Первый этап (2002–2003 гг.) включал изучение соответ­ствующей психолого-педагогической, религиозно-философской, социоло­гической, исторической литературы, идей об­разования в суфийской духовной традиции и суфийской педагогической мысли.

Второй этап (2004–2005 гг.) состоял в сущностном изучении процесса становления и развития образования в суфийской духовной традиции в целом, суфийской педагогической мысли в частности.

Третий этап (2006–2007 гг.) связан с систематизацией и оформлением результатов исследования в виде диссертации.

Научная новизна исследования

Научная новизна исследования заключается в следую­щем:

1. Раскрыты и обоснованы историко-педагогические предпосылки становления и развития суфийской педагогической мысли.

2. Определены содержание, основные направления и методы суфийской педагогической мысли и опыта обучения и воспитания на их основе.

3. Выявлена преемственность связей суфийской педагогической мысли с современной педагогической наукой и практикой.

4. Разработан научный прогноз возможностей использования суфийской педагогической мысли в современном учебно-воспитательном процессе.



Теоретическая значимость исследования

Теоретическое значение исследования заключаются в том, что обоснована обусловленность суфийской педагогической мысли историко-педагогическими условиями своей эпохи; определены роль и место суфийских просветителей в развитии педагогической мысли. В работе выдвинуто положение о том, что в современном учебно-воспитательном процессе необходимо использовать педагогическую мысль суфийских просветителей.



Практическая значимость исследования

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработано содержание спецкурса по суфийской педагогической мысли; качественно обогащено содержание курса «История образования и педагогической мысли» материалом, ныне не раскрываемым в учебно-воспитательном процессе. Результаты исследования могут быть использованы в процессе преподавания предметов гуманитарно-педагогического цикла в общеобразовательных школах, средних специальных образовательных учреждениях, вузах и курсах повышения квалификации работников образования, а также организации воспитания подрастающего поколения на гуманистических традициях суфизма.



Апробация и внедрение результатов исследования

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе пропаганды разработанных теоретических положений и практических рекомендаций, анализа и обсуждения результатов исследования в процессе чтения лекций и проведения семинарских занятий по истории психологии и образования, педагогической мысли студентам Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. Важнейшие результаты исследования докладывались и получили одобрение на итоговых научных конференциях аспирантов, молодых ученых и профессорско-преподавательского состава Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета (2003–2006 гг., кафедры педагогики и психологии). Основные положения исследования получили отражение в статьях, опубликованных в межвузовских сборниках научных трудов в гг. Москва, Санкт-Петербург, Йошкар-Ола, Рязань, Казань, Кострома, а также материалах научно-практических конференций. Материалы исследования использовались в работе трех грантов в области социологии: «Подростки и насилие» (2003), социальной педагогики и психологии: «Раннее вмешательство» (2005), научно-практической конференции по психологии: «Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики» (2006).



Достоверность и обоснованность результатов исследования

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются использованием адекватных цели, задачам и логике исследования комплексного научно-исследовательского инструментария, целостным и системным подходом к исследованию проблемы, опорой на теоретические положения философских, обществоведческих, историко-педагогических исследований, целенаправленным анализом учебно-воспитательного процесса средних специальных учебных заведений, научной и практической апробацией автором основных идей и полученных результатов в практике преподавания, использованием их в научных трудах.



Основные положения, выносимые на защиту

1. Обусловленность становления и развития суфийской педагогической мысли историко-педагогическими предпосылками своего времени, важнейшими среди которых стали открытый социальный протест людей, подорванных тяжелыми условиями жизни; разработка суфийской теории, появление общественной организации суфиев; возникновение внутри суфийских орденов суфийских школ, системы обучения и воспитания; влияние суфизма на арабо-мусульманскую философскую мысль, а также на культуру Востока в целом; проникновение суфизма в педагогику, литературу и широкая популярность благодаря творчеству поэтов и мыслителей, таких как Аль-Газали, Фаридаддин Аттар, Ибн аль-Фарид, Джалаладдин Руми и т.д.

2. Анализ содержания, основных направлений и методов суфийской педагогической мысли, главными среди которых являются призыв к учению, получению разносторонних знаний и применение их на практике; развитие ума; совершенствование нравственности с опорой на духовное учение суфийской традиции, соблюдение которых устранит имеющиеся многочисленные человеческие пороки и приведет к оздоровлению общества. Таким образом разрешены некоторые просветительские задачи, в результате раскрытия всего многообразия связей суфийской педагогической мысли и современной педагогики.

3. Обоснование преемственности связей передовой суфийской мысли с современной педагогической наукой и практикой, в частности, интерес к суфизму психологической и педагогической наук обусловлен поиском связей современных методов, таких как психоанализ, психосинтез, гуманистический и экзистенциальный подходы, трансперсональная психология, стадии развития человека по Э.Эриксону, Ж.Пиаже, З.Фрейду, человекоцентрированный подход К.Роджерса и ряд других исследований, педагогическая ценность которых имеет место в истоках древней суфийской традиции; мастера суфийской традиции в качестве методов воспитания использовали притчи, метафоры, рассказы, беседы, меткие сравнения, опирающиеся на глубокие философские учения, на что переводится вся широта и объем духовного восприятия действительности; развитие человека через самопознание и его духовный рост – путь «очищения сердца», вследствие чего обучаемый достигает «откровения» – интуитивного постижения высшей реальности и т.д.

4. Научный прогноз возможностей использования суфийской педагогической мысли в современном учебно-воспитательном процессе, в частности, в гуманизации и демократизации содержания образования и межличностных взаимоотношений, основанных на законности, гласности и открытости системы образования; комплексном воспитании в личности гуманных качеств, совершенствовании ее нравственности; патриотическом, интернациональном и толерантном воспитании молодого поколения; уважительном отношении и любви к историческому прошлому своего народа, его духовным ценностям; активном внедрении этнопедагогики, прогрессивных гуманистических идей суфизма в образовательный процесс; повышении роли семьи и родителей в гуманистическом воспитании молодежи. В рамках нашего исследования обнаруживается прямая взаимосвязь между гуманистическими идеями Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, современной гуманистической педагогикой К.Роджерса, Ш.А. Амонашвили и суфийской педагогической мыслью и воспитательной традицией. Содержание, направления, методы, средства и способы обучения и воспитания в суфийской традиции прошли апробирование в практике многочисленных братств, дервишских общин, поэтому не противоречат положениям теории и практики современной педагогической науки.
Структура и объем диссертации
Реализация целей исследования и его внутренняя логика определили структуру работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во Введении обосновываются актуальность, определены объект и предмет, цели и задачи, методологические основы и методы, охарактеризованы источники, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.

В первой главе «Историко-теоретические основания становления и развития педагогической мысли в суфизме» раскрыты историко-педагогические предпосылки становления, выявлены социально-педагогические условия развития, определены движущие силы развития суфийской педагогической мысли.

Во второй главе «Развитие педагогической мысли в суфизме в различные исторические периоды» раскрыты особенности становления и развития суфийской педагогической мысли; выявлены педагогические мысли видных представителей суфийского движения; определен вклад передовой суфийской мысли в современную педагогическую науку и практику.

В Заключении обобщены и изложены основные теоретические положения и общие выводы проведенного исследования.



Основное содержание диссертации
Cуфизм, христианство, буддизм, даосизм и другие духовные традиции содержат свой уникальный подход к процессу воспитания и обучения. В суфийской традиции роли учителя-мастера и ученика, которые строятся на основе субъектно-субъектных отношений, составляют фундамент для исследования современной психологии и педагогики. Суфизм внес немалый вклад в сокровищницу гуманистических идей, в частности, суфийские методы перекликаются с человекоцентрированным подходом американского сторонника гуманистической педагогики К.Роджерса. Один из первичных вопросов, которые ставит этот исследователь: «Смогу ли я помочь ученику жить жизнью чувства, равно как и жизнью рассудка?» Обращаясь к истории педагогической науки, неоднократно можно обнаружить значимость данной темы. Так, Я.А. Коменский указывает, что «… в основе воспитания лежит чувственное восприятие. Принципы обучения должны соответствовать природе ученика». Идеи диалога М.М. Бахтина и общения А.А. Ухтомского выделяют особый тип отношений: «межличностное взаимодействие личностно-равноправных «собеседников», т.е. полноправность (не фактическая), а с точки зрения уникальной сущности каждого человека. Э.Д. Днепров ставит задачей гуманизации образования «конструктивное самоизменение людей, очеловечивание и гармонизацию личности каждого педагога и каждого ученика, включенных в единый образовательный процесс». Дж. Хассард и А.Б. Орлов указывают на такой важнейший компонент в процессе обучения, как «культура переживаний». Для установления эмоционального контакта между учителем и учеником Л.С. Выготский выделяет «работу над впечатлениями, восприятием, деятельность воображения, связи внешнего впечатления и внутреннего восприятия, ассоциации, все это как умение имеет значение для всей творческой работы человека». В.Ф. Моргун и Т.С. Яценко обращают взгляд к работам К.С. Станиславского «с целью оживления внутреннего диалога субъекта». Работы Ф.Е. Василюка, Ю.Б. Гиппенрейтер, Р.Бернса, Т.Гордона, К.Рудестама, Л.А. Петровской связаны с использованием нетрадиционных психотехнических процедур, «педагогической техники» с овладением актерского мастерства и повышением навыков эмпатии, сензитивности, диалогичности.

Таким образом, представляется взаимовлияние древней суфийской традиции и современной педагогической школы, где перестройка образовательно-воспитательных процессов связана с построением субъектно-субъектных отношений с учителем, изменением отношений с самим собой, обнаружением себя как субъекта, обращенностью к внутреннему миру более, чем к внешнему.

Суфизм – это мистико-аскетическое течение в исламе, сложное явление, наложившее свой отпечаток на всю жизнь мусульманского мира. Под мистикой или мисти­цизмом понимается особое религиозное мировоззрение, допус­кающее возможность непосредственного, личного и интимного общения человека с божеством посредством так называемого «озарения», «внутреннего опыта», «экстаза». Мистические течения, как и пронизанные мистицизмом идеалистические философские системы, появлялись под оболочкой разных религий и почти всегда были связаны с аскетизмом и с идеей «отречения от мира». Суфизм возник на исламской почве в результате естественного внутреннего развития ислама, возник именно из Корана, где есть места, допускающие истолкование в духе аскетизма и мистицизма.

В суфийском движении с его культом бедности как идеального состояния для суфия нередко отражалось народное недовольство богатством, жадностью, праздной, роскошной и гре­ховной жизнью власть имущих. Суфийская форма выражения идей и терминология суфизма иногда была маскировкой, к ко­торой прибегали поэты, сектанты-еретики, проповедники гума­нистических и социальных идей, враждебных господствующему строю.

Как религиозно-философское течение суфизм в XI веке уже был широко распространен в Средней Азии и Иране, ока­зывая большое влияние на их культурную жизнь. Под этим влиянием в персидской литературе задолго до ХI века начала развиваться суфийская поэзия, создаваемая дервишскими шейхами. А в XI веке в литературе иранцев, которая в это время переживала пышный расцвет придворной светской поэзии, по­является уже настоящий суфийский эпос – первое в персидской литературе дидактическое месневи. Что касается тюркской литературы, то подавляющее большинство произведений первых веков ее истории, созданных на огромной территории Средней и Малой Азии, имеет ярко выраженный суфийский характер. В средневековой тюркской литературе суфизм породил не­исчислимые поэтические сочинения, которые составили своеоб­разный «гимн божественной любви». Многие из этих сочинений, выйдя благодаря гениальности своих авторов из рамок религи­озного мировосприятия, стали бессмертными памятниками ми­ровой поэзии.

Будучи исключением среди явлений средневековой тюркской поэзии в отношении суфийской тематики, в поэме «Кутадгу билиг» («Благодатное знание») тем не менее по-своему отразился и этот фено­мен восточной культуры. Идеи суфизма в поэме Юсуфа Баласагуни появляются вместе с фигурой отшельника Одгурмыша. Этот об­раз играет едва ли не главную роль в осуществлении глубинного художественного замысла поэта, лежащего в сфере мировоз­зренческих основ.

Одгурмыш – аскет-отшельник, посвятивший себя исключительно служению богу. При этом он – шейх, у него есть мю­рид. Показательно в этом отношении то, что он не желает слу­жить ни элику, ни людям вообще. Элик дважды призывает Од­гурмыша для служения себе, от чего последний категорически отказывается. Он согласен приезжать к элику лишь затем, чтобы давать ему нужные советы. Все это отражает одну из суфийских заповедей, по которой дервишство – это «независимость от тварей бога». Действительно, шейхи, имея большое влияние на население, часто обладали реальной вла­стью и были силой, с которой должны были считаться прави­тели, искавшие даже покровительства у влиятельных шейхов.

У Одгурмыша «нет помысла в сердце», как суфий он от­рекся от всех земных желаний. Проповедь Одгурмыша вклю­чает в себя типичные суфийские положения: он призывает «словить четыре преграды» – отказаться от соблазнов этого мира, покинуть людей, преодолеть страсти и смирить свою плоть. Это соответствует суфийскому учению о преодолении и уничтожении того, что суфии называют «нафс», то есть чувст­венности, биологического «Я» и одновременно – злого начала в человеке, которое мешает суфию в его мистическом соединении с богом и является поэтому самым большим врагом человека.

Одной из ярких форм суфийского мировоззрения или интеллектуального суфизма является учение, основанное на концепции «единобытия», «единосущности». Окончательная его разработка связана с именем «Великого Шейха» Ибн Араби (1165–1240), которого суфии называют своим «Мастером поэзии».

В его мировоззрении образ Бога – есть высшая единосущная реальность, которая проявлена в двух аспектах: в скрытой, непознаваемой, неощущаемой форме, которую невозможно определить и которая не допускает никакой множественности, и в явной, видимой форме, в которой эта реальность проявляется во всем многообразии и множественности, сотворенных ею по своему желанию и подобию. Бытие для Ибн Араби представляет собой проявление единой божественной сущности в бесконечных и беспрестанно меняющихся образах материального мира. Следует указать на различие между суфием и дервишем – это различие между теорией и практикой. Суфий следует мистической теории или доктрине, а дервиш проделывает мистический Путь. Несомненно, что дервиш одновременно суфий, а суфий одновременно дервиш, так как нельзя отделить одного от другого, но на практике акценты распределяются неравномерно: суфиев обычно отличает творческий ум, созидающее воображение, в то время как дервиши полны эмоций и жажды деятельности.

За время существования суфизма накоплен колоссальный материал, связанный с нравственным воспитанием (дидактический суфизм), развитием личности. Это живое интересное учение, которое может оказаться полезным с точки зрения новых методов, способов обучения и технологий для педагогики. В этом смысле суфийская педагогическая мысль может внести неоценимый вклад в развитие современной педагогики, так как только условия подлинного диалога двух миров, о чем свидетельствует суфийская педагогика во всем многообразии ее проявлений, освободят мир взрослых от «мнимых собственных проекций». Она сможет обогатиться только через встречу с иным – миром детства – развернутым в человечество и вечно обновляющимся, миром подлинного миротворчества. Тогда возможно качественное развитие, поскольку в мире взрослости, как таковом, есть лишь видимость развития, сводящегося к увеличению масштаба присущих ему проблем.

Cуфийская педагогическая мысль – продукт древнего многоликого суфийского учения, принимавшего в зависимости от обстоятельств на протяжении всей своей 1400-летней истории множество различных форм. Свое учение суфии сделали инструментом развития человека, что само по себе является доказательством обучающей миссии суфизма.

Основанная на любви, суфийская педагогическая мысль утверждает, что реализация человеческих возможностей прежде всего связана с его внутренним миром, саморазвитием и самосовершенствованием. Иными словами, эволюция суфия осуществляется внутри него самого, а также в его взаимоотношениях с обществом. Д.Руми подчеркивает эволюционный характер усилий человека, которые всегда оправданы, независимо от того, прилагают ли эти усилия группы или отдельные люди.

Гениальному мыслителю и поэту Джалаладдину Руми принадлежит особая роль в развитии суфийской педагогической мысли. В своей системе обучения он использовал объяснения и интеллектуальные упражнения, размышления и медитацию, деятельность и бездействие. Одной из его подлинно суфийских характеристик является то, что он почти за любым человеком оставляет возможность добиться определенных успехов в деле осуществления его предназначения.

Считая, что божественное в этой жизни познается лишь с помощью индивидуального опыта, суфий предлагает ставить приоритет интуитивного мышления перед логическим. Руми поясняет, что интеллект всегда важен, но должен выполнять свои функции. К примеру, логика приводит больного к врачу, но затем он попадает в полную зависимость от него.

Используя притчи и иллюстрации, Руми разными способами выражает одну и туже мысль с целью ее глубокого проникновения в ум читателя. Суфийские учителя считают, что идея может проникнуть в обусловленный (закрытый) ум, только если ей удастся пробиться через завесу обусловленности. Поэтому суфии используют основные элементы, присущие каждому человеку, которые еще не уничтожены различными проявлениями все той же обусловленности. Речь идет об элементах, определяющих собой суфийское развитие. Важнейшим и самым постоянным из них является любовь. Она представляет собой тот фактор, которому предстоит вести человека и все человечество к завершенности. Однако любовь находится в тесной связи с озарением, каждый из этих факторов усиливает друг друга.

Сила «огня познания» слишком велика, чтобы выдержать ее без подготовки. Но путь к совершенству нельзя пройти самостоятельно. «Для того, чтобы нагреть воду должным образом, между ней и огнем должен находиться посредник (сосуд)» (Д.Руми), поэтому с самого начала ученик находится под началом мудрого руководителя, который со временем отпускает его, чтобы теперь он учил других, продолжая работу над собой.

Методы и способы суфийской педагогики достаточно подробно представлены в самом исследовании. В современной педагогике предполагается постоянный пересмотр и коррекция воспитательного процесса в изменяющемся потоке знания о человеке. Если обратиться к истории западной и отечественной педагогики, увидим в ней различные течения и направления, имеющие важное значение в воспитании личности учащихся. Так, в педагогике личности, возникшей в конце XIX века в Германии, Г.Гаудиг, Э.Линде, Э.Вебер приоритетным считали формирование личности на основе высокоразвитой умственной самодеятельности. Педагогика личности выдвигала требования воспитывать личность, подготовленную к деятельности во всех сферах жизни общества. Учитель должен был видеть задачу не только в передаче знания, но и в выработке у воспитанников желания и умения самостоятельно работать, используя многообразные возможности обучения труду. В учебном процессе, организованном в духе педагогики личности, центр тяжести переносится с деятельности учителя на деятельность ученика при ведущей роли первого.

В педагогике, разработанной в нашей стране во второй половине XX века, главной идеей было сотрудничество как цель и средство воспитания и обучения. Это направление предлагало вовлечение учителя и учеников в совместный труд и творческое взаимодействие, направленные на освоение учебного предмета. Учение без принуждения – одно из центральных положений педагогики сотрудничества.

В педагогической антропологии как направлении в человекознании были подняты вопросы нравственных ценностей, таких как честность, добропорядочность, ответственность и др. Рассматривалось воспитательное значение экзистенциональных форм человеческого бытия – кризис, встреча, доверие и др. Воспитание создавало педагогическую атмосферу, наполненную определенным душевным настроем. Важнейшей экзистенциальной формой, имеющей значение для воспитания, оказывается личностный кризис, возникающий при нарушении привычного образа жизни, но благодаря этому совершается очищение и обновление жизненных перспектив.

Однако сегодня западная и отечественная педагогическая наука претерпевает определенные трудности в образовании и воспитании подрастающего поколения. Психоэмоциональное состояние человека технократического века переживает кризис, который говорит о неблагополучии в современном педагогическом процессе воспитания личности. С самого рождения ребенок вынужден принимать те правила, которые ему навязывает его окружение. С ростом и развитием он начинает приспосабливаться к этому положению, приобретает черты неискренности, лицемерия, не развивая свою сущность.

В нашем исследовании отражена проблема конфликта сущности и личности, отмечено, что, в отличие от научной методологии познания, суфийская педагогическая традиция имеет свою методику познания сущности. Если в основе научного подхода лежит логическое познание на основе рациональности, то суфийский подход построен на эмоциональности (психологичности) или «тотальном переживании» (Джунайда). Суфийская педагогическая мысль огромную роль уделяет подсознательному аспекту (инсайту), мистическому прозрению, тогда как наука использует такую способность человека только в редких случаях – как правило, в момент кризиса. Научное познание построено на фрагментарности познания, в суфийском познании «постижение сущности» – тотально.

Общим для этих двух подходов является опора на силу языка и его коммуникативные возможности (способность выразить сущность). В суфийской педагогике прикоснуться к сущности возможно лишь через ситуацию действия. Для этого используется метод рассказывания притч – концентрированного языкового выражения сущности описываемого явления. В ходе разбора притч раскрывается подлинное содержание процесса или явления.

Суфийская педагогика показывает необходимость разотождествления субъекта со своей личностью в целях достижения высшей предназначенности самого себя. Иными словами, данные идеи отражаются в методе «вырывания себя у самого себя», т.е. перестать быть самим собой, стать совершенно иным. По П.Фрейеру, образовательный процесс должен быть актом переосмысления и реконструкции смыслов. При этом происходит взаимное обучение: не только обучающий, но и обучаемый делится своими знаниями и переживаниями. Это тот самый процесс со-участия, со-бытия, со-переживания, со-знания, который раскрывается в нашем исследовании.

Индивидуальный опыт в диалогической педагогике есть выход за пределы собственного «Я», преодоления себя. Суфийская педагогическая мысль в своем метафорическом исполнении созвучна данной постановке темы совершенствования человека. Если обратиться к капле и океану, невозможно свидетельствовать океан, имея глаза капли. Капле нужно слиться с Океаном и увидеть Океан через глаза океана. Человек творит свою жизнь, трансформируясь из «свидетеля» своей истории в ее «автора» (Сухраварди).

В нашем исследовании отмечается, что в своей профессиональной практике современные педагоги, психологи и психотерапевты различных школ и направлений для метафорической передачи информации усиленно используют суфийские притчи, которые ненавязчиво показывают ученику сущность ситуации. Ими было неоднократно показано, что назидательное воспитание, навязывание ученику системы ценностей неизбежно приводит к невротизации личности обучаемого, расщеплению его социального и индивидуального опыта.

В этой связи методы обучения в суфийской традиции могут оказаться полезными для опыта современной педагогики. К примеру, представленные в суфийской педагогике притчи, легенды, метафорические этюды, рассказанные ученику (мюриду) устами его учителя (муршида), расширяют его понимание, видение ситуации, направляют его поведение в определенное русло. Схоластический подход к делу считается самым непродуктивным. Процесс же истолкования метафор несет на себе отпечаток творца и интерпретатора, что глубоко педагогично, т.к. данное знание как бы издалека «намекает» человеку на скрытый потенциал его возможностей.

Суфийская педагогика, глубоко впитавшая мудрость веков, представляет собой часть общечеловеческой педагогики. Ее обращение к интуитивному познанию мира невидимого отражает потенциальные возможности развития человека. Тысячелетняя суфийская педагогическая мысль, ее мудрость необходимы в процессе решения острых проблем воспитания и обучения, как для современной педагогики, так и педагогики будущего. В стремительном темпе научно-технического прогресса XXI века педагогика нуждается в увеличении профессионализма, деятельности талантливых, творческих личностей. Использование суфийских методов обучения, выверенных веками мастерами суфийской духовной традиции, представляет ценный материал для обогащения современного педагогического процесса.

Суфийский учитель Санайи («Окруженный стеной сад истины») писал о том, что человечество, занятое только бесполезным, спит, оно живет не в том мире. Суфийская педагогическая мысль направлена на получение внутреннего знания, «пробуждения» личности – уникальной формы образования. Для современной педагогики, по мнению философа-востоковеда Г.Гурджиева, ценно мышление и педагогический подход суфийской традиции, где знание не преподносят в готовом виде, как очевидное, а преднамеренно создаются препятствия для усиления эффекта познания его получения в ситуативном обучении.

И.Шах склонен к тому, что суфизм, который считается «питательным веществом для общества» передается человеком-учителем. Суфийская школа появляется для того, чтобы оставлять следы в традиционных ритуалах или в антропологически интересных пережитках. Функция «питательного вещества» в том, чтобы быть переработанной, а не в том, чтобы оставлять «застывшие следы».

Творческий самоотверженный процесс в суфийском обучении, следование по духовному «Пути» оказывают эффективное воспитательное влияние на обретение знаний учеником, что представляет разительный контраст с методами обучения в западной традиции, где знание приподносится в более доступных формах. Как рассматривает данный вопрос Ф.Перз, обучаемый не в состоянии осваивать эти формы обучения полнотой своей персоны, что приводит в итоге к обесцениванию, отчуждению личности от образовательного процесса. Согласно суфийскому учению, человек скован своими страстями, желаниями и потребностями, вследствие чего его чувства оказываются ущербными, а мысли и восприятие – измененными.

В современной педагогике обнаруживается разрыв духовного аспекта развития человека и его понимания истины в формах получения знания, которые далеки от реальности. Поэтому для адекватного восприятия реальности в образовании суфийская традиция предлагает свои способы развития мыслительных процессов и трансформации страстей в нравственное начало. Учение, разработанное суфийскими мастерами, направлено не на уменьшение влияния на человека ограничивающих факторов, делающих большинство людей пленниками своего воспитания, окружения и собственных переживаний. Суфии обогатили педагогику в вопросах нравственного воспитания личности, «возвышения человеческого ума над обыденностью».

По М.Дибирову, суфийская педагогика – это учение не только о том, кто есть человек, но и каким он должен быть в идеале. Оно дает возможность дойти до таинств бытия, которые никогда не могут быть достигнуты другими средствами и методами, являются единственным опытом постижения непостижимого.

Для современной педагогики в контексте суфийской педагогической традиции важна степень полезности учения, его эффективность и правильность воздействия на рост ученика. Формальные действия, в том числе и обучение условным дисциплинам, могут оказаться бесплодными с точки зрения обучения. Бхагван Шри Раджниш считает, что в подлинно-гуманном обществе ребенку ничего не будут навязывать. Ему будут помогать, помогут сохранить «цельность», помогут остаться «ускоренным в сущности», но на него не будет оказано никакого давления, вызывающего сдвиг сознания от сущности к индивидуальности. Образование будущего не будет образованием личности, оно будет образованием сущности. Автор отмечает, что истинное образование сделает ребенка медитативным для того, чтобы он никогда не утратил контакта со своей внутренней сущностью. Весьма, вероятно, что он утратит этот контакт, потому что он будет двигаться вместе с другими: он начнет подражать другим, он должен будет многому научиться у других. Позвольте ему учиться, но дайте ему понять, что он не должен становится подражателем. Ребенок должен быть только самим собою и никем другим. Потому что, кем бы он не пытался стать, это будет ложь и фальшь.

Одним из способов передачи знания является нахождение решения в ситуации обучения через суфийские легенды и притчи, которые содержат в себе мудрость веков, учат находить решения проблем, развивают мышление, интуицию и воображение. По мнению О.Евтихова, они играли важную обучающую и развивающую роль на всех уровнях, от сакрального до обыденного, на протяжении всей человеческой истории. Одни притчи несут вдохновение, другие побуждают смех, третье заставляют задуматься. Они открывают новые жизненные ориентиры, ненавязчиво предлагая пути будущих изменений и личностного роста.

В нашем исследовании приведены наиболее яркие примеры притч и других историй, которые сопутствовали суфийской педагогической мысли с момента ее зарождения до наших дней. Представляется, что в современной педагогической практике использование суфийского фольклорного материала в качестве метафор создает новые возможности.

Обращаясь к классикам суфийской педагогической мысли, находим и ряд других факторов, значимых в становлении личности обучаемого. Так, причиной всякого дискомфорта или всякой неудачи является негармоничность. Чтобы развивать в детях чувство гармонии и обращать их внимание на это, надо просто показывать ребенку различные проявления гармонии в самых разных жизненных ситуациях. В современных педагогических исследованиях находим ряд свидетельств о необходимости гармоничного воспитания подрастающего поколения. В настоящее время практика гармоничного развития личности широко применяется в суфийской школе Сафара Кушкарова, что также нашло отражение в настоящем исследовании.

Самореализация личности человека в наши дни происходит в профессиональной деятельности на основе наиболее полного использования своих способностей и индивидуально-психофизиологических возможностей. Последнее, с точки зрения суфизма, реализуется посредством так называемой школы внутреннего прозрения.

Однако современные исследователи суфизма Д.М. Щедровицкий, М.И. Хатакевич, А.А. Заруба отмечают, что сегодня образование нацелено, в первую очередь, на развитие интеллекта. Цель – получение информации для адаптации к определенным видам деятельности в обществе. Человек как целое упускается из виду и получает прикладное, а не самодовлеющее значение. Суфийское же образование ставит целью самопознание ученика и его духовное восхождение, т.е. путь очищения сердца. При этом рассудку (плотскому разуму) отводится низшая ступень. Путь умножения информации (технократическая цивилизация) без воспитания сердца приводит к все большему одичанию общества, вплоть до массового уничтожения людей.

Развитие мира человека породило глобальные проблемы. Выход из создавшегося положения нелепо искать в существовании социальных систем, в социальности как таковой. Исторический опыт показывает, что все социальные системы в современном мире являются генераторами и источниками глобальных проблем. Стереотипы старого мышления оказываются сейчас крайне опасными, поскольку они лишь маскируют реальные проблемы современности. Одним из таких стереотипов является комплекс традиционных представлений о соотношении мира взрослых и мира детей, взрослости и детства. Трансляция опыта мира взрослых в процессе обучения и воспитания детей воспроизводит мир взрослых со всеми его нерешенными и все более обостряющимися глобальными проблемами. По-видимому, необходимо пересмотреть, а затем и перестроить сами основания отношений между миром взрослых и миром детей. Анализ ценностей, наиболее характерных для всех периодов развития человечества, приводит к выводу, что мир взрослости в целом – это мир, всегда стремящийся к экономическому, политическому и интеллектуальному могуществу. Для того, чтобы сохранить мир взрослости, нужно отказаться от него, от самой его сути. Более того, мир взрослости должен отказаться от своего традиционного отношения к миру детства, от всех оснований и принципов этого отношения.

Если обратиться к истокам суфийской педагогической мысли, выраженным Аль-Газали, отмечаются два способа познания: с помощью аргументов и с помощью опыта. На Западе данная суфийская теория известна как научный метод индуктивного развития. Аргументы приводят «к умозаключению и заставляют нас допускать их правильность, но они не уничтожают сомнений, т.к. не подкреплены соответствующим опытом» (И.Шах). Многовековая история развития суфийской педагогической мысли учит использованию опыта как основного метода педагогического воздействия на обучаемого.

В нашем исследовании отмечено, что творчество в суфийской педагогической мысли выражено в том, что учитель по своему усмотрению выбирает средства обучения – специальные термины, идеи, упражнения и т.д. (субъектно-субъектные отношения). Суфийская педагогика предлагает самые различные способы постижения знания. По Аль-Газали, знание иногда идет от природного расположения, и иногда, что бывает чаще, от учения и дисциплины. Суфийская педагогическая практика обусловлена ее установками на необходимость следования тарика: усвоения определенного комплекса знаний, переданного наставником, нравственное совершенствование, овладение специальным комплексом психофизических упражнений. Способность к пониманию развивается параллельно с духовным ростом человека.

Суфийская педагогическая мысль проявляет значимость духовного аспекта воспитания человека, формирования субъекта личности. Использование опыта суфийских мастеров обучения существенно расширит рамки возможностей в педагогике и психологии. Это может реализоваться за счет введения новых форм развития субъектно-субъектных отношений, восполнить и обрести в современной реалии духовный аспект воспитания.

Суфийская педагогическая мысль содержит колоссальный материал по нравственному воспитанию человека (дидактический суфизм). Накопленный веками суфийской педагогической школой опыт представляет истинный кладезь для деятельности современного педагога: это и новые методы образования и воспитания, и способы обучения и технологии.

К сожалению, суфийская педагогическая мысль почти не используется в современной учебно-воспитательной практике общеобразовательных и средних специальных учебных заведений, а также вузов. Обращение к ней обогатил и разнообразил бы имеющийся современный педагогический опыт, о кризисе которого так часто говорят в последнее время. Опыт применения нами суфийской педагогической мысли в воспитательной практике учащихся и студентов – будущих педагогов доказывает необходимость применения в образовательном процессе, т.к. у воспитанников проявляется живой неподдельный интерес к рассматриваемым педагогическим проблемам. Местом и временем использования суфийской педагогической мысли в образовательном процессе могут служить внеклассные воспитательные часы, уроки, лекции и семинарские занятия.

В результате исследования можем отметить, что суфийский педагогический опыт позволит расширить рамки рассмотрения и преобразования отношений между мирами взрослых и детей, что является основной и значимой проблемой в современной педагогической науке. В дальнейших исследованиях следует конкретизировать вклад каждого суфийского мыслителя в педагогическую мысль и определить ее прогресс по общественно-экономическим формациям.


Основное содержание и результаты исследования отражены

в следующих публикациях:
Статья в рецензируемом издании, входящем в перечень ВАК

  1. Совитова, Э. Т. Роль восточной суфийской традиции в современной педагогике [Текст] / Э. Т. Совитова // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н. Э. Баумана. – Казань, 2006. – Т. 184. – С. 380–386.

Монографии, учебно-методические пособия

  1. Совитова, Э. Т. Суфийские просветители и их педагогическая мысль : Пособие для студентов педагогических вузов [Текст] / Э. Т. Совитова. – Казань: ТГГПУ, 2007. – 20 с.

Интернет

  1. Совитова, Э. Т. Развитие педагогической мысли видными представителями суфийского движения [Электронный ресурс] / Э. Т. Совитова // Режим доступа: http://www.proff-malikov.narod.ru/statia.html, свободный.


Статьи

  1. Совитова, Э. Т. Понимание сущности в суфийской педагогике [Текст] / Э. Т. Совитова // Глобализация и проблемы национальной безопасности России в ХХI веке. Седьмые Вавиловские чтения. Матер. пост. действ. Всеросс. междисциплин. науч. конфер. с междунар. участием. – В 2-х ч. Ч. 1 / Под ред. В. П. Шалаева. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2003. – С. 70–72.

  2. Совитова, Э. Т. Педагогическая идея целостного восприятия явления в суфийской традиции [Текст] / Э. Т. Совитова // Актуальные проблемы педагогики и психологии : Сб. науч. тр. молод. учен. и студ. КГПУ, посвящ. 60-летию РАО. Вып. 6 / Под ред. Р. А. Валеевой. – Казань: КГПУ, 2003. – С. 48–50.

  3. Совитова, Э. Т. Суфийская идея гуманистического, нравственного совершенствования человека и ее связь с современной педагогикой и психологией [Текст] / Э. Т. Совитова // Безопасность человека, общества, природы в условиях глобализации как феномен науки и практики. Девятые Вавиловские чтения. Матер. пост. действ. Всеросс. междисциплин. науч. конфер. с междунар. участием. В 2-х ч. Ч.1 / Под ред. В. П. Шалаева. – М.–Йошкар-Ола: МарГТУ, 2005. – C. 76–78.

  4. Совитова, Э. Т. Влияние современной восточной суфийской традиции на развитие методов обучения [Текст] / Э. Т. Совитова // Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика. Межвуз. сб. науч. тр-ов, посвящ. 85-летию проф. А. С. Тайсина. Вып. 6 / Под ред. З. Г. Нигматова, Р. Ш. Маликова. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. – С. 100–102.

  5. Совитова, Э. Т. Роль субъектно-субъектных отношений в суфийской традиции и их взаимосвязь с современными методами педагогики и психологии [Текст] / Э. Т. Совитова // Воспитательный потенциал гуманитарного образования. Матер. III Всеросс. науч.-практ. конфер. «Реализация воспитательного потенциала гуманитарного образования в условиях вхождения России в Болонский процесс» (Казань, 25–26 окт. 2005 г.): В 2-х ч. Ч. 1 / Под ред. Г. Г. Габдуллина. – Казань: Изд-во ТГГПУ, 2005. – С. 310–312.

  6. Совитова, Э. Т. Социально-психологические методы воспитания в суфийской традиции [Текст] / Э. Т. Совитова // Потенциалы России в глобальном мире: проблема адаптации и развития. Десятые Вавиловские чтения. Матер. пост. действ. Всеросс. междисциплин. науч. конфер. с междунар. участием / Под ред. В. П. Шалаева. В 2 ч. Ч. 1. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2006. – С. 218–220.

  7. Совитова, Э. Т. Суфийские методы обучения и их значение для современной педагогики [Текст] / Э. Т. Совитова // Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика. Межвуз. сб. науч. тр-ов, посвящ. 130-летию Татар. гос. гуманитарно-пед. ун-та. Вып. 9 / Сост. и науч. ред. Р. Ш. Маликов. – Казань: Изд-во Татар. гуманитарно-пед. ун-та, 2006. – С. 82–84.

  8. Совитова, Э. Т. Духовный аспект воспитания в восточной суфийской традиции и его значение для современной педагогики и психологии [Текст] / Э. Т. Совитова // Личность в современных исследованиях. Сб. науч. тр-ов. Вып. 9. Матер. VI Межрегион. заоч. науч.-практ. конф. «Проблемы развития личности» / Под ред. Н. В. Яковлева. – Рязань: Изд-во РГМУ, 2006. – С. 273–276.

  9. Совитова, Э. Т. Гуманистический подход развития человека в восточной суфийской традиции и его влияние на современные методы обучения [Текст] / Э. Т. Совитова // Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики : Матер. II Всеросс. науч.-практ. конф. / Под ред. Л. М. Попова, С. В. Петрушина. – Казань: Изд-во Казанск. гос. ун-та, 2006. – С. 389–391.

  10. Совитова, Э. Т. Методы обучения в суфизме и их влияние на формирование целостного восприятия личности [Текст] / Э. Т. Совитова // Менталитет, мировоззрение, credo в педагогике ненасилия. Мат-лы XXVIII Всеросс. науч.-практ. конф. (СПб., 19 апр. 2007 г.) / Под ред. А. Г. Козловой, В. Г. Маралова, М. С. Гавриловой и др. – СПб.: 67 гимназия. Verba Magistri, 2007. – С. 115–116.

Тезисы

  1. Совитова, Э. Т. Мужское психическое здоровье при женском воспитании [Текст] / Э. Т. Совитова // Мужское здоровье и долголетие. International medical exibition «MEN’S HEALTI and LONGEVITI». Матер. V Междунар. медицин. выставки V Росс. науч. форума / Под ред. И. М. Руденко. – М.: ООО «Кадры России – XXI», 2007. – С. 84.

  2. Совитова, Э. Т. Совладающее поведение и педагогика суфийской традиции / Э. Т. Cовитова // Психология совладающего поведения. Матер. Междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. Е. А. Сергиенко, Т. Л. Крюкова. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. – С. 66.





Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет