Теоретические дискурсы и дискуссии



Pdf көрінісі
бет1/8
Дата30.03.2023
өлшемі1.19 Mb.
#471379
  1   2   3   4   5   6   7   8
ШТОМПКА П. Введение в визуальную социологию



Теоретические дискурсы 
и дискуссии 
 
Введение в визуальную социологию

Петр Штомпка 
 
 
Мой интерес к визуальной социологии возник сравнительно недавно. Я занимался 
фотографией как хобби на протяжении 40 лет. И всегда, когда посещал другие страны, 
делал множество фотографий, так как естественно, что когда кто-то едет за границу,
его интересуют экзотические явления, отличающиеся от того, что есть у него в стране, и 
он стремится сделать фотографии. Это типичная ситуация, когда человек 
заинтересован в том, чтобы запечатлеть и сохранить в памяти свои впечатления и опыт 
пребывания в другой стране. Так, благодаря своим академическим поездкам на 
конференции, конгрессы, симпозиумы, встречи, я собрал большую коллекцию 
фотографий. Я преподавал в США, в Австралии, в некоторых экзотических местах, 
вроде Тасмании. В течение года я преподавал в Тасмании (Hubert University), 
преподавал в Буэнос-Айресе и других местах. И при мне всегда была моя камера,
чтобы делать снимки. 
И вот, дойдя до определенного уровня своей карьеры, я решил совместить про- 
фессию и хобби и заняться тем, что я очень люблю (помимо преподавания и науки). Так 
я начал преподавать визуальную социологию своим польским студентам. Базой была 
фотография, поскольку у меня нет опыта в съемках фильма. Поэтому мы решили этого 
не затрагивать с моими студентами и ограничиться только традиционной фотографией. 
И начали дискуссию о том, каким образом фотография может быть полновесной 
основой для социального понимания. 
Отправным пунктом было то, что в современном обществе, особенно в период поз- 
днего модерна, в окружающем нас большом мире все более важными становятся ви- 
зуальные элементы. Общество становится все более «видимым», поскольку оно все 
больше структурируется «образно», разного рода картинками, включая рекламу, бил- 
борды, моду и разного рода технологические продукты потребления, например, авто- 
мобили, и все другие, которые обычно являются очень красочными, разнообразными и 
останавливают взгляд. Все это определенным образом презентируется нам, когда мы 
представляем себе современный город. Если вы оглядитесь вокруг, то увидите 
множество вещей, которых вы никогда не увидели бы, скажем, в деревне XIX века. 


Весной 2006 г. профессор Петр Штомпка по приглашению проф. Никиты Покровского провел мастер-класс по визуальной 
социологии для студентов и аспирантов факультета социологии Высшей школы экономики (г. Москва). Занятие проходило на 
английском языке. Здесь печатается текст устного выступления п. Штомпки на этом занятии с небольшими сокращениями. 
По ходу П. Штомпка демонстрировал некоторые из своих фотографий. Мы приводим краткое описание каждой из них для 
того, чтобы можно было понять фокус его исследовательских интересов при анализе фотоматериала. 


Итак, современное общество становится все более и более «видимым» (визуально 
насыщенным). Если это так, то это означает, что нам следует уделять больше 
внимания такому простому методу социологического исследования как наблюдение. 
Наблюдение было очень важным методом у первых социологов и, конечно же, у 
социальных антропологов, исследовавших экзотические общества в отдаленных ре- 
гионах, а также у этнографов. Но позднее методы визуального наблюдения были вы- 
теснены такими инструментами, как методы математической формализации, 
интервью. Вместо изучения картинки, стали изучать, как люди формируют государство, 
вместо наблюдения за тем, чем конкретно они занимаются. В течение долгого времени 
социологи больше внимания уделяли тому, что люди говорят, чем тому, что они 
реально делают. А то, что человек делает - это «видимо», т.е. поддается наблюдению. 
Вы можете оглянуться вокруг себя и увидеть очень много. 
Итак, это стало отправной точкой, а дальше мы стали думать о возможных
способах использования визуального материала. В общем, имеются два пути, здесь я 
буду говорить только о том, чему я сам обучал, о моем собственном опыте, думаю, 
могут быть и другие варианты. Один из путей - это просто идти и наблюдать общество, 
фиксируя то, что видишь, на камеру. Камера помогает. Как показал мой собственный 
опыт, если я иду с камерой, то смотрю по-другому, чем когда иду без камеры. Когда я 
иду с камерой, я фокусируюсь, стараюсь найти что-нибудь интересное. Это как будто 
ты на охоте или в экспедиции. Обычно, когда я просто иду по улице, я не замечаю 
отдельных вещей, только отмечаю разницу между «смотреть» и «видеть»: смотреть — 
означает регистрацию впечатлений, взгляд - сфокусирован. Ты стремишься найти 
ответы на вопросы, которые сам поставил. 
Камера помогает сосредоточенности, помогает выбрать, какие предметы важны, и 
какие незначительны, поскольку камера всегда дает рамку (фрейм) той части мира
куда устремлен наш взгляд. И такое фреймирование позволяет отделить более
важное от менее значимого, вырезая его из общей картины, что уже привносит 
социологический смысл. Естественно, это важно как просто фиксация увиденного, но 
также для последующего сопоставления и, более того, - для поиска закономерностей, 
т.е., для обнаружения определенных регулярностей социальной жизни. Например, 
когда вы сравниваете образы (фотографии) различных периодов существования той
же самой или схожей социальной реальности. 
Если вы будете сравнивать образы моего города начиная с периода, когда я еще 
был студентом, и год за годом дойдете до сегодняшнего дня, вы увидите 
определенный процесс; вы сможете заметить громадный и чрезвычайно важный 
процесс цивилизационного прогресса, изменение жизненного стиля, и нечто, что 
является достаточно доступным для понимания: я говорю об изменении «цветности» 
жизни: от серого ко все более насыщенным цветам. Это — метафора, уверен, это 
также характерно и для Москвы, как и для любого большого города мира: цветность 
меняется в сторону все большего насыщения. Так на основе серии фотографий вы 
можете сопоставить контрастные моменты этого процесса. 
Я организовывал несколько таких проектов с моими студентами. Они отправлялись 
на серию съемок. К примеру, в этом году у меня было два фото-задания для
студентов, и это стало основой при проведении экзамена. Вместо экзамена они дают 
мне пять фотографий из одного задания и пять фотографий из другого. 
Фотографии из одного задания были достаточно сложными. Серия должна была 
состоять из нескольких фотографий, сделанных по аналогии с конкурсом,
объявленным известным культовым фотографом Мэн Реем (Man Ray). Они должны 
были сделать фотографии, фокусирующиеся на какой-то одной проблеме. В данном 
случае проблема звучала так: жизнь и деятельность, направленные на общественное 
благо, на общую пользу. Чтобы суметь сфотографировать это, вы должны много 
размышлять, найти 




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет