Трактат о взглядах жителей добродетельного города



бет1/2
Дата12.02.2024
өлшемі155.56 Kb.
#491646
түріРеферат
  1   2
трактат525


Актюбинский региональный университет имени К.Жубанова Факультет педагогики и менеджмента в образовании
Кафедра психологий




Реферат
Тема: «Трактат о взглядах жителей добродетельного города» Абу Наср аль Фараби


Выполнила:Файзулла Жанель
Психология 102 Проверила:Нурия Дарханова

Актобе 2023г


План:


  1. Введение

  1. Обзор личности Абу Насра аль-Фараби

  2. Краткий обзор его произведений и их влияние на философию




  1. Общество добродетельного города

  1. Понятие добродетельного города в философии Аль-Фараби

  2. Особенности жизни и устройства общества в добродетельном городе




  1. Взгляды жителей добродетельного города

  1. Добродетели, которыми обладают жители

  2. Отношения между жителями добродетельного города

  3. Роль образования и культуры в формировании взглядов жителей




  1. Достижения и проблемы добродетельного города

  1. Успехи и достижения жителей

  2. Проблемы, с которыми сталкиваются жители добродетельного города




  1. Заключение

  1. Влияние взглядов жителей добродетельного города на современное общество

  2. Значимость трактата Аль-Фараби для современных философских и социологических исследований

Абу́ Наср Муха́ммед ибн Муха́ммед аль- Фараби́, употребительное сокращение имени — аль-Фараби (араб. الفارابي, в латинизированной форме — Alpharabius; 870 или 872, Фараб(ныне Казахстан,
Туркестанская область) или Фарьяб, Хорасан (ныне — Афганистан) — между 14 декабря 950 и 12 января 951, Дамаск, совр. Сирия) — философ, математик, теоретик музыки, учёный Востока. Один из крупнейших представителей
средневековой исламской философии. Автор комментариев к сочинениям Аристотеля (отсюда его почётное прозвище «Второй учитель») и Платона.

Его труды оказали влияние на Авиценну, Ибн Баджу, Ибн Туфайля, Аверроэса, а также на философию и науку средневековой Западной Европы. Ему


приписывается создание Отрарской библиотеки.
Аль-Фараби является основоположником арабоязычного перипатетизма.
Поэтому его идеи о бытии близки идеям аристотелизма, а также — неоплатонизма.
Согласно учению Абу Насра аль-Фараби, всё сущее распределено по шести ступеням-началам, связанным отношениями причины и следствия.
Начала по своему характеру разделены на два типа: возможно сущие и необходимо сущие. К первому типу относятся вещи, из сущности которых не вытекает необходимость их существования. Для вещей второго типа, характерно то, что из их сущности необходимо вытекает их существование. Всё, что относится к возможно сущему, для своего бытия нуждается в определённой причине. Такой причиной является необходимо сущее или единосущее
божество, которое производит в вечности мир.
Остальным причинам присуща множественность. Из первой причины образуются вторые причины — небесные тела. Третьей причиной является
космический разум, который заботится о космосе как «разумном животном» и стремится довести его до совершенства. Остальные причины связаны с реальными земными предметами.
Логикой аль-Фараби называл науку о том, как отличить истинное от ложного. Задача логики — научить людей правильно выражать в языке свои мысли.
Логика делилась им на две части: 1) учение об идеях и дефинициях и 2) учение о суждении, умозаключении и доказательстве
Познание по Аль-Фараби начинается с чувственных восприятий. На основе восприятий возникают идеи об единичных предметах. Соединение представлений даёт суждение, которому присуще свойство быть либо истинным, либо ложным. Чтобы выяснить истинность или ложность суждения, надо построить умозаключение и посредством его свести суждение к аксиомам — положениям, не нуждающимся в доказательствах ввиду их очевидности.
Поэтому основа логики — учение о доказательстве
Универсалии аль-Фараби определяет как «единое о многом и во многом». Они связаны с индивидуальными понятиями. Высшим принципом логики по его убеждению, является закон противоречия. В этом он следовал своему учителю Аристотелю
За глубокие знания и комментарии трудов Аристотеля («Категории»,
«Аналитики. Первая и вторая», «Софистические опровержения» и другие) ему присвоено имя «Второго Аристотеля», «Аристотеля Востока».
К философским и логическим сочинениям аль-Фараби относятся:



  • «Слово о субстанции»

  • «Существо вопросов»

  • «Книга о законах»

  • «Книга о постоянстве движения вселенной»




  • «О смысле разума»

  • «Книга о разуме юных»

  • «Большая сокращенная книга по логике»

  • «Книга введения в логику»

  • «Книга доказательства»

  • «Книга об условиях силлогизма»

  • «Трактат о сущности души»

  • «Слово о сновидениях»

  • «Трактат о взглядах жителей добродетельного города»




  • «Книга об определении и классификации наук»

  • «Книга о смысле философии»

  • «Книга о том, что нужно знать для изучения философии»

  • «Примечания к философии»

“Трактат о взглядах жителей добродетельного
города” (Китаб ’ара’ ’ахл ал-мадина ал-фадила) – наряду с “Гражданской политикой” (ас-Сийаса ал-маданиййа), основное этическое произведение Абу Насра ал-Фараби.
В “Трактате…” он под влиянием платоновской мысли исследует добродетель в политическом аспекте, связывая ее с правильным устройством общества, правильными законами и правильными взглядами граждан. Такое
совершенное общество оказывается “добродетельным градом” (мадина фадила), к-рому противостоят
многочисленные виды городов, в том или ином аспекте ущербных и порочных. Ал-Фараби рассматривает
понятие совершенство (см. Камал) как тождественное благу
и счастью (см. Са‘ада). Все люди по природе склонны выбирать совершенство своей целью, поэтому они нуждаются в учении, разъясняющем суть
совершенства и пути его достижения. Возможность достижения совершенства обеспечивается объединением людей и их кооперацией не ниже чем на уровне города. Добродетельный город рассматривается ал-Фараби как подобие
микрокосма и макрокосма, что обнаруживает определенную параллель с понятием исмаилизма “мир религии”. Для него характерна строго иерархическая социальная организация: самые низшие служат, но никем не обслуживаются, промежуточные слои и служат высшим, и обслуживаются низшими, верхнюю
ступень у ал-Фараби занимает единоличный глава города. Он владеет высшим из всех искусств – управлением. Оно поистине принадлежит только тому, кто достиг ступени актуального разума и, как подчеркивает ал-Фараби, сумел
соединиться с Действенным разумом, управляющим подлунным миром. Глава добродетельного града должен обладать от природы двенадцатью качествами (здоровье, понятливость, память, проницательность, ясная речь, любовь к познанию, воздержанность в еде и удовольствиях, любовь к правде и ненависть ко лжи, благородство души, презрение к мирскому, справедливость,
решительность). Совершенный глава может устанавливать законы, а сменяющие его главы города, если они менее совершенны, но способны поддерживать установленные порядки, должны следовать ему.

Добродетельный город характеризуется гармонией знания о совершенстве и действия, направленного на его достижение, тогда как в противоположных


добродетельному городах наличествуют те или иные пороки, вытекающие из нарушения такой гармонии. В невежественном городе отсутствует знание о
счастье, в безнравственном городе отсутствует действие при наличии знания, для переменчивого города характерна порча некогда имевшегося правильного знания и действия и т.д.
В трактатах 'Взгляды жителей добродетельного города' 'Гражданская политика'4, 'О достижении счастья' 5 и Др. зна- чительное место отводится освещению онтологических и гносеологических проблем. Онтологические положения дают возможность наиболее четко выявить место человека во
Вселенной, резуль- таты воздействия внешних сил на него, когда его 'самое спе- цифичное благо' - разум - начинает функционировать, постигая реальные связи бытия и внутренние движения души. Побу- дительным моментом человека к разумной деятельности высту пает Первый Сущий или Первопричина. Между Первым Сущим и человеком устанавливается двусторонняя связь. Ье начальный момент принадлежит Первому Сущему, когда через эманацию своей сущности Он превращает разум человека, находящийся в состоянии в возможности, в разум в действительности.Коль скоро разум получает осуществленность, то перед чело- веком открывается обширное поле деятельности, на котором инициатива переходит в руки человека, - приобретение и накоп- ление знаний и опыта и через оказание воздействия на окружающий мир совершенствование
своей сущности. В дальнейшем взаимодействии между Первым Сущим и
человеком инициатив- ный момент начинает исходить от человека, который обуслов- лен обладанием им абстрактным мышлением и постижением со- вершенства Первого Сущего, к которому он начинает стремиться с тем, чтобы уподобиться. Не говорит ли подобная мысль о возможности достижения ступени божества, о некотором "свободомыслии", когда божество представляется не как сила, подавляющая инициативу человека, а как эталон совершенства?

Достижение совершенства человеком ал-Фараби отождествляет с достижением счастья, которое 'предпочитается ради себя самого и никогда - ради /чего-то/


другого. Отсюда ясно, что счастье является самым предпочтительным, самым большим и самым совершенным из благ'.Круг онтологических проблем не
замыкается рассмотрени- ем взаимосвязи между Первопричиной и человеком, в него так- же привлекаются реальные явления внешнего мира, с которыми
человек находится в прямом контакте. Постижение реального мира, окружающего человека, отражают гносеологические проблемы, в которых прослеживается структура процесса по- знания, исходный пункт которого начинается со взаимодействия человека с внешним миром через чувственн.е восприятие, которое в союзе с разумом приводит человека к следующему этап - абстрактному постижению 'форм' материального и не- материального мира.В
социально-этических воззрениях ал-Фараби постоянно проводит мысль об активности и свободе выбора. Так, если в вещах заложена способность
практического осуществления, тоона должна найти претворение, в противном случае существова- ние вещей может оказаться бесцельным. Примером может послужить указание ал-Фараби, что человек познает вещи по- средством 'хорошего здравомыслия', которое бывает двух видов: одному свойственно только знание, второму - знание и действие. Завершенность первого состоит только в знании, вто- рого - в знании и действии. Второй вид, в случае 'есци
знание этих вещей не сопровождается действием' ,оказывается не-
состоятельным. Так, справедливость - хорошее качество,но если она остается познанной, а практически не осуществлен ной, то наличие бесцельно.

В этой связи интересно проследить, как ал-Фараби раскры- вает понятие


философии. В своем определении ее ал-Фараби го- ворит: 'Искусство, целью
которого является только достижение прекрасного, называется философией или, в абсолютном смысле, мудростью'.В зависимости от предмета изучения
философия делится на теоретическую и практическую, или гражданскую. Первая познает существующие предметы, 'на которые не рас- пространяется человеческое действие', вторая 'получает по- знание предметов, свойство
которых таково, что на них распространяется действие человека Гражданская
философия подвергается дальнейшему подразделению: на этическое искус- ство и политическую философию. Этическое искусство является теоретической основой, которая исследует внутренний мир человека и ого проявления во внешнем мире, политическая философия вырабатывает жизненные устои и порядки с учетом опы та предыдущих поколений применительно к обществу.
Филосо- фия постигается разумом, который является, по ал-Фараби,'самым
специфичным' благом* которым наделен только человек. Деятельность разума не. должна протекать хаотически, она но сит целенаправленный характер. Его основу составляют правильные приемы мышления, которыми занимается искусство логики. С логики, как указывает ал-Фараби, следует начинать свой путь достижения счастья

Разрабатывая социально-этические воззрения, ал-Фараби пользуется методами противопоставления и сравнения. Противо- поставляя противоположные


качества, представляется возмож ность более ярко представить положительное на фоне отрица- тельного. Пользуясь методом сравнения, ал-Фараби часто со- поставляв физическое и духовное, например совершенство нра- ва сравнивается с совершенством тела, и то и другое достигается при соблюдении меры . Каковы же этические убеждения ал-Фараби?

Призыв к счастью ал-Фараби направляет и к отдельному человеку и к обществу в целом. Между личностью и общест- вом существует та взаимосвязь, что


отдельный человек, достигая счастья, способствует облагораживанию города, в котором он живет, город же, в свою очередь, должен помогать человеку в
достижении счастья. Вышесказанным обусловливается необходимость
объединения людей в общества:'Человек относится к тем видам которые могут достичь необходимого в делах и получить наивысшее совершенство только
через объединение многих людей в'одном месте проживания' 1®. Делая упор на интеллектуальное совершенство че- ловека, ал-Фараби понимает, что он связан и с материальны ми благами, получение которых облегчается при
взаимопомощи людей друг другу, при разделении труда, при духовном общении.

Ал-Фараби взаимосвязывает устройство Вселенной с устройством


человеческого общества, развитие которого происходит на основе вытекающих друг из друга ступеней, как это происходит в мировой гармонии Вселенной с Первым Сущим на ее вершине. Сила, эманирующая от Первого Сущего, пройдя ряд ступеней, вливается в подлунный мир, внося в него стройность и
упорядоченность через деятельность человеческого общества,которое возглавляет первый глава. Влияние Первого Главы на развитие человеческого общества отражает в миниатюре влияние Первого Сущего на порядок и гармонию Вселенной.

Свои политические идеалы ал-Фараби развивает на фоне противопоставления городов 'добродетельного' и 'невежествен- ного'. Образ жизни обитателей этих городов зависит от целей, которые они стремятся достичь. Можно предположить, что прототипом 'добродетельного' города для ал-Фараби послужило 'добродетельное' государство Платона. Но, всмотревшись в 'оригинал' и 'прототип', замечаешь и то новое, чем наделил ал-Фараби жителей 'добродетельного' города. Так же как и Платон, он делит людей в соответствии с родом их общественно полезной деятельности, но его деление не создает


впечатления резкого неравенства среди людей, их всех объединяет общность цели —достижение счастья через самоусовершенствование вне зависимости от занимаемого ими положения. Платон способно- стью совершенства наделяет правителей, философов и в мень- шей мере - воинов-стражей, удел остальных - быть послушны- ми орудиями в их руках, создавая материальные блага для них и для себя, и предоставлять первым возможность заниматься созерцательной
деятельностью.

Если обратиться к 'Гражданской политике', то можно про- следить* как ал-


Фараби сопоставляет 'добродетельный' город с различными типами 'невежественных' городов. Идеалы мысли- теля не совладали с
действительностью, окружающей его, по- этому на фоне идеальной конструкции 'добродетельного' горо- да он проводит свои воззрения, воплощение которых qh желал бы видеть в реальной жизни. Добродетельный город является отражением порядка и гармонии, которые напоминают иерархическую модель Вселенной: 'Добродетельный - это город, в ко- тором жители помогают друг другу в
достижении самых пре- восходных вещей, с которыми связаны истинное бытие человека, его существование, пропитание и сохранение его жизни' Описание 'невежественного' города - это завуалированная форма протеста против
социальных нравов того времени. В раз личных типах 'невежественных' городов ал-Фараби осуждает пороки, свойственные обществу его времени: алчность, разнузданность страстей, властолюбие, принижение слабых.
При делении обществ на 'добродетельные' и 'невежествен- ные' ал-Фараби берет за основу цели, преследуемые этими обществами. Правильность цели
способствует достижению счастья, означающего в понимании ал-Фараби торжество доб- родетели и разума. Поскольку цели 'невежественных' обществ сводятся к удовлетворению насущных нужд: стяжательству, развлечениям, почестям, властолюбию, то жители, жаждующие их получить, населяют города необходимости, обмана, низости, властолюбия и честолюбия.Помимо
'невежественных' городов 'добродетельному' про- тивопоставляются еще 'безнравственный' и 'заблудший' города.

В 'безнравственном' городе поступки людей не согласуются с их понятиями, которые, будучи правильными, не реализуются в жизни. Жители 'заблудших' городов ложно представляют начала, которые лежат в основе мира.


Ал-Фараби не дает огульно отрицательной характеристики всем типам 'невежественных' городов: достижение счастья че- рез предельное развитие теоретического познания не означает отказа от всего 'земного'. Так, разбирая 'честолюбивый' го- род он сравнивает его с 'добродетельным', ибо почестей, к


которым стремятся жители его города, порой достигают тем, что делают другим людям хорошее: ' . . . этот город похож на добродетельный город, особенно если почести и ступени почи- тания людей имеют целью самое полезное, а именно
самых полезных для других вещах, как"богатство, удовольствия, или еще что-то из того, к чему питают пристрастие люди, ищущие полезные предметы' 2 0 шНо когда любовь к почестям превышает меры, то этот город превращается в 'город палачей', и, естественно, такое качество вызывает осуждение со стороны ал- Фараби.

Когда речь заходит о 'властолюбивом' городе, то с первых слов ал-Фараби высказывает свое неодобрение к нему, ибо здесь властвуют жажда крови


человека, алчность к чужому бо- гатству, порабощение других. Все то, что никак не соответст- вовало гуманным убеждениям мыслителя. Жители этого города во главе с их правителем, по словам ал-Фараби, являются 'врагами всех остальных, и все их обычаи и повадки, которым они следуют, наилучшим образом приспособлены для победы над другими

Приведенные примеры показывают, что ал-Фараби проявля- ет терпимость к слабостям людей, когда они честолюбивы, лю- бят развлечения, но он резко осуждает насилие и порабощение.


Разбирая различные типы 'городов', ал-Фараби рассматри- вает и тех, кто стоит во главе их, это первый глава, или правитель, которому подвластны их жители. Нравственный облик правителя взаимосвязан с нравственным обликом города.


Естественно, что в 'добродетельном' городе и глава обладает теми
добродетелями, которым причастен город, и направляет его жителей к
приобретению и развитию добродетелей, необхо- димых для того, чтобы город сохранял название 'добродетельного'. 'Добродетельного' правителя ал-Фараби сравнивает с Первым Сушим, ибо он вносит такую же упорядоченность и
стройность в управление городом, какую Первый Сущий вносит в мировую гармонию. По ал-Фараби, достоинство правителя определяется наличием
добродетелей, а не силой власти. Пра- витель должен своим примером указывать путь достижения совершенства людям и своим образом жизни являть
человека,достойного подражания. Если нет лида, которое бы объединяло в себе все достоинства, необходимые для "добродетельного' правителя, то у власти
может стать группа людей, которая бы объединяла в себе все необходимые качества. Правитель срав- нивает с хозяином семьи и наставником молодых людей, кото- рых воспитывают и обучают добровольно или принудительно. Воспитательную роль правителя отражают следующие слова ал-Фараби:
'Политические деятели делают жителей городов хорошими, приучая их делать добро' .

Для достижения цели, по ал-Фараби, необходимо взаимо- действие многих


факторов, во главе которых стоит теоретиче- ская добродетель. Под ее влиянием находятся главная мысли- тельная добродетель, главная этическая добродетель и главное искусство. Данная схема применяется к объединению людей в целом,
без различения его индивидуумов. Когда же имеется в виду человек, его вклад в дело достижения наивысшей цели,то начинает действовать категория возможности и действитель- ности в лиие естественной добродетели, которая пробуждает к деятельности способности, потенциально заложенные в его душе.
Уровень природных способностей обусловливает деление людей;располагая более высокими способностями, они становятся пра- вителями, а при более низких ’занимают подчиненное положение.

В трактате 'Афоризмы государственного деятеля' очень четко выражена мысль о разделении труда, когда ал-Фараби делит 'добродетельный' Город на пять


частей: наиболее достой- ных лиц, ораторов, измерителей, воинов и богачей, отводя каждому сословию соответствующую роль в жизни города. Каж- дый
человек должен заниматься одним и тем же делом всю жизнь, чтобы достигнуть в нем наибольшего совершенства.


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет