Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский государственный университет
Филологический факультет
Кафедра русской литературы
История русской литературы
(спецсеминары)
Учебная программа для специальности:
1 - 21 05 02 «Русская филология»
Под общей редакцией доктора филологических наук,
профессора С. Я. Гончаровой-Грабовской
2008 г.
А в т о р ы:
«Русская драматургия: жанр, стиль, поэтика» ¾ проф. С.Я. Гончарова-Грабовская, см. с. 4;
«Русская поэзия: художественные системы и творческие индивидуальности» ¾ доц. Т.В. Алешка, см. с. 18;
«Традиции книжной словесности Древней Руси в русской литературе Нового времени» ¾ доц. И.И. Шпаковский, см. с. 24;
«Русская поэзия CUIII ¾ CIC веков: жанр, стиль, поэтика» ¾ доц. С.С. Яницкая, см. с. 38;
«Актуальные проблемы изучения русской классической литературы» ¾ доц. Д.Л. Башкиров, см. с. 46;
«Серебряный век русской литературы: проблемы стиля и поэтики» ¾ доц. Н.Л. Блищ, см. с. 58;
«Реализм, модернизм, постмодернизм в русской литературе ХХ века» ¾ проф. И. С. Скоропанова, 66;
«Русская проза ХХ века в историко-типологическом аспекте» ¾ доц. Д.В. Федоров, см. с. 73.
Р е ц е н з е н т ы:
д.ф.н., проф. Т. Е. Комаровская,
д.ф.н., проф. Л. Д. Синькова
Рекомендована к утверждению:
Кафедрой русской литературы
(протокол № 5, от 10 января 2008 г.);
Научно-методическим советом филологического факультета Белорусского государственного университета
(протокол № 4 от 23 января 2008 г.).
Ответственный за выпуск: С.Я. Гончарова-Грабовская
Пояснительная записка
Предлагаемые учебные программы отражают содержание спецсеминаров, кафедры русской литературы Белорусского государственного университета, и предназначены студентам филологического факультета, изучающим историю русской литературы и проходящим специализацию «Литературоведение».
Перечень спецсеминаров («Русская драматургия: жанр, стиль, поэтика», «Традиции книжной словесности Древней Руси в русской литературе Нового времени», «Актуальные проблемы изучения русской классической литературы», «Русская поэзия CUIII ¾ CIC веков: жанр, стиль, поэтика», «Серебряный век русской литературы: направления, методы, стили», «Реализм, модернизм, постмодернизм в русской литературе ХХ века», «Русская проза ХХ века в историко-типологическом аспекте», «Русская поэзия: художественные стили и творческие индивидуальности») свидетельствует о приоритетных проблемах русской литературы, предлагаемых для изучения и научно-исследовательской работы студентов. Выявление общих тенденций развития литературного процесса сочетается в программах с изучением теоретических аспектов (художественных методов, направлений, жанров, стилей, поэтики), рассмотрением основных литературоведческих концепций, методов исследования, творческого наследия отдельных писателей, определяющих стратегию развития русской литературы CI ¾ CCI веков.
Спецсеминар как одна из форм учебного процесса способствует профессиональной подготовке студента-филолога, углубляет его знания по истории русской литературы, дает представление о важнейших ее тенденциях и закономерностях, прививает прочные навыки самостоятельного литературоведческого анализа.
Задача спецсеминаров — выработать у студентов навыки научного исследования, научить их методам и методологии анализа литературного произведения, основываясь на прочных, глубоких знаниях теории и истории русской литературы, что позволит подготовить специалиста-филолога, соответствующего требованиям современной высшей школы.
Итогом трехлетней работы студента в спецсеминаре является написание и защита дипломной работы.
Программы спецсеминаров составлены в соответствии с требованиями общеобразовательного стандарта и типовых программ по истории русской литературы (68 а/ч — по специальности I - 21 05 02 — «Русская филология»).
Специальность
|
Лекции
|
Практические
Занятия
|
КСР
|
Всего
|
1-21 05 02 Русская филология
|
24
|
32
|
12
|
68
|
СПЕЦСЕМИНАР
«РУССКАЯ ДРАМАТУРГИЯ: ЖАНР, СТИЛЬ, ПОЭТИКА»
(руководитель: профессор С. Я. Гончарова-Грабовская)
ВВЕДЕНИЕ
Генезис драмы. Драма как «синтетический» род литературы. Теоретические аспекты драмы в работах Аристотеля, Гегеля,
В. Г. Белинского, С. Д. Балухатого, В. М. Волькенштейна, М. Я. Полякова, А. А. Аникста, В. Е. Хализева, М. С. Кургинян, В. А. Сахновского-Панкеева, В. Ф. Головчинер и др. Драма и театр. Подлинная драма и «Lesedrama, Buchdrama». Литературность драмы в «синтетическом» искусстве театра.
Три подхода к драме в поэтике и философской эстетике: теория драматического действия, теория драматического слова и теория катастрофы и катарсиса. Промежуточные позиции (В. Е. Хализев, В. В Федоров). Универсальное значение понятий катастрофы и катарсиса.
Семантический и морфологический уровни драмы. Сюжетно-композиционная структура драмы. Действие и противодействие. Понятие перипетии. Соотношение его с понятиями завязки и развязки. Восходящая и нисходящая линии драматического действия. Пятиэлементная схема Густава Фрайтага и ее влияние на отечественную теорию сюжета. Понятие «сценический эпизод» в соотношении с терминами «акт», «сцена», «явление» (В. Е. Хализев). Несовпадение акта и сцены («Гроза»). Определение композиции в драме. Два типа драматических структур (О. Вальцель, А. Скафтымов). Конфликт и способы его реализации. Типы конфликтов. Пространственно-временной континуум в драме. «Множественный» хронотоп и правило «трех единств»: единство времени (но не хронологическое), «иллюзорное» время и «миражная интрига» (Ю. Манн). Герой как жанровый маркер.
Драма как метажанр. Жанровая система драматургии. Жанровая специфика комедии, трагедии, трагикомедии. Производные и бинарные жанровые формы. Структура драматического текста. Специфика речи в драме (С. Балухатый «Проблемы драматургического анализа», В. Хализев «Драма как вид искусства»). Диалог, монолог и реплика, их соотношение в драме. Сюжетные функции слова в классической драме. Неклассическая драма: слово как образ основной ситуации. Внесюжетные функции слова в драме. Сентенции, афоризмы, риторика. Диалоги-диспуты («Вишневый сад», «На дне». Бытовой сюжет и драма идей (Ибсен, Шоу). Вставные тексты («Гамлет», «Чайка», «На дне», «Вальтпургиева ночь»). Формы речи в драме, их сочетания и вопрос о композиции (П. Пави «Словарь театра»). Роль ремарок. Язык драмы. Анализ драматургического произведения.
ПЕРИОД «НАЧАЛЬНОЙ ДРАМЫ»
Русская драматургия последней трети первой трети века как период «начальной драмы». Истоки русского театра. Пьеса «Артаксерксово действо» И. Г. Грегори, ее особенности. Поэтика барочной драмы. Культурный факт гетерогенной театрально-драматической системы (школьная, придворная, отчасти фольклорная, иностранная). Связь с фольклорной и европейской драмой. Переделка эпического источника, адаптация его к сцене. Риторическая обработка текста. Влияние древнерусской литературы. Принцип «открытости» текста (обращение к зрителю, прологи, эпилоги). Бинарные оппозиции: серьезное — комическое, свое — чужое и т. д. Дискретность действия (вставные интермедии). Использование приемов «сюжет в сюжете», переодевания, маски, гиперболизации и контраста. Роль театрализации (фейерверки, маскарады).
Постановка «Жалобной комедии об Адаме и Еве», «Олоферновой комедии», «Комедии о Бахусе с Венусом», «Малой прохладной комедии об Иосифе» и др.
Традиции барочной драмы в Серебряном веке (А. Ремизов, М. Кузьмин), в творчестве обэриутов.
Достарыңызбен бөлісу: |