Уроке: 24 ученика. Тема урока: «Тембры и настроение» Тип урока: Урок-исследование



Дата12.07.2016
өлшемі116.32 Kb.
#195621
түріУрок
Конспект открытого урока музыки

на городском обучающем семинаре «Реализация базовой модели урока в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)».



Дата проведения урока – 27.02.2009 г.

Учитель: Рощина Г.В.

Класс: 7 «В»

Количество учащихся на уроке: 24 ученика.

Тема урока: «Тембры и настроение»

Тип урока: Урок-исследование.

Цели урока:

  1. Создать условия для освоения учащимися способа обработки информации с помощью приемов «Синквейн», «Инсерт»; развивать навык различения новой и известной информации; формировать умения излагать информацию с помощью ключевых слов, определять недостаток информации или ее отсутствие; совершенствовать умение определять влияние тембра музыкального инструмента на настроение человека.

  2. Развивать познавательную активность и эмоциональную отзывчивость учащихся через использование приёмов технологии развития критического мышления; формировать коммуникативные компетентности учащихся: самостоятельность, умение выразить мысль, высказать согласие (несогласие) с чужой мыслью, сотрудничество через использование компьютерной техники, групповые формы работы, организацию исследовательской деятельности учащихся.

  3. Воспитывать положительное и творческое отношение к

инструментальной музыке.

Оборудование урока:

1. Эпиграф,

2. Портреты композиторов,

3. Цветовые полоски (желтая, оранжевая, розовая, красная, светло-

зеленая, зеленая, голубая, синяя, белая, серая, черная)

4. Иллюстрации музыкальных инструментов,

5. Компьютер, интерактивная доска,

6. Видео-исполнение оркестром музыкальных фрагментов,

7. Презентация плана-конспекта урока с демонстрационным материалом

Музыкальный материал:

Слушание: 5 фрагментов с разными солирующими инструментами.

1. М.Равель «Болеро» (симфонический оркестр)

2. И.Бах «Шутка» (флейта)

3. Л.Беккерини. «Менуэт» (скрипка)

4. И.Брамс. «Интермеццио» (фортепиано)

5. А.Онеггер. «Пасифик 231» (духовые инструменты)
Ход урока:

1.Организационный момент.

Приветствие, проверка наличия учащихся в классе и организации их рабочих мест, психологический настрой на предстоящую работу.



2. Стадия вызова.

Слово учителя:

- Прошу вас прочесть эпиграф к теме урока, автора Г.Гессе:

Всех звуков и цветов соотношенья,

А также способы переложенья

Любых оттенков цвета в ноты, звуки.

О, как хотелось мне азы науки

Такой постичь!



Учащиеся произносят вслух эпиграф вместе, по одному в цепочке. Учитель направляет выразительность интонации.

- Предлагаю прослушать один знакомый вам фрагмент, какое впечатление оно может оказать на человека, на вас.

(звучит фрагмент М.Равель «Болеро»)

- Ребята, скажите, какое впечатление осталось у вас от прослушанного фрагмента?



(Выслушиваются и обсуждаются мнения учеников. Скорее всего, точки

зрения будут разделяться вплоть до противоположных.)

- Как вы думаете, почему ваши впечатления не совпадают?



(Потому что в произведении звучали разные группы инструментов

с разными тембрами. Все люди разные, и каждый человек

воспринимает тот тембр, который ему ближе, подходит его

настроению, ощущению).

- Верно. Что такое тембр? Каким он бывает? (ответы ребят).

Слайд №2

- Сегодня, на примере трех фрагментов, мы будем находить цветовую гамму определенному настроению и тембру в соответствии с музыкальным образом. Вспомните известное вам определение музыкального образа.



(«Музыкальный образ» – это воплощенная в музыке жизнь, её чувства, переживания, мысли, размышления, действие одного или нескольких людей; какое – либо проявление природы, событие из жизни человека, народа, человечества).

- Правильно, теперь подумайте, какой из миров внешний или внутренний - всегда будет меняться в зависимости от слушателя? (Конечно, внутренний.)



Слайд №3

- Посмотрите, получается целая цепочка восприятия музыкального образа:

композитор с его мироощущением;
исполнитель, у которого есть своё видение произ­ведения;
слушатель...

(который имеет свое мироощущение, настроение)
- Музыка и живопись изображают мир человека, раскрывают явления «в человеческом к ним отношении», а собственно изобразительные и выразительные моменты играют при этом подчиненную роль.

Стадия осмысления.

I. Вот на слушателе я и предлагаю остановиться и про­вести небольшой эксперимент. Сейчас вы услышите несколь­ко фрагментов, похожих по характеру и стилю. Ваша задача - определить соли­рующий инструмент, подобрать по цветовому ряду оттенки, которые, по вашему мнению, будут соответствовать этому фрагменту и составить синквейн к данному произведению.



Учащимся предлагается индивидуально составить свою версию описания характера произведения с применением технологии «Синквейн». 
Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.


Правила написания синквейна: 
1строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным 


2 строка – описание темы в двух словах, как правило именами прилагательными; 
3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами; 
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме; 
5 строка – одно слово, синоним к первому,


Слайд № 4

(Используем для этой работы таблицу. Заполняется соответствующая строка. Также отмечается фрагмент, который не вызвал отклика).


п/п

Солирующий инструмент

Цветовой фон

  1. И.Бах

«Шутка»







  1. Л.Беккерини.

Менуэт







  1. И.Брамс.

Интермеццио





- Теперь давайте посмотрим, какому из фрагментов досталось больше всего симпатий.



(Результаты выносятся на интерактивную доску. Если получилось

несколько вариантов, то рассматриваем все.)

- Обратите внимание, что один и тот же фрагмент у одного слушателя вызывает живой отклик, а другого оставляет равнодушным. Если мы попробуем сравнить цветовую гамму, то у нас тоже получится множество мнений.



(Рассматриваем цветовую гамму, классифицируем ее с психологическим настроением человека).

- Теперь подробнее остановимся на соли­рующих инструментах. Перечис­лите те инструменты, чьи голоса вы узнали.



- Попробуйте объяснить, почему вы выбрали именно этот инструмент, какие особенности звучания вас привлекли?

Слайды № 5, 6, 7, 8

(Короткое обсуждение впечатлений от услышанного. Надо помочь ученику обобщить его точку зрения в краткой форме.)

- Что общего в звучании этих инструментов вы заметили?

(Их звучание близко человеческому голосу.)

- Правильно. Хочется уточнить, что в данных фрагментах и диапазон звучания тоже почти соответствует певче­скому диапазону. А мы с вами прекрасно знаем, что именно песня находит самый короткий путь к нашему сердцу. Но сегодня звучали разные инструменты и, тем не менее, каждый и вас нашел что-то, что пришлось ему по душе. Как вы думаете почему?

(Наверное, потому что каждому нравятся разные голоса.)

- Верно, именно это и произошло при прослушивании музыки. Каждый инструмент обладает своим тембром, особенным, неповторимым. И каждый из вас выделил то, что ему ближе и поэтому каждый из вас по-своему прав.

(Важно, чтобы высказались, пусть очень кратко, все ученики. Можно краткие характеристики, одним - двумя словами, вынести на доску для наглядности.)

- Посмотрите, какие разные ощущения вызвал один и тот же фрагмент, и это ещё одно подтверждение того, что мы по-разному воспринимаем не только саму музыку, но и тембр самого инструмента.
* Физкультурная пауза: разминка, упражнения для снятия усталости глаз.

Слайд № 9

- Далее я предлагаю вам прослушать новое произведение, которое отлича-ется тембром от прежних. Ознакомиться с его историей вам поможет текст. Прием «Инсерт». Слайд № 10

II. Работа ведется индивидуально. Перед звучанием фрагмента А. Онеггера «Пасифик 231» ребята получают текст. При чтении текста учащиеся условными обозначениями на полях делают пометки в соответствии с заданной системой разметки. Система разметки (на интерактивной доске):

«» – знал раньше (известная информации, вошедшая или по каким-то причинам не вошедшая в общий кластер).

«+» – никогда бы не подумал, что так бывает! (абсолютно новая информация).

«–» – противоречит моим представлениям (критически к этому отношусь).

«?» – мало информации по этому поводу, хотелось бы получить больше (возникшие вопросы, желание больше узнать о данном предмете).

Текст:


  • Артю́р Онегге́р (10 марта 1892 - 27 ноября 1955, Париж) швейцарско-французский композитор и музыкальный критик.

  • В 1923 г написал оркестровую пьесу «Пасифик 231».

  • Состоял в творческой группе «Шестерки» (по аналогии с «Пятеркой» – так во Франции называли русскую «Могучую кучку»): кроме Онеггера, в группу входили Д.Мийо, Ф.Пуленк, Ж.Орик, Л.Дюрей и Жермен Тайфер. Объединение было не официальным, а чисто художественным и имело целью пропаганду новой музыки.

  • А.Онеггер, будучи активным членом «Шестерки» (содружества молодых французских музыкантов, ищущих новые музыкальное пути), решил воплотить в звуках ярко урбанистический образ — мощного паровоза, с силой рассекающего пространство.

  • УРБАНИЗМ (от лат. urbs — город) — отражение в литературе (в ее тематике, образах, стиле) большого города с высокоразвитой техникой и индустрией, городского быта, особенностей психики, порожденных городским укладом.

  • Пристрастие к урбанизму было для «Шестерки» общим. Не случайно Мийо, создает произведение с эпатирующим названием «Каталог сельскохозяйственных машин».

  • В одном из своих интервью Онеггер рассказал: «Я всегда любил локомотивы; В "Пасифике" я не хотел подражать шумам локомотива, а стремился передать музыкальными средствами зрительные впечатления и физическое наслаждение быстрым движением.

  • Сочинение начинается спокойным созерцанием: ровное дыхание машины в состоянии покоя, усиление запуска, постепенное нарастание скорости, и, наконец, — состояние, которым проникнут поезд в 300 тонн, летящий глубокой ночью со скоростью 120 километров в час.

  • Прообразом я выбрал локомотив типа "Пасифик-231" для тяжеловесного состава большой скорости». Итак, названием сочинения стало название паровоза — самого нового и мощного в то время.

  • Однако вовсе не его изображением руководствовался композитор, создавая пьесу. Первоначально он, по собственным словам, «руководствовался весьма отвлеченным замыслом вызвать впечатление такого ускорения движения, которое казалось бы сделанным с математической точностью, в то время как его темп постепенно замедлялся» и «хотел только поэкспериментировать».

  • Лишь после окончания пьесы, первоначально названной –«Симфоническое движение», его осенила мысль дать то название, под которым музыка вошла в историю – "Пасифик-231"».


После прочтения в группах организуется обсуждение результатов и составляется одна на группу таблица, в которую ключевыми словами вошли основные результаты работы.

Таблица:




 1.

2.



+

 1.

2.





 1.

2.



?

 1.

2.



- Какие музыкальные инструменты звучали в этом произведении?

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, цилиндрический барабан, тарелки, большой барабан, тамтам, струнные.

3. Стадия рефлексии.

Учителем организуется беседа по вопросам:

1) Найдена ли нужная информация?

2) На какие вопросы ответить не получилось?

3) Что бы вы назвали своим успехом на сегодняшнем уроке?



Вывод: Каждому голосу и музыкальному инструменту присущ свой тембр. Тембры получают свои психологические характеристики. Так, тембр способствует созданию определенного чувства, настроения, он неотделим от создаваемого композитором образа.

4. Проводится инструктаж по домашнему заданию:
- В заключении урока послушайте стихотворение Л. Озерова «Вальс»

«Еще звучит в моих ушах,

Седьмого вальса легкий шаг,

Как вешний ветерок,

Как трепетанье птичьих крыл,

Как мир, который я открыл,

В сплетенье нотных строк,

Еще звучит тот вальс во мне,

Как облако в голубизне, как родничок в траве,

Как сон, что вижу наяву,

Как весть о том, что я живу с природою в родстве!»

Слайд № 11

- Теперь я предлагаю вам закончить урок замечательной песней «Вальс в ритме дождя». Попробуйте голосом выразить в ней своё настроение.

Песня «Вальс в ритме дождя».

- Благодарю вас за творческие мысли, за работу. Вы получили следующие оценки…. Слайд № 12

Урок закончен.






Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет