Выполнили: Орымбасаров А, Хабулов Д. Мвт 20-02 Культурологические концепций Шпенглера



Дата30.09.2023
өлшемі2.88 Mb.
#479291
Шпенглер..


Выполнили: Орымбасаров А, Хабулов Д. МВТ 20-02
Культурологические концепций Шпенглера
Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер (Oswald Arnold Gottfried Spengler; 1880–1936) — немецкий философ, культуролог и историк, один из основоположников современной философии культуры. Первое, и главное, произведение Освальда Шпенглера, «Закат западного мира» (Der Untergang des Abendlandes; 1918–1922), которое предсказывало гибель западноевропейской и американской цивилизаций, имело сенсационный успех, однако этому успеху не сопутствовало широкое признание в мировой научной и общественной мысли — как при жизни автора, так и в последующие годы
Теория культуры
Теория культуры Шпенглера строится на сопоставлении и в большей части на противопоставлении культуры и цивилизации. В мировой истории Шпенглер выделяет восемь типов культур, достигших полноты своего развития, - это античность и западная Европа, арабская культура, Египет, Вавилон, индия, Китай и культура Майи.
Культура у Шпенглера – сложившийся в веках исторический индивидуум, историко-культурная целостность, сущность которой образует религия
Цивилизация - выражение отмирания
целого как организма, затухание
одушевляющей его культуры, возврат в
небытие культуры.
Шпенглер останавливается на рассмотрении ТРЁХ исторических
культур: АНТИЧНОЙ, ЕВРОПЕЙСКОЙ И АРАБСКОЙ.
Им соответствуют три “души” :
1. АПОЛЛОНОВСКАЯ, избравшая в качестве своего идеального
типа чувственное тело
2. ФАУСТОВСКАЯ ДУША, символом которой является
беспредельное пространство, динамизм
3. МАГИЧЕСКАЯ ДУША, выражающая постоянную дуэль между
душой и телом, магические отношения между ними
В основе каждой культуры лежит душа. культура - это символическое тело, жизненное воплощение этой души.
“Культура рождается в тот момент, когда из первобытно-душевного состояния вечно-детского человечества пробуждается и выделяется великая душа, некий образ из безобразного, ограниченное и переходящее из безграничного и пребывающего. Она расцветает на почве строго ограниченной местности, к которой она и остается привязанной, наподобие растения”
Всё живое когда-нибудь умирает. Живое
существо рождается, чтобы реализовать свои
душевные силы, которые затем угасают со
старостью и уходят в небытие вместе со
смертью. Такова судьба всех культур.
“Цивилизация есть неизбежная судьба культуры, Будущий Запад не есть безграничное
движение вперёд и вверх, по линии наших идеалов... Современность есть фаза
цивилизации, а не культуры.
Культура внезапно коченеет, она отмирает, её кровь свёртывается, силы надламываются
- она становится цивилизацией. И она, огромное засохшее дерево в первобытном лесу,
ещё многие столетия может топорщить свои гнилые сучья”
Так было с Египтом, Китаем, Индией и с миром ислама.
Переход культуры к цивилизации
Смерть культуры - исчерпание её души.
В чём же различия между культурой и цивилизацией Культура не развивается бесконечно. В ней заключены начала, которые неотвратимо влекут её к цивилизации
Культура, - отмечал Бердяев, - есть творческая деятельность человека. В культуре творчество
человека получает свою объективацию”
Цивилизация “есть переход от культуры, от созерцания, от творчества ценностей к самой жизни”.
“Культура - религиозна по своей основе, цивилизация – безрелигиозна...
Культура происходит от культа, она связана с культом предков
Николай Александрович Бердяев
Цивилизация как гибель культуры
Культура жива до тех пор, пока она сохраняет сокровенную связь с человеческой душой. Душа культуры живёт не сама по себе, а лишь в душах людей, живущих смыслами и ценностями данной культуры. Нет ничего дурного в благоустройстве жизни, но когда оно поглощает человека целиком, то на культуру уже не остаётся
душевных сил.
Николай Алексеевич Бердяев:
“Своеобразие Шпенглера в том, что ещё не было человека цивилизации с таким сознанием, как Шпенглер, печальным сознанием неотвратимого заката старой культуры, который обладал бы такой чуткостью и таким даром проникновения в культуры прошлого. Цивилизаторское самочувствие и самосознание Шпенглера в корне противоречиво и
раздвоено.
Закат Европы ознаменовался победой техники над духовностью, мировых городов над провинцией, плебейской морали над трагической
Жизнь была чисто органической, необходимейшим и осуществленным выражением души теперь она становится неорганической, бездушной, подчиненной опеке рассудка Культура не способна развиваться вечно по единой, универсальной схеме В ее развитии наступают сложности. Они могут, по мнению Шпенглера, свидетельствовать только об истечении времени данной культуры

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет