113 открытых ядерных взрывов. С 1964 г по 19 октября 1989 г было произведено 343



Дата24.11.2022
өлшемі16.87 Kb.
#465704
Углубление противоречий в культурной и духовной жизни – как последствия усиления командно-административного правления.


С 50-х годов Казахстан превратился в сплошную зону экологического бедствия. Семипалатинский атомный полигон был одним из крупнейших в мире военных объектов. С 1949 по 1963 г. было произведено в атмосфере 113 открытых ядерных взрывов.
С 1964 г. по 19 октября 1989 г. было произведено 343 подземных взрыва мощностью до 150 килотонн. 70% испытаний ядерного оружия в СССР произведено на Семипалатинском полигоне, число захоронений ядерных отходов на казахстанской земле превысило 300. Изменился климат, высохли водоемы, были загрязнены воздух и растительность. В Семипалатинской области, а также в соседних Карагандинской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской областях возросло число больных раком и заболеваниями крови. Возросла детская смертность, число родившихся инвалидами.
Высыхание Аральского моря вызвано увеличением поливных земель на юге Казахстана и в Узбекистане, неэкономным использованием рек Сырдарьи и Амударьи. Количество воды в море сократилось в три раза, в некоторых местах берега отошли на 80 км, а уровень моря опустился на 49 м. Площадь высохших территорий — 30 тыс. кв. км. Ветер разнес соль и остатки минеральных удобрений на тысячи километров. Аральское море утратило рыбопромысловое значение. Тысячи рыбаков остались без работы. Опустели населенные пункты. Выросло число легочных заболеваний и детская смертность.
Обострение экологической ситуации проявилось в крупных промышленных городах: Алма-Ата, Караганда, Джамбул, Усть-Каменогорск, Темиртау. Причина: старые технологии на заводах, рудниках, неэкономичное использование природных ресурсов.
Учреждения и общественные организации, занимающиеся защитой окружающей среды, не финансировались и им не оказывалась помощь.

Все научные учреждения Казахстана в 50-х-80-х годах делились на две группы собственно-казахстанские и учреждения центрального подчинения, работающие на территории республики. Последние осуществляли преимущественно разработки военного характера. Огромным успехом советской и казахстанской науки стало осуществление космической программы. 4 октября 1957 г. с космодрома Байконур был выведен на орбиту Земли первый искусственный спутник. 12 апреля 1961 г. с территории Казахстана поднялся космический корабль с первым в мире космонавтом Ю. Гагариным.


Развивалась и казахстанская теоретическая наука. С 1972г. Астрофизический институт АН КазССР стал ведущим в СССР по проблеме изучения планет-гигантов, динамике и физике галактик, изучались проблемы развития звездных систем. В 1967 г. начал действовать первый в республике ядерный реактор, в Институте ядерной физики начал разрабатываться широкий круг вопросов, связанных с физикой твердого тела, радиационной физики и радиохимии. В 1970 г. из института выделилось самостоятельное учреждение, занимающиеся проблемами физики высоких энергий.
В 50-80-е годы развитие казахской советской литературы продолжалось и характеризовалось продолжением и усилением контроля над писателями и поэтами партийно-советской бюрократической машины. В 1954 г. прошел 3-й съезд писателей Казахстана и 2-й Всесоюзный съезд, призвавший к изучению действительности на основе «творческого овладения марксизмом-ленинизмом». Своеобразной демонстрацией достижений казахстанской культуры стала Декада казахской литературы и искусства в Москве в 1958 г.
Жесткая командно-административная система, восторжествовав­шая в Стране Советов к середине 20-х гг., достигла своего апогея в 30-40-е — начале 50-х гг., в том числе и в Казахстане. Ей в полной мере были присущи такие отрицательные явления, как подавление свобо­ды человека, игнорирование его прав, отчуждение людей от средств производства, формирование политики влияния на власть управле­ния государством. В стране доминировал культ И. В. Сталина. Все какие-либо успехи приписывались его умению руководить, а крупные недостатки и провалы — «врагам народа» или всячески замалчива­лись. Согласно сложившейся традиции, руководящая роль восприни­малась как непосредственное, чисто административно-командное вмешательство партийных органов во все стороны жизни общества. Решая вопросы, находящиеся в компетенции государственных орга­нов, Коммунистическая партия максимально привлекала к выполне­нию народнохозяйственных и социально-культурных задач государ­ственные и общественные организации, лишая их тем самым самос­тоятельности. Послевоенные планы развития советского общества органически вписывались в сталинскую антидемократическую, тоталитарную мо­дель социализма. Но народ, перенесший все тяготы и лишения войны, стал иным, чем в предвоенные годы. Произошла известная переоценка ценностей, связанная с утверждением мирного настроя в общественной жизни. В сознании современников все более отчет­ливо зрело понимание необходимости поворота к социальным про­граммам, к демократии. Нараставшее противоречие между общест­вом и административно-приказными методами партийно-государ­ственного руководства было реальным фактором переходного пери­ода от войны к миру. Послевоенные планы развития советского общества органически вписывались в сталинскую антидемократическую, тоталитарную мо­дель социализма. Но народ, перенесший все тяготы и лишения войны, стал иным, чем в предвоенные годы. Произошла известная переоценка ценностей, связанная с утверждением мирного настроя в общественной жизни. В сознании современников все более отчет­ливо зрело понимание необходимости поворота к социальным про­граммам, к демократии. Нараставшее противоречие между общест­вом и административно-приказными методами партийно-государ­ственного руководства было реальным фактором переходного пери­ода от войны к миру.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет