Билет 1. 19 век. Общая характеристика.
-новая эпоха, насыщенная социальными движениями и конфликтами. напряженные духовные искания. Начало и истоки- в последних десятилетиях 18 века, эпохи «ок. 1800».
-перемены в миросознании людей.
Вернер Хофман назвал его «разорванным столетием».
-архитектура перестает играть определяющую роль в сложении стилеобразующей тенденции.
-значительное обособление путей развития арх-ры и изобразительного искусства.
-относительное стилистическое единство- начало века. Неоклассицизм. Отчасти в конце столетия- модерн.
-19 век- расцвет станкового искусства. Особенно живописи и графики. Зедельмайер назвал 19 век « столетием частной жизни».
-попытки воскресить большой придворный стиль были ( Первая и Вторая Империя) не слишком успешно.
-поколеблены основы религиозного искусства.( началось еще во время Просвещения).новая система жизненных и духовных ценностей. Бодлер: « 19 век- время потери веры». Исключения- религиозное возрождение в Германии и некоторые др. пример». На первый план выходит индивидуальное чувство веры. ( Фридрих,Рунге. Редон..).
-объединяющая религиозная идея в 19 веке утрачена( это отмечали Бердяев, Ортега-и-Гассет, Хейзинга,Вейдле..).
-художественная жизнь подвергается сильной коммерциализации. Часто заказчиком выступают широкие слои общества. Часто с более сниженными вкусовыми пристрастиями.
-с другой стороны, именно в 19 веке у художников большая свобода творческого мировосприятия.
-новый тип творческого сознания. Гегель в своих лекциях по эстетике отметил, что художник раскрепощается становится независимым от традиционных содержательных и стилистических норм.
- в 19 веке появилось множество концепций и приемов. нет единой стилистической структуры. Тенденция индивидуализации творческого сознания. Оборотная сторона: много непонятых художников.
-смена движений в 19 веке: классицизм. Романтизм.реализм. импрессионизм. Постимпрессионизм.)( иногда, в структуру последнего относят и символизм).
-однако при всей сложности и многообразии идейных и стилистических устремлений в культуре 19 века можно различить 2 потока.1)официальное искусство.2)условно говоря, оппозиционное. Именно здесь- все основные новации. В 19 веке салонно-академическое искусство получило скорее негативную оценку.
-19 век окончательно снимает эстетические и жанровые ограничения.
2.Архитектура Англии. Первая половина 19 века.
1818-Сент Пэнкрэс Черч в Лондоне. Индивидуальное истолкование античной Греции. С колоннадой.
Перестройка ряда кварталов и магистралей в Лондоне.
Риджент стрит. Проект Джона Нэша- крупнейшего архитектора начала 19 века в Англии.
1810- утопический проект Оуэна. В Орбистоне пытался организовать фабричный проселок «Единство».создание рациональных жилищ. Детских Салов клубов. Не достроили.
Моффан проект озеленения и улучшения жилых кварталов. Не осуществлен.
1849вышла книга Дж. Бекингема « Национальное и зло и как с ним бороться».в приложении были эскизы идеального города Викторио.
Проекты фабрично-заводских поселков.текстильная фабрика на реке Эйр близ Шипли. В Иоркшире.( арх. Локвуд и Моусон)
Много новых инженерных сооружений. Акведуки Телфорда. Нач. 19 века.
Для первой четверти 19 века в Англии характерно увлечение античными формами. Греческая классика пришла на смену Риму. Вышла книга Стюарта и Ревета об античном зодчестве.
Крупнейшие арх-ры: Джон НЭШ 1752-1835. широко использовал ионический ордер. Террасные дворцы на Риджент Парке.
Королевский павильон в Брайтоне. 1815-1821.луковичные купола.подковообразные арки. Китайские мотивы в интерьерах.
ДЖОН Соун 1753-1837. Английский банк в Лондоне. Простая и ясная композиция.
Роберт Смерк 1780-1867.
Роберт Смерк и Сидней: 1823-1847. Британский музей. Все помещения сгруппированы вокруг большого внутреннего двора. Прием анфилады. Обычен для музеев. Попытка объединить весь ансамбль единым мотивом ионической колоннады. 8 колонный портик в центре.
Смерк и Нэш строят в окрестностях Лондона псевдоготические замки.
Увлекался готикой и Д.Уайт. замок ФОНТХВИЛЛ.
Чарльз Барри. 1840-1867. Парламент. В соавторстве с Пэджином( он поклонник готики). Мотивы перпендикулярной готики, но с соблюдением симметрии и ясностью построений. Сторона, выходящая на Темзу-соблюдение симметрии. Сторона , связанная с Вестминстерским холмом ассиметричная. Часовая башня и башня Виктории.
Барри: Клуб путешественников. На манер палаццо Пандольфини.
1851. павильон Англии на Всемирной выставке в Лондоне. Проект Пэкстона.первое крупное здание из железа и стекла.
Кинг кросс стейшн. – 1851 Льюис Кэббит. Пример сплошного остекления.
1851. Читальный зал британского музея.арх . Смерк и Паницци. Огромный купол. Немногим меньше, чем Пантеон. Его конструктивную основу составляют радиальные металлические ребра.
3.Архитектура Франции. Первая половина 19 века.
1799-1814- Консульство и первая империя. Начало промышленного переворота. Новые типы зданий.рост городов. Необходимость перестройки.более рациональное размещение боен. Складов.рынков.
-вопросы утилитарного благоустройства.
-проблема ансамбля
-доходные многоквартирные дома.
-отель эволюционирует от арх. решений а ля дворец к типу городского буржуазногоособняка.
-появление новых планировочных приемов.
Уже в первые 10-летия 19 века в несущих конструкциях появляется железо.
Господствующей стилевой системой в первые годы рев. и в начале 19 века- классицизм. Постепенно идет поиск новых форм вместо классицистических. Тесное переплетение приемов классицизма и эклектичных заимствований их арх. разных эпох и стран.
Стиль Империи: пышная репрезентативность форм и конструкций.
1793- упразднение Ак. арх-ры. Ее функции перешли к одному из институтов Академии изящных искусств. Вместе с тем открылась и Политехническая школа.
2 пути развития арх. 19 века: эклектика и рационализм.
Первые: умеренные классицисты Персье и Фонтен. 2-школа профессора политехнической школы Дюрана.
1794-97 создание регулирующего плана Парижа.
Еще нет больших промышленных городов, зато с конца 18-нач 19 увеличивается роль предместий.
Нов. Города. Пока мало. 1805 Понтиви
1811 Ля Рош сюр ЙОН. Возведены Наполеоном на остатке старых городов.
-рост Парижа. Стремление Наполеона превратить его в достойного соперника Рима.
Градостроительные проблемы.ориентирование улиц и площадей на какой-либо памятник в перспективе.
-пересечение улиц по осям
Оформление фасадов по единому образцу.
Лучевая система планировки.
Пробивка новых улиц=систематический снос старой застройки.
Прокладка ул. Риволи. Прав. берег Сены. На ней удалось выдержать единообразие фасадов по схеме Фонтена.
Левый берег Сены- Авеню Обсерватории.
Ул. Валь де Грас с ориентацией на ц-вь Мансара.
-сооружения возводят с расчетом на арх. эф-кт их расположения. Храм Славы( ц-вь Мадлен)
Триумфальная арка на площади Звезды и на площади Карусель.
Характерная черта первой империи- грандиозный размах проектов и весьма скромное их осуществление.
Генеральны план Парижа Персье-Фонтана( любимых арх. Наполеона)
-большую роль в плане играет утилитарная сторона.
Инженер Брюер назначен Наполеоном начальником всех строительнвх работ.
-упорядочивание и развитие водоснабжения.
1802-1805: судоходный канал Урк ( Сена и приток Марны) делится на Сен Мартен и Сен Дени.
1806- указ о возведении 60 новых фонтанов
Ввод в действие первых больших коллекторов
С 1802 идет реконструкция набережной Сены. Уже с 1786 по 1809 идет снос домов с мостов.
Перестройка и перенос рынков.
Благоустройство( что за цинизм) боен на периферии
Новые мосты:-Искусств1803. пеший.с металлическими конструкциями
-АУСТЕРЛИЦА
-Йена
Отели стали меньше, но удобнее. Большая роль отводится планировочным решениям. Нет курдонера.
Квартал НОВЫЕ Афины.1819-1821 арх. Константен.все дома выходят на улицу.внутренний сад. Ку каждого индивидуальная планировка.ощутимо влияние арх. Виньолы и Палладио.
Отель Марс в Новых Афинах
-доходные дома. На первом этаже- лавки.рустованный первый этаж с аркадой. Строгие прямоугольные окна с сандриками.
Постепенно решение фасадов усложняется. Сочетании 2-3 видов руста. Усложняется форма окон. Сложнее стал узор балконных решеток.
-появился нов. Тип: на одной территории в глубине- отель. На улицу выходи т доходный дом.
-появились внутренние пассажи с лавками.( галерея комической оперы)
Галерея Вивьен и Кольбер.( арх Вилло1827)
Крупных монументальных зданий мало. Император и его семья- сселяться в старых резиденциях.
-пример убранства интерьеров времен империи- отель Богарне. И Де Полонь. Копирование античных образцов. Преобладание прямых линий. Сочетания гладкой поверхности и украшений из бронзы.
Общественные здания: Зал Конвента в Тюильри
Палата депутатов в бывшем Бурбонском дворце.
( арх. Жизор)
Храм Славы( Мадлен) 1807- Винтон- 1842 Юве.
Тр. Арка . пл-дь Звезды. Шальгрен+ ск-ры Рюда, Этекс, Корто.
Арка на площади Карусель. Персье и Фонтен. Ориентация на Септимия Севера, но изящнее и пропорциональнее.
Вандомская колонна 1806-1810. Лепер и Гондуэн. Покрыта листами бронзы из австрийских орудий. Барельеф с военными сценами.
Биржа и Коммерческий трибунал 1808-1826. Броньер и Делябар. Зд. В центре неб. Площади. Окружены коринфской колоннадой.
Рынок Сен Жермен( БЛОНДЕЛЬ)1816
Окружен арками на столбах.
Рыбный рынок в Анжере
Рынки в Марселе и Монполье.
1811-1816- первые бойни в Париже. Вильжюиф. Гренеле и др.
У всех них единый план. Симметрично стоящие корпуса. Канализация. Аркады на столбах.\
1808 декрет о постройке винных и водочных складов. Париж. На месте аббатства Сен Виктор. 1811-1831.(Гоше).простая утилитарная архитектура. Ритм повторяющихся элементов.
Склады площади Марэ (большой застекленный фасад!).
Архитектура 1815-1848
В определенной степени продолжение следовать принципам ампира. Многое завершают из начатого при Наполеоне.
30-40. арх Ж.Итторф. обращался в своих работах к античной полихромии( какие работы- непонятно.
Анри Лабруст. Библиотека св.ЖЕНЕВЬЕВЫ.
1843-1850. компактный прямоугольный объем.логика архитектурных членений. Конструктивные изменения при применении металлических конструкций.
20-30- борьба романтизма и классицизма.
4. Архитектура Германии в первой половине 19 века.
Классицизм утвердился здесь позже, чем в Англии и Франции. Пруссия, Баден и мелкие государства Западной Германии – французское влияние. Идеи неоклассицизма в Пруссии—в теоретических трудах Кнобельсдорфа и Крубзациуса. Но в их постройках – черты позднего барокко и рококо.
-
Самый ранний классицизм – К. Лангханс (1732-1808).Театры в замке Шарлотенбург в Берлине, Потсдаме, Данциге. Интерпретация французских идей. Дорический ордер в архаический пропорциях => первый шаг к «неогреческому стилю».
-
Отец и сын Жилли. Французы. Фридрих Жилли (1771-1800) Проект памятника Фридриху Великому. Дорический храм на платформе. Повлиял на Шинкеля и Кленце.
-
Ф. Вейнбреннер (1766-1826). Баден. Пытался придать классический облик Карлсруэ. Группировал здания так, чтобы достичь более полной уравновешенности объемов. Не всегда симметрично. В отдельных зданиях – геометрическая чистота форм.
-
Петер Шпет (1772-1831). Увлекался идеями Леду и Булле. Построил Женскую тюрьму в Вюрцбурге. Редкий пример осуществленного проекта «циклопической архитектуры» за пределами Франции.
-
Лео фон Кленце (1784-1864). Южная Германия. Родился в Хильдесхайме (Север), поэтому влияние Жилли. Учился в Париже. Ездил в Рим. Творческий размах.
-
1814 – инспектор строительных работ при Баварском дворе. Основные работы – Мюнхен.
-
1816 – Глиптотека и дворец Лейхтенберг. Глиптотека – один из первых специально строящихся музеев. Для античной скульптуры – это отразилось на наружном облике здания. Ионический 8колонный портик. Внутри – галереи по периметру. Потолок оформлен в римском духе. Синтез разных античных художественных элементов на рационалистической основе.
-
ЛЕйхтенберг – для Евгения Богарне. По образцу палаццо Фарнезе. Неоренессансный стиль.
-
1826-1833 – Старая Пинакотека. Нет ориентации на какой-то конкретный памятник, а на стиль Высокого Возрождения в целом. Авторитет в строительстве музейных зданий (1849 – Новый Эрмитаж).
-
Кенигсбау при королевском дворце в Мюнхене – воспроизведен фасад палаццо Питти.
-
1831-1842 – Вальхалла под Регенсбургом. Задумка еще в 1814 году после победы над Наполеоном. «В античном вкусе». Памятник «немецкому духу». Для прославления Германии – античные формы (а вот интересно, почему сразу каким-то нацизмом попахивает? А вот при прославлении Франции, Республики – нет?)
Центр Мюнхена – «градостроительный» историзм. В разных частях города – стили разных эпох. Впрочем, это не только Кленце.
Карл Фридрих (а че их всех Фридрихами-то зовут?!) Шинкель. Его работы как соревнование между романтизмом и классицизмом.
-
Новая Гауптвахта на Унтер ден Линден в Берлине, 1816-1818. Уличный фасад фланкирован 2 глухими мощными башнеобразными пилонами. В середине – портик с плоским фронтоном.
-
Теартр у Жандармского рынка в Берлине
-
Военный мемориал на холме Кройнберг, 1818 и 40-метровая колючая «готическая башня» из чугуна.
-
Собор св. Николая в Потсдаме, 1826-1849 – точные (почти рубленные) геометрические формы
-
Парк Сан-Суси в Потсдаме. Римские бани – удачная попытка «оживления античности».
Крупный мастер середины века – Готфрид Земпер.
-
1837-1841 – Дворцовый театр в Дрездене. Четкая внутренняя организация пространства. Главное – функциональность. Здание – точный слепок, оболочка того, что внутри.
-
1847 – Дрезденская картинная галерея. Удачно по функциям, но мрачный и тяжеловесный фасад.
Билет 5. Давид и французский неоклассицизм
Рубеж и разделение работ с предыдущим курсом. Наполеоновский цикл.
-
Наполеон на перевале Сен-Бернар, 1800. несколько авторских повторений. Поэтичность и величественность. Конь – на дыбы. Спокойный всадник. Реализм деталей подчиняется идеальной аллегории образа героя – покорителя альпийских вершин, поставленного в ряд с Ганнибалом и Карлом Великим.
-
Портреты Наполеона
-
Наполеон в рабочем кабинете1812
-
Наполеон в императорском облачении 1806
-
Коронация – отказ от воображения в пользу правды, от цвета ради рисунка, от индивидуально чувства ради законов разума. Статический монументальный стиль. Скульптурная застылость и театральность композиций и образов. Момент возложения короны на Жозефину, чтобы не изображать Наполеона коленопреклоненным.в работе Давиду помогал Гро. Влияние Рубенса- Коронация Марии Медичи.
-
Античные композиции – наследие от XVIII века. Леонид при Фермопилах.
-
Спафо и Фаон . 1809. Эрмитаж.
-
Марс,обезоруживаемый Венерой и грациями1824.
-
Портрет мадам Рекамье 1800.
Его работы – догма на Салонах. Романтики – отрицали. Но ценили торжество духе, культ героя = Давид для них тоже родоначальник современной живописи. Делакруа назвал его отцом современной живописи и скульптуры. Бодлер: Давид избавился от фривольностей ророко и вернул фр. Искусству героический дух.
После окончательно падения Наполеона и реставрации Бурбонов в 1815 году Давид был осужден на пожизненное изгнание. Уехал в Бельгию.там создал множество портретов. ( портрет Сиеса1817).
Школа Давида (там и Энгр). Продолжатели традиции – «четыре G» = Жироде, Жерар, Герен, Гро.
Жироде-Триозон (1767-1824) и Пьер Нарцисс Герен (1774-1833) – Похороны Аталы, 1808, Лувр, Оссиан, 1800, Версаль. Идеальные герои становятся жертвами роковых обстоятельств. Пессимистическая экспрессия не вдыхает жизни в бездушные холодные формы.
Портрет Шатобриана.
Герен у Давида не учился, но влияние испытал. Морфей и Эрида.
Сафо на Левкадской скале. У Герена учились Жерико и Делакруа.
Жерар (1770-1837) приспособился к официальным вкусам. Прославился прежде всего своими женскими образами. Античный жанр.
Портрет Жозефины1801.
П-т мадам Рекамье.1805.
Оссиан, вызывает призраков звуками своей арфы. По заказу Наполеона- поклонника Оссиана.1802.романтический классицизм. (галльские поэмы легендарного шотландского барда, были подделкой18 века Джеймса Макферсона. Популярны в период нарастания романтических настроений).
Билет7. Антуан Жан Гро (1771-1835). Почти официальны историографии императора. На него Давид оставит свою мастерскую. Провозвестник романтизма. Самый преданный ученик Давида. Рано познакомился с живописью Рубенса. В конце жизни – ученики высмеивали => застрелился (о ужас! Надо было осторожнее в словах и оценках учителей!)
-
1797 – Наполеон на Аркольском мосту (Лувр) – потом = манифест наполеоновского искусства. Некая романтичность образа
-
Зачумленные в Яффе (1804, Лувр) – в роли утешителя страждущих.
-
Битва при Абукире (1806, Версаль)
-
Поле битвы при Эйлау (1808, Лувр). Обе – многофигурные композиции. В отл. от Давида Гро мыслил структуру своих работ как единое целое, а не сумму фигур, объединенных по принципу координации. Широта замысла, документальная точность, ощущение грандиозности происходящего. «Скорбная поэзия деталей»--Делакруа.Эти же детали вызывали недовольство полиции. Темперамент. Давид называл эти работы «на случай».
-
Битва при Назарете
-
Портрет лейтенанта Легрена1808. посмертный. Почти идеальный пейзаж.
-
Значительный интерес представляют рисунки Гро. Беглые перовые зарисовки.
-
Буцефал, укрощаемый Александром
8 Европейская скульптура первой трети 19 века
Дания.
Бертель Торвальдсен (1768/70-1844)
Ездил в Рим. Верный поборник классицизма. 40 лет живет там. Прижизненная слава. Реконструировал и реставрировал рельефв храма Афины на Эгине. В 1838 – триумфальное возращение в Копенгаген. По крови исландец. За ним нет мощной скульптурной традиции. ДА и вообще никакой традиции, кроме древней орнаментальной резьбы. Абсолютно очищенный академизм. Для него не степень мастерства, а смысл и существо искусства. Чаще всего работы не предназначены для архитектурной среды. Почти нет современных сюжетов. Только античность (Ясон, Ганимед, Геркулес, Амур и Психея, Геба, Венера, рельеф Вступление Александра в Вавилон = въезд Наполеона в Рим). Довольно условные и пустые – Христос и Апостолы для Фрауенкирхе в Копенгагене. Статуя Христа. Ангел с купелью.
Три грации.
Портрет графини Остерман-Толстой.
Ганимед
Портрет княгини Барятинской.
Памятник Юзефу Понятовскому в Варшаве.(типа Марк Аврелий).
Памятник в Люцерне.-в память погибших при защите Людовика 16 швейцарских гвардейцев. Умирающий лев в нише отвесной скале.
Франция – из 25 вопроса. Там было и про первую четверть.
Германия.
Скульпторы чаще делали гипсовые модели, а мраморные варианты – мастерская. В первой трети началась традиция тиражирования наиболее удачных вариантов (это написано в куске про Германию, но, наверное, это характерно для всей Европы)
Иоганн Готфрид (что не Фридрих, то Готфрид) Шадов (1764-1850)
Круг скульптора Триппеля, сподвижника Винкельмана.
-
Надгробие 8летнего графа фон дер Марка, незаконного сына короля. Фигура мальчика полу во сне, полу наяву + традиционная аллегорика (меч, шлем, рельефы парок, антикизированная архитектура надгробия).
-
Фигуры принцесс Луизы и Фредерики, невестки короля. Томная мечтательность. Предвосхищает романтизм. Формально – традиция английских скульптурных портретов. Но не принадлежит не одной типологии.
Квадрига, венчающая Бранденбургские ворота.
Портрет Гете
Лежащая девушка 1826. одно из лучших изображений обнаженного женского тела в Германии.
Англия
Джон Флаксман 1755-1826. классицистические устремления. Много рельефов- белых на голубоватом фоне ( работал на мануфактуре Уэджвуда)в духе росписи античных ваз.
Памятник адмиралу Нельсону в св. Павле1808-1818. сложная композиция. Помимо портретной статуи- аллегорическая фигура Британии и льва.
Памятник Агнессе Кромвель1800.
Австрия
Франц Антон Цаунер
-
Конный памятник Иосифу II – типология от Марка Аврелия.
Италия
Канова. См. билеты по барокко.
Билет 9. Жан Луи Теодор Жерико 1791-1824 с его именем связано окончательное утверждение романтического миросознания.смелость композиционно-пространственных решений. К концу творчесива стиль его стал тяготеть ко все большей скульптурности. Именно Жерико вместе с Гро и Прюдоном Курбе назвал родоначальниками совр. Ис-ва.
Род. В Руане.семья юриста.в 1796 семья переехала в Париж. Начал учиться у Карла Верне, мастера жанровых и конных сцен.там много рисовал лошадей. Его скульптура этого времени-экорше лошади.потом учился у Герена. Изучал композицию и писал этюды натуощиков.В скором времени оставил академические занятия и в 1811-1815 много копирует Рубенса, Ван Дейка. Караваджо и Сальваторе Роза в музее Наполеона. На Салон 1812 он представил Офицер легкой кавалерии (Лувр)другое название- офицер конных егерей императорской гвардии,идущий в атаку. .оригинальная композиция и живописное исполнение.колорит ,решенный на сопоставлении горячих тонов. Салон 1814. Раненый кирасир, покидающий поле боя. Трубачи наполеоновской императорской гвардии 1814 лувр. Военная служба Жерико-в составе корпуса мушкетеров он оказался причастен к организации бегства Людовика 18 в Бельгию. Непродолжительный опыт военной службы разочаровал Жерико в военной тематике. Потоп 1815. Лувр. Небольшая картина,но в ней создан образ вневременного и внечеловеческого значения. 1816 едет в Рим. По пути Флоренция.впечатлен искусством Мик-ло. Скачки берберских скакунов 1817. вернулся в Париж. Плот Медуза 1819. полемика вокруг работы. С трудом взяли в салон. Первоначально картина выставлена под названием Сцена кораблекрушения.помимо чисто политической подоплеки важной для Жерико, работа давала возможность предпринять углубленное исследование человеческой анатомии и психологии. Во время работы над полотном Жерико регулярно посещал больницу Божу. Где выполнял зарисовки умирающих ( кошмар какой) и зарисовки с трупов..дошло несколько таких подготовительных работ. 1820-21 находился на лечении в Англии.для доктора Жорже серия работ Десять помешанных- шедевр его позднего периода. Портрет душевнобольной , одержимой манией игры. Лувр. Портрет карабинера 1814. портрет Делакруа 1818. портрет умалишенного, воображающего себя полководцем 1822. Художник в мастерской 1819.рисунки:много изображений истязаний. Палач,удушающий пленника. Кентавр,похищающий нимфу. В Италии сделал много рисунков на ант. темы. Леда и лебедь.
У Жерико много работ с лошадьми. Бег свободных лошадей.к ней сохранилось много эскизов. Скачки в Эпсоме 1821.
Др. работы: Возвращение из России. Литография 1818. Бойня быков.( Картина.) 1817.нищий старик у витрины булочной-Литография 1821. слепой волынщик-Литография 1821.
Билет 10. романтизм.
Романтизм- широкое культурно-художнственное движение. Объединившее с конца 18 и на протяжении нескольких 20-летий 19 века самые различные сферы духовной жизни. Бодлер «романтизм это манера чувствовать». Существует множество национальных версий романтизма.
-утверждение целостного восприятия мира, во всех его сложностях,противоречиях, конфликтах.
-снимается иерархия жанров, столь характерная для классицизма.
- расширяется тематика и репертуар.
Гюго: «все, что есть в жизни, есть в искусстве».
-динамическая концепция мира. Его восприятие в потоке постоянного движения.
Шеллинг: «В мире нет застывших форм»
-особое значение времени
- часто присущ историзм
-новая концепция личности.
Фихте: «Личность –это все»
Внимание к внутреннему миру души человека, миру его чувств.
Гегель: «Абсолютная внутренняя жизнь – это подлинное содержание романтизма»
-романтический культ чувств, противостоящий рационализму классицизма
-право на свободу, вольное проявление чувств.
-ранний период романтизма отличает героическое начало, идеи переустройства и развития мира ( Делакруа и др).
-право на субъективное видение.
-отрицание канонов
В романтизме нет единой стилистической структуры. Это общность мироощущения, а не стиля.
11 Иоганн Генрих Фюсли 1741-1825
Швейцарец по происхождению. В Италии – дружен с Бурей и Натиском. Преподает в АХ. Перевел Винкельмана на английский. Художник ужасного, фантастического, подсознательного. Важен литературный аспект. Иллюстрации (точнее, пишет на темы) Гомера, Песни о Нибелунгах, Данте, Тассо, Шекспира, Милтона. Реализация неизобразимых образов, самых кульминационных и драматических событий. Темы академические, но не по канонам исполненные. Видит во всем гигантские образы, но не всегда может их выразить. Усложненные движения. Прерывистая линия. Свет и тень – почти по-рембрандтовски решены. Выхватывание фигур светом. Иногда, скульптурность. Иногда – плоскостность. Некая эклектичность. Рука не успевает за фантазией.
Названий у меня нет. Есть только описания.
-
Ледяные области ада и Данте, идущий между вмерзшими в лед головами.
-
3 ведьмы, появляющиеся из тумана на пути Банко
-
Ахилл, клянущийся о мщении у тела Патрокла
-
Ариадна, наблюдающая бой Тесея с Миноватром.
-
Пробуждение Титании, 1793-1794, Цюрих, Кунстхаус
-
Клятва конфедератов на горе Рютли, рисунок, 1779, там же
-
Ночной кошмар, 1782, Детройт, Институт искусств
-
В своих рисунках Фюсли великолепно владел различными техниками.часто использовал сочетание пера и размывок. Богатейшие тональные эффекты.
12. Уильям Блейк.друг Фюсли. Единственный близкий ему по духу художник. Испытал некоторое влияние его искусства. Блейк самый крупный мастер раннего романтизма в Англии.не только в живописи,но и в поэзии.мистик и визионер.создал свою мифологическую космогонию. ИДЕИ Якоба Бëме. Парацельса и Свендеборга. Интерес к восточным религиям. Одержим идеей свободы. главным образом работал как график. Род. в Лондоне. Писал стихи и рисовал с ранних лет. учился в рисовальной школе Г.Парса. в совершенстве овладел графическим мастерством. Прежде всего резцовой гравюрой. проникся духом готики. Много рисовал в лондонских церквях. Хорошо знал средневековую миниатюру и витраж. 1789- иллюстрации к «Песням невинности». 1798- к «Песням опыта. Это сборники коротких стихотворений. Текст и иллюстрации Блейк решает как единое целое. Печатал на одной доске в технике выпуклого офорта. (выпуклым способом печатают текст и изображение,а фон ост. белым. Оттиски раскрашивали от руки.контур не черный,а цветной. Коричневый или синий- большая мягкость.).
Гравюры к книге «Брак Неба и Ада». 1790-93.гравюры словно охвачены языками пламени. Смысл многих изображений до конца не раскрыт.
Книга Лоса
Книга Уризена
Европа 1794.
Америка 1793.
Вместе с фантастическими образами можно встретить реальные сцены- лист чума в «Европе».ассоциации с Капричос Гойи.
Пророческая поэма «Иерусалим». Неоконченная.гравюры то в форме заставок,то отдельные листы.
Лучшие произведения Б.- графические интерпретации его собственных произведений.исключение- иллюстрации к «Книге Иова» и «Бож. комедии».уже в последние годы жизни. К Бож.комедии- ЭТО АКВАРЕЛИ. Свыше100. станковый характер. свободная и гибкая форма. Смелость композиций. экспрессия цвета. Приглушенная прозрачная гамма.
При жизни Блейк был оценен лишь немногими. Сам он широкого признания не искал. созданные им принципы иллюстрирования подхватит Уильям Моррис.
ПЕЙЗАЖ В АНГЛИИ. Рачсцвет пейзажа начался на рубеже веков акварели.Александр Козенс. И Козенс-млажший.Френсис Тауен. Томас Гертин. Джон Кром Старший-глава т.н. нориджской школы пейзажистов. .
Непосредственное видение натуры. Свежесть цветов. Свобода исполнения. Мирная сельская жизнь. Воспевание природы- все это было уже в англ. Литературе. Поэты т.н. озерной школы- Вордсворта и Колриджа.Первостепенное значение в истории англ. пейзажа- Тернер и Констебль. Их часто противопоставляют. Констебль- обыденные мотивы англ. природы. Тернер- все неординарное и эффектное. Частое изображение катастроф в природе.
Достарыңызбен бөлісу: |