2 курсу (1 пол.19 века) и 3 курсу з/о
История зарубежной литературы XIX века
I.Тематический план:
Романтизм
1. Общая характеристика.
Романтизм как эпоха духовной жизни общества, его многообразные проявления не только в сфере художественного творчества, но и в философии, эстетике, историографии, социологии, нравах. Система мировоззренческих и эстетических принципов романтизма: концепция человека, его взаимоотношения с обществом, романтическая историография, представления романтиков о роли отдельной личности («героев») и безвестном человеке (человеке «толпы») в историческом процессе; идея национального своеобразия и понятие «местный колорит»; романтическая натурфилософия.
Эстетические взгляды романтиков; историзм в восприятии XIX столетия как новой литературной эпохи; концепция творческой личности; роль немецкой классической философии в формировании общей картины мира романтиков и их литературно-эстетических идей.
Концепция воображения как высшей творческой способности.Вариации
типов романтического героя. Важнейшие категории романтической эстетики: идеал, бесконечность, двоемирие, конфликт личности и общества. Система литературных жанров романтизма, принципиальная значимость в ней исторического романа и исторической драмы, психологического романа и поэтической лирики, в том числе философской.
2. Немецкий романтизм.
Специфика исторического развития Германии на рубеже XVIII и XIX вв. Восприятие Французской буржуазной революции. Немецкие романтики как зачинатели европейского романтического движения. Этапы развития немецкого романтизма. Братья Шлегель, Тик, Новалис, их взгляды в первой половине 1790-х годов.
2.1. Иенские романтики (Ф.Шлегель, А.Шлегель, Л.Тик, Новалис). Связь с идеалистической философией Фихте и Шеллинга. Формирование эстетики немецкого романтизма. Концепция музыки как подлинно романтического искусства. Проблема национального изобразительного искусства. Ф.Шлегель – теоретик немецкого романтизма. Определение романтической поэзии. Романтическая ирония. Теория романа. Новалис. Эволюция его мировоззрения. Обращение к мистицизму. «Гимны к ночи»; «Генрих фон Офтердинген» – романтический вариант воспитательного романа. Синтез жизни и поэзии.
2.2. Гейдельбергские романтики (Арним, Брентано, братья Гримм). Усиление социальных и идейных противоречий в период наполеоновских войн. Рост национального самосознания. Проблема народности: идеалистическое и внеисторическое понятие «духа народа». Сборник народных песен Арнима и Брентано «Волшебный рог мальчика». Лирика Брентано. Сб. «Детские и семейные сказки» братьев Гримм. Братья Гримм – основоположники научной фольклористики.
2.3. Берлинские романтики. Г.Клейст. Просветительские и иррациональные тенденции в его творчестве. Влияние философии Канта. Идейно-художественное своеобразие трагедии «Пентесилея». Драма «Кетхен из Гейльбронна». Национальная тема драм «Битва Германа» и «Принц фон Гомбург». Комедия «Разбитый кувшин» –памфлет на прусское судопроизводство; особенности сатиры Клейста. Клейст – новеллист. Тема феодального произвола в новелле «Михаэль Кольхас».
2.4. Э.А.Т.Гофман. Раннее творчество. Гофман в период посленаполеоновской реакции. Двоемирие – основная черта мировоззрения и творчества Гофмана. Утверждение превосходства искусства – музыки – над жизнью. Крейслериана. Проблема судьбы художника в феодально-бюргерском обществе. Люди-автоматы и романтический герой. Разные типы фантастики у Гофмана. Традиция готического романа в «Эликсирах сатаны»; тема-мотив двойника. Сказочно-фольклорная тема («Щелкунчик», «Принцесса Брамбилла»). Гротескно-сатирическое изображение обыденной реальности. Сказка «Золотой горшок». «Крошка Цахес»; проблема ценности человека в феодально-бюргерском обществе, вопрос о сущности и видимости. «Житейские воззрения Кота Мурра». Ирония Гофмана.
2.5. Г.Гейне. Творческий путь Гейне. «Книга песен». Традиции народной песни, Сочетание в стихах эмоции и иронии. Сб. «Романцеро», его тематика, структура, характер иронии.
3. Романтизм в Англии.
Особенности исторического процесса и литературное развитие в Англии на рубеже XVIII-XIX вв. Социальные и литературно-эстетические предпосылки романтизма в Англии. Этапы развития английского романтизма.
3.1. «Озерная школа» (У.Вордсворт, С.Т.Колридж, Р.Саути). Политическая и эстетическая эволюция поэтов «Озерной школы». Творческий путь Вордсворта. . Поэтизация природы и патриархальной сельской жизни. «Лирические баллады». Предисловие к «Лирическим балладам» – эстетический манифест английских романтиков старшего поколения. Теория поэтического языка. Творческий путь С.Т.Колриджа. Увлечение идеями Французской революции и последующий отказ от политической борьбы. Колридж и немецкая идеалистическая философия. Иррациональное начало в поэмах Колриджа («Старый моряк», «Кристабель»).
3.2. Дж.Г.Байрон. Основные вехи творческой биографии. Эстетика раннего периода творчества («Английские барды и шотландские обозреватели»). Художественное и политическое значение поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда». Ее творческая история; жанр поэмы. Политическая лирика 1812-1816 гг. Конфликт Байрона с правящими кругами Англии. «Восточные поэмы» 1813-1816 гг. Байрон в Швейцарии. Философская монодрама «Манфред». Итальянский период творчества Байрона. Участие поэта в движении карбонариев. Особенности позднего творчества. Эволюция эстетических взглядов. Идейно-политическое и художественное значение мистерии «Каин». Образ Каина-бунтаря. Политическая сатира («Видение суда», «Ирландская аватара», «Бронзовый век»). Роман в стихах «Дон Жуан» – итог творческого пути Байрона. История создания, жанровое своеобразие поэмы, методы типизации, особенности композиции и стиха. Последние годы жизни. Участие в освободительной борьбе греческого народа. Проблема «байронизма».
3.3. В.Скотт. Эстетические принципы Скотта-романиста. В.Скотт – создатель жанра исторического романа. «Шотландские» романы Скотта («Уэверли», «Эдинбургская темница», «Роб Рой»). Проблема взаимоотношений Шотландии и Англии. Местный колорит и его значение в романах Скотта. Исторический прогресс в понимании Скотта. Изображение народа как активной силы исторического процесса. Романы об эпохе средневековья («Айвенго», «Кенильворт», «Квентин Дорвард»). Трактовка любовной линии в романах Скотта. Влияние В.Скотта на историческую мысль и роман его времени.
4. Французский романтизм.
Становление французского романтизма в условиях исторической ломки общественного уклада и связанных с этим перемен в духовной жизни во Франции на рубеже XVIII-XIX веков. Устойчивость традиций классицизма во французской литературе. Объективность историко-литературных предпосылок для возникновения романтизма. Преемственные связи романтизма и литературы XVIII в. Периодизация французского романтизма.
4.1. Ранний французский романтизм. Мадам де Сталь. Просветительские традиции и мировоззрение мадам де Сталь. Мадам де Сталь- теоретик романтического искусства. Трактаты «О литературе» и «О Германии». Творчетво Щатобриана. "Рене" и французская исповедельная проза.
4.2. В.Гюго. Идейно-творческий путь. Предисловие к драме «Кромвель» – манифест французской романтической школы. Концепция жизни как борьбы противодействующих сил и теория контрастов. Проблема «правды» в искусстве. Проблема «местного колорита». Драма «Эрнани» и борьба вокруг ее постановки.
Воссоздание эпохи позднего средневековья в романе «Собор Парижской богоматери», его антифеодальная и антиклерикальная направленность. Демократические тенденции в романе. Символический смысл образа Собора. Понятие «рока». Соотношение вымысла и исторического факта. Критика аристократии и монархии в драмах «Король забавляется», «Рюи Блаз».
Гюго и революция 1848 г. Годы изгнания. Обличение буржуазного строя и защита обездоленных представителей народа в эпопее «Отверженные». Проблема преступления и наказания. Роль идей утопического социализма в мировоззрении Гюго. Изображение революционных боев 1832 г. Проповедь милосердия и морального совершенствования.
Реализм
1. Реализм как литературное направление, его хронологические рамки.
Становление реализма в его преемственных связях с романтизмом и другими литературными направлениями прошлых веков. Мировоззренческие опоры реализма в разных философских и социологических доктринах. Картина мира в эстетической концепции реализма. Эстетика реализма в его отношении к аристотелевскому принципу подражания. Принцип типизации, роль, отводимая воображению. Роман и повесть о современной жизни как ведущие жанры реализма. Продуктивность реализма как художественного метода на протяжении всего XIX века, его эволюция во взаимодействии с другими методами.
2.1. Реализм во Франции.
Особенности реализма во французской литературе: тесная связь с романтизмом; более ярко выраженное, чем в других странах, теоретическое оформление «школы» в связи с борьбой направлений. Этапы эволюции реализма, особенности развития реализма после Бальзака.
2.2. Стендаль. Формирование его философских взглядов и общественной позиции в годы империи. Просветительские тенденции в эстетике писателя. Трактат «О любви» и специфика психологического анализа в творчестве Стендаля. Участие в борьбе за утверждение романтизма во Франции. «Расин и Шекспир». «Красное и черное». Критическое изображение Франции последних лет Реставрации. Трагическая судьба простолюдина. Проблема честолюбия. Политическая актуальность романа. Смысл его названия. Новаторство Стендаля в изображении войны.
2.3. Бальзак – «историк современности». Значение просветительских идей, роль естественных наук в формировании мировоззрения и творческих принципов Бальзака. Замысел и композиция «Человеческой комедии». «Роман «Шагреневая кожа». Место «философских этюдов» в системе «Человеческой комедии». Проблема индивидуализма и эгоизма. «Евгения Гранде». Принцип типизации у Бальзака. «Отец Горио» – ключевой роман «Человеческой комедии». Тема нравственного развращения молодого человека.
2.4. Творчество П.Мериме. Формирование взглядов Мериме в период Реставрации. Роль Мериме в утверждении романтизма во Франции. Новеллы Мериме. Развитие принципа «местного колорита» в «экзотических новеллах». Мериме – переводчик русских писателей, его роль в популяризации во Франции русской литературы.
Февральская революция 1848г. и установление буржуазной Второй республики. Изменения в характере реалистического направления.
2.5. Флобер – крупнейший французский реалист второй половины XIX века. Этапы творческого развития. Философские взгляды Флобера и его эстетика. Концепция искусства как высшей формы познания; теория безличного, объективного творчества. Принцип «искусство для искусства» и общественная позиция Флобера. Роман «Мадам Бовари». Критическое изображение провинциальных нравов. Концепция образа Эммы Бовари. Своеобразие психологического мастерства Флобера; принцип перевоплощения. Роман «Образ женщины из народа в повести «Простое сердце». Флобер и Тургенев.
2.6. Ш.Бодлер – «предтеча» символизма. Знакомство с произведениями Э.По, переводы его новелл и статьи о нем. Восприятие эстетики Э.По. Сборник «Цветы зла»: творческая история, структура, история публикации.
3. Реализм в Англии.
Англия в 1830-1840-е годы. Обострение социальных противоречий. Избирательная реформа 1832г. и ее политические последствия. Идеологические течения в литературе. Пути развития английского реализма.
3.1. Ч.Диккенс – крупнейший представитель английского реализма XIX века. Периодизация творчества. Ранние произведения («Очерки Боза», «Посмертные записки Пиквикского клуба»). Диккенс – юморист. Углубление социальной проблематики в романах «Приключения Оливера Твиста» и «Николас Никльби». Поездка в США. Американская тема в творчестве Диккенса («Американские заметки». «Мартин Чезлвит»). Рождественские повести. Роман «Домби и сын», его значение в творческом развитии Диккенса-сатирика. Проблема положительного героя в творчестве Диккенса. Эволюция мировоззрения писателя после 1848г. Социальные романы начала 1850-х годов («Холодный дом», «Тяжелые времена», «Крошка Доррит»). «Повесть о двух городах». Характер реализма в поздних романах. Гуманизм Диккенса. Соотношение юмора и сатиры в его произведениях. Роль реалистической детали. Художественный гротеск. Лиризм и патетика.
3.2. У.М.Теккерей. Периодизация творчества. Социально-критическая направленность его творчества. Полемика с Диккенсом. Роман «Ярмарка тщеславия». Особенности типизации в романе, мастерство реалистической сатиры.
Литература:
Гофман Э.Т.А. Золотой горшок. Крошка Цахес. Избранные новеллы.
Гейне Г. Книга песен. Путешествие на Гарц. Современные стихи. Германия. Зимняя сказка.
Байрон Дж.Г. Паломничество Чайльд Гарольда (песни I и II). Восточные поэмы. Манфред. Каин. Дон Жуан.
Скотт В. Айвенго.
Гюго В. Предисловие к драме «Кромвель». Рюи Блаз. Собор Парижской богоматери. Отверженные. Девяносто третий год. Избранные стихи.
Стендаль Ф. Красное и черное.
Бальзак О. Гобсек. Отец Горио. Шагреневая кожа. Евгения Гранде.
Мериме П. Хроника времен Карла IX. Избранные новеллы.
Диккенс Ч. Оливер Твист. Записки Пиквикского клуба. Домби и сын. Тяжелые времена (или Холодный дом).
Теккерей У. Ярмарка тщеславия.
Флобер Г. Мадам Бовари. Простое сердце.
Бодлер Ш. Цветы зла.
Учебная литература:
История всемирной литературы. Т.6. М., 1989.
История всемирной литературы. Т.7. М., 1990.
История всемирной литературы. Т.8. М., 1994.
История зарубежной литературы XIX века. Т.1-2 /Под ред. Н.П.Михальской./ М., 1991.
История зарубежной литературы XIX века /Под ред. Н.А.Соловьевой./ М.,1991.
История зарубежной литературы XIX века. /Под ред. Е.М.Апенко./ М.,2001.
История западноевропейской литературы. XIX век. Франция. Италия. Испания. Бельгия. М.; СПб., 2003.
История западноевропейской литературы. XIX век. Англия. М.; СПб.,2004.
История западноевропейской литературы. XIX век. Германия. Австрия.Швейцария. М.; СПб.,2005.
Первая половина XIХ в.
Романтизм 1790–1820-х годов [В первой части курса представлены основные национальные версии раннего романтизма (немецкая, французская, английская) в их специфике и актуальных взаимосвязях, обозначен репертуар проблем, ключевые эстетические, жанровые, поэтологические категории. Вторая часть курса строится на этой основе по монографическому принципу: рассмотрены индивидуальные опыты испытания творческой свободой, варианты решения романтической дилеммы, версии преобразования художественного языка]: очередной акт в драме «модернизации» европейской культуры. Прогрессирующая индивидуализация личности на фоне распада традиционалистской (риторической) системы культуры, нарастающей проблематичности ее опорных категорий и норм. Романтизм и Просвещение: отталкивание и преемственность.
Великая французская революция и романтизм. В трагической героике человеческих усилий по преобразованию мира черпает энергию радикальный атропоцентризм романтиков: ставка на «гениальную» личность, которую отличает исключительная степень свободы и критичности в отношении необходимо-данного, дерзость спрашивать «не о том, что есть, а о том, что возможно» (Фр. Шлегель). Деятельность, творчество, созидание нового и самосозидание – повышенно актуальные категории в романтизме. Через «роковое» несоответствие результата замыслу личность открывает собственную неодносоставность, неподконтрольность разуму как центральной духовной инстанции. Романтический индивид сам для себя загадочен – чарующе, но и пугающе, поскольку любовь к добру необъяснимо оборачивается фанатизмом, любовь к истине – поклонением умозрительной химере, любовь к красоте – равнодушной игривостью эстетизма. Романтизм подлежит анализу в его самоописаниях, утопических программах, перспективных гипотезах-догадках, и, с другой стороны, – в драматическом опыте их испытания творчеством и личной судьбой (жизнетворчеством).
Две подспудно спорящие в романтизме мировоззренческие установки. «Профетизм» романтиков: вызывающе переотражая основные посылки просветительской идеологии (утверждая на месте разума-рассудка сверхразум-откровение), они наследуют своим предшественникам в пафосе искания истины как высокой, универсальной нормы, воплощение которой тождественно концу истории и наступлению нового Золотого века. Романтическая мечта о возрожденной цельности, органичности, о прорыве к всеобъемлющему духовному синтезу окрашена ностальгией, ибо питается ощущением нарастающей дробности, «атомизации» жизни. «Эстетизм» романтиков: в нем предъявляет свои права человеческая субъективность, пытающаяся свою ограниченность и конечность преодолеть в акте индивидуального творчества. Культ иронической игры, рефлексии предполагает (в пределе) тотальную релятивизацию бытия, отважное и опрометчивое отречение от «метафизического комфорта» (Фр. Ницше).
Ранний романтизм в Германии – пора энтузиастических дебютов, «первых откровений и легковерного детства» (Л. Тик). Литературный быт «йенцев», журнал «Атеней». Отношения с Гете и с корифеями современной философской мысли – И. Кантом, Й.-Г. Фихте, Фр. В. Шеллингом.
Людвиг Тик. «Странствия Франца Штернбальда». Преобразование жанра романа в романтизме. Ослабление идейно-сюжетного стержня за счет усиления лирической стихии. «Продуктивное и синтетическое» (Фр. В. Шеллинг) воображение как способность к творческому синтезу и порождению (не подражанию). Художник – новый культурный герой. «Белокурый Экберт». Романтическая сказка – «канон поэзии» (Новалис): способ стихийного мифотворчества и лекарство для культуры, больной отчуждением. Тик-комедиограф: озорной дух иронии над развалинами «мещанской драмы» и рассудочно-умеренной «правды жизни».
Фридрих Шлегель как теоретик нового искусства. Бытие – плодородный хаос, творчество – вечное становление творения и творца. «Фрагмент» – «фермент познания»: незаконченность произведения как принципиальная стратегия и приглашение читателю продолжить на равных труд поэта. Романтический культ оригинального гения в парадоксальном сочетании с «ганзейским», компанейским духом совместного творчества. «Люцинда»: интеллектуальная идиллия на грани пародии. Рефлексивность, самокритика и самоирония в романтизме. Романтическая ирония как возможность подняться «над всем обусловленным» (Фр. Шлегель). Ее по неизбежности двойственная функция: волшебная палочка, освобождающая из плена связанного сознания, – рычаг, расшатывающий бытие в его основаниях.Фридрих фон Гарденберг (Новалис). «Гимны к ночи». Поэзия как магия, «искусство использовать чувственный мир по своему желанию». «Ученики в Саисе». Романтическая натурфилософия: природа и человечество между утратой и возвратом Золотого века, воображение и любовь как царский путь познания. «Генрих фон Офтердинген» – романтическая версия «романа воспитания», «анти-Мейстер».Романтический роман – пространство «романтизирования», экспериментальный синтез поэзии, философии и науки (природоведения). Романтический энциклопедизм. Привилегированный статус символа, смысл его противопоставления (и предпочтения) аллегории в романтической теории. Жизнь – «вечный, тысячеустный разговор» (Новалис). Актуальность категории «Другой» и диалогического понимания в романтизме. Фр. Шлейермахер: новое рождение герменевтики.
Гейдельбергский кружок. Апология надличного органического целого – народа, нации – как противовес «нарциссизму» раннеромантического героя и, с другой стороны, лекарство от «хронического дуализма» (Э.-Т.-А. Гофман). Романтическое «народничество» в разных национальных вариантах. Собирание и изучение фольклора: научный и художнический подход (дискуссия А. фон Арнима и Я. Гримма). Фольклор как средство преодоления современной разобщенности и реконструкции культуры, достойной Золотого века. Романтическая философия языка.
К. Брентано. «Повесть о славном Каспере и пригожей Аннерль». Болезненное отречение от раннеромантической эйфории, вплоть до «выворачивания» исходного тезиса: индивидуальное творчество – греховная забава, забота об индивидуальном достоинстве разрушительна для духа. Романтический герой отрекается от притязаний и бремени вселенской ответственности. «Гений не у дел» (Й. фон Эйхендорф) – частный индивид, воспетый в его домашней задушевности. Переход от романтизма к эпохе (стилю) бидермейера.
Проблематика взаимоотношений романтизма и христианства. Усилия ранних романтиков направлены к деклерикализации, деконфессиолизации веры, понимаемой как «индивидуальное созерцание универсума» (Фр. Шлейермахер). Истинный верующий = поэт, истинный поэт = пророк, творчество = священнодействие: «Мы будем писать новые Библии» (Новалис). Драма отречения от непомерности претензий, обращение в лоно «старой церкви».
Социальная и культурная ситуация в послереволюционной Франции.
Идейно-эстетическое противостояние «реставраторов» (Л. де Бональд, Ж. Де Местр) и либералов. Принудительная образцовость революционного и имперского классицизма и вызов нового в виде «северных», германских влияний. Ф. Р. де Шатобриан между «Опытом о революциях» и «Гением христианства». Культ «чувствительности» и эстетизация веры. «Несчастное сознание» Рене как предмет критики и живописания. А.-Л.-Ж. де Сталь. Обоснование романтизма как «современного» искусства. Сравнение и взаимодействие национальных культур как источник взаимо-вдохновения и обогащения. Романтическая теория перевода. «Коринна»: плодотворное столкновение духовных способностей и культурных типов. Б.Констан. Развернутая симптоматика «болезни века» в «Адольфе», сила и слабость гипертрофированной рефлексии. Обновление языка психологической прозы в эпоху романтизма.
Раздвоенность, конфликтный внутренний диалог как литературная тема и судьба: А. Шамиссо – француз в Германии, немец во Франции, «человек без шпаги» при схватке имперских амбиций. «Удивительная история Петера Шлемиля». Непреодолимая частичность человека (без тени). Необходимость размыкания круга «самотождественности» в спираль диалогического взаимодействия с миром. Насущность «негативной герменевтики» в романтизме.
Становление поэтического романтизма в Англии.
Творящее воображение – центральная категория философии и эстетики У.Блейка. «Песни невинности» и «Песни опыта». «Невинность» как неотчужденно-целостное, интерактивное, творческое переживание мира. «Опыт» как пагуба и благо: противоречивый образ современности. Символизм и мифотворчество Блейка – «пророческие книги».
«Озерная школа». «Лирические баллады»: новаторство замысла и характер соавторства У. Вордсворта и С. Т. Кольриджа. «Природы идеал» в лирике Вордсворта (сравнение с пейзажной лирикой Ламартина). Творчески-активный характер восприятия превращает заурядный опыт в источник эпифании. «Прелюдия» как ранняя версия субъективной поэтической эпопеи. Кольридж о функциях воображения и специфике поэтического языка, развитие им теории органической формы (в частности, идей А.В.Шлегеля). «Музыкальная» суггестия в противовес буквализму видения, «тирании глаза» (по Вордсворту, напротив, максимально точный, зримый образ максимально же символичен – неиссякаем для рефлексии). «Сказание о старом мореходе»: между символом и глоссой,поэтической грезой и моральным приговором. Причины и природа переосмысления традиционного «пакта» между поэтом и читателем поэзии.Гельдерлин. Античность, природа, любовь – триединое воплощение идеала. «Универсальная мифология» – путь к новому обручению человечества с богами. «Гиперион»: попытка посредничества между Элладой («родиной духа») и Грецией (жертвой современного эгоизма, властных инстинктов и произвола толпы). «Эмпедокл». Незавершенное (незавершимое?) восхождение к вершине духа. Трагическое противостояние «косной» человеческой природе как торжество или поражение романтического гения. Безумие как одна из форм ухода от непосильного дуализма бытия. Своеобразие поздней лирики.
Генрих фон Клейст. Истоки трагического мироощущения, становление жизненной философии. «Разбитый кувшин»: невозможность взаимопонимания в распавшемся мире – комедийное освоение трагической ситуации. «Пентесилея». «Кэтхен из Гейльбронна». Человек – сам себе судьба (и потому заложник собственного произвола) или доверчивая марионетка в руках вседержителя. Значение подтекста в драматургии Клейста – подмена слова жестом, роль лакун в построении психологического рисунка. Клейст-новеллист. «Микаэль Кольхаас». Дж. Г. Байрон. Проблема маски и театрализации жизни в романтизме. «Байронический герой» как подвижное, эволюционирующее образование. Тоскующий скиталец («Паломничество Чайльд Гарольда»), наполеонствующий разбойник («Корсар», «Лара»), метафизический бунтарь-богоборец («Манфред», «Каин»). «Дон Жуан»: взрыв жанрового канона и «связанного сознания», поэма как «роман в стихах». Иронический скепсис и героический индивидуализм Байрона.
П. Б. Шелли. Лирика. Своеобразие поэтической формы и становление эстетических взглядов («Защита поэзии»). «Освобожденный Прометей». Прометей – архетипический революционер, постигающий парадоксальную природу деяния. Человек призван к творчеству, но не ведает, что творит: освобождая себя, себя же заковывает в цепи в меру бессознательной робости собственной мысли. (Близкая проблематика в «Франкенштейне или «Новом Прометее» Мэри Шелли: творение бросает упрек творцу, творец с ужасом узнает себя втворении.) Философско-эстетическая подоплека «казуистики страстей» в трагедии «Ченчи». Акт мести как святая необходимость и «самый опасный предрассудок, которым когда-либо был заражен мир». Героическая ложь Беатриче в финале и представление Шелли о поэзии как о «правдивой лжи», «словах, выражающих то, чего не понимают сами».
В. Скотт. Романтический историзм, усилие понять прошлое как другое, в его неповторимой своеобычности. Проблема анонимного авторства («Великий Неизвестный»). «Шотландские романы». Релятивизм Скотта, стремление выступать беспристрастным посредником в общении эпох. «Квентин Дорвард». Функция протагониста в романе: мера свободы и несвободы человека как субъекта и объекта истории. Художническое воображение в арсенале историка, осмысление отношений факта и вымысла в историческом повествовании. Формульность скоттовской модели исторического романа, ее сильные и слабые стороны, последующее бытование в литературе (другие современные версии жанра: Ф.Купер – пенталогия о Кожаном Чулке, А.де Виньи – «Сен-Мар»).
Поздние версии романтизма, самокритика и переосмысление сложившегося канона.
Э. Т. А. Гофман. Новая версия романтической сказки. «Золотой горшок». «Песочный человек». «Крошка Цахес». «Царство грез» как сфера обитания художника – сладостно-смутный промежуток между миром вещей и миром духа, филистерским бытом и ясным светом абсолюта. Философия творчества у Гофмана.Хрупкий баланс поэтического и гротескного, смешного и страшного. Романтический гений – предмет едко-критической самоиронии. Субъективное и объективное видение жизни в их относительной силе и уязвимости («Угловое окно»). «Житейские воззрения кота Мурра»: двойничество как прием и жизненный принцип. Природа фантастического в романтическом искусстве.
Дж. Китс. «Поэт» как носитель «негативной способности» и в этом смысле противоположность «мечтателю». Романтический уход (слияние с абсолютом) как соблазн и тупик. Поздние оды («Ода греческой вазе») – усилие воспеть чувственное богатство и полноту жизни. Союз жизни и искусства основан на их разности и взаимной необходимости (не взаимоуподоблении).
А. де Виньи. «Чаттертон». «Стелло». Образ поэта как заведомой жертвы и мученика, чье прибежище – самодостаточность чистой мысли, гордый аристократизм духа. Поздняя лирика – поле становления прото-символистской эстетики.
Э. А. По. «Америка» как европейский миф, «фронтир» как географическая реалия и культурный символ. «Американский Адам» – человек «один на один с Природой и Богом» (А. де Токвиль). Э.По – наследник и пародист романтической идеи и романтической формы, разведчик психологической «границы» между самосознанием и подсознательными импульсами в их противоречивой, парадоксальной природе. Произведение как криптограмма: взаимодействие в нем поверхностно-явного и символического смыслов, гротеска и пафоса. Лирика и эссеистика По, космогонические гипотезы («Эврика») в контексте философии творчества.
Вторая половина XIХ в.
Формирование парадигмы классического реализма во второй трети XIX века. Курс строится по монографическому принципу с последовательным сосредоточением на общекультурной мировоззренческой проблематике данного периода, природе реалистического «мимесиса» (его самообосновании, социальной функции, вариативности), становлении новой культуры мысли и нового языка поэзии и прозы.
«Век перемен» принес с собой резкое усиление социальной динамики. Индустриальная революция и урбанизация. Революционные всплески 1830 и 1848 годов, ответное насилие и реакция, общая тенденция к социальному компромиссу. Выход на авансцену среднего класса. «Самодельный» человек (self made man) сознает себя не через принадлежность сословию или традиции, но через индивидуальную деятельность и ее результат. Демократизация и дальнейшая секуляризация культуры, всепроникающее распространение в ней рыночных отношений. Наука – естествознание – несущая опора нового мировоззрения. Стремление научного разума к всеохватности и упорядочению разнообразия явлений путем систематизации (чему в литературе соответствует стремление к типизации и панорамности социального видения). Универсальное применение принципа эволюции: социальный прогресс как популярное верование, история предмета какединственно законный метод его объяснения. Принцип детерминизма: личность – функция ее окружения, социального контекста, материальной среды. Конкретная ситуация – результат пересечения множества причинно-следственных цепочек.
О. Конт. Смирение и претензии позитивистского разума. Наблюдение и анализ – противовес «обанкротившемуся» воображению. Культ фотографического, репортерски-точного описания жизни в ее социальном многообразии должен искупить грех романтического аутизма, расширить сферу социального сопереживания, заодно освободив искусство от шлака отработанных форм, сюжетно-образных клише. Культ жизнеподобия – вид иллюзионизма, отвечающий запросам новой аудитории. Роль литературных критиков как посредников между писателями и резко выросшей читательской массой. Сент-Бев. И. Тэн. «Реализм» как «слово-знамя» (Шанфлери, Дюранти).
На этапе восходящего развития реалистической парадигмы (1830-40е годы) преобладает оптимистическое убеждение, что через наблюдение и воспроизведение фактов,а затем – постижение их «причин» и «начал» (Бальзак) художник постигает объективный, общезначимый смысл жизни. В дальнейшем (1850–60-е годы) экспериментальная эстетика натурализма перенесет акцент на чистую фактографию, права и возможности разума подвергнутся сомнению, а «правда жизни» будет остро осознана как социально и исторически условная.
Стендаль. Становление мировоззренния, эстетических взглядов. Парадокс о герое: «наполеонство», деятельное самоутверждение за счет измены себе или верность себе за счет отречения от социального действия. Три версии романа воспитания: «Красное и черное», «Люсьен Левен», «Пармская обитель». Лицедейство, игра как основа общественной жизни икак вынужденный модус жизнетворчества.Иронический скепсис, художественный аналитизм, эстетизм Стендаля. Идеал искусства как абсолютной искренности. Поиск стилистического эквивалента «правды жизни». О. де Бальзак. «Человеческая комедия» – эпопея современности, замысел и история воплощения. Пафос познания: индуктивное восхождение от описания социальных явлений к причинам и началам вещей. Мир «Комедии»: многообразие типов и внутренняя динамика. Мозаичность, обманчивость, разобщенность городской жизни, ее мотор – деньги и честолюбивая страсть. «Шагреневая кожа»: «формула» творчества и потребительства, созидания и разрушения. «Неведомый шедевр»: искусство как поиск абсолюта. Творческая энергия, воля, воображение – наряду с «верностью жизни» – эстетические приоритеты Бальзака. Роль описательности и символизма в его прозе. «Отец Горио». «Утраченные иллюзии». Возможность нравственного выбора в царстве эгоистических аппетитов. П. Мериме. Начало пути: «Гюзла». «Театр Клары Газуль». Игра в романтизм и «местный колорит» под иронической маской. «Хроника времен Карла IX». Проблема историзма – множественности культурных миров, относительности критериев суждения. Скепсис как последовательная мировоззренческая позиция: невозможность веры и подозрительность страсти. Изысканный лаконизм новеллы Мериме. Психология современного человека как невольной жертвы социального маскарада. Экзотические и фантастические сюжеты: «герой» – наивная, цельная натура, безоглядный исполнитель своей и чужой судьбы,– увиден глазами рефлексирующего «туриста». «Примитив» интригует, пугает, становится предметом эстетизации.
Судьба романтизма во второй половине столетия. Битва за романтизм («Эрнани») на французской сцене. Шекспир как знамя. Преобладание лирической стихии, пышные контрасты «возвышенного и гротескного» в театре Гюго намечают движение романтической драмы в направлении оперы (ср. позднейшие опыты Р. Вагнера). Гегель о невозможнсти современной трагедии.
А. де Мюссе. Лирика и «Исповедь сына века»: драма диночества в мире без трансцендентной опоры. Болезненное двуличие героя, разом мечтателя и циника. Поэт – уже не пророк, а усталый профессионал слова (Фантазио), чей контакт с аудиторией все более пролематичен. «Лоренцаччо»: жизнь, замысленная как героическая поэма, не может состояться, поскольку ее некому прочесть.
Г. Бюхнер. Дантон («Смерть Дантона») тщетно пытается склеить мир, насильственно разъятый его же усилиями.Позднее творчество Гейне («Романсеро»). Пейзаж души идеалиста «на свободе» от идеалов.
Викторианство как феномен европейской культуры.
Ч. Диккенс. Театральность и мелодраматизм ранней манеры. «Посмертные записки Пиквикского клуба». «Оливер Твист». Идеал «совершенно доброго человека» (Ф. Достоевский) и собирательный образ социального зла. Утопия детскости.» Философия Рождества» («Рождественская песнь в прозе»): проповедь торжества возможности над необходимостью, нравственной потенции над социальной принудительностью. Сказочный, криминально-сенсационный и детективнный элемент в прозе Диккенса. Специфика психологизма: конденсация и визуализация внутренних качеств, характеры-гротески.
«Домби и сын». Домби – апофеоз буржуазного человека дела, гипертрофированное и одновременно полое «Я». Проблема социализации как жертвы, дисциплинирующего насилия.
Эволюция творчества Диккенса: становление жанра социальной эпопеи, нарастающая полифоничность поздней манеры. Размывается бинарность нравственного видения, усложняется структура сюжета и игра символических лейтмотивов. В «Великих ожиданиях» самоизменение за порогом детства осмысливается как горькая вынужденность и нравственная обязанность.
У. М. Теккерей. Ранняя проза: «снобизм», лицедейство, создание видимости, осознаваемые как современная эпидемия. «Ярмарка тщеславия». Ироническое обыгрывание условностей викторианского романа – способ обнаженияусловности устоев общественного быта. Отсутствие героя,т.е. самоочевидного критерия нравственной оценки. Рефлексивность, интеллектуализм, ироничность прозы Тэккерея. Мир – зрелище, где повествователь-кукольник («шут-моралист») равноправен с марионетками. «История Генри Эсмонда». Частный индивид – игрушка случая, невольный»творец истории». Демонстративная субъективность повествования, новые возможности художественного психологизма. «Дамская» версия английского романа. Трудности самообнаружения женщины-писательницы, обретения ею собственного литературного голоса и имени. Опыт сестер Бронте, Джордж Элиот. «Джен Эйр». Роман-автобиография. Богатство психологического портрета за счет контрастного взаимодействия реалистической и романтической манер письма. «Грозовой перевал». Непримиренное соседство натуралистического и мистического, социального и космического измерений бытия. Прием ненадежного повествователя. «Мидлмарч». Философские взгляды Элиот. Попытки осмыслить обусловленность личности и доступную ей меру нравственной свободы. Новая техника романного повествования акцентирует множественность точек зрения – индивидуальных миров, сообщающихся в отсутствие единого центра.
«Учителя мудрости»: философская эссеистика середины века – обновление философской культуры и поэтики прозы.
Т.Карлейль. «Sartor Resartus». Жизнеописание философа и философия одежды. Теория символического выражения. Мениппейная природа книги.
С.Киркегор. «Страх и трепет». Проблематика этического и эстетического. Композиция, способ повествования, вариативность стиля: их содержательный смысл.
Американские трансценденталисты. Эссеистика Р.У.Эмерсона. Категории «опыта» и «доверия к себе», прагматистское понимание истины. Стиль прозы Эмерсона. Г.Д.Торо «Уолден или Жизнь в лесу». Природа как зеркало метаморфоз духа. Метафора как инструмент познания.
«Американское возрождение» 1840-50х годов. Литература и рынок, начало дифференциации «высоколобой» и популярной литературы. Сентиментальный роман (Г. Бичер-Стоу «Хижина Дяди Тома») – рождение понятия «бестселлер». Аутсайдеры литературного рынка. Нравственная рефлексия и проблематика явленного и сокрытого, осознанного и неосознаваемого, формы и смысла в прозе Н. Готорна. Философия знака в Америке (от пуритан до Ч.С. Пирса), ее литературные версии. Г. Мелвилл. «Моби Дик или Белый Кит». Факт как знак, произвольно читаемый и предполагающий множественность перспектив восприятия. Поиск сверхсмысла, чреватый срывом в нигилистическое отрицание – тема безумия капитана Ахава. Специфика композиции, повествования, жанрового синтеза в «Моби Дике». «Писец Бартльби» – американская версия «подпольного человека».
Поэтическая традиция и ее обновление во второй трети XIX века. Англо-американская «викторианская» поэзия (Г.Лонгфелло, А. Теннисон, М.Арнольд), их эпигоны и противостоящие им независимые, «самодеятельные» одиночки.
У. Уитмен. «Листья травы». История создания книги. «Песня о себе» как постромантический эпос. Космизм мировосприятия Уитмена, его антиэстетика и «языковой эксперимент». Взрыв и становление новой поэтической формы. Э. Дикинсон. Оознанно-экспериментальный подход к духовному опыту и языку. Культ единичности и одиночества. Созвучные опыты поэтов-прерафаэлитов в Англии, «драматическая лирика» Р.Браунинга.
«Искусство для искусства» во Франции: новый виток в противостоянии «поэта» и «толпы». «Парнасская школа»: новый герметизм, романтики-расстриги ищут убежища в крепости чистой формы. Эстетизация вещи, усилие к сближению поэзии с пластическими, изобразительными искусствами. Т.Готье. «Эмалии камеи». Л. де Лиль. Ж.-М. де Эредиа. Бесстрастие и научность. Искусство стилизации. Ш. Бодлер. «Цветы зла». «Стихотворения в прозе». Дуализм мировосприятия: «сплин» и «идеал». Тема бунта и бегства. Культ творческой воли художника, сквозь видимую инертность материала прозревающего «лес символов». Природа «безнравственности» Бодлера. Жесткий парадоксализм, представляющий окаянность как проявление жажды бесконечного. Бодлер о современномискусстве и современности в искусстве. Между романтизмом начала века и– символизмом и декадансом его конца.Г. Флобер. «Нераскаянный романтик» и «реалист поневоле»: метод Флобера как осознанный парадокс. «Госпожа Бовари» – скандальный апофеоз «реализма» и критическое переосмысление его основных посылок. Человек в тюрьме общепринятых представлений, в пленусловесных клише. Спасительная трудность искусства, борьба за «точное слово». «Объективная манера», самоустранение всезнающего автора, новый этап в эволюции техники повествования и художественного психологизма. «Саламбо»: мотивы обращения к экзотическому материалу, «натурализация» романтической грезы. «Воспитание чувств». Современная социальная история и «история одного молодого человека» в замкнутом кругу неудачи. В царстве «плоти, силы и случая» страдание – единственный способ самообнаружения духа, а иллюзия – разом и пагуба, и как ценность. «Бувар и Пекюше» – трогательная и убийственная пародия на современное сознание с его упованием на прогресс и жаждой объективного знания.
Достарыңызбен бөлісу: |