27 июня состоится премьера фильма по книге заместителя Генпрокурора Александра Звягинцева о главном суде человечества



Дата18.06.2016
өлшемі56.5 Kb.
#144570
Тайны Нюрнберга

27 июня состоится премьера фильма по книге заместителя Генпрокурора Александра Звягинцева о главном суде человечества

премьера

Игорь Елков





В основу двухсерийной документальной ленты "Нюрнбергский набат" легла одноименная книга Александра Звягинцева.

Показ пройдет в рамках Московского кинофестиваля.

Благодаря ранее не публиковавшимся материалам, свидетельствам очевидцев, недавно рассекреченным архивным документам удалось открыть малоизвестные страницы суда над фашизмом - Нюрнбергского процесса.

Перед премьерой мы встретились с автором книги и сценария: заместителем генерального прокурора, писателем и историком.



Кто застрелил Геринга?

Российская газета: Александр Григорьевич, никогда и ни в одном официальном документе не сообщалось о том, что всего за шесть лет до Нюрнбергского процесса будущий главный обвинитель от СССР Руденко едва не стал жертвой репрессий. Вы первый, кто об этом сообщает.

Александр Звягинцев: Скажу больше: в 1940 году Роман Андреевич Руденко просто не знал, чем и когда закончится его жизнь. В работе прокуратуры Сталинской области, которую он возглавлял, были выявлены недостатки. В основном речь шла о том, что прокуратура ненадлежащим образом реагировала на заявления граждан. Руденко, которому в ту пору было 33 года, получил партийный выговор и был снят с должности. По тем временам после этого следовало ждать только ареста.

РГ: И как долго продолжалась опала?

Звягинцев: Более года. Но духом Роман Андреевич не пал. Начавшаяся война, видимо, списала его грехи. Руденко был вновь востребован на профессиональном поприще. Личность ведь незаурядная. Работоспособный, вдумчивый, принципиальный. И в то же время скромный и доброжелательный.

РГ: А вот еще одна малоизвестная страница Нюрнберга: во время процесса прошел слух о том, что Руденко застрелил из пистолета Германа Геринга.

Звягинцев: В Нюрнберге действительно распространился такой нелепый слух. Будто бы Руденко, возмущенный в ходе допроса наглостью Геринга, выхватил пистолет и застрелил нациста N 2. Об этом сообщила американская газета "Старс энд страйпс".

РГ: Это главная армейская газета США, примерный аналог нашей "Красной звезды".

Звягинцев: И поэтому такая дичайшая газетная утка всех буквально ошеломила. Американские журналисты оправдывались примерно так: ну какая разница, каким образом покончат с Герингом? Участник процесса А. Полторак приводит цитату американского журналиста: "Как будто Герингу легче пришлось от пулеметной очереди убийственных вопросов вашего обвинителя".

РГ: Странный образ. Руденко на самом деле обладал талантом сражать вопросом наповал?

Звягинцев: Стиль допроса Романа Андреевича отличался наступательностью, в нем превалировали четкая аргументация и убийственная логика преподнесения факта, которую невозможно опровергнуть. Вот один эпизод. Как только Руденко начал вступительную речь, Геринг и Гесс демонстративно сняли наушники, через которые слушали синхронный перевод. Но продержались недолго. Стоило Руденко назвать имя Геринга, как у рейсхмаршала сдали нервы, он торопливо надел наушники и через минуту-две стал что-то записывать.

Когда Руденко закончил допрос Риббентропа, Геринг с жалостью посмотрел на бывшего министра иностранных дел и лаконично подвел итог: "С Риббентропом покончено. Он теперь морально сломлен". Выступления главного обвинителя от СССР всегда вызывали нервозность, а то и панику на скамье подсудимых.



РГ: Кстати, те же "Старс энд страйпс" сообщили еще об одном сенсационном эпизоде: загадочной смерти генерала Николая Зоря - помощника Руденко.

Звягинцев: Было объявлено, что Зоря погиб случайно, во время чистки оружия. Руденко подтвердил, что так оно и было.

Николай Дмитриевич Зоря, государственный советник 3-го класса, помощником главного обвинителя от СССР назначен в декабре 1945 года. Грамотный юрист и великолепный оратор. Трагедия произошла 22 мая 1946 года. Зоря был найден мертвым в своем номере. По поводу его смерти существует несколько версий. Его сын, Юрий Николаевич Зоря, высказывал мне сомнения по поводу причин кончины отца. Он считал, что в свое время они не были тщательно исследованы.

Тем не менее официальная версия - неосторожное обращение с оружием. И ее пока никто доказательно не опроверг.

Мифы трибунала

РГ: И раз уж речь зашла о слухах и мифах, то прокомментируйте еще один. Существует мнение, что и Андрей Вышинский застрелился из личного браунинга.

Звягинцев: Андрей Януарьевич Вышинский скоропостижно скончался 22 ноября 1954 года. После его смерти в сейфе нашли заряженный браунинг, что и породило слухи о самоубийстве. Ложные!

РГ: А Вышинский посещал Нюрнберг во время процесса? Все ведь ждали, что представлять обвинение от Страны Советов должен именно он. Сталин совершенно неожиданно назначил молодого генпрокурора Украинской ССР Руденко.

Звягинцев: Нюрнбергский процесс прямо связан с именем Вышинского. Он руководил работой советской делегации, с его мнением считались союзники. Сегодня не все помнят, что текст Акта о безоговорочной капитуляции Германии, подписанием которого и ознаменовалось завершение войны, в Берлин привез именно Вышинский, оказавший маршалу Жукову правовую поддержку. Приезды же Андрея Януарьевича в Нюрнберг становились событием для всего трибунала. В его честь устраивали пышные приемы. Ощущая себя представителем Сталина, он чувствовал себя хозяином положения и за столом мог позволить, кроме остроумных и благодушных тостов, тосты нетактичные.

Однажды, 1 декабря 1945 года, на банкете в его честь, устроенном англичанами, он поднял бокал "за самых лучших и благородных союзников СССР - англичан и американцев". Оскорбленные французы демонстративно покинули зал...

Невозможно себе такое представить. Вышинский не мог допустить подобных промашек. Скорее всего, будучи рупором Сталина, он просто напомнил французам о недовольстве советского руководства слишком быстротечным падением Франции под натиском фашистов.

РГ: А Роман Андреевич Руденко участвовал в подобных приемах?

Звягинцев: Да, участвовал. Мне начиная с 1970 года довелось встречаться с Романом Андреевичем, слушать его выступления, в том числе и воспоминания о Нюрнбергском процессе. Обо всем, что было связано с Нюрнбергом, рассказывали мне не только его братья - Николай Андреевич и Антон Андреевич, но и другие родственники и ближайшие сподвижники, в том числе непосредственно работавшие под его началом в Нюрнберге. Благодаря Руденко, советская формула обвинения была самой широкой и жесткой.

В выступлениях и особенно - в заключительной речи Роман Андреевич должен был суммировать все обвинения. Сделать это по горячим следам войны, находясь в плену эмоций, было, очевидно, непросто. Роман Андреевич поднялся до философских высот осмысления мировой трагедии. Его доводы легли в основу признания агрессивной войны тягчайшим преступлением.



После казни

РГ: Известный исторический факт: крупные нацисты Шахт, Папен, Фриче в Нюрнберге были оправданы, и наша страна осталась недовольна приговором. Но вот в вашей книге я прочитал еще и о том, что, оказывается, по Германии прошли митинги протеста, а Геринг чуть ли не закатил истерику в зале суда...

Звягинцев: Советский судья генерал-майор юстиции Никитченко выразил Особое мнение на приговор в отношении подсудимых Шахта, фон Папена, Фриче и Гесса. Оправдание первых трех было названо "необоснованным", а для Гесса советский судья потребовал смертную казнь. Советский представитель, в частности, обращал внимание на то, что остались неосужденными верховное командование вермахта и генеральный штаб, принимавшие участие в разработке людоедских планов нацистов. Замечу, что Особое мнение было оглашено в суде и составляет часть приговора.

И в самой Германии прошли митинги протеста, например, на демонстрацию в Лейпциге вышли сто тысяч человек. Они несли лозунги: "Смерть военным преступникам!".

Что же до Геринга, то, по свидетельству очевидцев, услышав о снятии обвинений с Шахта, он вскипел, сорвал с себя наушники и с силой швырнул их на пол.

Вместе с тем Международный военный трибунал в Нюрнберге стал первым в истории опытом осуждения преступлений государственного масштаба - правящего режима, его карательных институтов, высших политических и военных деятелей. При этом трибунал не судил Германию как страну, не судил германский народ как весь народ, а судил представителей той страшной системы, которая существовала в Германии и принесла столько бед всему человечеству. Судился фашизм как система, нацизм как идеология, агрессия в целом.



РГ: Несколько противоречивы сведения о смерти Геринга: официально объявлено, что он отравился накануне казни. Но как сумел пронести в камеру ампулу с ядом? И его требование заменить "позорное" повешение "почетным" расстрелом - еще один миф?

Звягинцев: 15 октября 1946 года "наци N 2" Герман Геринг за полтора часа до казни на виселице покончил с жизнью, приняв яд. Геринг написал несколько писем, в том числе одно на роскошном бланке с пафосным титулом "Рейхсмаршал Великого германского рейха", где сравнил себя с Ганнибалом.

Свое решение принять яд он объяснил так: "Не можете же вы в самом деле повесить рейхсмаршала!". По его словам, с самого первого дня заключения под стражу у него было с собой три капсулы с ядом. Одну он почти не прятал, с тем чтобы ее сразу обнаружили при обыске. Две другие сумел сохранить: в ботинках и в баночке с кремом. Несмотря на постоянные обыски, яд так и не обнаружили. Одну из ампул, по его словам, даже носил на заседания трибунала. В прощальном письме Геринг попросил не наказывать никого из проводивших обыски: "Найти ампулы было практически невозможно".

Эта версия вызывает большие сомнения. Большинство исследователей считают, что 11 месяцев водить тюремщиков за нос Геринг не мог. Напрашивается предположение, что ему кто-то помогал. Это мог быть врач, жена или немецкий офицер, приносивший рейхсмаршалу предметы гигиены. Под подозрением и два американских охранника. Один - лейтенант Джек Уиллис - заведовал складом, где хранились вещи заключенных. Лейтенанту Геринг почему-то подарил часы и авторучки. Еще один американский военный, охранявший Геринга, в 2005-м году, незадолго до своей смерти, признался журналистам, что брал у рейхсмаршала автографы, заводил разговоры и передавал ему какие-то "лекарства". Но это также лишь одна из версий.

...Самоубийство Геринга на полтора часа отстрочило и несколько изменило ритуал казни. Сначала предполагалось, что осужденные пройдут из камер к эшафоту со свободными руками. Затем, опасаясь новых эксцессов, члены четырехсторонней комиссии по казни дали указание коменданту тюрьмы конвоировать нацистов с руками за спиной и в наручниках. Только в спортзале, у виселиц, наручники снимали, тут же заменяя на прочную тесьму, которую развязывали, когда обреченный уже стоял с петлей на шее.



РГ: Где похоронили казненных?

Звягинцев: Гробы с телами нацистов были отправлены в Дахау. Там, в печах этого дьявольского заведения они были сожжены, а пепел выброшен в ближайшую реку. Это сделано для того, чтобы их прах не смешивался с останками безвинно умерщвленных узников. И не было объекта поклонения для остающихся на свободе нацистов.

690 ящиков улик

РГ: Кстати, о нацистах на свободе. В ряде стран сейчас устанавливают памятники бойцам национальных формирований, воевавших во Второй мировой в составе гитлеровского вермахта. Вышел американский фильм о Нюрнбергском процессе, публикуются документальные труды.

Звягинцев: Вот на этом-то хотелось бы остановиться. Да, появилась масса публикаций, фильмов, телевизионных передач, искажающих историческую реальность.

В "трудах" бывших бравых наци и других многочисленных авторов обеляются, а то и героизируются вожди Третьего рейха и очерняются советские военачальники - без оглядки на истину и действительный ход событий. В их версии Нюрнбергский процесс и преследование военных преступников в целом - всего лишь акт мести победителей побежденным.Типичный прием: показать известных фашистов на бытовом уровне: смотрите, это самые обычные и даже милые люди, а вовсе не палачи и садисты.

Например, рейхсфюрер СС Гиммлер, шеф зловещих карательных органов, предстает нежной натурой, сторонником защиты животных, любящим отцом семейства.

Кем была эта "нежная" натура на самом деле? Вот слова Гиммлера, произнесенные публично: "Как себя чувствуют русские, как себя чувствуют чехи, мне абсолютно все равно. Живут ли другие народы в благоденствии или вымирают с голоду, меня интересует лишь постольку, поскольку мы можем их использовать в качестве рабов. Умрут ли при строительстве противотанкового рва 10 тысяч русских баб от истощения или нет, меня интересует лишь поскольку этот ров должен быть построен для Германии..."

Те, кто пытается переписать историю, должны помнить, что время - суровый судья. Оно - абсолютно. Будучи не детерминированным поступками людей, оно не прощает неуважительного отношения к вердиктам, которые уже однажды вынесло, будь то конкретный человек или целые народы и государства.

РГ: А относительно мести победителей по отношению к побежденным?

Звягинцев: Неуместная формулировка. Это был прежде всего процесс документов. Было собрано 690 ящиков документов, в каждом из которых содержалось полторы тысячи страниц. Всего было собрано около двухсот тысяч письменных показаний свидетелей. И суд не был скорой расправой над поверженным врагом. Обвинительный акт на немецком языке был вручен подсудимым за 30 дней до начала процесса, и далее им передавались копии всех документальных доказательств. Процессуальные гарантии давали обвиняемым право защищаться лично или при помощи адвоката из числа немецких юристов, ходатайствовать о вызове свидетелей, предоставлять доказательства в свою защиту, давать объяснения, допрашивать свидетелей и т. д.

В качестве доказательств фигурировали также книги, статьи и публичные выступления нацистских лидеров, фотографии, документальные фильмы, кинохроника. Достоверность и убедительность этой базы не вызывали и не вызывают сомнений.



Геринг похудел от переживаний

Нацистские главари в столовой Нюрнбергской тюрьмы. Заключенных кормили вполне прилично, но тем не менее многие обратили внимание на то, насколько похудел Герман Геринг. На самом деле страдавший ожирением Геринг сбросил 37 кг не в Нюрнберге, а за четыре месяца пребывания в американском плену. И отнюдь не от недоедания: просто сильно нервничал. К началу Нюрнбергского процесса нацист N 2 весил "всего" 90 кг.


Опубликовано в РГ (Неделя) N4693 от 26 июня 2008 г.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет