80. 801. 82 Стокрацкая Лидия Сергеевна ст



Дата28.06.2016
өлшемі52.33 Kb.
#164032
УДК 908.9.929, 80.801.82

Стокрацкая Лидия Сергеевна

ст. преподаватель

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

г. Санкт-Петербург
РОЛЬ ОСНОВАТЕЛЯ И ПЕРВОГО ДИРЕКТОРА РОССИЙСКОГО МИНЕРАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА ДР. ЛОРЕНЦА И. Г. ФОН ПАНСНЕРА В РАЗВИТИИ МИНЕРАЛОГИИ И МИНЕРАЛОГИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ В XIX ВЕКЕ
ROLE OF THE FOUNDER AND FIRST DIRECTOR OF THE RUSSIAN MINERALOGICAL SOCIETY DR. LORENTZ I. G. PANSNER'S BACKGROUND IN DEVELOPMENT OF MINERALOGY AND MINERALOGICAL SOCIETIES IN THE XIX CENTURY
История создания и существования первых научных обществ в Европе и России тесно связана с развитием науки, техники и промышленности. Первое минералогическое общество в Европе было основано в 1797 г. при университете города Йена профессором Иоганном Георгом Ленцем [1]. В основу создания общества легли минералогические коллекции европейских исследователей, ученых и общественных деятелей, носившие в то время название минералогических кабинетов. Третьим президентом Минералогического общества Йены, более известного под названием Mineralogische Sосietät zu Jena, стал Й.В. фон Гете, занимавший этот пост вплоть до своей смерти в 1832 г. и посвятивший много времени заботе о нуждах минералогического общества [1] . Спустя почти 20 лет в 1817 г. по образцу Йенского общества в Санкт-Петербурге было создано российское Минералогическое общество, чья деятельность, в свою очередь, тесно связана с деятельностью Санкт-Петербургского государственного горного института [5]. Предпосылки для создания общества сложились уже давно, и предшественником Российского минералогического общества стало ВЭО — Вольное экономическое общество, зарегистрированное еще в 1765 г. и ставшее, таким образом, первым научным обществом России [7]. Члены общества занимались преимущественно вопросами сельского хозяйства и экономики, но и горными делами, мануфактурами, а также создали свой минералогический кабинет.

Одним из основателей и первым директором Санкт-Петербургского минералогического общества стал единогласно избранный всеми членами общества доктор Лоренц фон Панснер, родившийся в 1777 г. в Арнштадте, в небогатой немецкой семье. После учебы в Йене Лоренц фон Панснер получил в 1801 г. степень доктора философии и остался преподавать в университете, хотя его больше всего влекли к себе естественные науки, в частности, минералогия [2]. Пытливый ум и желание перемен привели его в 1802 г. Россию, в Санкт-Петербург, где он, самостоятельно выучив русский язык, получил в 1803 г. должность в Картографическом депо [7]. Вскоре молодому ученому представилась возможность отправиться с русским посольством в Китай. В поездке и по возвращении Лаврентий Иванович, как его стали называть в России, кропотливо изучает физические свойства минералов — твердость и удельный вес. Публикация результатов этого исследования в 1813 г. в Йене явилась крупным событием в минералогии [4]. В книге «О твердости и относительном весе минералов» (1813 г.), он описал свойства более 200 различных минералов и внес неоценимый вклад в развитие минералогии России. Чуть позже, Л.Панснер стал первым заведующим кафедрой минералогии Главного Педагогического института и одним из крупнейших и известнейших минералогов России того времени [4]. В 1818 г. профессор Л. Панснер возглавил кафедру минералогии и геогнозии Главного Педагогического института, который в 1819 г. был переименован в Университет. Он принял созданный сенатором Петром Васильевичем Завадовским минералогический кабинет, образованный коллекциями академика Иоганна Готтлоба Георги и надворного советника Александра Васильевича Раздеришина и собранный в большей части из образцов с рудников и приисков Забайкалья, Урала и Алтая и привел его в образцовый порядок. А в 1821 г. минеральный кабинет принял коллекцию из 500 образцов венгерских минералов от доктора Ципсера из Нейзола [7].

Правда, Л. Панснер занимал эту должность лишь до 1822 г., когда он в числе некоторых других ученых, недовольных официальной политикой правления университета, покинул университет, но продолжал работать в России. Он преподавал в Коммерческом училище, стал надворным советником, участвовал в проведении тригонометрической съемки Петербурга и южного берега Финского залива [4].

Особый интерес наряду с научно-исследовательской деятельностью Лоренца фон Панснера представляет его переписка, которую он, находясь в Петербурге и по дороге в Россию, вел с ведущими минералогами, учеными и профессорами из Германии, рассказывая друзьям и коллегам о своей жизни, работе и исследованиях в далекой России. Л.Панснер среди прочего состоял в живой переписке с И.Г. Ленцем, Александром фон Гумбольдтом, П.Струве, И.В. Фон Гете и Кристианом Кеферштайном [6]. Письма хранятся до сих пор в библиотеках и архивах Берлина, Йены, Эрфурта и Санкт-Петербурга. Еще до отъезда в Петербург он писал своему хорошему знакомому проф. Ленцу, с которым поддерживал связь до самой смерти последнего, что с нетерпением ждет этой поездки, хоть ему и придется оставить все в Германии и «начать на востоке новую жизнь.» [6] Позже в своих письмах он много писал о своем участии в Китайской экспедиции и своих поездках по России — в Томск, Сибирь (современные Новосибирская и Иркутская области) и др., о своих исследованиях и минералогических находках, которые он через знакомых пересылал для анализа и в качестве подарка минералогическому обществу в Санкт-Петербурге и в Германию [6], способствуя, таким образом, развитию минералогической науки и укреплению связей между учеными Германии и России. Посетив минералогическое собрание Эрмитажа, он высоко оценил состав и качество коллекции и остался в восторге от предъявленных образцов, по сравнению с которыми, по его словам, немецкие коллекции представлялись «детским лепетом» [6]. Мы знаем, что он много писал про свою работу в РМО, делился опытом и спрашивал проф. Ленца совета по вопросам привлечения новых членов общества, ведения дел и классификации минералов [6]. Во время своих поездок и своего многолетнего пребывания в Санкт-Петербурге он продолжал поддерживать контакты с коллегами из Германии. Одной из своих основных задач, помимо экспедиций и проведения исследований, он видел в популяризации минералогии, как науки и привлечении новых членов [6]. Как и Иоганн Георг Ленц он был мастер в завязывании и поддержании контактов. Во время своих многочисленных путешествий по стране и за ее пределами он награждал выдающихся представителей различных областей того времени почетными дипломами члена Минералогического общества Йены или Санкт-Петербурга [6]. Диплом члена Санкт-Петербургского минералогического общества получил и сам И.Г. Ленц [1]. Помимо минералогии он также занимался исследованиями в области ботаники, нумизматики, механики результатом которых стал ряд трудов по этим дисциплинам [3].

В 1836 г. Лоренц фон Панснер был вынужден вернуться в Германию. Гимназии, в которой когда-то учился, он подарил коллекцию физических и астрономических инструментов, собрание географических карт, а также минералогическую коллекцию, дополнившую впоследствии собрание Минералогического музея г. Арнштадт. В 1851 г. он скончался в Арнштадте, где и был похоронен [4].

Литература

1. Johanna Salomon. Die Sozietät für doe gesamte Mineralogie zu Jena unter Goethe und Johann Lenz. Böhlau Verlag Köln Wien; 1990. – S. 15, 24, 26.

2. Chronik von Arnstadt. Zeittafel\Lexikon. Festschrift zur 1300-Jahrfeier der Stadt Arnstadt. Kirchschlager, Arnstadt, 2003. – S. 33-36.

3. Ludwig F. Hesse. Verzeichnis geborener Schwarzburger, die sich als Gelehrte oder Künstler durch Schriften bekannt machten. 12 Stück; Rudolfstadt, 1821. Saf, S. 48.

4. Hans J.Klose. Leben und Werk berühmter Arnstädter Bürger in Russland. In: AVAU 2 (1992). – S. 27, 35.

5. Kurbatov S.M. Die Geschichte des Lehrstuhls Mineralogie der Leningrader Universität. Leningrad, 1972.

6. Universitätsarchiv Jena. Bestand U IX 8 № 841, U IX 9 № 996, 971, U IX 15 № 1570, U IX 14 № 1482, 1497, U IX 12 № 1267

7. Анастасенко Г.Ф. Неизвестные страницы из жизни Л.И. Панснера (1777-1851 гг.) // Минералогический музей. Материалы IV Международного симпозиума по истории минералогии и минералогических музеев. – СПб.: НИИЗК СпбГУ, 2002. – С. 33-34.



Аннотация

В статье дается краткий обзор возникновения и развития научных обществ в России и за рубежом на примере российского минералогического общества в Санкт-Петербурге. Важную роль в развитии и распространении минералогических знаний и создании РМО сыграл его первый директор - коллежский советник и ординарный профессор др. Лоренц фон Панснер, проживший тридцать лет в России.

This article represent on behalf of the Russian mineralogical society in Saint-Petersburg the history of establishment and development of scientific societies in Russia and abroad in the XIX-th century. The leading role in the development and extension of mineralogical knowlenges played the first director of the Russian Mineralogical Society — collegiate counsellor and professor in ordinary Lorenz von Pansner from Arnstadt (Thueringen, Germany), who spent thirty years of his life in Russia.
Ключевые слова

минералогия, минералогическое общество, Л. Панснер, Йена, минералогический кабинет



mineralogy, mineralogical society, L. Pansner, Jena, mineralogical cabinet, St. Petersburg State University



Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет