Альберт Швейцер. Гениальная простота



Дата20.06.2016
өлшемі23.5 Kb.
#149937
Альберт Швейцер.

Гениальная простота.


Приблизительно в 1893 году, будучи студентом Страсбурского университета, я впервые познакомился с произведениями Толстого. Это было крупным событием в моей жизни, равно как и в жизни моих товарищей-студентов.

То, что поразило меня прежде всего, была манера письма этого автора. Никогда до тех пор я не встречал такой гениальной простоты повествования, благодаря которой действующие лица представали предо мной совершенно живыми в обычном для них оружении; я проникался их мыслями, жил их судьбой. Но то, что в ходе дальнейшего чтения произвело на меня ещё большее впечатление, был нравственный и творческий облик самого автора. Он писал не для того, чтобы развлекать нас, а потому что должен был сказать нам кое-что. Не вдаваясь в какие-либо предварительные рассуждения, он увлекает нас сюжетами и самим характером своих произведений, побуждает задумываться над собственной нашей жизнью и ведёт нас к простому и глубокому гуманизму. Чувствуется его стремление раскрыть понятие прекрасного решително во всём, что касается нас.

Как и многие другие, испытал его влияние и я. И на меня произвела глубокое впечатление простая и одухотворённая набожность, к которой тяготел Толстой.

Когда в 1902 году я был уже не студентом, а лектором Страсбурского университета, и в плане философском меня занимала проблема возврата нашей цивилизации к идеалам гуманизма, вдохновлявшим людей в конце 18 и в первой половине 19 веков, духовные узы, связывающие меня с Толстым, стали ещё теснее. В области теологии я посвятил себя исследованиям жизни Иисуса как исторической личности и проблем начальных этапов христианства. В этом смысле я мог бы предоставить Толстому, которому была свойственна простая христианская набожность, интересные для него материалы.



Казалось, всё побуждало меня установить отношения с этим почтенным старцем. Мой друг Ромен Роллан сделал это, и не мог не нарадоваться такому знакомству. Что ж до меня, то я был слишком робок, чтобы решиться на это.

Я удовольствовался выпавшим на мою долю счастьем вспахивать то же поле, что и он, и навсегда остался ему благодарным за влияние, которое он оказал на меня.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2025
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет