Ансельм Кентерберийский прослогион



Дата25.06.2016
өлшемі16.44 Kb.
#157602

Ансельм Кентерберийский

ПРОСЛОГИОН



Глава II. (Что) Бог поистине существует

Итак, Господи, дающий вере разумение, дай мне, сколь­ко сам знаешь, чтобы я понял, что Ты есть, как мы веруем, и то есть, во что мы веруем. А мы веруем, что Ты есть нечто, больше чего нельзя ничего себе представить.

Значит, когда «сказал безумец в сердце своем: нет Бо­га» — он сказал, что какой-то такой природы нет?1 (Пс. 13, 1; 52, 1). Но, конечно, этот же самый безумец, слы­ша, как я говорю: «Нечто, больше чего нельзя ничего себе представить»,— понимает то, что слышит; а то, что

он понимает, есть в его уме (in intellectu), даже если он не имеет в виду, что такая вещь существует (si non intelligat illud esse). Ведь одно дело — быть вещи в уме; другое — подразумевать, что вещь существует. Так, когда художник заранее обдумывает то, что он будет делать, он, прайда, имеет в уме то, чего еще не сделал, но отнюдь не подразумевает его существования. А когда он уже нарисовал, он и имеет в уме, и мыслит как существую­щее то, что уже сделал. Значит, убедится даже безумец, что хотя бы в уме есть нечто, больше чего нельзя ничего себе представить, так как когда он слышит это (выражение), он его понимает, а все, что понимается, есть в уме. И, конечно, то, больше чего нельзя себе представить, не может быть только в уме. Ибо если оно уже есть по крайней мере только в уме, можно представить себе, что оно есть и в действительности, что больше2. Значит, если то, больше чего нельзя ничего себе представить, существует только в уме, тогда то, больше чего нельзя себе представить, есть то, больше чего можно представить себе. Но этого, конечно, не может быть. Итак, без сомне­ния, нечто, больше чего нельзя себе представить, суще­ствует (existit) и в уме, и в действительности3.



Глава III. (Что) Его нельзя представить себе несуществующим

И оно, конечно, существует столь истинно, что его нельзя представить себе несуществующим. Ибо можно пред­ставить себе, что существует нечто такое, чего нельзя представить себе как несуществующее; и оно больше, чем то, что можно представить себе как несуществую­щее. Поэтому если то, больше чего нельзя себе предста­вить, можно представить себе как несуществующее, тогда то, больше чего нельзя представить себе, не есть то, больше чего нельзя себе представить; противоречие. Значит, нечто, больше чего нельзя себе представить, суще­ствует так подлинно, что нельзя и представить себе его несуществующим.



А это Ты и есть, Господи Боже наш4. Значит, ты так подлинно существуешь, Господи Боже мой, что нельзя и представить себе, будто Тебя нет. И недаром. Ведь если какой-нибудь ум мог бы представить себе что-нибудь лучше тебя, это значило бы, что тварь возвысилась над Творцом и судит о Творце, что очень нелепо. Притом все сущее, кроме Тебя одного, можно представить себе как несуществующее. Значит, Ты один всего подлиннее, а потому Ты и больше всего имеешь бытие (habes esse): ибо все другое существует не столь истинно и потому имеет * бытия меньше (minus habet esse). Почему же тогда «ска­зал безумец в сердце своем: нет Бога», если столь естес­твенно (in promptu) для разумного ума, что Ты существу­ешь больше всего? Почему, как не потому, что он глупец и безумец?

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет