Археологические памятники карачаево-черкесии, связанные



Pdf көрінісі
Дата03.01.2022
өлшемі184.2 Kb.
#451846
Алексеева Е.П. - Археологические памятники Карачаево-Черкесии, связанные с хазаро-болгарскими (VIII-X вв.) и алано-асскими (V-XIII вв.) племенами



АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ

 

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ, СВЯЗАННЫЕ



 

С ХАЗАРО-БОЛГАРСКИМИ (YIII-Х вв.)

 

И АЛАНО-АССКИМИ (Y-ХIII вв.) ПЛЕМЕНАМИ



 

(По Алексеевой Е.П., Ковалевской В.Б..

 

Минаевой Т.М, Ижаеву М.М.)

 

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ;



--городища ( чёрный прямоугольник)

 

¤--неукрепленные поселения ( большой чёрный круг)



 

•--современные населенные пункты ( малый чёрный круг, точка)

 

ш -- оборонительные стены ( обозначение напоминающее букву Ш)



 

--каменные изваяния памятники христианского

 

культового зодчества:храмы, церкви, часовни (чёрный треугольник с



крестом)

 

--сторожевые (сигнальные) башни языческие



 

культовые комплексы (чёрный ромб,и совмещённый треугольник с

прямоугольником)

 

--средневековые торговые пути (жирная чёрная стрелка)



Прим.от автора сайта А.С.  т.к. графические знаки условных обозначений не

отсканировались в скобках жирным шрифтом даны пояснения

Тюркские племена болгарской группы (болгары и хаза-

 

ры), по мнению большинства ученых, сыграли существенную



 

роль в формировании карачаевцев и балкарцев.

 

Наличие их на Кавказе зафиксировано письменными ис-



 

точниками уже с первых веков нашей эры. Сирийский автор III

 

в.. сообщает, что отдельные группы болгар были на Кавказе



 

еще во II в. до н.э., в правление армянского царя Аршака (131-

 

118 гг. до н.э.). О том, что болгары обитали на Северном Кав-



 

казе пишет греческий Хронограф - источник 354 г. Здесь они

 

жили по соседству с тюрками-сабирами и аланами.



 

В 70-е годы 4 в. н.э. основная масса болгар была вовлече-

 

на в так называемое "Великое переселение народов", которое



 

возглавили гунны.

 

Китайские источники сообщают, что уже в Ш в. до н.э.



 

существовал крупный гуннский племенной союз. Он делился

 

на две части - восточную и западную - и состоял из 24 пле-



 

мен. Восточные гунны обитали у пределов Китая, а террито-

 

рия западных гуннов тесно соприкалась с владениями сарма-



 

то-аланских племен.

 

Около 370 года гунны, перейдя Волгу, сломили сопро-



 

тивление алан, часть которых присоединили к себе, а другую

 

часть оттеснили далее на запад и в горные районы Северного



 

Кавказа. Далее гуннская орда, разделившись на две части, дви-

 

нулась на Кавказ и в Причерноморье. Покорив причерномор-



 

ские народы, гунны подвергли уничтожению Боспорское госу-

 

дарство. На Крымском полуострове гуннам попытались ока-



 

зать сопротивление готы-германцы. В связи с этим ученые от-

 

мечают: "Движение германских племен из Прибалтики на вос-



 

ток, открывшее эпоху Великого переселения народов, встрети-

 

лось в Северном Причерноморье еще с более сильным течени-



 

ем азиатских кочевников, стремившихся в противоположную

 

230


 


сторону. Столкнувшись, эти два течения перемешались и со-

 

ставили поток, который двинулся в направлении наиболее



 

мощного из них гуннского переселения и затопил Западную

 

Европу, вызвав ряд народных перемещений вторичного по-



 

рядка. Германцы, славяне, угры и тюрки не только смеша-

 

лись с прежним населением Европы, но частично вытеснили



 

его, образуя новые народы и новые этнические массивы.

 

Возникла новая этнографическая карта Европы, существенно



 

отличавшаяся от прежней и в основных своих чертах сохра-

 

нившаяся до наших дней".



 

В начале V в. центром гуннского объединения стала Пан-

 

нония (Венгрия), откуда гунны совершали набеги вглубь Запад-



 

ной Европы. В 445-453 годах гуннская империя под предводи-

 

тельством Аттилы простиралась вплоть до Северной Италии,



 

наложив дань на Римскую империю.

 

Северный Кавказ для гуннских правителей по-прежнему



 

оставался стратегически важным регионом, где издавна прожи-

 

вало большинство родственных и союзных гуннам племен. Так



 

в предгорной полосе Западного Кавказа находилась область

 

джиков - предшественников адыгов; Центральный Кавказ, в том



 

числе Пятигорье, занимали аланы, включившие в себя потомков

 

кобанцев; к востоку от них, в степи, находились кочевья сави-



 

ров-гуннов; в горах за ними обитали дурдзуки - предки вайна-

 

хов, к северу от Кубани распространились гунны-оногуры и



 

болгары, к северу от Кумы - гуннское племя барсилы, к кото-

 

рым примыкали акациры-хазары. В труде византийского исто-



 

рика Прокопия Кессарийского "Война с готами", написанном

 

между 545-550 гг., дается подробная этногеография Северного



 

Кавказа. Он пишет, что за Каспийскими воротами (Дарьяльский

 

проход) "растилаются поля ровные и гладкие ... . Здесь поселились



 

почти все гуннские племена, и простираются они до озера Меоти-

 

ды (Азовское море)".



 

Таким образом, с 4 века н.э. происходит усиление

 

"тюркского фактора", который, на протяжении последующих



 

231


 

1000 лет, стал играть одну из ведущих ролей в Восточной Ев-

 

ропе, в том числе на Северном Кавказе.



 

В середине и во второй половине VII в. на обширных

 

пространствах Азово-Каспийского междуморья, в степях Ниж-



 

него Дона и Северного Донца, а также в Предкавказье проис-

 

ходят коренные изменения в этническом положении племен-



 

ных групп, в развитии классов и государственности, в полити-

 

ческом развитии региона. В то же время происходит процесс



 

миграции болгаро-хазарских племен в горные районы Цен-

 

трального Кавказа, который, при доминантной роли алан, по-



 

служил в дальнейшем сложению карачаево-балкарской общно-

 

сти. И все это имело место в рамках крупного и значительного



 

государственного образования, существовавшего здесь почти

 

300 лет, до последней трети X в. - Хазарского каганата.



 

Выше говорилось, что в IV - начале V в. Северный Кавказ

 

входил в империю Аттилы. Позднее регион подпал в зону



 

влияния Западно-Тюркского каганата (570-630 гг.). А в 630 го-

 

ду, с распадом последнего, возникли Болгарское царство и Ха-



 

зарский каганат.

 

Однако царство болгар, располагавшееся в степях Пред-



 

кавказья и Приазовья,просуществовало недолго. Как сообщают

 

древние хроники, оно ненадолго пережило своего основателя



 

Кубрата, умершего в годы правления византийского императо-

 

ра Константина II (641-668 гг.). После смерти отца болгарские



 

царевичи, увлекшись борьбой за престолонаследие, не сумели

 

противостоять хазарам. Несмотря на близость языка, культуры




и этнического состава, хазары и болгары враждовали между

 

собой, так как соперничали за гегемонию в регионе. Это осо-



 

бенно усугублялось тем, что эти государства возглавляли вра-

 

ждовавшие между собой, еще со времен тюркского каганата,



 

роды Дуло (Болгария) и Ашина (Хазария).

 

Под натиском хазар третий сын Кубрата Аспарух, оби-



 

тавший со своей ордой на нынешней Ставропольской возвы-

 

шенности, двинулся на Дунай. Свое первое поселение здесь



 

232


 

болгары назвали "Эски-Джурт", т.е. Старая Родина, не забыв

 

видимо события времен Аттилы, когда центром гуннской им-



 

перии было Подунавье. Изгнав византийцев, Аспарух, в период

 

с 685 по 690 годы, окончательно подчинил дунайских славян и



 

возвел ряд крепостей, в том числе Плиску, которая стала пер-

 

вой столицей Дунайской Болгарии. Другой сын Кубрата - Кот-



 

раг, также теснимый хазарами, ушел на Среднюю Волгу, зало-

 

жив тем самым этническую основу волжских татар и чувашей.



 

Остальные болгары подчинившись хазарам, частично остались

 

в Предкавказье, а другой частью двинулись вверх по Кубани.



 

Это продвижение возглавлял старший сын Кубрата Батбай.

 

Близ современного г. Невинномысска орда разделилась



 

на две части: одна из них двинулась по правому берегу р. Ку-

 

бань на территорию современной Карачаево-Черкесии, другая



 

продолжала перекочевку в направление Пятигорья. Болгары

 

расселились в верховьях Кубани (Узун-Кол, Индиш, Гиляч,



 

Хумара), в Джегутинско-Джаганасском районе (поселение Кы-

 

зыл-Кала) на территории Малого Карачая, в окрестностях Ки-



 

словодска, а также в Балкарии.

 

К болгарам, по мнению ученых, относятся тюркские ру-



 

нические надписи IX-X вв., выявленные в Карачаево-Черкесии.

 

По сообщению Иоана де Галонифонтибуса предки карачаевцев



 

и балкарцев пользовались этим письмом и в последующие сто-

 

летия. Это подтверждается исследованиями ученых. Болгар-



 

ским влиянием в традиционную культуру карачаевцев объяс-

 

няется строительство ими срубных жилищ и многоугольных ар-



 

баз (дворов). Очень важной болгаро-карачаевской параллелью яв-

 

ляется тот факт, что Аспаруховские болгары место своего первого



 

поселения на Дунае назвали "Эски-Джурт", т.е. Старая Родина.

 

Именно так же именовали карачаевцы поселение легендарного



 

Карчи в верховьях реки Архыз ("Эски-Джурт").

 

Самоназвание "болгар" (балкар) сохранилось ныне у бал-



 

карцев и дунайских болгар. Балкарцы в форме "болхары" были

 

известны по русским документам XVII века.



 

233


 

Кроме того, лингвисты имеют возможность сопоставить

 

современные карачаево-балкарские тексты с сохранившимися



 

образцами болгарской письменности.

 

Традиционная культура карачаевцев и балкарцев насы-



 

щена множеством других болгарских параллелей. Проявляется

 

это и в изготовлении войлочных изделий, в элементах мужской



 

и женской одежды.

 

Как указывалось выше, Северный Кавказ в УШ-Х вв.



 

входил в сферу влияния Хазарского каганата. Хазария вместе с

 

подвластными ей и зависимыми народами занимала огромное



 

пространство, охватывающее весь юго-восток Европы и почти

 

всю европейскую территорию современной России. Северный



 

Кавказ, в частности, ее Центральная часть интересовала хазар

 

прежде всего выгодностью географического положения. Здесь



 

пролегала международная торговая трасса, знаменитый Шел-

 

ковый путь из Китая, Средней Азии в Византию через горные



 


перевалы Главного Кавказского хребта. Об интенсивности ка-

 

раванной торговли, проходившей через перевалы, свидетельст-



 

вуют шелковые ткани из Китая, Средней Азии, Сирии, Визан-

 

тии. Шелк, обнаруженный в захоронениях Хасаута и Нижнего



 

Архыза, изготовлялся в Согде (Средняя Азия), в Константи-

 

нопольских императорских мастерских. На одном из фраг-



 

ментов шелковой ткани изображена сцена охоты иранского

 

принца Бахрама Гура. Ткань датируется УП-УШ вв. Таких на-



 

ходок в мире известно только три (Италия, Чехословакия, Эр-

 

митаж). Данная находка - четвертая.



 

Хазары, обеспокоенные экспансией арабов, (которые к

 

началу VIII в. владели Абхазией, Лазикой и Иберией), стали



 

располагать на перевалах воинские гарнизоны. Они, как пра-

 

вило, помещались в городах-крепостях и состояли из сме-



 

шанного алано-болгаро-хазарского контингента. До наших

 

дней сохранились остатки таких крепостей. Это Амгатинское



 

городище в Тебердинском ущелье, крепость Хумара на пра-

 

вом берегу Кубани и др.



 

234


 

В середине X века Хазарское государство распалось, подчи-

 

ненные хазарам северокавказские народы обрели независимость.



 

Сами хазары впоследствии были в большинстве своем

 

ассимилированы другими народами (в т.ч. - кабардинцами).



 

Тот факт, что хазары, наряду с болгарами, участвовали в

 

формировании карачаево-балкарского народа, подтверждается



 

целым рядом этнокультурных параллелей. Грузинское наиме-

 

нование Балкарии "Басиани", этноним балкарских князей



 

"басиат" исследователи связывают с названием хазарского

 

племени - БАСИ, которое проживало, по словам хазарского



 

царя Иосифа, у подножия высоких гор.

 

В фольклоре карачаевцев сохранилось название одного



 

из хазарских племен-кабаров. Через хазар, правящая верхушка

 

которых исповедовала иудаизм, в карачаево-балкарский язык



 

проникли еврейские элементы. Это слова (Шабат "суббота" -

 

халахоста "неопрятный" др.) применяемые в разговорной речи.



 

Хазарские правители пытались даже сделать иудаизм государст-

 

венной религией в Алании. Однако религия иудеев уступала



 

влиянию христианства, к тому же сильны были древние местные

 

верования. Да и большая часть самих хазар исповедовала тенгри-



 

анство (культ Тенгри- Тейри). Этот культ сохранился у карача-

 

евцев вплоть до принятия ислама, а слово "тейри" и поныне



 

бытует в языке.

 

Согласно материалам исследований, хазары не отлича-



 

лись от болгар по языку, культуре и антропологическому ти-

 

пу. Этому типу, по определению ученых, был характерен ев-



 

ропеидный облик, отличающийся умеренной брахикранией

 

("круглоголовостью") и относительной широколицестью, т.е.



 

теми же особенностями, которые выражены частично в типе

 

карачаевцев и, особенно - балкарцев.



 

Кроме того, некоторый след в этногенезе карачаево-

 

балкарцев, видимо, оставили печенеги и кипчаки. Как сообща-



 

ет персидский историк X в. в "Книге Границ Мира", печенеги

 

проникли на территорию Хазарии к северу от Анапы и к вос-



 

235


 

току от моря Гурз, т.е. Черного моря. Они вклинились между

 

Доном и верхним течением Кубани, к северу от нее, заняли Ха-



 

зарские горы, под которыми исследователи понимают Ставро-

 

польскую возвышенность.



 

В нартском эпосе карачаевцев и балкарцев сохранилось

 

название печенегов в форме "баджинак". Язык печенегов от-



 

носился к огузской ветви тюркских языков. Исследователи




полагают, что существование значительного количества огу-

 

зизмов в карачаево-балкарском языке может быть связано



 

именно с печенегами.

 

В XI в. в Предкавказье появляются кипчаки. Этот народ,



 

называемый в русских летописях половцами, а в западноевро-

 

пейских - куманами, уже во второй половине XI в. занял все



 

пространство от Урала до западных пределов Украины. В конце

 

XI в. кипчаки стали проникать в предгорья Центрального Кав-



 

каза, в Аланию. Первоначально враждебные отношения их с

 

аланами впоследствии нормализовались, а в первой половине



 

XII в. два народа стали союзниками, О пребывании кипчаков на

 

территории Карачаево-Черкесии, свидетельствуют археологиче-



 

ские материалы, найденные у селений Таллык, Кубина и др.

 

местах, датируемых ХП-ХГП вв., а также топонимика.



 

Однако, незначительное проникновение кипчаков в вер-

 

ховья Кубани не повлекло за собой заметного изменения в тра-



 

диционной культуре населения Алании и не изменило его ан-

 

тропологического облика. По определению специалистов,



 

"антропологические данные находятся в противоречии с точкой

 

зрения о ближайшем родстве кипчаков и современных карача-



 

евцев и балкарцев".

 

Точку зрения кипчакского происхождения карачаевцев не



 

подтверждают и языковые данные. Язык кипчаков относится к

 

"йокающему", а карачаево-балкарский - к "джокающему" диа-



 

лекту тюркских языков. Тут можно говорить не о кипчакском

 

происхождении карачаево-балкарского языка, а о некоторых



 

лексических взаимовлияниях.

 

236


 

 

АЛАНСКИЕ



 

КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКИЕ

 

Аланские ( 1 — 2, 5 — 6) и балкаро -карачаево-балкарские 



 

(3 — 4, 7—8) антропоморфные изображения по В.М. Батчаеву

 

Исходя из вышеизложенного, очевидным является сле-



 

дующее. Карачаевцы и балкарцы, как и все другие народы,

 

сформировались в результате смешения различных этнических



 

групп - как пришлых, так и автохтонных. Из них главным,

 

формирующим компонентом явились аланы, генетически свя-



 

занные со скифо-сарматским миром. Местным кавказским

 

компонентом были племена "кобанской" культуры, уходящей



 

своими корнями в "майкопское" время. И третий - болгаро-

 

хазарский компонент, восходящий к гуннской эпохе. Об этом



 

свидетельствуют все данные этнографии, фольклора, языка,

 

антропологии и археологии.



 

Таким образом, завершающим этапом формирования ка-

 

рачаево-балкарской этнической общности является рубеж Х-Х1



 

вв., когда происходил окончательный сплав "кобанцев", алан и

 

болгаро-хазар в единую народность. В последующее время в



 

карачаево-балкарскую среду проникали группы представите-

 



лей других народов, в частности, печенегов и кипчаков. Одна-

 

ко роль их не была столь значительна.



 

Автор X в. Ибн-Русте сообщал о народе "тулас" (по А.

 

Гаркави, "таулас"). Этот этноним переводится с тюркского как



 

237


 

"горный ас" ("таулу" - горный + "ас"). Данное сведение ученые

 

считают древнейшим письменным упоминанием карачаевцев и



 

балкарцев. Балкарцы по сей день себя называют "таулу". Ибн-

 

Саид (ХШ в.) и Абуль-Феда (XIV в.) сообщали о тюрках-аланах



 

и тюрках-асах, в которых большинство кавказоведов также ви-

 

дят карачаево-балкарцев.



 

Как отмечает В.И. Абаев, "свидетельство Абуль-Феды

 

представляет результат точной осведомленности и имеет опре-



 

деленную ценность. Он знал карачаевцев и балкарцев под на-

 

званием алан и асов и правильно называет их тюрками".



 

Под названием "каратаркас" в 1404 г. о карачаевцах упо-

 

минает И. де Галонифонтибус. В последующие столетия кара-



 

чаевцев упоминают под названием "карачеркесы", "карачиоли"

 

(А. Ламберта, 1654), "карачаевские черкесы" (1643 г.-М. Во-



 

лынский), "карачеркесы" (Э. Кемпфер, 1651 г.).

 

Кроме того, вплоть до середины XIX в. они фиксируются в



 

различных источниках под названием "аланы", "аланеты",

 

"асы" и т.п.



 

Все это дает основание полагать, что самоназвание

 

"карачай" у карачаевцев в течение долгого времени сосущест-



 

вовало с самоназванием "алан".




Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет