УДК 72:71 (574) (045)
АРХИТЕКТУРА И ПОЛИТИКА НА ПРИМЕРЕ РЕКОНСТРУКЦИИ ПАРИЖА ХIX ВЕКА
М.А. Рахимжан
rakimzanamirhan@gmail.com
Магистрант Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева
Г. Астана, Казахстан
Научный руководитель – Хван Е.Н. доцент кафедры «Архитектура»
Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева
Аннотация. Статья посвящена исследованию реконструкции Парижа, и как данное явление повлияло на архитектуру зрелищных сооружений.
Ключевые слова: реконструкция, профиль улиц, среднеэтажная застройка, пересечения дорог.
Французский историк Рене Эрон де Вильфос писал: «Менее чем за двадцать лет Париж потерял свой исторический облик, свой характер, который передавался от поколения к поколению. Живописная и очаровательная атмосфера города, которую отцы передали нам, была уничтожена. Часто без серьезных на то оснований».
Эта цитата говорит за всех критиков французского императора Наполеона III, и его планов о реконструкции Парижа и превращение столицы в современный европейский город. Задумки реконструкции города правитель Франции вынашивал давно, еще с начала своего правления. Однако воплощение его идей откладывалось по причине множественных военных компании и урегулирования внутренней жизни страны. Спустя почти двадцать у власти, популярность императора снизилась из-за неудачных государственных решений. Поддержка народа, знати и интеллигенции обращалась в недоверия с каждым днем. На фоне этих политических настроений, для увеличения контроля, Наполеон решает воплотить свои планы в жизнь. [1]
Главным куратором проекта был выбран Жорж Эжен-Осман, или барон Осман. Он открыто поддерживал идею о реконструкции Парижа. «Париж — это огромная мастерская гниения, где нищета, мор и болезни работают согласованно, где солнечный свет и воздух редко проникают. Париж — ужасное место, где растения сморщиваются и погибают, и где из семи младенцев четверо умирают в течение года», - так описывали Париж. На фоне успешных проектов реконструкции, как например Лондон, Лиссабон, был взят курс на модернизацию градостроительного пространства. Хотя представленные в пример города были жертвами крупных стихийных бедствий, и вопрос об их восстановление представлялся как жизенно-необходимый, барон Осман и Наполеон не собирались оставлять Париж в нынешнем плачевном положении.
Париж, сохранивший средневековое устройство улиц, канализаций и архитектуры, и ставший при этом центром активно развивающегося государства модерна. Симбиоз перенаселенности и устаревшего городского пространства привел к тому, что столица Франции считалась городом, где опасно жить. К тому же, кривые, узкие улочки и тупики могли снова превратить в Париж в революционный бастион, чего Наполеон III сильно опасался. Все это побудило его задуматься над изменением облика города. [1]
Подобные масштабные градостроительные изменения влияют на значение культурно-зрелищных сооружений. С расширением профилей улиц, а также проведением новых бульваров, культурно-зрелищные сооружение отныне являлись украшением новым районов, на них делался акцент. Если раньше при средневековом устройстве города, многие театры были сокрыты в узких извилистых улицах, то теперь с реконструкцией Парижа они стали основными источниками культурного обогащения населения.
Из оставшихся данных о Париже, можно выделить следующие недостатки города, которые должен был исправить Осман, с беспрецедентной поддержкой государства: устаревание инфраструктуры, высокая «точечная» плотность населения, загрязнение окружающей среды.
Устаревание инфраструктуры. Высокие здания, узкие извилистые улочки – ширина их во французской столице когда-то составляла от одного до пяти метров. Барон Осман уделял высокий приоритет расширению улиц и бульваров, для свободного передвижения транспорта и людей. Как уже упоминалось, подобная структура улиц не позволяла развиваться архитектуре культурно-зрелищных сооружений.
Точечная перенаселенность. Концентрация людей в центре города приводила к естественному выдавливанию менее состоятельных жителей к периферии, что вызывало сильное расслоение и преступность, а также увеличивало шансы распространения болезней. Решением было создания более широкого профиля улиц и модернизация жилых помещений. Неуместные малоэтажные здания сносились, а на их месте планировалось построить более комфортные и дома средней этажности. Что также противодействовало проходимости в культурно-зрелищных сооружений.
Загрязнение окружающей среды. Промышленная революция сильно повлияло на здоровье города. Основная цель была «заставить воздух циркулировать», обеспечить доступ света и солнца к парижским мостовым. Осман планировал строительство просторных, непривычно широких проспектов, множества бульваров, а также создание и поддержания «легких» Парижа: на севере, юге, западе и востоке города появились соответственно парки Бют-Шомон, Монсури, Булонский и Венсенский.
Амбициозный проект реконструкции был необходим для Парижа того времени, однако народное настроение не поддерживало подобные кардинальные изменения, вызванные прихотью, а не необходимостью. Недовольство также нарастало по мере возрастания денежных трат, а также изданных законов. [3] Столицу государство заполнили приезжие рабочие, коренное население было переселено на окраины без представления жилищ. Резкое начало перестройки сменилось на длительный и грязный процесс строительства города с нуля. Современникам было тяжело принять необходимость кардинальных изменений. [2]
В ходе исследования удалось вывести основные моменты реконструкции Парижа и объединения политических и градостроительных нужд.
Резкий переход. Реконструкция велась практически на ходу, спонсирование проекта требовало все больше средств, по мере строительства. Поддержка проекта новыми законами, без возможности приспособиться.
Делегирование. Неудачное управление проектом связанно с малым количеством посвященных в строительство, что вызвало недовольство всех слоев общества.
Несоответствие культурному образу. Сформировавшейся культура и искусство того времени определило внутреннее самоощущения у народа не позволило принять кардинально новую культуру градостроительства.
Проект реконструкции Парижа не был доведен до конца, и подвергался критикой со всех уголков страны. Город с точки зрения архитектуры и градостроительства был совершенно непригоден для жизни и не соответствовал стандартам того времени. Необходимость реконструкции, при исследовании тех лет, неоспорима, хоть и не была вызвана природными факторами. Однако экономические, политические решения предпринятые в ходе проекта являются спорными и привели лишь к замедлению строительства, а также к отмене всего проекта.
Список используемеой литературы:
Париж разрушенный Османом, журнал «Деньги», 11.05.2017 г.
Перестройка Парижа бароном Османом, А.И. Борисоевич, О.Д. Баженова, доцент кафедры искусствоведения, 12.05.2016
Реформы барона Османа, А. Новиков, курс высшей урбанистики.
Достарыңызбен бөлісу: |