Аврора — в римской мифологии богиня утренней зари, отождествляемая с греческой Эос.
Адмет — фессалийский герой, участник Калидонской охоты и похода аргонавтов. Аполлон, искупая убийство киклопов, служил пастухом у Адмета и помог ему добыть невесту Алкестиду, дочь царя Пелия. Отец соглашался отдать Алкестиду, если Адмет приедет на свадьбу в колеснице, запряженной львом и вепрем. Аполлон помог Адмету выполнить это требование. При бракосочетании Адмет забыл принести жертву Артемиде, и разгневанная богиня послала змею в брачные покои, но Аполлон снова спас Адмета. Впоследствии Аполлон дал возможность Адмету, когда наступит час его смерти, послать вместо себя в Аид другого человека. Алкестида согласилась вместо мужа сойти в Аид, и Адмет остался жить. Геракл сумел освободить из Аида Алкестиду и возвратить ее своему другу Адмету. На сюжет мифа написана трагедия Еврипида "Алкестида".
Адонис –олиц-ие умирающей и воскресающей природы у финикийцев, сын красавицы Мирры, превращенной богами в дерево, источающее благовоние, в честь его возвращения ранней весной и осенью греки сажали цветы в горшках и называли их «садиками Адониса». Женщины приносили ему в дар свои волосы.
Аид— сын Крона и Реи, брат Зевса и Посейдона. После победы над титанами братья поделили власть над миром. По жребию Аиду досталось господство над подземным царством мертвых, где он правит вместе со своей супругой Персефоной, которую он похитил у матери — богини земледелия и плодородия Деметры. Он редко появляется на земле, не принимает участия в пиршествах богов на Олимпе. Более всего он дорожит самоцветами, драгоценными металлами, хранящимся под землей, и шлемом, который делает его невидимым (вариант: шапкой из меха собаки). Аид вселяет ужас своей неотвратимостью, однако он не всемогущ: его обманывает Сизиф, ему наносит рану Геракл. Культ Аида не был развит в Древней Греции. Аиду не строили святилищ и алтарей. Только в Элиде ему был посвящен храм, который открывался лишь раз в году, и в него мог входить только жрец. В античной мифологии героического периода Аид постепенно становится второстепенным божеством. В римской мифологической традиции А. соответствует Плутон.
Актеон — сын Аристея и Автонои. Охотясь, Актеон увидел купающуюся Артемиду. Разгневанная богиня превратила Актеона в оленя, и его растерзали собственные собаки. Так погиб смертный, нарушивший покой богини, единственный из людей, кто видел ее небесную красоту.
Алкеной — царь феаков, внук Посейдона, супруг Ареты, отец Навсикаи. Алкиной оказал помощь Ясону и Медее, радушно принял выброшенного морем Одиссея и помог ему вернуться на родину. В мифологической традиции Алкиной самый мудрый, гостеприимный и великодушный правитель.
Амазонки — народ женщин-воительниц, обитавших, в соответствии с мифологической традицией, на берегах Меотиды (Азовское море) или в Малой Азии. Для сохранения рода Амазонки вступали в браки с мужчинами соседних племен, отсылая затем мужей на родину. Мальчиков они возвращали отцам, а девочек готовили для войны. Сказания об Амазонках сложились еще в догреческое время, отразив эпоху материнского рода.
Амброзия — пища олимпийских богов, поддерживающая бессмертие и вечную юность.
Андромеда — дочь эфиопского царя Кефея и Кассиопеи. Мать Андромеды, гордясь красотою, заявила, что она прекраснее любой из Нереид. Оскорбленные Нереиды пожаловались Посейдону, который вывел из морских глубин чудовищного змея (дракона), пожиравшего в стране эфиопов людей и скот. По предсказанию оракула страна должна была избавиться от чудовища, если ему отдадут на съеденье Андромеду. Андромеду спас Персей. Он убил чудовище и, женившись на Андромеде, увез ее в Аргос. После смерти Андромеда была превращена богами в созвездие.
Аполлон — сын Зевса и титаниды Лето, брат-близнец Артемиды, один из главнейших богов олимпийского пантеона. Аполлон рано возмужал и еще совсем юным убил змея Пифона, преследовавшего Лето и опустошавшего окрестности Дельф. В Дельфах Аполлон основал свое прорицалище. Аполлон поразил своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето, киклопов, ковавших молнии Зевсу, а также участвовал в битвах олимпийцев с титанами и гигантами. Губительные стрелы Аполлона и Артемиды приносят внезапную смерть старикам, иногда поражают без всякого повода. В Троянской войне Аполлон помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут в лагерь ахейцев чуму, он незримо участвует в убийстве Патрокла Гектором и Ахилла Парисом. Вместе с сестрой он губит детей Ниобы. В музыкальном состязании Аполлон побеждает сатира Марсия и, разгневанный его дерзостью, сдирает с него кожу. Поздняя мифологическая традиция приписывает Аполлону качества божественного целителя, охранителя стад, основателя и строителя городов, провидца будущего. В классическом олимпийском пантеоне Аполлон — покровитель певцов и музыкантов, предводитель муз. Аполлон вступает в связи с богинями и смертными женщинами, но часто бывает ими отвергнут. От Кирены он имел сына Аристея, от Корониды — Асклепия. Его любимцами были юноши Гиакинт и Кипарис (иногда рассматриваемые как ипостаси Аполлона). Постоянные эпитеты (эпиклессы) Аполлона — лавр, кипарис, волк, лебедь, ворон, мышь.
Арахна (греч. паук) — дочь Идмона — красильщика тканей из Колофона. Славилась как непревзойденная ткачиха и вышивальщица, ее искусством восхищались нимфы реки Пактол. Гордясь своим мастерством, А. вызвала на состязание саму богиню Афину, которая приняла вызов, но, явившись сначала в образе старухи, предупредила о необходимости смирения перед богами. А. не устрашилась, когда богиня предстала пред ней в полном величии. Афина выткала на пурпуре изображения двенадцати олимпийских богов, а по четырем углам ткани представила наказания, которые претерпели смертные, пытавшиеся соперничать с богами. В свою очередь А. выткала изображения любовных похождений Зевса, Посейдона и Диониса. Разгневанная Афина разорвала ткань с вышивкой А. и ударила ее челноком. От горя А. повесилась, но Афина вынула ее из петли и превратила с помощью зелья Гекаты в паука, который вечно висит на паутине и неустанно ткет пряжу.
Аргус - в греческой и римской мифологии великан, сын Геи-Земли — Тело Аргуса было испещрено бесчисленным множеством глаз (сто глаз), причём спали одновременно только два глаза. Гера приставила неусыпного Аргуса стражем и пастухом к Ио, возлюбленной Зевса, превращённой в корову. По приказу Зевса, не вынесшего страданий Ио, Аргус был убит Гермесом, предварительно усыпившим его игрою на свирели и рассказом о любви. Гера перенесла глаза Аргуса на оперение павлина.
Арес— бог войны, сын Зевса и Геры, отец Фоба, Дейма и Гармонии от Афродиты. Гомеровский эпос повествует об участии Ареса в Троянской войне на стороне троянцев. В битвах он был ранен Диомедом и потерпел поражение в столкновении с Афиной. Мифологическая традиция считает Ареса родоначальником амазонок, а также отцом ряда героев. В Греции культ Ареса был мало распространен, источники почти не называют мест его почитания. В римской мифологической традиции А. соответствует Марс.
Ариадна — дочь Миноса и Пасифаи. Когда Тесей прибыл на Крит, обреченный на съедение Минотавру, Ариадна, влюбившись в героя, вручила ему клубок нитей. Убив Минотавра, Тесей с помощью нити, прикрепленной к входу, смог выбраться из лабиринта. Ариадна бежала вместе с Тесеем, но на острове Наксос Тесей покинул ее. Оставленная им Ариадна стала жрицей и супругой Диониса. Боги подарили Ариадне свадебный венец, помещенный впоследствии среди звезд (созвездие Северной короны).
Артемида — дочь Зевса и Лето, сестра-близнец Аполлона, богиня охоты. Артемида также упорядочивает животный и растительный мир, строго наказывает тех, кто нарушает обычаи. Она разгневалась на царя Калидона за то, что он не принес ей в дар первые плоды урожая, и наслала на Калидон страшного вепря; она вызвала раздор среди родичей Мелеагра, возглавлявшего охоту на зверя, что привело к мучительной гибели Мелеагра. Артемида потребовала себе в жертву дочь Агамемнона Ифигению за то, что тот убил ее священную лань. Классическая Артемида — девственница и защитница целомудрия. Перед свадьбой Артемиде, по обычаю, приносилась искупительная жертва. Царю Адмету, забывшему об этом обычае, она наполнила брачные покои змеями. Юный охотник Актеон, подсмотревший омовение богини, был ею за это превращен в оленя и собственные собаки растерзали его. Она же убила Буфага и Ориона, которые пытались посягнуть на ее целомудрие. Артемида — покровительница амазонок. В героической мифологии Артемида — участница битв с гигантами, в которой ей помогал Геракл. В Троянской войне она воюет вместе со своим братом-близнецом Аполлоном на стороне троянцев, что объясняется малоазийским происхождением богини. Артемида — непримиримый враг нарушения олимпийских устоев. Благодаря хитрости Артемиды погибли братья Алоады, пытавшиеся нарушить мировой порядок. В римской мифологической традиции А. соответствует Диана.
Атлант(Атлас)-титан, брат Прометея, в наказание боги заставили его держать небесный свод, омывающий это место океан получил название атлантического, а находящиеся на северо-западе Африки горы-Атлас, хотел перехитрить Геракла, но Геракл неподдался и атлант продолжал держать свод пока боги и титаны не примирились.
Афина — одна из главных богинь античного пантеона, древнее микенское божество. В архаических мифах — богиня неба, повелительница туч и молний, богиня плодородия. Как Афина Эргана (Работница) близка к Гефесту, единственному из богов, чей удел физический труд. В классической мифологии Афина — богиня мудрости и порядка, покровительница женского труда (особенно ткачества), защитница государства. Постоянными эпиклесами Афины были: Промахос (Воительница), Полиада (Городская), Парфенос (Девственная). По Гесиоду Афина была рождена из головы Зевса. Первая жена Зевса океанида Метида, ждала ребенка, который, по предсказанию, должен был превзойти силой отца. Чтобы избежать этого, Зевс проглотил Метиду, но ребенок продолжал развиваться в его голове. Гефест расколол голову Зевса ударом молота, и на свет явилась Афина в полном вооружении — в шлеме с копьем и щитом. Герои — любимцы Афины. Персей с ее помощью побеждает Горгону Медузу, она направляет руку Диомеда, и тот ранит бога войны Ареса, помогает Одиссею вернуться домой. Афине был посвящен главный аттический праздник — Великие Панафинеи. В римской мифологической традиции А. соответствует Минерва.
Аэд — поэт и певец, аккомпанировавший себе на лире или кифаре. Древние греки полагали, что героические песни вкладывались в уста А. самими богами. Слепота часто служила отличительным признаком певца, которому певческая муза досталась вместо зрения. Чаще всего пение А. сопровождало пиры и торжественные трапезы.
Аяксы - в греческой мифологии имя двух участников Троянской войны, оба воевали под Троей как соискатели руки Елены. В «Илиаде» они часто выступают рука об руку: в битве за стену, окружающую ахейский лагерь, в обороне кораблей, в сражении за тело Патрокла и сравниваются с двумя могучими львами или быками. Аякс Оилид, сын Оилея и Эриопы, царь Локриды - искусный копьеметатель и прекрасный бегун, уступающий в скорости только Ахиллу. Его воины славятся как лучники и пращники - «меньший Аякс» или «малый Аякс, — не столь могучий и не столь высокий ростом по сравнению с Аяксом Теламонидом Так, во время взятия Трои он совершил насилие над Кассандрой, искавшей защиты у алтаря Афины. По совету Одиссея ахейцы собирались за это святотатство побить Аякса камнями, но тот нашёл убежище у алтаря той же Афины. Однако при возвращении флота из-под Трои разгневанная богиня разбила бурей ахейские корабли. Аякс спасся и, уцепившись за скалу, похвалялся, что он жив вопреки воле богов. Тогда Посейдон расколол трезубцем скалу, Аякс упал в море и погиб. Аякс Теламонид, ведёт свой род от Зевса и нимфы Эгины. Он — внук Эака, сын Теламона и Перибеи, двоюродный брат Ахилла. Имя его связано с мифом, в котором фигурирует Геракл как друг саламинского царя Теламона. Во время посещения острова Саламин Геракл обращается с мольбой к Зевсу даровать Теламону доблестного сына; когда Зевс в знак согласия с просьбой Геракла посылает в виде знамени орла, Геракл советует Теламону назвать будущего сына именем Ащо (от греч. — орёл; ). Аякс — царь Саламина, приведший под Трою 12 кораблей. Он огромен ростом (т. н. «большой Аякс»), грозен, могуч, вооружён громадным семикожным щитом, покрытым медью, выступает в бою как сам бог Арес. Аякс Теламонид почитался как герой. На горе в городе Саламине находился храм Аякса. Вероятно, что исконно оба Аякса составляли один целостный мифологический образ, который в дальнейшем претерпел определённую модификацию, представ в виде двух очень близ-ких по своему духу и отличающихся скорее внешними чертами героев (Аякс большой и Аякс малый, ср. Диоскуры).
Вакх –наиболее распространенное из прозвищ бога виноградства и виноделия Диониса.
Вакханки — мифические женщины, почитательницы Диониса, которые следовали за ним повсюду, одетые в шкуры диких животных, с венками из плюща и тирсами. Праздневства в честь Диониса назывались – вакханалиями, а женщины на этих празднествах подражали вакханкам и менадам.
Веста — в греческой мифологии Гестия, дочь Крона и Реи. В римской мифологии В. — древнее божество домашнего очага и огня, культ которых имелся почти у всех народов. В храме В. особыми жрицами, весталками, поддерживался постоянный огонь. Отсюда брали огонь в новые колонии и поселения. Погасший огонь считался несчастьем. Новый огонь мог быть разожжен только трением деревянных палочек друг о друга (Священный огонь). Вулкан — в римской мифологии бог огня, отождествляемый с греческим Гефестом.
Вулкан-бог очистительного и разрушительного огня, защищал от пожара, впоследствии отождествлялся с Гефестом. В Риме кажд.год устраивались праздники в его честь-вулканалии.
Галатея — Возлюбленная царя Кипра Пигмалиона, который сначала изваял мраморную статую прекрасной девушки, а потом так в нее влюбился, что Афродита сжалившись по его просьбе превратила статую в живую женщину.
Гармония-прекрасная дочь бога войны Ареса и богини любви Афродиты, жена Кадма, основателя города Фивы.
Геба— богиня юности, дочь Зевса и Геры. На Олимпе Геба подносила богам нектар и амброзию. Геба считалась небесной супругой Геракла и имела от него двоих детей — Алексиара и Аникета. Культ Гебы существовал во Флиунте (Пелопонес). Священным деревом Гебы был кипарис. Раб, вошедший в храм Гебы, получал по свидетельству Павсания свободу. Геба изображалась в виде юной девушки в венке из цветов и с золотой чашей в руке. Иногда изображалась кормящей зевсова орла. В римской мифологической традиции Г. соответствует Ювента.
Гектор — троянский герой, старший сын Приама и Гекубы (Гекабы), супруг Андромахи, отец Астианакта. Во время Троянской войны Гектор был предводителем троянцев. Он убил Протесилая, сражался с Эантом и Диомедом, убил в поединке Патрокла и сам был убит другом Патрокла Ахиллом.
Гекуба — дочь фригийского царя Диманта (вариант: Киссея), супруга троянского царя Приама, мать Гектора, Париса, Кассандры и др. она была свидетельницей гибели своего первенца Гектора и оплакивала его смерть. На ее глазах ахейцы увезли с собой как пленницу дочь Кассандру и Андромаху, вдову ее геройски погибшего сына. Ее мл дочь Поликсена была принесена в жертву на могиле Ахиллеса. Есть 2 версии конца ее печальной жизни:1. она унесена в Ливию Аполлоном, 2 была превращена в собаку и бросилась в Геллеспонт.
Гелиос— бог солнца, сын титана Гипериона и Тейи, брат Селены и Эос, отец Фаэтона и Гелиад, исцелитель слепых и карающий слепотою. Каждое утро выезжает он с востока в колеснице, запряженной четверкой быстроногих огнедышащих коней, и вечером спускается в Океан на западе. Ночью Гелиос объезжает землю в челноке, чтобы вновь возвратиться на восток. С V в. до н.э. Гелиоса отождествляли с Аполлоном.
Гера — древнее догреческое божество, в традиционной олимпийской мифологии — старшая дочь Крона и Реи, сестра Посейдона, Аида, Деметры, Гестии, сестра и супруга Зевса, брак с которым, по одному из сказаний 300 лет был тайным, пока Зевс не объявил Гeру своей женой и царицей богов. Как и Зевс, Гера — повелительница туч и бури, молний и грома. Она посылает урожай. С развитием олимпийской мифологии образ Геры поглощает ряд других женских божеств. Слившись с ними, Гера становится богиней брака и супружеских уз, покровительницей женщин, помощницей беременных и родильниц. Гера и Зевс — родители Гебы, Гефеста, Ареса и Эйлитии. Мифы наделяют Геру властностью, жестокостью, ревностью. Она неумолимо преследует соперниц — возлюбленных Зевса: превращает в корову Ио, Каллисто — в медведицу, губит Семелу, мстит Алкмене. Гера питает неукротимую ненависть к детям Зевса, рожденным вне брака. Гере были посвящены гранат, кукушка, павлин, ворон. В римской мифологической традиции Г. соответствует Юнона.
Геракл — эпический герой, настоящее имя Алкид. Прозвище "Геракл" ему дано Дельфийским оракулом и означает "прославленный из-за гонений Геры". Отцом Геракла был Зевс, матерью — Алкмена из рода Персея. Геракл родился в Фивах. Когда Алкмена должна была родить, Зевс обьявил, что родившийся в этот день герой станет владыкой потомков Персея и всех земных народов. Ревнивая Гера задержала роды Алкмены и ускорила рождение внука Персея Еврисфея, что обрекало Геракла повиноваться Еврисфею. Алкмена родила близнецов: Геракла и Ификла. Гера послала к малютке Гераклу двух огромных змей, чтобы умертвить ребенка, но Геракл задушил их. Амфитрион научил Геракла управлять колесницей, Автолик — борьбе, Эврит — стрельбе из лука, Евмолп и Лин — музыке, кентавр Хирон — наукам. Геракл в соответствии с судьбоносным предсказанием был вынужден пойти на службу к Еврисфею и совершил по его приказанию 12 подвигов: Задушил Немейкого льва. Умертвил Лернейскую гидру. Поймал Керинейскую лань. Поймал живым Эриманфского вепря, опустошавшего Аркадию. Истребил Стимфальских птиц. Очистил конюшни Авгия. Осилил критского быка, изрыгавшего пламя. Одолел царя Диомеда, бросавшего чужеземцев на сьедение своим коням-людоедам. Добыл пояс царицы амазонок Ипполиты для Адметы, дочери Еврисфея. Похитил пасшихся на острове Эрития коров Гериона, трехголового великана, обитавшего на крайнем западе, где Геракл воздвиг т.н. Геракловы Столбы. Ко времени этого подвига приурочивается победа Геракла над Антеем. Добыл золотые яблоки Гесперид. Одолел стража Аида — чудовищного пса Кербера. Совершив эти подвиги, Геракл избавился от служения Еврисфею. После этого Геракл вывел из Аида жену Адмета Алкестиду и героя Тесея, сразившись с демоном смерти Танатосом и ранив самого бога Аида. После своей смерти на погребальном костре Геракл был вознесен на Олимп, причислен к бессмертным и ему в жены была дана дочь Зевса — Геба. В римской мифологической традиции Г. соответствует Геркулес.
Гермес — древнее аркадское догреческое, возможно малоазийское божество, позднее причисленное к олимпийским богам. На глубокую архаичность образа Гермеса указывает его имя, от греч. "герма" — груда камней или каменный столб, которыми отмечались места погребений. Гермы были и путевыми знаками, фетишами — охранителями дорог, границ, ворот. В классической античной мифологии Гермес — сын Зевса и плеяды Майи. На Олимпе он вестник богов, а также покровитель пастухов, путников, мореплавателей, торговцев. Как проводник умерших в подземное царство Аида (Гермес-Психопомп), он одинаково вхож в оба мира — жизни и смерти. Гермес — посредник между богами и смертными, возвещающий людям волю богов и покровительствующий героям. Так, он вручает Нефеле — матери Фрикса и Геллы златорунного барана, на котором они спасаются от злой мачехи, Амфиону дарит лиру, и с ее помощью герой строит стены Фив, Одиссею открывает тайну волшебной травы, спасая его от колдовства Кирки, помогает Приаму невредимым проникнуть в стан Ахилла. Хитрость и ловкость Гермеса делают его покровителем плутовства и воровства. Он, еще младенцем, обманывает Аполлона и угоняет принадлежащее ему стадо. Благодаря хитрости и обману Гермес освобождает Ио от чудовищного стоглазого Аргуса, ловко убивает одного из гигантов. Он обучает плутовству своего сына Автолика — деда хитроумного Одиссея со стороны матери. Постоянные атрибуты Гермеса — кадуцей — трость с двумя обвившимися вокруг нее змеями, крылатые сандалии и дорожная шляпа с крылышками. Кадуцей имел волшебное свойство прекращать споры и мирить врагов, а крылатые сандалии и шляпа позволяли Гермесу мгновенно достигать самых отдаленных уголков мира. В римской мифологической традиции Г. соответствует Меркурий.
Геспериды — дочери Геспера (вариант: Атланта и нимфы Геспериды), хранительницы чудесных золотых яблок. Геспериды жили в саду на крайнем Западе земного круга, где росла яблоня, приносившая золотые плоды. Это дерево Гея подарила Гере в день ее свадьбы с Зевсом. Геракл убил дракона Ладона, который стерег сад, и унес золотые яблоки (11-й подвиг героя). По другому сказанию, египетский царь Бусирид задумал похитить прекрасных Гесперид и поручил пиратам осуществить этот замысел. Разбойники напали на Гесперид в их саду; девушек спас Геракл, убив похитителей. В благодарность Геспериды подарили герою золотые плоды. Золотые яблоки фигурируют в ряде мифов (яблоко раздора; состязание Меланиона и Аталанты и др.).
Гестея — богиня домашнего очага, дочь Крона и Реи, сестра Зевса, Посейдона, Аида, Геры и Деметры. Она – покровительница огня, начала, которое объединяет мир богов, общество людей и отдельную семью. Гестия никогда не вступала в брак. В римской мифологической традиции Г. соответствует Веста.
Гефест — бог огня и кузнечного ремесла, сын Зевса и Геры. Первоначально почитался в областях с действующими вулканами — на островах Лемнос, Сицилия и др. В Аттике культ Гефеста был настолько тесно связан с культом Афины, что оба эти божества имели общие храмы и празднества. Гефест родился слабым и некрасивым, и, раздраженный уродством сына, Зевс (вариант: Гера) сбросил его с Олимпа. Гефест был воспитан Фетидой и Евриномой в глубине Океана. Изготовив волшебный трон (с него невозможно было подняться), Гефест явился на Олимп, преподнес его Гере и освободил ее лишь за обещание признать его сыном и принять в совет богов. После примирения Гефест всегда держал сторону матери в ее раздорах с Зевсом, за что поплатился однажды, когда разгневанный Зевс сбросил его на остров Лемнос. Гефест построил богам великолепные чертоги, среди чудесных изделий Гефеста скипетр и эгида Зевса, тирс Диониса, колесница Гелиоса, доспехи Ахилла. Женой Гефеста была по Гомеру Афродита, по Гесиоду — младшая из Харит, Аглая. В римской мифологической традиции Г. соответствует Вулкан.
Гиады (греч. дождливые) — дочери Атланта и Эфры, сестры Гиаса (по одному из вариантов). Число Г. в источниках колеблется от трех до семи. Г. так горевали о гибели своего брата, что Зевс взял их на небо, превратив в звезды (семь звезд в созвездии Тельца, появление которых совпадало в Греции с сезоном дождей).
Гиацинт — догреческое божество растительности, культ которого впоследствии был вытеснен культом Аполлона. В классической мифологии Г. — прекрасный юноша, любимец Аполлона, сын царя Амикла и Диомеды . По одному из вариантов мифа настоящим отцом Г. был Зевс. Бог западного ветра Зефир полюбил Г. и из ревности, когда Аполлон обучал юношу метанию диска, направил брошенный богом диск в голову Г. Из тела (вариант: из крови) Г. Аполлон вырастил цветок гиацинт. Центром культа Г. были Амиклы, где ежегодно проходили трехдевные празднества — гиакинтии, посвященные Аполлону. В Амиклах же в классическую эпоху показывали гробницу Г., находившуюся у подножия статуи Аполлона.
Гиганты — родственный богам и киклопам буйный народ великанов, обитавший на далеком Западе; сыновья Геи (Земли) и Урана (Неба). Позднейшие мифы часто смешивают гигантов с титанами, и вслед за древним сказанием о борьбе богов и титанов возник миф о борьбе гигантов с олимпийцами (гигантомахия), когда первые восстали против власти олимпийских богов. Гиганты часто представлялись исполинами с хвостами драконов. В современном языке гигант - великан, исполин.
Гименей — божество брачных уз, сын Аполлона и одной из муз — Каллиопы, Урании или Терпсихоры. Известен вариант, согласно которому Г. — сын Диониса и Афродиты. Согласно мифу, Г. освободил девушек, похищенных морскими разбойниками, и на одной из них женился. Каноническое изображение Г. — юноша, украшенный гирляндами цветов, с факелом в руке.
Гипербореи — мифический народ, обитающий «за обителью Борея», т.е. на Крайнем Севере. Миф о Г. был связан с культом Аполлона. Мать Аполлона и Артемиды, Лето, родилась в стране Г. и жила там до переселения на Делос. Во время рождения Аполлона и Артемиды вместе с Лето прибыли и гиперборейские женщины, которые помогли разрешиться Лето от бремени. До своего переселения в Дельфы, Аполлон некоторое время жил среди Г. и позже, каждую зиму, возвращался в их страну. У Г. он хранил свои стрелы, несущие внезапную смерть. Согласно мифологической традиции, многие предметы, связанные с культом Аполлона, были доставлены на остров Делос из страны Г. гипербореянками Гиперохой и Лаодикой, культ которых существовал на острове. Считалось также, что Дельфийский оракул Аполлона был основан Г. В поздней традиции миф о Г. приобретает новые черты: край Г. считается страной счастливых праведных людей. Гиперборею наделяют сказочно благоприятным климатом: солнце там заходит только один раз в год, земля ежегодно дает по два урожая, жители не знают болезней и отличаются исключительным долголетием. Когда старцы Г. устают от жизни, они, увенчав себя цветами, бросаются в море, где находят безболезненную кончину. Г. приписывалось знание магии, умение летать по воздуху и находить скрытые под землей сокровища.
Горгоны-три сестры(Фено,Эвриала и Медуза), чудовища родившиеся от Геи и Понта. Две старшие сестры бессмертны, медуза смертна, обитают на западе на берегу океана. У них ужасный вид: ркылатые, покрытие чешуей, со змеями вместо волос, с клыками. Их взгляд превр. Людей в камень. Персей, выполняя обещание данное им царю Полидекту, обезглавил Медузу. Отрубленная голова Медузы была прикреплена к эгиде Афины Грации — в римской мифологии олицетворение женской прелести; отождествлялись с греческими харитами.
Грайи — богини, олицетворение старости, сестры горгон, преграждавшие путь к последним. Гесиод упоминает двух грай (Пефредо и Энио). Более поздняя традиция упоминает еще одну грайю — Дейно. Мифы о грайях рассказывают, что у них был один глаз и один зуб на троих (см. Персей).
Грации-лат. Богини добра, радости и юности в Рим.миф., соответ-ие греч.харитам.Кипарис-дерево печали и скорби. Сын царя остр. Кеоса красивый и муж-ый юноша Кипарис любил бродить по лесам и долинам своего острова со священным оленем. Однажды метнул он стрелу в свящ. Оленя случайно и за это попросил Аполлона превратить его в дерево.
Даная — дочь Акрисия, мать Персея, родившегося от союза Данаи с Зевсом, который явился к ней в виде золотого дождя (см. Персей)
Дедал — сын Эвпалма (вариант: Метиона) и Меропы, внук афинского царя Эрехтея, искуснейший архитектор, скульптор, художник, изобретатель столярных инструментов. Был у него ученик Талос, который начал превосходить Дедала в искусстве. Так, он нашел челюсти змеи и распилил ими дерево на очень тонкие пластины. Талос возгордился и Дедал сбросил его с вершины Акропля. Его судил ареопаг и изгнал из Афин. На Крите, где Дедал нашел приют, он построил по поручению царя Миноса лабиринт, в котором обитал чудовищный Минотавр. Ариадне, дочери Миноса, Дедал помог вывести из лабиринта Тесея.
Деметра — богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, мать Персефоны. Древнейшее доолимпийское божество. Главный миф о Деметре связан с похищением дочери Деметры, Персефоны, Аидом. Убитая горем Деметра, девять дней безуспешно разыскивала дочь, а на десятый день узнала от всевидящего Гелиоса, что Персефону похитил Аид с согласия Зевса. Разгневанная Деметра покинула Олимп и в образе старухи стала странствовать по земле. Тем временем земля перестала давать урожай, наступил голод. Зевс согласился вернуть Персефону матери с тем условием, чтобы она часть года проводила на земле с Деметрой, а остальное время оставалась с Аидом в подземом царстве. Тогда Деметра возвратилась на Олимп, и земля вновь стала приносить дары. В римской мифологической традиции Д. соответствует Церера.
Демодок — слепой певец, знаменитый на всю Элладу аэд. Одиссей на приеме у царя Алкиноя открыл свое имя после того, как услышал песню Д. о подвигах ахейцев в Троянской войне. Ряд характерных черт образа Д. позволяют узнать в нем литературный портрет самого Гомера.
Диана — в римской мифологии первоначально богиня растительности, олицетворение Луны, впоследствии — богиня охоты, покровительница диких зверей, родовспомогательница; отождествлялась с греческой Артемидой и Гекатой.
Дидона — сестра финикийского царя Пигмалиона, который убил мужа Д., чтобы воспользоваться его богатством. Д. покинула Финикию и поселилась в Северной Африке, где царь Иарб обещал дать ей столько земли, сколько покроет воловья шкура. Д. разрезала шкуру на тонкие ремни и отмерила ими участок, на котором основала Карфаген. Иарб воспылал страстью к Дидоне и угрожал войной Карфагену, если Д. не ответит ему взаимностью. Чтобы спасти город от бедствия войны, Д. покончила жизнь самоубийством. Согласно римской мифологической традиции у Д. нашел приют Эней, спасшийся после гибели Трои. Д. влюбилась в Энея, но Эней, повинуясь воле Зевса, покинул Карфаген и отплыл на 20 кораблях в Италию. В отчаянии Д. лишила себя жизни.
Дионис — бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства и виноделия. Сгласно основному мифу, Дионис — сын Зевса и Семелы. По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил Семелу и ее терем. Зевс выхватил из пламени Диониса, появившегося на свет недоношенным, и зашил его в свое бедро. В положенное время Зевс распустил швы на бедре, и таким образом Дионис вновь появился на свет. Гера, продолжая преследовать сына своего неверного супруга, вселила в Диониса безумие, и он скитаясь пришел во Фригию, где богиня Кибела исцелила его и приобщила к своим таинствам. Во время плавания Диониса похищают морские разбойники-тирренцы. Они заковали его в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Диониса, а виноградная лоза и плющ оплели мачту и парус разбойничьего корабля. Пираты, бросившись со страху в море, превратились в дельфинов. На острове Наксос Дионис встретил Ариадну и вступил с ней в брак. От него Ариадна родила сыновей Энопиона и Фоанта. Дионис обучает людей виноградарству и виноделиюВ римской мифологической традиции Д. соответствует Бахус.
Диоскуры — братья Кастор и Полидевк, близнецы, сыновья Зевса, братья Елены. Полидевк славился как кулачный боец, Кастор — как укротитель коней. Они вернули на родину похищенную Тесеем и Пирифоем Елену. Диоскуры — участники похода аргонавтов, в котором Полидевк победил в кулачном бою царя Амика, и Калидонской охоты. Диоскуры враждовали со своими родичами Афаретидами, у которых похитили невест — Фебу и Гилаиру — дочерей своего дяди Левкиппа. Кроме того Диоскуры и Афаретиды вступили в спор из-за дележа стада быков. В поединке Кастор пал от руки Линкея и бессмертный Полидевк убил Линкея. Полидевк был взят Зевсом на Олимп, но из любви к погибшему брату Полидевк уделил ему часть своего бессмертия, они оба попеременно в виде утренней и вечерней звезды в созвездии Близнецов являются на небе.
Дриады — покровительницы деревьев. Считалось, что люди ухаживающие за деревьями, пользуются особым покровительством дриад.
Европа — дочь царя Агенора. Влюбившийся в Европу Зевс, превратившись в прекрасного белого быка, похитил Европу. На спине этого быка Европа переплыла море и попала на Крит, где Зевс разделил с ней ложе. От союза с Зевсом Европа родила сыновей Миноса, Сарпедона и Радаманта. Потом она стала супругой бездетного критского царя Астерия, усыновившего и воспитавшего ее детей от Зевса. С мифом о Европе связана история ее брата Кадма, отправившегося по приказанию отца искать свою сестру и основавшего Фивы. Образ Европы восходит к доолимпийским, хтоническим божествам.
Ехидна-полуженщина-полузмея, дочь Тартара и Геи, чудовищный демон. От Тифона она родила множество чудовищ: Химеру, Кербера, лернейскую гидру, немейского льва, Сфинкс. Основное место ее пребывание – царство Аида. По одному из мифов она родила от Геракла Скифа, который стал родоначальником скифского народа. Во время сна Ехидна была убита стоглазым великаном Аргосом.
Икар — сын Дедала, погибший в тот момент, когда надеялся взлететь к солнцу на крыльях, которые сделал для него Дедал.
Икарий — Афинянин. Он дал приют Дионису, принесшему виноградную лозу возлюбленному Эригоны. Дионис в благодарность за приют подарил И. мех с вином. Этот мех И. отнес пастухам, чтобы обучить их виноделию. Но пастухи, опьянев, убили И., полагая, что он их отравил. Эригона с горя повесилась, а Дионис наслал кару на афинян, которая затем была искуплена особыми ритуалами.
Ио —жрица богини Геры. дочь возлюбленная Зевса. Опасаясь гнева ревнивой Геры, Зевс превратил И. в белоснежную телку. Гера потребовала эту телку себе в дар и приставила к ней стражем Аргуса. Гермес, посланный Зевсом, убил Аргуса, усыпив его звуками флейты. И. бросилась бежать, но Гера наслала на нее овода. Мучимая оводом, И. скиталась по Греции, Азии, пока не достигла Египта, где Зевс вернул ей прежний облик. Здесь И. родила сына Зевса Эпафа — родоначальника многих героев античной мифологии (Данай, Персей, Геракл и др.).
Ирида — богиня радуги, вестница богов. По представлениям древних, радуга соединяла небо и землю, поэтому с оформлением олимпийской мифологии И. считалась посредницей между богами и людьми. В отличие от Гермеса, И. выполняла приказания Зевса и Геры, не проявляя собственной инициативы.
Калипсо — дочь титана Атланта и океаниды Плейоны, -могучая богиня, богиня из богинь, владелица острова Огигия на крайнем западе ойкумены. В течение семи лет держала у себя на острове возвращавшегося с Троянской войны Одиссея, скрывая его от остального мира, но не смогла заставить героя забыть родину. По повелению Зевса, вынуждена была отпустить Одиссея, помогла ему построить плот и снабдила всем необходимым морского пути на Итаку.
Кассандра — троянская царевна, дочь Приама и Гекубы. Влюбленный в Кассандру Аполлон наделил ее даром пророчества, но, отвергнутый ею, сделал так, что ее пророчествам никто не верил. Кассандра напрасно предсказывала гибель Трои, опасность, тающуюся в оставленном ахейцами деревянном коне. При падении Трои Кассандра пыталась укрыться в храме Афины, но была схвачена Эантом . При разделе добычи Кассандра досталась Агамемнону и вместе с ним погибла в Микенах от руки Клитемнестры и Эгиста.
Кентавры — легендарные существа смешанной природы, полукони, полулюди, воплощение дикой буйной силы. Традиция приписывала кентаврам дикий нрав и пристрастие к вину. Они вели свое происхождение от царя лапифов Иксиона и богини облаков Нефелы. Иное родословие имел кентавр Хирон. Он был сыном Крона и Филиры, единственным бессмертным из кентавров. Первоначально кентавры жили на горах Эта и Пелион в Фессалии, но после того как они оскорбили царя лапифов Пейритоя, их частью истребили, частью изгнали к Пинду, на границу Эпира. Кентавры, как и сатиры, считались спутниками Диониса.
Кирка (Цирцея) — дочь Гелиоса и Персы, волшебница с острова Эя. Кирка очистила аргонавтов от убийства Апсирта. Спутников Одиссея она превратила в свиней, а его самого год удерживала на своем острове. От Одиссея родила сына Телегона. Лаокоон — троянский жрец Аполлона. Он пытался помешать троянцам втащить в город деревянного Троянского коня, в котором были скрыты ахейские воины. Боги, предрешившие гибель Трои, послали двух огромных змей, задушивших Л. и двух его сыновей. Гибель Л. была воспринята троянцами, как знамение богов, желавших, чтобы конь находился в Трое.
Клио — дочь Зевса и Мнемосины, одна из девяти муз. В классической мифологии — покровительница истории. Ее постоянный атрибут — свиток папируса или пергамента.
Кора — "девушка" — одно из имен Персефоны.
Лаокоон-в гр.миф. прорицатель из Трои, вместе с кассандрой предупреждал о подвохе , таящемся в деревянном коне, оставленном греками под стенами трои.
Лаэрт — царь острова Итака, отец Одиссея. Лаэрт, в греческой мифологии отец Одиссея, внук Кефала — эпонима соседнего с Итакой острова Кефалления. Согласно «Одиссее», после отплытия сына для участия в Троянской войне Лаэрт жил с небольшим числом рабов в своём поместье вдали от города, ухаживая за садом и оплакивая пропавшего без вести Одиссея. Возвратившегося после долгих странствий сына Лаэрт узнал по шраму на ноге и после того, как Одиссей сумел перечислить деревья, некогда подаренные ему Лаэртом Афина, предвидя выступление против Одиссея родственников убитых им женихов Пенелопы, укрепила силы Лаэрта, который после этого ударом копья сразил отца Антиноя — предводителя женихов.
Марс — в римской мифологии бог войны,покровитель римской мощи, отождествляемый с греческим Аресом. Сын юпитера и Юноны. Один из самых почитаемых римских богов.
Медуза – в гр. миф. одна из трех сестер горгон, голова которой была до того ужасна, что все взглянувшие на нее обращались от страха в камень, она един-ая из сестер, которая была смертной, она дочь морского бога Форкия и его супруги Кето. Сначала М. и ее сестры были прекрасными девушками, это вызвало неприязнь и зависть у Афины, они были изгнаны, там их облик изменился постепенно, головы горгон покрылисть чешуей дракона, появ. Клыки, медные руки и золотые крылья. Персей отрубает голову горгоне.
Мельпомена — дочь Зевса и Мнемосины, одна из девяти муз, покровительница сценического искусства трагедии. Атрибуты М. — трагическая маска в одной руке и меч в другой.
Менады — в греч. Мифах спутницы Диониса, которые, следуя за ним, все сокрушали на своем пути увитыми плющем жезлами (тирсами). Они одеты в шкуры диких животных, а на голове венки из плюща. Полуобнаженные Менады в безумном восторге в клочья разрывали попадавшихся им на пути животных и убивали мужчин, вовлекая в свое шествие все новых женщин.
Ментор — сын Алкима, друг Одиссея, который, отправляясь в поход против Трои, поручил ему заботиться о своем доме. Ментор воспитывал Телемаха и давал отпор женихам Пенелопы. Чтобы помочь Телемаху во время поисков отца, Афина принимала образ Ментора.
Меркурий(лат. Товар, приобретать) — в римской мифологии бог-покровитель торговли и прибыли, отождествляемый с греческим Гермесом., но в отличии от него был сыном бога неба Цела. В Риме его почитали торговцы, в честь него воздвигнули храм, а имя меркурия получила ближ-ая к солнцу планета.
Метида — греч. Богиня мудрости. Дочь Океана и его жены Тефиды, первая супруга Зевса. Боясь, чтобы она не родила ребенка, который будет сильнее его, Зевс, по совету Геи проглотил Метиду, а затем из своей головы родил Афину. Находясь внутри Зевса, Метида (букв. мудрость, мысль) служит ему лучшей советчицей.
Минерва — в римской мифологии богиня мудрости, ее почитали как богиню мудрости, научившую людей различным ремеслам, искусствам, врачеванию, потом отождествляли с греч. Афиной и считали покровительницей Рима. Во времена римской империи миневра стан-ся и богиней победы.
Минотавр — в греч. Мифах чудовище, обладающее телом чел-а и головой быка, жившее в построенном для него Дедалом кносском лабиринте. Минотавр пожирал преступников и посылаемых из Афин в качестве дани семерых юношей и семерых девушек. Минотавра убил Тесей.
Мнемозина — титанида, дочь Урана и Геи, мать девяти муз, рожденных ею от Зевса. М. была вначале олицетворением, а затем богиней памяти.
Нарцисс— в греч. Мифах прекрасный юноша, сын речного бога Кефиса и наяды Лириопы. (необычайно красив, но и робок) Н. отверг любовь нимфы Эхо и был за это наказан Афродитой: увидев в речной заводи свое отражение, влюбился в него и от этой любви умер. Боги превратили Н. в цветок.
Нектар – в греч. мифологии напиток олимп-х богов, дающий им бессмертие и вечную юность. Его разносили пирующим на олимпе богам юные и прекрасные Геба и Ганимед.
Нептун — в римской мифологии бог морей, отождествляемый с греческим Посейдоном. Вначале его почитали как бога вод. Супруга – богиня источников Салация, им приносили жертвы, чтобы не высохли источники и реки. С развитием мореплавания стали почитать как бога моря, его жена стала Амфитрита, 23 июня – праздник ему посвященный-нептуналии.
Нереиды — в гр.миф-ии нимфы моря, дочери морского бога Нерея и Дориды. Нереиды живут в глубинах моря во дворце отца, прядут на золотых прялках, кружатся в хороводе на волнах, в лунные ночи выходят на берег, где поют и пляшут, играют с тритонами. Нереиды благожелательны к людям, помогают морякам в опасности. Наиболее известные Нереиды — Амфитрита — супруга Посейдона, Фетида — жена смертного Пелея и мать Ахилла, Галатея — изваянная из мрамора скульптором Пигмалионом.
Нимфы — природные божества. Греки одухотворяли природу, наделяли жизнью каждый источник, дерево и гору. Нимфы, обладательницы таинственных сил жизни и смерти, населяли реки, моря, озера, болота, рощи, холмы, были их душой. Дерево жило пока жила его нимфа, река текла, пока в ней находилась ее нимфа. Нимфы были юными красивыми девами. Все имели имена. Есть нимфы: глав- нереиды, океаниды, наяды; +орестиады, альсеиды, мелиады.
Ниоба (Ниобея) —в греч миф-ии дочь Тантала, жена царя Амфиона. Обладавшая многочисленным потомством( 7 сыновей и 7 дочерей) , Н. оскорбила титаниду Лето, которая имела только двоих детей — Артемиду и Аполлона. Н. запретила фиванским женщинам приносить Лето жертвы, и в наказание за это Аполлон поразил стрелами всех ее сыновей, а Артемида всех ее дочерей. Супруг Н., Амфион, узнав о несчастье, покончил с собой, а тела детей, обращенные в камни, девять дней пролежали не погребенными. От постигшего горя Н. превратилась в скалу источающую слезы.
Оракул — место, где происходило общение человека с божеством, отвечающим на заданный вопрос и рпедсказывающим судьбу, а также и само это предсказание. Ответы давались в различных формах: при помощи жребия, знамений, снов, его давали жрецы оракула. Важный бог прорицатель – Аполлон.
Орфей — в гр. миф-ии певец и музыкант из Фракии. Сын речного бога Эагра и музы Каллиопы. Он изобрел музыку и стихосложение, и поэтому его часто именовали сыном Аполлона. Песни его укрощали диких зверей, заставляли деревья склонять ветви, камни — сдвигаться. Орфей принимал участие в походе аргонавтов и своим волшебным пением и игрой на кифаре часто спасал их жизнь. Жена Орфея, Эвридика, погибла от укуса змеи. Чтобы вернуть жену, Орфей спустился в Аид. Звуки его музыки укротили трехглавого пса Кербера, исторгли слезы у Эриний, и растрогали Персефону, которая разрешила Орфею вернуть умершую Эвридику на землю, но с условием не оглядываться на тень своей жены и не заговаривать с ней до выхода на дневной свет. Орфей нарушил запрет и навсегда потерял жену.
Пегас — в гр. миф-ии крылатый конь, родившийся из туловища горгоны Медузы (из капель крови, когда персей осек ей голову). Отцом Пегаса считают Посейдона. С помощью Пегаса Персей победил Химеру. Он достовлял Зевсу на олимп громы и молнии, летает с быстротой ветра., символ связи всего живого.
Пелей —в гр. миф-ии фессалийский герой, отец Ахилла, сын Эака и Эндеиды. Пелей убил из зависти своего своденого брата Фока, за что был изгнан из родной страны. Пелей поселился в Фессалии у царя Фтии Эврита и женился на его дочери. Участвуя в Калидонской охоте, нечаянно убил Эврита и был вынужден покинуть Фтию. нашел приют у друга Акаста. Жена Акаста, влюбившись в Пелея и не встретив взаимности, оклеветала его перед мужем, обвинив его в том, что он домогался ее любви. Разгневанный Акаст хотел погубить Пелея, оставив его безоружным в пустыне на растерзание кентаврам. спасшийся от гибели Пелей захватил Иолк и убил Акаста. принимал участие в походе аргонавтов, в походе Геракла на Трою, он пережил Троянскую войну и умер глубоким старцем.
Персей — в гр. миф-ии потомок Геракла,герой аргосских сказаний. По предсказанию оракула у дочери аргосского царя Акрисия Данаи должен родится мальчик, который свергнет и убьет деда. Акрисий заключил дочь в подземелье, но Зевс проник к ней в виде золотого дождя, и Даная родила Персея. Акрисий повелел посадить дочь и внука в ящик и бросить его в море. Волны вынесли ящик на остров Сериф, где рыбак Диктис спас мать и ребенка. Брат рыбака, царь острова Полидект, воспылал страстью к Данае; с тем, чтобы отделаться от Персея, он предложил юноше добыть голову Горгоны Медузы, взгляд которой обращал все живое в камень. Афина и Гермес помогли Персею Наученный Афиной, Персей, чтобы не превратиться в камень, наблюдал за Медузой по ее отражению в щите и отрубил ей голову. Возвращаясь, Персей пролетал над скалой, к которой была прикована Андромеда, обреченная на сьедение морскому чудовищу. Герой убил чудовище и женился на Андромеде. Прибыв Персей застал Данаю в храме, где она скрывалась от преследований Полидекта. Персей обратил Полидекта в камень, показав ему голову Медузы Горгоны. Исполнив подвиг, Персей отдал сандалии и шлем-невидимку нимфам, а голову Медузы-Горгоны — Афине. Персею приписывали основание Микен. От Андромеды Персей имел дочь Горгофону и шестерых сыновей
Персефона— в классической мифологии дочь Зевса и Деметры, похищенная Аидом, который, заставив проглотить гранатовые зерна (символ неразрывности брака), сделал ее своей супругой и владычицей подземного царства. Деметра с помощью Зевса добилась возвращения дочери, но Персефона только две трети года могла пребывать на земле с матерью, а остальное время, как жена Аида, должна была находиться в подземном царстве. Весеннее пробуждение растительности, прорастание зерна, опущенного в почву, знаменовало возвращение Персефоны на землю. Ее почитали как законодательницу и покровительницу брачных и семейных отношений. В римской мифологической традиции П. соответствует Прозерпина.
Пигмалион — 1. Царь Кипра, сын Бела. Влюбившись в Афродиту, он высек из мрамора ее статую и обратился к богине с мольбой вдохнуть в холодное изваяние жизнь. Тронутая такой любовью Афродита оживила статую, которая под именем Галатеи стала женой П. По одному из вариантов Галатея родила от П. сыновей Пафоса, Кинира и дочь Метарму. Согласно Овидию Кинир был сыном Пафоса. Также известен вариант, согласно которому Пафос не сын, а дочь П. и Галатеи. 2. Царь Тира, брат Дидоны. Он убил Сихея (Акербаса), мужа Дидоны, чтобы завладеть его богатством, после чего Дидона бежала в Африку, где основала город Карфаген.
Плеяды — в гр. миф-ии семь сестер, дочери Атланта и океаниды Плейоны, превращенные в семизвездие. По одному из мифов, П., огорченные участью своего отца, поставленного подпирать небесный свод покончили с собой и были взяты нанебо. По другому мифу, П., преследуемые Орионом, обратились к богам и были превращены в голубей, а затем в звезды. В Додоне, где голуби считались священными птицами, миф получил дальнейшее развитие. Рассказывали, что П., став птицами, носили Зевсу амброзию. Когда они пролетали мимо сталкивающихся утесов — Планктов один из них непременно погибал и Зевс заменял его новым. С дальнейшим развитием мифологии П. стали рассматриваться как небесные нимфы. Они индивидуализируются. В число П. включали Майю, Электру, Тайгету Келено, Стеропу Меропу.
Плутон – в гр. миф-ии одно из имен владыки царства мертвых; см. Аид.
Полифем — в гр. миф. сын Посейдона и нимфы Тоосы, дочери морского божества Форкия. П. — кровожадный великан с одним глазом во лбу. Он обитает в пещере с овечьим стадом. П. был ослеплен Одиссеем, когда герой возвращался с Троянской войны на родину. В классической мифологии также известен миф о неразделенной любви П. к нимфе Галатее, влюбленной в юношу по имени Акид. Терзаемый муками ревности, П. раздавил Акида скалой.
Посейдон-в гр.миф. один из основных олимп. Богов.(буйный нрав, стремление сохранить свою независимость, считает себя равным с Зевсом) его прозвище Гиппий-связь с божеством в виде коня, позднее почитался как покровитель коневодства.
Приам — мифический последний царь Трои, младший сын Лаомедонта. Во время взятия и разгрома Трои Гераклом Лаомедонт и его сыновья были перебиты. В живых был оставлен только Подарк, выкупленный сестрой Гесионой и после этого получивший имя Приам. был несколько раз женат и имел 50 сыновей и много дочерей. Все его сыновья и 12 замужних дочерей с мужьями жили в доме Приама. Наиболее известны из детей Приама от его главной жены Гекабы сыновья Гектор, Парис, Деифоб, Гелен, Полит, Троил и дочери Креуса, Лаодика, Поликсена, Кассандра. Предание о смерти Приама содержится в трагедии Еврипида "Троянки" и в "Энеиде" Виргилия. В древности имя Приама стало нарицательным для обозначения человека, испытавшего все превратности судьбы.
Сатиры — в гр. миф-ии лесные и горные божества, имеющие общее происхождение с нимфами. У них густая и нечесаная шерсть, хвост, козлиные уши, тупой нос, копыта на ногах. Они любят вино, женщин, составляют свиту Диониса. Традиция представляет сатиров ленивыми, похотливыми, часто полупьяными; они постоянно заняты игрой, танцами.
Семела — дочь Кадма, мать Диониса, возлюбленная Зевса. Когда она была на 6 месяце к ней пришла Гера в образе няни семелы и подала ей мысль попросить Зевса явится к ней в спальню в том обличье, в котором он свпатался к Гере. Зевс явился в сверкании молний, испепеливших смертную Семелу, когда погибла его мать, Дионис родился Став взрослым, Дионис вывел из Аида свою мать, и Семела под именем Тионы стала бессмертной обитательницей Олимпа.
Сирены — три сестры:Пейсиноя, Аглаопа и Тексиепия. Жили на острове Сирен и являлись наполовину женщинами, наполовину птицами. Одна пела, а другие играли на кифаре и флейте. Своим волшебным пением С. увлекают моряков на гибельные подводные скалы. Лишь Одиссей сумел перехитрить их.
Стикс —1. дочь Океана, жена Палланта, нимфа реки, текущей из океана в Аид. 2. ручей возле города Нонакриса в Аркадии, ее воды стекают в Крафис. Эта вода ядовита: ОТ НЕЕ ПОГИБАЛИ ДОМ. ЖИВОТНЫЕ, ЖЕЛЕЗО И ЗОЛОТО РАЗЪЕДАЛОСЬ ЭТОЙ ВОДОЙ
Сфинкс —мифологическое чудовище, дочь Тифона и Ехидны. Лапы и грудь и хвост были львиные, птичьи крылья, но женское лицо. Неподалеку от Фив С. поджидала путников и убивала и сжирала всех, кто не мог разгадать ее загадку: "кто ходит сначала на четырех ногах, затем на двух, и потом на трех?" Когда Эдип ответил: "человек", С. бросилась в пропасть и разбилась о скалы.
Сцилла-чудовище с 6 головами, 3 рядами зубов в каждой голове и 12 ногами. Некогда эта дочь Форкиса и Гекаты была нимфой, кот-ю волшебница Кирка превратила в ужасное чудовище, она поселилась в пещере на берегу пролива, напротив нее др. чудовище-Харибда.
Талия-1.нимфа Этны, одна из наложниц Зевса, бежав от ревности Геры, рна скрылась в кратере Этны, где и осталась навсегда. От связи талии и Аполлона родились корибанты.2.одна из муз, покровительница комедии. Дочь Зевса и мнемосины.3. по мнению Гесиода и Аполлодора, одна из трех харит – дочерей Зевса и Эвриномы.
Терпсихора —одна из девяти муз, в эллинистическую эпоху считалась музой хорового пения и танцев. Обычно изображалась в виде молодой женщины с улыбкой на лице. На голове у нее был венок, в одной руке она держала лиру, а в др – плектр.
Титаны — боги первого поколения, дети Урана и Геи: Океан, Кой, Крий, Гиперион, Иапет, Кронос и их сестры (титаниды) — Тейя, Феба, Тефия, Фемида, Мнемосина, Рея, а также их потомки.. после борьбы они были сброшены в Тартар, где их охраняли гекатонхейры.
Фаэтон —сын бога солнца Гелиоса. По Гомеру Фаэтон упросил отца дать ему на один день управление солнечной колесницей, юноша не сумел справиться с конями и выронил вожжи. Колесница сбилась с небесного пути, и кони помчали ее близко к земле. От страшного жара стали пересыхать реки и гореть леса. Чтобы спасти землю, Зевс поразил Фаэтона молнией, и он упал в реку Эридан. Сестры Фаэтона, Гелиады, оплакивавшие брата, превратились в тополи, а их слезы стали янтарем.
Федра — в гр. миф-ии дочь Миноса и Пасифаи, сестра Ариадны, вторая жена Тесея, мать Демофонта и Акаманта, воспылавшая любовью к своему пасынку Ипполиту. Отвергнутая юношей, Федра оклеветала его, и отец Ипполита, Тесей, изгнал сына из Афин. Во время бегства Ипполит погиб, а Федра покончила с собой.
Фемида-греч. Богиня права, порядка и предсказаний. Гея отдала ей дельфийский оракул. – вторая супруга Зевса, мать гор, богинь пппппппорядка в природе, и мойр, богинь человеческой судьбы. Ее Изобр-ют с повязкой на глазах, т.к. она символ беспристрастия, с рогом изобилия и весами в руках.
Фетида-дочь древнего морского бога Нерея и Дориды, внучка Океана, мать Ахилла. Когда раскрылся заговор Геры, Посейдона,Аполлона и Афины против верховного божества – Зевса, Фетида, незаметная и скромная богиня, встала на сторону Зевса и сыграла решительную роль в спасении Зевса.
Фурия — в римской мифологии богини возмездия и мучащейся совести, мщения, соответствующая греческим эриниям.
Харибда —в гр.миф. чудовище, обитающее в узком проливе под скалой, на которой растет инжир. Трижды в день поглощает черную воду, а потом ее извергает. С водой может заглатывать целые корабли вместе с моряками. На другом берегу обитает в пещере шестиглавая Скилла. Даже Посейдон был не в силах спасти от гибели корабль, попавший между Скиллой и Харибдой, где, однако, прошли аргонавты и Одиссей.
Хариты — богини радости и красоты, воплощение женской прелести, считались дочери Зевса и Эвриномы. Их имена (по Гесиоду): Евфросина (Радость), Талия (1) (Цвет) и Аглая (Блеск). Хариты сопровождают Гермеса, Афродиту, Диониса и других богов.
Харон — перевозчик душ умерших через реку Ахерон, за которой неачинался Аид, обычно изображался в виде худого мрачного старика, одетого в рубище, перевезти мог лишь души, чьи тела и кости были преданы могиле, а платой за перевоз была самая мелкая монета, которую клали покойнику перед погребальным обрядом под язык, однако мог перевезти живых, если они показывали ему золотую ветвь, сорванную в роще Персефоны( например, перевез Энея).
Химера – мифологическое чудовище, дочь Тифона и Ехидны. Имела три головы – змеи, козы и львицы – и туловище, впереди львиное, сзади – змеиное, а в середине козье. Пасть ее изрыгала пламя. Химера долго наводила ужас на людей, пока не была убита Беллерофонтом, поднявшимся в воздух на крылатом коне Пегасе.
Хирон- мудрый кентавр, явл-ся сыном кроноса и океаниды Филиры. Был рожден получеловеком-полуконем, так как кронос, встречаясь с филирой часто приобретал облик коня; известен как воспитатель Тесея, Ясона, Ахилла и братьев Диоскуров.
Хрис — 1. основатель храма Аполлона в городе Хрисе (близ Трои). Его дочь Хрисеиду похитил царь Агамемнон. 2. Сын Агамемнона и Хрисеиды
Церера — в римской мифологии богиня плодородия, земледелия, божество созревания хлебов, покровительница материнства и брака. отождествляемая с греческой Деметрой. Жрецом Цереры был представитель плебеев. Ее почитали крестьяне, в честь нее справлялся праздник – цериалии(апрель)
Цирцея (Кирка) –в гр. миф. волшебница, обитавшая на мифическом острове Эе, превращавшая людей в животных с помощью колдовских зелий и волшебной палочки, дочь Гелиоса и океаниды Персеиды, Сестра колхидского царя Ээта.
Эвмей — свинопас, раб Одиссея. Вернувшись неузнанным на Итаку, Одиссей открылся Евмею, который помог своему господину истребить женихов Пенелопы.
Эвридика — в гр. миф-ии 1. дочь Адраста, жена Ила, мать Лаомедонта. 2. жена Орфея, погибшая от укуса змеи. Чтобы вернуть жену, Орфей спустился в Аид и растрогал своими песнями Персефону, которая разрешила Орфею вернуть умершую Эвридику на землю, но с условием не оглядываться на тень жены и не разговаривать с ней до выхода на дневной свет. Орфей нарушил запрет и навсегда потерял жену.
Электра — в гр. миф-ии1. Дочь Океана и его супруги Тефиды, стала супругой Тавманта, родила от него богиню радуги Ириду и трех гарпий. 2. Дочь Атланта и Плейоны, одна из плеяд, возлюбленная Зевса, мать Ясиона и Дардана, которому она подарила палладий, ставший залогом неприступности Трои.
Эос (лат. Аврора) — в гр. миф-ии богиня утренней зари, дочь титана Гипериона и Тейи, сестра Гелиоса и Селены. Считалось, что Эос живет в далекой Эфиопии, каждый день она выезъжает через серебряные ворота и едет впереди Солнца, окрашивая небо в розовый цвет. Эос посылает свои лучи сначала на олимп, потом на землю.От Астрея Эос — мать четырех ветров (Борея, Зефира и Нота). В римской мифологической традиции Э. соответствует Аврора.
Эпиметей—в гр. миф. брат Прометея, Атланта и Менетия, сын титана Иапета и океаниды Климены. Не отличался умом и сообразительностью, женился на Пандоре, которая, открыв ларец, подаренный ей Зевсом, выпустила на свет все людские беды, в нем заключенные.
Эрато — одна из девяти муз др.гр.миф-ии, покровительница лирической любовной поэзии.
Эринии — в гр. миф-ии богинимести, обитательницы Аида. По Гесиоду Эринии родились из упавших на землю капель крови изувеченного Кроном Урана. Классическая мифология знает трех Эриний: Тисифона, Алекто и Мегера (впервые эти имена встречаются у Еврипида). Выглядят как старухи и вместо волос у них змеи, а из страшной пасти капает кровь, в руках-зажженые факелы, место обитание-подземное царство Аида и персефоны, откуда они появляются на земле среди людей, чтобы возбудить у них злобу, безумие и месть.
Эхо — в гр. миф-ии нимфа, с ней связано происхождение эха. Поздний миф повествует о любви Э. к прекрасному, но холодному душой юноше Нарциссу. От мук неразделенной любви Э. высохла так, что от нее остался только голос. Согласно другому варианту, Э. своей болтовней отвлекала Геру, в то время как она и Зевс гостили у нимф. За это богиня поразила Э. немотой, сохранив ей способность повторять только окончания услышанных слов.
Юнона-древнеиталийская богиня луны и охранительница женщин; у этрусков была известна под именем Уни, у греков отожд-сь с герой, супругой Зевса. В Рим. Пантеоне Юнона-супруга юпитера и покровительница брака, замужних женщин и рожениц, считалось каждая женщина имеет свою Юнону.
Юпитер-бог неба, света, грома и молнии, царь богов в Рим. миф. Отожд-ся с греч. Зевсом. Ю. совмещзал в себе функции многоих местных божеств, покровительствовал земледелию, виноградству, его именем клялись, он был хранителем границ, защитник свободы, бог войны и победы.
Ямба — дочь Пана и нимфы Эхо, служанка во дворце царя Келея, рассмешившая скорбящую Деметру, когда богиня в поисках своей дочери Персефоны покинула Олимп и спустилась на землю. Из имени Ямбы греки вывели название стихотворного размера – ямб.
Янус — в римской мифологии древнее божество, бог входов и выходов и олицетворение всякого рода начал. В молитвах его имя называлось первым, первый царь Лация, научил людей земледелию, кораблестроению и покровительствовал морякам, изображался с 365 пальцами(число дней в году), с ключами и двумя лицами в разные стороны.
Ясон (Язон, Иасон) — герой греческой мифологии, предводитель аргонавтов, имел знаменитых предков, таких как бог ветров Эол,сын царя Эсона и Полимеды Ясон погиб под обломками обветшавшего корабля "Арго", когда заснул в его тени.
Яблоко раздора —Пелей и Фетида, родители героя Троянской войны Ахиллеса, забыли пригласить на свою свадьбу богиню раздора Эриду. Эрида очень обиделась и тайно бросила на стол, за которым пировали боги и смертные, золотое яблоко; на нем было написано: «Прекраснейшей». Поднялся страшный спор между тремя богинями: Герой, Афиной, Афродитой.Судьей между ними был избран юноша Парис. Парис присудил яблоко богине красоты Афродите. Благодарная Афродита помогла Парису похитить жену царя Менелая, прекрасную Елену. Чтобы отомстить за такую обиду, греки пошли войной на Трою. Как видите, яблоко Эриды и на самом деле привело к раздору. Памятью об этом осталось выражение «яблоко раздора», означающее всякую причину споров и распрей.
Рог изобилия —Выражение, являющееся символом богатства, изобилия, возникло из греческих мифов. Коза Амалфея, вскормившая своим молоком младенца Зевса, однажды, зацепившись за дерево, отломила себе рог. Его взяла нимфа, обернула листьями, наполнила плодами и подала Зевсу; Зевс подарил рог воспитавшим его нимфам и обещал им, что все, что бы они ни пожелали, прольется им из этого рога. Так передает миф Овидий (Фасты, 5). По другой версии мифа, это — рог Ахелоя, речного божества, который, обратившись в быка, сражался с Геркулесом; тот отломил у него рог, а нимфы наполнили его цветами и сделали рогом изобилия (Овидий, Метаморфозы, 8 и 9).
Троянский конь — огромный деревянный конь сооруженный ахейцами по совету Одиссея на десятом году Троянской войны. Внутри построенного Эпеем коня спрятались воины,Ахейцы ночью имитировали свой уход на кораблях в море, но остановились за пределом видимости троянцев. Утром троянцы перенесли коня в город. Напрасно жрец Лаокоон убеждал троянцев, что этого не следует делать. Ночью из чрева коня вышли воины-ахейцы и открыли городские ворота вернувшемуся под покровом темноты войску. Троя была взята и разрушена.(употр. Как предостережение от щедрых даров противника)
Сизифов труд – тяжелая, бесконечная, бесплодная работа. Возникло из греч миф-ии.ыражение. Коринский царь Сизиф за оскорбление богов был присужден Зевсом к вечной муке в Аиде, он должен вкатывать на гору огромный камень, который достигнув вершины, опять скатывался вниз.
Ящик Пандоры - источник множественных несчастий, бедствий. От древнегреческого мифа о Пандоре, согласно которому люди некогда жили, не зная никаких несчастий, болезни и старости, пока Прометей не похитил у богов огонь. За это разгневанный Зевс послал на землю красивую женщину - Пандору; она получила от бога ларец, в котором были заперты все человеческие несчастья. Несмотря на предупреждение Прометея не открывать ларец, Пандора, подстрекаемая любопытством, открыла его и рассыпала все несчастья
Прокрустово ложе - то, что является мерилом для чего-либо, к чему что-то насильственно подгоняют или приспосабливают. Первоначально - ложе, на котором, по древнегреческому мифу, разбойник Полипемон, по прозвищу Прокруст ("растягивающий"), укладывал схваченных им путников и вытягивал ноги тем, кому это ложе было велико, или отрубал ноги тем, кому оно было мало.
Нить Ариадны – путеводная нить, руководящая мысль, способ, помогающий выйти из затрудн.положения. Ариадна, дочь критского царя Миноса, которая помогла афинскому царю Тесею совершить опасный подвиг,тайно от отца дала ему меч и клубок ниток, когда Тесея и обреченных на растерзание юношей и девушек отвели в лабиринт, Т. привязал у входа конец нитки, благодаря чему вышел из лабиринта, убив минотавра.
Дамоклов меч постоянно угрожающая кому-то опасность, неприятность. Выражение возникло из древнегреческого преданя о сиракузском тиране Дионисии Старшем, который с целью проучить одного из своих приближенных, Дамокла, завидовавшего его положению, посадил его во время пира на свое место, повесив над головой Дамокла острый меч на конском волосе как символ тех опасностей, которые неминуемо грозят тирану. Дамокл объяснил, что это эмблема тех опасностей, к-ми он как властитель подвергается, несмотря на кажущуюся счастл.жизнь.
Гордиев узел трудноразрешимое, запутанное дело, задача, какие-то затруднения. Также Разрубить (рассечь) Гордиев узел - разрешить сложный запутанный вопрос смело, решительно и сразу. От названия сложного, запутанного узла, завязанного, согласно одному из преданий, фригийским царем Гордием, который никто не был в силах развязать. По предсказанию оракула, сумевший распутать этот узел должен был стать властителем всей Азии. Легенда, рассказанная древнегреческими писателями, повествует о том, что лишь Александру Македонскому удалось это совершить - он рассек узел мечом пополам.
Дойти до Геркулесовых столбов-дойти до крайнего предела, граница чего-нибудь, крайность в чем-либо. Геркулес(Геракл)-герой греч.мифов,на против-х берегах Европы и Африки у Гибралтарского пролива он поставил «Геркулесовы столбы», так в др. Риме назвали скалы Гибралтарскую и Джебель-Муса, они считались краем мира.
Бочка Данаид - бесполезный, не имеющий конца труд, бесплодная работа., вместилище которое никогда не может быть наполнено. В древнегреческой мифологии Данаиды - пятьдесят дочерей ливийского царя Даная, сорок девять из которых в наказание за то, что убили по приказу своего отца в первую же брачную ночь своих мужей, были навечно обречены в подземном царстве Аида наливать в бездонную бочку воду.
Авгиевы конюшни сильно засоренное, загрязненное место, обычно помещение, где все валяется в беспорядке. то, что находится в крайне запущенном состоянии, в беспорядке и т.п. От названия огромных канюшен царя Авгия, не чищенных в течение многих лет. Очистка их оказалась под силу только могучему Гераклу. Герой очистил авгиевы конюшни в один день, направив через них воды двух бурных рек.
мидасов суд, уши Мидаса Согласно греческому мифу, Мидас был наделен Дионисом способностью обращать в золото все, к чему бы он ни прикасался. По древнему мифу, невежественный и самоуверенный Мидас присудил первенство в музыкальном состязании Аполлона с Паном последнему (отсюда "мидасов суд" - суд невежды); в наказание за это Аполлон наделил Мидаса ослиными ушами ("уши Мидаса").
Гомерический СМЕХ-неудержимый, громкий хохот, - от имени Гомера, описавшего смех богов на Олимпе в поэме "Илиада". в переносном смысле - изобильный, огромный. Муки Тантала- В греческой мифологии Тантал, царь Фригии (называемый также царем Лидии), был любимцем богов, которые часто приглашали его на свои пиршества. Но, возгордившись своим положением, он оскорбил богов, за что и был жестоко наказан. По Гомеру («Одиссея»,), наказание его состояло в том, что, низвергнутый в Тартар (ад), он вечно испытывает нестерпимые муки жажды и голода; он стоит по горло в воде, но вода отступает от него, как только он наклонит голову, чтобы напиться; над ним нависли ветви с роскошными плодами, но, как только он протягивает к ним руки, ветви отклоняются. Отсюда и возникло выражение «муки Тантала», имеющее значение: нестерпимые муки вследствие невозможности достигнуть желанной цели, несмотря на ее близость.
Кануть в лету.В греческой мифологии Лета — река забвения в Аиде, подземном царстве; души умерших по прибытии в подземное царство пили из нее воду и забывали всю свою прошлую жизнь. Название реки стало символом забвения; возникшее отсюда выражение употребляется в значении: навсегда исчезнуть, быть забытым.
Олимпийское спокойствие. Олимп — гора в Греции, где, как рассказывается в греческих мифах, обитали боги. У позднейших писателей (Софокл, Аристотель, Вергилий) Олимп — небесный свод, обитаемый богами. Олимпийцы — бессмертные боги; переносно — люди, всегда сохраняющие величественную торжественность внешнего облика и невозмутимое спокойствие так же называют людей высокомерных, недоступных. Отсюда возник ряд выражений: «литературный Олимп», «музыкальный Олимп» — группа признанных поэтов, писателей, музыкантов. Иногда выражения эти употребляются иронически, шутливо. «Олимпийское блаженство» — высшая степень блаженства; «Олимпийское величие» — торжественность в манерах, во всём облике; «Олимпийское спокойствие» — спокойствие ничем не возмутимое.
Труд Пенелопы Выражение возникло из «Одиссеи» Гомера. Пенелопа, супруга Одиссея, в течение многолетней разлуки с ним оставалась верной ему, несмотря на домогательства женихов; она сказала, что откладывает новый брак до того дня, когда она кончит ткать гробовой покров для своего свекра, старца Лаэрта; целый день она проводила за тканьем, а ночью все, что наткала за день, распускала и снова принималась за работу. Выражение употребляется в значении: верность жены; нескончаемая работа.
Мы называем работой Пенелопы всякий бесконечно длящийся труд, результаты которого уничтожаются по мере его продвижения вперед. «Ткань Пенелопы» означает ловкую хитрость, а самое имя «Пенелопы» стало символом верности жены отсутствующему мужу.
Дары данайцев- Выражение употребляется в значении: коварные дары, несущие с собой гибель для тех, кто их получает: «тайный, коварный замысел. Возникло из греческих сказаний о Троянской войне.см. тоянский конь.
Гневные филиппики - Афинский оратор Демосфен разоблачал в своих гневных речах врага афинской демократии Филиппа Македонского. Речи эти получили название филиппик. В память этих замечательных образцов ораторского искусства Марк Туллий Цицерон назвал филиппиками свои знаменитые речи, направленные против римского государственного деятеля Марка Антония. В дальнейшем слово «филиппика» получили значение грозной, обвинительной речи.
Семеро против Фив-легендарный поход семи греч-х царей и вождей на город Фивы, происх-ший до Троянской войны,притчиной явилась вражда 2 сыновей Эдипа.
Достарыңызбен бөлісу: |