Бухтеев Алексей 7 “Б”
Открытие португальцами морского пути из Западной Европы в Южную Азию продолжалось... 85 лет. Его началом обычно считают взятие Сеуты в 1415 году, а завершением - осень 1499 года, когда Васко да Гама возвратился в Лиссабон из Индии.
Обратим внимание на очертания Пиренейского полуострова. Гибралтарский пролив стягивает горловину "мешка" Средиземного моря, открывая выход в Атлантический океан. Здесь юго-западная оконечность Европы вплотную подходит к северо-западной оконечности Африки. В этой точке арабский мир средневековья столкнулся с европейским и потеснил его к северу.
Арабы стали преемниками античной культуры. Они с особым почтением относились к Аристотелю и проявляли глубокий интерес к наукам. В начале VIII века они переправились через пролив, названный ими Гибралтаром, захватив почти весь Пиренейский полуостров. (На востоке их владения включали Иранское нагорье, Среднюю Азию, Закавказье, Месопотамию.) Они взяли в свои руки торговлю вдоль побережий Красного моря и Персидского залива, на большей части Средиземного моря, а также по суше - на Ближнем Востоке, в Центральной Азии, Северной и Восточной Африке.
Расширение ислама было остановлено татаро-монгольским нашествием, а также серией крестовых походов. Христианская религия смогла на время объединить представителей разных европейских народов, подвигнув их на борьбу "за гроб Господень". Одним из результатов противодействия христианского мира мусульманскому стало создание Португалии.
Португальцам был затруднен выход из Атлантического океана в Средиземное море, где хозяйничали другие народы. Надо было искать другие пути. На север? Здесь господствовали голландцы, норвежцы, англичане, французы. На запад? Там - неведомый простор океана. Оставался путь на юг.
...Третий сын португальского короля Хуана I принц Генрих был романтиком - его увлекали неведомые земли. Его - Мореплаватель - не соответствует истине - в море он выходил не часто. Но его имя справедливо вошло в историю морских путешествий и открытий - он (в основном теоретически) подготовил это открытие португальских мореходов.
В 1415 году Хуан I возглавил флотилию, направившись через Гибралтарский пролив к африканскому берегу. Там находился мавританский город Сеута. Король задумал одним разом решить сразу три задачи: разграбить, а если удастся, и удержать богатый город; совершить богоугодное дело, разгромив мусульман, и посвятить в рыцари трех своих сыновей, из которых младшему, Генриху, исполнилось двадцать лет (посвященным считался достойный участник большего рыцарского турнира или настоящего сражения).
Для принца Генриха желанной добычей оказались сведения, сообщенные пленными маврами. Он приступил к реализации грандиозного географического предприятия - достичь Индии. Пришлось вычерчивать карты, обучать мореходному делу способных парней, мастерить навигационные приборы, строить надежные каравеллы.
Первоначально Генрих отправил морскую экспедицию на запад. Имеется сообщение португальского хрониста XV века Диегу Гомеша об экспедиции, которая открыла в 1432 году Азорские острова: "Поскольку принц Энрике [Генрих] хотел собрать сведения о более далеких частях Западного океана, чтобы выяснить, нет ли за пределами мира, описанного Птолемеем, какого-нибудь острова или материка, послал он однажды каравеллы искать землю. Они отплыли и нашли землю в 300 часах пути на запад от мыса Финистерре..."Однако и на Азорских островах, и на острове Мадейра португальцы были не первыми. Во всяком случае на Мадейре побывали за два тысячелетия до них финикийцы и карфагеняне. А что находится дальше на запад от Азорских островов? Это португальские мореплаватели в то время выяснить не смогли.
Принц Генрих решил искать пути в Индию, огибая Африку. Но здесь португальцам пришлось столкнуться с немалыми трудностями. По свидетельству средневекового историка Валентина Фердинанда: "Никогда ни один человек не отваживался обогнуть мыс Бежадор (сейчас - Бохадор, на западной оконечности Африки) как из-за новизны этого предприятия, так и из-за старой легенды, распространенной среди испанских моряков, которая предвещала плачевные последствия. Царило большое смятение по поводу того, кто же первым не побоится рискнуть своей жизнью.
Это ошибочное представление стоило инфанту больших затрат, ибо он в течение 12 лет беспрестанно посылал туда корабли, но ни разу не нашлось человека, который рискнул бы обогнуть тот мыс".
В 1433 году Генрих отправил судно под командованием капитана Жила Эанниша с заданием пройти роковую черту и обследовать южную оконечность Африки. Но только в следующем году, - сообщает Валентин Фердинанд, - Жил Эанниш "обогнул его... и обнаружил, что дело обстояло совсем не так, как изображалось по слухам".
Португальцы, преодолев мыс Бохадор, начали продвигаться дальше на юг. Им удалось привезти на родину первых черных рабов и горсть золотого песка, полученного от туземцев. Принц Генрих был обрадован перспективой получить доход от путешествий, которые до той поры были убыточными для казны. Он получил от папы римского право Португалии на единоличную торговлю на всех побережьях Африки, даже еще не открытых, вплоть до Индии.
В 1460 году принц Генрих скончался. Западное побережье Африки было обследовано и закартировано на протяжении 3,5 тысяч километров. Португальцы добились успехов в искусстве мореплавания и судостроении. Они строили лучшие в мире каравеллы - легкие, быстроходные, маневренные трехмачтовые парусники. Ha ближайшие сто лет благодаря Генриху был заложен прочный фундамент для дальнейших великих свершений.
Теоретически путь из Португалии в Индию вокруг Африки был открыт уже в конце жизни Генриха Мореплавателя. Об этом сохранилось документальное свидетельство: карта мира размером больше человеческого роста, получившая название Большой Венецианской, или карты Фра-Мауро. На ней изображены Европа, Азия и Африка; океан простирается вокруг всей обитаемой суши, и по нему можно из Западной Европы достичь Индии, обогнув Африку.
...После мыса Бохадор критическим рубежом для португальских мореплавателей стала южная оконечность Африки. Главными природными помехами стали Бенгельское течение, штормы и юго-восточные пассаты. Для легких судов, идущих под парусами, преодолеть эти преграды было нелегко.
Некогда флотилия, снаряженная фараоном Нехо, избрала путь - случайно - наиболее удобный для того, чтобы обогнуть Африку: по часовой стрелке. Если же двигаться в обратном направлении вдоль берега, то на западе встречаешь сопротивление теплого течения. Оно проходит в северном направлении между островами Зеленого Мыса и материком. Правда, затем плаванию благоприятствует крупное теплое Гвинейское течение, омывающее с северо-запада на юго-восток и затем на юг берега одноименного залива. Этот путь парусники могут пройти достаточно быстро. Но за мысом Святого Мартина (на широте острова Св. Елены) вдоль континента движется на север ответвление холодного и мощного Бенгельского течения.
По этой причине самый удобный и быстрый путь от северо-западной оконечности Африки к южной лежит не на прямой и проходит не вдоль берега, а направлен через Атлантический океан, на юго-запад, затем - по Бразильскому течению на юг и, наконец, на восток. (Примерно такой курс избрал Васко да Гама). Так проявляется в географии принцип относительности пространства-времени: движение по направлению преобладающих ветров и течений Мирового океана проходит быстрее, чем по более короткому пути, но против атмосферных и морских течений. На этом примере видно, какое большое значение имело в истории мореплавания знание природных условий, в первую очередь - направления и силы воздушных и водных масс. Не удивительно, что подобные сведения держались в строгом секрете.
Итак, первая половина открытия пути в Индию завершилась в 1462 году, через два года после смерти принца Генриха, когда его мореходы вошли в Гвинейский залив. Регулярные экспедиции в этом направлении начались лишь в 1470 году. Через 5 лет удалось перейти в Южное полушарие, правда, всего на два градуса, до мыса Св. Екатерины.
Следующие две экспедиции возглавил в 1482 году Диогу Кан. За четыре года он первым из европейцев углубился в пределы Южного полушария более чем на 20 градусов, обследовав полторы тысячи миль африканского побережья, вплоть до пустыни Намиб.
Значительный бросок на юг осуществил Бартоломеу Диаш (Варфоломей Диас). Его флотилия вышла в 1487 году из Лиссабона, начала обследовать берега южнее устья реки Конго (Заира) и прошла на юг дальше Диогу Кана вдоль пустынных земель, миновав зону Южного тропика. Пройдя мыс на юге Африки, огибая который они попали в сильный шторм, португальцы назвали его Торментозу ("Бурный"). Но когда Диаш, вернувшись в Лиссабон, доложил о своей экспедиции королю Жуану II, тот решил, что незачем заранее тревожить мореплавателей, которым теперь открыт путь в Индию, и переименовал Бурный в мыс Доброй Надежды.
Однако надежд достичь Индии этим путем было немного: он оказался слишком трудным и длинным. Король Португалии не стал торопиться с отправлением новой экспедиции. Его заставили сделать это только изменившиеся обстоятельства.
В марте 1493 года вернулся в Испанию Христофор Колумб, сообщивший о своем открытии за Атлантическим океаном островов Азии (за которые он принял острова Карибского моря). Папа Александр VI произвел раздел мира за Атлантическим океаном таким образом, что Португалии доставались земли южнее экватора, а Испании - севернее.
Для португальцев стало ясно: необходимо освоить восточный путь в Индию. В 1497 году была организована новая экспедиция с целью обогнуть Африку и достичь желанной Индии. Ее начальником новый король - Мануэл I - назначил знатного придворного Васко да Гаму.
В июле 1497 года флотилия Васко да Гамы (четыре крупных судна) вышла в океан. Они направились на юг и, миновав острова Зеленого Мыса, вместо того чтобы войти в Гвинейский залив, стали огибать его с запада, все более отдаляясь от материка. Это позволило, подойдя к широте мыса Доброй Надежды и пользуясь течениями, повернуть на восток, сравнительно легко и быстро достигнув южной оконечности Африки.
Отправившись дальше на север, португальцы встречали суда арабских купцов, которые вывозили из этих районов рабов, слоновую кость, амбру, золото. Понимая, что европейцы являются их конкурентами, арабы делали все возможное, чтобы затруднить их плавание. В крупном порту Момбаса, расположенном близ экватора, дело дошло до вооруженного конфликта.
На следующей стоянке в гавани Малинди Васко да Гаму дружески встретил местный шейх (враждовавший с Момбасой) и дал им опытного лоцмана-араба Ахмеда Ибн Маджида. Он велел взять курс на северо-восток, в открытый океан. С попутным муссоном и морским течением они быстро достигли берега Индии и 20 мая 1498 года встали на рейде у крупного города Каликут (не путать с Калькуттой, расположенной на противоположной стороне полуострова Индостан).
Европейцам удалось приобрести пряности, драгоценные камни, шелковые ткани. Не имея возможности выплатить таможенные сборы, Васко да Гама захватил знатных заложников (тоже - обычный пиратский прием) и часть из них обменял на захваченных в порту португальских матросов и свой груз, задержанный на таможне.
Обратный путь до Лиссабона был пройден без особых происшествий. Летом 1499 года экспедиция завершилась. Вернулось всего два судна и меньше половины моряков. Доставленные товары вполне окупили расходы на предприятие и даже принесли некоторый доход. В королевском дворце ликовали: наконец-то открыт восточный морской путь в Индию, сулящий расцвет торговли и обогащение. Васко да Гама принимал почести и поздравления.
Достарыңызбен бөлісу: |