Давайте не будем давить историю гусеницами.
Для Крыма характерны разнообразные формы государственного устройства: древние государства-полисы, княжества, царства, колонии, города-крепости, ханства, империи, диктатуры и республики. Их основателями и правителями были представители различных родоплеменных кланов, этнических групп, народов, наций.
Разумеется, все они считали эту землю своей Родиной не только по факту своего рождения, но и в силу исторических причин, автохтонности своего этноса, наличия государственности и др.
Нынешний период крымской истории примечателен тем, что идет активный процесс изучения, осмысления прошлого и настоящего, возрождения культурной, религиозной и этнической самобытности, образования национально-культурных обществ, объединений граждан, общин. Однако, увы, эти позитивные процессы омрачены некой нездоровой состязательностью – кто больше любит Крым? Кто более коренной? Мы видим, как некоторые национальные лидеры стали уверять всех, и в первую очередь самих себя, что они и есть исключительно коренные представители самого коренного народа Крыма. Причем для некоторых из них такое состояние стало хроническим и превратилось в профессию.
Уже около года продолжается вялотекущий конфликт караимской общины Крыма с администрацией Бахчисарайского историко-культурного заповедника. Непонятно на каком основании некоторые республиканские руководители, экспериментируя, приняли решение о передаче караимской общине во временное пользование древнего пещерного городища, ныне именуемого Чуфут-Кале. Этот факт вызывает ряд закономерных вопросов. Зачем? Почему? За что? Ведь заповедник – это достояние всего народа Украины!
Осетино-аланская община Крыма осенью прошлого года поднимала законный вопрос, на каком основании на территории Бахчисарайского заповедника землеройной техникой были полностью снесены части фундаментов и фрагментов жилых, культовых застроек прежних лет, имеющих уникальную историческую ценность. Это городище известно ранее как деревня аланская, позже – алано-готтская столица, называемая городом сорока крепостей (башен), или столицей драгоценностей. В разные исторические эпохи здесь проживали скифы, скифо-сарматы, турки, крымские татары, караимы и представители других народов.
Печальнее всего то, что после такой «расчистки» бульдозером по истории 5 сентября 1999 года община крымских караимов на свежевспаханной площадке провела свой праздник. Невольно напрашиваются известные исторические параллели…
Администрация, служащие заповедника и сотрудники милиции неоднократно жаловались представителям осетино-аланской общины Крыма на то, что со стен крепости периодически срываются металлические мемориальные таблички, на которых указывается, что этот город-крепость был древней столицей аланского государства. Хочется предостеречь таких хулиганов: этого делать не стоит. Нарушая Закон, сам ставишь себя вне Закона. Не надо давить историю трактором, не следует морально давить на работников заповедника и милицию, объясняя всем, что эти аланы, мол, не те аланы, а те – не эти.
Свою историю мы знаем и без новоиспеченных корректоров, районных летописцев и фальсификаторов. Такие деяния не должны оставаться без внимания общественности, ведь было и соответствующее письмо заведующего отделом охраны памятников, где указывалось, что несанкционированная деятельность на памятниках Чуфут-Кале, Кыз-Кармен является нарушением законодательства об охране памятников (ст.16.31.37 Закона АРК «Об охране и использовании памятников истории и культуры»).
Хочется выступить с предложением ко всем крымчанам – перейти к конструктивной работе по воссозданию и восстановлению крымских заповедников, к крупномасштабной реставрации памятников архитектуры, привлекая как частных лиц, желающих помочь материально, так и общественные организации, и государственные структуры. Не заниматься разрушительным политиканством, а проводить государственную политику, направленную на созидание. Собирать по крупицам всё, что поможет нам возродить Крым – наш общий дом.
Ведь только известных и, к великому сожалению, разграбленных курганов, склепов, святилищ, усыпальниц, захоронений и городищ в Крыму – более трех тысяч. Их и сегодня продолжают грабить и осквернять, а ведь это летопись наших предков. Можно посетить наиболее престижные и известные музеи мира в Берлине, Париже, Каире, Лондоне, Вене, Москве, Киеве, Львове, Санкт-Петербурге, Стамбуле, Варшаве, Кракове, Мадриде, даже Вашингтоне и Нью-Йорке – везде лежит золото наших народов. Да, ценность этих ювелирных изделий не в металле желтого цвета, это – летопись, песнь, поэма, этно-генетический код, шифр жизни скифов, сарматов, аланов, готов, греков, римлян, византийцев, славян, тюрок и многих других.
С великим сожалением осознаешь: вряд ли удастся вернуть в Крым святыни скифов и сарматов, готов и византийцев, греков и римлян. А каким огромным и значимым был бы Музей материальной культуры и искусства Крыма! Мы бы увидели себя со стороны, в исторической ретроспективе времени и пространства. Пройдя по его залам, можно было бы подумать о судьбах народов, их прошлом и будущем, поразмыслить, как дальше жить и для чего.
Валентин Тамбовцев-Лысенко, представитель общины осетин-алан Крыма,
А.Кантемиров, член Совета старейшин осетин-алан Крыма.
©«Крымское Время», №149 (1016), 16 августа 2000г.
Достарыңызбен бөлісу: |