Двор Людовика XIV
Эпоха Людовика XIV чаще всего ассоциируется с масштабными празднествами, балами, театральными постановками, маскарадами, охотой и другими увеселениями. Людовик много времени посвящал подобным мероприятиям, особенно во время министерства кардинала Мазарини и в первый период своего самостоятельного правления. Так как кардинал Мазарини практически не допускал его к государственным делам, молодому Людовику оставалось лишь быть королем на публике. Этого и добивался Мазарини, которому после Фронды было необходимо укрепить королевскую власть, а, следовательно, и свою. Он считал, что это укрепление должно происходить путем пропаганды в различных областях искусства: литературе, живописи, скульптуре, архитектуре. Но, так как французское общество было в основной массе неграмотным, самым действенным методом было явление образа власти, которым и стал малолетний Людовик XIV.
Людовик любил танцевать и умел это делать хорошо, поэтому кардинал и направил пропаганду в русло театрального искусства. Людовик впервые появился на сцене в тринадцатилетнем возрасте в "Балете Кассандры". Это было первое крупное празднество после внутриполитического кризиса, открывшее череду постановок, в которых Людовик постоянно исполнял танцевальные партии. По свидетельствам Вольтера, Людовик XIV отличался в важных танцах, приличных величественному виду его и не унижающих его сана.
Итак, театр стал одним из любимых увеселений короля. В связи с этим нельзя не упомянуть двух выдающихся деятелей театрального искусства второй половины XVII века – Жана-Батиста Люлли и Жана-Батиста Мольера. Оба они довольно быстро снискали расположение короля и составили успешный творческий тандем для прославления величия Людовика XIV. Придворные были недовольны такой благосклонностью короля к Люлли и Мольеру. Многие называли Люлли итальянским мошенником, постоянно указывали на его пороки, но Людовик все прощал Люлли, закрывая глаза на многие недостатки. Таким образом, Ж.-Б. Люлли был назначен сюринтендантом музыки. Против Мольера также была настроена большая часть двора; без поддержки короля он потерял бы свой авторитет, труппу и все средства к существованию. Но Людовик XIV, руководствуясь собственными интересами, пренебрег мнением двора. Как пишет французский историк Франсуа Блюш, в Мольере Людовик видит не позорно отлученного от Церкви проповедниками и не фигляра, а глубокого, остроумного, тонкого, очень плодовитого, с богатым воображением автора, разделяющего с ним трапезу, умеющего исправлять нравы, не морализируя, всегда готового выполнить неожиданные приказы короля.
Одной из самых знаменитых совместных постановок Мольера и Люлли является комедия-балет "Мещанин во дворянстве". Сюжет был написан по инициативе самого короля, он попросил написать Люлли "смешной турецкий балет" после посещения Франции турецкого псевдопосла, которого звали Солиман-ага, в ноябре 1669 года. Щекотливость ситуации состояла в том, что на самом деле никаким послом он не являлся, а лишь ввел короля в заблуждение. Это был первый раз, когда на глазах у всей Европы принимали посольство Великой Порты, и король обставил все самым грандиозным образом: когда выяснилось, что "посол" всего лишь простой турок, недоброжелатели не замедлили посмеяться над Людовиком XIV. Поэтому в данной ситуации было наилучшим выходом — возглавить это всеобщее осмеяние. Таким образом, заказ Люлли турецкого балета стал своего рода заклинанием против опасности стать посмешищем. 14 октября 1670 года он был представлен двору в замке Шамбор.
Людовик уже не принимал непосредственного участия в постановках. К этому времени он бросил танцевать. Впервые двор не увидел Людовика на сцене на премьере "Блистательных любовников" Мольера 7 февраля 1670 года. Существуют различные мнения о причинах такой перемены.
Вольтер видит причину в том, что Людовик, когда в Сен-Жермене ставили трагедию Жан Расина "Британик", услышал слова, которые его поразили, и он перестал появляться на сцене. Строки были посвящены пристрастию римского императора Нерона к участию в народных зрелищах.
Филипп Боссан не разделяет эту точку зрения и приводит данные из "Журнала королевского здоровья", в котором записаны свидетельства королевских врачей о том, что король готовился к этой роли и репетировал, пока не заболел. Эта версия кажется вполне правдоподобной, но Боссан выдвигает альтернативную точку зрения, приходя к выводу о том, что Людовик знал, что он блестящий танцор и как профессионал понимал, когда ему следует уйти со сцены.
Несмотря на то, что Людовик XIV больше не танцевал на сцене, театральные постановки продолжались и были востребованы. Нельзя не отметить вклад Людовика XIV в развитие французского театра. Под его влиянием создавались многие знаменитые и в наши дни произведения театрального искусства.
Однако деятельность французского короля в сфере культуры не ограничивалась только театральной областью. Величайшим культурным событием в жизни Франции, и особенно в жизни придворных, стало строительство новой королевской резиденции – Версаля.
Дворец был возведен на месте небольшого охотничьего павильона, построенного в 1623 году при Людовике XIII. Людовик XIV также обращает внимание на это место, еще до 1661 года он приказывает перестроить служебные строения, чтобы разместить в них кухни и конюшни.
Активное строительство начинается в 1669-1670 годах. Главным архитектором до 1670 года был Луи Лево, после его смерти строительство продолжает его зять Франсуа д'Орбе, а затем Жюль Ардуэн-Мансар. Им было поручено окружить замок тремя фасадами из белого камня, которые были обращены на запад, север и юг. Это позволило утроить площадь дворца.
Помимо названных архитекторов, в строительстве дворцово-паркового комплекса принимал участие ландшафтный архитектор Андре Ленотр, который был назначен генеральным контролером строительства в 1657 году. Ленотр полностью преображает территорию вокруг дворца, не изменяя при этом естественного ландшафта. Пруды и заросшие водоемы превращаются в великолепные фонтаны и круглые бассейны. Для создания величественной перспективы парка, он пересаживает целые леса из Иль-де-Франс и Нормандии.
Также большую роль в создании дворца сыграл художник Шарль Лебрен, получивший титул "первого королевского живописца". Он расписывал в Версале Военный зал и зал Мира, а также галерею Аполлона в Лувре и интерьеры замка Сен-Жермен.
Еще до полного завершения строительства Версальского дворца, Людовик проводил в нем праздники. В мае 1664 года проводится первый королевский праздник "Забавы волшебного острова". Затем следуют и другие праздники, в сюжетах которых проводиться тема Солнца. Многие праздники устраивались в честь военных побед Людовика XIV. Например, после возвращения из военной кампании во Франше-Конте в июле и августе 1674 года король устраивает "Большой дивертисмент". Это празднество представляло собой целый ряд театральных постановок, фейерверки, прогулки на гондолах по большому каналу парка.
В 1677 году Людовик принимает решение о перемещении правительства и двора в Версаль. В связи с этим строительство комплекса продолжается. Чтобы соединить апартаменты короля и королевы, Жюль Ардуэн-Мансар надстраивает над террасой Большую галерею, с двух сторон ее замыкают салон Мира и салон Войны. В 1678 году было построено южное крыло дворца, а с 1682 по 1684 год появляются кабинет королевского совета и два министерских крыла, а для восстановления симметрии в 1685-1689 годах возводится северное крыло. Таким образом, государственные чиновники и придворное общество были собраны в одном месте.
После окончательного переезда двора в Версаль та атмосфера, которая царила при дворе французского короля в шестидесятых годах XVII века, исчезает. Закончилось то время, когда придворные переезжали из замка в замок за королем или сопровождали его на войне. Теперь все подчинено строгому уставу и двором правит порядок.
Строгий этикет и "кодекс рангов" придавали большое значение иерархическому положению придворных. Жан-Кристиан Птифис указывает на то, что выработанные правила – это система изощренных политических предписаний. Все это порождало зависть среди приближенных к королю. Быть придворным далеко не простое занятие. Важно всегда оставаться настороже, чтобы избежать западни или не стать жертвой заговора. Жизнь при дворе также приводит к огромным расходам: необходимо содержать особняк, лошадей, прислугу, постоянно заказывать новые великолепные одеяния. Установив придворную иерархию дворянства, Людовик XIV лишил его политической автономии. Таким образом, дворянство прочно привязывалось к королю, что помогало избегать возможных дворянских мятежей или вспышек недовольства.
Итак, многочисленные праздники тесно переплетались с государственной политикой, войнами и мятежами. Придворные интриги также порой оказывали влияние на политику или дипломатию. Однако зачастую крестьяне голодали, пока знать предавалась увеселениям при дворе. Но это было неотъемлемой частью жизни XVII века и абсолютной монархии в целом.
Но если посмотреть на это с другой стороны, то придворные празднества порождали огромное количество произведений искусства, дошедших до наших дней. Вклад Людовика XIV неоценим: при нем была открыта Французская академия наук, к Академии художеств и скульптуры по желанию Кольбера присоединяется Академия архитектуры, образуя единый институт.
На наш взгляд интересно высказывание Вольтера, который в "Истории царствования Людовика XIV" много внимания уделяет придворной жизни:" Двор и правление Людовика XIV отличаются таким блеском, таким великолепием, что и мелкие подробности двора его занимательны для потомства, так как были предметом любопытства для Европы и для всех его современников. Лучи славы его царствования озарили его малейшие деяния".
Яковлева Мария
СНО НОВИСТ
Достарыңызбен бөлісу: |