Родился он в Московском княжеств. Из-за прозвища «Рублёв» (от слова «рубель» — инструмент для накатки кож) предполагают, что он мог происходить из ремесленной семьи.
Творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московского княжества; он был хорошо знаком также со славянским художественным опытом. Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году, свидетельствующее о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом (монахом) Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле. В 1411 или 1425—1427 годах он создал свой шедевр — «Троицу».
На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмосфера культурного подъёма 2-й половины XIV — начала XV века, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры.
Самые знаменитые рублевские работы: «Троица», миниатюры из Евангелия Хитрово, владимирская икона «Богоматерь «Умиление», иконы Звенигородского чина «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел», фрески Владимирского Успенского собора («Страшный суд»).
Византийская традиция и новаторство А.Рублева: Взяв за основу византийскую традицию живописи, художник в своих работах придал ей свое русское звучание. Его образы не отдаленные от народа, не аристократически благородные и холодные, а душевные, простые и скромные. Во взглядах святых на иконах мастера – блаженная задумчивость, тихое смирение, гармония русской души. Черты лица – славянские: порой и не слишком красивые, но зато просветленные и благообразные. Все свидетельствует о том, что вера в Бога, христианский образ жизни – внутренняя духовная потребность русского человека. Да и сам Бог виделся мастеру добрым и расположенным к человеку.