ЭПИФИТОТИЯ ГОЛЛАНДСКОЙ БОЛЕЗНИ ВЯЗОВ
В НАСАЖДЕНИЯХ ИСТОРИЧЕСКИХ ПАРКОВ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Федорова С.М.
СПбГУКГМЗ «Павловск» г. Санкт-Петербург
Санкт-Петербург создавался не только как город дворцов, каналов, мостов, но и как город садов и парков. Здесь создан своеобразный музей садово-паркового искусства, в котором представлены уникальные произведения русской ландшафтной архитектуры.
Конструктивной основой парковых композиций служат древесные фитоценозы, сохранение которых трудно переоценить. Древостой исторических парков представлен в основном двенадцатью видами древесной растительности. Одной из ландшафтообразующих пород является вяз, который в насаждениях парков представлен в основном двумя видами: вяз шершавый Ulmus scabra Huds. и вяз гладкий UlmuslaevisL.
На территории исторических парков Санкт-Петербурга за последнее десятилетие появились участки массового усыхания деревьев вяза. Впервые массовое усыхание было отмечено в конце 1990-х годов в Пушкине (Дорофеева, 2008; Калько, 2008). При обследовании насаждений Отдельного парка в 2004 году было обнаружено 134 сухостойных и больных вяза. На территории Баболовского парка находилось 336 усыхающих дерева. По данным Щербаковой, в Александровском парке в 2000 году погибло 50 деревьев, уже в 2006 году эта цифра возросла до 156 деревьев. В период с 2006 -2008 г.г. в Летнем саду погибло 66,8 % вязов (75 шт.). Исследованиями Поповичева и Неверовского установлено, что за период с 2005 - 2008 г.г. в дендросадах Лесотехнической академии погибло около 70% (288 деревьев) представителей рода Ulmus. По данным обследований насаждений вяза в Павловском парке распространенность трахеомикозного усыхания составила 92 %, в Гатчинском парке - 56 %. Отмечено, что в условиях Павловского парка практически отсутствуют очаги здоровых деревьев, инфекционное начало (пораженные пни) присутствует во всех посадках вяза.
Диагностику возбудителей усыхания вязов проводили в лабораторных условиях, пользуясь методом микроскопического анализа и выделения в чистую культуру. С усыхающих и сухих деревьев вяза были взяты образцы: спилы древесины с разных частей дерева, на которых были видны кольца побуревших сосудов. На 5-7 дней спилы закладывали во влажную камеру при комнатной температуре. После указанного срока на спилах появлялся белый налет. В результате микроскопирования было обнаружено конидиальное спороношение гриба Ophiostoma novo-ulmi (Buisman) Nannfeld. возбудителя голландской болезни вязов. Мицелий гриба переносили на питательную среду 2% Oxoid maltextract agar (МЕЛ). Через 7 дней отмечалось спороношение гриба О. novo-ulmi. Идентификация изолятов была основана на известных описаниях конидиального и сумчатого спороношения гриба О. novo-ulmi (Brasier, 1981).
Известно четыре типа конидиального спороношения у гриба О. novo- ulmi: Hyalodendron, Rhinotrichum, Cephalosporium и Graphium ( Гусейнов, 1982). В наших экспериментах мы наблюдали три типа конидиального спороношения: Hyalodendron, Cephalosporium, Graphium. Через три недели на этих спилах появились перитеции, исходя из литературных данных, их редко можно наблюдать в природе. Перитеции темноокрашенные, с хоботком во много раз превышающий диаметр перитеция.
Голландская болезнь ильмовых впервые была обнаружена в Голландии в 1918 году. Возбудителем является гриб из класса Ascomycetes Ophiostoma novo-ulmi (Buisman) Nannfeld. (Hawksworth, 1994). Впервые очаги болезни были обнаружены в северо-западной Европе в 1910 году. Детальное описание болезни и возбудителей, вызывающих её, было получено в 1920/21 годах в Голландии, в дальнейшем болезнь получила название голландской. Далее патоген широко распространился на восток через южно-западную Азию в Англию, в 1927 году в Северную Америку, когда гриб перевезли в трюмах корабля с зараженными пиломатериалами. В Северной Америке эта болезнь принесла огромный ущерб, в результате ее распространения были утрачены миллионы деревьев. В I960 году в Англии появилась новая волна болезни, вызванной агрессивной формой Ophiostoma novo-ulmi. О. novo-ulmi по происхождению делится на два биотипа: Северо Американский (NAN) и Евразийский (EAN). В период эпифитотий в городах Европы было утрачено до 80 % насаждений вязов.
На территории России болезнь получила распространение в Воронежской и Ростовской областях, Ставропольском и Краснодарском краях. В Закавказье в результате поражения голландской болезнью ильмовые насаждения погибают уже к 50-летнему возрасту. К концу 50-х годов голландская болезнь появилась на территории Москвы, наблюдения за развитием болезни ведётся с конца 1970-х годов.
Причинами увядания дерева считают механическое закупоривание сосудов ветвей и ствола спорами и гифами гриба. Заболевание протекает в двух формах: хронической и острой. При острой форме дерево усыхает в течение вегетационного сезона. При хронической, поражённые ветви хорошо выделяются на зелёном фоне кроны. На срезах поражённых ветвей заметно потемнение сосудов.
Источником распространения инфекции являются ильмовые за-болонники: разрушитель (Scolytus scolytus L.), пигмей (S.pygmaeus Е), струйчатый (S. multistriatus Marsham), особенно распространённые в очагах голландской болезни (Гурьянова, 1961). В конце апреля - начале мая под отставшей корой больных деревьев в массе развивается конидиальное спороношение гриба - чёрные коремии типа графиум (Graphium), их можно найти также в ходах жуков - короедов и на порубочных остатках, которые служат одним из источников инфекции.
Наблюдая за динамикой развития очагов голландской болезни в условиях парка можно сделать вывод, что успех борьбы с этим опасным заболеванием зависит, прежде всего, от своевременного выявления очагов и отдельных зараженных деревьев. Для предотвращения распространения инфекции необходимо проводить вырубку больных и свежезаселенных деревьев, с последующим уничтожением порубочных остатков. Комплекс агротехнических мер для поддержания насаждений вяза в удовлетворительном состоянии является профилактикой голландской болезни, так как ослабление деревьев способствует развитию заболевания. Уборка пораженных деревьев в течение 20 суток с момента обнаружения заболевания позволяет ограничить распространение голландской болезни на уровне 3 % в год. Научно обоснованные сроки вырубки больных деревьев - поражение 1/3 части кроны, когда патоген ещё не успевает проникнуть в корневую систему дерева (Крюкова, 1988).
Большое внимание в литературе уделяется вопросу выведения устойчивых растений вяза. Несмотря на большие трудности, это наиболее эффективный и перспективный метод защиты ильмовых от голландской болезни.
Большие трудности связаны с применением фунгицидов при борьбе, с возбудителем голландской болезни, т.к. патоген поражает сосудистую систему дерева. Чаще этот метод проводится с профилактической целью и если дерево не является старовозрастным. Тем не менее, это не очень хорошо сказывается на здоровье дерева, т.к. каждый год нужно вносить препарат, и данная мера защиты довольно дорогая.
Как отмечалось выше, существует тесная взаимосвязь между распространением голландской болезни и размножением стволовых вредителей. Поэтому одним из методов борьбы является ограничение численности указанных вредителей. В США, Англии, Чехии проводятся исследовательские работы по производству комплексного феромона и использованию феромонных ловушек с целью снижения численности жука.
Известен способ защиты вязов от офиостомоза путем инъекции в больное дерево живых культур бактерий Pseudomonas syringae, Bacillus subtilis (Heybroek, Elgersma, Scheffer, 1982). При этом бактерии обнаруживаются в дереве и через год после инокуляции, предотвращая развитие гриба. В парковых ансамблях, когда каждое взрослое дерево является элементом объемно-пространственной композиции такой способ защиты представляется целесообразным. Задачей наших исследований было проведение скрининга штаммов микробов антагонистов полученных из лаборатории микробиометода ВИЗР на биологическую активность против Ophiostoma novo-ulmi. Результаты экспериментов подтвердили антагонистическую активность штаммов Bacillus subtilis в опытах in vitro в отношении изолятов Ophiostoma novo-ulmi. Данные экспериментов свидетельствуют о принципиальной возможности использования этих бактерий для биологической защиты ильмов от голландской болезни. Таким образом, впервые в парковых ансамблях Павловска и Гатчины доказано, что причиной массового увядания вязов является возбудитель голландской болезни ильмовых. Истребительные меры борьбы, как показал опыт контроля голландской болезни в США, способны лишь несколько задержать распространение заболевания на новые территории (Линдеман, 1998). Актуальной остается проблема сохранения и улучшения парковых фитоценозов пригородов Санкт-Петербурга.
Литература
-
Гурьянова Т.М. О роли стволовых вредителей в развитии очагов голландской болезни. Труды Хопёрского Государственного заповедника, вып. 4,М., 1961.
-
Гусейнов Э. С. Мор фоло го-культуралъные особенности возбудителя голландской болезни ильмовых в Азербайджане. Изв. АН Аз ССР. Сер. биол. наук, 1982, № 1, с. 121 - 128.
-
Дорофеева Т.Е. Эпифитотия офиостомоза вяза в Санкт-Петербурге. Защита и карантин растений. М., 2008, № 3, с. 59.
-
Калъко Г.В. Голландская болезнь вязов в Санкт-Петербурге. Микология и фитопатология. Том 42, вып.6, 2008, с. 564 - 571.
-
Крюкова Е.А. Биоэкологические основы защиты дуба и ильмовых от сосудистых микозов на юго-востоке Европейской части РСФСР. Дисс. на соиск. ст. доктора с.х. наук, 1988, 42 с.
-
Аиндеман Г.В. Роль паразитов, хищников и внутривидовой конкуренции в динамике численности разных экологических групп короедов. В сб. «Биологическая и интегрированная защита леса», Пушкино, 1998, с.58-59.
-
Brasier CM. Taboratory investigation ofCeratocystis ulmi. Compendium of elm Diseases., 1981, p. 76-79.
-
Hawksworth D.P. Ascomycete Systematics: Problems and Perspectives in the Nineties, New York, 1994, p. 326.
-
Heybroek H.M., Elgersma D.M. and Scheffer R.J. Dutch elm disease: an ecological accident. Outlook on Agriculture, 1982, Vol. 11, No. l,p. 1-9.
Достарыңызбен бөлісу: |