Эрин һурвн наадн



Дата02.01.2022
өлшемі15.4 Kb.
#452320
Эрин 3 РУС


Эрин һурвн наадн

0-13 При кочевом быте трудовые обязанности мужчин и женщин отличаются. 0-17 Пословица гласит: лучшую из женщин узнают, войдя в дом, лучшего из мужчин узнают, выйдя в степь. 0-24 Женщины готовили пищу, били войлок, шили одежду, находились постоянно дома. 0-30 «Счастье мужчины в пустой светлой степи, смерть мужчины в безлюдной степи» гласит калмыцкая пословица. 0-36 Мужчины пасли скот, «отпускали» овец (забивали), стреляли птицу и зверя, сражались с врагами. 0-42 По этой причине, мужчина должен быть метким в стрельбе из лука, сильным в подавлении врагов, ловким в верховой езде. 0-54

Как говорится «без похвалы героев не бывает». Поэтому мужчины хотят проявить свои умения. 0-59 Существует для этого специальное мероприятие, называемое «Эрин һурвн наадн» (три мужских игрища). 1-03 Эти три игрища: стрельба из лука, борьба, скачки. 1-10 В старину, в первый день Цаһан Сар и Үрс Сар в каждом улусе люди собиралсь в своем Хурл на молебен, получив әдс от ламы, рядом с Хурл проводили состязания «Эрин һурвн наадн». 1-23 «Эрин һурвн наадн» есть и в калмыцком эпосе «Җаңһр». Есть такие слова в главе «Күмни начн Күнд Һарта Саврин герлгсн бөлг» (синьцзянская версия): 1-34

Девушка одна,

А жениха - два, 1-38

Скачки, стрельба из лука, борьба –

Проведем эти три спора. 1-43

Выигравший пусть возьмет мою дочь! – говорит. (Здесь и далее перевод строк эпоса на русский выполнен автором статьи). 1-49

Первое игрище – скачки. 1-51 Говорят, человек умением (берет), а скакун – быстротой. 1-54 Народы кочевой цивилизации не могут жить без лошадей. 1-57 Для выполнения трудовых обязанностей всегда нужен был конь. 2-01 Среди всех лошадей особенные – боевые скакуны. 2-06 В эпосе «Җаңһр» говорится: «Боевой скакун за четыре дня преодолевает растояние, которое за сорок месяцев преодолевает обычный конь». 2-13 Поэтому, по сей день, калмыки любят быстрых лошадей. 2-19

Другое состязание – стрельба из лука. 2-21 В старину, когда происходил зуд (падеж скота), мужчины занимались охотой. 2-26 Участвуя во многих войнах подавляли врагов. 2-29 Поэтому, нужно было быть метким. 2-32 О стрелке в эпосе «Җаңһр» есть такие слова: 2-36

Хозяин стрел, Баатр Цаһан 2-38

Моңхуль, сына Керм, погнал, 2-40

С расстояния полета стрелы 2-43

Выстрелил, в живот попал, 2-47

Прострелил вместе с обоими седельными луками, пригвоздил к седлу… 2-52

Метких лучников очень уважали. 2-54 Полководец Чингисхана Җев (Джэбэ, по-калмыцки зев – «оружие») прославился как меткий воин. 3-00 В нашем Калмыцком Ханстве Мазн-баатр с помощью лука подавил множество врагов. 3-06

Третье состязание – борьба. 3-10 Как говорится, множество уловок у лисы, много здоровья у борца. 3-15 Хороший борец силен. Но сверх того, что должен быть сильным, должен быть ловким и хитрым. 3-21 В эпосе «Җаңһр», когда два героя сражаются, стреляют из лука, 3-25 но ни один не побеждает, сражаются мечами, но ни один не побеждает, то начинают бороться: 3-28

Штаны из шкуры жеребцов-куланов

К подколенной ямке свернув, 3-31

Зеркально-серебряные гашники (гашник – шнурок, продернутый в верхней части штанов) 3-33

Не распутывая завязали,

Схватываясь идут… 3-36



Калмыки по сей день любят борьбу, борятся. 3-41

«Эрин һурвн наадн» - три национальных видов спорта калмыцкого народа. 3-47 Стрелять из лука, ездить верхом, бороться – это три искусства, которые в нашей крови. 3-54 А кровь – не вода. 3-56 Думаю, в наше время надо развивать «Эрин һурвн наадн». Төрбатын ОЧР 4-02

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет