Абрамцевский кружок: продолжим ли мы прерванный полет? История традиционного прикладного искусства каждой страны обычно проходит несколько этапов. Сначала «образованная публика»



Дата11.06.2016
өлшемі100.21 Kb.
#127954
С.В. Лебедев,

Высшая школа народных искусств (институт)

Абрамцевский кружок: продолжим ли мы прерванный полет?

История традиционного прикладного искусства каждой страны обычно проходит несколько этапов. Сначала «образованная публика» начинает интересоваться милым наивным творчеством простых людей. Затем появляются ученые, собирающие замечательные образцы народного искусства, исследующие все школы и направления в традиционном искусстве. И наконец, что бывает далеко не всегда и не у всех, на основе творчески переработанного народного искусства рождается новое национальное искусство, одновременно элитарное и массовое. Россия прошла все три этих этапа. Однако последний из них был прерван на взлете…

Не только изучение и коллекционирование, но и небезуспешная попытка создания нового национального искусства была осуществлена неформальным объединением русской творческой интеллигенции (художников, музыкантов, театральных деятелей, учёных), составивших т.н. Абрамцевский кружок (Мамонтовский кружок). Действовал этот кружок в 1870-90-х гг. в Абрамцеве – усадьбе предпринимателя и мецената С.И. Мамонтова.

Начало кружку было положено в 1872 г. в Риме. Мамонтов познакомился с работавшими там русскими художниками и деятелями искусства: В.Д. Поленовым, М.М. Антокольским, А.В. Праховым и др. По возвращении на родину меценат пригласил художников в Москву. С 1874 г. они собираются в московском доме мецената на Садовой-Спасской улице и в его имении Абрамцево. Со временем именно Абрамцево стало основным местом сбора и работы художников кружка. И это неудивительно. Сам воздух Абрамцева мог вызвать у любого гостя только слова классика: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…».

В самом деле, Абрамцево – это усадьба в Сергиево-Посадском районе Московской области, построенная в XVIII веке их тогдашними владельцами Головиными. Название получила от села Абрамцево (известного с 1580-х гг.), в котором расположено. В XIX дважды становилась центром культурной жизни России. В 1843 г. усадьбу приобрёл писатель и театральный критик С. Т. Аксаков, создавший здесь многие свои произведения («Детские годы Багрова-внука», «Семейная хроника). Сыновья писателя И. С. и К. С. Аксаковы стояли во главе философско-литературного кружка славянофилов, которые утверждали своеобразие культурного пути России, его противоположность Западу. В гости к Аксаковым приезжали и подолгу жили писатели Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, поэт Ф. И. Тютчев, славянофилы А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, братья И. В. и П. В. Киреевские, актёр М. С. Щепкин.

В 1870 г. усадьбу приобрёл предприниматель и меценат С. И. Мамонтов. С этого времени Абрамцево становится центром притяжения для художников, актёров, музыкантов.

В начале 1880-х гг. круг гостей Мамонтова расширился: в усадьбу приезжают В.А. Серов, К.А. Коровин, И.Е. Репин, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, Е.Д. Поленова, М.В. Нестеров и др. Абрамцево, по выражению И.Е. Репина, стало для художников «самой лучшей на свете дачей». Здесь они жили в летние месяцы вместе со своими семьями, размещаясь в главном усадебном доме, в летних деревянных строениях и флигелях, возведённых заботливым хозяином.

Участники Абрамцевского художественного кружка провозгласили культ красоты, смело обращались к традициям народного искусства в поисках новых стилевых решений. Здесь было создано немало шедевров русского искусства. Знаменитый портрет дочери С.И. Мамонтова Веры «Девочка с персиками» (1887) написан Серовым в столовой абрамцевского дома. Васнецов работал над сказочными полотнами «Алёнушка» (1881) и «Богатыри» (1898), Репин – над картиной «Проводы новобранца» (1879), Нестеров собирал этюды для «Видения отроку Варфоломею» (1890). Пейзажи окрестностей усадьбы запечатлены в полотнах В.Д. Поленова, И. С. Остроухова, И.И. Левитана, М.В. Нестерова. Работы, созданные художниками в Абрамцеве, обогатили русскую живопись глубоким проникновением в поэтику русской старины, превосходными образцами национального лирического пейзажа.

Но главным в Абрамцеве было не только создание настоящей творческой атмосферы. Деятельность Абрамцевского художественного кружка положила начало неорусскому стилю в архитектуре.

В Абрамцево началось возрождение утраченных и забытых русских народных ремёсел: резьбы по дереву, изразцов, вышивки. Художники устраивали экспедиции в северные русские города для изучения сохранившихся древних памятников архитектуры, иконописи, декоративно-прикладного искусства (поездки финансировал Мамонтов), искали образцы народного творчества в окрестных деревнях. Члены кружка организовали в Абрамцеве столярно-резчицкую, вышивальную и гончарную мастерские. В 1880-90-х гг. в столярной мастерской местные резчики создавали по эскизам Е. Д. Поленовой и В.М. Васнецова предметы домашней утвари – деревянные сундуки, мебель и т. д. Продукция мастерской пользовалась большой популярностью, экспонировалась на всероссийских и международных выставках, завоёвывала золотые медали. Недолго просуществовавшая вышивальная мастерская выпускала скатерти из самотканого холста, вышитые полотенца, фартуки.

В гончарной мастерской ярко раскрылся талант М.А. Врубеля как скульптора и керамиста. Выполненные им майоликовые вазы, декоративные панно, изразцы для каминов и статуэтки, открыли новую страницу в истории русского декоративно-прикладного искусства.

Одним из самых перспективных начинаний кружка стали любительские спектакли. Начиная с 1878 г., они ставились каждый сезон: зимой – в особняке на Садовой-Спасской в Москве, летом – в Абрамцеве. Декорации, костюмы, афиши и сценарии к ним создавали сами художники, часто выступавшие и в качестве актёров. В любительских спектаклях участвовали также К.С. Станиславский, Ф. И. Шаляпин. Самой знаменитой постановкой Абрамцевского кружка стала «Снегурочка» А.Н. Островского (1882). Декорации и костюмы к сказке, созданные по эскизам В.М. Васнецова, стали новым словом в театрально-декорационном искусстве того времени. Из домашних музыкальных постановок родилась идея мамонтовской частной оперы, где в полную силу раскрылся талант Ф.И. Шаляпина.

Абрамцевский художественный кружок стал уникальной творческой лабораторией, где вырабатывались новые идеи и художественные формы, сыгравшие важную роль в развитии русского искусства.

Интересно, что связанный с Мамонтовым художник С. Малютин, впоследствии академик живописи, примерно в 1898 году расписал созданную токарем В.П. Звездочкиным игрушку, ставшую знаменитой русской Матрешкой. Местом рождения новой оригинальной игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская-магазин «Детское воспитание» А.И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В.П. Звездочкин. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже матрешка произвела сенсацию. С этого времени начался взлет этого истинно русского символа и сувенира. Кстати, существует версия, что прототипом матрешки была скульптурка японского божка Фукурумы. Однако В.П. Звездочкин в момент работы еще ничего не знал об этой японской игрушке. Заметим, что в русских народных промыслах разъёмные деревянные изделия всегда пользовались большой популярностью (например, деревянные разборные пасхальные яйца с сюрпризом), так что вдохновить на создание матрешки могли именно они. Случайно ли матрешка имеет яйцевидную форму и поныне?

В Абрамцеве родился еще один русский художественный промысел - Абрамцево-кудринская резьба по дереву, представляющий собой разновидность плоскорельефной резьбы, характеризующаяся плавными контурами и мягкими округлыми формами рельефа. Основными элементами узора являются цветы, листья и ветви. В декоративный, богатый, растительный узор могут быть включены изображения животных, птиц и рыб. В наше время такой резьбой украшаются художественные бытовые деревянные изделия с плоско-рельефной резьбой (ковши, декоративные блюда, тарелки для хлеба, чайницы, поставцы, вазы и горшки для цветов, шкатулки, коробочки, пудреницы, рамки, различные письменные приборы, ножи для резания бумаги, пеналы, бокалы для карандашей) и т.д. Изделия с абрамцево-кудринской резьбой и в наши дни изготавливаются в городе Хотьково (Московская область). Для изготовления изделий мастера используют древесину липы, реже – березы. После токарной или столярной обработки на поверхность изделия наносится контур будущего рисунка и несложным инструментом – стамесками, резцами и напильниками мастер-резчик выбирает фон и постепенно производит доводку рисунка. Для кудринской резьбы характерен плоский рельеф, почти целиком закрывающий фон, везде одинаковой высоты. После резьбы поверхность изделия зачищают шкуркой, покрывают темными протравами, что дает мягкую гамму оттенков – от бледно-желтых до темно-коричневых. Затем поверхность покрывают бесцветным прозрачным лаком или полируют до блеска. Яркий блеск выпуклых частей рисунка и темные углубления подчеркивают резной рельеф, игра света и тени и блеск полированных поверхностей придает изделиям неповторимую прелесть.

Этот промысел, хотя и имел многовековые корни, появился в конце XIX века. В 1882-1884 годах в Абрамцеве при школе грамотности, основанной женой мецената Е.Г. Мамонтовой, была организована бесплатная столярная мастерская для крестьянских детей из соседних деревень: Хотькова, Ахтырки, Кудрина, Мутовок. Школу возглавила Елена Дмитриевна Поленова (сестра художника В.Д. Поленова). Целью открытия мастерской было внедрить старинное крестьянское искусство резьбы по дереву в быт городской интеллигенции. Обучение в мастерской продолжалось три года. При организации мастерской особое внимание уделялось учебной деятельности, созданию и поддержанию творческого настроя среди учеников. Помимо обучения навыкам резьбы в мастерской преподавался рисунок, основы живописи, проводились занятия в «Абрамцевском музее»: в усадьбе была собрана большая коллекция предметов народного искусства. Выпускники мастерской получали в подарок инструменты для организации своего дела.

Е.Д. Поленова готовила резчикам проекты. За десять лет (1885-1894) ею было создано более ста разработок мебели и отдельных предметов. Ориентация на вкус городского современника позволила создать особый характер абрамцево-кудринской резьбы. Изделия мастерской: мебель, шкатулки, полки, аптечки, пеналы – выполнялись в модном «русском стиле». На формировании его абрамцевской разновидности сказались тонкие наблюдения Е.Д. Поленовой, обнаружившей в русской народной резьбе редкое в мировом искусстве сочетание геометрических и растительных узоров. В декоративной резьбе по дереву преобладает геометризация отдельных мотивов – цветов, листьев, деревьев, и стойкое сохранение их симметричности, как в архаических языческих композициях. Резной и подкрашенный народный орнамент в работах Е.Д. Поленовой крупнее своих народных прототипов. Увеличивая масштаб изображений, художница тем самым обращала внимание зрителя на резные диски с расходящимися лучами-сияниями, на мягкие пластичные движения растительного узора, простую фактуру резного рисунка, покрывающего поверхность мотивов.

После окончания выпускники получали в подарок верстак и набор инструментов и становились надомниками. По образцам Е. Д. Поленовой мастера изготавливали резные изделия (полочки, шкатулки, рамки, кресла, шкафчики, столы и т.д.), которые продавались в специально открытом магазине на Поварской улице в Москве.

Среди учеников мастерской был и будущий основатель абрамцево-кудринского промысла Василий Петрович Ворносков. Пройдя курс обучения, молодой мастер в 1890 году открыл свою мастерскую в деревне Кудрино. Сначала Ворносков и работавшие с ним мастера производили изделия на токарной и столярной основе с легкой ажурной геометрической резьбой. Но как истинный художник Ворносков создал собственный стиль резьбы — построенный на невысоком мягком рельефе, кружевном узоре веток и листьев, оплетающих поверхность изделия, с закруглением краев рельефа. В кудринской мастерской сформировался особый стиль орнаментальной резьбы, были найдены удачные сочетания плоскорельефной резьбы с геометрической, заложены принципы органичного использования резного декора в утилитарных предметах. Для выполнения такой сложной резьбы требовались более 20 видов различных стамесок. Затем готовые изделия обрабатывались морилкой разных оттенков коричневого или вишневого цвета, выпуклые части полировались, а фон оставался матовым. Ворносковская, или кудринская, резьба стала очень популярной, деревянные изделия с такой резьбой продавались по всей России.

В первые годы работы большую помощь в становлении особого «ворносковского» стиля оказали профессиональные художники — В. И. Соколов, С. В. Малютин, сотрудники Кустарного музея.

Изделия Ворноскова и его последователей — ковши, шкатулки, бочата, солонки, декоративные блюда и вазы, покрытые ритмичным растительным орнаментом, отличает разнообразие тонировки, подчёркивающей природную красоту дерева. В основе растительного орнамента лежат не только образцы резных крестьянских изделий и домового декора, но и орнаментальные заставки старопечатных книг. Развитие орнамента кудринских мастеров шло от соединения отдельных элементов — веточек, завитков, розеток — к цельным орнаментальным композициям, покрывающим всё изделие.

Подобно абрамцевскому другой художественный кружок сложился в Талашкине. Разумеется, одними кружками пусть даже гениальных художников интерес мастеров культуры к истокам национального искусства не ограничивался. Так, результатом обращения к русскому зодчеству допетровской Руси стало появление и развитие «русского стиля» в архитектуре. Образцом этого стиля стал знаменитый храм Спаса-на-Крови архитектора А. А. Парланда в Санкт-Петербурге, Федоровский городок в Царском Селе. Впрочем, несравненно больше этому стилю уделяли внимание архитекторы в Москве. Здание ГУМа, Казанский вокзал и ряд жилых домов являются немыми свидетелями эпохи обращения русского искусства к старинным художественным стилям.

Наконец, помимо занятий энтузиастов возникло и первое учебное заведение – Школа народного искусства Императорского Величества Александры Федоровны, открывшаяся в 1897 году в центре Санкт-Петербурга. В Школе готовили кружевниц, вышивальщиц и др. Показательно, что Школа была не просто первым высшим учебным заведением традиционного прикладного искусства, но и одним из первых женских высших учебных заведений. Основной целью Школы являлась подготовка художественно образованных мастериц-инструкторш по конкретному виду традиционного прикладного искусства.

Итак, художники Абрамцевского кружка не только сами творили при благоприятных условиях, не только создавали произведения в «неорусском стиле», но и оказали самое непосредственное влияние на создание одного из символов России – матрешки, а также на рождение нового художественного промысла. Можно говорить о начавшемся было ренессансе русского традиционного искусства, полностью основанного на старинных традициях и новых технологиях. Однако войны и политические потрясения 1917 года оборвали возможность этого ренессанса.

Но в наше время, когда во всем мире и в России, в том числе, растет интерес к национальной культуре, ее исконным чертам, и вместе с тем и художники, и простые люди хотят видеть не только музейные экспонаты, а настоящие современные и глубоко национальные произведения искусства – опыт абрамцевского кружка может быть очень актуальным. Разумеется, вряд ли среди современных приватизаторов найдутся бескорыстные покровители искусства типа Мамонтова. Но, по крайней мере, существует Высшая школа народных искусств, объединяющая большинство художников традиционного прикладного искусства. Думается, что опыт Абрамцева будет использован, и выпускники ВШНИ еще не раз поразят мир своими художественными достижениями.

Литература



  1. Арбат Ю. А. Шесть золотых гнёзд. — М.: Просвещение, 1961.

  2. Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву // Народное искусство. — М., 1974.

  3. Мастера абрамцево-кудринской резьбы по дереву. — М., 1979.

  4. Национальный стиль в русском искусстве XIX — начала XX века: Каталог выставки. — М., 1990.

  5. Мамонтова Н. Н. «Русский стиль» второй половины XIX в. и художественные промыслы // Русское искусство XIX — начала XX веков. — М., 1992.

  6. Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. — Л.: Лениздат, 1974.

  7. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. — М.: Знание, 1984.

  8. Рогов А.П. Кладовая радости. — М.: Просвещение, 1982.


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2025
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет