ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭСКИ-КЕРМЕНА.
И ГИПОТЕЗЫ
Видя в Эски-Кермене ключ к разрешению вопроса о пещерных городах Крыма, мы в течение ряда лет производили обследование Эски-Кермена для Центрального музея Тавриды...
Н. Л. Эрнст [Эрнст, 1929, с. 22]
Первые научные исследования Эски-Кермена были проведены в 1920-х гг.
В 1924-1927 гг. археологические исследования Эски-Кермена проведены сотрудниками Севастопольского музея краеведения1. В ходе этих исследований осуществлен поверхностный сбор керамики (6000 инвентарных номеров), составлен буссольный план Эски-Кермена (в масштабе 1:1000), произведены обмеры, описания и нумерация всех доступных (не засыпанных землей) пещерных сооружений, выполнены чертежи пещер. Материал полностью не был издан и погиб в 1941-1944 гг., частично сохранился в виде копий в Архиве Бахчисарайского государственного историко-культурного заповедника. Сведения об этом этапе исследования Эски-Кермена содержатся в ряде публикаций [Мацулевич, 1926; Равдоникас, 1929; Репников, 1932а; Бабенчиков, 1939; Веймарн, 1982; 1992; Могаричев, 19936]2.
1 Сведения об организации, задачах и деятельности Севастопольского музея краеведения в середине 1920-х гг., в частности деятельности этого музея, связанной с исследованием «пещерных городов» Крыма, содержатся в публикации А. А. Спицына [Спицын, 1926].
2 О планах продолжения работ Севастопольского музея краеведения в Эски-Кермене и публикации накопленного им материала см.: Репников Н. И. План и смета работ на Эски-Кермене (РА ИИМК РАН. Ф. 2. Оп. 1, 1935. Д. 176. Л. 31-34).
В 1920-х гг., одновременно с деятельностью Севастопольского музея краеведения, археологические исследования Эски-Кермена были проведены сотрудниками Центрального музея Тавриды (Симферополь) [Эрнст, 1929]. В 1927 г. в археологических исследованиях Эски-Кермена приняли участие Центральные государственные реставрационные мастерские (Москва) [Эрнст, 1929]. 1
Первые археологические раскопки в Эски-Кермене произведены в 1928 г. [Репников, 1932а].
В 1928-1929 гг. в Эски-Кермене работала археологическая экспедиция Центральных государственных реставрационных мастерских (Москва, сокр. ЦГРМ) и Музея антропологии и этнографии АН СССР (Ленинград)2. В 1930-1934, 1936-1937 гг. в Эски-Кермене работала археологическая экспедиция Государственной Академии истории материальной культуры (Ленинград). В разные годы в организации и работе этой экспедиции принимали участие ЦГРМ (1930), Государственный Исторический музей (Москва, 1932, 1933), Музей Пенсильванского университета (Филадельфия, США, 1933), Севастопольское музейное объединение (1936, 1937). В периоды 1928-1934, 1936-1937 гг. археологическими экспедициями в Эски-Кермене руководили Н. И. Репников (1928, 1929, 1931, 1936, 1937), Ф. И. Шмит (1930, 1932, 1933), В. И. Равдоникас (1934)3.
В 1978-1982 гг. в Эски-Кермене работала археологическая экспедиция Института археологии АН УССР (Киев) и Крымского областного краеведческого музея (Симферополь). Работами на могильнике "Эски-Кермена в 1978-1982 гг. руководил А. И. Айбабин, работами на плато Эски-Кермена в 1979-1981 гг. руководила Е. А. Паршина.
В ходе археологических раскопок 1928-1934, 1936-1937 и 1978-1982 гг. в Эски-Кермене исследовались остатки оборонительных сооружений и жилых наземных построек, система водоснабжения, могильник, пещерные и наземные храмы, связанные с храмами погребальные сооружения. Предметом исследования являлись также палеоантропологические материалы.
Наряду с археологическими раскопками, исследовались и копировались фресковые росписи и эпиграфика пещерных храмов Эски-Кермена и его округи. В 1928-1929 гг. фрески пещерных храмов Эски-Кермена и его округи были изучены А. И. Анисимовым, Н. И. Репниковым, И. Э. Грабарем, Г. О. Чириковым [Репников, 1932а]4.
1 См. также: РА ИИМК РАН. Ф. 2. Оп. 1, 1928. Д. 105. Л. 2-2 об.: Копия резолюции объединенного заседания ученого совета Центральных государственных реставрационных мастерских и Московского Общества по изучению Крыма от 17 февр. 1929 г.
2 Ссылки на опубликованные и архивные источники сведений об археологических раскопках в Эски-Кермене по годам вынесены за пределы этого раздела и содержатся в разделе «Краткая хронология археологических исследований Эски-Кермена».
3 Во время работы экспедиции в Эски-Кермене и его окрестностях в 1934 г. Н. И. Репников руководил Эски-Керменским отрядом, Е. В. Веймарн руководил Бильдеранским отрядом.
4 См. также: РА ИИМК РАН. Ф. 2. Оп. 1, 1928. Д. 105. Л. 3-6: Предварительный отчет Н. И. Репникова о работах в Эски-Кермене в 1928 г.
В конце 1920-х гг. Л. И. Линно и Г. Андреевым выполнены цветные копии фресок Эски-Кермена и его округи [Равдоникас, 1929; Репников, 1932а].1 В период 1953-1955 гг. О. И. Домбровским с сотрудниками выполнены зарисовки композиционных схем фресок Эски-Кермена и его округи, сняты цветные копии фресок и осуществлено их фотографирование [Домбровский, 1966]. Исследования и копирования росписей и эпиграфики пещерных храмов Эски-Кермена и его округи осуществлялись в последующие годы [Гайдуков, Карнаушенко, 2001; Виноградов, 2002; Гайдуков, 2002а; 20026; Гайдуков и др., 2002; Волконская, 2003]2.
Основной литературой, отразившей результаты археологических исследований Эски-Кермена и его округи, являются следующие публикации:
Известия Государственной Академии истории материальной культуры. 1932. Т. 12, вып. 1-8. (Частное заглавие: Готский сборник / Отв. ред. В. И. Равдоникас. [Л.], 1932). Издание представляет собой сборник статей В. И Равдоникаса, Н. И. Репникова, Ф. И. Шмита. В сборнике опубликованы материалы археологических исследований Эски-Кермена и его округи за период 1928-1930 гг.
Материалы Эски-Керменской экспедиции 1931-1933 гг. / Отв. ред. С. Д. Димитров. М.; Л.: ОГИЗ, 1935. (Общее заглавие: Известия Государственной Академии истории материальной культуры. 1935. Вып. 117). В этом сборнике статей опубликованы материалы археологических исследований Эски-Кермена и его округи преимущественно за период 1931-1933 гг. Опубликованы также некоторые материалы за предшествующий период 1928-1930 гг. Данный сборник содержит статьи Н. И. Репникова, Е. В. Веймарна, У. А. Боданинского и других авторов, и является непосредственным продолжением предыдущего сборника.
Репников Н. И. Городище Эски-Кермен // Археологические исследования в РСФСР 1934-1936 гг.: Краткие отчеты и сведения / Под ред. В. В. Гольмстен. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941. С. 277-282. В этой статье Н. И. Репникова опубликована часть материалов археологических исследований Эски-Кермена, произведенных в 1936 г.
Веймарн Е. В. Оборонительные сооружения Эски-Кермена (Опыт реконструкции) // История и археология средневекового Крыма: [В 2 вып.]. [Вып. 2] / Отв. ред. А. П. Смирнов. М.: Изд-во АН СССР, 1958а. С. 7-54. + [1] л. карт. Материал статьи значительно дополняет описания оборонительных сооружений Эски-Кермена, содержащиеся в предыдущих публикациях [Репников, 1932а; 1932в].
1 См. также: РА ИИМК РАН. Ф. 2. Оп. 1, 1928. Д. 105. Л. 2-2 об.: Копия резолюции объединенного заседания ученого совета Центральных государственных реставрационных мастерских и Московского Общества по изучению Крыма от 17 февр. 1929г.
2 См. также: «Приложения», материалы, подготовленные к публикации А. Ю. Виноградовым и И. Г. Волконской.
Домбровский О. И. Фрески средневекового Крыма. Киев: Наукова думка, 1966. В книге О. И. Домбровского содержатся описания фресковых росписей пещерных храмов Эски-Кермена и его округи. Материал книги значительно дополняет описания фресок Эски-Кермена, содержащиеся в предыдущих публикациях [Эрнст, 1929; Репников, 1932а].
Веймарн Е. В. Жилые усадьбы Эски-Керменского городища // Античная древность и средние века. [Вып. 19]: Византия и ее провинции / Редкол.: М. Я. Сюзюмов (отв. ред.) и др. Свердловск: Изд. Урал, гос. ун-та, 1982. С. 69-88. В статье В. В. Веймарна содержатся ранее не опубликованные материалы археологических исследований, произведенных в Эски-Кермене в 1936-1937 гг.
Паршина Е. А. Эски-Керменская базилика // Архитектурно-археологические исследования в Крыму / Редкол.: С. Н. Бибиков (отв. ред.) и др. Киев: Наукова думка, 1988. Г. 36-59. + [1] с. ил. В статье Е. А. Паршиной опубликованы результаты дообследования Эски-Керменской базилики, произведенного в 1979-1981 гг. Материал статьи значительно дополняет описания Эски-Керменской базилики, содержащиеся в предыдущих публикациях [Шмит, 1931; 1932а].
Айбабин А. И. Основные этапы истории городища Эски-Кермен // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Вып. 2 / Ред.-сост. А. И. Айбабин. Симферополь: Таврия, 1991. С. 43-51,236-242. Статья А. И. Айбабина представляет собой осуществленное автором обобщение результатов археологических исследований Эски-Кермена, производившихся с 1920-х гг. по 1982 г.
МогаричевЮ. М. Пещерные церкви Таврики. Симферополь: Таврия, 1997. В книге Ю. М. Могаричева содержатся описания архитектуры пещерных храмов Эски-Кермена и его округи. Материал книги значительно дополняет описания пещерных храмов Эски-Кермена, содержащиеся в предыдущих публикациях [Репников, 1932а; 1935].
Основными гипотезами, сформулированными исследователями Эски-Кермена в связи с результатами археологических раскопок на территории этого города и его округи, являются следующие научные предположения:
Н. И. Репниковым на основе результатов первых археологических раскопок в Эски-Кермене, произведенных в 1928-1930 гг., была высказана гипотеза, согласно которой Эски-Кермен есть древний крымский Дорос в котором располагался наиболее ранний центр средневековой Крымской Готии и Готской епархии в Крыму, и, согласно гипотезе Н. И. Репникова, этот центр изначально не существовал на вершине горы Мангуп, но был перенесен туда позднее, после разрушения системы оборонительных сооружений Эски-Кермена (что могло произойти, по мнению Н. И. Репникова, в период IX-Х вв. или не ранее конца VIII в.) [Репников, 1932а; 1932в].
Наряду с гипотезой о локализации крымского Дороса в Эски-Кермене, Н. И. Репников отождествил Эски-Кермен с описанным в средневековом письменном памятнике «Записка готского топарха» разрушенным городом в области, именуемой автором памятника «Климаты» () [Репников, 1932а; 1932в]. В связи с этой гипотезой Н. И. Репниковым было высказано предположение о том, что остатки укрепления Кыз-Куле, находящиеся вблизи горы Эски-Кермена, к северо-западу от северной оконечности ее плато, располагаются на месте цитадели — «крепостцы» (, о сооружении которой повествует «Записка готского топарха» [Репников, 1932а].
Ф. И. Шмит, исследовавший Эски-Керменскую базилику в 1930 г., охарактеризовал ее архитектурный облик как необычный для крымской церковной архитектуры и сблизил тип Эски-Керменской базилики с «сирийским» типом базилик. Ф. И. Шмит полагал, что Эски-Керменская базилика построена по сирийским образцам пришлой строительной организацией из Коммагены (области, которая с I в. н. э. входила в состав Сирии, будучи ее наиболее северной частью), и что время постройки Эски-Керменской базилики определяется арабским завоеванием Сирии и угасанием сирийской архитектурной традиции в начале VII в. [Шмит, 1932а]. По мнению Ф. И. Шмита, предположение о том, что Эски-Керменская базилика построена по сирийским образцам, чрезвычайно важно для определения исторического места всего Эски-Кермена. В связи с этой гипотезой Ф. И. Шмит обратил внимание на соответствие описаний древней крепости Рум-Кале, расположенной на берегу реки Евфрат, общей топографии и некоторым конструктивным особенностям Эски-Кермена [Шмит, 1931; 1932а].
Е. В. Веймарн высказал предположение о том, что главный сухопутный торговый путь из Северного Причерноморья и степной части Крыма в Херсонес Таврический издавна, еще в античное время, проходил мимо горы Эски-Кермен, и поселение на плоской вершине этой горы первоначально возникло в виде естественного убежища, как один из пунктов ночных стоянок караванов [Веймарн, 1958а; 19586]. В дальнейшем убежище на плато горы Эски-Кермена было превращено в мощное укрепление, возможно, с помощью Византии. Однако, по мнению Е. В. Веймарна, некоторые строительные приемы, использованные при создании системы обороны Эски-Кермена, не характерны для построек Византии, но характерны для местных строительных традиций, которые наблюдаются в древних сооружениях тавров [Веймарн, 1958а]. Согласно этому предположению Е. В. Веймарна, сочетание древних таврских традиций с приемами византийской фортификации в Эски-Кермене может свидетельствовать об общности интересов местного населения (состоявшего из потомков тавров, скифов, алан) и Византии в обороне oт кочевников.
Согласно другой гипотезе Е. В. Веймарна, «пещерные города» Крыма, особенно большие города, расположенные парами, т. е. близко друг к другу, такие как Эски-Кермен и Мангуп-Кале или Кыз-Кермен и Чуфут-Кале, возникли не одновременно. Е. В. Веймарн полагал, что два крупных города, расположенные близко друг к другу, не могли существовать в одно и то же время и что только после разрушения крепостных сооружений Эски-Кермена, которое произошло, по мнению Е. В. Веймарна, в конце VIII в., мог возникнуть большой город на вершине горы Мангуп [Веймарн, 1958а; 1968].
См. фотографии: http://irsl.narod.ru/books/EKweb/EKpic.html
- ФОТО № 1: Николай Иванович Репников (1882-1940), ст. науч. сотр. ИИФОГАИМК 1936 г (Фотоархив ИИМК РАН. Нег. I 18911).
- ФОТО №2: Федор Иванович Шмит (1877-1937). Харьков. 1916 г. (РА ИИМК РАН. Ф. 55. Д. 45. Л. 49)
- ФОТО №3: Евгений Владимирович Веймарн (1905-1990). Крым, Бахчисарай. 1950. Фотография любезно предоставлена автору дочерью Е. В. Веймарна, Татьяной Евгеньевной Сушиной (электронная копия передана в Фотоархив ИИМК РАН).
Достарыңызбен бөлісу: |