Евсеева О. Памятник нерукотворный ( Новоселенгинск встречает правнуков декабристов)// Красная Селенга. 1982. 8 июня



Дата17.06.2016
өлшемі48 Kb.
#143632
Евсеева О. Памятник нерукотворный ( Новоселенгинск встречает правнуков декабристов)// Красная Селенга.- 1982.- 8 июня.

НE ЗАРАСТЕТ народная тропа... Эта строчка из стихо­творения великого поэта А. С. Пушкина, современника незабы­ваемых событий 1825 года будет самым правильным итогом дню, когда село Новоселенгинск встре­чало очень дорогого гостя - пра­внука декабриста Николая Бесту­жева - Александра Александро­вича Старцева. Он впервые посе­тил места, в которых жил на по­селении его известный прадед.

- С большим волнением я подъезжал к селу, - говорит Александр Александрович. - И мое волнение еще больше увеличилось, когда я увидел, сколько народу меня встречает. Мне улы­бались незнакомые люди, произ­носили имена моих прадеда и де­да, как имена хорошо знакомых им людей... Ведь прошло столько лет, а эта добрая земля и эти до­брые люди ничего не забывают...

Да, прошло уже немало лет. В тот день, 28 мая, когда в сов­хоз «Бестужевский» приехал Александр Александрович Стар­цев, исполнилось 127 лет со дня смерти Николая Александровича Бестужева. А люди все помнят, не зная лично этого человека, пе­редавая из поколения в поколе­ние рассказы о декабристах.

В 1839 году братья Бестуже­вы прибыли в Селенгинск. Их первыми помощниками во всех начинаниях стали буряты. Ми­хаил Александрович в первые го­ды своего пребывания в Селенгинске писал: «Если бы не было бурят плотников, столяров и куз­нецов, невозможно было бы пред­принять здесь никакой построи­ли... Кяхта, Селенгинск, Верхнеудинск и сам Иркутск, наша сто­лица Восточной Сибири, без бу­рят пропали бы...».

Люди, восставшие на Сенатской площади против произвола и бес­правия, теперь здесь, на далекой и забытой окраине империи, стали проводить свои идеи в жизнь. Женой Николая Бестужева стала бурятка, дочь пастуха. Это шо­кировало многих, даже близких людей декабриста. Впоследствии сестры Бестужева уедут из Си­бири, не взяв с собой ни его сы­на, ни его дочери. Их оставили в Сибири на попечении купца Дмитрия Старцева. Там, в вели­косветском Петербурге, не могло бы найтись места детям инород­ки, независимо от того, кто был отцом ее детей...

А дочь пастуха вскоре велико­лепно усвоила уроки французско­го языка, которые преподавала ей сестра декабриста Торсона — Екатерина. Выучилась играть на клавишном инструменте и на бе­регу Селенги зазвучала мелодия «Полонеза» Огинского.

Сын Алексей определялся в жизни самостоятельно. От отца Николая Бестужева он получил немалое образование - знал че­тыре языка. Долгое время работал в Китае, потом поселяется на острове Путятин. У него было пятеро детей. И все были прекрасно образованные, хорошо обеспеченные. Но главное, их сердца, как и сердце деда—Николая Бес­тужева, были открыты для люд­ских страданий. Во время русско-японской войны старшая дочь Алексея Дмитриевича — Евдокия уговорила мать и братьев на свои средства приобрести санитарный поезд и сама поехала санитаркой в нем.

Один из сыновей Алексея Дми­триевича, Александр и был отцом Александра Александрови­ча Старцева.

И вот село Новоселенгинск. Встреча в сельском Совете, ми­тинг у памятника, посещение мемориала, возложение цветов. И еще одна памятная встреча. У ворот Дома-музея к Александру Александровичу подошла старая бурятка бабушка Бальжинимы, как зовут ее в селе. А еще- Анаихина внучка. Внучка той самой Жигмыт Анаевой, которая долгое время жила в домах дека­бристов Торсона и Бестужева. Скоро исполнится 70 лет внучке Жигмыт Анаевой Цыбигмит Дондоковне Дондуковой, но фа­милии Старцевых и Бестужевых у ней накрепко в памяти...

В ГОСТИНОЙ Дома-музея от­крылся литературно-музы­кальный салон, посвященный па­мяти Бестужева. Принять уча­стие в нем дали согласие депутат Верховного Совета СССР, народ­ный поэт Бурятии, секретарь правления Союза писателей РСФСР, председатель правления Союза писателей Бурятской АССР Н. Г. Дамдинов, заведую­щий отделом истории Бурятского филиала Сибирского отделения Академии наук СССР, кандидат исторических наук Г. Л. Санжиев, доцент института культу­ры, краевед М. А. Белокрыс, поэт А. Румянцев, кандидат филоло­гических наук, доцент пединсти­тута И. 3. Ярцевский. Почетными гостями салона были Александр Александрович Старцев, его дочь девятиклассница Наташа и прав­нук декабриста Владимира Бечаснова — Леонид Владимирович Гирченко.

В гостиной также - жители села Новоселенгинска, предста­вители различных организаций, школ, учреждений культуры города Гусиноозерска.

Первое слово, конечно, гостям Александру Александровичу и Леониду Владимировичу. А потом слово берет Николай Гармаевич Дамдинов.

- В братьях Бестужевых по­ражает буквально все, — говорит Н. Г. Дамдинов. — Они одинако­во были талантливы в любом де­ле. Посвятив себя борьбе за но­вую жизнь, декабристы остались до конца верны своему идеалу. Я рассказал о Бестужевых в своей поэме «Кольцо декабриста». Это было далеко не просто — воссоздать по воспоминаниям, запис­кам, письмам характеры и судь­бы. И вот мне очень приятно, когда приезжают правнук и праправнучка. читают мою поэму. Им нравится, они ей верят... Че­тыре года я работал над поэмой, все четыре года жил судьбой тех людей, уважение к которым буду испытывать всегда.

Николай Гармаевич подарил двухтомник своих произведений, в том числе и драматическую поэму «Кольцо декабриста» А. А. Старцеву, Л. В. Гирченко и так­же Дому-музею декабристов.

- Царскому правительству не удалось изолировать декабристов. Здесь в глухих уголках Сибири находились люди, которые осме­ливались вступать с ними в кон­такт, несмотря на строжайшие запреты, - продолжает разго­вор М. А. Белокрыс. - Конечно, люди это были незаурядные. И общение с декабристами, передо­выми представителями века, обо­гащало их духовно, помогало пра­вильно взглянуть на события. Од­ним из таких был верхнеудинский купец Григорий Александрович Шевелев. Среди его знакомых значились А. Н. Муравьев, М. А. Бестужев… Такие контакты несли в массы идеи декабризма, сеяли их на века...

Михаил Алексеевич - извест­ный человек среди краеведов Бурятии и Восточной Сибири. Недавно он выпустил брошюру, в которой освещены новые факты контактов декабристов с местным населением.

СЫН ДЕКАБРИСТА, внук де­кабриста, правнук декабри­ста... Как бы высоко от своих корней не уходила ветвь слав­ного древа, не снижают к себе требования люди, несущие через века святой огонь самых прекра­сных душевных порывов.

- Хорошую жизнь прожил Владимир Петрович Гирченко, внук декабриста Владимира Бечаснова, - говорит Г. Л. Санжиев.

- Сегодня мы с большой радостью встречали сына Влади­мира Петровича, правнука дека­бриста Бечаснова - Леонида Владимировича. Об отце и сыне Гирченко можно много расска­зывать. Но сначала об отце. Он был большим энтузиастом изучения края, основал архивное дело в Бурятии и до сих пор заведен­ный им порядок соблюдается. Он собирал предметы буддистской религии, занимался солидными исследованиями истории декабри­стского движения. Владимир Пе­трович, несмотря на свою заня­тость, находил время, чтобы по­могать становлению бурятских ученых. Его учеником был док­тор исторических наук Хаптаев. И даже когда Владимир Петро­вич уехал в Москву, он не забы­вал бурятских ученых. И оттуда помогал, чем мог, всегда мы чув­ствовали его поддержку... Леонид Владимирович, его сын, присут­ствующий на нашей встрече, пре­подаватель высшего технического училища имени Баумана, доцент. Леонид Владимирович приехал из Москвы, взяв небольшой от­пуск специально для того, чтобы встретиться с правнуком Бестуже­ва. В Петровском заводе самая крепкая дружба объединяла двух людей - Владимира Бечаснова и Николая Бестужева. Современни­ки отмечали, с какой большой силой и как талантливо выполнил портрет Бечаснова Бестужев-ху­дожник, который глубоко ценил в людях честность, настойчи­вость, упорство. Все это он встре­тил в характере Бечаснова.



Я ПАМЯТНИК себе воздвиг не­рукотворный... Такое мог на исходе жизни сказать и Николай Бестужев. Через века пронесено то, что закладывал он в тяжелые годы. Дружба русского и бурята, ростки которой были взращены Бестужевым, превратилась в большую дружбу бурятского и русского народов. Это было и есть памятником нерукотворным всем декабристам в Бурятии.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2025
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет