Громова Эмма Григорьевна, ст преподаватель Кафедра телерадиожурналистики



Дата13.06.2016
өлшемі76 Kb.
#131937
Громова Эмма Григорьевна, ст. преподаватель

Кафедра телерадиожурналистики

Журналистика, очно-заочная форма, 3 курс

6 семестр

2014-2015 уч. г.
СОВРЕМЕННАЯ АВТОРСКАЯ ТЕЛЕРАДИОЖУРНАЛИСТИКА

Спецсеминар
Привлекательность телевидения как средства передачи актуальной информации и новостей снижается с появлением альтернативного и очень оперативного источника информации – Интернета. Часто эта информация носит хоть и достоверный, но общий, не углубленный характер, что формирует потребность аудитории расширить знания о событиях, их участниках, услышать интерпретацию того или иного факта. Зрители и слушатели заинтересованы в получении разноплановой информации, в интерпретации событий с разных точек зрения.

В начале 1990-х годов «свобода слова» в России привела к тому, что в отечественном теле- и радиовещании начались небывало резкие процессы трансформации: во-первых, беспрецедентный рост числа телевизионных и радиоканалов, во-вторых, выход в эфир программ, содержательная часть которых возмущала или даже шокировала публику. Это дало повод к массовым дискуссиям о безответственности и даже безнравственности журналистов. Борьба за аудиторию заставила менеджеров электронных СМИ искать способы привлечения рядового зрителя и слушателя, привела к смене приоритетов в подготовке медиаконтента. При этом первичным стало не качество, а форматы программ, которые считаются привлекательными. К ним относятся, в частности, авторские программы. Их специфика в том, что аудитория находит возможность включения себя в аудиовизуальный мир - внимание удерживают интерактивное участие или непривычный способ пополнения знаний (как, например, в телеигре).

Авторские программы привлекают массового зрителя и слушателя особенностями вербального и невербального поведения ведущего, приглашенными участниками, драматургией телевизионного повествования, режиссерскими находками и приемами монтажа. Специфика и активное востребование авторских теле- и радиопередач определяет интерес студентов, что и обусловило включение спецсеминара «Современная авторская телерадиожурналистика» в учебную программу.

Задачи обучения – дать студентам понимание технологии подготовки авторской программы, сформировать навыки анализа эмпирического материала. В рамках спецсеминара студенты изучают специфику работы ведущего программы, осознают, что ведущий – не только узнаваемый голос радиостанции и «лицо» телеканала, но и «лидер мнений», чьи высказывания, манера поведения, действия являются смысловым компонентом программы. Для решения задач спецсеминара студентам предлагается познакомиться с творческими работами авторов-журналистов современного российского телерадиовещания различной тематики: общественно-политическими, культурно-познавательными, научно-познавательными, познавательно-развлекательными программами, а также с авторскими проблемными, аналитическими и расследовательскими репортажами.

Спецсеминар призван развить у студентов навыки когнитивного анализа авторских телепередач: определения их формата, жанровой доминанты, композиции, особенностей поведения в эфире автора-ведущего, применяемых драматургических и художественно-выразительных средств. Цель спецсеминара – дать студентам достаточное представление об основных авторских программах современного отечественного телевидения, их эволюции, организационной и творческой специфике, помочь студентам определиться в выборе темы и направлении выпускной квалификационной работы.
Авторские публикации по теме спецсеминара


  1. Громова Э. Г. Обманчивое непостоянство самопроизвольных толкований // Средства массовой информации в современном мире. Международная научно-практическая конференция / отв. ред. В. И. Коньков. СПб., 2001. С. 44-46.

  2. Громова Э. Г. Написано на обоях, навёрнутых на два барабана // Говорит и показывает кафедра радио и телевидения / под ред. С. Н. Ильченко, В. Г. Осинского, Г. Н. Петрова. СПб., 2004. С. 188-191.

  3. Громова Э. Г. Зеркало действ и лицедейств // Электронные СМИ и современность / под ред. В. Г. Осинского, С. Н. Ильченко. СПб., 2006. С. 102-113.

  4. Громова Э. Г. Плоды техногенного образования // Материалы международной научно-практической конференции «Гуманитарные аспекты непрерывного образования» / ред. и сост. И. П. Вишнякова-Вишневецкая. СПб., 2006. С. 283-291.

  5. Громова Э. Г. Миллион – для «радиозрителей» // Говорит и показывает кафедра радио и телевидения / под ред. С. Н. Ильченко, В. Г. Осинского. СПб., 2009. С. 186-194.


План лекционных занятий
Лекция 1. Авторские программы современного отечественного телерадиовещания. Понятие и критерии авторской журналистики. Концепции и практики авторской теле- и радиожурналистики. Опыт, проблемы и новации авторской журналистики в аудиовизуальных СМИ.

Журналисты и ведущие авторских теле- и радиопрограмм. Особенности подготовки и ведения авторских передач: профессиональные требования и практика. Автор как личность: телевизионная персонификация и образ радиожурналиста. Компоненты авторской программы. Современное состояние авторской телевизионной и радиожурналистики: основные программы, их особенности.


План практических занятий
Занятие 1. Принципы создания и ведения авторской программы.

Занятие 2. профессиональные знания, навыки и компетенции телерадиожурналиста.

Занятие 3. Алгоритм подготовки авторской программы на радио и телевидении: последовательность и этапы решения творческой задачи.

Занятие 4. Морально-этические особенности авторских программ: норма и практика ведения.

Занятие 5. Автор-ведущий дискуссионной программы: творческое амплуа, манера поведения в кадре и у микрофона, имидж и образ журналиста.

Занятие 6. Герои авторских программ. Особенности психологического взаимодействия ведущего с участниками авторской программы и аудиторией.

Занятие 7. Выразительные средства в авторской программе.

Занятие 8. Автор и герой в телевизионных ток- и реалити-шоу.

Занятие 9. Конфликт как драматургический стержень ток-шоу.

Занятие 10. Специфика парного ведения авторской программы.

Занятие 11. Автор-ведущий дискуссионной программы.

Занятие 12. Действительное и вымышленное в реалити-шоу. Занятие 13. Авторское начало в познавательных программах.

Занятие 14. Специфика подготовки авторского проблемного репортажа.

Занятие 15. Авторская программа на региональном телеканале: специфика создания.
Примерные темы курсовых работ


  1. Интерпретация факта в авторских программах.

  2. Авторское начало и «резюме» в авторских программах.

  3. Имидж ведущего авторской программы.

  4. Драматургическое решение криминальной тематики в авторских программах.

  5. Выразительные средства в авторской программе.

  6. Гендерные проблемы в авторских программах.

  7. Автор и герой в телевизионных ток- и реалити-шоу.

  8. Конфликт как драматургический стержень ток-шоу.

  9. Специфика парного ведения авторской программы.

  10. Автор-ведущий дискуссионной программы.

  11. Действительное и вымышленное в реалити-шоу.

  12. Авторское начало в познавательных программах.

  13. Специфика подготовки авторского проблемного репортажа.

  14. Авторская программа на региональном телеканале: специфика создания.

  15. Морально-этические особенности авторских программ: норма и практика ведения.

  16. Авторские музыкальные программы.

  17. Методы манипулирования в авторских программах.

  18. «Звезды» современных авторских программ.


Критерии оценки (курсовая работа)
Курсовая работа пишется студентом самостоятельно, но под научным руководством преподавателя в процессе обучения в рамках спецсеминара, и сдается на проверку преподавателю в установленные сроки. Преподаватель консультирует студентов по подготовке курсовых работ на практических занятиях, дает необходимые пояснения и рекомендации.

Основные принципы подготовки курсовой работы: соответствие текста теме исследования, его правильное оформление, соблюдение структуры, объема и качества исследования. Необходимо наличие основных частей и разделов, предметный анализ объекта исследования, изучение теоретической и эмпирической базы.

Оценка «отлично» ставится, если выполнены основные принципы подготовки курсовой работы: соответствие текста теме, его правильное оформление, соблюдение структуры, объема и качества исследования. Необходимо наличие основных частей и разделов, предметный анализ объекта исследования, изучение теоретической и эмпирической базы. Важным требованием к курсовой работе по теме семинара является умение анализировать современную практику радиовещания. Студент должен отразить в курсовой работе не только теоретические знания, полученные на лекциях и при работе над теоретическими источниками, но и достаточно полно проиллюстрировать теоретические положения примерами из передач радиовещания. Объем – 40 тыс. знаков основного текста.

Оценка «хорошо» ставится, если в работе есть отдельные недочеты в оформлении, использовании источников и анализе эмпирического материала.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если в работе есть серьезные недоработки – недостаточна доказательная база исследования, небрежное оформление.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если работа не представлена, если работа выполнена на низком исследовательском уровне, если в работе присутствует плагиат.



Подготовленная студентом курсовая работа проверяется преподавателем, оценка за нее выставляется в зачетную книжку и экзаменационную ведомость. Студенты, не сдавшие курсовую работу или не выполнившие требования к ее содержанию, качеству и оформлению, не аттестуются.
Список основной литературы


  1. Адамьянц Т. З. Формула успеха телепередачи. М., 1994.

  2. Борецкий Р. Осторожно телевидение! М., 2002.

  3. Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Курс радиотелевизионной журналистики. СПб., 2004.

  4. Гаспарян В. Три этапа новейшей истории телевизионной журналистики. М., 2000.

  5. Гуревич П. С. Создание имиджа: типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М., 1991.

  6. Егоров В. Телевидение: между прошлым и будущим. М., 1999.

  7. Ильченко С. Н., Познин В. Ф., Почкай Е. П. Технология СМИ. Творческие профессии на телевидении и радио. СПб., 2003.

  8. Князев А. А. Основы тележурналистики и телерепортажа. Бишкек, 2001.

  9. Клюев Ю. В. Политический дискурс в массовой коммуникации: анализ публичного политического взаимодействия. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2010.

  10. Клюев Ю. В. Радиовещание Ленинграда-Петербурга (1980-2000 годы). СПб., 2006.

  11. Кузнецов Г. Семь профессиональных граней журналиста ТВ. М., 2000.

  12. Кузнецов Г. Так работают журналисты ТВ. М., 2000.

  13. Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. М., 2000.

  14. Муратов С. А. Нравственные признаки тележурналистики. Опыт этического кодекса. М., 1997.

  15. На телевизионных подмостках. Актуальные проблемы телевизионного творчества. М., 2003.

  16. Новиков К. Ю. Радиорепортер и радиорепортаж в XXI веке. М., 2005.

  17. Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2000.

  18. Популяризация науки на телевидении: традиции и новаторство. М., 2001.

  19. Политическая и профессиональная культура журналиста на ТВ-экране. М., 2002.

  20. Система средств массовой информации России / под ред. Я. Н. Засурского. М., 2002.

  21. Смирнов В. В. Жанры радиожурналистики. М., 2002.

  22. Смирнов В. В. Формы вещания: функции, типология, структура радиопрограмм. М., 2002.


Список дополнительной литературы


  1. Баллада о четвертой программе ЦТ. М., 2000.

  2. Белинский А. А. На экранах по-прежнему нет героя. Газета «Невское время». 2апр. 2009.

  3. Кемарская И. Н. Телевизионный редактор. М., 2004.

  4. Критерии качества телевизионных программ. М., 2002.

  5. Мелихов А. Н. Спасительные грёзы // Литературная газета. 4-10 апр. 2007.

  6. Панюшкин В. И. Дорогу осилит ведущий // Коммерсант-Деньги. №17(422). 5-11 мая 2003.

  7. Честертон Г. К. Писатель в газете. М.,1984.




Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет