Громова Эмма Григорьевна, ст. преподаватель
Кафедра телерадиожурналистики
Очно-заочная форма, 5 курс
9 семестр
2012-2013 уч. г.
СОВРЕМЕННОЕ АВТОРСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Спецкурс
Привлекательность телевидения как средства передачи актуальной информации и новостей снижается с появлением альтернативного и очень оперативного источника информации – Интернета. Часто эта информация носит хоть и достоверный, но общий, не углубленный характер, что формирует потребность аудитории расширить знания о событиях, их участниках, услышать интерпретацию того или иного факта. Зрители заинтересованы в получении разноплановой информации, в интерпретации событий с разных точек зрения.
В начале 1990-х годов «свобода слова» в России привела к тому, что в отечественном телевидении начались небывало резкие процессы трансформации: во-первых, беспрецедентный рост числа телеканалов, во-вторых, выход на экраны продукции, содержательная часть которых интриговала, возмущала или даже шокировала публику. Это дало повод к массовым дискуссиям о безответственности и даже безнравственности тележурналистов. Борьба за аудиторию заставила менеджеров электронных СМИ искать способы привлечения рядового зрителя, привела к смене приоритетов в подготовке телеконтента. При этом первичным стало не качество, а формат программ, которые в обиходе считают привлекательными. К ним относятся, в частности, авторские программы. В них телезритель находит возможность включения себя в зрелищный мир телевидения; его внимание удерживает интерактивное участие или непривычный способ пополнения знаний (как, например, в телеигре).
Авторские программы привлекают массового зрителя особенностями вербального и невербального поведения ведущего, приглашенными участниками, драматургией телевизионного повествования, режиссерскими находками и приемами монтажа. Специфика и активное востребование зрителем авторских телепередач определяет интерес студентов, что и обусловило включение спецкурса «Современное авторское телевидение» в учебную программу. Задачи спецкурса – дать студентам технологию подготовки авторской программы, сформировать навыки анализа эмпирического материала. В рамках спецкурса студенты изучают специфику работы ведущего программы, осознают, что ведущий – не только «лицо» телеканала, но и «лидер мнений», чьи высказывания, манера поведения, действия являются смысловым компонентом программы. Для решения задач спецкурса студентам предлагается познакомиться с творческими работами авторов-журналистов современного российского телевещания различной тематики: общественно-политическими, культурно-познавательными, научно-познавательными, познавательно-развлекательными программами, а также с авторскими проблемными, аналитическими и расследовательскими репортажами, подготовленными и вышедшими в эфир в программах «Профессия – репортер» и «Специальный корреспондент».
Спецкурс призван развить у студентов навыки когнитивного анализа авторских телепередач: определения их формата, жанровой доминанты, композиции, особенностей поведения в кадре автора-ведущего, применяемых драматургических и художественно-выразительных средств. Цель спецкурса – дать студентам достаточное представление об основных авторских программах современного отечественного телевидения, их эволюции, организационной и творческой специфике, помочь студентам определиться в выборе темы дипломной работы.
Авторские публикации по теме спецкурса
-
Громова Э. Г. Обманчивое непостоянство самопроизвольных толкований // Средства массовой информации в современном мире. Тезисы Международной научно-практической конференции / Отв. ред. В. И. Коньков. СПб., 2001. С. 44-46.
-
Громова Э. Г. Написано на обоях, навёрнутых на два барабана // Говорит и показывает кафедра радио и телевидения / Под ред. С. Н. Ильченко, В. Г. Осинского, Г. Н. Петрова. СПб., 2004. С. 188-191.
-
Громова Э. Г. Зеркало действ и лицедейств // Электронные СМИ и современность / Под ред. В. Г. Осинского, С. Н. Ильченко. СПб., 2006. С. 102-113.
-
Громова Э. Г. Плоды техногенного образования // Материалы международной научно-практической конференции «Гуманитарные аспекты непрерывного образования» / Ред. и сост. И. П. Вишнякова-Вишневецкая. СПб., 2006. С. 283-291.
-
Громова Э. Г. Миллион – для «радиозрителей» // Говорит и показывает кафедра радио и телевидения / Под ред. С. Н. Ильченко, В. Г. Осинского. СПб., 2009. С. 186-194.
Список вопросов к зачету
-
Интерпретация факта в авторских программах.
-
Авторское начало и «резюме» в авторских программах.
-
Имидж ведущего в авторской программе.
-
Драматургическое решение криминальной тематики в авторских программах.
-
Выразительные средства в авторской программе.
-
Гендерные проблемы в авторских программах.
-
Герои телевизионных ток- и реалити-шоу.
-
Конфликт как драматургический стержень в ток-шоу.
-
Специфика парного ведения авторской программы.
-
Автор-ведущий в дискуссионной политической программе.
-
Индикаторы действительности и вымышленности в реалити-шоу.
-
Авторское начало в познавательных программах.
-
Специфика авторских проблемных репортажей.
-
Морально-этические особенности авторских программ: норма и практика ведения.
-
Специфика создания проекта авторской программы на региональном телеканале.
-
Авторские музыкальные программы.
-
Методы манипулирования в авторских программах.
-
Проблематика и «звезды» современных авторских программ.
Список основной литературы
-
Адамьянц Т. З. Формула успеха телепередачи. М., 1994.
-
Борецкий Р. Осторожно телевидение! М., 2002.
-
Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Курс радиотелевизионной журналистики. СПб., 2004.
-
Гаспарян В. Три этапа новейшей истории телевизионной журналистики. М., 2000.
-
Гуревич П. С. Создание имиджа: типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М., 1991.
-
Егоров В. Телевидение: между прошлым и будущим. М., 1999.
-
Ильченко С. Н., Познин В. Ф., Почкай Е. П. Технология СМИ. Творческие профессии на телевидении и радио. СПб., 2003.
-
Князев А.А. Основы тележурналистики и телерепортажа. Бишкек, 2001.
-
Клюев Ю. В. Политический дискурс в массовой коммуникации: анализ публичного политического взаимодействия. СПб., 2010.
-
Кузнецов Г. Семь профессиональных граней журналиста ТВ. М., 2000.
-
Кузнецов Г. Так работают журналисты ТВ. М., 2000.
-
Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. М., 2000.
-
Муратов С. А. Нравственные признаки тележурналистики. Опыт этического кодекса. М., 1997.
-
На телевизионных подмостках. Актуальные проблемы телевизионного творчества. М., 2003.
-
Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2000.
-
Популяризация науки на телевидении: традиции и новаторство. М., 2001.
-
Политическая и профессиональная культура журналиста на ТВ-экране. М., 2002.
-
Система средств массовой информации России / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 2002.
-
Смирнов В. В. Актуальные проблемы журналистики. Ростов-на-Дону, 2000.
Список дополнительной литературы
-
Баллада о четвертой программе ЦТ. М., 2000.
-
Белинский А. А. На экранах по-прежнему нет героя. Газета «Невское время». 2апр. 2009.
-
3. Комарская И. Н. Телевизионный редактор. М., 2004.
-
4. Критерии качества телевизионных программ. М., 2002.
-
Мелихов А. Н. Спасительные грёзы. Литературная газета. 4-10 апр. 2007.
-
Панюшкин В. И. Дорогу осилит ведущий. Коммерсант-Деньги.
-
№ 17(422). 5-11мая 2003.
-
Честертон Г. К. Писатель в газете. М.,1984.
Достарыңызбен бөлісу: |