ХОРАЗМНИНГ ҚАДИМГИ ДАВРДАГИ МЕТАЛЛУРГИЯ МАНБАЛАРИ
(Инглизше китапшадан аударма исленгени)
Хоразмнинг металлургия манбалари
Подобно крупной металлургической горнодобывающей провинции Зиаддин-Зирабулаксских гор, разбросанные следы добычи полезных ископаемых на многочисленных горах юга Кызылкума(Fig.1). Среди них, основное место может быть отведено Нуратау северо-западная часть Туркестанского хребта ровно переходит в пустынную зону. Геологические исследования гор Нуратау началось в 1930-х годах и привело к обнаружению древних следов добычи нескольких минералов: золото, сернистый свинец, арсенопирит, лимонит, медные руды, мрамор, абразивы (гранат, корунд), тальк, кровля сланцы.
С 1961 по 1975 годы "Древнее горное дело" группа обследовала участки древних шахт в Нуратау - месторождения золота, меди, свинца, железа, мрамора, бирюза, тальк и серпентинита. В золотом шахте в Алтынказганском месторождений(Fig.6) были найдены три вида каменные молоты с весом 1,5-1,6 кг, 0,8-1,1 кг и 0,7-1,5 кг изготовленный из сильно метамфозированных алевритных песчаников. Три обломки гранитных молотоков были обнаружены в шахте Бибикон в устье Сенджасбай(Fig.6), где тальк и серпентинит темно-зеленого цвета былы эксплуатированы. Для того чтобы объяснить отсутствие сосудов и побочные продукты со свалки (конец 154 стр), которые встречаются в сходных видах месторасположений Е.Б.Пругер предполагаеь, что материал был использован для изготовления литейной формы, ссылаясь на аналогии с конца второго тысячелетия до нашей эры из нижнего Днепра.
В 1991 году из Нуратауских гор было упомянуто 11 мест местораждениц оловянных минералов, однако наличие олова, пока, только определена минералогический.
Несколько позже северные предгорья Нуратау (южный Кызылкум) были определены как источник кремня и для ударных огней от дымной и полосатый силекс.
В конце концов, в 2000 году, была информация о средневековой добычи в Нуратау. Вновь упоминалась важность добычи золота и подтверждается добычи серебра, меди и свинца. В Сенджабе были найдены куски тканых корзин, которые использовались для перевозки руды, кроме того осколки каменных молотков.
В целом необходимо подчеркнуть, что развитие научных исследований по древней добыче полезных ископаемых в Нуратинсских гор крайне неудовлетворительное. Археологические материлы из шахт имеют случайный характер и часто неясны. Изданная в 1963 года Карта Древнего горных дел территории Узбекистана, используется в качестве хорошей основы, несмотря на устаревшей во многих отношениях.
Большинство древних шахт находится в северной части Нуратинсских гор, также внутри Кызылкума, и к сожалению, большинство участков шахт бронзового века были расположены в зоне затопления Арнасайского водохранилища(озеро Аждаркуль)(Fig.1). В 1951 году в 50км к северу от Джизака были обнаружены следы этих мест.
На развеянных стоянках обнаружена керамика темно-серого цвета с ёлочным и сетчатые украшения. Кроме того, во многих участках изучены с кремневыми инструментами эпохи неолита и также определены фрагменты керамики эпохи бронзового века.
Аналогичная ситуация наблюдается во внутренней части Кызылкума, где уничтожен культурный слой большинства объектов, как это обычно находится на дне и склоне дефляционных бассейнов. Это также справедливо для многочисленных участок на берегу солёного озера Лявлалякан(Fig.1), где была обнаружена следы металлоплавок в виде шлаки и кусков медной руды, а также обломки от бирюзовых работ.
В 1963 году особая экспедиция Министерства геологии обследовала некоторых таких участков, включая более 30 древних шахт из которых извлекались руды железа и меди, бирюза, графит, кремень и тд. Самая древняя из них приписываются к эпохе неолита и бронзе, мастерские были идентифицированы, где так именуемый "плечевой" микросверла были применены для изготовления орнаментов из бирюзы.
В 1954-1955 годах проведены раскопки большого могильника принадлежавший к эпохе бронзового века Кокча 3(Fig.1). Обнаружено более 100 захоронений, бронзовых инструментов также были вскрытый множество ювелирных изделий. По этому случаю М. А. Итина представила обширную библиографию по добыче руд в горах Кызылкума. Цитируя А.Ф.Соседко, автор перечисляет месторождения медных руды в Султануйздаге и в горах Алтынтау, Тамдытау и в южной части Букантау(Fig.1), где были обнаружены древние пещерообразные и щелевидные медные рудники, рядом с которым распологались стоянки с кремневыми запасами. Примерно в 35-40км к юго-востоку от Кыр-Букана была выявлена полоса с небольшими шахтами и следами выплавки меди, покрытые песком дюны. В северо-западной части вышеупомянутого Алтынтау в пегматитовых жилах встречаются месторождения касситерита. В результате М. А. Итина приходит к выводу, что существовало местное производство бронзовых предметов, найденных в могильнике Кокча 3.
Подтверждением наличия в Хорезме в собственной древней металлургии меди и бронзы служат несколько более поздние находки (IX века до.н.э) на поселении Амирабадской культуры Якке-Парсан 2, где были обнаружены литейные формы для отливки серпов и наконечников стрел и изготовленные в них предметы.
В 1971 году Кызылкумская группа Хорезмской экспедиции проводила исследования в горах Букантау, а в южной части Бешбулакского бассейна
Достарыңызбен бөлісу: |