Милорадович С.Д. это еще одно имя связанное со священной Можайской землей. Родился 4 июля 1851 года в семье дьякона в селе Тесово Можайского уезда Московской губернии.
В 1861году поступил учиться в Московскую духовную семинарию, где получил первые навыки рисования. После окончания семинарии с1873года по 1898 год служил псаломщиком в Московской церкви Воскресения в Гончарах. В1874 году начал посещать занятия в Центральном Строгановском училище технического рисования, где занимался у Ф. Н. Ясновского. С1874года по1878 год учился в Московском училище живописи ,ваяния, зодчества сначала в качестве вольно слушающего у П.А.Десятого затем с 18761986 года –постоянного ученика у Е.С.Сорокина (кстати Ефграф Семенович был любимым учителем И.Л.Горохова ) , В.Г.Перова, И.М.Прянишникова. Вот как об этом периоде пишет он в своей автобиографии. Занятия свои рисованием и живописью в Московской школе я начал в октябре 1874 года. Поднявшись на второй этаж по красивой лестнице в переднюю комнату, я вошел в следующую с открытой дверью, выходящей во двор окнами. Эта комната была учительской .В глубине на диване и стульях сидели и вели беседы профессора-художники. У первого же окна при входе в комнату за маленьким столиком сидел средних лет небольшого роста толстяк письмоводитель Иван Андреевич. Он по видимому вмещал в себя всю канцелярскую работу училища «Вы желаете поступить в школу вольным слушателем? внесите двадцать пять рублей за первое полугодие, документов от Вас никаких не требуется» В натурном классе было два профессора: Сорокин Ефграф Семенович и Перов Василий Григорьевич. Сорокин был высокого роста и внушительной наружности ,недостаток имел в своей речи не всегда выговаривал букву «р» вместо слова краски говорил «кляски».В класс приходил всегда в черном бархатном пиджаке и белом галстуке. Перов был невысокого роста большую часть приходил в простом пиджаке, иногда в охотничьем костюме и случалось во фраке когда писал портрет с высокопоставленной особы. В темах для эскизов Сорокин был последователь академического характера: любил темы из народного эпоса или древней истории. Для уразумения его тем требовались источники, которые трудно было достать. У Перова темы предлагались бытового характера или из произведений известных писателей. Василий Григорьевич, беседуя со мной и зная, проведенное мною детство и службу среди духовенства он неоднократно советовал мне писать картины из быта духовенства, так как быт его мне более знаком, чем другому. Окончив утренние занятия по живописи ,иногда группой мы собирались в мастерской А.К.Саврасова, где стояли его картины, не поступившие на Передвижную выставку или в Третьяковскую галерею: «Нижний-Новгород», «Лес с коровами» и др. В мастерской Саврасова работали его ученики Зарецкий, Ив. Волков, С.Светославский, С.Коровин. В одно из посещений мастерской Саврасова И. Левитан подошел к С.Коровину и, несмотря на то, что он был моложе Коровина, стал говорить ему поучающим тоном «Главное мотив, мотив главное, Сергей Александрович». Коровин бросает на него свой острый испытующий взгляд. Исаак всегда держался самостоятельно и не стеснялся выражать свое мнение. В перерыв между занятиями, с трех до пяти часов дня, мы обыкновенно большой группой отправлялись пить чай в трактир у Мясницких ворот. Наша группа состояла из меня, С.Коровина, А.Мельникова-Печерского сына писателя, обоих Левитанов, С.Светославского и других. Чай пили с теплыми калачами. За чаем много было споров у нас об искусстве и картинах, появившихся на Периодической или другой выставках, о новых работах наших профессоров и т.д. Здесь же у нас зародилась мысль об устройстве самостоятельной ученической выставки. Эта выставка благодаря настоянию В.Г.Перова и его энергичному ходатайству перед Московским генерал-губернатором Долгоруковым Владимиром Андреевичем- президентом Училища открыта была в 1878 году и просуществовала около сорока лет. В 1877году за рисунки с натуры, а в 1878 году за этюд Милорадович был награжден малыми серебряными медалями. В 1896 году получил звание не классного (свободного) художника. Утвержден в этом звании в 1899 году.
С 1885 года является участником художественных выставок. С 1885года по 1923 год был экспонентом Товарищества Передвижных Выставок, а с 1894 года являлся его членом, где дружил с В.М.Серовым, К.А Коровиным, которого ласково называл «Костенька». В1887 году вступил в Московское общество любителей художеств. В 1896 году участвовал во Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде. В1900 году экспонировался на Всемирной выставке в Париже. Где был награжден бронзовой медалью. Принимал участие в выставках А.Х.Р.Р. в1926 году и объединения художников реалистов 1927-1928 годах.
Сергей Дмитриевич не только рисовал, но и занимался преподаванием. В1878-1884 годах преподавал в Московском училище иконописания. В1888-1898годах учил рисованию в Московской Духовной семинарии. На бланке Министерства императорского двора конторы совета московского художественного общества от января 26дня 1895г.№ 546 письмо: Милостливый государь Сергей Дмитриевич Контора Совета имеет честь уведомить Вас что 23 минувшего декабря Августейший Председатель Московского Художественного Общества постановил назначить Вас младшим преподавателем фигурного класса Училища Живописи, Ваяния и Зодчества с окладом жалования 600 рублей годовых и 400 рублей квартирных, считая определение на службу с15 го минувшего октября. Секретарь совета.
Преподавал он там по1918 год. (В этот период там обучался С.В.Герасимов) Имеется письмо Милорадовича к С.В. Период написания письма правда неизвестен:
Многоуважаемый Сергей Васильевич! Приношу Вам мою искреннюю благодарность за материальную помощь оказанную мне при вашем добром содействии. Прошу передать мою благодарность всем художникам, которые оказали мне свое сочувствие в этом деле ХЛЕБ 85 + 1Р52 ЛЕКАРСТВО 3Р. Дай Бог вам всем доброго здоровья и благоденствия на многие годы Уважающий вас.
В 1918-1924 годах вел педагогическую работу в разных учебных заведениях Москвы.
В 1909 году за известность на художественном поприще был удостоен звания академика Императорского Московского Археологического общества. Являлся членом комиссии по ремонту и реставрации Успенского собора Московского Кремля в 1914-1918 годах
В1894 году совершил поездку за границу, посетив Варшаву, Берлин, Дрезден, Париж. Сергей Дмитриевич был дружен с семьей Фоминских, снимавших дачу в Тесово в течение нескольких лет.
Сергей Дмитриевич Милорадович был последователем реалистических традиций в русском искусстве второй половины 19 века. Он писал картины на историко-религиозные сюжеты, портреты, пейзажи бытовые композиции. Происходя из среды духовенства и хорошо зная его быт и нравы, художник часто изображал бытовые сцены из жизни священников, а также обращался к темам из истории церкви. Работая над историческими полотнами, художник опирался не только на жизненные впечатления, он много читал источники, консультировался с профессорами истории. Его первая работа «Черный собор» Г.Т.Г.1885г. посвящена расколу церкви. Полотно художника «Патриарх Гермоген отказывается подписать грамоту в пользу поляков» написано в 1896 году. Художник обратился к одному из самых драматичных периодов нашей истории – Смутному Времени, которое выдвинуло на историческую сцену много неординарных личностей. Одним из таких людей был Патриарх Гермоген. Великий печальник за Русскую землю был человек сложного, чрезвычайно упрямого, жесткого, неуживчивого характера, но при всем том, это был человек прямой, честный, свято служивший своим убеждениям, а не личным выгодам. Его непоколебимость в вере была одной из составляющих в общей борьбе за независимость русского государства. Драматизм этого произведения отражает день, когда к патриарху уже находящимся в заточении пришли в очередной раз бояре и поляки требовать чтобы он убедил нижегородское ополчение уже подступившее к Москве присягнуть на верность польскому королевичу. Но патриарх отказался и умер заморенный голодом в 1612 году. Вот как отзывается об этой картине Василий Суриков в своем письме Милорадовичу:
«Картина Ваша очень хороша. Лицо Гермогена отнюдь не трогайте - оно удалось. Руку у заставляющего подписать надо прибавить в толщину. У Гермогена надо нарисовать. Следки у поляка в мантии надо увеличить. Скомпонована картина очень хорошо. Огонь краснее надо (пламя). Ножку и у стола толще, и у человека, опирающегося на стол, правый следок больше. я еще зайду поговорить о картине к Вам. Ваш В.Суриков». Картина «Суд над патриархом Никоном» написана в1906 году. Патриарх Никон также неординарная личность в истории православной церкви его деятельность положила началу раскола. Он исповедовал идею о превосходстве церковной власти над светской что и привело конфликту с царем Алексеем Михайловичем не поддержало его и духовенство и на соборе 1666года он был лишен сана и был сослан в Белозерский Ферапонтов монастырь. Еще одна картина связанная с расколом церкви это «Путешествие Аввакума в Сибирь». Протопоп Аввакум Петров идейный лидер и вдохновитель борьбы с Никоновской реформой, яркий проповедник и выдающийся писатель в 1653 году был сослан в Тобольск затем в Даурию и после в Пустозерск откуда сидя в земляной тюрьме, рассылал воззвания к своим единомышленникам, обличая безбожную власть и Никонианское духовенство. На соборе 1666 года в Москве был лишен сана и отлучен от церкви, а в 1682 году казнен «за великие хулы на царский дом» через сожжение на костре.
Полотно «Оборона Троице-Сергиевой лавры» написанная в 1894 году еще одна работа Сергея Дмитриевича, показывающая героизм русского народа. Сколько не пытались шляхтичи взять штурмом лавру но так и не смогли.
Картины Милорадовича Сергея Дмитриевича находятся в собраниях Государственной Третьяковской Галереи, Русского музея, музея истории религии и других музеев и архивов.
Н.К. Федоров.
Достарыңызбен бөлісу: |