Свами Сатьянанда Сарасвати
"Тантрические медитации"
СОДЕРЖАНИЕ
ОТ ИЗДАТЕЛЕЙ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ОТ РЕДАКТОРА
Часть I. ТЕОРИЯ МЕДИТАЦИИ
Глава I. ЧТО ТАКОЕ МЕДИТАЦИЯ?
Глава II НАУКА, ЙОГА И МЕДИТАЦИЯ
Глава III. МЕДИТАЦИЯ И ЗДОРОВЬЕ
Глава IV. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЙОГИЧЕСКОЙ ФИЗИОЛОГИИ
Глава V. ПЕРЕПРОГРАММИРУЙТЕ СВОЙ УМ
Глава VI. ФИЛОСОФИЯ ЙОГИ
Часть II. ПОДГОТОВКА К МЕДИТАЦИИ
Глава VII. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА И СОВЕТЫ
Глава VIII. МЕДИТАТИВНЫЕ ПОЗЫ
Глава IX. МУДРЫ И БАНДХИ
Глава X. ПРАНАЯМА
Часть III. ПРАКТИКА МЕДИТАЦИИ
Глава XI. ДЖАПА ЙОГА
Глава XII. МАНТРА СИДДХИ ЙОГА
Глава XIII. АДЖАПА ДЖАПА
Глава XIV. ЙОГА НИДРА
Глава XV. АНТ АР МАУНА
Глава XVI. ВНУТРЕННЯЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ
Глава XVII. ЧИДАКАША ДХАРАНА
Глава XVIII. ТРАТАКА И АНТАР ТРАТАКА
Глава XIX. НАДА ЙОГА
Глава XX. АБСТРАКТНЫЕ МЕДИТАЦИИ
Глава XXI. ДРУГИЕ МЕДИТАТИВНЫЕ ПСИХОТЕХНИКИ
Глава XXII. ПРAHA ВИДЬЯ
Глава XXIII. КУНДАЛИНИ КРИИ
Часть IV. ПРИЛОЖЕНИЯ
А. МАНТРЫ РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИЙ
Б. СЛОВАРЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ТЕРМИНОВ
СВАМИ САТЬЯНАНДА САРАСВАТИ
ТАНТРИЧЕСКИЕ МЕДИТАЦИИ
Авторизованный перевод К.Г.Стрельцова
БИХАРСКАЯ ШКОЛА ЙОГИ, МУНГЕР (ИНДИЯ) ОБЩЕСТВО ВЕДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ "АМРИТА"
ПОСВЯЩЕНИЕ
Почтение тем, кто приходил в этот мир, помогая страждущим, и ушел из него, оставив после себя добрую память...
Слава всем известным и неизвестным сподвижникам-первооткрывателям, которые сами достигли совершенства и помогали другим выйти к свету мудрости...
Слава и глубокие смиренные поклоны тем вечным сущностям и великим именам, чьи законы и поучения воплощены в этой книге как практические рекомендации каждому из нас...
Вот эти сущности и имена:
Господь Брахма, Господь Вишну и Господь Шива в своих различных формах...
Безупречные Духовные Учители Васиштха, Вьяса и Шанкара чарья...
Девять натх, восемьдесят четыре сиддхи и шестьдесят четыре йогини...
Авраам, Моисей и составители Каббалы...
Иисус, эссеи и христианские святые...
Магомет и суфии-Мистики майи...
Зороастр, Махавира, Господь Будда, Падмашамбхава, гуру Нанак, Бабаджи, Кабир, Тулсидас, Чайтанья Махапраб-ху, Патанджали, бхайравы и бхайрави...
Купы, агхоры и авадхуты... Великое Белое Братство... Тантрики-сиддхи, подобные Рампрасаду...
Сарвананда, Вамакшепа, Парамахамса Рамакришна, Тай-ланг Свами, Саи Баба (Ширди), Лахири Махасаи, Шри Юк-тешвар, Свами Йогананда, Джон Вудрофф, Свами Вивека-нанда, Шри Ауробиндо, Свами Нитьянанда, Мехер Баба, Ра-мана Махарши, Парамгуру Свами Шивананда из Ришикеша...
САТЬЯНАНДА ПАРАМАХАМСА
Свами Сатьянанда Сарасвати родился в 1923 году в небольшом городке близ Альмора, у подножия Гималаев. Будучи ребенком, он проявлял незаурядные способности и в шесть лет испытал первое духовное потрясение. Многие мудрецы и садху, проходя мимо его дома на пути к вершинам Гималаев, благословляли впечатлительного мальчика, который с ранних лет инстинктивно тянулся к духовным постижениям. В 19 лет он оставляет дом и семью, надеясь найти своего духовного учителя. Вскоре он встречает в Ришикеше своего гуру Свами Шивананда. На протяжении 12 лет он верно и преданно служил своему учителю, и Свами Шивананда говорил, что этот ученик работал за четверых. Свами Сатьянанда действительно трудился с рассвета до позднего вечера, не гнушаясь никакой работы - от уборки до управления ашрамом. Служить гуру было его страстью и отрадой. Он свято исполнял завет учителя Свами Шиванан-ды, который говорил ему: "Работай усердно, и ты будешь просветлен. Не думай о свете. Он сам будет излучаться из тебя". Так и случилось: Свами Сатьянанда Сарасвати стал светочем хатха йоги и кундалини тантры. После 12 лет, проведенных с гуру, Свами Сатьянанда много странствовал по всей Индии, Афганистану, Бирме, Непалу и Цейлону, встречаясь со многими выдающимися йогами и святыми, а в часы уединения совершенствовал йогическую технику, размышляя о том, как помочь страждущим.
В 1963 году он основал Движение Международного Общества Йоги. Вскоре возникла и Бихарская Школа Йоги в Мунгере, как средство духовного возрождения и в Школу потянулись со всех концов свет. Учение Свами Сатьянанды стало быстро распространяться по всему миру. В 1968 году он отправился в кругосветное путешествие, широко популяризируя древнюю йогическую традицию среди всех людей, независимо от религиозной, национальной или расовой принадлежности. С тех пор Свами Сатьянанда стал ведущим лидером Йоги и Тантры.
В 1983 году он назначил Свами Ниранджанананда Сарасвати своим преемником. С тех пор его любимый ученик является Президентом Би-харской школы йоги и духовным лидером всех присоединенных йоги-ческих центров. В 1984 году Свами Сатьянанда основал благотворительно-социальный институт Шивананда Матх и научно-исследовательский институт йоги.
В 1988 году Учитель оставил Мунгер и принял самоотречение Кшетра санньясу, т.е. отрешение от всех хозяйственных дел и паломничество по сиддха тиртхам (священным местам Индии. - Прим.Ред.) в качестве блуждающего санньясина, не принимающего никакой помощи даже от тех ашрамов и институтов, которые сам основал...
В настоящее время Сатьянанда Сарасвати живет жизнью Парама-хамсы санньясы, который обладает вселенским видением.
Бихарская школа йоги
Бихарская школа йоги в Мунгере была основана в 1964 году Свами Сатьянанда Парамахамсой как основной Центр Международного Сообщества Йоги, цель которого заключается в том, чтобы познакомить всех желающих с древнейшей практикой йогических традиций. В 1968 году здесь открылись первые подготовительные курсы для учителей йоги в Европе. С тех пор слава об этом Центре распространилась до самых отдаленных уголков планеты, а сам Центр со своей знаменитой школой пополнился большим числом последователей и новыми филиалами в Индии и за рубежом. Сегодня" Бихарская школа йоги расположена на живописном холме Ганга Даршан, с которого открывается величественная панорама на священную Гангу. Здесь, в ашраме, в атмосфере естественной красоты и в окружении прекрасных благоухающих садов с зелеными лужайками, формируется видение новой йогической жизни. Здесь обучают различным техникам интегральной йоги; специально подготовленные санньясины занимаются с учащимися в оздоровительных программах, рассчитанных как для групп, так и отдельных лиц; есть также курсы по крийя йоге и курсы по подготовке учителей; регулярно проводятся консультации и обучение простым асанам и пранаямам и т.д. Именно здесь, в Бихарской школе йоги, открылась программа подготовки санньясинов среди женщин. Школа имеет отличную библиотеку, в которой представлены редкие книги и свитки по йогической терапии, и оснащена полиграфическим оборудованием, что дает возможность осуществлять весь издательский процесс от набора текста до издания и распространения книг. Система конвенций, семинаров и лекционных турне способствуют распространению йоги "от двери к двери" и "от берега к берегу". Квалифицированные санньясины организуют собрания, семинары и лекции по всей Индии и за рубежом, т.к. не каждый может позволить себе роскошь приехать в Индию и жить, обучаясь в ашраме.
Шивананда Матх
Шивананда Матх - это социально-благотворительная Миссия, основанная Сатьянанда Парамахамсой в 1984 году в честь своего Учителя Свами Шивананды Сарасвати. Цель Миссии - помочь отверженным и неимущим особенно в сельских местностях. К настоящему времени Шивананда Матх завершил следующие проекты: выдача стипендий более, чем 500 способным студентам; бесплатное распределение одежды потерпевшим от стихийных бедствий; сдача в эксплуатацию в Мунгере 50 колодцев для снабжения населения дополнительной водой; регулярные двухнедельные выезды в деревни мобильного госпиталя для оказания необходимой помощи людям и животным; организация в Мунгере автобусной остановки. В ближайшее будущее предполагается: организовать шефство над другими деревнями, построить ряд образцовых поселений, снабдить отсталые районы школьными учебниками. Однако, важнейшей стратегической целью Шивананда Матх по-прежнему остается совокупность таких задач: обеспечение засушливых районов достаточным количеством водоемов, колодцев и ручных насосов; строительство школ, библиотек, исследовательских центров, общежитий, приютов для сирот, домов отдыха, ашрамов, больниц, санаториев, центров скорой помощи и домов для отстающих в развитии. Все перечисленные мероприятия будут реализованы, разумеется, независимо от кастовой, социальной или религиозной принадлежности.
Исследовательский Фонд Йоги
Исследовательский Фонд Йоги был основан Сатьянанда Парамахамсой в 1984 году с целью научного обоснования йогической практики, как важнейшей сущности дальнейшей эволюции человечества. В течение пяти лет институт занимался исследованием природы наиболее распространенных респираторных заболеваний. Опубликованные отчеты убедительно показали, что регулярная практика йоги приносит весьма существенную пользу.
Исследовательская программа, которая была торжественно открыта Ниранджанананда Парамахамсой на Ганга Даршане 10 февраля 1989 года в присутствии международного сообщества врачей, была впоследствии продемонстрирована в Европе и в Австралии. Эти программы базировались на системе тестирования и имели компьютерное обеспечение, позволявшее наблюдать за состоянием практикантов до экзаменов и после них. Участники обучались различным йогическим практикам и получали соответствующие указания для дальнейших исследований.
ОТ ИЗДАТЕЛЕЙ
Тантра - древнейшая наука жизни, нацеленная на ускорение эволюции человечества. Эта система возникла раньше всех религий мира, которые унаследовали, каждая по-своему, эзотерическую сущность тантры. В отличие от вероучений тантра является поистине универсальной и практической наукой, которая приемлема для всех мужчин и женщин, для всех темпераментов и любого духовного уровня, для каждой ситуации. Тантра всюду у себя дома и может стать как духовной практикой, так и средством обучения. Спустя несколько тысячелетий после своего возникновения тантрическая традиция благодаря ариям растворилась в философии Веданты и приняла формы различных систем йоги, ставших сегодня весьма популярными. Цель данной книги - пролить свет на те медитативные техники, которые изначально восходят к тантре и сегодня могут быть использованы практически, в их самобытной подлинной форме. Все психотехники, включенные в данную книгу, основаны на тантре, хотя многие из них считались утерянными" на протяжении тысячелетий. Труднейшую задачу извлечения из тьмы забвения тантрических сокровищ для представления их современному миру в доступной для понимания форме возложил на себя Свами Сатьянанда Сарасвати. Эту заслугу Мастера невозможно переоценить. Даже если человечество будет двигаться вперед маленькими шажками, используя тантрическое богатство, оно весьма существенно поможет себе. Мы надеемся, что читатель не сможет не заметить практической эффективности и теоретической мудрости уникальной традиции, которая после летаргического сна тысячелетий вновь возрождается к жизни.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Всем известно, что подавляющее большинство людей действительно стремится к счастью или, по крайней мере, к продолжительному удовлетворению: одни наслаждаются телевизором и кино, другие - спортом, третьи - женщинами, но после временного "счастья" опять возвращается неудовлетворенность и жажда новых наслаждений.
Так никому не удается достичь постоянного или хотя бы достаточно продолжительного счастья. Воля к власти, стремление занять привилегированное положение в обществе, получить материальную выгоду, вызывают обратную реакцию: страх, ненависть, язву, сердечные приступы, беспокойство ума и пр.
И все же путь к подлинно удовлетворенной жизни существует. Он настолько прост, что люди игнорируют его именно вследствие его простоты и доступности.
Суть этого пути заключается в том, чтобы переориентировать свои стремления от внешнего к внутреннему, т.е. от мира вещей и материальных выгод к миру идей и духовных выгод. Для этого необходимо получить исчерпывающие сведения о целесообразности такой переориентации, которая обеспечивается при помощи погружения в сокровенные глубины сознания.
Именно там вы сможете обнаружить подлинный мир, который превосходит всякое подобие мира, когда-либо испытанное вами. Пока вы находитесь вне ваших сокровищ, вам не увидеть и не понять их ценности, но если вы находитесь внутри этих сокровищ, вам не нужно доказывать, что они представляют для вас ценность. Все, что раньше казалось вам важным, окажется ничтожным.
Это не означает, что вы отрекаетесь от работы, от семьи, от друзей - вовсе нет. Это означает, что вы продолжаете работать, живете с семьей, общаетесь с друзьями, но теперь вы ощущаете постоянное удовлетворение. Конечно, приоритет вашего общения несколько изменится, и вы не будете стремиться к тем, кто опутан паутиной вожделений и суетливой погоней за призрачным счастьем. Вы начнете понимать, что ваше сознание неизмеримо более важная величина, чем то, что окружает его.
По существу, именно сознание, в конечном счете, и определяет вектор ваших устремлений, ибо, где ваше сознание - там и ваши желания.
Итак, если источник ваших действий и ключ к разгадке вашей судьбы лежит в сознании, а не вне его, следует разобраться в принципах работы этого изумительного инструмента и попытаться извлечь подлинную выгоду из этого знания.
Счастье не заставит себя долго ждать и есть метод, который поможет вам непосредственно познакомиться с природой сознания, и этим методом является медитация.
ОТ РЕДАКТОРA
Человек, как личность, формировался на протяжении последних 5.000 лет. В начале своего формирования он вел кочевой образ жизни и был озабочен лишь насущными потребностями выживания, защищаясь в меру своих возможностей от превратностей природы. К настоящему времени человек уже достиг такого уровня, что сама природа стала служить человеку. В развитых странах человеку не приходится думать о пропитании. Процесс эволюционного совершенства представляет постепенное восхождение от хаоса к упорядоченности, от скверны к чистоте и от грубости к утонченности. И хотя большинство людей сосредоточено на физическом благополучии и интеллектуальном престиже (тем более что развитие современных наук и технологий весьма благоприятствует этому), не следует думать, что именно в этом и заключается единственная альтернатива дальнейшему развитию человеческого рода.
Современный человек уже понимает, что он себя обкрадывает, что нечто выпадает из его жизни. В каждом из нас есть подсознание, которое как бы радирует нам, что, видимо, есть некий духовный путь и что он куда-то должен вести. Внутреннее чувство интуитивно подсказывает нам, что духовный путь нельзя сводить к бесплодным фантазиям мечтателей, витающих в облаках. Жизнь великих святых и сподвижников убеждают нас в том, что это - не фантазия, а таинственный опыт обретения счастья. Более того, имеющие этот опыт сами объясняли, куда ведет духовный путь, но, к сожалению, их великие учения чаще всего неправильно интерпретировали вследствие сектантских амбиций или политических соображений. В действительности, все великие наставники человечества призывали к одному и тому же: заглянуть внутрь самих себя и постичь свою подлинную сущность. По существу, они говорили одно и то же, но изъяснялись по-разному.
Так, например, Иисус Христос говорил: "Царство Божие внутри вас есть". Древнегреческие мудрецы утверждали: "Человек - мера всех вещей", "Человек, познай себя, и ты познаешь весь мир". На Востоке говорили о том же. Парамахамса Рамак-ришна однажды сказал: "Есть чудесная сказка о белом олене, который всюду ищет источник запаха, который в действительности
исходит у него изнутри". Господь Кришна в Бхагавад гите провозгласил: "Медитация важнее накопления знаний". Опыт таких личностей не бессмыслен. Он свидетельствует о том, что настоящий путь эволюции и самосовершенствования следует искать не снаружи, а внутри, и каждый может его обнаружить, глубоко погрузившись в себя. Это Царство всегда находилось там, даже еще до вашего рождения... Выбор за вами: или вы по-прежнему будете прощупывать внешнюю вселенную в поисках вашего счастья, которого там нет, и никогда не было, или же вы последуете иным путем, который откроет пред вами врата внутренней вселенной, и вы убедитесь, что мудрецы и Учители не обманывали вас. От вас не требуется, чтобы вы совершали насилие над собой, в корне изменяя свой стиль жизни. Вам предлагается лишь добавить к вашему стилю жизни практическую духовную технологию, которая постепенно приведет вас к медитации.
"Хорошо, - скажете вы, - допустим, что я решил вступить на духовный путь. С чего я должен начинать?"
Поначалу начните осваивать простые йогические позы (асаны). В дальнейшем вы можете перейти к более сложным стадиям, таким, например, как концентрация внимания и медитация. Медитативные практики впервые откроют пред вами сокровища вашего внутреннего опыта. Пора серьезно отнестись к своему психическому потенциалу. Современные исследования ученых подтверждают, что около 95% психических способностей человека остаются невостребованными. Они ждут своего часа. Это указывает на то, что науку ожидают впереди величайшие открытия в сфере исследований поистине безграничных возможностей человеческого сознания.
Психическая астронавтика начнет бороздить просторы внутренней вселенной человека, а психические рентгенологи рассматривать и изучать строение и феномены не только того сознания, которое устремлено вовне, но и сознания, устремленного вовнутрь себя. Большинство людей полагает, что говорить о каком-то ином сознании, кроме того, которым мы обычно пользуемся в повседневной жизни, бессмысленно и бездоказательно. А между тем ученые уже установили, что кроме обычного сознания (ума), который воспринимает, сортирует, анализирует зрительные, слуховые и прочие ощущения, существует еще и подсознание, в котором откладывается то, чего не сознаем, не сортируем и не анализируем. Подобно тому, как верхушка айсберга указывает на то, что большая его часть находится под водой, так и очевидное наличие сознания указывает на то, что большая его часть находится в подсознании. Йога, однако, рассматривает все части сознания, как одну сущность, в состав которой входят различные слои - от более грубых к более тонким. Грубые слои сознания управляют нашими насущными повседневными потребностями и инстинктами. Сюда же относится и рациональная, аналитическая способность человека. К сожалению, сознательность большинства людей ограничивается именно этой сферой и потому они не способны понять и прочувствовать, что есть еще иная, не менее существенная, а, пожалуй, более важная сфера человеческой деятельности, которая остается невостребованной... Источник творческого потенциала человека, интуитивное чувство, духовные способности локализованы именно там. В этом вопросе современная психология и йога не расходятся. По сути, сосуществование всех этих слоев сознания указывает на то, что сознание можно как расширять, так и сужать. Термин "расширение сознания" уже прочно вошел в словарный запас научной лексики. В различных духовных традициях в понятие "расширенного сознания" входит слияние активизации всех его слоев, и подобное слияние именуется по-разному: самосознание, самореализация, нирвана, сатори, слияние с Богом и т.д.
Внешний мир можно сравнить с бесконечным кругом, в состав которого входит бесконечное количество горизонтальных плоскостей, а внутренний мир - с центром этого круга. Круг олицетворяет бесконечные время и пространство, а центр - сущность нашего сознания и самого бытия. Уделяя преимущественное внимание внешнему миру, мы блуждаем по периферии круга в различных плоскостях, не способные достичь центра. Но если мы начинаем пробуждать свое самосознание, то продвигаемся к центру, основе всех основ.
Давайте же начнем это путешествие сейчас! Но как к этому приступить? Когда мы предпринимаем путешествие во внешний мир, способ известен: мы отправляем свое физическое тело гулять по парку, или покупаем для него билет на поезд или на автобус. Мы можем также отправить его на самолете, ну а если нас интересует космическое пространство, мы постараемся полететь в космическом корабле и опуститься на другую планету. Но как отправиться во внутреннее путешествие? Выше мы уже говорили о том, что это возможно сделать при помощи медитации. Медитация является тем средством передвижения, которое предназначено именно для внутренних странствий. Вам для этого не нужно покупать билета. Этим билетом является ваш ум, и он позволяет вам отправиться в путешествие незамедлительно.
В данной книге мы стремились не отвлекаться на теоретические и далекие от практики аспекты медитации. Наша главная цель - показать, какие возможности открываются перед теми, кто начинает практиковать медитацию, как лучшим образом подготовиться к медитации и, наконец, как медитация связана с другими формами йоги и различными практиками. Мы акцентируем читателя на получение личного опыта, ибо даже незначительный опыт, но свой более важен, чем тысячи слов, тем более что словами невозможно в полной мере описать то, что испытывает медитирующий во время медитации. Цель и смысл медитации заключается в том, чтобы уйти от слов и анализа и не остаться в плену у заурядных "истин". Мы предлагаем вам совершить медитативный процесс собственноручно и узнать, чем для вас является медитация. Не верьте слепо опыту других. Если вам нравится знакомиться с опытом других, не имея своего собственного, то данная книга, пожалуй, не удовлетворит вашего любопытства и вам придется искать для этой цели другую.
В этой книге вам предлагается познакомиться с индивидуальными усилиями, которые способны изменить природу ума. Обычно наши мнения и реакции в большей степени зависят от наших инстинктов, чем от свободного выбора. Мы запрограммированы действовать и реагировать определенным образом в различных ситуациях в соответствии с тем, что нам нравится или не нравится, что мы любим или ненавидим. Если внешний мир и окружающие нас люди не сопрягаются с нашими представлениями, мы чувствуем себя несчастными, угнетенными и подавленными. Эти факторы являются весьма серьезными препятствиями для медитации. Для того чтобы достичь успехов в медитации, необходимо изменить состояние ума, подготовить его к переходу в непривычное, новое состояние. Медитативные практики являются превосходным средством преодоления закомплексованности, агрессии, склонности к конфликтам, корни которых находятся в недосягаемой для обычного ума подсознательной и бессознательной сфере. Каждый из нас может стать своим личным психоаналитиком. Как только проблемы будут вскрыты, их можно устранить самовнушением (см. об этом в гл. IV), после чего преображается вся жизнь, которая становится цельной и счастливой.
Йога и медитация не противостоят тем или иным религиозным или философским убеждениям или отсутствию таковых. Напротив, упражнения, связанные с йогой и медитацией, дают возможность индивидууму вести гораздо более активную жизнь. Такой человек будет лучше понимать убеждения других людей, не вступая с ними в пререкания, и, следовательно, более гармонично взаимодействовать с ними в повседневной жизни.
Небольшое предостережение: не надейтесь, что вам удастся сразу достичь высокого уровня медитации. Подлинную медитацию можно по праву назвать высокой стадией духовной жизни. И все же любая практика медитации стоит затраченных усилий, потому что продвигает нас вперед. Должен признаться, что я и сам поначалу был настроен скептически, когда впервые познакомился с медитацией. Я не мог понять, как я, просто закрыв глаза, могу воздействовать на себя. До этого я много раз уже закрывал глаза (и не только во сне), но ничего особенного не происходило. Однако постепенно, продолжая практику, стараясь не уснуть, я все больше убеждался в том, что ошибался. Мои сомнения, как и моя наивность, медленно рассеивались. И опять я повторю: не количество прочитанных мною книг по медитации помогли мне рассеять сомнения и осознать, какой неотъемлемой частью моей жизни стала медитация, а мой личный опыт и ничто другое.
ПОМНИТЕ: Даже кратковременная медитативная практика, проводимая регулярно, постепенно преобразует всю вашу повседневную жизнь в лучшую сторону. И не подражайте великим святым, которые находились в медитативном состоянии почти постоянно. Медитативное состояние, которое вы испытаете, будет благотворно освежать вас в течение всего дня. Благодаря регулярной практике вы изменитесь к лучшему, ваше поведение и отношение к окружающему преобразится, и пред вами откроется удивительно прекрасный мир...
Часть I
ТЕОРИЯ МЕДИТАЦИИ
ГЛАВА I. ЧТО ТАКОЕ МЕДИТАЦИЯ?
Медитация - это нечто такое, о чем многие что-то слыхали, некоторые имеют какое-то мнение, и лишь немногие действительно знают, что это такое. Как и все другие субъективные переживания, медитацию невозможно определить словами. Читатель должен сам обнаружить ее у себя, чтобы понять этот феномен. Опыт субъективного состояния вполне реален а описание этого опыта не является реальностью, что особенно верно по отношению к медитации. И все же мы попытаемся пролить свет на этот предмет обсуждения. Но поначалу давайте проясним, как современная психология рассматривает природу ума. Все сознание в целом (в нашем примере это - айсберг вместе с подводной частью) психология подразделяет на три сферы: низший ум (подсознание), средний ум (сознание) и высший ум (сверхсознание). Низший ум вовлечен в активную деятельность и координирует такие функции, как дыхание, кровообращение, пищеварение и т.д. и является хранилищем наших инстинктов, комплексов и страхов. Средний ум занят регистрацией фактов, их анализом, определением, концентрацией внимания. Однако средний ум порой не может придти к определенному выводу, пока, наконец, низший ум (т.е. подсознание), неожиданно спонтанно не подскажет ему верное решение и тогда средний ум с триумфом принимает его, как свое решение. Итак, средний ум - это царство рассудочности, логики, интеллекта, и часто не прочь воспользоваться как дарами инстинктивного, низшего ума, так и дарами интуитивного, или высшего ума. Высший ум - это область сверхсознания, источник интуиции, вдохновения, блаженства и трансцендентального опыта.
Откровения, пророчества, видения проистекают именно отсюда. Таким образом, наша повседневная деятельность, наша обычная форма сознания ограничивается, как правило, лишь средним умом, воспринимающим внешние сигналы и реагирующим на них. При помощи этого ума вы сейчас читаете данные строки и пытаетесь осмыслить их. Под этим умом расположена скрытая форма айсберга, или, по выражению Карла Юнга, "коллективное бессознательное", вместилище всей нашей прошлой эволюции и архетипов, запись всей нашей деятельности в прошлых жизнях. Именно этот ум связывает всех нас воедино, так как в нем заключена информация о нашем общем прошлом.
Однако за пределами подсознания и сознания живет высшее сознание, или подлинная природа нашего "Я". Эта возвышенная природа высвечивает все наши дела, слова и мысли даже тогда, когда мы не сознаем этого, а между тем большинство людей уверено, что наша жизнь направляется сознанием, импульсами эго, пристрастиями и антипатиями, - иными словами, тем, что психология называет "средним умом". Что же происходит, когда мы медитируем? В процессе медитации мы направляем наше сознание в различные части нашего ума. Чаще всего, однако, это сознание ограничено поверхностной сферой бессознательного или рациональной областью его. Но развитие медитативного процесса ведет к постепенному отстранению от рассудочности. В таких случаях медитирующие начинают воспринимать причудливые формы, или пробуждают укоренившиеся комплексы, о которых даже не подозревали. Порой они начинают испытывать страхи, которые раньше их не беспокоили. Почему это происходит? Это происходит потому, что сознание проникает в ранее неведомые глубины подсознания, вытягивает из пучины забвения образы и пробуждает силы, которые обычно проявляли себя, как гнев, ненависть, депрессия и т.д. До сих пор не был выявлен источник этих негативных разрушающих страстей, и мы были заложниками и жертвами этих слепых сил, но теперь, когда встреча с источником состоялась, он может быть устранен вместе с его ядовитыми испарениями, и жизнь станет более счастливой. Многие медитирующие начинают, наконец, осознавать процессы, управляющие телом.
Но медитация имеет как низшие, так и высшие стадии. Высшей стадии достичь невозможно, если предварительно не устранены навязчивые страхи и комплексы. Врата в Высшее Царство плотно закрыты, так как именно эти страхи и комплексы являются замками и блокируют любое движение в их сторону. Любопытно, что хотя наше сознание может странствовать и проникать в любую сферу ума (от низшего до высшего), оно притягивается все-таки к низшему, как железо к магниту. Порой кажется, что сознание как бы испытывает извращенное удовольствие всякий раз, когда ему удается погрузиться в эту пучину тревог и страхов...
В высшем медитативном состоянии сознание продвигается к высшему уму, или к сфере сверхсознания. Когда сознание поднимается над средним умом, т.е. областью рациональной, оно начинает ощущать, что только теперь приближается к подлинной реальности. Медитирующий вступает в сферу света и вдохновения. Происходит зондирование мира идей и мира бытия. Мы входим в иные измерения, в неизведанные доселе области бытия, которые раньше воспринимались, как плоды воображения.
Кульминацией медитации является самореализация. Это происходит тогда, когда разрываются покровы всех ограничений и сознание отождествляется со своей сокровенной сущностью, с единственной и подлинной Реальностью "Я". С этих пор сознание становится чистым. Когда личность достигает самореализации, это означает, что достигнут контакт не с позицией эгоистического "я", а с высшей сущностью "Я". Когда такой человек совершает какие-либо действия, проистекающие из такого отождествления, его тело и ум действуют, как две отдельные сущности. Ум и тело уже не реальны для него - они просто проявления его сущности. Таким образом, целью медитации является транзитное исследование всех сфер ума и отождествление сознания с самим собой.
Существуют два типа медитации: активная и пассивная. Активной медитацией называется та, которая совершается как регулярный ежедневный долг во время прогулок, разговоров, еды и пр. По существу, активная медитация является целью йоги. Это, однако, не означает, что необходимо бездействовать или действовать без энтузиазма - работа, как и внешняя активность, совершаются более эффективно и энергично. Активную медитацию можно развить, совершая пассивные медитативные практики, которые описаны в этой книге, если отождествляться с процессом карма и бхакти йоги (об этом говорится в соответствующих главах). Пассивная медитация - это сидение в определенной позе и совершение медитативной практики, которая также предлагается в этой книге. Цель - унять всегда беспокойный и блуждающий ум и превратить его в однонаправленный. Лишь при этом условии может наступить медитативное переживание. Данный процесс можно разделить на четыре этапа:
1 этап: фиксация ума на объекте, звуке, дыхание, образе, символе и т.д. В этой стадии ум успокаивается и входит в свою интравертную природу.
2 этап: успешное завершение I этапа автоматически ведет к свободному потоку мыслей, комплексов, видений, воспоминаний
и пр. из сферы бессознательного. Лишь теперь возникает возможность прозондировать низший (подсознательный) ум и нейтрализовать его негативные комплексы.
3 этап: начинается проникновение в сферу сверхсознания. По существу, подлинная медитация наступает только сейчас. В нас пробуждаются могучие резервы невостребованных знаний и энергий, которые отождествляются со всем космосом, и наше бытие бесконечно расширяется.
4 этап: трансцендированный ум отождествляется с Высшим Сознанием. Цель самореализации достигнута. Успехи в пассивной медитации автоматически ведут к активной медитации. Ум, глубоко погруженный в пассивную медитацию, способен жить в постоянном медитативном состоянии, даже совершая мирские обязанности. Чем глубже вы проникаете в глубины своего ума во время пассивной медитации, тем активнее будет ваша внешняя деятельность и эффективнее ум. При этом интенсивнее начинает работать не только ум, но преобразуется вся жизнь, работа, любое занятие, и человек порой совершает то, о чем даже не мечтал.
Когда мы достигаем самореализации, пассивная медитация становится излишней. На этом этапе человек полностью погружен в свой внутренний мир духовных ценностей, и это ему нисколько не мешает быть естественным в своем самовыражении во внешнем мире. Такая самореализованная личность живет как в духовном, так и в материальном мире, не зная конфликта. Это и есть состояние непрерывной, спонтанной и активной медитации.
Обычно люди склонны полностью отождествляться с объектами восприятия. Так, например, если мы очарованы закатом солнца, наше внимание поглощено этим зрелищем настолько, что мы забываем о себе. Мы забываем, что имеем дело не с закатом, а с нашим восприятием заката. Мы так отождествлены с внешней природой, что в это время забываем о внутренней природе. То же, возможно, происходит и сейчас, когда мы читаем эти строки: сознаем ли мы, что эти слова переживаются нами, или мы отождествляем себя с этими словами?
Идеальной ситуацией являлась бы та, при которой закат или иной объект восприятия переживался бы нами как переживание восприятия, и при этом осознание не утрачивало бы себя. Иными словами, субъект переживания существовал бы объективно.
Следовательно, духовное ощущение переживаемого возрастает, ибо самость, сама душа, сознательно впитывает в себя объект. Внешнее переживание от созерцаемого преобразуется во внутреннее блаженство. Если до этого природа самости омрачалась переживанием объекта, теперь она сияет в первозданной славе субъекта.
Сказанное справедливо и для всего материального существования. Поначалу мы должны пережить внешние явления, как часть нашей жизни, но впоследствии мы можем дополнить нашу внешнюю жизнь жизнью внутренней. Так мы будем более полноценно радоваться материальной жизни.
В настоящее время мы преимущественно экстравертны, ибо вследствие неведения мы не осознаем в себе океана блаженства, который живет в недрах нашего существа. В этом и заключается важнейшая задача медитации - оторвать сознание хотя бы на короткий миг от вовлечения во вне и направить его во внутрь, чтобы, наконец, проблеск внутренней жизни привлек внимание и чтобы затем связать эту внутреннюю жизнь с внешней. Связь эта всегда существует, хотя мы этого и не осознаем. Именно медитация наделяет нас осознанием этой связи и направляет к духовному счастью и миру. Медитация дает нам возможность осознать жизненную важность субъективных переживаний как сокровенной природы нашего подлинного наследия.
Медитация принадлежит всем. Это - нечто такое, что каждый должен и может испытать спонтанно. Однако мы не получаем опыта медитативного переживания вследствие образа жизни, который препятствует этому. Постоянное напряжение блокирует нашу внутреннюю природу. Мы регулярно совершаем действия, которые считаем единственно целесообразными, несмотря на то, что они могут противоречить нашей внутренней природе. Мы никак не можем преодолеть конфликт между тем, что совершаем, и тем, что нам хочется совершить. Мы стремимся к тому, чтобы кем-то стать, вместо того, чтобы просто быть самим собой. Как только нам удастся связать то, кем мы являемся, с тем, что мы хотим - медитация произойдет спонтанно.
Знание, которым большинство из нас оперирует, представляет интеллектуальное знание, извлеченное из рациональной сферы нашего ума. Подобное знание является формой относительного знания, а не подлинного, истинного знания. Оно ограничено определенным кругом фактов и цифр, благодаря которым мы выводим теории, концепции и наши взаимосвязи с окружающей средой. Такова научная, технологическая, философская и другие формы рассудочности, которые восходят к рациональному уму. Ошибка заключается в том, что исходные предположения таких теорий и концепций считаются самодостаточными и, тем не менее, мы вновь и вновь убеждаемся в том, что знания подобного рода иногда высвечиваются с другой стороны, и тогда мы приходим к выводу, что этого знания недостаточно.
Вот несколько примеров. Ньютон выдвинул теорию гравитации, которая была принята, как абсолютная истина. Однако несколько столетий спустя Эйнштейн доказал, что гравитации не существует. Подобные курьезы можно обнаружить не только в истории наук, но и во всяком интеллектуальном акте. Утверждения, которые мы извлекаем из рационального ума, со временем подвергаются существенным коррективам того же ума по мере накопления информации.
Знания, как известно, можно извлекать не только рассудочным путем, но и посредством ощущений и эмоций: истину можно прощупать ментальным путем, но можно прочувствовать и эмоциональным образом. Многие ошибочно полагают, что эмоциональное проникновение в истину является интуитивным знанием, или знанием высшего порядка, таким знанием, которое проявляется за пределами интеллекта и эмоций. Это - медитативное или интуитивное знание, которое по существу и является единственно реальным знанием, абсолютным и непогрешимым. В отличие от рационального знания, которое пытается воссоздать полную картину из соединения частей, интуитивное знание непосредственно созерцает целое, как сумму всех возможных частей. Это происходит вследствие того, что источник интуитивного знания восходит к сверхсознательному уму. Данное знание не зависит ни от интеллекта, ни от эмоций, которые склонны искажать или окрашивать реальное знание. Медитативное извлечение знания не имеет ничего общего с этим. В противном случае это не медитация.
Что же происходит в процессе медитации? В процессе медитации формируется связь между высшей областью сознания (сверхсознанием) и осознанием этой связи, вследствие чего медитирующий проникает в глубокие и тонкие ментальные вибрации и пропитывается ими. Хотя эти тонкие вибрации существуют всегда, обычно они не воспринимаются, за исключением тех случаев, когда интуитивные озарения, вдохновения и творческие просветления на миг приоткрывают завесу с этой "таинственной" сферы. Закомплексованный ум не дает возможности заглянуть за эту завесу и всегда остается в плену рационализма и заурядных измышлений. Обычное сознание довольствуется пережевыванием уже пережеванного, анализируя проявления тех причин и следствий, которые находятся по ту сторону проявлений, т.е. в царстве высшего знания и тончайших вибраций.
Таким образом, глубочайшие аспекты жизни могут быть обнаружены только в процессе медитации.
Достарыңызбен бөлісу: |