И. А. Мустакимов
Восточные источники XVI–XVIII вв. об Орда-Ичене и Ордуидах
История Золотой Орды является общим наследием татарского, казахского и ряда других народов, предки которых проживали на территории этого государства. Архивисты и историки Татарстана прилагают усилия к поиску и изучению источников по нашей общей истории. Сегодня я хотел бы рассказать о тюркоязычных источниках, содержащих сведения об Орда-Ичене – старшем сыне Джучи и внуке Чингис-хана, и о потомках Орда-Ичена. Как известно, владения Орды и Ордуидов составляли левое крыло, т.е. восточную часть Золотой Орды и занимали территорию современного Казахстана. Сведения об Орда-Ичене и его потомках в дошедших до нас источниках весьма кратки. В очень большой степени это касается комплекса тюркоязычных источников XVI – XVIII вв., созданных в рамках джучидской традиции. Первой по хронологии в этом ряду стоит анонимная хроника «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме», созданная в начале XVI в. при дворе шибанидского правителя Средней Азии Мухаммед-Шейбани-хана. Та часть этой хроники, которая описывает события до второй трети XV в., в основном является переводом или пересказом произведений персоязычной (ильханской и тимуридской) историографии. Однако встречаются и оригинальные сведения. В пересказе родословия Джучидов составитель «Таварих-и гузида» во многом следовал «Сборнику летописей» Рашид ад-Дина, но, как правило, делал это вдумчиво. Например, имя одного из внуков Орды (Коничи или Куинчи у Рашид ад-Дина) в «Таварих-и гузида» систематически написано Кубанчи, сын Орды Чурмакай в «Таварих-и гузида» назван Чормагуном. Иногда в «Таварих-и гузида» по иному, чем у Рашид ад-Дина, расставлены акценты. Например, в «Таварих-и гузида» есть следующие фрагменты, отсутствующие у Рашид ад-Дина: «Среди этих [четырнадцати сыновей Джучи] от наложниц были рождены Тангкут, Боал, Чимтай, Сонкур. Они следовали за Шибан-ханом (т.е. находились в подчиненном положении относительно Шибана. – И.М.). За Иченом следовали (т.е. находились в подчиненном положении относительно Ичена. – И.М.) Мухаммад, Удур, Тука-Тимур, Сангум. Они после смерти их отца ходили к своему деду Чингиз-хану. Известно, как они были пожалованы». «Орду был согласен на воцарение Бату и почитал его как отца». «Половина войска Джучи-хана была у Орды, половина – у Бату-хана… Обоз (аурук) царевичей левого крыла находился при обозе (аурук) Орды, однако государем улуса был Бату, и курултаи проводились Батыем». Что касается приводимой в «Таварих-и гузида» родословной потомков Орды, то она в целом соответствует приведенной у Рашид ад-Дина, т.е. приведена по состоянию на первую четверть XIV века. В хронике «Чингиз-наме», составленной в середине XVI в. и принадлежащей перу хивинского автора Утемиш-хаджи, приводится другая версия истории Орда-Ичена. Согласно этому источнику, Саин (Бату) и Иджан (Орда), уступавшие друг другу ханский трон в улусе своего отца, для разрешения этого спора вместе с 17 другими сыновьями Джучи прибыли к своему деду Чингиз-хану. Чингиз-хан «отдал Саин-хану правое крыло с вилайетами на реке Идиль, левое крыло с вилайетами вдоль реки Сыр отдал Иджану». Заслуживает внимания, как в хронике Утемиш-хаджи объясняется действительное или мнимое оттеснение от власти в улусе Джучи потомков Орда-Ичена: когда Саин-хан возвращался из «похода на Москву», к нему дошла весть о том, что «нукеры Иджан-хана подняли мятеж против своего господина и убили Иджан-хана вместе со всеми его огланами (сыновьями. – И.М.)… После того, как он (Саин-хан. – И.М.) прибыл домой и дал поминальное угощение, он снарядил войско и пошел походом на этого врага. А те не были в состоянии оказать сопротивление и их великие бежали. Все другие роды и племена [Саин-хан] переселил к себе, присоединил к своему элю (народу, улусу. – И.М.) и каждый аймак (здесь: племя, род. – И.М.) отдал какому-либо беку в качестве кошуна». Таким образом, согласно Утемиш-хаджи, династия Ордуидов якобы была пресечена некими мятежниками еще при жизни Бату, а вместе с Ордуидами фактически прекратила свое существование и Кок-Орда, поскольку роды и племена, составлявшие удел Орды, были-де разверстаны Батыем среди своих беков. Минимум информации об Орда-Ичене содержится в хронике Абу-л-Гази (1660-е гг.) «Родословие тюрков и монголов». Как передает Абу-л-Гази, Чингиз-хан назначил Бату правителем улуса Джучи. Во время празднования этого события в ставку Бату пришла весть о смерти Чингиз-хана. Бату оставил свое государство на попечение младшего брата Тука-Тимура, и с пятью младшими братьями – Ордой, Шибаном, Берке, Чимпаем и Беркечаром направился в Каракорум. В другом месте Орда назван старшим сыном Джучи: после возвращения из похода на земли русских, корелы и немцев Бату распределил уделы среди своих братьев. За заслуги в походе Орде было пожаловано десять тысяч юрт. Крымский хронист XVIII в. Абд ал-Гаффар Кырыми отмечает, что семнадцать сыновей Джучи (в том числе Орда) были приданы Чингиз-ханом Бату и ему было предписано, «согласно монгольскому обычаю», принять их на свою службу «в ранге зайсангов, то есть великих князей». Согласно хронике крымско-османского автора сеида Мухаммед-Ризы «Семь планет» (сост. в 1737 г.), после смерти Джучи его сыновья – Орду1 и Бату – прибыли для церемонии оплакивания [отца] в орду своего деда. Чингиз-хан назначил на ханство улуса Джучи младшего [из двоих прибывших] сына Джучи – Бату. «В соответствии с отеческим обычаем» он пожаловал этим своим двум старшим внукам шатры, «именуемые у них (кочевников Дешта. – И.М.) ордами»: Орде – белый шатер, Батыю – синий шатер2. Когда после Джанибека и его сына Бердибека династия Бату прервалась, недолгое время правили ханы из рода Шибана по имени Хызр, Базар, Бадут и Рус. Вследствие междоусобиц в течение короткого времени представители династии Белого шатра исчезли и забылись в смуте. Т.о., представители рода Орда-Эджена (относимые автором «Семи планет» к Белой Орде) были вытеснены с политической арены во второй половине XIV в., в период правления ханов Хызра, Базара3, Бадута4 и Руса5, причисленных Мухаммед-Ризой к потомкам Шибана (что верно только в отношении Хызра). Немного по-другому эти события описаны в сокращении хроники Мухаммед-Ризы, выполненном Хурреми-челеби Акай-эфенди во второй половине XVIII в. После смерти Джучи трое его сыновей – Токтимур, Орда и Бату, пользовавшиеся наибольшим уважением, отправились к Чингиз-хану. Чингис принял их с почестью, Орде пожаловал белый, а Токтимуру и Бату голубой шатер; ханство же над улусом Джуджи отдал, по обычаю монголов, младшему сыну, Бату. Впоследствии Улус Джучи разделился на две части, которые по отношению к белому и голубому шатрам названы были правым и левым крылом (досл. «рукой»). Со смертью Бердибека род Саина пресекся, между потомками Джучи произошли раздоры, и на престол Саинов восходили на короткое время один за другим ханы из рода Шибана по имени Хизр, Базар и Барун. Потом появился и, одолев их всех, самовластным государем сделался Рус-хан из потомков Орды, из колена белого шатра. Далее ханствовал Тохтамыш-хан из колена голубого шатра, потомок Токтимура. Кырыми при изложении событий золотоордынского и постзолотоордынского периодов в основном следовал источнику, составленному в русле шибанидской традиции или испытавшему ее сильное влияние. Таким источником мог быть и другой список или вариант хроники Утемиш-хаджи, либо одна из тех хроник, которой пользовался сам Утемиш-хаджи: среди своих источников Кырыми упоминает «Тарих-и Дост-султан-и узбеки» («Хронику узбекского Дост-султана»). Что касается хроники Мухаммед-Ризы и, в особенности, ее сокращения, выполненного Хурреми-челеби, то в них содержатся мотивы, явно комплиментарные Тука-Тимуридам, хотя при описании событий, происходивших в улусе Джучи во второй половине XIV – первой половине XV вв., довольно большое место уделяется и потомкам Шибана (впрочем, оправданное активной ролью, которую они играли в политической жизни улуса Джучи в то время). Скудость сведений тюркских источников XVI – XVIII вв., происходящих с территории бывшей Золотой Орды косвенно свидетельствует о том, что потомки Орда-Ичена к XVI в. были давно и прочно оттеснены от ханского престола другими ветвями Джучидов. Это не значит, что потомков Орда-Ичена не осталось вообще. В уже упоминавшейся выше хронике «Таварих-и гузида» среди корпораций огланов (т.е. потомков Джучи, очевидно, уже в XV в. не имевших прав на ханский престол) в Восточном Дешт-и Кипчаке упомянута группа иджанлик, к которой, по-видимому, относились потомки Орда-Ичена.
Достарыңызбен бөлісу: |