Людвиг Вольтман
Политическая антропология
Исследование о влиянии эволюционной теории на учение о политическом развитии народов
Оршанский Г.Г., перевод с немецкого, 1905.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Факторы органического развития
Дифференцирование и приспособление рас — Естественный подбор в борьбе за существование — Формы и законы изменений — Общие законы наследственности — Происхождение и унаследование отличительных половых признаков
ГЛАВА ВТОРАЯ
Физиологические основания изменения и унаследования
Воспроизведение (Zeugung) и унаследование — Генеалогическая непрерывность зародышевой плазмы — Наследственное предопределение (Vorherbestimmung) — Физиологическая связь унаследования и отбора
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Естественные изменения и унаследование у человека
Физические разновидности человека — Генеалогия и статистика унаследования — Унаследование скелета — Унаследование пигментной системы — Унаследование мускульной и нервной системы — Унаследование духовных способностей
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Усовершенствование и вырождение рас
Опыт расового отбора (Rassenzucht) — Внутригрупповое размножение и скрещивание человеческих рас — Вырождение рас вследствие недостатка в отборе — Расовое вырождение вследствие наследственных болезней
ГЛАВА ПЯТАЯ
Биологические основные законы культурного развития
Органическое происхождение социальной жизни — Ступени развития животных обществ — Социальное унаследование и изобретательность ума — Формы человеческого отбора — Борьба за существование и борьба за право — Расовое предрасположение и передача культуры
ГЛАВА ШЕСТАЯ
Развитие семейного права
Формы развития брака — Половой отбор и человеческий брак — Организация власти в семье — Развитие прав собственности — Физиологические основы права наследства
ГЛАВА СЕДЬМАЯ
Социальная история сословий и занятий
Социальная борьба за существование — Господство и рабство — Сущность и происхождение каст — Дворянство и сословия — Возникновение экономических классов — Интеллектуальные занятия
ГЛАВА ВОСЬМАЯ
Политическое развитие народов
Политический характер обществ — Политическая способность рас — Процесс образования государств — Правовая история общественных властей
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
Антропологические основы политического развития
Антропологические свойства рас — Социальные действия внутригруппового размножения и смешения — Истощение и вымирание рас — Антропология сословий и профессий — Антропологическая история цивилизации
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ
Политические партии и теории
Происхождение партий — Консервативные партии — Либеральные партии — Социалистические партии
Политическая антропология Людвига Вольтмана (В.Б. Авдеев)
Всемирная история есть часть
истории органического развития.
Эрнест Геккель
ВВЕДЕНИЕ
Исследование влияния эволюционной теории на учение о политическом развитии и законодательстве народов равносильно обоснованию политической теории на естественно-научных, т.е. биологических и антропологических основаниях, ибо естественно-научное исследование человека и его жизненных условий знакомит нас с его врожденными, унаследованными и приобретенными свойствами и силами и доставляет доказательство того, что законы развития последних образуют физиологическое основание всех политических учреждений, деятельностей и представлений, которые были вызваны человеческими расами в их историческом ходе.
Биологическая история человеческих рас есть истинная и основная история государств. Вместо нее до сих пор, почти исключительно, развитие политических учреждений и идей делали самым односторонним образом предметом исторических исследований, забывая реальных людей, живые расы, семьи и индивидуумов, как органических творцов и носителей политической и духовной истории.
С другой стороны, сравнительное правоведение с успехом предприняло исследование естественного происхождения семьи, сословий и государственных форм, равно как частных и публичных правоотношений, на различных ступенях общественной культуры. Отсюда необходимым образом вытекает научная проблема: объяснить военные и духовные продукты государств физиологическими особенностями и несходствами составляющих их рас. Человеческие расы, однако, подчинены тем же общим биологическим законам изменчивости и унаследования, приспособления и подбора, внутривидового размножения и смешения, усовершенствования и вырождения, как все прочие организмы животного и растительного мира. Физиологическое снабжение органами, инстинктами и способностями и закон их прогрессирующего или регрессирующего изменения господствуют в решающей степени над политической судьбой рас, семей и индивидуумов. Отсюда связь антропологического естествознания с политической правовой историей ведет к обширной задаче – ближе обосновать, каким образом политические правовые учреждения и правовые представления выросли из биологического процесса рас, а в какой мере они сами влияли побуждающим или задерживающим образом на расцвет или падение нации.
Естественно-научно обоснованная теория, в данном смысле, политической истории народов должна быть, во-первых, эволюционной, т.е. должна проследить государственные учреждения с их первых зачатков и в их исторических дифференцированиях в течение важнейших эпох; во-вторых, теория эта должна быть биологической, т.е. должна объяснить развитие государств, как социально-психические жизненные произведения органического существования и их взаимное отношение, и отношение к внешней природе, и, наконец, должна быть антропологической, указывая, каким образом и в какой степени общая природа человека и ее особые формы, в расе и гении, господствуют над процессом исторического развития государств.
Ход исследования должен таким образом выполнить одинаково два научных требования: с одной стороны – представить как биолого-антропологические, так и историко-политические факты, а с другой – раскрыть внутреннюю причинную связь между обоими рядами фактов в общей и специальной истории народов и государств.
В предлежащей работе, которая избрала целью вышеназванные проблемы, первые четыре отдела занимаются физиологией и патологией развития рас, принимая особые соображения человека; следующие пять отделов – закономерною связью их с политической историей и законодательством государств, между тем как в заключительной главе подвергаются принципиальному анализу, с точки зрения исторической антропологии, тенденции и учения важнейших политических партий.
Людвиг Вольтман
Оршанский Г.Г., перевод с нем.
Информация об издании: Людвиг Вольтман. Политическая антропология. / Издание второе исправленное и дополненное. Перевод с нем. Г.Г.Оршанского. Серия «Библиотека расовой мысли». Предисловие Авдеева В.Б. – М.: Белые Альвы, 2000. – 448 с. – ISBN 5-7619-0107-2. – ББК 87.7, В71. – Подписано в печать 15.03.2000 г. Формат 84x108/32. Печ.л. 14. Тираж 3000 экз. Заказ 186.
Большая подборка материалов по расологии и антрополоии на Русском информационно-познавательном сайте РУСОГРАД
http://rusograd.hotmail.ru
и на Русском интеллектуально-позравательном ресурсе ВЕЛЕСОВА СЛОБОДА
http://www.rodnoverije.com
Л. Вольтман
Политическая антропология
Оглавление
Политическая антропология Людвига Вольтмана (В.Б. Авдеев) — I. Факторы органического развития — II. Физиологические основания изменения и унаследования — III. Естественные изменения и унаследование у человека — IV. Усовершенствование и вырождение рас — V. Биологические основные законы культурного развития — VI. Развитие семейного права — VII. Социальная история сословий и занятий — VIII. Политическое развитие народов — IX. Антропологические основы политического развития — X. Политические партии и теории
глава первая
ФАКТОРЫ ОРГАНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1. Дифференцирование и приспособление рас — 2. Естественный подбор в борьбе за существование — 3. Формы и законы изменений — 4. Общие законы наследственности — 5. Происхождение и унаследование отличительных половых признаков
1. Дифференцирование и приспособление рас
Теория естественного развития организмов путем происхождения более совершенных рас от менее совершенных впервые научно обоснована Ж. Ламарком в его «Философии зоологии» (1809). Согласно этому учению, органические виды образуют широко-разветвленный, непрерывно-расположенный ряд, который не проявляет никакого перерыва в отдельных своих членах, так как имеющиеся кое-где пробелы заполняются вымершими животными. Виды имеют только относительное постоянство и изменчивы соответственно пространству, времени и обстоятельствам, ибо в природе существуют только индивидуумы, которые порождаются другими им подобными индивидуумами. С течением времени неравенство положения ведет к различиям, которые становятся особенно важными для их существования, так что, по истечении многих последовательных поколений, эти индивидуумы, принадлежавшие вначале к одному и тому же виду, превращаются в другой и новый, отличный от первого, вид. Причины этого различия Ламарк ищет во внешних условиях, климате, местонахождении, образе жизни и, в особенности, в употреблении и неупотреблении органов. Относительно последнего фактора он выставляет два следующих важных закона, которые приобрели величайшее значение для истории эволюционной теории: 1) «У каждого животного, не перешагнувшего еще предела своего развития, более частое и более постоянно употребление органа постепенно усиливает последний, развивает и увеличивает, и снабжает его силой, соответствующей длительности этих применений; между тем как постоянное неупотребление органа постепенно ослабляет его, ухудшает, уменьшает прогрессивно его способности и доводит его наконец до исчезновения. 2) Все, что животные приобретают или теряют посредством влияния обстоятельств, которым они предоставлены более продолжительное время, и, следовательно, посредством преобладающего употребления или постоянного неупотребления органа, – все это путем дальнейшего размножения унаследуется их потомством, предполагая, что приобретенные изменения общи обоим полам.
Согласно теории Ламарка, природа создала организмы постепенно: она начала с простейшего и закончила наиболее совершенным. Посредством тех же причин – повышенного и видоизмененного употребления одних органов и уменьшенного употребления других – «произошел наконец человек от четверорукого» и приобрел свое прямо-поставленное лицо, строение своих ног, челюстей и т.п.
Труд Ч. Дарвина – «Происхождение видов посредством естественного подбора» (1859) – означал, более чем в одном отношении, шаг вперед сравнительно с взглядами Ламарка. Дарвин исходил из исследования изменений организма в состоянии одомашнения, т.е. искусственного подбора, также как и в состоянии свободном, и поставил вопрос, как происходят все те удачные приспособления одной части организма к другим частям и к внешним жизненным условиям и приспособления одного органического существа к другому. Исследуя экономику природы, он нашел закон чрезмерного размножения индивидуумов: все существа размножаются в геометрической прогрессии. Так как постоянно порождается большее количество индивидуумов, чем в состоянии существовать, то должна наступить борьба за существование либо между индивидуумами одного и того же вида, либо между индивидуумами разных видов, либо между ними и внешними жизненными условиями. В этой борьбе такие изменения, как бы незначительны они ни были и каким образом ни произошли бы, – если они только выгодны индивидуумам какого-либо вида, – клонятся к поддержанию этих индивидуумов и переносятся большею частью на потомство путем унаследования. «Можно сказать, – пишет Дарвин, – что естественный отбор повсюду ежедневно и ежечасно занят испытанием всякого, даже малейшего, изменения, – отбрасывает его, когда оно дурно, и удерживает его и умножает, когда оно хорошо. Тихо и незаметно он занят всегда и повсюду, где представляется возможность, усовершенствованием всякого органического существа в отношении органических и неорганических жизненных условий последнего. Таким образом происходит усовершенствование организмов путем удержания более благоприятствуемых рас в борьбе за существование или «переживанием более приспособленного»».
Если расчленить обоснованную Ламарком и Дарвином теорию развития на ее существеннейшие части, то мы найдем, что развитие рас есть следствие разнообразных, действующих вместе причин, которые в общем и целом могут быть обозначены как явления дифференцирования, приспособления, унаследования и подбора в борьбе за существование. К этому присоединяется то обстоятельство, что эти факторы вызывают не только простое превращение, но при благоприятных условиях – усовершенствование, а при неблагоприятных – напротив, вырождение или, наконец, уничтожение рас.
Принцип дифференцирования означает, что из одного, первоначально однородного, состояния происходят многие, отличные друг от друга, состояния, или вариации. Причины расхождения одного единого плана на многочисленные отдельные формы в конечном отношении совершенно неизвестны. Зачем вообще изменяется органическое существо – это вопрос, ответ на который лежит вне естественно-научного наблюдения. Исследование природы принимает изменчивость – способность к «расхождению особенностей» – за данные факты; оно может только указать внешние условия, при которых эти изменения выступают, и определить всеобщие и особые закономерности, которым они подчинены.
Принцип дифференцирования господствует в той же степени как в органической жизни рас, так и в их экономической, общественной и духовной жизни. Кремень является первобытным, простым орудием, которым первобытный человек должен выполнить все технические акты битья, резания, копания и метания. Из этого примитивного, но практичного орудия постепенно дифференцировались, при одновременной перемене материала и формы, различные простые машины, как-то: нож, молот, заступ, бурав и т.д. Согласно тому же закону количественного и качественного дифференцирования, возникло социальное деление труда в обществах животных и организаций, занятий и состояний в людском обществе. Развитие психических способностей показывает, наконец, что различные впечатления органов чувств произошли от одного, первоначально однородного, способа ощущения, который мог быть сходен с чувством осязания. Сами чувства, побуждения и представления подчинены законам разделения и разобщения, и история наук показывает, как из наиболее примитивных и древнейших форм знания, из мифической религии, в которой дремали зародыши всякого более высокого мышления человека, – взяли свое начало философия и наука.
Второй важный элемент развития, всегда связанный с дифференцированием, представляет приспособление. Под приспособлением понимают вообще способность организмов ставить себя соответствующим образом по отношению к данным жизненным условиям, чтобы поддерживать или повышать свое существование. Изменяются внешние отношения, физическая обстановка или живущие кругом виды животных и растений, климат, питание, употребление органов и инстинктов – тогда организм должен пытаться приспособиться, посредством перемен в своей организации и функциях и инстинктах, к новым жизненным условиям, дабы не зачахнуть или не погибнуть.
Приспособление регулирует как питание, так и чувствование, и размножение организмов. Оно является в каждом отдельном случае следствием данных в организме собственных сил его и влияния окружающей обстановки. Конечно, собственные силы организма, рассматриваемые с точки зрения истории рода, указывают на более старые, приобретенные при других обстоятельствах, приспособления, которые путем размножения и унаследования переданы были потомкам, как расовые предрасположения – Anlage. Также и врожденные свойства были некогда приобретены в истории рода.
Что касается приспособления путем питания, то оно заключает в себе функции обмена веществ, роста, организации и внешней формы. Погода, воздух, вода, почва, жар и холод, совместно живущий мир животных и растений налагают определенным образом свои законы на строение и образ жизни организмов. Вода, например, требует от организма иных органов движения и дыхания, чем воздух; и жар, и холод имеют специфическое влияние на толщину и окраску наружных защитительных покровов.
Зоологи упускают большей частью из виду, что приспособление господствует также и в психических деятельностях жизни, и что психическое приспособление в жизненном отношении играет при известных обстоятельствах большую роль в развитии. Внутренняя, психическая – способность организмов реагировать посредством чувства желания и нежелания, посредством остроты органов чувств, силы инстинкта, хитрости и внимания – имеет именно в приспособлении к живущей общественной среде жизненное значение для многих видов животных. В гораздо большей мере духовная способность реагирования имеет решающее значение у человеческих рас, чьи душевные дарования и деятельности должны быть рассматриваемы с биологической точки зрения как приспособление человеческого рода к данным природой условиям существования.
Естествоиспытатели различают обыкновенно многие формы приспособлений. Под непосредственным приспособлением понимают они способность организма лично испытывать на собственных своих органах изменившееся влияние климата, питания, образа жизни; между тем как косвенное, или потенциальное, приспособление совершается посредством наследственной передачи, так как причиненные внешними условиями существования перемены проявляются не у затронутого индивидуума, но лишь у его потомков. Косвенное приспособление, также обусловленное размножением и унаследованием, есть один из самых выдающихся источников органического развития. Оно не есть только «косвенное приспособление посредством унаследования предрасположений», как полагает О. Шмидт, но произведение, оплодотворение и унаследование – суть сами причины новых приспособлений.
Вейсман, в противоположность этому учению, видящему в унаследовании только консервативный фактор развития, доказал, что смешение зародышевых клеток посредством оплодотворения, амфимиксия, может служить источником новых вариаций и соответственных приспособлений организма. Унаследование служит таким образом не только для того, чтобы прочно удерживать переданные приспособления, но, кроме того, чтобы посредством накопляющего, или кумулятивного приспособления, содействовать органическому развитию родов.
Многие биологи часто отождествляют, без дальнейшего рассуждения, дифференцирование или приспособление с усовершенствованием, так как они смешивают вызванную физиологическим разделением труда более высокую продуктивность и лучшее приспособление с повышенным совершенством. Надо строго отличать относительное и абсолютное усовершенствования. Первое не есть ни повышенное дифференцирование, ни повышенное приспособление. Насколько повышенное приспособление и усовершенствование не идентичны, показывает факт регрессивных процессов в природе, вызванных тем обстоятельством, что вышеорганизованные виды посредством упрощения своего строения отступают назад и «вырождаются», чтобы приспособиться к новым, менее дифференцированным жизненным условиям. Регрессирующее приспособление может при таких обстоятельствах обеспечить поддержание видов, в то время как более высокоорганизованный вид, с широкими потребностями, при тех же условиях погиб бы. Но и усиленное дифференцирование не равнозначаще усовершенствованию. Когда, например, между членами животной колонии, как у фонофор, наступает такое большое разделение труда, что один член колонии служит только добыванию пищи, другой – только движению или размножению, или получению ощущений, – то хотя это есть более совершенное состояние для всей животной колонии, но для отдельного животного оно является, напротив, регрессом, – ибо, отделенное от органической связи с другими животными, оно только с трудом или совсем не сумеет существовать. Также обстоит дело с дифференцированием клеток в человеческом организме. Клетки мозга, в которых происходит, быть может, самая высокая мысль человечества и которые являются таким образом самым совершенным органическим продуктом, какой только мы в состоянии представить себе, сами по себе так беспомощны и неспособны, что не в состоянии сами питаться, двигаться или размножаться. Даже элементарное свойство чувственного, болевого ощущения утеряли они, в то время как они, быть может, потрясаются всеми фибрами от высочайшей душевной боли.
Усовершенствование, в абсолютном смысле, покоится на соединении дифференциации и приспособления в одном и том же организме, причем достигается с наименьшими средствами наибольшее общее действие. Оно означает повышенное приспособление организма посредством усиленного дифференцирования его частей. Только путем этого масштаба можем мы определять последовательный ряд живых существ согласно степени их совершенства и говорить о повышающемся развитии. Переживание наиболее приспособленного не всегда, следовательно, равносильно переживанию наилучшего.
В смысле совершенства, как соединения усиленного дифференцирования и усиленного приспособления, можно основательно сказать, что человеческий организм занимает наивысшую ступень органического развития. Этим не сказано, чтобы человек был совершеннее других животных во всех своих органах и строении: как во всех организмах, находим мы и у человека одновременно прогрессивные и регрессивные образования. Гегенбаур делает об этом, с точки зрения сравнительной анатомии, следующие хорошо установленные замечания: «положение, которое мы должны предоставить человеческому организму в отношении к родственным организациям, не может считаться высшею ступенью для всех вообще организмов. Мы не можем сказать, что у него все системы органов достигли более высокого развития, чем у других животных; это применимо и к комплексам органов, и к целым частям организма. Так, например, ступни человека далеко не так богато снабжены разнообразными функциями и, соответственно тому, не так богато организованы, как у quadrumana [1. Четверорукие.]. Органы чувств не так остры, как у многих животных. Многие из этих органов не достигают даже полного развития. Повсюду находим мы неразвившиеся, зачахлые части. На длинном пути филогении было приобретено многое, в чем организм перестал постепенно нуждаться. Менее важное пожертвовано в пользу развитию более высоких и ценных органов. И тем не менее человека ставим мы во главе организмов. Источник этого перевеса предлагает система органов. Она, соответственно своим функциям, – наивысшая; внутри нервной системы находится мозг, которому прочие органы служат. Связанное с его совершенствованием богатое развитие психических функций указывает, как под его влиянием и остальной организм подвергался преобразованиям, и как с тем вместе терялись органы, которые были поставлены вне функционирования, так как на их место поступало лучшее образование. Таким образом регрессивное или даже отсутствующее образование не выражает никакого абсолютного недостатка; оно никоим образом не оттесняет части, которой оно касается, на более низкую ступень ее функционального значения. Ибо взамен таких регрессивных образований не только появляются где-либо в другом месте компенсации, но они открывают многообразные пути к новым и для организма более важным формам. Таким образом и этим прокладывается только дорога для усовершенствования организма.» [2. Учебник анатомии. 1890 г. Стр. 34.]
Подобным образом сравнительная анатомия рассмотрела почти каждый орган человеческого тела в отношении его прогрессивных или регрессивных свойств. Она установила, что человек обладает органами, которые указывают на гораздо низшую ступень, чем ступень, занимаемая человекоподобными обезьянами. По Менерту, костяк человеческой руки, например, есть очень примитивный орган, похожий своим строением на соответствующий орган старейших позвоночных. Видерсгейм в своей работе «О строении человека, как доказательстве его прошлого» (1893) исследовал, с точки зрения сравнительной истории развития, все системы органов человека в отношении их прогрессирующих и регрессирующих изменений. В регрессивном образовании находится множество костей, мускулов и желез; в прогрессивное образование вошли определенные мускулы руки, лица и глаза, носа и рта, гортань, также мимические мускулы, мускулы седалища и икр, подбородок, нервная система и, в особенности, в мозгу – передняя и задняя доли его.
Мозг господствует над всем физическим развитием человека и подчиняет себе все прочие системы органов. Иоганн Ранке подвергнул поучительному исследованию зависимость прямого положения тела от увеличения мозга. Между тем как собак, лошадей, медведей, слонов можно заставить ходить, поднявшись, только посредством дрессировки, а обезьяны добровольно встают только при нападении, – человек при максимальных своих действиях – например, при беганье – физиологически вынужден держаться прямо, в то время как обезьяна в полупрямом положении двигается на четвереньках. Соответственно тому и прикрепление, и подвижность черепа на шейных позвонках иные, так как отростки позвонков выдаются более вперед в середину черепного базиса, у обезьян же напротив, они остаются больше позади. Смещение же задних лопастей и отростков позвонков получается путем увеличения черепной коробки, как и мозга. На центральном положении затылочного отверстия в основании черепа, т.е. обоих по бокам расположенных боковых отростков черепа, которые связываются с позвоночным столбом в атлантовом позвонке, покоится механически возможность балансирования (без утомления) черепа при прямом положении тела и с тем – возможность типичного спокойного, прямого положения человеческого тела в целом, посредством чего, далее, обусловливается его специфическое внешнее и внутреннее образование тела и органов. Типичное для человека прямое, спокойное положение тела, прямая походка, согласно этому, механически управляются чрезвычайным развитием его мозга. Таким образом оказывается, что и все типично-человеческое развитие тела механически управляется и руководится мозгом. К этому присоединяется и то обстоятельство, что мозг обосновывает не только типичную телесную форму, но также психическое положение человека в животном мире. [3. Iogannes Ranke. Zur Anthropologie der Halswirbelsaule. Sitzungsberichte der k. b. Akad. der Wiss. zu Munchen. 1895. Heft I. S. 22. – Далее: Ueber die aufrechte Korperhaltung der menschenahnlichen Affen und uber die Abhangigkeit der aufrechten Korperhaltung des Menschen vom Gehirn. Korrespondenzblatt der deutsch. Ges. fur Anthropologie. 1894. S. 154.]
Уменьшение челюсти в целом и увеличение подбородка в отдельности есть соотносительное действие развития мозга, которое вероятнейшим образом находится под влиянием речи, как психологической работы его. Ибо Валькоф доказал, что определенные мускулы, которые играют большую роль при звуковых движениях речи, своим положением и формой образуют функционально подбородок, так что от обезьян до высших человеческих рас подбородок постоянно увеличивается, и именно германская раса отличается особенно сильно выдающимся подбородком. [4. Biologisches Zentralblatt. XXI, 18.]
И. Ранке справедливо называет человека мозговым существом, между тем как человекоподобных обезьян должно относить еще к типу кишечных. Все органы человека, находящиеся в прогрессивном развитии, содействуют прямой походке, речи, технике и инстинкту и образуют таким образом физиологические данные для своеобразного существования и образ развития человеческого рода. Ибо физическая организация человека есть естественный творец и носитель его социальных и душевных действий: фундаментальное познание, которое для биологического и антропологического исследования культурной истории имеет величайшее значение.
Достарыңызбен бөлісу: |