Исследовательская работа Выполнена ученицей 11 класса моу



Дата11.06.2016
өлшемі103.5 Kb.
#128541
түріИсследовательская работа
Эволюция литературы абсурда от Д. Хармса до А. Гиваргизова

Исследовательская работа

Выполнена ученицей 11 класса МОУ «Лицей №49» г..Калининграда

Хейфец Елизаветой Евгеньевной

Научный руководитель - преподаватель русского языка и литературы

Радецкая Юлия Анатольевна

СОДЕРЖАНИЕ:

1.Введение

2.Понятие абсурда в литературе и основные приемы построения текста

3.Анализ приемов построения текстов в творчестве Д. Хармса и А. Гиваргизова

4.Заключение

5.Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

11 ноября 1918 закончилась Первая мировая война. Масштабы этой трагедии определить трудно, столько человеческих сил и жизней она унесла. Но помимо горя и разочарования, у войны были и положительные итоги, как, например, возникновение нового течения в философии – экзистенциализма (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование). Предпосылками для его возникновения стали страдания и гибель людей в войнах, а также социальная неустроенность общества. Эти пункты и стали основой для развития и распространения идей экзистенциализма как в первую очередь гуманистического движения. Одним из важнейших направлений экзистенциализма является абсурд в литературе. Его родоначальником принято считать А.Камю и его труд «Миф о Сизифе». Мы решили остановиться именно на этом направлении экзистенциализма, так именно в начале XXI века повысился интерес читателя к литературе, построенной в стиле абсурда. То есть, изучение абсурдистской литературы – одна из актуальных задач современности.

Проблемы построения абсурдистских текстов и приемы самого стиля не относятся к разряду неизученных. В их изучение внесли определенный вклад А. Червинский, Цвигун Т.В., Черняков А.Н., Ю. Хамардюк, и др.

Объектом рассмотрения являются рассказы, стихи и другие литературные произведения двух русских писателей: Даниила Хармса и Артура Гиваргизова, так как именно их рассказы полностью построены на приемах абсурда, наиболее широко раскрывают смысл употребления этого приема.

Целью нашего исследования является выявление общих и отличных друг от друга черт стиля абсурда в творчестве Д.Хармса и А. Гиваргизова. Для осуществления цели исследования было необходимо осуществить ряд задач:



  • изучить научную литературу и труды по теме абсурда в литературе

  • исследовать произведения Д.Хармса и А. Гиваргизова

  • составить список приемов, использовавшихся при построении текста абсурда

  • рассмотреть различия и сходства при использовании приемов абсурда между Д.Хармсом и А. Гиваргизовым

Для реализации задач и цели в научной работе использовались различные методы и приемы лингвистического исследования, в частности, описательной, интерпретационной, сравнительно-сопоставительной и др.

Результаты исследования могут найти применение при изучении литературы XX века и современной детской литературы, а также в элективных курсах по теории литературоведения.

ЧАСТЬ I

ПОНЯТИЕ АБСУРДА В ЛИТЕРАТУРЕ И



ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ ТЕКСТА

Понятие «абсурд» раскрывается в словарях следующим образом:



Абсурд – нелепость, бессмыслица. Довести мысль до абсурда.

Словарь Ожегова



Абсурд – (латин. Absurdum). Нелепость, бессмыслица. Довести до абсурда.

Словарь Ушакова



Абсурд – бессмыслица, нелепость, пустые и бессодержательные определения.

Словарь иностранных слов

В обычном языке однозначности в понимании слова «абсурд» нет. Абсурдным называется и внутренне противоречивое выражение, и бессмысленное, и нелепо преувеличенное. А.Камю ( первый писатель, использовавший абсурд как главную движущую силу в своих произведениях) определяет «абсурд» как «невозможное». Кроме того, абсурдное – нечто иррациональное, лишенное всякого смысла и внятной связи с реальностью. В философии «абсурд» означает то, что не имеет и не может найти рационального объяснения.

С точки зрения литературоведения это особый стиль написания текста, для которого характерны подчёркнутое отсутствие причинно-следственных связей, гротескная демонстрация нелепости и бессмысленности человеческого бытия



Литература абсурда - это стиль или лейтмотив в литературе, которая выставляет бессмысленными, парадоксальными, нелепыми или смешными привычные условности, правила и законы, играя логическими значениями, описывая механистичность и бесцельность отдельной человеческой жизни, вытаскивая наружу стену непонимания между личностью и обществом. Возможны и другие способы выражения.

Литература абсурда затрагивает самые разные сферы и проблемы: психология, социум, кризис духовности, культурные ценности, тоталитаризм государства как такового, онтология внутреннего и не связанного с надындивидуальным или идеальным.



Стиль абсурда – стиль написания текста, при котором используются некоторые методические основы технологии абсурда в литературе.

Стиль абсурда основывается на выполнении заведомо невыполнимой задачи.

В литературе стиль абсурда используется для того, чтобы поставить читателя в тупик.

Наиболее известными представителями литературы абсурда являются Франц Кафка, Сэмюель Беккет, Эжен Ионеско, Тоона Теллегена, Славомира Мрожека, Сёрен Кьеркегор, Лев Шестов, А.Камю. Ее первоистоки наблюдаются также в творчестве А. П. Чехова.



Предпосылками для возникновения философии абсурда стала череда мировых войн начала XX столетия, страдания и гибель людей в которых, а также социальная неустроенность общества стали почвой для развития и распространения идей экзистенциализма как в первую очередь гуманистического движения.

Основные приемы построения текста абсурда:

  1. Отсутствие развития сюжета

  2. Использование алогизмов, парадоксов

  3. Нет объяснений случившемуся

  4. Действия персонажей случайны, автор не называет мотивов их поведения

  5. Повторяемость ситуации

  6. Речь героев не информативна, в ней нет информации

  7. Языковые и речевые аномалии

  8. Орфографические ошибки

  9. «Пятое значение»

  10. Релятивность

  11. Отсутствие причинно-следственных связей

  12. Гротескная демонстрация нелепости

  13. Демонстрация бессмысленности человеческого бытия

  14. Возникновение уникальных образов и категорий

  15. Ритмическое выделение слова

  16. Звуковые повторы и вариации

  17. Образно неожиданные словосочетания



  1. Отсутствие развития сюжета

Сюжет не развивается – автор доводит его до какого-то момента и оставляет, принимая за конечный.

  1. Использование алогизмов, парадоксов

В поэтике под алогизмом понимается литературный приём (стилистическая фигура) - нарушение логической связи в литературной речи. Алогизм тесно связан с абсурдом и нонсенсом. Разновидностями алогизма являются: несоответствие синтаксической и смысловой структуры речи; нарушение логической связи (логический разрыв) между речевыми оборотами, фразами, репликами, отдельными частями диалога; противопоставление предметов и свойств, не заключающих в себе ничего противоположного, или сопоставление предметов и свойств, лишённых всякого сходства; мнимое абсурдное умозаключение; разрушение причинных связей; движение речи по случайным ассоциациям; бессодержательное или бессмысленное высказывание. Алогизм часто применяется для создания комического эффекта, связан с установкой на иронию, гротеск, иррациональное. Комический эффект алогизмов используется в фольклоре (народные загадки), в произведениях сатириков, в весёлых стихах для детей.

Парадокс - ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.

  1. Нет объяснений случившемуся

Автор ставит перед читателем какой- либо факт, действие необъяснимого характера, не давая пояснений ему.

  1. Действия персонажей случайны, автор не называет мотивов их поведения

  2. Повторяемость ситуации

  3. Речь героев не информативна, в ней нет информации

Персонажи используют фразы, лишенные либо информации, либо смысла. Кроме того, автор не поясняет их, оставляя читателя в размышлении.

  1. Языковые и речевые аномалии

  2. Орфографические ошибки

Используются, чтоб привлечь внимание читателя к слову, создать сомнение по поводу смысла слова, придать слову или словосочетанию особый смысл.

  1. «Пятое значение»

Обэриуты утверждали, что наряду с существующими четырьмя значениями предмета (начертательным, эмоциональным, целевым и эстетическим), которые закрепляют отношения между человеком и предметом, необходимо ввести «пятое значение», которое определяется самим фактом существования предмета и обеспечивает ему полную свободу, освобождая от условных связей. То есть слово рассматривается как предмет, а предмет — как слово (например, «за кончик буквы взяв, я поднимаю слово шкаф»).

  1. Релятивность

Этот принцип состоит в том, что когда последующий фрагмент текста опровергает предыдущий, опровергаемый элемент из текста не изымается.

  1. Отсутствие причинно-следственных связей

Автор приводит перед читателем какие-либо факты и/или действия персонажей, но они не обоснованы, а причины их отсутствуют, так же, как и следственные связи с предыдущими фактами/действиями.

  1. Гротескная демонстрация нелепости

Нарочитое преувеличение абсурдного факта.

  1. Демонстрация бессмысленности человеческого бытия

  2. Возникновение уникальных образов и категорий

По логике абсурда возникают уникальные образы и категории: насилие и смех, юмор и святость, жизнь в чуде, недочеловек.

  1. Ритмическое выделение слова

  2. Звуковые повторы и вариации

Такой прием построения текста использовал К.И.Чуковский. Этот прием позволяет сделать акцент на каком-либо слове или словосочетании, выделить его и/или обратить на него внимание.

  1. Образно неожиданные словосочетания

Применяются для достижения некого замешательства, особого смысла произведения или придания ему особого тона, насыщенности, загадочности.

ЧАСТЬ II


АНАЛИЗ ПРИЕМОВ ПОСТРОЕНИЯ ТЕКСТА В ТВОРЧЕСТВЕ

Д. ХАРМСА И А. ГИВАРГИЗОВА



Даниил Хармс

Даниил Ювачев, русский писатель и поэт, родился 17 (30) декабря 1905 г. в Санкт-Петербурге. Учился в привилегированной петербургской немецкой школе Петришуле. В 1924 г. поступил в Ленинградский электротехникум, но вскоре был вынужден его оставить. В 1925 году занялся сочинительством. В ранней юности подражал футуристической поэтике Хлебникова и Крученых. Затем, во второй половине 1920-х годов, отказался от «зауми» в стихосложении.


В 1925 г. Хармс познакомился с поэтическим и философским кружком чинарей, куда входили Александр Введенский, Леонид Липавский, Яков Друскин и другие.
С 1928 года Хармс пишет для детского журнала «Чиж». Тогда же он становится одним из основателей авангардной поэтической группы «Объединение реального искусства» (ОБЭРИУ). Позже политическая верхушка страны объявила творчество группы «Поэзией классового врага», и с 1932 г. деятельность ОБЭРИУ фактически прекращается.
Хармс в этом же году обвинен в антисоветской деятельности и приговорен к трем годам исправительных лагерей. В итоге приговор был заменен ссылкой в Курск. Там Хармс находился до осени 1932 г.
По возвращении из ссылки продолжает общаться с единомышленниками и пишет ряд книг для детей, чтобы заработать себе средства на жизнь. В августе 1941 года арестован снова, чтобы избежать расстрела, симулировал сумасшествие и умер во время блокады Ленинграда в отделе тюремной психиатрии от недоедания. Архив Хармса сохранил Я.Друскин.
Хармс был реабилитирован в 1956 г., однако долгое время официально его главные произведения в СССР не издавались.
Абсурдистские произведения Хармса издаются в России с 1989 г.

Артур Александрович Гиваргизов

Артур Александрович Гиваргизов, современный русский писатель и поэт, родился 13 марта 1965 года в Киеве. Через три года семья переехала в Москву, где он в 1989г. окончил музыкальное училище при Московской консерватории по классу гитары, после чего работал артистом ансамбля старинной музыки, преподавал в музыкальной школе, выступал с сольными концертами. С 1997 года пишет стихи и рассказы для детей. Печатался в журналах: «Сатирикон», «Куча-мала», «Магазин», «Миша», «Ералаш», «Мурзилка», «Кукумбер», «Колобок и Два жирафа», «Вовочка», «Тошка», «Простоквашино», «Костер», «Фонтан» и в газетах: «Семья» (в приложении «Маленькая тележка»), «Жили-были», «Независимой газете» (в приложении «Ex libris»). Артур служил в военном оркестре и участвовал в параде в 1984 и 1985г.г. Артур Гиваргизов – победитель конкурса «Алые паруса» 2003 года в номинации «Проза» и обладатель приза журналистов «Медиа-фаворит» в рамках ежегодного национального конкурса «Книги года – 2005».

Для выявления общих черт в творчестве Д.Хармса и А. Гиваргизова мы обратились к следующим произведениям: Хармс – «Голубая тетрадь», «Случаи», «Столяр Кушаков», Хотите, я расскажу вам рассказ про эту крюкицу?», «Четвероногая ворона»; Гиваргизов – «Шпаргалка на рисовом зернышке»,«Не выучил»,«Какие люди!», «Любимое блюдо»,«Что хуже?»,«ЧП», «Лошадь», «О гематогенах», «Педсовет», «Не хочет, не надо».

Они были нами прочитаны и проанализированы, после чего в них были выявлены следующие приемы абсурда:





Д.Хармс

А. Гиваргизов

  1. Отсутствие развития сюжета

«Голубая тетрадь №10»

«Окунев ищет Лобарь»

«Димитрий Петрович Амелованев родился…»

«На кровати метался полупрозрачный юноша…»



«Лошадь»

  1. Использование алогизмов, парадоксов

«Голубая тетрадь №10»

«Случаи»


«Столяр Кушаков»

«Как легко человеку запутаться…»



«Шпаргалка на рисовом зернышке»

«Не выучил»

«Какие люди!»


  1. Действия персонажей случайны, автор не называет мотивов их поведения

«Случаи»

«Столяр Кушаков»

«Воспитание»

«Художник и часы»




«Любимое блюдо»

«Что хуже?»

«ЧП»


  1. Речь героев не информативна, в ней нет информации

«Столяр Кушаков»

«Баронесса и чернильница»




«Лошадь»

  1. Языковые и речевые аномалии

«Хотите, я расскажу вам рассказ про эту крюкицу?»

«О гематогенах»

«Педсовет»



  1. Релятивность




«Четвероногая ворона» «Голубая тетрадь № 10»

______________

  1. Гротескная демонстрация нелепости

«Судьба жены профессора»

«Новый талантливый писатель»



«Если картошка оранжевая и пахнет апельсинами…»

1. Отсутствие развития сюжета

Этот прием гораздо чаще встречается в творчестве Д. Хармса и почти отсутствует у А. Гиваргизова. У Хармса же он является одним из ходовых, основных; мы видим этот метод в таких рассказах как «Голубая тетрадь №10» (автор бросает сюжет словами «лучше мы о нем вообще не будем говорить»), «Окунев ищет Лобарь» (полное отсутствие сюжета как такового), «Димитрий Петрович Амелованев родился…» (сюжет не закончен, требуется продолжение), «На кровати метался полупрозрачный юноша…» ( требуется дозакончить сюжет – действие «обрубается» почти посредине).



2. Использование алогизмов, парадоксов

Этот прием использует как Хармс, так и Гиваргизов – он является одним из основных приемов абсурда. Но если Хармс подразумевает под алогизмами какие-то полностью абсурдные вещи, не существующие в реальном мире (как в рассказах «Голубая тетрадь №10» и «Как легко человеку запутаться..»), то у Гиваргизова акцент делается на факты, которые в принципе могут свершиться, но только не в данной ситуации (как в рассказах «Какие люди!» и «Не выучил»).



3. Действия персонажей случайны, автор не называет мотивов их поведения

Этот прием используется двумя авторами одинаково, однако Хармс опять - таки делает особое ударение на вымышленный мир, в противовес Гиваргизову.



4.Речь героев не информативна, в ней нет информации

Этим методом более активно пользуется Д. Хармс, в то время как у Гиваргизова все реплики героев осмыслены и продуманы, в них нет нелогичностей.



5. Языковые и речевые аномалии

Этом прием используется Д.Хармсом в рассказе «Хотите, я расскажу вам рассказ про эту крюкицу?». Он приводит несколько примеров аномалии слова «курица»:



  • Крюкица

  • Кирюкица

  • Курякица

  • Кукрикица

  • Кирикрюкица

  • Курикрятица

  • Кирикурюкица

  • Кирикукрекица

У А. Гиваргизова этот прием прослеживается лишь в нескольких произведениях, причем в упрощенном варианте.

6. Релятивность

Этот метод использует только Д. Хармс. Например, начало рассказа «Четвероногая ворона»: «У вороны, собственно говоря, было пять ног, но об этом говорить не стоит». + «Голубая тетрадь № 10»:«Был один рыжий человек…». Затем мы узнаем, что у этого человек не было волос, ушей, рта и внутренностей. Рассказ заканчивается словами: «Ничего не было! Так что непонятно, о ком идёт речь. Уж лучше мы о нём не будем говорить». У Гиваргизова он отсутствует.



7.Гротескная демонстрация нелепости

Оба писателя одинаково используют этот метод построения текста. И Хармс, и Гиваргизов имеют несколько рассказов, где активно используют гротескная демонстрация нелепости, а именно – у Хармса в рассказе «Новый талантливый писатель», где писатель сам относится с некой иронией к своему преувеличению, и «Если картошка оранжевая и пахнет апельсинами…» Гиваргизова. В этом рассказе автор преувеличивает нелепость ситуации, тем что подобная ситуация невозможна в реальной жизни.

МНЕНИЕ А.ГИВАРГИЗОВА ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРИЕМОВ АБСУРДА В СОБСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ И ТВОРЧЕСТВЕ Д.ХАРМСА

В связи с проведением фестиваля «БиблиОбраз -2009 в г.Калининграде и приглашением на данное мероприятие А.Гиваргизова, мне удалось расспросить его о его творчестве, в том числе узнать его отношение к литературе абсурда , о сходствах и различиях в его и ОБЭРИУтовском творчестве и основных методах построения абсурдистского текста.

-Артур Александрович, расскажите пожалуйста, знакомы ли вы с творчеством Д.Хармса?

-Да. Я знаком с творчеством ОБЭРИУТов и Д.Хармса в частности уже очень давно и могу сказать, что их стиль сильно повлиял на мой сегодняшний.

-Запомнились ли вам какие-либо особые приемы в текстах абсурдистских писателей и часто ли вы их применяете?

-Запомнились многие, а применяю не все. Я считаю, что текст выглядит немного штампованно, если сидеть и намеренно употреблять какие-то приемы. Тогда читать его становится неудобно, и выглядит он «натянуто». Но могу с уверенностью сказать, что подобного однообразия в рассказах Д.Хармса я не увидел. Наоборот, все описываемые ситуации выглядят как натуральные, какими бы нелепыми они при этом бы ни были. Это особое умение и талант у абсурдистских писателей сделать серьезную ситуацию комичной, а бессмыслицу и выдумку – реальной ситуацией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы выяснили, что стиль абсурда в литературе отражает в себе всю бессмыслицу человеческой жизни, характеризует современный мир во всех его проявлениях и показывает людям, насколько нелеп и смешон их привычный образ жизни и какую загадку он при этом несет в себе. Кроме того, абсурд – это грань между общественной жизнью и внутренним миром отдельно взятого человека. То есть, в литературе, построенной на приемах абсурда, присутствует некое противопоставление между обществом, его жизнью и жизнью, миром отельного человека.

Мы изучили научную литературу и труды по теме абсурда в литературе, исследовали произведения Д.Хармса и А. Гиваргизова, составили список приемов, использовавшихся при построении текста абсурда, а также тщательно рассмотрели различия и сходства при использовании приемов абсурда между Д.Хармсом и А. Гиваргизовым.

На основе исследования стиля абсурда в творчестве Д. Хармса и А. Гиваргизова можно сделать следующие выводы:



  1. В рассказах А. Гиваргизова сохраняются традиции абсурдистской прозы, основы которой наблюдаются у Хармса;

  2. Некоторые приемы и основы абсурда как, например, отсутствие развития сюжета, релятивность, ритмическое выделение слова и некоторые другие преобладают в произведениях Д. Хармса, в то время как образно неожиданные словосочетания, гротескная демонстрация нелепости и применение алогизмов и/или парадоксов преобладает в произведениях А. Гиваргизова.

  3. Д. Хармс в своих произведениях использует стиль абсурда ради того, чтобы поставить читателя в тупик, то есть он выполняет основную функцию метода абсурда; А. Гиваргизов же использует метод абсурда в большинстве рассказов для того, чтобы настроить эмоциональный фон читателя.

Исследование показало, что литература абсурда изменилась, с точки зрения выбора приемов и с точки зрения смысла и цели их применения. Она прошла множество видоизменений и переосмыслений, что очень сильно повлияло на условия ее сегодняшнего применения, характер использования и выбор приемов построения текста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:



  • .Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: ЭЛПИС,2003.

  • Гиваргизов А. Записки выдающегося двоечника. – М.: Эгмонт Россия Лтд, 2005.

  • Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. СПб., 1995.

  • Кобринский А. А. Даниил Хармс. М.: Молодая гвардия, 2008. — («Жизнь замечательных людей»). 2 изд. — 2009.

  • Кобринский А.А. . О Хармсе и не только. СПб., 2007.

  • Сурков А.А. Краткая литературная энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1975.

  • Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. – М.: Вече, Мир книги, 2001.

  • Хармс Д. Собрание сочинений: В 3 т. Т. 2: – СПб.: Азбука, 2000.

ИСТОЧНИКИ СЕТИ ИНТЕРНЕТ: www.slovari.yandex.ru



http://ru.Wikipedia.org/wiki/

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет