Исторический журнал: научные исследования
Правильная ссылка на статью:
Рахимов А.М. — К вопросу генетической генеалогии казахского рода жагалбайлы // Исторический журнал:
научные исследования. – 2022. – № 5. DOI: 10.7256/2454-0609.2022.5.38699 EDN: GLOVPP URL:
https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=38699
К вопросу генетической генеалогии казахского рода
жагалбайлы
Рахимов Адил Муратович
ORCID: 0000-0001-7432-7143
Аналитик, Товарищество с ограниченной отвественностью "Аналитический центр экономической
политики в агропромышленном комплексе"
010000, Казахстан, г. Нур-Султан, ул. Кабанбай Батыра, 19, блок В, оф. 1010
adil.rakhim@gmail.com
Статья из рубрики "Междисциплинарные исследования"
DO I:
10.7256/2454-0609.2022.5.38699
EDN:
GLO VPP
Дата направления статьи в редакцию:
01-09-2022
Аннотация: П редметом исследования являются исторические источники, устные
казахские генеалогии (шежире) казахско-ногайский героический и лирический эпос, а
также результаты исследований Y-Д Н К . О бъектом исследований является казахский род
жагалбайлы. А втор подробно рассматривает такие аспекты темы как вхождение рода
жагалбайлы в состав основных народов, выделившихся из имперского супер этноса
З олотой О рды. П риведены данные о местах расселения жагалбайлы в различные
исторические периоды на постордынском пространстве. В качестве фольклорных
источников изучены различные версии таких произведений, как «К ыз Ж ибек»,
«К обыланды батыр» и «Ер С айын» на казахском, ногайском и кыргызском языках.
Р ассмотрены причины и время возникновения казахского племенного объединения
Ж етиру, в состав которого был включен род жагалбайлы. О сновными выводами
проведенного исследования являются установление наличия информации о раннем
расселении предков современных казахских жагалбайлы на обширной территории от
К рыма и до А фганистана. Д анный факт подтверждается присутствием жагалбайлы в
перечне родов К рымского ханства, Н огайских О рд, И мперии Т имуридов и К азахского
ханства. В результате анализа данных устной казахской генеалогии (шежире) и
казахско-ногайского героического и лирического эпоса, с целью их исторического
10.7256/2454-0609.2022.5.38699
Исторический журнал: научные исследования, 2022 - 5
52
синтеза, установлен персонаж К арабукан. О н представлен как батыр и прорицатель
войска
племени
кият.
П редлагается
рассмотреть
его
в
качестве
возможного
легендарного предка казахских жагалбайлы. П риводятся результаты исследований
полиморфизма Y-хромосомы представителей различных подразделений казахских
жагалбайлы. П ри сравнении семи результатов образцов по Y-D N A 12 вероятность того,
что число генераций до их общего предка равно 24 поколениям, составляет 91,41%.
П ри сравнении трёх результатов по Y-D N A 67 она равна 99,61%. Д анная информация
согласуется с шежире, в котором расстояние до общего предка составляет 22-24
поколения.
Ключевые слова:
ж а г а л б а йл ы, Ж е ти р у , К а р тка з а к, казахский героический эпос, К а р а б ука н , шежире,
Карабука, генетическая генеалогия, Y -гаплогруппа, О -М175
МРНТИ 03.20.00
*И сследование выполнено в рамках реализац ии гранта К омитета науки Министерства
образования и науки Республики Казахстан (ИРН AP13068670)
Within the framew ork of the grant implementation of the Science C ommittee of the Ministry
of Education and Science of the Republic of Kazakhstan (I RN AR13068670)
Введение. Ц елью данной исследовательской работы было рассмотреть основные версии
происхождения жагалбайлы, провести их сравнительный анализ и подвести итоги,
освещающие результаты завершённых по состоянию на 2022 г. генетических
исследований,
касающихся
изучаемого
вопроса.
К азахский
род
жагалбайлы
(джагалбайлы) относится к Младшему жузу (Малая О рда). У поминания о жагалбайлы
встречаются в довольно большом количестве исторических источников
[1, с. 34; 2 с. 25; 3 с.
86; 4, с. 45]
, которые, по нашему мнению, в настоящее время недостаточно
консолидированы. Это относится и к другим казахским родам, входящим наряду с
жагалбайлы, в состав родоплеменного образования Ж етиру (Д жетыру, С емиродцы). П о
сравнению с другими этно-социальными образованиями казахов, Ж етиру мало изучено с
точки зрения генетической генеалогии ввиду низкой степени вовлечённости их
представителей в проведённые до настоящего времени исследования.
М атериалы и методы исследования. И сследование было проведено путем изучения и
анализа научной литературы, и тематических исторических источников. Б ыли приняты во
внимание экспертные мнения отечественных и зарубежных ученых.
Д ля проведения исторических сравнений сюжетов различных версий одноименного
эпоса различных народов использованы принципы сравнительно-исторического метода.
С целью изучения их индивидуальности, относительно общей целостной основы,
применены подходы идиографического метода. П ри сравнении данных эпоса и шежире,
для их исторического синтеза, задействованы положения метода логического анализа.
И сторико-генетический метод был применен при анализа шежире как источника
изучаемого явления. О тличительным преимуществом казахского героического эпоса
является наличие в нём большого числа автоэтнонимов, аллоэтнонимов, эпонимов и
этнотопонимов. В связи с ономастической номенклатурой они позволяют обнаруживать
нити историко-этнических процессов, косвенно связывающих настоящее и прошлое
10.7256/2454-0609.2022.5.38699
Исторический журнал: научные исследования, 2022 - 5
53
казахского народа. Н екоторые процессы исторического изучения эпоса остаются
недостаточно открытыми академической исторической наукой
[5, с. 5-22]
. И спользование
героического эпоса как исторического источника, имеющего в своей подоснове
реальные исторические события, аргументированно
[6, с. 6]
. В то же время не следует
идеализировать описываемые в нём события. Героический эпос тюркско-монгольских
народов рассматривается как национальная форма описания различных исторических
периодов и личностей
[7, с. 329]
.
Шежире является особым видом фольклорной историографической традиции казахов
[8,
с. 374]
. С ледует выделить, что при проведении исследований использование казахского
шежире в качестве литературного источника основывалось на его отнесении к категории
историко-генеалогического знания исследователями середины XIX века
[9, с. 15-16]
.
О бсуждение и результаты. Младший жуз, в качестве одного из основных структурных
подразделений казахского этноса, в свою очередь состоит из трех родоплеменных
объединений – Алимулы, Байулы и Ж етиру
[10, с. 24]
.
П леменная группа Ж етиру включает в себя семь родов (табын, тама, кердери, керейт,
жагалбайлы,
телеу,
рамадан).
Н а
генеалогическом
древе
А лимулы
и
Б айулы
представлены в качестве двух ветвей рода А лшын и по прямой мужской линии они
восходят к одному общему предку, которым является батыр А лау известный в качестве
одного из эмиров Золотой О рды середины XIV века
[1, с. 31]
. Ж етиру же, напротив, имеют
различное
друг
от
друга
происхождение
по
прямым
отцовским
линиям.
Это
подтверждается как данными ряда преданий и шежире
[11, с. 371]
, так и результатами
популяционно-генетических исследований
[1, с. 39]
. Н еобходимо подчеркнуть, что по
итогам последних работ также установлены факты, удостоверяющие различное
происхождение некоторых внутриплеменных подразделений составляющих Ж етиру,
например табын
[12, с. 15]
. Н е исключаем, что в результате дальнейших исследований
такой информации может быть больше.
С ледует добавить, что наряду с информацией о разнородности генезиса Ж етиру также
имеется группа источников – в основном это различные вариации шежире –
свидетельствующая о происхождение родов Ж етиру от А лшын
[13, с. 301-303]
. В следствие
чего имя А лшын распространилось на все рода, входящие в Младший жуз и по сути по
сегодняшний день является синонимом его названия
[14, с. 404]
. П олагаем, что
родословное
возведение
Ж етиру
к
А лшын
обосновывалось
необходимостью
консолидации общества и закреплению в национальном самосознании мысли о единстве
происхождения казахских племён.
Р одословная
является
объединяющим
фактором
и
выступает
в
качестве
системообразующего
начала.
Д алее
появляется
необходимость
подтверждения
происхождения и существующего социального порядка путём апелляции к идеальному
про шло му
[7, с. 373-386]
. П олагаем, что такая установка на легендарном уровне могла
выводить происхождение Ж етиру из рода А лшын для идеологического обоснования
нового социального порядка в К азахском ханстве, утверждённого Т ауке ханом в годы
его правления (1680-1715 гг.).
В генеалогическом возведении Ж етиру к А лшын просматривается параллель с
отнесением мифологических предков казахов А карыса, Ж анарыса и Б екарыса к
легендарному прародителю казахского народа К азаку (А лашу). О ни, согласно шежире,
10.7256/2454-0609.2022.5.38699
Исторический журнал: научные исследования, 2022 - 5
54
указываются как родоначальники племён С таршего (Б ольшая О рда), С реднего (С редняя
О рда) и Младшего жузов
[11, с. 15]
.
Н а наш взгляд, следует акцентировать внимание на том, что во времена правления
Т ауке хана рода Ж етиру вошли в состав именно Младшего жуза, но не в состав
собственно А лшын. Т аким образом, можно утверждать, что на определённом этапе
формирования Младшего жуза Ж етиру наряду с А лшын составили важную его часть.
Д анное мнение подтверждается тем, что до А йтеке би верховным бием Младшего жуза
был Шеген би (Чеген-бий) из рода жагалбайлы
[2, с. 58]
. С огласно данным шежире
настоящее имя Шеген бия Шербуга, в родословной он указан как сын Ж агалбайлы и
исходные две ветви казахских жагалбайлы, а именно Мырза и Л ез (И лес), являются его
потомками в седьмом поколении
[15, с. 701]
.
Т акже источники указывают на то, что в отличие от А лимулы и Б айулы, в старину Ж етиру
занимались преимущественно военным делом с целью защиты интересов и территории
как Младшего жуза, так и К азахского ханства в целом. П озже представители некоторых
родов Ж етиру осуществляли препровождение торговых караванов в С реднеазиатские
ханства
[3, с. 86]
.
В ероятно,
по
военной
казахской
традиции,
Ж етиру
расселялись
на
окраинах
государства, с целью обороны его рубежей или закрепления на вновь занятых
территориях. Д анным фактом, возможно, объясняется второе название объединения
семи племён, которое звучит как «К артказак», и интерпретируется в качестве древних,
старых или первых казахов.
Н аименование «К артказак», применяемое к Ж етиру, периодически упоминается в
шежире и историчесикх источниках. Н апример, приводится информация со ссылкой на
материалы X V I I I в., согласно которым у А лшына было три сына: А лим, К адыркожа и
К артказак. О т первых двух пошли А лимулы и Б айулы, от последнего – Ж етиру. П ри этом
уточняется, что рода консолидированные в Ж етиру, известны в казахской истории с
более раннего времени. П оэтому введение в их отношении термина К артказак могло
быть использовано с целью подчеркивания их исторической значимости
[16, с. 75]
.
С тоит отметить наличие эпоса К арткожак (К арт К ожак) из цикла «С орок крымских
(ногайских) богатырей». О дноимённый персонаж также встречается и в эпосе «Ер-
Т аргын». Н а наш взгляд, не наблюдается имеющаяся на первый взгляд взаимосвязь
между именем собственным батыра К арткожак и термином К артказак. В то же время,
возможно, имеется связь с топонимами К артказак, встречающимися в районе К рыма.
Данное утверждение требует дальнейшего исследования.
К роме того, род К арт казак приводится в перечне ногайских родов наряду с найман,
аргын, кыпшак, тама, керейит и др.
[17, с. 177]
.
И нтересную, на наш взгляд, аналогию здесь можно было бы провести c монгольскими
объединениями, именовавшимися «тама». Д анные формирования набирались из улусных
войск и направлялись вместе с семьями и имуществом для дислокации на границах или
на вновь завоёванных территориях
[18, с. 42-96]
. П римечательно, что казахский род тама
в настоящее время входит в состав Ж етиру.
З десь также можно провести сравнение с событиями, произошедшими после откочёвки
на
территорию
Моголистана
части
населения
государства
А булхаира
под
предводительством султанов Ж аныбека и К ерея. В результате переселенцы были
10.7256/2454-0609.2022.5.38699
Исторический журнал: научные исследования, 2022 - 5
55
размещены Есен-Б угой на западной окраине государства с целью их дальнейшего
использования в качестве пограничной службы. В итоге выполнения которой, а также
вследствие проводимых ими военных действий, уже через несколько лет с данного
региона были вытеснены племена джунгар и кыргызов, претендовавших на земли
Моголистана. Т аким образом, в очередной раз подтверждается мнение, что с некоторого
времени термин «казак» в большей степени стал характеризовать социальный статус
людей состоявших в военизированных пограничных подразделениях или на постоянной
воинской службе
[19, с. 7]
, а не означать «разбойник/скиталец».
У ничижительное
прозвище
«джете»
(разбойник/грабитель),
которое
традиционно
применялось тимуридами в отношении жителей Могулистана
[20, с. 17]
, по нашему мнению
не может полностью отождествляться с термином жетиру.
Т аким образом, по устоявшемуся на сегодняшний день в казахстанской исторической
науке мнению, рода входящие в Ж етиру имеют различное друг от друга происхождение
и были объединены ханом Т ауке с целью противостояния притеснениям со стороны
А л ш ы н
[21, с. 428]
. В соединении семи родов в племенной союз проглядывается
объединение не по кровнородственным связям, а по политическим и экономическим
соображениям.
И меются
примеры
несовпадения
родовых
кровнородственных
и
административных объединений в X V I I I в.
[21, с. 236-237]
. В дальнейшем между родами
Ж етиру установилась территориальная связь.
О бъединения, образованные семью племенами, или рода, состоящие из семи
подразделений, встречаются и среди других тюркских народов. Н апример, башкирские
ете-ырыу (джете уру), ногайские этисан (эдисан), кыргызские жети уру (четт уру),
хакасские чити пуур. Их родовой состав отличается от Ж етиру.
О тмечалось, что башкирские джете уру имеют казахское происхождение и были
включены в состав башкирских кипчаков
[22, с. 114]
. С читаем, что для установления их
родственной связи необходимо проведение соответствующих ДНК исследований.
О тносительно происхождения каждого отдельно взятого рода, состоящего в Ж етиру и
местах их проживания, до и после объединения в союз, остаётся много вопросов.
Широко распространена точка зрения о переводе семи слабых родов С реднего жуза в
Младший. П ри этом не всегда берётся в счёт информация из данного же источника,
свидетельствующая о её противоречии данным происхождения этих родов
[2, с. 25]
.
Д ругая версия происхождения родов Ж етиру основана на их переходе из Б ольшой,
А лтыульской и Малой Н огайских О рд в в К азахское ханство в первой трети X V I I века.
В озможно, некоторые рода на тот момент находились в казахском государстве, но были
не достаточно крупными, чтобы упоминаться в перечне племён
[4, с. 584]
. Т акже вероятно
включение поздних ногайских групп (ногай, ногайлы) в состав родов телеу и
ж агалбайлы
[17, с. 45]
. И меются данные, что ногай и ногайлы – это потомки ногайских
мамай-герликов
[13, с. 322]
. П олагаем, что имело место быть нахождение одних и тех же
родов или их подразделений в различных государственных образованиях. Н апример,
переход к казахским сородичам в 1748 году каракалпакских жалаиров в количестве
1500 семей
[23, с. 84]
.
К ыргызское объединение «жагалмай тамга» входит в состав племени мунгууш
[22, с. 138]
.
П роисхождение кыргызских жагалбаев связывают с территорией З ападной Монголии
[24,
10.7256/2454-0609.2022.5.38699
Исторический журнал: научные исследования, 2022 - 5
56
с. 167]
. У монголов есть родовые подразделения загал (в южном диалекте – «жагал»),
зэгэл и загалмай. Данная информация требует научного подтверждения.
Этнонимы, созвучные жагалбайлы, обнаруживаются в составе ногайцев, башкир,
узбеков, каракалпаков, крымских татар.
У ногайцев отмечались рода ягылбайлы-кыпшак
[25, с. 32]
, янгы-байлы
[25, с. 97]
и
дж а га лба йлы
[26, с. 81]
. Т амга ягылбайлы-кыпшак выглядит в виде косой черты «I »,
янгы-байлы – «Т », джагалбайлы также «Т ». В данном случае мы допускаем
тождественность ногайских янгы-байлы и джагалбайлы. Н огайская тамга «Т » означает
«молоток» и полностью совпадает с написанием и значением тамги казахских
жагалбайлы.
Н огайские джагалбайлы наряду с баганалы (баганайлё) и шобалашы (шобалачи) входят
в состав кундровских (карагашских) найманов. И х происхождение возводится к
Касболату – сыну Едиге, сыну Исмаила – мурзы Малой Ногайской О рды
[26, с. 81]
.
Б ашкирский род ягалбай входит в состав бурзян, тамга одного из подразделений
которого, а именно рода мунаш, совпадает с тамгой казахских жагалбайлы
[22, с. 138]
.
И нтересно вхождение кыргызских жагалмай в мунгууш и башкирских ягалбаев в мунаш,
т.е.
наблюдается
поразительное
созвучие
названий
двух
племён
и
двух
их
подразделений.
Этнонимы монгуш, монгаш и мунгуш отмечаются и среди тувинцев
[27, с. 119]
.
У узбеков род джагалбайли зафиксирован в составе сары-кипчаков, кипчаков токузурув,
зарафшанских найманов и ташкентских курама
[28, с. 134]
. Д жагалбайли в средние века
были отдельным племенем, но в виду междоусобных распрей были раздроблены на
мелкие рода и вошли в состав других племен сохранив при этом свое самоназвание. Во
времена И мперии Т имуридов, в X I V-X V вв., джагалбайли в составе кипчаков
переселелились с Д ешт-и-К ипчака на территорию Маверанахра (Т рансоксиааны) и
северного А фганистана и проживали в районе Б алха. В 70-х годах X I X в., большая
группа жагалбайлы вернулась и осела на территории современного П астдаргомского
района С амаркандской области. О сновная масса узбекских джагалбайли в конце X I X –
начале X X в. была в составе зарафшанских кипчаков
[29, с. 132-133]
. Д жагалбайлы в
составе курама Б укинского района имели подразделения даберди, ходжа, чигатай и
ушта м г а л ы
[30, с. 46]
. П о нашему мнению, даберди и ходжа соответствуют подроду
К ожамберли отделения Ж агалбайлы-Малатау. Чигатай и уштамгалы в составе казахских
жагалбайлы не зафиксированы.
У каракалпакских кипчаков имеется род жагалтай, входящий в подразделение жети-
ко ше
[31, с. 125]
. У румынских ногайцев отмечалась созвучная тамга Д жагылтай
[35, с.
128]
.
Ялыбойлю – одна из составляющих субэтнических групп крымских татар, наряду с
ногаями и татами
[32, с. 329]
и означает «южнобережные», или «прибрежные жители».
Широкое распространение названий родов, созвучных с жагалбайлы, может объясняться
наличием среди тюркских народов тамги «жагалбай»
[22, с. 138]
, изображающей летящего
дербника или чеглока и представляющуюся в виде креста. Этимология названия
«чеглок» до конца не выяснена, её связывают с древнерусским «чеглъ» (подлинный,
10.7256/2454-0609.2022.5.38699
Исторический журнал: научные исследования, 2022 - 5
57
исконный) и семантически родственным «челигъ»
[33, с. 95]
. З десь мы видим созвучие
между жагал/чагал и чеглок/чеглъ – вероятно, оно выводимо к названию племени
чигиль. Известны работы по взаимосвязи жагалбайлы с чигиль и ягма
[24, с. 89]
.
П опулярным объяснением происхождения этнонима жагалбайлы являются различные
фонетические вариации слова «жагал» в тюркских, монгольских и тунгусо-маньчжурских
языках. В основном, они значат «пёстрый, пятнистый», «имеющий подпалины» и
используется для описания масти животных, имеющих пятна в районе шеи, плеч и
ло па то к
[34, с. 389]
. П ризнаки оперения чеглока также подпадают под это описание. В
якутском языке название белоплечего орлана звучит как «дьа
ҕ
ыл тойон» – «орёл,
имеющий пятна на плечах»
[35, с. 205]
.
Т ермин «загал» в мифологии монгольских народов относится к категории белого
ша ма нс тв а
[36, с. 66]
. У саяно-алтайских тюрков слово «загал» означало «шаманский
б уб е н »
[37, с. 69]
. И спользование гадательных костей «цзягу» (ji
ǎ
g
ǔ
) присуще и для
китайской культуры
[38, с. 99]
. На наш взгляд, здесь можно провести связь с гадателем на
бараньей лопатке К ара Б уканом, слова которого в эпосе «Ер С айын» не подвергаются
сомнению в виду его происхождения из рода жагалбайлы. В шежире А лшын говорится о
приёмном сыне А лау батыра по имени С аду (С абдан), происходящем из рода (страны)
Т айм. П о достижении совершеннолетия С аду проявил себя на шаманском поприще,
обнаружив способности знахаря и прорицателя по гаданию на бараньей лопатке. П озже
за ним закрепилось прозвище Ж агалы бай, его потомство стало именоваться
ж а г а лб а йлы
[39, с. 26]
. В идимо поэтому потомка Ж агалбайлы в четвертом поколении
К аракатыса/К аракатыша иногда изображают в качестве предсказателя и сподвижника
Алау батыра.
Д ополнительной
информации
о
происхождении
жагалбайлы
из
Т айм
нами
не
обнаружено. В озможно, это попытка возведения происхождения к соотвествующему
арабскому племени, что имело место быть ранее в казахском обществе
[14, с. 201]
.
В исторической литературе время вхождения жагалбайлы в К азахское ханство
связывают с уходом найманов из Х орезма после их погрома в Х иве в 1625 году и
переходу к казахам [2 с. 25]. З десь не указывается на прямое отношение жагалбайлы к
найманам, но вывод по умолчанию об этом можно сделать. Т аким образом, в очередной
раз наблюдается связь с найманами. Н е исключаем, что речь может идти о части родов
жагалбайлы и найман.
Р аспространённому мнению о происхождении жагалбайлы от башкир способствовало
несоотвествие текстов произведения И .Есенберлина «К очевники» на казахском и
русском языках. В сюжете, описывающем вхождение ногайлинцев в состав К азахского
ханства, говорится о выдаче ими в жёны казахскому хану Х акназару (годы правления
1538−1580) девушки из рода жагалбайлы. В тексте на русском языке утверждается, что
жагалбайлы происходят из знатных башкирских родов
[40, с. 21]
. В оригинальном тексте
произведения на казахском языке жагалбайлы указаны как представители страны
Н огайлы, но не в качестве выходцев из башкирской среды
[41, с. 16]
. П олагаем,
целесообразно уточнить наличие информации о выдаче девушки из башкирского рода
ягалбай замуж за Хакназара.
В ажным фактом является отсутствие жагалбайлы в списке 92 золотоордынских родов
[42,
с. 279]
. В тоже время в нем присутствует род К елеши (К елечи), входящий в
10.7256/2454-0609.2022.5.38699
Исторический журнал: научные исследования, 2022 - 5
58
подразделение Б озбет рода жагалбайлы
[15, с. 719]
. О тмечается, что племя К елечи во
время похода А мира Т имура на З олотую О рду обитало между Д непром и Д оном
[43, с.
119]
. К роме того, имеется информация о ряде топонимов келечи и наличии одноимённого
рода в составе ногайских орд
[44, с. 122]
.
Если исходить о родстве жагалбайлы, имеющихся среди тюркских народов, то надо
отметить довольно большой разброс этого племени. В настоящее время представители
Ж етиру даже на территории К азахстана проживают в различных регионах. Н апример,
компактные
группы
жагалбайлы
имеются
в
западном
(З ападно-К азахстанская,
А ктюбинская области), северном (К останайская область), Ц ентральном (У лытауская
область), южном (Ж амбылская, Т уркестанская области) регионах. К роме того, отдельные
группы жагалбайлы встречаются в А байской, К арагандинской, П авлодарской, С еверо-
К азахстанской, Ж етысуской и К ызылординской областях. Н а территории Р оссийской
Ф едерации родовые земли жагалбайлы расположены в О ренбургской и Челябинской
областях. Р айоны проживания жагалбайлы в перечисленных северных и западных
регионах К азахстана, а также в названных областях Р оссии, являются смежными.
П рактически во всех этих районах присутствуют представители всех родовых
подразделений жагалбайлы. В настоящее время жагалбайлы включает 12 основных
колен. В етвь Мырза состоит из семи подразделений: Б илис, Малатау, С иракты, Б алкожа,
О рмантай, Қутпанай, Ыдырыс (Бозбет). Ветвь Лез делится на пять подразделений: Булди,
А ккожа, Б одес, Б ескурек, Есирқожа. О пределение причин и времён перекочёвок
жагалбайлы внутри К азахстана и за его пределами требует отдельного исследования и
обработки большого количества архивных материалов.
В озможно, из-за разбросанности жагалбайлы по многим регионам у них наблюдалось
соблюдение правил экзогамной семьи – отмечалось, что невест брали из других родов
[45, с. 65]
.
В настоящее время высказываются различные версии возникновения этнонима
жагалбайлы, не все из них имеют научное подтверждение. О дна из основных версий
гласит, что Ж агалбайлы это имя собственное или прозвище первопредка рода, что
согласуется с шежире. В этом случае интересна выдвинутая гипотеза о происхождении
жагалбайлы от легендарного Ж агалбай/Й аглыбай батыра из племени бахрин (барын),
сохранившего верность Т октамышу (хан З олотой О рды в 1380-1395 годах; хан
Т юменского ханства в 1396-1406 годах) и его потомкам
[46, с. 7]
. В данном случае
допустимо не биологическое происхождение от Й аглыбая, а нахождение в его
подданстве. З десь на наш взгляд требует исследования факт переселения жагалбайлы
Эмиром Тимуром в Афганистан, возможно это было после его победой над Токтамышем.
О боснованная и рассмотренная версия от названия тамги «жагалбай», которая
изображалась в виде креста и обозначала летящую птицу. Это может быть и
видоизмененное обозначение креста, что является основой для высказываний о
тождественности тамги жагалбай и несторианского креста. В качестве доводов
приводится монгольское «загалмай», что в переводе означает «крест». Д анная версия
научно не подтверждена.
П о нашему мнению, имеет право на рассмотрение версия о происхождении этнонина
жагалбайлы от одноимённого топонима Ж агалбайлы/Ягылбайлы, подразумевающего
название местности расселения данного рода.
Т опоним «Ж агалбайлы» упоминается также при описании расправы золотоордынского
10.7256/2454-0609.2022.5.38699
Исторический журнал: научные исследования, 2022 - 5
59
хана Ж анибека над потомками О йсыла, внука Майкы бия из рода уйсун
[47, с. 288]
. В ремя
правления Ж анибека пришлось на 1342-1357 годы.
Б олее позднее пребывание жагалбайлы или его части на территории К рымского ханства,
занимавшего черноморское побережье, подтверждает карта итальянского картографа
Р иччи З анони, составленная в 1772 году
[48]
. Н а ней отмечены места расселения
ногайских родов, в т. ч. Д жегал-Б олди/Чагал-Б олди (рисунок 1). Д анный этноним
отожествим с жагалбайлы или с его подразделением Ж агалбайлы-Б олды (Д жагалбайлы-
Булди).
Рисунок 1. Фрагмент карты Rizzi Zannoni, Carte de la Pologne, 1772
К ак видно из рисунка 2, ногайский род Д жегал-Б олди ориентировочно располагался в
том районе, где и упомянутый ранее ногайский род Келечи.
С огласно информации из казахско-ногайского эпоса «К ыз Ж ибек» жагалбайлы в ранее
время проживали на черноморском побрежье. Д анный факт установлен по результатам
сравнения основных версий эпоса на казахском («Қыз Ж ібек» г. К азань, 1894 год;
«Қисса «Қыз Ж ібек хикаясы», г. К азань, 1900 год), ногайском («Т олеген и К ыз-Й ибек»,
г. Черкесск, 1994 год) и кыргызском («Кыз Ж ибек», г. Бишкек, 2012 год) языках.
К версиями происхождения, обсуждаемым в гражданской среде и требующим
подтверждения, можно отнести следующие: жагалбайлы обладатели пегих (жагал)
лошадей по аналогии с племенем бома
[49, с. 99]
; жагал = пятнистый/пестрый,
указывающее на разнородное происхождение племени; ногайские батыры Ягал и Б айлы,
которых рассматривают как предков жагалбайлы; первопредок рода Ман ата (Маната);
жагалбайлы = жалбагайлы (носящие башлыки); киятская версия.
К иятская версия обоснована информацией из эпосов. Н апример, в одной из версий
эпоса «Ерсайын», подготовленной А .Б айтурсыновым по данным записей исполнителей
для публикации в Москве в 1923 г., указано, что киятский батыр К арабукан является
потомком Ж агалбайлы. В раличных версиях эпоса «К обыланды батыр» он К арабукан
изображается прорицателем и гадателем на бараньей лопатке при войске рода кият.
Этот факт обнаруживается в версии эпоса под названием «Қобыланды туралы»,
записанной у сказителя Е.Ешимова в 1954 г., а также в версиях сказителя Мергенбая
«Қобыланды батыр», сданной в А кадемию наук С С С Р в 1939 г. и версии сказителя
Б.Толымбаева «Қарақыпшақ Қобыланды батыр», публикаованной в Казани в 1914 г.
П о шежире К арабука является отцом К аракатыса и правнуком Ж агалбайлы
[15, с. 701]
.
П олагаем, что К арабукан и К арабука это тождественный персонаж и один из
легендарных предков казахских жагалбайлы. Это подтверждается тем, что в ряде
10.7256/2454-0609.2022.5.38699
Исторический журнал: научные исследования, 2022 - 5
60
шежире К аракатыса представляют первопредком Ж етиру в целом
[39, с. 25; 3, с. 86]
. В
русско-булгарском словаре слово «каракатыш» означает «смешанный»
[50, с. 110]
.
В озможно, им характеризовали разнородное происхождение Ж етиру. О бъяснение имени
К аракатыс имеется в исследовании этноантропонимов, состоящие из древних и редко
используемых в настоящее время слов в казахских собственных именах
[51, с. 122]
.
И сследованиями по генетической генеалогии было охвачено мало представителей
жагалбайлы (n=14), вследствие чего данную выборку нельзя считать репрезентативной.
Поэтому в данной статье мы ограничились лишь описанием имеющихся данных.
Р езультаты
исследований
полиморфизма
Y-хромосомы
представителей
различных
подразделений казахских жагалбайлы приведены в таблицах 1, 2, 3.
Т аблица
1.
Р езультаты
исследований
полиморфизма
Y-хромосомы
жагалбайлы.
Гаплогруппы
Kit*
T ribe
Subtribe
Clan
Subclan
Haplogroup
240716
Zhagalbaily
Lez
Akkozha
х
N1c
K1993
Zhagalbaily
Lez
Buldi
Shaygoz
O -M175
K1995
Zhagalbaily
Myrza
O rmantai
х
C2
K1838
Zhagalbaily
х
х
х
R1b1a2
K2150
Zhagalbaily
Myrza
Bilis
Kurmanseit
O -M175
247938
Zhagalbaily
Myrza
Malatau
Tailak
O -M175
277578
Zhagalbaily
х
х
х
O -M175
K1831
Zhagalbaily
Myrza
Bozbet
Moldrap
R1b
277580
Zhagalbaily
Myrza
Bozbet
Shyny-Naiza
G1
Примечание: – «*» из базы FamilyTreeDNA; «х» - данные не указаны
П о данным таблицы 1
[52, с. 227]
видно, что из девяти исследованных представителей
жагалбайлы четверо относятся к гаплогруппе О -М175. Д вое из них из ветви Мырза, один
– из ветви
Л ез, принадлежность четвёртого не указана.
В общем выборка
характеризуется широким разбросом гаплогрупп.
Гаплогруппа С в генофонде жагалбайлы обнаружена и по результатам других
исследований.
У становлены
три
её
носителя
без
указания
внутриродовой
принадлежности. Д ля первого из них характерен гаплотип D L 6A , для второго – Z T 88А и
для третьего – AU137A
[53, с. 89]
.
Таблица 2. Результаты исследований полиморфизма Y -хромосомы жагалбайлы. Локусы
Kit
Haplo-
group
DY S393 DY S390
DY S
19
DY S391 DY S385ab DY S426 DY S388 DY S439 DY S389i DY S392 DY S389ii
240716
N1c
14
24
14
11
11-13
11
12
10
14
14
K1993
O
12
26
15
11
12-13
11
12
10
12
13
K2150
O
12
23
15
11
12-17
11
12
12
12
12
247938
O
12
23
15
11
12-17
11
12
12
12
12
277578
O
12
23
15
11
12-17
11
12
12
12
12
K1831
R1b
13
21
14
11
12-18
12
13
13
12
13
277580
G1
15
24
15
11
14-15
11
13
11
12
12
K1838 R1b1a2
13
22
14
12
13-16
12
12
13
13
13
10.7256/2454-0609.2022.5.38699
Исторический журнал: научные исследования, 2022 - 5
61
K1838 R1b1a2
13
22
14
12
13-16
12
12
13
13
13
K1995
С2
13
25
16
10
12-12
11
13
11
14
11
А нализ данных таблицы 2
[52, с. 246]
показывает, что результаты тестирования
представителей ветви Мырза (K 2150, 247938) и Л ез (K 1993), отнесённые к гаплогруппе
О -М175, отличаются друг от друга.
Н еобходимо отметить наличие ещё двух результатов О -М175 у жагалбайлы. П ервый
принадлежит представителю подразделения Б озбет ветви Мырза, второй представителю
подразделения Б ескурек ветви Л ез. О н совпал с результатами анализа представителей
подразделений Малатау (247938), Б илис (K 2150), К утпанай (277578) и Б озбет (I N 19159)
ветви Мырза, но не совпал с результатом теста представителя подразделения Б улди
ветви Лез (K1993).
Для IN19159 в рамках гражданской науки проведён анализ Big Y -700 по технологии NGS.
П о результатам анализа Y-D N A H aplotree для него определена гаплогруппа O -M F30881.
В базе данных Y Full live ему присвоен I D Y F079964 и определён субклад O -M F58622 с
возрастом только этой линии, равным 2123 годам. С ним на одной ветви (возраст: 2633
ybp, T M R C A 2600 ybp, Formed 6100 ybp) расположен Y F097167 – результат ханьца из
К итайской Н ародной Р еспублики, с возрастом только этой линии составляющим 3143
года
[54]
.
В китайской базе данных Y D N A tree гаплогруппе (субкладу) O -M F58622 эквивалентна
гаплогруппа O -MF61473 (рисунок 2).
Рисунок 2. Кладограмма O -MF61473
К ак видно из рисунка 2, для образца I N 19159 сохранен I D Y F079964 и присвоен номер
AU 39082. З десь же, на одной ветке, расположены данные результатов тестирования
восьми китайцев: AU 3771 (субклад O -M F236634); AU 42716 (O -T Y T 40678); AU 2717 (O -
T Y T 34496); AU 2718 (O -T Y T 22516); AU 3810 (O -T Y T 222061); AU 42719 (O -M F301846);
AU 42720 (O -T Y T 14861); AU 42721 (O -T Y T 36383). В озраст их ближайшего общего предка
(TMRCA) с AU39082 определён в 2430 лет
[55]
. Это время является точкой отсчёта начала
разветвления О -M F61473. П ри этом жагалбайлы AU 39082 расположен в основании
кладограммы и отнесён к базальной группе (кладе) по отношению к другим субкладам,
образованным в результате многократных разветвлений.
С равнение I N 19159 с другими образцами жагалбайлы О -М175, имеющимися в базе
данных FamilyTreeDNA приведено в таблице 3.
10.7256/2454-0609.2022.5.38699
Исторический журнал: научные исследования, 2022 - 5
62
Таблица 3. Сравнительные результаты жагалбайлы О -М175
№
п/п
Kit
Clan
Число мутаций
Y -DNA12 Y -DNA25 Y -DNA37 Y -DNA67 Y -DNA111
1
IN19159
Бозбет
0
0
0
0
0
2
277578
Кутпанай
0
0
3
6
-
3
247938
Малатау
0
-
-
-
-
4
247940
Не указан
0
-
-
-
-
5
Не установлен
Не указан
0
-
-
-
-
6
K2150
Билис
0
х
х
-
-
7
Не установлен
Бескурек
0
1
4
5
х
Примечание: «-» – нет результатов; «х» – нет совпадений.
П ри анализе данных, приведённых в таблице 3 видно, что полное совпадение по 12-ти
Y-ST R маркёрам установлено между всеми семью представителями жагалбайлы. Д алее
на участках между Y-D N A 25 – Y-D N A 111 наблюдаются различной степени расхождения.
П ри сравнении результатов всех образцов по Y-D N A 12 вероятность того, что число
генераций до их общего предка равно 24 поколениям, составляет 91,41%. П ри
сравнении трёх результатов по Y-D N A 67 она равна 99,61%. Д анная информация
согласуется с шежире, в котором расстояние до общего прямого предка по отцовской
линии составляет 22-24 поколения.
Заключение и выводы
В виду того, что изучение истории не являются основным направлением научной
деятельности автора, он не вправе претендовать на получение исчёрпывающих
результатов в итоге проведённой работы. В тоже время, за ряд лет в качестве
гражданского исследователя, им накоплен достаточно большой объём уникальных
материалов по выбранному направлению изыскания, который требовал систематизации в
соответствие с реалиями сегодняшнего дня.
А втор провёл анализ и систематизацию данных из множества имеющихся исторических
источников и результатов исследований в области Y-Д Н К по казахскому роду
жагалбайлы. В виду малой выборки (n = 14) его представителей, задействованных по
состоянию на сегодняшний день, необходимо продолжение исследований в данном
направлении. С целью определения времени образования казахского рода жагалбайлы
нами организованы работы по проведению забора биоматериала, в результате которых
для лабораторных исследований было получено порядка 50-ти образцов венозной крови
у представителей разных подразделений рода жагалбайлы из ряда регионов Р еспублики
К азахстан и Р оссийской Ф едерации. Н о уже по имеющимся данным можно утверждать,
что мажорной гаплогруппой для жагалбайлы является О -М175. Д ля установление
генетической связи с одноименными родами в составе других народов необходимо
дальнейшее проведение исследований Y -ДНК у их представителей.
* * *
Х отелось бы выразить искреннюю благодарность Ж аксылыку С абитову и А кперу А лиеву
за просмотр черновой версии работы, а также высказанные по ней критику и замечания.
О собую
признательность
автор
выражает
А кперу
А лиеву
за
консультации
по
генетической генеалогии, оказанные за все время подготовки статьи.
С ердечную благодарность автор выражает членам своей семьи за понимание,
10.7256/2454-0609.2022.5.38699
Исторический журнал: научные исследования, 2022 - 5
63
проявленное в течение нескольких месяцев, во время которых проводилась работа над
рукописью.
Библиография
1. Сабитов Ж . Этногенез казахов с точки зрения популяционной генетики. The Russian
Journal of Genetic Genealogy (Русская версия): Том 5, № 1, 2013 год.
2. Тынышпаев М. Материалы к истории Киргиз-Казакского народа. Ташкент. Восточное
отделение киргизского государственного издательства. Туркестанский отдел
русского географического общества, 1925. – 77 с.
3. Бларамберг И.Ф. Военно-статистическое обозрение Российской империи:
издаваемое по высочайшему повелению при 1-м отделении Департамента
Генерального штаба [трудами офицеров Генерального штаба].-СПб.: Тип. Деп.
Ген.штаба, 1848-1858.-Загл. Т. 16, ч. 5: Статистические описания губерний и
областей Российской империи, по высочайшему повелению издаваемые
Департаментом Генерального штаба Военного министерства. Т. 14: О ренбургский
край: Ч. 1-3.-1848. Т. 14, ч. 3: Земли Киргиз-Кайсаков О ренбургского ведомства /
[по рекогносцировкам и материалам, собр. на месте, сост. Бларамбергом].-1848.-
[2], VII, 30, 119, [39] с.: табл.-На шмуцтит. загл. : Военно-статистическое обозрение
Земли Киргиз-Кайсаков Внутренней (Букеевской) и Зауральской (Малой) О рды,
О ренбургского ведомства.-Без тит. л., описано по обл.
4. Исин А. Казахское ханство и Ногайская О рда во второй половине XV-XVI в. –
Семипалатинск, 2002. – 139 с.
5. Коныратбай Т. А. К методологии изучения этнического характера героического
эпоса (историографические аспекты). Вестник Северо-Восточного федерального
университета имени М. К. Аммосова: Серия Эпосоведение, № 1 (17) 2020.
6. Чибиров Л.А. В.И. Абаев об исторической подоснове нартовских сказаний осетин.
Известия СО ИГСИ 30 (69), 2018.
7. Ж ирмунский В.М. Народный героический эпос: Сравнительно-исторические очерки.
– М.; Л.: Гос. изд-во художеств. лит., 1962. – 435 с.
8. Алимбаев Н.А. Казахское шежире как фольклорный жанр (вопросы изучения
шежире как исторического источника). Труды Центрального музея: музейное дело,
археология, история, источниковедение, антропология и этнология,
фольклористика. Выпуск II // Сост.: Нурсан Алимбай, Ж .Шалгынбай, С.Даутова //
Науч. ред. Нурсан Алимбай // на казахском, русском и английском языках. –
Алматы: Балалар әдебиеті, 2009. – 536 с., ил.
9. Артыкбаев Ж .О . Историческое наследие Машхур Ж усуп Копеева. Павлодар, 2004 г.
– 216 стр.
10. Султанов Т. И. Кочевые племена Приаралья в XV-XVII вв. (вопросы этнической и
социальной истории). М., Изд-во «Наука» главная редакция восточной литературы,
1982. 139 с.
11. Аргынбаев X., Мүкаков М., Востров В. Қазақ шежіресі хақында (Қүраст.: Ә.
Пірманов). – Алматы: Атамүра, 2000 – 464 бет.
12. Сабитов Ж . О происхождении казахского рода табын. The Russian Journal of Genetic
Genealogy (Русская версия): Том 4, № 2, 2012 год.
13. Алпысбес М.А. А45 Қазақ шежіресі: тарихнамалық-деректанулық зерттеу:
монография. – Астана: «BG-Print» Ж К, 2013. – 380 б.
14. Бабалар сөзі: Ж үзтомдық. – Астана: Фолиант, 2012. Т. 81: Шежірелік жыр-аңыздар.
– 432 бет.
10.7256/2454-0609.2022.5.38699
Исторический журнал: научные исследования, 2022 - 5
64
15. Дүйсенбин Пернебай. Ү ркердей болып көшкен жұрт... – Алматы: Ж ШС «Литера-М»,
2007. – 1024 бет.
16. Қазанғап би Сатыбалдыұлы. Құраст.: Ә.Қ. Елемесов, Қ.Ә. Малғаждаров.-Павлодар:
«Кереку», 2008 – 173 бет.
17. «Қазақстан тарихы этникалық зерттеулерде». Т. XI: Керейт – Алматы: «Алаш»
тарихи зерттеу орталығы, 2011. – 367 бет.
18. Костюков В.П. «Ж елезные псы» батуидов (Шибан и его потомки в войнах XIII в.
Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. 2008, № 1.
19. Аяган Б. Керей хан и Ж аныбек хан – основатели Казахского ханства. Право и
государство, No 2 (67), 2015.
20. Каратаев О . Кыргыз этнонимдер сөздүгү. – Б.: 2003. – 265 с.
21. Фукс С.Л. О черки истории государства и права казахов в XVIII и первой половине
XIX в. / Под общ. ред. С.Ф. У дарцева / Предисл. – С.Ф. У дарцев и Н.О . Дулатбеков
(на русс. и казах. языках). Вступит. ст. – Ш.В. Тлепина. Коммент. и подгот. текста –
К.А. Алимжан, 21 Ш.В. Тлепина, С.Ф. У дарцев. – Астана / СПб.: ТО О «Ю ридическая
книга Республики Казахстан» / О О О «У ниверситетский издательский консорциум
«Ю ридиче ская книга», 2008. – 816 с.
22. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история
расселения / – 2-е изд., доп. – У фа: ДизайнПолиграф-Сервис, 2010. – 560 с.
23. Сабитов Ж .М. Ялангтуш (Ж алантос) из рода Алшин//Global Turk. #1/2. 2016. C. 100-
114.
24. Акеров Т.А. Каркырахан. Великий кыргызский каганат // Роль этнополитических
факторов в консолидации кочевых племен Притяньшанья и сопредельных регионов
(VIII–XIV вв.). – Бишкек: Институт истории и культурного наследия Национальной
академии наук Кыргызской Республики, 2012. – 201 с.
25. Кирейтов Р.Х. Этническая история ногайцев (к проблеме этногенетических связей
ногайцев) – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999. – 176 с.
26. Небольсин П.И. О черки Волжского низовья / [соч.] Павла Небольсина. – С.-
Петербург: в типографии Министерства внутренних дел, 1852. – 197 с.
27. Ганболд Монгонхуугийн. Этнические группы кобдинских тувинцев Монголии. //
Азиатские исследования: история и современность, № 1(1), 2022.
28. К.Ш. Шаниязов. К этнической истории узбекского народа. (Историко-
этнографическое исследование на материалах кипчакского компонента). //
Ташкент: «Фан». 1974. 344 с.
29. Jag
ʻ
albayli. O 'zbekiston Milliy Ensiklopediyasi. [Электронный ресурс].-URL:
https://qomus.info/oz/encyclopedia/j/jagalbayli/?fbclid=IwAR1DO R77-dDadrBf-
XjBEmI67MhqEskpVeu6W fl3AM6NyHil9wwSJ-_dnik (дата обращения: 07.06.2022).
30. Файзиев Г. О родоплеменном составе узбеков-кураминцев конца XIX – начала XX
века. О бщественные науки в У збекистане. 1963. № 11. С.43-47
31. Хакимов Р.С. и др. Иштяки: приуральско-сибирское пограничье. – Казань: Институт
истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2019. – 216 с.
32. Тишков В.А. Народы России. «Большая Российская энциклопедия», 1994
33. Лебедев И.Г., Константинов В.М. Значение и этимология некоторых русских
названий хищных птиц и сов фауны России. II конференция по хищным птицам
Восточной Европы и Северной Азии: Материалы конференции 15-18 сентября 1998
г. – Ставрополь: СГУ , 1999. – Часть 2. – 184 с.
34. Volker Rybatzki. MO NGO LIC W O RDS IN Ö ZBEK (II): W ords beginning with č-, j-, y-.
10.7256/2454-0609.2022.5.38699
Исторический журнал: научные исследования, 2022 - 5
65
[Электронный ресурс].-URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mongolic-words-in-zbek-
ii-words-beginning-with-j-y (дата обращения: 08.06.2022).
35. Имя. Язык. Этнос. Сборник материалов всероссийской научно-практической
конференции, посвященной 90-летию со дня рождения М.С. Иванова-Багдарыын
Сүлбэ, 8 ноября 2018 г. / редкол.: Н.И. Данилова, Нь.С. уо Багдарыын, А.М.
Николаева. – Якутск, 2018. – 232 с.
36. Д.С. Дугаров. Исторические корни белого шаманства (на материале обрядового
фольклора бурят). // М.: 1991. 300 с.
37. Бадмаев А. А. Баранья лопатка в обрядовой практике бурят // Вестн. Новосиб. гос.
ун-та. Серия: История, филология. 2015. Т. 14, вып. 7: Археология и этнография. С.
255–263.
38. Сафин Т.А. Данные эпиграфики о существовании в государстве Шан-Инь удельной
системы. Вестн. моск. ун-та. сер. 13. востоковедение. 2018. № 3. – С. 88-100.
39. Ү сенбаев Теңізбай. Алшын шежіресі. Қызылорда: Тұмар, 2003. – 464 б.
40. Есенберлин И. Кочевники: роман-трилогия / Пер. с каз. М.Симашко. – Кн. 2:
О тчаяние. Алматы: Ассоциация издателей, полиграфистов и
книгораспространителей, 2015. – 380 с.
41. Есенберлин І. Көшпенділер: роман-трилогия. / Ільяс Есенберлин. – Алматы: «БПКА
«Баспагерлер, полиграфистер және кітап таратушылар Ассоциациясы», 2015 2-
кітап: Ж анталас. – 380 б.
42. Сабитов Ж .М., Кушкумбаев А.К. О новой парадигме истории происхождения
Казахского народа//Второй конгресс историков Казахстана: сборник научных
статей. Астана: Издательство ЕНУ . 2014. С. 274-283.
43. Шабашов А.В. Центрально-азиатские древности Буджака (к вопросу о соотношении
родоплеменного со¬става ногайцев Буджакской О рды и Государства кочевых
узбеков) // Лукоморье: археология, этнология, история Северо-Западного
Причерноморья. – О десса, 2007. – Вып. 1.
44. Бушаков В.А. Тюркская этноойконимия Крыма. Диссертация на соискание ученой
степени кандидата филологических наук. Москва – 1991.
45. Зиманов С.З. О бщественный строй казахов первой половины XIX века. Алма-Ата:
АН КазССР, 1958.-293 с.
46. Темиргалиев Р. Ак-О рда. История Казахского ханства. Алматы, 2012. – 296 с.
47. Сабитов Ж .М. У йсуны в Дешт-и кыпчаке в XIII-XV веках. // Материалы I форума
гуманитарных наук «Великая степь». Астана, 2016. С. 283–290.
48. Rizzi Zannoni, Carte de la Pologne, 1772, ca 1:690 000
49. Хабижанова Г.Б. Феномен цвета в этнической истории кочевых народов
Центральной Азии. // Bulletin of history. No3 (102). 202
50. Русско-булгарский словарь. Кадыров Р. М. Издательство «Балтавар». Будапешт
2010. – 143 с.
51. Қожанұлы М. Ө ңірлік этнонимия жүйесінде этноантропонимдердің рөлі туралы бірер
сөз (Қазақстанның батыс өңірі этнонимдерінің материалдары бойынша). // Вестник
Западно-Казахстанского университета имени М.У темисова. № 4 (48) – 2012.
52. Сабитов Ж .М. Казахская популяция с точки зрения исследований полиморфизма Y -
хромосомы. Приложение 1. // Труды евразийского общества генетической
генеалогии: Генетическая история народов Евразии. Сборник статей. 2015. Москва.
Издательские решения. 2016. С. 205-246.
53. Аширбеков Е.Е., Аширбекова А.Е., Айсина Д.Е. и др. Микросателитная
10.7256/2454-0609.2022.5.38699
Исторический журнал: научные исследования, 2022 - 5
66
вариабельность Y -хромосомы гаплогруппы С у казахов. // Доклады Национальной
академии Республики Казахстан. № 6, 2014. – 198 с.
54. O -MF58622 [Электронный ресурс].-2022.-URL: https://www.yfull.com/tree/O -
MF58622/ (дата обращения: 29.06.2022).
55. O -MF61473 [Электронный ресурс].-2022.-URL: https://www.theytree.com/tree/O -
MF61473 (дата обращения: 29.06.2022).
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рец ензирования личность рец ензента не
раскрывается.
Со списком рец ензентов издательства можно ознакомиться
здесь
.
О тзыв на статью
"К вопросу генетической генеалогии казахского рода жагалбайлы"
П редмет исследования – анализ основных версии происхождения казахского рода
жагалбайлы и подведение итогов генетических исследований
Методология
исследования базируется на принципах сравнительно исторического
метода и этот метод был использован для проведения исторических сравнений сюжета
различных версий одноименного эпоса. С целью изучения их индивидуальности,
относительно общей целостной основы, применены подходы идиографического метода. В
работе применен также метод логического анализа.
А ктуальность статьи очевидна и не вызывает сомнения. В последние годы генетические
исследования стали очень популярными и все больше исследователей обращаются к
данным Д Н К в своих исследованиях. Н аряду с данными археологии, этнографии,
фольклора и письменных источников данные Д Н К становятся одним из наиболее
репрезентативных источников при изучении этногенеза, истории и культуры различных
этносов и их субэтнических групп. Д анные Д Н К сулят интересные результаты, и
исследователи надеются, что исследования в данной области сулят большие
перспективы. И это точка зрения вполне оправданна, так как данные Д Н К дают
возможность по-новому посмотреть на многие вопросы миграционных передвижений
народов в разные исторические эпохи, прояснить некоторые вопросы фольклора,
истории, культуры, антропологии, истории взаимоотношений между разными народами.
В статье ставится цель рассмотреть основные версии происхождения рода жагалбайлы,
провести их сравнительный анализ и подвести итоги, освещающие результаты
завершённых по состоянию на 2022 г. генетических исследований, касающихся
изучаемого вопроса. Н аучная новизна статьи определяется ее целью и постановкой
вопроса. А также тем, что это по сути первая статья в которой ставится вопрос о также в
том, что это по сути первая статья, в которой комплексно ставится вопрос о версиях
происхождения рода жагалбайлы и применяются данные Д Н К анализа. Н аучная новизна
статьи также определяется актуальностью изучаемой темы и интересом к ней как со
стороны исследователей, так и широкого круга читателей ( на различных исторических и
генетических форумах, в социальных сетях активно обсуждаются вопросы эти вопросы,
а темы джузов К азахстана и казахских родов активно обсуждают башкиры, ногайцы,
киргизы, казахи, калмыки, буряты, тюркоязычные и монголоязычные народы нашей
страны и представители других народов).Т ема эта очень актуальная и вызывает большой
читательский интерес.
С тиль статьи академический и статья логически выстроена и структура нацелена на
раскрытие цели статьи и к тому, чтобы обратить внимание специалистов на наиболее
сложные вопросы поднятой темы. С татья состоит: из введения, в которой обозначена
10.7256/2454-0609.2022.5.38699
Исторический журнал: научные исследования, 2022 - 5
67
цель исследования, раскрыта методология и методы исследования, источники, на
которых базируется работа, основной части « О бсуждение и результаты» и заключения и
выводов. Структура работы отличается логичностью и последовательностью Т екст статьи,
анализ источников ( в том числе и шежире) показывает, что автор знает тем глубоко и
ему эта тема интересна и он текст строит так, чтобы и читателю было интересно. С татья
хорошо иллюстрирована и в ней есть таблицы, рисунки, что помогает более глубокому
восприятию темы статьи в целом и ее отдельных положений. Н есомненным достоинством
работы и показателем качественности работа автора является библиографический
список, который насчитывает 55 источника. А пелляция к оппонентам представлена на
уровне собранной информации, систематизации материала и результатов и выводов,
полученных авторов в ходе работы над темой статьи. С татья очень интересная и
написана так, что нет сомнения в том, что работа вызовет интерес у специалистов и
несомненно даст импульс к продолжению исследования над поднятыми в статье
вопросами версий по происхождению рода жагалбайлы и других родов, шежире не
только казахских родов, но также татарских, башкирских и др., истории крымских татар,
ногайцев, казахов, киргизов и др. народов ( в том числе монголоязычных. В озможно и
по некоторым другим вопросам истории, фольклору, основных версий происхождения
жагъалбайлы и других родов, взаимоотношений между казахскими джузами , которые
подняты или же рассмотрены в статье статья будет способствовать продолжению
исследований другими историками не только Казахстана, но и регионов РФ.
В ыводы вытекают из содержания статьи и в целом объективны. А втор отмечает, что
необходимо продолжить работу, т.к. Д Н К исследования рода жабалгайлы на момент
написания статьи не может претендовать на окончательность в виду малой выборки (так
как получены данные только по 14 представителям этого рада). А втором была
проведена большая организаторская работа по проведению сбора биоматериала у
представителей рода в К азахстане и в Р Ф (было получено более 50 образцов). И по
имеющимся данным мажорной гаплогруппой для жагалбайлы является О -М175. " Д ля
установление генетической связи с одноименными родами в составе других народов
необходимо дальнейшее проведение исследований Y-Д Н К у их представителей" и трудно
с этим выводом автора не согласиться. С татья подготовлена на интересную тему,
написано хорошо, в ней подняты интересные вопросы и проделана большая работа по
систематизации материала, статья вызовет интерес у специалистов и широкого круга
читателей.
10.7256/2454-0609.2022.5.38699
Исторический журнал: научные исследования, 2022 - 5
68
Достарыңызбен бөлісу: |