История гостиниц Москвы



бет1/3
Дата19.06.2016
өлшемі0.6 Mb.
#146083
  1   2   3
История гостиниц Москвы

(http://www.hotelsmoscow.ru/hotelhistory.htm )

Оглавление


История гостиниц Москвы 1

Оглавление 1

Уникальная история гостиницы «Националь» 10

Историческая фотогалерея 11


История гостиничного дела в Москве уходит корнями в средние века, в эпоху, когда Москва из центра Московского княжества превратилась в Москву Первопрестольную, не только столицу, но и крупный торговый центр Руси. Предшественниками современных гостиниц были постоялые дворы – заведения, предоставлявшие путникам простое жилье и еду. Паломники, прибывавшие в столицу на богомолья и церковные праздники, размещались обычно на монастырских подворьях. В XVI веке, с развитием торговли и расширением международных связей, в Москве появились гостиные дворы, предназначенные специально для купцов. Первые гостиные дворы были созданы еще в XII веке в Великом Новгороде, который вел оживленную торговлю с иностранцами. В отличие от постоялых дворов, при этих заведениях имелись торговые ряды и склады; здесь же можно было заключать сделки и торговать. Гостиные дворы часто подразделялись по «национальному» признаку: так, например, существовали Немецкий, Английский, Греческий и Армянский дворы. На Варварке, 3 сохранилось до наших дней здание Гостиного двора, построенного в 1574 году по указу царя Ивана Грозного. Здание неоднократно перестраивалось, а в 1995 году было капитально реконструировано.

Деятельность гостиничных учреждений в Москве, как и по всей Руси, регламентировалась сводом специальных правил. Этот свод, носивший название «скра», первоначально был составлен для гостиных дворов. В положениях скры содержалось практически все: правила проживания, оплаты, внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и даже правила поведения за столом. Скру можно без преувеличения назвать своеобразным предшественником ныне действующих «Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации».

Эпоха петровских и послепетровских реформ ознаменовалась бурным ростом торговли с заграницей и, как следствие, развитием гостиничной индустрии. Хотя столицей России в то время уже стал Санкт-Петербург, Москва по-прежнему оставалась крупным торговым центром страны. В середине XVIII века в Москве открылись первые гостиницы европейского типа, а в конце XVIII – начале XIX века на Бульварном кольце, у Пречистенских, Никитских, Сретенских и Покровских ворот были построены 11 парных двухэтажных гостиниц. Одно из этих однотипных зданий (на Покровке) сохранилось до наших дней. Автором проекта этих гостиниц был известный тогда архитектор В. Стасов, который построил много общественных зданий в разных городах, прежде всего, в Санкт-Петербурге.

В XIX веке количество гостиниц в Москве значительно возросло. Были преобразованы в гостиницы монастырские подворья, расположенные в центре города. Некоторые гостиницы, построенные во второй половине XIX века, тоже назывались подворьями («Кокоревское подворье», «Чижовское подворье», «Троицкое подворье», «Староварваринское подворье»). Если в самом начале века в Москве насчитывалось всего 7 гостиниц, то к середине века их было уже несколько десятков. Во второй половине XIX века в Москве появились меблированные комнаты – недорогие гостиницы с пансионом или полупансионом, предназначавшиеся для людей со средним или низким уровнем дохода.

В 1910 году в городе работало 228 гостиниц, не считая 77 постоялых дворов. Крупнейшими гостиницами Москвы к началу XX века были «Гранд-отель» (снесена в 1976 году при строительстве 2-й очереди гостиницы «Москва»), «Боярский двор» (здание сохранилось до наших дней, в нем размещается администрация Президента), «Новомосковская» (сегодня — «Балчуг Кемпински»), «Европа» (здание не сохранилось), «Славянский базар» (закрыта после 1917 года), «Лейпциг» (сегодня в здании гостиницы располагаются офисы). Большой популярностью пользовались у приезжих гостиницы «Националь», «Метрополь», «Савой». Многие гостиницы Москвы («Славянский базар», «Альпийская роза») славились на всю столицу своими ресторанами.

После Октябрьской революции все гостиницы Москвы были национализированы, а многие и закрыты. Некоторые крупные гостиницы были превращены в так называемые Дома Советов и Дома Союзов – своеобразные общежития для представителей новой власти. Так, например, в гостинице «Националь» размещалось советское правительство, а в номере 107 этой гостиницы проживали Владимир Ульянов-Ленин и Надежда Крупская. В 20–30-х годах в столице началось строительство первых советских гостиниц. Строительство велось одновременно с масштабной реконструкцией центра Москвы, в ходе которой разительно изменился облик старинного Китай-города. В 1930 году был снесен Охотный ряд с его торговыми рядами, мелкими гостиницами, трактирами и церквями, и на месте церкви Параскевы Пятницы была построена гостиница «Москва», которая долгое время оставалась крупнейшей в столице. В 50-х годах московские гостиницы пополнились такими, как «Алтай», «Восток», «Заря», «Золотой колос», «Останкино», «Турист», «Ярославская», а также «Украина» и «Ленинградская», чьи высотные здания стали новыми достопримечательностями столицы. В последующие годы новые гостиницы в Москве строились в основном за пределами Бульварного кольца – на Ленинском проспекте («Южная», «Салют»), на Ленинградском проспекте («Аэрофлот»), в Измайлово (гостиничный комплекс «Измайлово»). Причина была проста: реконструкция центра Москвы к тому времени в основном закончилась, и строить с размахом было, как правило, негде.

Гостиницы советской Москвы, как и всего СССР, прославились одним свойством: в них никогда не было свободных мест. Это неизменно становилось объектом сатиры. Особая атмосфера окружала «Интурист» и другие гостиницы, в которых останавливались иностранцы. К этим гостиницам Москвы проявляли повышенное внимание и фарцовщики, и органы государственной безопасности.

Глобальные перемены, которые принесла бывшему СССР перестройка, коснулись и гостиничного дела. Гостиницы, много лет бывшие частью планового социалистического хозяйства, снова превратились в доходный бизнес. На рынке Москвы появились зарубежные гостиничные сети – Radisson, Marriott, Swisshotel и другие. Вскоре им составили конкуренцию российские гостиничные бренды – «Гелиопарк», «Катерина-Сити». Пятизвездочные гостиницы Москвы — «Балчуг Кемпински» , «Арарат Парк Хаятт», «Президент-Отель» – стали новыми символами комфорта и роскоши, уверенно потеснив знакомых каждому москвичу представителей прошедшей эпохи – «Националь», «Метрополь», «Савой». В последнее время в Москве открывается большое количество мини-отелей, но наибольшей популярностью по-прежнему пользуются трехзвездочные гостиницы, привлекающие туристов соотношением уровня обслуживания и стоимости проживания.

Будучи административным центром России, Москва регулярно становится местом проведения всех видов деловых мероприятий – конференций, семинаров, презентаций, выставок. Исходя из этого, все большую долю в спектре гостиничных услуг составляют разнообразные бизнес-услуги. Многие гостиницы Москвы («Международная», «Ирис Конгресс», «Космос») специализируются на организации деловых мероприятий, предоставляя для этого многофункциональные конференц-залы, современное оборудование и полный набор сопутствующих услуг.

Ежегодно в Москве появляются новые гостиницы. В 2005 году их было 170, к середине 2006 года – 180, а к середине 2007 года – 203. Эти цифры выглядели бы впечатляюще, если бы не приведенные выше данные 1910 года. Кроме того, новые гостиницы – это в основном дорогие отели и мини-отели, а вот недорогих и демократичных гостиниц туристского класса в Москве по-прежнему не хватает. Согласно результатам исследования, которое провела компания Business Travel International (BTI), стоимость проживания в гостиницах Москвы на порядок выше, чем в гостиницах Лондона, Нью-Йорка или Парижа. Другое исследование, проведенное международной компанией TRI Hospitality Consulting, выявило, что Москва занимает первое место по прибыли с одного гостиничного номера среди 10 крупнейших туристических центров Европы.

Метрополь (http://www.metropol-moscow.ru/history-ru.html )

Архитектура (http://blogs.privet.ru/user/SolenZara/41382170 )

Здание, в котором располагается гостиница «Метрополь» – это выдающееся произведение в стиле «ар нуво». Его строительство велось с 1899 по 1905 гг. Идея создания гигантского многофункционального культурного и гостиничного комплекса принадлежала Савве Ивановичу Мамонтову, прославленному предпринимателю и меценату. При сооружении здания он привлек лучших мастеров Москвы.



Рождение гостиницы «Метрополь»

Фасады гостиницы, выходящие на Китайгородскую стену, были созданы архитектором Л.Н. Кекушевым. Фасады выглядят просто и строго. По всей вероятности, единственным украшением фасадов являются вертикальные полосы керамической черепицы, выполненной в виде кирпичей, расположенные в пространствах между окнами. Но те фасады, которые выходят на Театральный проезд и Театральную площадь, поражают изобилием декоративных элементов. Похоже, что авторы этого творения захотели продемонстрировать все возможности стиля «ар нуво», претворив в жизнь принцип синтеза искусств. Фасады были созданы молодым архитектором  В.Ф. Валькотом (Уильямом Уолкотом). Фасады гостиницы обладают ярко выраженным горизонтальным соединением. На первом ярусе, выходящем на улицу, расположены в основном магазины, офисные помещения, парикмахерские, а также ресторан и кафе гостиницы, которые были открыты не только для постояльцев, но и для всех желающих. В архитектуре первого яруса создатели использовали элемент пассажа – он разделен облицованными гранитом арками с широкими стеклянными панелями. В этом у них есть что-то общее с арками зданий, стоящих по соседству на Театральном проезде и Театральной площади. Второй и третий ярусы имеют крайне простой внешний вид: гладкие поверхности стен, разбитые на секции оконными проемами.

Четвертый, пятый и шестой ярусы здания украшены очень богато. Четвертый ярус выделяется своей разноцветной майоликой и лепным рисунком (автор Николай Андреев), а также цветной кирпичной кладкой. На уровне четвертого этажа здание опоясано балконами, решетки которых сделаны по эскизам, выполненным Марианом Перетятковичем. Шестой ярус является, вероятно, самым важным в фасадной композиции. Он состоит из удивительных панно из майолики. Самое крупное панно, выходящее на Неглинную улицу, было создано по картине Михаила Врубеля – знаменитой «Принцессе Грёзе». Другие панно были созданы на основании эскизов, подготовленных Александром Головиным и Сергеем Чехониным. В маленьких арках они разместили вазы из майолики, сделанные в мастерской в Абрамцево. Водостоки украшены скульптурами мальчиков. Вертикальное соединение, проходящее через два верхних яруса, завершается готическими пинаклями. Они повторяются пинаклями фонарей верхнего света, венчающих атриумы, проходящие через все здание. Позже был сконструирован огромный купол над частью здания. Под этим сооружением скрылись как купол над рестораном, так и окружающие ресторан внутренние помещения.

Изначально здание было опоясано майоликой с цитатой из Фридриха Ницше: «Опять старая истина: когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». После Октябрьской революции большая часть цитаты исчезла со стен гостиниц. Вместе с ней пропало высказывание еще одного мыслителя: «Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала» (В.И. Ленин).

В отделке внутренних помещений гостиницы принимали участие такие архитекторы, как Адольф Эрихсон и Иван Жолтовский, а также художники Сергей Чехонин, Игнатий Нивинский и Павел Кузнецов.

Второе рождение гостиницы «Метрополь»

В 1986 году гостиницу «Метрополь» закрыли на реставрацию. Возникла необходимость в укреплении фундамента здания, а также замене деревянных полов на бетонные. Уникальная стенная и потолочная живопись, которую во времена Советского Союза предпочитали закрашивать свежим слоем краски, требовала очистки. Было необходимо провести реставрацию известного фасада с его необыкновенными панелями из майолики и барельефа. Витражное стекло потеряло свои цвета, а сантехника и коммуникации устарели. Было заключено соглашение с финской компанией "Perusyhtymja Company". Часть реставрационных работ была выполнена специалистами-реставраторами Института по реставрации памятников истории и культуры (Спецпроектреставрация) и «Моспроект-2». До реконструкции они выполнили историческую и культурную проверку. На основании этой проверки было принято решение относительно номеров, ресторанных залов и лобби. В процессе работ по очистке реставраторы обнаружили интересную стенную живопись и старинные плафоны под несколькими слоями старой краски и штукатурки. Так, например, в Боярском зале им пришлось удалять семь слоев краски до того, как появилась оригинальная потолочная живопись начала 20-го века. Уникальная работа по реставрации внутреннего убранства гостиницы будет позже описана в учебниках по реставрации памятников архитектуры. Антикварная мебель, канделябры, картины и вазы были отправлены в реставрационные мастерские Эрмитажа в Санкт-Петербурге. В ходе реконструкции в старом здании разместили конференц-зал на 300 мест, фитнес-центр, оборудованный плавательным бассейном, сауной и тренажерным залом, а также бизнес-центр; кроме того, были проложены самые современные и самые лучшие коммуникации и установлены системы по обслуживанию гостиницы. Центральный вход переместили, и вместо старого патио организовали новый центральный холл.

В 1991 году состоялась церемония торжественного открытия обновленной гостиницы «Метрополь». В результате колоссальной работы была создана фактически новая гостиница, сочетающая в себе всю величественность и благородство антикварной роскоши и последние достижения науки и техники в сфере комфорта.

История

Гостиница «Метрополь» обязана своим появлением известному меценату Савве Мамонтову. Для того чтобы построить гостиницу европейского уровня, он собрал команду молодых и талантливых художников и архитекторов, среди которых были Валькот (Уолкот), Врубель, Кекушев и Чехонин. Здание гостиницы – это выдающийся пример стиля «модерн» и представитель Серебряного Века российской культуры (период с конца 19 века по начало 20 века).

Открытие гостиницы «Метрополь» состоялось в 1901 году. Москвичи приходили толпами полюбоваться на «Вавилонскую башню 20-го столетия» – именно так называли гостиницу «Метрополь» в те дни. Ни одна гостиница в России, кроме «Метрополя», тогда не могла похвастать наличием горячей воды, холодильников, лифтов и телефонов. Номера и рестораны были заполнены искушенной публикой. Интерьеры «Метрополя» часто видели известных промышленников (Морозов, Рябушинский) и людей искусства (Брюсов, Комиссаржевская, Шаляпин, Рахманинов). В 1917 году у гостиницы «Метрополь» появились новые хозяева – и грянул треск ружейных выстрелов. Большевистское правительство переехало из Петрограда (бывший Санкт-Петербург) в Москву, и гостиница «Метрополь» стала штаб-квартирой Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК). Новую резиденцию стали называть «Вторым домом Советов». В «Метрополе» жили и работали такие личности, как Чичерин, Свердлов и Бухарин.

В 30-х годах двадцатого века «Метрополь» вновь получила свой статус гостиницы высшего класса. Если Советское правительство хотело завоевать благосклонность иностранных гостей, среди которых были Бернард Шоу и Бертольт Брехт, то таких гостей размещали в «Метрополе». Во время Второй Мировой войны среди постояльцев гостиницы преобладали корреспонденты западных изданий, и в гостинице был организован пресс-центр. В середине 50-х годов 20-го века начался период «хрущевской оттепели». Всё больше и больше туристов из зарубежных стран приезжало в Москву и останавливалось в «Метрополе». Как правило, советские граждане не останавливались в гостинице, несмотря на то что для командировочных был организовано общежитие на 70 мест. В некоторых барах и ресторанах гостиницы оплату принимали только в свободно конвертируемой валюте, поэтому такие заведения посещали в основном иностранцы. Шли годы, и гостиница «Метрополь» старела и ветшала.

В 1986 году гостиницу закрыли для проведения работ по реконструкции. После длительных споров по поводу концепции реконструкции архитекторы нашли золотую середину: было решено реконструировать «Метрополь», используя старые чертежи, но при этом внедряя новейшее оборудование в соответствии с самыми последними технологическими стандартами. Своим вторым рождением «Метрополь» обязана объединенным усилиям российских и финских архитекторов, инженеров и художников. Период перестройки в СССР (1985–1991 гг.) совпал с периодом реконструкции «Метрополя». Гостиницу закрыли для проведения реконструкции еще в СССР, а открыли в 1991 – уже в новой России. Иностранные комиссии были абсолютно правы, дав высокую оценку восстановленной величественности и великолепию гостиницы, а также высококвалифицированному персоналу. «Метрополю» был присвоен высший класс – пять звезд. В 2001 году гостиница «Метрополь» отпраздновала две важные даты: столетний юбилей с момента открытия и десять лет с момента окончания реконструкции. Выдающийся российский театральный режиссер Константин Станиславский говорил, что «театр начинается с вешалки». Перефразировав это высказывание, можно сказать, что город начинается с гостиницы.

Гостиница «Метрополь» по праву стала символом Москвы для многих иностранных туристов и бизнесменов. Некоторые старинные здания Москвы, безусловно, обладают такого рода привлекательностью. Они привлекают события; в окрестностях этих зданий переплетались между собой человеческие судьбы; они стали неотъемлемой частью истории. Одно из таких зданий – гостиница «Метрополь». Помимо функций гостиницы как таковой, «Метрополь» выполняет миссию «исторического отеля», отеля-музея. Все те, кто посетит «Метрополь», получит некоторое представления об истории и культуре России, а персонал гостиницы сделает всё возможное, чтобы гости чувствовали себя как дома.

22 октября 2001 года в женевской гостинице «Интерконтиненталь» компания Business Initiative Directions (BID) провела церемонию вручения Звезд по качеству. Отборочная комиссия компании BID представила гостиницу «Метрополь» к награде Звездой по качеству в категории «Золото». Репутация «Метрополя» была признана во всём мире дипломатическими и деловыми кругами, экономическими экспертами, специалистами по качеству и имиджу компаний, а также представителями культуры и искусства. «Метрополь» – это единственная гостиница в России, которая завоевала такую высокую награду.

Савой (http://savoy.ru/about/history/ )

Еще в последней трети XIX века в доме по Пушечной улице, 4, принадлежавшем княгине О.А. Туркестановой, возник немецкий ресторан, называвшийся «Альпенрозе». Поначалу основными его посетителями были члены немецкого клуба, расположенного на углу Пушечной и Рождественки. Позже Владимир Гиляровский, известный писатель и знаток истории Москвы, писал об «Альпенрозе» как о самом популярном месте в городе. Здесь после спектаклей собирались артисты Большого и Малого театров, здесь же возникла идея создания знаменитого Литературно-художественного кружка, объединившего цвет московской творческой интеллигенции.

Ресторан сменил нескольких владельцев, прежде чем в 1909 году был куплен страховым товариществом от огня «Саламандра». Это товарищество, основанное еще в 1846 году, было третьим по счету страховым обществом в России. Таблички с его девизом «Горю и не сгораю» стали привычными для многих московских зданий. Товарищество, купив дом, решило его использовать с максимальной для себя выгодой – открыть гостиницу с кафе на первом этаже. Будущую гостиницу было решено назвать «Савой» – видимо, по аналогии с Савойскими Альпами. А мифологический зверь саламандра стал ее символом.

В 1911 году началась перестройка здания, проводимая под руководством архитектора Виктора Андреевича Величкина. Роскошный интерьер кафе был выполнен по проекту художника А.А. Томашки в стиле рококо. Его достопримечательностью стал великолепный расписной потолок, в отделке которого были использованы неправильной формы зеркала.

Первые гости остановились в «Савое» 30 марта 1913 года. Открытие гостиницы, совпавшее с открытием обновленного ресторана, было отмечено пышным банкетом. После октября 1917 года «Савой» продолжил свое существование, то подчиняясь Управлению московскими гостиницами при Моссовете, то войдя вместе с «Метрополем» и «Националем» в состав Всесоюзного акционерного общества «Отель», позже известного как «Интурист», созданного для обслуживания иностранцев. В 1958 году «Савой» был переименован в «Берлин».

В 1989 году после реставрационных работ, призванных восстановить исторические интерьеры, отель открылся под своим исконным названием. В числе гостей «Савоя» за почти столетнее его существование были Сергей Есенин и Айседора Дункан, Анри Барбюс, Лучано Паваротти, Хосе Каррерас, Лучиа Алиберти, Патриция Каас, Ричард Гир, Джулия Ормонд, Дейв Брубек.

«Савой» – исторический отель, расположенный в самом сердце Москвы в нескольких шагах от Кремля, Красной площади и Большого театра, рядом с модными магазинами, клубами и кафе. После завершенной в 2005 году грандиозной реконструкции «Савой» отвечает самым высоким требованиям индустрии гостеприимства. Это один из первых дизайнерских отелей столицы, где атмосфера старинного московского особняка сочетается с современной роскошью и комфортом.

Националь (http://www.national.ru/ru/ru-hotel-history)



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет