Р. Г. Курбангулов
ИЗ ИСТОРИИ СЕЛ И ДЕРЕВЕНЬ БЛАГОВАРСКОГО РАЙОНА
Издательство «Гилем» Уфа - 2002
УДК 39 ББК 63.5 К93
Курбангулов Р.Г. Из истории сел и деревень Благо-варского района. Уфа: Гилем, 2002. 54 с.
ISBN 5-7501-0305-6
ISBN 5-7501-0305-6 © Курбангулов Р.Г., 2002
В связи с тем, что в литературе существуют разные толкования по вопросам расселения западных башкир и переселенцев республики, есть смысл кратко ознакомить читателей с ранней историей сел и деревень Благоварского района. Это тем более необходимо перед переписью населения, так как проблема очень характерна для нашего района.
Во время завоевания Иваном Грозным Казани в XVI веке административное деление Башкирии состояло из четырех даруг. «Даруга» в переводе с монгольского означает «начальник», а в современном значении - область. Территория нашего района была в составе Ногайской и Казанской дорог. Граница между ними проходила приблизительно по реке Кармасан. Население, находящееся по правой стороне Кармасан, было под властью Ногайского ханства, а по левой -Казанского. В состав Ногайского ханства входили нынешние территории Балышлинского, Ямакаевского, Удрякбашевского, часть Благоварского и Кашкала- : шинского сельсоветов. Остальная территория была под властью Казанского ханства.
По правой стороне реки Кармасан, в бассейне реки Дема с ее левыми притоками, на реках Балышлы, Удряк, Слак, Карамалы, Яман Удряк, Уза и других, жили мин-чубиминцы и кыркулиминцы. По левой
3
стороне нижней части реки Кармасан кочевали башкиры племени Каршин. По реке Чермасан обширную территорию занимали башкиры канлинцы (кальнин-цы-канлы). Во владениях канлинцев обосновались такие старинные башкирские деревни района, как Ста-ро-Абзаново (впервые упоминается в печати в 1755 г.), Санны-Ильчимбетово (1795 г.), Агарды (1727 г.), Улы-Аряма (1724 г.), Янышево (1765 г.), Шарлыково (1750 г.), Дюсметово (1715 г.), Сынташево (1794 г.), Тюркеево (1728 г.), Кугульи др.
В административном отношении и по землепользованию деревни Кучербаево и Янышево частично обосновались на территории Дуванской волости. На этих территориях башкиры были исконными жителями, население района было однонациональным.
Однако после завоевания Иваном IV Казани в 1552 году началась массовая миграция татар, мишарей и других в Башкирию. До начала переселения нерусских крестьян в Башкирию населенные пункты коренных жителей были однонациональными.
В результате массовой колонизации края татарскими, мишарскими, марийскими, чувашскими, удмуртскими крестьянами в XVIII веке башкирские деревни становились этнически смешанными, что можно увидеть наглядно по материалам ревизии начиная с 1795 года, т.е. 5-й народной ревизии. Доля смешанных деревень возрастала и позднее. Численность башкир в Уфимском уезде по 5-й ревизии 1795 г. составляла 8409, по Белебеевскому уезду - 17280 человек. Башкирские и смешанные по населению деревни в Белебеевском уезде составляли 54, в Уфимском уезде - 32,14%. Численность и соотношение башкир, тептярей и татар в
4
смешанных деревнях в Белебеевском уезде было: башкир - 66,5 %, тептярей - 24,5, татар - 9,0; в Уфимском уезде башкир, - 67,8%, тептярей - 11,2 и татар -21,0% (Ватандаш. 2002. №2).
Но в последующем припущенники всех видов (теп-тяри, татары, мишари, государственные и удельные крестьяне и др.) численно преобладали над башкирами-вотчинниками. Так, в Белебеевском уезде башкиры-вотчинники, по 7-й ревизии (1816 г.), составляли 12 772, а припущенники - 24 522 души мужского пола, в Уфимском уезде соответственно башкиры-вотчинники - 4 989 и припущенники - 5 097.
Для наглядности приведем таблицу о численности и соотношении башкир, тептярей и татар в смешанных деревнях в 1795 году на территории нынешнего Благоварского района.
5
В 1795 году в деревне Старые Балышлы проживали башкиры — 51 человек мужского и 48 человек женского пола. Деревня входила в состав Чубиминс-кой волости команды старшины Алибая Мурзагуло-ва (ЦГАДА СССР, ф.1355, оп.1., ед. хр. 1884). В той же переписи была взята на учет одна тептярская семья, перешедшая из команды старшины Исламгула Шарыпова из деревни Усманово Бирского округа. Главе семьи Кильчуре Уразметову было 80 лет, он умер в 1807 году в возрасте 92 лет. Его женатому сыну Абдра-химу Кильчурину - 39 лет. Данные о женах и дочерях отсутствуют. У Кильчуры зафиксировано еще три сына: Абдулвагап (30 лет), Абдулменяф (8), Абусагит (20). У Абдрахима - сын Абдулвахит 22-х и Абдул-латиф — 3 лет. В последующем во всех переписях их потомки будут включены в списки по деревням Балышлы и Сарайлы-Муталыпово.
В материалах 6-й ревизии (1811 г.) берутся на учет тептяри команды Яхъи Ишемгулова, среди них Мах-мут Якупов (впоследствии Махмутовы), Уразаевы, Бикбулатовы и др. В материалах 7-й ревизии (1816 г.) появляются перешедшие из команды старшины Ел-
6
даша Ижбулдина из деревни Аитово Белебеевского округа, а также Муксиновы, Иткины, Асановы, Шарыповы и др. В Балышлинском сельсовете Вахитовы, Халиковы, Вагаповы, Амирхановы, Нигматуллины и некоторые другие являются потомками Кильчуры Уразметова и перешедших после него тептярей.
В 1834 году в деревне Балышлы башкир было 210 душ, тептярей - 162; в 1850 году в 19 дворах проживало 218 тептярей (мужчин —- 113, женщин -105); в 1859 году - 102, в 1870 году - 10 тептярей. Из них только Махмутовы переселились в другое место - в деревню Ново-Усманово Чишминского района, часть населения ассимилировалась, основная масса отделилась и обосновала деревню Новобуляк.
Здесь, видимо, будет уместно разъяснить, кто такие тептяри. Тептярь - не этнос, не национальность, а сословие. Среди ученых нет согласованного определения. Во-первых, они припущенники (от слова припускать, приходить), т.е. безземельные крестьяне. Безземельные башкиры также назывались при-пущенниками. Например, один безземельный башкир деревни Староусманово Ахматша Ахмадуллин (переселенец из деревни Сарайлы) в сельхозпере-писи 1917 года даже свою национальность назвал «припущенником». Таких примеров много. С началом народной колонизации институт припущенни-ков получает дальнейшее развитие. Тем самым усложняется их национальный состав. В ряды башкир-припущенников влились представители безземельных татарских, мишарских, марийских, мордовских, удмуртских и чувашских крестьян. По прошествию времени многие из них причисляли себя к татарам.
7
Происхождение социального термина «тептярь» толкуют по-разному. Некоторые связывают его со словом «дэфтэр», т.е. безземельные крестьяне, занесенные в журнал - «дэфтэр»; другие, к примеру А.З. Асфандияров, доказывают версию о происхождении данного слова от татаро-башкирского «тип» — пинать, отвергать, притеснять, т.е. вытесненные и вышедшие из своих общин по какой-то причине. Бывший учитель истории пенсионер Шарифьян Ганиев из деревни Шарлыково приводил на этот счет свою версию: когда Иван Грозный насильно начал крестить мусульман, в одной деревне, отвергая насильственное крещение, якобы начали пинать христианский крест. Таким образом, совершенно ясно, что «тептярь» не этнос, не национальность, а сословие, образованное из нескольких этносов.
В конце XVII и начале XVIII века мишари начали заселять наши края, пользоваться башкирскими вотчинными землями. Заселение деревни Балышлы также относится к первой четверти XVIII века. Они обосновались на земле, купленной по договору у башкир Чубиминской волости в вечное владение. Имеются письменные сообщения о том, что 9 семей поселились самовольно. А тептяри деревни, объединенные к тому времени в 3-ю команду (1816 г.), имели землю по договору от башкир-вотчинников Куркульминской волости. Имели план и межевую книгу из Оренбургской межевой конторы от 1837 года, владели землей совместно с мещеряками-однодеревенцами.
По данным 7-й ревизии (1816 г.) мещеряков команды старшины Гибетуллы Муртазина при 63 дворах было 524 (270 и 254), а в 1834 году - 698 (352 и
8
346) душ. По переписи 1850 года, в деревне Балышлы у мишарей наличных хозяйств было 69, в них — 724 (387 и 337) жителя. Здесь указан походным старшиной зауряд есаул Мухаметзян Мухаметгалеев Асаев. Ему 61 год. Походный старшина Ибатулла Муртазин умер, у него остался сын Рахматулла. Распространенные фамилии в деревне - Бахтияровы, Гумеровы, Салиховы, Амирхановы и др.
Начиная с 1859 года в документах о численности, национальности и сословной категории национальность •, определена, видимо, исходя из численного преобладания. Так, в 1859 году в деревне Балышлы взято на учет 540 башкир и 102 тептяря из татар, мишарей, марийцев и башкир. По данным 1870 года, в Уфимском уезде в деревне Балышлы 125 дворов, 846 (435 и 411) душ мужского и женского пола. Из них 836 башкир. Основная масса тептярей переселилась в другие населенные пункты. В деревне имеются 2 мечети. Население, кроме традиционного крестьянского труда (земледелие и животноводство), занималось пчеловодством и плетением лаптей.
В 1902 году эта категория населения приписана к военному званию (мужчин - 398 душ). Имеют 741 десятину надельной земли. В 1906 году отмечается наличие татарской школы, 2 мечетей, водяных мельниц, хлебозапасных магазинов, в 226 дворах проживают 1423 (мужчин - 710 и женщин - 713) души. В 1917 году - 1922 души, в 1920-м - 1827, 1959-м -1304. В 1979 году в официальных документах национальный состав определен как башкиры, а в 1989 -татары.
9
Деревня ШАМЕЕВО (переселенцы в основном из деревни Балышлы). Первоначально носила название Новые Балышлы и Мунакатово. Тогда деревня располагалась на речке Удряк. При повторном переселении между речками Удряк и Курай (Корай) деревню назвали Шамеево, по имени инициатора переселения Шами. Жили они на земле, купленной по договору у башкирцев Куркулиминской волости в вечное владение по записи 29 января 1723 года. Более тысячи десятин была отведена из участка деревень Балышлы и Удрякбашево.
По данным 5-й ревизии 1795 года, здесь проживало башкир-вотчинников 37 душ. Деревня входила в состав Чубиминской волости команды старшины Али-бая Мурзагулова (ЦГАДА СССР, ф.1355, оп.1, ед. хр. 1884). По данным 7-й ревизии (1816 г.) в деревне Но-вошамеево мещеряки были в составе команды Гибе-туллы Муртазина (мужчин — 35 и женщин — 34). В 1834 году в этой команде (3-й мишарский кантон) числилось 45 душ мужского пола.
В 1850 году всего населения было 113 душ. Бывшему Юртовому есаулу Фатхулле Сейфуллину в 1834 году было 55 лет, он уже в отставке. Начальником команды был Юртовый сотник Яхъя Бурханов. У него имеется сын по имени Сейфутдин.
В 1870 году в деревне 22 двора, 131 (72 и 59) житель - башкиры. В 1917 году количество дворов - 56, жителей - 331, в 1920 году соответственно 64 и 329, в 1959 — количество жителей 197 душ.
БАШКИРСКИЕ ТИРМЫ - один из древнейших населенных пунктов района, центр чубиминских башкир. Правда, первое официальное упоминание в печати приходится лишь на 1768 год. От нее отпочкова-10
лись деревни Муталыпово, Сарайлы-Муталыпово, Кучумово, Верхнее, Нижнее, Среднее Хозятово и некоторые другие башкирские деревни. По сведениям 7-й ревизии, деревня входила в состав 8-го башкирского кантона Уфимского уезда команды старшины Даута Ахмерова Курбангулова. Проживало 167 душ обоего пола (мужчин - 85, женщин - 82), башкиры-вотчинники.
Кроме них в том году проживали 2 семьи мещеря-ков-припущенников. Семья Нигматуллы Амитева в количестве 12 душ была в составе команды Абдулна-сыра Адзитарева, другая семья, также из 12 душ (мужчин - 7, женщин - 5) - в команде Абдулгани Рахим-кулова. Это дает основание предполагать, что были они припущены башкирами с разных мест.
По договору от 1815 года вотчинники припустили к своей земле мишарей (мужчин - 13, женщин - 9) и башкир (мужчин - 6, женщин — 2). С мишарями куплю-продажу земли оформили на срочные годы. Всего башкир в 1834 году было в деревне 273 души (мужчин - 126, женщин - 147), из них 98 ревизских душ жили на собственной земле, 28 - на правах припу-щенников.
По сведениям 1850 года, в деревне было 295 башкир, из них мужчин - 159, женщин - 136, в 1859 году -357 башкир.
В 1870 году в деревне было 60 дворов, в них 372 (мужчин - 190, женщин - 182) души, из них тептярей -одна семья из трех человек. В деревне имеется мечеть. В 1902 году ревизских душ - 131; в 1906 году при 52 дворах мужчин - 141 и женщин -137 душ.
В 1917 году представители Временного правительства взяли на учет 189 душ башкир и 142 мишарей. В
11
1920 году при 68 дворах - 325 душ башкир. После этого наблюдается отток населения: отделяется новая деревня Слакбаш, несколько семей переселяются в соседние населенные пункты.
САРАЙЛЫ-МУТАЛЫПОВО - старинная башкирская деревня, потомки Дистана, младшего сына Кан-зафар-бия, предводителя минских башкир (башки-ры-припущенники). Они по неизвестным нам обстоятельствам потеряли право на свои вотчины. В раздельном письме минских башкир к Великому князю царю Алексею Михайловичу в 1671-1672 годах указываются границы земель Дистана: «Еще я, Дистан, взял по Деме реке с Чупараклинского устья вверх до Ярышинского устья, по Деме реке по обя стороны, а которые впали в Уршак реку в малыя речки не вступаться». Отсюда совершенно ясно, что у них вотчины были. Однако после того, когда они потеряли свои вотчины, их припустили к своей земле по обоюдному согласию чубиминские башкиры - потомки князя Ка-даша, другого сына Канзафар-бия.
Есть предание, якобы в деревне Сарайлы первым поселился человек по имени Дистан, младший сын Канзафар-бия. Дистан жил во второй половине XVI века, они пересилились из деревни Башкирские Тир-мы в начале XVIII века. Поэтому Дистан никак не мог обосновать деревню, ее обосновали потомки Дистана, в частности человек по имени Моталып. С именем Дистана действительно связано многое. Земли, принадлежащие (приобретенные) населению Сарайлы, Ба-лышлы, Удрякбаш, Шамеево относились к Дистано-вой тюбе Сарайлинской волости. Шамеевцы отделились от Балышлов в 1723 году. Долгое время потомки Дистана носили его имя как фамилию.
12
В 1672 году сын Дистана Ахмуд (Махмуд) вместе с сыном князя Кадаша Янбакты уже в преклонном возрасте ездили в Москву к Великому князю и царю Алексею Михайловичу с раздельным письмом от одиннадцати родов минцев.
Предание о том, что в 1565 году земельная грамота была выдана на имя Дистана, остается пока загадкой. Оно затем вошло в текст шежэрэ, переписанного и дополненного муллой Нигматзяном Курбангалеевым в 1861-1864 годах.
Академик Р.Г. Кузеев пишет, что минцы явились в Предуралье — в Белебеевскую возвышенность в XIII-XIV веках. До этого они кочевали в степях между Аралом и Каспием (Башкирские шэжэре / Под ред. Р.Кузеева. Уфа, 1960. ). Об этом рассказывают и многочисленные народные предания; в частности, о том, что наши предки жили в этих местах более 200 лет назад, еще до вхождения в состав Русского государства; или предание внучки Даута о том, что она является 25-м коленом от первого поселенца - нашего предка, который явился сюда из Средней Азии, а ее (Ху-майри) внучка Лейля - 27-м. А Лейля Уразаева (урожденная Ишбулатова) из деревни Староусманово сама сейчас является бабушкой, стало быть, можно вести речь о 29-м или 30-м колене.
Минцы — башкиры. Это все признавали — и Иван IV, и историки-исследователи. Все исторические документы оформлены на имя минцев-башкир. Имеется письменное сообщение о том, что 40 дворов сарали-минцев Мензелинского уезда переселились в бассейн реки Дема (МИБ. Т. IV, ч.1. С. 349). Отсюда и двойное название деревни - Сарайлы-Муталыпово. Муталып - осно-
13
ватель двух деревень - Староусманово и Сарайлы (Са-райли; название башкирского рода — Саралы-Мец).
Согласно ведомостям башкирских и мишарских кантонных начальников и земских исправников о численности башкир, мишарей и тептярей по 8-й ревизии (1841-1842 годов), мишари этой деревни жили на земле, купленной по договору у Куркулиминской волости в вечное владение. Кроме того, в 1809 году по договорному письму от башкирцев-вотчинников 3-я команда тептярей (68 ревизских душ) также имели припуск. За ними было закреплено 1020 десятин земли. Таким образом, население деревни по составу становится смешанным.
Еще в 1795 году в Сарайлы-Муталыпово проживали в 13 дворах 114 (мужчин — 60, женщин — 54) душ башкир, в 11 дворах 69 (39 и 30) тептярей, две семьи (7 и 5) мишарей.
По сведениям 7-й ревизии (1816 г.), деревня Сарайлы-Муталыпово входит в состав 8-го башкирского кантона Уфимского уезда Оренбургской губернии команды старшины Даута Ахмерова Курбангулова. В команде от сарайлинцев было 125 душ башкир обоего пола. Мещеряки были в команде Гибетуллы Мурта-зина (42 души).
В 1834 году в деревне башкир было 237 (мужчин -127, женщин 110), мишарей — 39 (22 и 17), тептярей — 68 ревизских душ. В 1850 году при 8 дворах - 44 мишарей.
По сведениям 10-й ревизии (1859 г.), деревня входила в состав 24-го башкирского кантона, 13-й юрты из башкир. В том году в 89 семьях взято на учет 561 (мужчин - 305, женщин - 256) житель деревни.
14
В 1870 году по тем временам деревня уже довольно крупная - 95 дворов, 632 жителя, в т.ч. 444 башкира и 188 тептяря. В деревне имелись мечеть, училище (мэдресе). В 1902 году 295 ревизских душ приписаны к военному званию. А в 1906 году зафиксировано наличие земского училища, мечети, водяной мельницы, 2 кузниц, 2 хлебозапасных магазинов, 2 бакалейных лавок. Количество дворов - 205, численность населения - 1147.
Учет 1917 года зафиксировал проживание в деревне 1109 башкир, в последующие годы численность населения уменьшается, однако национальный состав остается неизменным. В 1920 году при 194 дворах проживали 974 человека.
Деревня УДРЯКБАШЕВО известна с начала XVIII века. В национальном отношении она была смешанной: жили мишари и башкиры-припущенники. Считается, что мишари — выходцы из деревни Эткино Бирского уезда (Иткинеево — нынешний Янаульский район). А их предки переселились из Касимовского ханства. Инициаторами переселения в наш район были Ижбулатовы. Один из них - Жигангир Ижбулатов впоследствии был начальником 24-го башкирского кантона. Они купили землю у башкир Куркулиминской волости в вечное владение. Согласно ведомости, составленной в 1841-1842 годах, мишари относились к 1-й юрте III кантона, а башкиры - к 1-й юрте VIII кантона. Башкиры также жили на правах припущенни-ков, т.е. как и мишари - на условиях уплаты оброка по 10-25 копеек в год башкирам-вотчинникам. Команды и юртовые старшины мишарей и башкир числились отдельно.
15
Башкиры в основном потомки одной семьи - Назы-ра (Назира). В некоторых местах русские писари писали «Назар». Это - сегодняшние Назыровы, Ардува-новы, Базикеевы, Миндеевы, Башировы, Вахитовы, возможно, одной ветви Насыровых.
Население в основном занималось земледелием и скотоводством, кроме того, плетением лаптей, В 1870 году в деревне зафиксировано наличие 2-х мечетей, училища (мэдресе), 2-х водяных и столько же конных мельниц, по пятницам организовывались базары.
Анализ сведений ревизских сказок и других учетных документов показывает, что деревни расширялись и численность населения росла. Так, в 1795 году мещеряков при 40 дворах - 276, а башкир в 2-х семьях — 11 душ. В 1816 году всего наличных душ 455, в т.ч. мужчин - 242, женщин - 213. В 1834 году - 805 душ, в т.ч. башкир — 72. В 1850 году - 925 дуги, из них -464 мужчины и 461 женщина. Количество дворов -63. В том году по всей юрте список составлен хорун-жием Ижбулатовым, 1806 душ взято на учет, в т.ч. мужчин - 933. Из 933 душ мужского пола 923 подлежали к плате повинностей. Десять человек освобождены, в т.ч. офицеров - 1, офицерских детей - 2, зау-ряд чиновников - 7 человек.
В 1859 году в деревне проживало 1143 человека (мужчин - 587, женщин - 556), отмечено преобладание башкир. В 1870 году - 210 дворов, численность населения - 1215, все башкиры.
По данным подворной переписи 1912-1913 годов, всего населения 2665 человек (мужчин - 1325, женщин - 1340), ревизских душ - 565. Преобладающая национальность - башкиры.
16
В 1902 году ревизских душ 564 , у них надельной земли - 1036 десятин, население приписано к военному званию. В 1906 году количество крестьянских дворов доходит до 348, население - 2117 душ. В деревне имеются 3 мечети, училище (мэдресе), 5 бакалейных лавок, 2 водяные мельницы, кузница.
В 1917 году представителями Временного правительства было взято на учет 2974 башкира, в 1920-м -2832. После 20-х годов в деревне количество дворов и численность населения убывают. Это связано и с тем, что отсюда выделились такие крупные населенные пункты, как Куллекулово (70 дворов), Хайдар (40), Таллыкул, Бузавлык, Яланкул, Тугарак Тугай.
Старинные башкирские деревни Старо-Амирово, Ново-Амирово и Санны-Ильчембетово расположены на земле башкир Канлинской волости Казанской дороги. Деревня Старо-Амирово носит имя первого своего основателя Амира. В документах 1795 года значится имя Баязита Амирова, сына первого основателя. Баязиту в 1795 году было 47 лет, умер в 1804 г. Его сын - Абдулсалих (1769-1802 годы). Сыновья Аб-дулсалиха - Абдулсамат 1797 года рождения и Аб-дулгани 1800 года рождения.
Деревня СТАРО-АМИРОВО расположена на реке Чермасан. В 1739 году башкиры-вотчинники Канлинской волости припустили к себе 57 ревизских душ тептярей. В деревню НОВО-АМИРОВО на основании той же записи, совершенной в Уфимской провинциальной канцелярии, было припущено 107 душ мужского пола. В обоих случаях землей владели совместно с башкирами-вотчинниками.
Переселение в Старо-Амирово из других мест продолжается и в XIX веке. Так, в архивных материалах
17
от 1876 года имеется прошение поверенного от башкир деревни Старо-Амирово Мухаметлатыпа Губай-дуллина Баширова, которым проситель ходатайствует о скорейшем рассмотрении дела относительно переселения доверителей его из деревни Кардиново в Старо-Амирово. Предание местных старожителей гласит о том, что группа тептярей сюда переселилась из деревни Новой (Янавыл) Буздякского района.
В 1795 году в деревне Старо-Амирово тептярей 28 душ, в 1811-м - 36. В 1834 году - 52 башкира, в 1902 году дворов — 28, мужчин - 81, в т.ч. ревизских душ — 43. Надельная земля составляла 308 десятин. В 1906 году - 33 двора, численность населения - 171. А в 1870 году при 6 дворах проживало 32 (мужчин -15, женщин - 17) башкира.
Расцвет деревни приходится на 20-30-е годы XX века. В деревне было три улицы, посредине - величавая деревянная мечеть. Жителей - 239 башкир, в 1959 году - 125, 1989-м - 24.
Деревня САННЫ-ИЛЬЧЕМБЕТОВО относилась к 12-му башкирскому кантону Белебеевского уезда. Название Санны (Сын) означает фигуру, изваяние, Ильчембет - антропоним, имя первого основателя. Предание гласит, что деревню обосновали башкиры племени канглы (канлы) в первой половине XVIII века, однако первое официальное упоминание в печати относится к 1795 году. Называют и другие даты.
Деревня Санны-Ильчембетово первоначально башкирами закладывается при речке Куязе. А затем, когда башкиры-вотчинники припустили к себе, согласно Указу Уфимской провинциальной канцелярии от 19 июля 1738 года, 153 ревизских душ тептярей, после-
18
дние обосновали свою деревню в стороне у речки Санны. Со временем деревни объединились.
Башкиры и тептяри живут вместе. Количество земли у тептяр неизвестно. Башкиры — собственники земли, но пользовались землей совместно. Впоследствии от деревни отделяются Ново-Санны, Шарлыкуль, Урняк и деревня называется только Санны.
По сведениям 1870 года, в деревне 97 дворов, 554 души (мужчин - 272, женщин - 282), в том числе 515 -башкир, 39 татар. В деревне имеются мечеть, училище (мэдресе), водяная мельница. Кроме традиционного земледелия и скотоводства, население занимается пчеловодством, извозничеством и торговлей мясом. В 1902 году было 154 двора, мужчин - 474, ревизских душ - 233. Имеют 1750 десятин надельной земли. Категория населения относится к военному званию и бывшим государственным крестьянам. Деревня расширяется, население растет. В 1906 году насчитываются 164 двора, 941 житель. Открыта министерская школа, существуют мечеть и при ней училище (мэдресе). В 1920 году - 909 башкир, 1959-м - 399 и т.д.
Население деревни Санны с уважением и достоинством относилось к определению своей национальности, к своим корням и памяти предков. Данные по книге основных производственных показателей хозяйств колхозников, заполненные по Саннинскому сельскому Совету, могут служить в определенной степени подтверждением этому (1940 г.)
Мне известны случаи, когда мишарь, проживающий в башкирской деревне, наряду с другими был записан башкиром и, наоборот, башкир, попав в среду мишарей, превращался в татарина. Этого не ска-
19
жешь в отношении населения деревни Санны. Здесь все выверено. Если переписчик допустил неточность, то она аккуратно вычеркнута одной чертой и внесены достоверные данные.
По переписи 1989 года, когда в районе башкирские и смешанные в национальном отношении деревни превратились в татарские, численность башкирского населения в районе снизилась до 7,8%, т.е. до уровня немецкого населения, которое проживает компактно на территории только одного сельсовета. В деревнях Санны и Старо-Амирово в 1989 году без искажений отмечено проживание башкир и татар. Так, в деревне Санны (сельхозартель им. Марата) в 1940 году проживали: Муфазалов Шагисултан Бадыхшанович, I860 г.р. - башкир, его жена Минизиган (1886 г.р.) -татарка, Исмагилов Шагимухаммет Шагимарданович (1895 г.р.) - башкир, жена Фагиля - татарка; Дав-летбаев Шайбак (1907 г.р.) - башкир, жена Магния -татарка; Гайсин Рахматулла Гайсинович (1882 г.р.) -башкир, его жена Минивафа (1877 г.р.) и дети - башкиры. Фахретдинов Фарзетдин (1904 г.р.) - татарин, жена Юзлибика (1910 г.р.) - башкирка. В селе Шай-бековы, Макаримовы, Мустафины, Кагировы, Хаки-мовы, Фатхуллины, Валитовы, Хубайбуллины, Каримовы, Салиховы, Ахмадуллины, Нугумановы, Га-фаровы, Каюмовы, Тимергалины, Биктимеровы, Ша-кировы, Мулюковы, Ахсановы и многие другие - башкиры, а Газзалиевы, Хабибуллины, Исхаковы, Мух-таруллины и другие - татары (Архив Благоварского района, ф.9,оп.2, ед.хр.1).
Аналогичны данные и других населенных пунктов, отпочковавшихся от деревни Санны.
Достарыңызбен бөлісу: |