К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И ХОЗЯЙСТВА КАЗАХСКОГО НАРОДА В РАННЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Ибраев С.И., Рахимжанов А.Б.
(СКГУ им. М. Козыбаева)
Подобно спящему колоссу, лежит казахская земля в самом центре Евразии - головою на Алтае, а стопы ее омывают воды Каспия. На протяжении многих веков эта страна была свидетельницей великих событий: переселения народов и племен, военно-политических столкновений, а также постоянного движения кочевой жизни, вбирающей в себя многие культуры и мировоззрение. Поэтому неудивительно, что современный Казахстан обладает богатым культурно-историческим наследием. И полного представления об этом богатстве не имеют даже исследователи. Оно заслуживает не только тщательного изучения, но и широкой пропаганды. Такой подход будет способствовать укреплению преемственной связи новой эпохи с тысячелетним прошлым, пробудет чувство национальной гордости, сохранит духовность и благородство и вместе с тем откроет миру сокровищницу самобытного искусства и культуры степных номадов.
Наши предки на протяжении двух тысячелетий играли значительную роль в развитии государств от Дальнего Востока до Западной Европы, от Сибири до Индостана. Перемещаясь на огромные расстояния, кочевники не раз изменяли этническую и государственную картину Евразии [1, с.81].
«Кочевой мир на первых порах, благодаря физической и психологической мобильности номадов, стал важным фактором динамичного и импульсивного развития. Недаром в дошедших до нас руинах его символом стали стремительные фигуры животных, сцены их борьбы и противостояния. Новый уровень технического обеспечения позволил совершить подлинный скачок в сфере коммуникабельности» [2, с. 87-88].
Одними из культурно-исторических памятников сохранившихся и дошедших до наших времен являются кулпытасы - надгробные сооружения. Особо выделяются здесь выдающиеся творения мастеров-камнерезов Устюрта и Манкыстау - художественные кулпытасы с великолепными орнаментальными композициями, с различными украшениями и воинскими атрибутами, а также кошкартасы, койтасы и мавзолеи, сумевших в грубом камне запечатлеть волшебный простор степи и странствующих в ней номадов. Их каменные картины – словно прозрачные окна, через которые мы, современные казахи, можем заглянуть в древний мир наших предков, погруженный в загадочную, безмолвную глубину времени.
В Казахстане выявлено 25 тысяч памятников истории и культуры, из них 10,5 тысяч находится в Западном Казахстане. Здесь зафиксировано 600 монументальных сооружений, причем различающихся между собой как внутренней планировкой так и внешним архитектурным стилем.
В этом загадочном и неповторимом краю Манкыстау и Устюрта наши предки строили целые «города» каменных надгробий, которые посвящались аруахам. На протяжении веков эти общинно – родовые некрополи выполняли важную роль в жизни степного народа. Тут совершались главные культовые действия, и вместе с тем они служили символами родового единства и связи бесконечной череды поколений, знаками собственности на землю и ориентирами для тех, кто в пути. Кулпытасы – священные неподвижные маяки в пустынях, где все движется: ветер, животные, люди.
К сожалению, данные памятники находятся на территории современных бактериологических фабрик, построенных в годы Советского Союза.
В настоящее время вся территория находится под военной охраной и доступ туда запрещен. Поэтому казахстанские ученые историки не имеют возможности посетить уникальные памятники прошлого нашей страны. Имеющие материалы поражают уникальностью своих строений, архитектурой, высоким уровнем зодчества.
Основным сырьевым материалом для изготовления кулпытасов служили известняковые породы различной плотности и окраски, а также песчаник. Именно наличие неиссякаемых запасов легко – обрабатываемого материала способствовало бурному развитию камнерезного дела и устойчивому положению этой тысячелетней традиции в землях междуморья Каспия и Арала [3, с. 2-3].
Морфологически кулпытасы подразделяются на две основные группы: объемные столбообразные и плоские вытянутые [4, с. 122].
Истоки казахских кулпытасов теряются в глубокой древности. Самые известные памятники эпохи ранних кочевников Устюрта и Манкыстау – это Байте, Карамунке, Конай, Дыкылтас и Кызыл Уйик.
Возвести надмогильное сооружение – означало заявить о готовности хранить память об усопшем, о смирении перед его духом, обретшим новую форму бытия и новое могущество. Из своего нового бытия, или инобытия, согласно верованиям, дух умершего влияет на судьбы и состояние оставшихся на земле родичей. Поэтому для живущих он – объект поклонения и адресат молитвы, его просят о заступничестве перед чужими духами и грозными силами.
В сочетании с кулпытасами устанавливались кошартасы.
На Устюрте и Мангышлаке на сегодняшний день известно около 30 надгробий в виде скульптур кошкара. Кошкартасы вместе с постаментом вырезают из цельного камня, а по всему периметру их украшает рельеф из растительного орнамента с зооморфными вставками «бараний рог», «след верблюда». На боку одного из них рельефно изображен конь, на другом боку изваяния изображены лук, сабля, топор, кинжал, ружье на сошках и другие предметы.
Особый интерес вызывают рельефные, иногда контурные изображения коня и конного воина.
Кроме всего этого еще две категории вещей – камшы (плеть) и пояс – часто фигурируют в рисунках на кулпытасах, что подчеркивает их особую роль в знаково – коммуникативной системе казахов. Плеть как предмет универсального назначения с древнейших времен выполняла также сокрально – магическую функцию и символизировала власть, а также и социальный ранг владельца.
Кодекс чести человека с плетью в руке (наравне с другими видами оружия) и соблюдение определенных норм общественного поведения составляли основу этноса степного рыцаря – батыра [5, с. 66-67].
На протяжении долгих, обозримых веков и тысячелетий наши предки, сливаясь с природой, создавали уникальные памятники древности и старины, наследниками которых сегодня являемся мы – народ Казахстана. И эти памятники помогают нам заглянуть в тот мир, когда люди свято верили и часто повторяли: «Пока духи не будут довольны, живым не будет благодати». Эти слова не развеяли ветры эпох, они воплотились в каменные стелы и надгробия – настоящие произведения искусства величайших мастеров прошлого.
Конечно, казахская культура, а именно материальная, слишком велика, чтобы вместить лишь памятники древности плато Устюрта и Мангышлака. Многие народы строили помимо памятных надгробий другие архитектурные сооружения, которые служили как жилище, так и для различных культурно – религиозных мероприятий народа. В силу кочевого образа жизни казахи не строили дома. Основным жилищем их была юрта.
До наших дней казахский народ донес свою древнюю культуру, в том числе сохранил юрту – основное жилище тюркских народов.
Казахи относились и относятся к юрте как к священному имуществу, с уважением и почитанием. Значение юрты огромно. Ч. Уалиханов отмечал, что в XII-XIII вв. даже названия государств – Алтын орда, Ак орда, Кок орда – были связаны именно с юртой.
Юрта – это передвижное сборное жилище, изготовленное из дерева, кошмы, войлока, тростника, выделанных шкур, отделанное украшениями, изготовленными из металла (серебра). Всемирно известные ученые и искусствоведы, оценивая смекалку степных жителей, на всесоюзных и международных этнографических выставках давали высокую оценку творчеству казахского народа.
В 1861 г. некий Алмас привез юрту на всемирную этнографическую выставку в Париж и получил приз.
В 1876 г. Мейрам–Хожи Жанайдарулы (главный батыр Кенесары-хана) доставил юрту в Петербург.
В 1872 г. хан Бокейской орды Жангир подарил юрту Российскому царю Николаю I, чему царь был очень рад.
В западно-европейских музеях и в настоящее время экспонируются наши юрты, вызывая интерес европейцев к культуре казахов.
Когда-то знаменитые ханы, бии и баи проводили свои праздники в своих ордах (больших юртах). Самые известные среди них:
- Ак орда Абылая в Кокшетау;
- 24-створчатая орда Чингизторе;
- орда Тезекторе в Семиречье;
- юрта Самрат-бая в Иргизе.
О них сложены легенды и таких юрт было не мало. Казахи не жалели своего состояния ради красивой юрты, ведь именно юрта олицетворяла культуру и достаток владельца.
Издавна известны казахские и калмыцкие юрты. Купол казахских юрт имеет полушаровидную форму, а у калмыцких юрт, он несколько заостренный. Казахские юрты по назначению и убранству делятся на темную трехстворчатую и четырехстворчатую; серые пятистворчатые; белые, состоящие 6-24 створок и золотую орду из 30 створок. (6, с.182). Во время кочевья юрты используются как временное жилье и для хозяйства. Юрту молодой семьи называют отау. Очень интересна и заслуживает внимания устройство и способ изготовления, постройка юрты.
Внутри юрта делится на четыре части:
1. Место для гостей (тор);
2. Левая сторона (при входе справа) – место хозяина дома;
3. Справа (при входе левая сторона) – место детей;
4. В центре - место очага, которое считается святым.
Сама юрта состоит из трех частей:
1. Деревянная часть юрты – ее основа;
2. Войлочная часть – прикрытие;
3. Шнуры и широкие ленты – для соединения деревянных деталей и крепления войлока.
Для удобства казахи могли увеличить, уменьшить, а то и объединить несколько юрт, сделать юрты из двух трех «комнат». Покрытие юрты: летом не пропускает зной, зимой – лютый холод, в дождь – влагу.
В сознании народа юрта священна. Один из самых торжественных моментов в жизни казахов, передача юрты отцом сыну. Слово «шанырак» (купол) включает понятия «дом», «семья». Про новобрачных говорят: «шанырак котерди» - «создали новую семью». Состоятельные родители, отделяя от родного очага своих детей при женитьбе сына или замужестве дочери, дарили молодой семье белую юрту (отау).
Одной из составляющих юрты – является внутренне убранство. «Уй жихаздары» – это общее название домашнего имущества. Пола в юрте устилаются, начиная с порога до самого торе: тулак; сырмак; талдырма; откииз; текемет; алаша. Стены юрты обвешиваются коврами, сделанными из шерсти, с орнаментами (килем, тус кииз). У входа устанавливается напольная деревянная вешалка для одежды – «адалбакан». Вдоль стен по всему периметру располагаются всевозможные сундуки: асадал; абдыра; сандык; кобтиша; жаглан; кебеже; тосек агаш. Все эти предметы были инкрустированы, украшены узорами, национальными орнаментами и завершались постельными принадлежностями, сложенными стопками на сундуках. Одним из атрибутов шанырака среди этих вещей был «бесик» – колыбель с периной, подушкой, широким шнуром, для привязывания, лежащего в нем ребенка [7, с. 99].
Казахские мастера изготавливали прекрасные инкрустированные изделия из кости и рога: музыкальные инструменты, шкатулки, посуду и домашнюю утварь, чехлы, кнутовища, изящные бусы, пуговицы, броши. Изделия из рога комбинировали с деревом, медью, железом, золотом, серебром и различными драгоценными камнями. Все эти предметы обихода, утварь, национальная одежда казахов вместе с юртой экспанируются на выставках различных ярмарках, вызывая восхищение, у посетителей.
«Сегодня, на этапе состоявшегося государства, нужно осмыслить историю с высоты современной науки и создать целостную национальную историческую картину. Будущее невозможно без опоры на историческое прошлое. В той незримой войне смыслов и ценностей, которая разыгрывается на планете каждый день, сохранение исторической памяти - это единственный способ самосохранения вообще» [8].
Раскрывая некоторые аспекты материальной культуры, казахского народа мы осознаем, что уже в то время, на территории современного Казахстана, сформировалась сильная, могущественная, социокультурная общность людей со своими традициями, обычаями и укладами. Это всё необходимо для системного и глубокого изучения, для будущего поколения Казахстана. С целью воспитания патриотических чувств, самоопределения и самосознания казахской молодежи, как состоявшегося этноса.
Литература:
-
Назарбаев Н. А. В потоке истории. Алматы: Атамура, 1999. – 296 с.
-
Массон В. М. Номады и древние цивилизаци: Динамика и типология взаимодействий // Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций. Алма-Ата, 1989. С. 87-88.
-
Тасмагамбетов И. Кулпытас. Археологическая экспедиция на полуостров Манкыстау и плато Устюрт. Астана, 2001. 64 с.
-
Ибраев Б. А. К вопросу о генезисе антроморфных стел (кулпытасов) Казахстана // Архитектура и строительство. Вып. 4. Алма-Ата, 1975. С. 118-123.
-
Жетыбаев Ж., Самашев З. Камшы (плеть) в искусстве и мифологии казахов (по мотивам адаевских графити) // Наскальное искусство Азии. Вып. 1. Кемерово, 1995. С. 66-67.
-
Краткая энциклопедия Каз. ССР. I том, с. 182.
-
С. Муканов «Народное наследие», 1974, с. 99.
-
http://e-history.kz/ru/contents/view/81, Государственный секретарь РК Марат Тажин, BNews.kz.
Достарыңызбен бөлісу: |