Казанская церковь Казанского мужского монастыря
(данные паспорта объекта культурного наследия)
Поставлена на государственную охрану Постановлением Совмина РСФСР №1327 от 30.08.60г.
СВЕДЕНИЯ О ВРЕМЕНИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБЪЕКТА, ДАТЕ ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ (ПЕРЕСТРОЕК) И ДАТЕ СВЯЗАННОГО С НИМ ИСТОРИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ.
Старец Иосиф, пораженный красотой окрестностей Тамбова, задумал основать за южной стеной острога монастырь. Первой постройкой на территории будущего монастыря стала деревянная Казанская церковь, о чём свидетельствует послание старца царю Михаилу Федоровичу. В "… нынешнем, государь, в 174 (1666) году, по твоему великого государя указу и по грамоте … на мирское подаяние … за неделю до Троицына дня освятили церковь во имя Казанской Богородицы". Епископ Феофил (1788-1811), решивший предпринять серьезное переустройство монастыря, пригласил для исполнения своих далеко идущих планов опытного в строительном деле бывшего послушника Саровской пустыни Нафанаила. В 1791г. на месте сильно обветшавшей деревянной Казанской церкви была заложена летняя каменная церковь того же наименования. Выбор строителя не был случайным, так как в качестве образца для нового храма Феофил предполагал использовать собор Саровской пустыни. При возведении храма строительный материал частично был позаимствован из разобранной к тому времени загородной каменной Успенской церкви. Несмотря на освящение Казанской церкви в загородной каменной Успенской церкви. Несмотря на освящение Казанской церкви в 1796г., строительные работы продолжались до 1806г. под неусыпным вниманием самого епископа. После ремонта в 1861-1864гг. в ней была выполнена настенная роспись и установлен новый иконостас. Во второй половине XIX в. с западной стороны здания пристроили крытое входное крыльцо. В 1910г. настенная живопись была обновлена, вследствие чего изменился ее колорит. В 1950-е годы в здании было установлено междуэтажное перекрытие, сильно повредившее карниз, проходящий между окнами первого и второго света, был утрачен иконостас и повреждена настенная живопись. В 1980-е годы во время ремонтных работ в церкви было снято междуэтажное перекрытие. В 2007-2008гг. проведены комплексные ремонтно-реставрационные работы. ОПИСАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЪЕКТА, ПОДЛЕЖАЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОХРАНЕНИЮ (ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ). Казанская церковь расположена в середине монастырского двора, к югу от Предтеченского храма. Здание сложено из кирпича и оштукатурено. Крупный двухсветный четверик завершен пятиглавием, малые главы которого расставлены по углам. Восьмигранные, сильно вытянутые, с гранеными кровлями световые барабаны увенчаны декоративными барабанчиками с изящными луковичными главками. Центрическую пирамидальную композицию здания дополняет примыкающий с востока трехчастный алтарь. Средняя апсида, со скругленной восточной стеной, по своей высоте почти достигает карниза четверика. Прямоугольные боковые апсиды значительно понижены по отношению к ней. К западному входу в храм пристроено небольшое, более позднее крыльцо. Стройные пропорции четверика, двухъярусные барабаны, а также заостренная форма глав придают силуэту церкви особую выразительность. Несмотря на внушительные размеры, здание отличается изяществом наружнего убранства, выполненного в переходных формах от барокко к классицизму. Широкий междуэтажный карниз делит стены храма на два яруса, а завершает фасады развитый антаблемент с многопрофильным карнизом. Углы четверика подчеркнуты сдвоенными пилястрами, рустованными в нижнем ярусе света. Средняя часть каждого из фасадов, с крутым фронтоном в завершении, подчеркнута раскреповкой и одиночными пилястрами. Высокие окна четверика преимущественно прямоугольной формы, за исключением средних арочных окон в уровне второго света. На центральной апсиде проемы этого яруса квадратной формы. Рамочные наличники окон здания, с небольшими ушками, завершаются лежачими филенками и треугольными фронтончиками, кроме арочных окон, украшенных бровками. Под окнами обоих световых ярусов четверика помещены накладые доски с выкружками на углах. Арочные входные проемы, расположенные на центральной оси каждого из трех фасадов храма, обрамлены наличниками с фигурными филенками и профилированными бровками в завершении. Углы барабанов глав отмечены пилястрами. Узкие арочные с рамочными наличниками окна на центральной главе украшены лучковыми сандриками. На барабанах остальных глав над окнами сандрики треугольной формы. Декоративные барабанчики глав расчленены плоскими арочными нишками. Расположенное со стороны западного фасада крытое входное крыльцо в формах классицизма, с арочными проемами с трех сторон украшено фигурным аттиком. Проемы с замковыми камнями в перемычках, фланкированы опирающимися на постаменты узкими пилястрами. Завершающий крыльцо карниз раскрепован над поставленными на углах колонками. Четыре массивных столба расчленяют внутреннее пространство храма на 9 ячеек. Центральная более крупная ячейка и угловые компартименты перекрыты восьмилотковыми сводами на восьмигранных световых барабанах. В рукавах средокрестья - цилиндрические своды с распалубками. Основное помещение трехчастного алтаря перекрыто сложным лотковым сводом с уплощенной конхой, а прямоугольные в плане дьяконник и жертвенник - крестовыми сводами. Стена, отделяющая алтарь от храма, внизу прорезана тремя арочными входами, над которыми в уровне второго яруса выложены крупные арочные ниши. На простенки между нишами опираются арки, переброшенные с восточных столбов на алтарную стену. Квадратные столбы храма имеют срезанные углы, на восточных столбах, со стороны алтаря они срезаны на более высоком уровне. Крупные арочные окна и входные проемы, расположенные в глубоких начинающихся от пола арочных нишах, оставляют для живописи узкие простенки. Стены храма разделены на два яруса массивным кирпичным антаблементом с живописным фризом, поясом сухариков и лепными деталями в карнизе. Такими же нарядными карнизами завершаются столбы храма (в отдельных местах сохранились лепные пальметты). По краям арок, в основаниях восьмигранных барабанов и куполов проходят штукатурные тяги. В храме сохранились первоначальная живопись, прописанная в 1910г. Гризайлью выполнены не только обрамления проемов, украшены откосы окон, поверхности арок, архитектурные элементы, но и сами сюжетные композиции, что весьма необычно для церковных интерьеров, особенно для 60-х гг. XIXв. В росписи были использованы розовые, голубые, желтоватые, серо-голубые, серо-коричневые, красно-коричневые оттенки, но после обновления живопись приобрела более однотонный холодноватый колорит. Нижняя часть храма украшена рисованными филенками. Откосы окон декорированы орнаментом из плетенки и растительных мотивов. Композиции в виде отдельных панно на евангельские сюжеты, покрывающие все стены первого и второго яруса окон, а также среднюю часть столбов, помещены в пышные овально-ромбовидные рисованные рамы, имитирующие лепнину. Живописные картины небольших размеров отличаются компактностью композиций, напряженностью и динамизмом. Верхняя часть храма не имела сюжетных росписей, кроме главного купола с изображением Саваофа и фигур евангелистов на парусах. На арках, гранях столбов и сводах широко использованы орнаментальные росписи с евангельскими цитатами в рисованных фигурных рамах с картушами (такого же характера, как и обрамления вокруг сюжетных композиций). Кроме того, среди орнаментальных композиций в росписи храма часто встречаются цветочные гирлянды, вазоны, венки, отдельные архитектурные элементы, а также рисованные драпировки в обрамлении входов. Западные углы храма декорированы спускающимися сверху гирляндами из виноградных листьев. Пол в церкви дощатый, металлические входные двери укреплены по вертикали и горизонтали железными полосами. Слева у южной стены захоронен епископ Феофил, о чем имеется надпись на стене храма. Казанская церковь является самым ярким и значительным архитектурным памятником монастыря, выстроенная в переходных формах от барокко к классицизму. Большой художественный интерес представляет сохранившаяся в интерьере гризайльная роспись, почти не имеющая аналогий в церковной живописи 1860-х годов. Таким образом, предметом охраны памятника являются: архитектурное решение здания в целом, декоративное убранство фасадов, роспись "гризайль" в интерьере храма; его градоформирующая роль в среде города.
Достарыңызбен бөлісу: |