Ключевые понятия



Дата27.06.2016
өлшемі78.5 Kb.
#160212




Ключевые понятия
Абсолют (лат. безусловный) – философское наименование Бога, как вечного, бесконечного, безусловного, совершенного, неизменного и самодостаточного Субъекта.

Агностицизм (греч. а – не, gnosis – знание) – учение, полностью или частично отрицающее возможность познания мира.

Аксиология (греч. axios – ценный, logos – учение) – философское учение о природе ценностей.

Акциденция (лат. accidens – случайность) – несущественное, изменчивое, временное, случайное, которое может быть опущено без изменения сущности вещи (несущественное свойство вещи, в отличие от существенного, субстанциального).

Антиномия (греч. antinomia – противоречие в законе) – противоречие между двумя суждениями, каждое из которых признается логически доказуемым (например, прерывность и непрерывность материи, конечность и бесконечность Вселенной).

Антропология (греч. anthropos – человек, logos – учение) – учение о человеке.

Антропоморфизм (греч. anthropos – человек, morphe – форма) – приписывание присущих человеку свойств и особенностей Богу и внешним силам природы.

Антропоцентризм (греч. anthropos – человек, kentron – центр) – философский принцип, представляющий человека центром Вселенной и конечной целью мироздания.

Апостериори (лат. а posteriori – из последующего) – знание, полученное из опыта (в отличие от априорного)

Апперцепция (лат. ad – к, perceptio – восприятие) – зависимость каждого нового восприятия от предшествующего жизненного опыта человека и от его психического состояния в момент восприятия.

Априори (лат. а priori – изначально) – знание, изначально присущее сознанию, полученное до и независимо от опыта.

Атрибут (лат. attribuo – придаю, наделяю) – существенное, необходимое, неотъемлемое свойство объекта, без которого объект не может ни существовать, ни мыслиться.

Бытие – 1) Божие – преизбыточная жизнь Божества в Его непостижимой Сущности и в Его Промысле о тварном мире; 2) человеческой личности – экзистенция, определяемая Промыслом Божиим и сознанием самого человека; 3) природное – объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания.

Вера – 1) Прежде всего под верой понимают состояние психологической уверенности в истинности некоторых положений, которые не могут быть логически доказаны и опытно проверены; 2) Верой называется также и самый предмет уверенности, то есть некоторое учение, в истинности которого человек убежден; 3) Христианская вера изначально есть вера именно в Личность, свободно-разумное Существо, а не в доктрину, поэтому вера христиан в принципе не может быть ограничена лишь формальным признанием истинности христианского учения; 4) Таким образом, христианская вера не может быть сведена ни к простой уверенности в истинности христианского учения, ни к состоянию души, ни даже к личному отношению человека к Богу. Можно сказать, что вера есть, прежде всего, определенный образ жизни. С одной стороны, его содержание – стремление к богообщению, к соединению с Богом. С другой стороны, этот образ жизни непременно включает в себя твердую решимость исполнять волю Божию, привести свою жизнь в соответствие с Божественным замыслом о человеке.

Гилозоизм (греч. hyle – вещество, zoe – жизнь) – учение о всеобщей одушевленности материи, приписывающее всем ее формам способность жить, чувствовать, ощущать и мыслить.

Гносеология (греч. gnosis – знание, и logos слово) – теория познания, раздел философии, изучающий источники, формы и методы научного познания, условия его истинности, способности человека познавать действительность.
Деизм – религиозно-философское направление, признающее бытие Бога как безличной первопричины мира, но отвергающее Его участие в жизни природы и общества. Бог полностью трансцендентен (от лат. transcendere – выходить за пределы чего-либо) человеку, т.е. абсолютно непостижим и недоступен ему. Деизм утверждает, что и со стороны Бога невозможны какие-либо Откровения, дарование помощи и средств спасения человеку, какой-либо промысл о нем.

Детерминизм – философская концепция, признающая объективную закономерность и причинную обусловленность всех явлений природы и общества.

Догмат – это теологическая, богооткровенная истина, определяемая и преподаваемая Церковью как непререкаемое и обязательное для всех верующих правило веры (О. Давыденков).

Дуализм (лат. duo – два) – 1) философское учение, считающее (в противоположность монизму) духовную и материальную субстанции равноправными, самостоятельными началами; 2) метафизическая концепция равносильности добра и зла, разделяемая некоторыми восточными религиями и имеющая место в гностических учениях древности.

Дух (лат. spiritus – дуновение; греч. pnevma – дыхание, веяние) – 1) Дух Святый – Бог, третья Ипостась Святой Троицы; 2) в человеке – высшая часть души, ответственная за богообщение, средоточие религиозных чувств (страха Божия, жажды Бога и совести); 3) существо ангельской природы: либо Святой Ангел Божий, либо нечистый дух, демон, бес.

Душа (лат. anima – дыхание, жизнь; греч. psyche – душа; санскр. dhu – дуть) – 1) в человеке – вечная нематериальная субстанция, носительница черт образа Божия, в единстве с телесным составом образующая человеческое естество; 2) в животных – особая жизненная сила, тесно связанная с кровью.

Имманентный (лат. immanentis – пребывающий в чем-либо) – понятие, означающее внутренне присущее к. л. предмету, явлению, процессу то или иное свойство. Противоположное понятие – трансцендентный.

Космология (греч. – учение о мире) – философско-научное рассмотрение Вселенной, космоса, особенно с позиций его возникновения.

Креационизм (от лат. creatio, творение) – учение о создании Творцом видимого бытия из ничего. Христианский термин. «Ничего подобного нет в других религиях или метафизических системах» (В.Н.Лосский).

Миф (от греч. mythos – предание) – сказание как символическое выражение некоторых событий, имевших место у определенных народов в определенное время, на заре их истории.

Онтология (греч. on, ontos сущее, logos учение) – учение о бытии как таковом, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия.

Пантеизм (греч. pan – всё, Theos – Бог) – религиозно-философское учение, согласно которому Бог является безличным началом, тождественным с природой, сверхчувственно растворенным в ней. Учение, обожествляющее мир.

Панентеизм (греч. pan – всё, en – в, Theos – Бог) – смягченный вариант пантеизма; учение о том, что весь мир погружен в природу Божества, объемлется ею. Термин введен К. Краузе (1828 г.), которым он хотел объединить теизм и пантеизм: Вселенная покоится в Боге, а мир есть способ проявления Бога.

Парадигма (греч. paradeigma – пример, образец) – 1) образец, тип, модель (например, общественных отношений); 2) пример из истории, взятый для доказательства, сравнения; 3) исходная концептуальная схема, меняющаяся со временем и характерная для определенного этапа развития науки.

Позитивизм (лат. Positivus – положительный) – направление философии, признающее единственным источником истинного знания конкретные эмпирические науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Разум – способность, деятельность человеческой души, направленная не только на причинное, дискурсивное познание (как рассудок), но и на познание ценностей, на универсальную связь вещей и всех явлений и на целесообразную деятельность внутри этой связи. Высшая сторона ума, одна из главных черт образа Божия в человеке.

Рассудок – способность человеческого мышления правильно рассуждать, умозаключать, последовательно излагать свои мысли; низшая сторона ума, имеющая преимущественное значение в практической и бытовой сфере.

Рационализм – направление в теории познания, считающие разум решающим или даже единственным источником истинного знания. С т.зр. рационализма критерием истины является не чувственное восприятие и опирающаяся на эмпирические данные индукция, а интеллект и проводимая им дедукция. Противоположностью рационализма является эмпиризм, понимаемый как убеждение, что чувственный опыт есть единственный источник знания.

Религия – 1) от religare – связывать, соединять (человека и Бога) (Лактанций);
2) от re-eligere – воссоединять, т. е. воссоединять утраченную связь человека и Бога (блаж. Августин); 3) организованное поклонение высшим силам (С. Трубецкой).

Релятивизм (лат. relativus – относительный) – в гносеологии: учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания, отрицающее объективное значение знания; в этике: отрицание обязательных нравственных норм и объективного социального критерия нравственности.

Рефлексия (лат. reflexo – обращение назад) – исследование познавательного акта; способность человеческого мышления к критическому самоанализу.

Свойство – сторона предмета, обусловливающая его различие или сходство с другими предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ними.

Субстанция (лат. substantia – сущность) – сущность; то, что лежит в основе всего;
то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря др. и в др.; предельное основание, дающее возможность сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Субстанцией в Средневековой философии назывался Бог.

Субъект и объект – взаимосвязанные гносеологические категории: субъект активно действующий и познающий, обладающий сознанием, волей и чувствами человек; объект то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта

Сущность – 1) внутреннее содержание исследуемого объекта в единстве многообразия форм его бытия; 2) смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием обстоятельств; 3) Сущностью (Субстанцией) можно назвать Бога, хотя это менее полное, менее содержательное и совершенное наименование, нежели Личность.

Теизм (греч. Theos – Бог) – система мысли, в отличие от пантеизма, признает бытие личного Бога и, в отличие от деизма, утверждает возможность и необходимость Его откровения и промысла о мире и человеке. Бог не только трансцендентен миру, но и имманентен ему.

Телеология (от греч. telos (teleos) – результат, цель и logos – слово, учение) – философское учение об объяснении развития в мире с помощью конечных, целевых причин.

Теодицея (греч. Theos – Бог, dike – право, справедливость, оправдание) – богооправдание, система религиозно-философских аргументов, отводящая от Божественного Правосудия обвинения в порождении мирового зла и в попустительстве его существованию.

Теоцентризм – 1) теологическая концепция, полагающая Бога источником, центром и целью всего существующего; 2) характеристика средневековой европейской науки, парадигмально построенной на Библии как на абсолютной истине. Теоцентризм – концепция, согласно которой Бог, понимаемый как абсолютное, совершенное бытие и высшее благо (и источник блага и бытия – жизни). Подражание Богу – высшая цель и главный смысл жизни, а почитание Бога и служение ему, любовь к Богу, есть основа нравственности.

Тождество – категория, выражающая равенство, одинаковость предмета, явления с самим собой или равенство нескольких предметов.

Трансцендентный (лат. transcendens, transcendentis – выходящий за пределы) – термин, означающий, в противоположность имманентному, то, что находится за пределами сознания, познания и опыта (например, сущность Божества).

Экзистенциализм (лат. existentia – существование) – иррационалистическая философия, признающая главным предметом своего исследования существование человека как личного, самоценного и неповторимого существа.

Экзистенция (лат. existentia – существование) – способ бытия человеческой личности (термин, введенный в философию в этом значении С. Кьеркегором).

Эклектика (греч. eklego – выбираю) – непоследовательное, неорганическое смешение различных, зачастую несовместимых философских воззрений, идей и концепций.

Экспликация (лат. explicatio – истолкование, развертывание) – 1) объяснение условных обозначений; 2) развертывание – процесс, в результате которого раскрывается содержание какого-либо единства, а его части получают самостоятельность и могут быть отличены друг от друга; 3) логико-методологический прием замещения привычного, но неточного понятия или представления точным научным понятием.

Экстраполяция – метод научного исследования, заключающийся в распространении выводов, полученных из наблюдений над одной частью явления, на другую часть его.

Эманация (лат. emanatio – истечение) – в гностицизме и неоплатонизме: излияние божественной природы, в результате которого якобы возник мир.

Энтелехия (греч. entelechia – имеющее цель в самом себе) – у Аристотеля и в схоластике – целеустремленность, целенаправленность как движущая сила, активное начало, превращающее возможность в действительность.

Этимология – происхождение слова и его родственные отношения к другим словам того же языка или других языков.

Явление – обнаружение (выражение) исследуемого объекта через внешние формы его осуществления.

Философия античности: идеи бытия мира и его познания

Бытие – исходная философская характеристика наличного существования, о котором можно всего лишь сказать, что оно «есть».

Демиург (греч. demiurgos – мастер, ремесленник) – в античной философии (у Платона) персонифицированное непосредственно-творческое начало мироздания, «творец и родитель Вселенной», производящий и упорядочивающий физический мир в соответствии с идеальной моделью. Речь не идет о творении «из ничего», роль демиурга сводится к тому, чтобы привести мир видимых вещей, пребывающих в «нестройном и беспорядочном движении», «из беспорядка в порядок», привести каждую вещь «к согласию с самой собой»; впоследствии отождествлялся с логосом, умом (нусом)

Душа – в мифологической модели активное начало, связующее материю и идею на уровне творчества космоса.

Идея – это идеальные сущности, лишенные телесности и являющиеся подлинно объективной реальностью, находящейся вне конкретных вещей и явлений; они составляют особый идеальный мир.

Материя – страдательное начало, потенциальная возможность мира.

Субстанция – сущность; то, что существует неизменно и имеет причину в себе.

Хаос – в мифологической модели мира вселенская пустота или аморфное состояние, предшествующее творению космоса, и неорганизованное внешнее пространство, окружающее сотворенный космос.

Космос – мифологической модели упорядоченное единство мира.
Философия средневековья

Онтологические или апофатические (отрицательные) свойства – это свойства, получаемые путем отрицания за Божественным существом ограничений и недостатков, свойственных конечному, тварному бытию. Метод богословия, основанный на отрицании за Богом всех качеств и свойств, присущих тварному бытию, всего, что может быть рассудочно познано и выражено словами, называется апофатическим (отрицательным). Апофатическое богословие говорит не о том, что Бог есть, а о том, что Он не есть.

Духовные или катафатические свойства – это свойства Божии, познаваемые через Божественные действия. Но духовные свойства, ни каждое в отдельности ни в совокупности, не исчерпывают Божественную сущность. Метод богословия, основанный на познании Бога по Его многообразным проявлениям, называется катафатическим (положительным).

Номинализм – учение, согласно которому общие понятия являются всего лишь именами для обозначения единичных вещей.

Реализм – учение, утверждающее, что общие понятия существуют реально, более того, они есть первореальность.
Антропоцентризм философии эпохи возрождения

Антропоцентризм – философское воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

Гилозоизм – воззрение, согласно которому материя (природа) одушевлена.

Гуманизм – воззрение, признающее самоценность личности в мире, право человека на свободное развитие и проявление своих способностей.

Пантеизм (всебожие) – воззрение, которое все существующее, как духовное, так и материальное сводит к феноменальным видоизменениям самостоятельной субстанции, которую называет он божеством. Учение, обожествляющее мир.

Свобода – состояние беспрепятственного развития человека, его сущностных сил.
Философия нового времени

Агностицизм – учение о принципиальной непознаваемости мира.

Гилозоизм – философское учение, рассматривающее мир как живое, одушевленное состояние.

Гносеология – учение о познании.

Дедукция – выведение частного из общего, движение мысли от общего к частному, от общего положения к особенному.

Индукция – наведение, приращивание знания в направления от части к целому, от отдельного к всеобщему, закономерному.

Материя – (для философии Нового времени) – это объективная реальность, которая развивается во времени и пространстве и не зависит от сознания людей.

Рационализм – философское направление, абсолютизирующее возможности разума и недооценивающее возможности чувственного познания мира. Главным источником знания считаются идеи, т.е. мысли и понятия, которые якобы изначально присущи человеку или являются его врожденными способностями. Но ответить на вопрос, каким образом эти идеи могут дать истинное, правильное знание об окружающем мире, что гарантирует истину, рационализм не может. Представители: Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц.

Сенсуализм – философская концепция, рассматривающая чувства человека в качестве единственного источника знания.

Субстанция – нечто неизменное; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе; то, что выступает достаточным основанием реальности мира.

Эмпиризм – философское направление, абсолютизирующее возможности опытного знания и явно недооценивающее возможности теоретического познания. При этом остается неясным, как возникают научные теории, законы и понятия, которые нельзя получить непосредственно из опыта и наблюдений. Представители: Ф.Бэкон, Т.Гоббс и Д.Локк.
Классическая немецкая философия

Антиномия – противоречие положения, тезис и антитезис которого можно доказать равнозначно.

Ноумен – умопостигаемая сущность, «вещь в себе».

Феномен – явление мира, постигаемое с помощью чувств.

Априори – знание, предшествующее опыту и независимое от него.

Апостериори – знание, полученное в результате опыта.

Апостериорными – т.е. выводящимися из опыта; например, как пишет Кант, суждение «дом стоит на пригорке» явно вытекает из опыта). Суждения априорные не зависят ни от какого опыта (к таковым относятся все врожденные, как утверждали сторонники теории врожденных истин, суждения типа: «часть больше целого» или закон тождества, закон непротиворечия). Они появляются в нашем уме независимо от всякого опыта.

Аналитические – это те суждения, в которых все содержание вывода имеется уже в посылках, т.е. это суждения, в которых нет прироста знания.

Аналитическое суждение – то, при помощи которого поясняют что-нибудь известное, делают его более удобным и ясным.

Синтетические суждения – те, в которых содержание вывода больше того содержания, которое находится в посылках. Понятно, что любое научное суждение ценно именно своей синтетичностью, т.е. тем, что дает прирост знания.

Трансцендентальное – априорная способность мышления, обеспечивающая возможность опытного знания.

Трансцендентное – то, что находится за пределами сознания и познания.

Кант пишет: «Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможно априори». То есть трансцендентальным является познание не опытное, не эмпирическое, а то познание, которое оперирует только априорными данными. Трансцендентальное познание – это познание, занимающееся видами нашего знания постольку, поскольку это знание возможно априори. Собственно, вся кантовская философия, изложенная в «Критике чистого разума», есть трансцендентальная философия.

Слово «трансцендентный», которое Кант также использует, означает «превосходящий все наши способности познания». В данном случае можно сказать, что это пара понятий: трансцендентальное познание – это чистое познание, лишенной всякой эмпирической данности, а трансцендентный – это то, что превосходит пределы нашего познания. Нельзя сказать: «трансцендентное познание» – это нонсенс, «горячий лед».

Трансцендентальная апперцепция – термин философии Канта, обозначающий априорное, т. е. существующее до всякого опыта первоначальное чистое и неизменное сознание субъекта, единство которого служит условием единства опыта и единства мира явлений, получающего от него свои формы и законы.

Вещь в себе – некоторая объективная реальность, существующая независимо от человека и никоим образом не могущая быть им познанной – ни посредством его разумной, или рассудочной, способности, ни посредством чувственных восприятий. Если бы это было возможно, мы могли бы сказать, что это лишь явление и потому сводится к данным органов чувств, а отсюда лишь один шаг до солипсизма (признания единственной реальностью только своего «я»).

Человек в познавательной деятельности всегда имеет дело с явлениями (см. выше). Но явления существуют постольку, поскольку существуют вещи в себе; явления обусловлены вещами в себе. Без вещей в себе явлений не существует. Но познать вещи в себе, сказать о них ничего нельзя, поскольку они есть именно вещи в себе.



Категорический императив, т.е. основной закон чистого практического разума (чистого разума, т.е. оперирующего только формами мысли, без материи) гласит: поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства. Проще говоря, поступай так, чтобы причина, повод, по которому ты совершаешь тот или иной поступок, могли быть объявлены всеобщим нравственным принципом. Если я уверен, что мой поступок вызван именно этим правилом, значит, это и есть категорический императив.

Этика автономная, самостоятельная – этика, в которой разум сам диктует себе законы.

Этика гетерономная – это этика, зависящая от чего-либо другого, в данном случае от каких-либо внешних обстоятельств.

Абсолютная идея – основная категория философии Гегеля, означающая безусловную всеобщность.
Европейская философия XIX-XX веков

Позитивизм – направление в философии, признающее единственным источником знания конкретные науки.

Эмпириокритицизм – философия «чистого опыта», рассматривающая философские проблемы как теоретически несостоятельные и практически бесполезные.

Неопозитивизм – современная форма позитивизма с претензией быть унифицированной наукой.

Сциентизм – претензия на приоритетную роль науки в жизни общества.

Марксизм – философия действия, ориентированного на создание «человеческого общества и общественного человека».

Прагматизм – философия успеха, тождества истины и пользы.

Философия жизни – иррациональная философия с претензией понять жизнь из самой жизни.

Экзистенциализм – философия, противопоставившая сущности человека его существование.

Философская антропология – философия поиска оснований жизнедеятельности человека.

Персонализм – философия утверждения приоритета личности и ее ценностных ориентиров.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет