Когнитивно-семантический анализ прилагательных, характеризующих человека по его отношению к собственности (на примере прилагательных расточительный, скупой, щедрый и жадный)
Федосеева Диана Владимировна
Студентка МГУ имени М.В.Ломоносова, Москва, Россия
Начиная с 2012 г. на Отделении теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета в МГУ имени М.В.Ломоносова под руководством д.ф.н. И. М. Кобозевой и к.ф.н. Н. Ю. Лукашевич реализуется проект по созданию лексической базы данных «Человеческие характеры сквозь призму языка». Информация, представленная в ней, — это размеченные по ряду синтаксических и семантических параметров контексты употребления слов, обозначающих черты характера (ЧХ), из Национального корпуса русского языка, в которых отражены конкретные образцы поведения человека с данной ЧХ (пример минимального контекста для ЧХ щедрый -- «Мой муж ― человек безумно щедрый и любящий делать подарки (по большей части он делает их тем, кто ему ничего не должен и ничего для него не сделал, просто по велению сердца…)» [Сати Спивакова. Не всё (2002)]). Главная целей БД — путем качественного и количественного анализа собранных данных получить когнитивно-семантические репрезентации характерологических слов виде шаблонов (моделей) поведения, активируемых словом в сознании носителя языка, которые могли бы объяснить его способность приписывать человеку ЧХ исходя из его поступков, и выявить прототипические образцы поведения, соответствующие данному шаблону. Понятие «шаблона поведения» и способ его формального представления в виде естественно-логической импликативной схемы был предложен в [Дорофеев, Мартемьянов: 40-41]. На основе такого подхода в диссертации Н.Ю.Лукашевич [Лукашевич] были описаны несколько групп прилагательных, обозначающих черты характера человека.
В ходе работы по созданию БД и анализу данных мною были получены шаблоны поведения для предикатов скупой, расточительный, щедрый и жадный и других, входящих в группу «Отношение к собственности», которые существенно уточняют представление о семантике данной группы слов.
Шаблон поведения расточительного, который реализуется чаще других:
Антецедент: Х, являющийся собственником или распорядителем ресурса R (в частности, денег), хочет или должен реализовать ситуацию P, и Х знает или считает, что затрата R является необходимым условием реализации P
Консеквент: Х тратит R на реализацию P, и X не думает ни о том, сколько R было бы минимально достаточно для P, ни о том, сколько R у него остается на другие цели
Оценка: Г оценивает поведение Х отрицательно, так как считает, что затрата R на P неоправданна или что Х тратит R на P в количестве большем, чем необходимо.
Прототипический образец поведения, соответствующий данному шаблону: такой человек тратит все свои деньги на дорогое хобби.
В результате сравнения шаблонов поведения, полученных для слов скупой и расточительный, было выявлено, что шаблон поведения скупого и самый основной шаблон поведения расточительного имеют одинаковый антецедент (должны быть совершены некие затраты), но разные консеквенты: расточительный тратит свой ресурс в больших количествах и не задумывается о последствиях, скупой отказывается тратить свой ресурс либо тратит его минимально. Обе ЧХ оцениваются отрицательно, но по разным причинам. Причиной отрицательной оценки, заключенной в значении предиката скупой (о человеке), является то, что, скупой своим уклонением от затраты ресурса обычно нарушает ряд норм, принятых в обществе. Причина отрицательной оценки, заключенной в значении предиката расточительный иная: расточительный человек, по мнению говорящего, либо тратит ресурс неоправданно, либо тратит много больше, чем необходимо.
Зачастую человек характеризуется как расточительный на что-либо, в чём-либо, при этом значение слова расточительный расширяется путем метафорического переноса («ресурсной» метафоры). Ресурсом расточительного в данном случае могут быть не только деньги, а все то, чем он распоряжается, чем он в той или иной степени обладает, в том числе его возможные действия (напр., ласка, наказание и.т.п.). Человек может быть расточительным на слова, в частности, на похвалу и пр.. Антонимом для выражения расточительный на/в служит выражение скупой на/в, например, скупой на слова – расточительный на слова. В данном случае имеет место противопоставление по количеству затрат «ресурса»: ‘очень много’ vs ‘очень мало’.
Предикат жадный активирует два шаблона поведения, один из которых совпадает с шаблоном скупого – такой человек стремится не тратить имеющиеся ресурсы или минимизировать затраты. Второй шаблон поведения слова жадный предполагает действия, направленные на увеличение собственных ресурсов, в том числе за счет ресурсов, которые принадлежат другим. Действия щедрого, напротив, направлены на увеличение ресурсов другого человека. В ситуации, в которой проявляется такое качество характера как щедрость, обязательно наличие второго партиципанта – того, на которого направлены действия щедрого человека, что отражается в консеквенте шаблона поведения:
Консеквент: (Х отдаёт ресурс R другому человеку Y) & (Х не ожидает от Y-а ни материального, ни морального возмещения затраченного R)
Введение в консеквент данного шаблона второго конъюнкта – отсутствие эгоистических мотивов у Х-а – обусловлен тем, что при их наличии человека никогда не называют щедрым.
Человек может также быть охарактеризован как щедрый на что-либо, в чём-либо. Как и в случае с расточительным, это могут быть как материальные ценности, так и всё нематериальное, чем обладает человек.
Таким образом, построение шаблонов поведения подводит когнитивные основания под устанавливаемые в лексикологии отношения антонимии и синонимии в данной области лексики.
Литература
Дорофеев Г.В., Мартемьянов Ю.С. Логический вывод и выявление связей между предложениями в тексте. // Машинный перевод и прикладная лингвистика, вып.12, М., 1969, С. 36-60
Лукашевич Н.Ю. Когнитивно-семантический анализ предикатов, обозначающих черты характер человека. М., 2004
Достарыңызбен бөлісу: |