Имманетный анализ текста
как элемент подготовки
к ЕГЭ по литературе
ЕГЭ по литературе – один из самых сложных экзаменов. Готовить детей к его сдаче – очень тяжелая задача для учителя-словесника. Наиболее сложным процессом при подготовке к экзамену, на мой взгляд, считается анализ лирического текста. Мне очень помогает в этом имманентный анализ лирического текста. Изучив теорию имманентного анализа, апробировав на практике, я разработала свою версию , схему имманентного анализа стихотворения.
Само понятие имманентного анализа противоречиво, поскольку анализ предполагает рассмотрение текста в его частях, а имманентность осознается как некая целостность.
В Словаре иностранных слов имманентный - "внутренне присущий какому-либо предмету, явлению, проистекающий из его природы"/6, 188/. Для авторов Толкового словаря русского языка под ред. Д.Н.Ушакова имманентный - "присущий природе самого предмета, обусловленный ею независимо от внешних воздействий" /7, Т.1, 1194/. В литературоведении всегда подчеркивалось, что имманентность определяется независимостью прежде всего от социальной действительности, от закономерностей общественно-исторического движения.
Имманентный анализ противопоставляется, как правило, контекстуальному: имманентный направлен на сам текст, контекстуальный - на обнаружение внешних контекстов.
М.Л.Гаспаров считает, что имманентный анализ противопоставляется интертекстуальному: имманентный анализ - не выходящий за пределы материала данного стихотворения. Анализ интертекстуальный - учитывающий сторонний материал: подтекстовые отсылки к другим стихам, черновые варианты, оригиналы для переводов и объекты для пародий, биографический фон, автокомментарии, отклики современников.
В школьном варианте имманентный анализ - это прежде всего анализ, не выходящий за пределы материала данного стихотворения.
При подготовительной работе анализа можно использовать различные вопросы и задания к тексту, например:
1. Найдите в тексте примеры аллитерации и ассонанса. Какова роль звуковых повторов в стихотворении?
2. Выявите в тексте ключевые слова. Какова их роль в раскрытии смысла стихотворения?
3. Какая лексика преобладает в стихотворении: глагольная, местоименная, предметная? Почему?
4. Выявите в тексте противопоставление. Проследите, как организуется противопоставление.
5. Найдите в тексте языковые средства выразительности. Какова их роль в раскрытии темы стихотворения?
6. Охарактеризуйте рифму, метр, ритм стихотворения. Какова роль рифмы в смысловой организации текста?
7. Каковы особенности синтаксической организации текста? Какую роль играет синтаксическая организация текста в раскрытии авторского замысла? и т.д.
Из каких этапов состоит данный вид анализа стихотворения?
1.ВОСПРИЯТИЕ:
Это стихотворение посвящено…
Это стихотворение можно рассматривать как размышление(рассуждение)…
Можно сказать, что лирический герой…
Стихотворение представляет собой…
2.ИДЕЙНО – ОБРАЗНЫЙ УРОВЕНЬ:
1. Идея(что хотел сказать автор, какую мысль хотел донести до читателя):
Автор хотел донести до читателя мысль о том…
Этим стихотворением автор хотел сказать, что…
Здесь высказано мнение автора
2.Эмоция( радость, уныние, восторг, надежда)
В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда)
3. Мотив(грусти, печали, одиночества)
… звучит мотив…
3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
Предметный состав (все существительные, т.е образы):
В первой строфе возникают образы(существительные)…
Во второй строфе автор ведет речь о…
4. Чувственная, эмоциональная окраска художественного мира произведения:(проанализировать прилагательные, т.е. эпитеты, а также художественно-выразительные средства)
Автор, характеризуя образы, использует эпитеты…
Сквозь строфы тянется цепь тропов…
Автор, характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства…
Здесь автору помогает использование…
Немаловажную роль играют…
5. Действия и состояния в художественном мире произведения
(анализ глаголов(т.е. проблем)
Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы
6. Как выражено пространство, время
1. Пространство представлено весьма интересно
( описание комнаты и всего что в ней,
от общего к частному,
от частного к общему,
описание представлено сверху вниз,
описание пространства в ширину,
выход на уровень неба, космоса…)
2. Автор в произведении затрагивает временные рамки ( прошлое ,настоящее, будущее)
7.СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:
Лексика
Автор в произведении использует (высокую, низкую) лексику
Рифма
Автором использована (параллельная, перекрестная, опоясывающая) рифма…
Стихотворение написано с использованием…рифмовки…
Строфы имеют…рифмовку…
Синтаксис
В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как (повторы: анафоры, эпифоры, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания)
Используемые предложения построены …
Автор в произведении затрагивает временные рамки ( прошлое ,настоящее, будущее
8.ФОНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:
-размер(ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий…) …
В основе ритмического рисунка – пятистопный хорей…
В основе ритма стихотворения – пятистопный хорей…
Размер стихотворения - ...
-аллитерация (преобладание согласных звуков)
-ассонанс(преобладание гласных звуков)
Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление…
Все вышеперечисленные моменты я отразила в клише, которое помогает учащимся сориентироваться в анализе:
Определение жанра (любовная, философская, гражданская, пейзажная, символистская)
|
Стихотворение «…» принадлежит к …лирике
Стихотворение представляет собой яркий пример ..лирики
Стихотворение может быть отнесено к … лирике
|
Выявление лирического сюжета, переживания лирического героя
|
В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя …
Можно сказать, что лирический герой…
|
Тема - вопрос, которого касается автор
|
Автор «…» развивает традиционную тему…Это стихотворение посвящено…Это стихотворение можно рассматривать как размышление(рассуждение) о…
|
Идейный уровень(идея, эмоция)
|
Автор хотел донести до читателя мысль о том…Этим стихотворением автор хотел сказать, что…Здесь высказано мнение автора…
В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда)
… звучит мотив грусти…
|
Выделение композиционных частей(если есть) – кульминационная часть, отступления, противопоставления частей, кольцевая композиция
|
Стихотворение состоит из … строф…
Произведение построено…
Оно имеет четкую структуру..
Кульминация стихотворения приходится на…
|
Истолкование названия
|
Стихотворение названо так потому, что…
|
Характеристика образов(существительные-образы)-
|
В первой строфе возникают образы (существительные)…
Во второй строфе автор говорит…
|
Художественно-выразительные средства
|
Сквозь строфы тянется цепь тропов…Автор, характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства… Здесь автору помогает использование… Немаловажную роль играют…
|
Действия и состояния(глаголы-проблемы)
|
Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы
... отмечает (что?) ...описывает (что?) ...касается (чего?) ... обращает внимание (на что?) ... напоминает (о чем?)
|
Пространство, время
|
Пространство представлено весьма интересно…( описание комнаты и всего что в ней, от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…)
Автор в произведении затрагивает временные рамки ( прошлое ,настоящее, будущее)
|
Стилистический уровень(лексика, рифма, синтаксис)
|
Автор в произведении использует (высокую, низкую) лексику
Автором использована (параллельная, перекрестная, опоясывающая) рифма… Стихотворение написано с использованием…рифмовки… Строфы имеют…рифмовку…
В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как…(повторы: анафоры, эпифоры, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания)
Используемые предложения построены …
|
Фонический уровень(размер стиха, звукопись: аллитерация, ассонанс)
|
…В основе ритмического рисунка – пятистопный хорей…
В основе ритма стихотворения – пятистопный хорей…Размер стихотворения - ...
Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление…
|
Приведу пример имманентного анализа стихотворения Ивана Бунина
«Настанет день - исчезну я…»
Настанет день – исчезну я
А в этой комнате пустой
Всё то же будет: стол, скамья
Да образ древний и простой.
И так же будет залетать
Цветная бабочка в шелку,
Порхать, шуршать и трепетать
По голубому потолку.
И так же будет неба дно
Смотреть в открытое окно,
И море ровной синевой
Манить в простор пустынный свой.
Произведение Ивана Бунина «Настанет день - исчезну я…» принадлежит к философской лирике. Это стихотворение можно рассматривать как размышление автора о жизни и смерти. Бунин хочет донести до читателя мысль о том, что его скоро не станет, а мир будет все так же прекрасен. Стихотворение представляет собой синтез печали и радости, неотвратимости конца и надежды, фатализма и оптимизма.
В произведении возникают образы: комната, стол, скамья, образ, ( то есть предметы интерьера), я, бабочка (то есть живые существа), море, небо, простор (символы вечности).
Интересна метафора «дно неба», используемая автором, она уводит слушателя в космос. Автор использует вроде бы антитезу в использовании двух образов( я – бабочка) , однако это может быть расценено и как уподобление(я словно бабочка). Немаловажную роль играют в тексте эпитеты: пустая комната, пустынный простор, они словно напоминают об одиночестве человека в этом мире.
Автор использует глаголы, содержание которых отражает проблемы, затронутые автором (порхать-жить, веселиться; трепетать- переживать, любить, страдать; шуршать-работать).
Пространство в стихотворении представлено весьма интересно: от описания интерьера к космосу, вечности.
В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как инверсия(простор пустынный), что создает впечатление монументальности, торжественности происходящих событий. В основе ритма стихотворения четырехстопный ямб.
Достарыңызбен бөлісу: |