Конкурс детских анималистических проектов им. В. М. Смирина, 2016 г



Дата24.06.2016
өлшемі83 Kb.
#156684
Чтобы узнать и сохранить,

нужно увидеть и полюбить
V Всероссийский конкурс детских анималистических проектов им. В.М. Смирина, 2016 г.

«Путешествие натуралиста: наблюдаем за поведением животных»

ПОЛОЖЕНИЕ
Конкурс, посвященный памяти замечательного зоолога, художника-анималиста В.М. Смирина (1931–1989), проводится Центром охраны дикой природы с 2009 года. Традиционно в нем особое внимание уделяется темам, связанным с творчеством этого художника, классической российской анималистике.

Большое внимание В.М. Смирин как зоолог и художник уделял поведению и образу жизни млекопитающих. Поэтому конкурс 2016 года посвящен поведению различных животных (млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб, насекомых и других), его значению в приспособлении животных к условиям их обитания в различных биотопах (лесных, степных, морских, водно-болотных и других).

Участникам конкурса предлагается необычное задание: как настоящим натуралистам, отправиться в путешествие — реальное, связанное с собственными наблюдениями, либо воображаемое, но основанное на хорошем знакомстве с животными по книгам, фильмам, видеосюжетам, интернет-сайтам. Особенно ценно, если работа будет выполнена на основе собственного опыта наблюдений за животными, будет продемонстрировано знание творчества классиков отечественной анималистики. Выполняя задание, в своих творческих работах участники должны поведать о том, что им удалось узнать, пережить и открыть в таком путешествии; передать в своих работах ситуации, в которых поведение животных проявляется наиболее ярко и характерно.

Принимаются коллективные работы, выполненные под руководством педагога. В конкурсе могут принять участие школьники всех возрастов, а также дошкольники.


Работа включает серию рисунков, снабженных краткими комментариями и описанием проекта в целом, и мультимедийную презентацию, которые должны отвечать требованиям конкурсного задания.

С точки зрения организаторов конкурса те, кто хорошо освоил тему, может придумать соответствующую ей оригинальную анималистическую задачу (задачу в виде рисунка с собственной версией ответа). Благодаря этому они и сами проверят, насколько глубоки их познания, и других смогут заинтересовать результатами своего путешествия. Поэтому в конкурсе 2016 года мы впервые предлагаем его участникам представить его результаты также в виде анималистических задач с собственными версиями ответов. См. подробнее раздел «Методические рекомендации».

Использование фотографий не предусмотрено и учитываться не будет.

Консультации по тематике конкурса и его заданиям можно получить у Олексенко Александра Ивановича (+7-915-369-50-72, smirin_konkurs@biodiversity.ru).

Начало приема работ на конкурс — 20 марта 2016 г. Работы должны быть отправлены в Оргкомитет конкурса до 25 апреля 2016 г.
I. Цели конкурса

1. Вызвать у детей интерес к природе и животным России и родного края.

2. Способствовать развитию у школьников и дошкольников широкого круга компетенций и способностей, связанных с наблюдением и исследованием живой природы, художественным творчеством; их успехам в собственном творчестве и изучении животных России и своего края.

3. Способствовать накоплению педагогами методического опыта в использовании анималистики, в том числе в проектной и учебной исследовательской работе со школьниками, в работе с дошкольниками.

4. Обратить внимание на непреходящие ценности отечественных натуралистических традиций, в том числе классической российской анималистики.
II. Задание конкурса. Кто может принять участие в конкурсе

Тема конкурса — «Путешествие натуралиста: наблюдаем за поведением животных». Она тесно связана с одной из центральных тем творчества В.М. Смирина — и как зоолога и как художника-натуралиста — изучением поведения животного (по возможности в природе) и передачей его в серии зарисовок, на основе которых готовились затем научные публикации и поведенческие портреты (термин В.М. Смирина) млекопитающих для будущего Атласа, в котором художник мечтал представить всех наземных зверей, обитающих в России и сопредельных странах. Причем для В.М. Смирина было очень важно передать саму встречу с живым зверем, которая для художника всегда была настоящим событием. «Встреча с каждым животным, живущим на свободе или даже в клетке проявляющим свою естественную природу, — это всегда чудо», — писал он (подробнее см. www.biodiversity.ru/programs/wildlife_art/persons/smirin/about_smirin.html).


На конкурс принимаются коллективные работы.

Участникам конкурса нужно:



  1. кратко и емко сформулировать главную цель, задачи путешествия (познавательные, художественные, образовательные и т.п.), его маршрут;

  2. представить в серии рисунков, посвященных поведению одного или нескольких видов животных (млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных, насекомых, рыб и других) и снабженных лаконичными комментариями, результаты своего путешествия (формат рисунков должен быть не менее А4 и не более А3, т.е. 30 х 40 см);

  3. придумать на основании полученных наблюдений и знаний несколько (не менее трех) анималистических задач с собственными версиями ответов на них, загадки должны быть представлены в том же формате, что и рисунки (А4 или А3), а также вместе с ответами — в виде слайдов мультимедийной презентации;

  4. подвести итог путешествия (самые главные открытия или наблюдения) и поделиться пожеланиями, что еще хотелось бы освоить;

  5. представить список самых главных ресурсов (книг, фильмов, интернет-сайтов и т.п.), которые помогли осуществить путешествие, список участников проекта с указанием, кто какой вклад внес в общий замысел и его реализацию;

  6. заполнить анкеты участников конкурса (см. Приложение 1).


Обращаем внимание, что работа должна включать в себя именно рисунки, не фотографии. Это позволит лучше оценить, что освоили, на что обратили внимание, что попытались выразить «путешественники».

В помощь участникам конкурса на сайте ЦОДП размещены методические рекомендации, список рекомендованных источников по анималистике, а также статья художника и педагога А.В. Аввакумова с описанием методики рисования животных с видео (наш опыт проведения проектов в школе показывает, что подобный подход, хотя и не заменяет контакта с животным в природе или неволе, но может оказаться очень плодотворным).
В ходе выполнения задания должны быть продемонстрированы:

1) знакомство с животными, обитающими в России (одним или несколькими видами), знания об их поведении, образе жизни и задачах их сохранения;

2) стремление передать поведение животных, их облик в художественно выразительных рисунках;

3) творческое отношение к идее путешествия, его задачам и результатам, включая придумывание оригинальных анималистических задач.


Электронные версии рисунков не принимаются. Каждый рисунок должен быть подписан и снабжен кратким пояснением (см. выше). Рисунки и пояснения к ним должны быть выполнены детьми самостоятельно (пояснения со слов дошкольников подписывает педагог или родитель). К работе должны быть приложены анкеты участников (педагогов и школьников).

На лицевой стороне рисунков не должно быть сопроводительных надписей. На обороте рисунка указывается: его название, автор, дата и место выполнения рисунка: школа (изостудия, кружок и т.п.), населенный пункт, область (край, республика).

Мультимедийная презентация с анималистическими задачами и вашими версиями ответов на них должна быть представлена на СД-диске.

Текстовую часть конкурсной работы желательно представить не только в распечатанном, но и в электронном виде на CD-диске.


Просим педагогов и других организаторов конкурса на региональном уровне учитывать, что он охватывает всю Россию, что предполагает большое число участников и высокий уровень их работ. Просим не присылать в Оргкомитет заведомо слабые работы и рисунки.

В проекте желательно уделить внимание тем животным, которые обитают в вашем регионе, ООПТ.
III. Критерии оценки конкурсных работ

Жюри конкурса будет оценивать как качество рисунков, так и полноту, оригинальность и содержательность описания вашего путешествия, представленность его результатов в придуманных вами анималистических загадках (заданиях) и ответах к ним:



  • идея путешествия, его цели, описание маршрута — 1–10 баллов,

  • результаты путешествия в рисунках и комментариях к ним — 1–30 баллов,

  • результаты путешествия в анималистических загадках (заданиях) и ответах к ним — 1–30 баллов,

  • подведение итогов путешествия — 1–5 баллов.

Максимально возможная оценка — 75 баллов.
При этом основное внимание будет сосредоточено на следующих критериях:

1) соответствие идеи и выбранной темы задачам конкурса;

2) содержательность, полнота охвата задач, стоящих перед участниками конкурса;

3) знания о животных, их поведении, образе жизни, условиях, в которых они обитают;

4) умение передать эти знания в рисунках и оригинальных анималистических задачах и ответах к ним;

5) художественная выразительность, оригинальность и гармоничность формы;

6) способность к командной работе над проектом, творческая активность детей и уровень понимания ими значимости общего дела, в котором они участвуют.
В состав жюри войдут профессиональные зоологи, исследователи анималистики, педагоги, художники. Жюри имеет право скорректировать процедуру оценки конкурсных работ, ориентируясь на их особенности.

Конкурсные работы не возвращаются и не рецензируются.


IV. Подведение итогов

Работы должны быть отправлены в Оргкомитет конкурса до 25 апреля 2016 г.

Предварительные итоги конкурса (включая список финалистов) будут подведены к 20 мая 2016 г. и опубликованы на сайте Центра охраны дикой природы. Окончательные итоги конкурса будут объявлены в сентябре 2016 г.

Награждение победителей, рассылка дипломов, грамот, ценных призов будут проведены в сентябре–октябре 2016 г.

Лучшие работы и проекты предполагается использовать для представления на выставках, в разных типах изданий, на сайте конкурса и т.п. Во всех случаях использования обязательно будут указываться имена авторов работ.
V. Адрес конкурса

Подробнее о проекте и конкурсе можно узнать на сайте Центра охраны дикой природы: www.biodiversity.ru/programs/wildlife_art.html.


Работы просим высылать по адресу:

Центр охраны дикой природы (конкурс имени В.М. Смирина)

117312, Москва, ул. Вавилова, д. 41, офис 2

а также по адресу: smirin_konkurs@biodiversity.ru


Тел./факс: 8 (499) 124 71 78

тел. 8 (499) 124 50 22


Оргкомитет конкурса

Приложение 1
АнкетЫ участникОВ конкурса
Уважаемые участники конкурса!

Одна из задач конкурса – попросить вас поделиться мыслями, связанными с его тематикой, собственным опытом. Это важно и актуально в связи с тем, что российская анималистика может помочь узнать и полюбить животных, но не так хорошо известна современному школьнику и педагогу. Даже в учебники иногда попадают иллюстрации животных весьма сомнительного качества.

Именно поэтому условие конкурса – не только прислать саму работу, но и заполнить, по возможности полнее, анкету участника. Обобщение анкет поможет организаторам не только лучше оценить активность участников, но и учесть в будущем их мнения при проведении следующих конкурсов, разработке книг, организации выставок. Наиболее интересные ответы будут опубликованы на сайте, а также в других материалах, посвященных данному проекту.

Заполнение анкеты обязательно для руководителя коллективной работы и основных ее участников.



АНКЕТА РУКОВОДИТЕЛЯ

Анкетные данные

1 Фамилия, имя, отчество педагога

2. Какой предмет преподает (каким кружком, студией руководит и т.п.)

3. В каком учреждении, организации выполнена работа (школа, дом искусств и т.п.)

4. Дата выполнения работы

Контактные данные

5. Почтовый адрес с индексом

6. Телефон с междугородним кодом

7. E-mail



Вопросы

8. Расскажите немного о себе (самое главное, что считаете нужным).

9. Обращаетесь ли Вы в своей педагогической практике к рисованию животных, творчеству художников-анималистов?

10. Поможет ли Вам и Вашему коллективу (и чем конкретно) участие в конкурсе в поиске новых направлений своей работы?


II. Пункты, заполнять которые не обязательно, но весьма желательно:

Вопросы

11. Кто из художников-анималистов Вам особенно интересен, близок и почему? Знакомите ли Вы с его (их) творчеством своих учеников, как именно?

12. Кто из художников-анималистов интересен Вашим ученикам, почему? (Просим поделиться наблюдениями из Вашего опыта).

13. Как, с Вашей точки зрения, лучше всего знакомить школьников с творчеством художников-анималистов?

14. Что для этого нужно использовать? Чего педагогу для этого недостает?

В ответах на 12-14 вопросы просим указывать возраст учащихся.

АНКЕТА УЧАСТНИКА

I. Пункты, обязательные для заполнения:

Анкетные данные участника

1. Тема Вашей работы

2. Фамилия, имя, отчество

3. Возраст

4. Дата выполнения работы

Контактные данные

5. Почтовый адрес с индексом

6. Телефон с междугородним кодом

7. E-mail

8. Фамилия, имя, отчество педагога, под руководством которого осуществлена работа.

9. Какой предмет он ведет (каким кружком, студией руководит и т.п.).

10. В каком учреждении, организации выполнена работа (школа, дом искусств и т.п.)
Вопросы

11. Расскажите немного о себе (самое главное, что считаете нужным). Давно ли Вы сами рисуете животных? Рисовали ли их с натуры?

12. Кого из художников-анималистов Вы знаете? Кто из них Вам близок и почему?

II. Пункты, заполнять которые не обязательно, но весьма желательно:

Вопросы

13. Кто из животных Вашей малой родины для вас особенно интересен и почему?

14. Чему Вы смогли научиться, выполняя проект? Помогло ли Вам лучше узнать животных знакомство с творчеством художников-анималистов, как именно?

Приложение 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И УЧАЩИХСЯ
Из общения с учителями мы знаем, что поначалу они испытывают затруднения, ведь сами задания, задачи конкурса непривычны. Но стоит педагогу с учениками преодолеть первые трудности, и команда, работающая над проектом, увлеченно отправляется в путь. Необычность и сложность задания помогают в итоге достичь более высоких и интересных результатов.
Чтобы этап вхождения в проект оказался менее сложным, предлагаем ряд рекомендаций.
Если у вас останутся вопросы и затруднения, на этапе запуска проекта можно обратиться за консультацией к руководителю конкурса Александру Ивановичу Олексенко (письма отправлять на адрес smirin_konkurs@biodiversity.ru).
Каким может быть путешествие
Конечно, в рамках учебного года отправиться в настоящее дальнее путешествие, чтобы изучить поведение различных животных вряд ли удастся, да и посетить многие места, чтобы за ними понаблюдать, школьникам непросто. Но у конкурсантов есть ряд других возможностей.

Можно провести небольшую экскурсию в природу и положить ее в основу своего проекта, существенно дополнив другими материалами. Такой «живой» основой могут быть и впечатления от собственных путешествий в прошлом, от посещения зоопарков.

Можно отправиться в воображаемое путешествие. Этот вариант оптимален для младших школьников, а также дошкольников, которым помогут родители и педагоги. Но такое путешествие должно опираться на хорошее изучение животных по доступным вам материалам.

Замечательно, если в основе вашего путешествия будут лежать не только собственные интерес и увлеченность, но и обнаруженная вами реальная проблема:



  • недостаток знаний у вас, ваших сверстников или младших товарищах о животных родного края и о художниках, запечатлевших его животный мир, — возможно, вашей школе уже давно пора завести собственный музей или организовать выставку анималистики;

  • отсутствие в школах оригинальных пособий по анималистике, столь важных для детей, – почему бы не попробовать их сделать своими руками;

  • забота о животных вашего края, требующих охраны;

  • стремление открыть другим творчество художника-самородка, малоизвестного широкому кругу, и т.п.

Ориентируясь на подобную проблему и организовав ваше путешествие так, чтобы оно помогло ее разрешить, вы сможете реализовать социально значимый проект. Его результаты будут ценными для многих.
Какие ресурсы могут быть использованы при рисовании животных.

Как использовать в проекте «видеонаблюдения»
Классики анималистики подчеркивают, что бесполезно и даже вредно рисовать с чучел, очень важно наблюдать животных в жизни, в движении. Конечно, сделать это весьма непросто, особенно если речь идет о диких животных. Одна из интересных и весьма плодотворных возможностей – рисовать с видео.

Стараясь запечатлеть движущееся животное с видеофрагмента, школьник в какой-то мере оказывается тем зоологом, который наблюдает это животное в природе. Он пристально всматривается в происходящее на экране, отмечает те или иные детали и, если по-настоящему погружен в происходящее там, по сути проживает фрагмент жизни животного. Методику рисования животных с видео разработал в рамках нашего совместного проекта учитель изобразительного искусства школы № 2101 «Филевский образовательный центр» А.В. Аввакумов (см. подробнее А. Аввакумов. Передать движение).

В 3-м конкурсе им. В.М. Смирина мы успешно воспользовались этой находкой, организовав на сайте видеотеку по морским млекопитающим. Рекомендуем вам найти в интернете видеофрагменты с животными – героями вашего путешествия и попробовать понаблюдать и порисовать их с «видеонатуры». Особенно важно по нескольку раз прокрутить одну и туже серию небольших фрагментов, замечая, что вам удалось «поймать», точно и выразительно отразить в рисунке, а в чем вы ошиблись.
А. Аввакумов. Передать движение. Искусство в школе, № 5, 2015, с. 15-17.


К творчеству каких художников-анималистов обратиться.

Как найти необходимые материалы
Советуем вам, выполняя задания проекта, обратить внимание на творчество таких художников как В.В. Бахтин, А.М. Белашов, В.А. Ватагин, В.А. Горбатов, Д.В. Горлов, В.С. Гребенников, В.М. Гудков, Н.Н. Кондаков, Г.Е. Никольский, В.М. Смирин, Ю.М. Смирин, В.В. Трофимов, К.К. Флеров, А.Н. Формозов, Е.И. Чарушин, Н.Е. Чарушин, О.Ф. Хлудова.

Этот список – для ориентации. Вы можете выбрать и других мистеров, в том числе тех, чье творчество связано с животным миром и природой вашей малой родины, с традициями народов России (например, посвятить свою работу косторезам Чукотки) и т.п.


Одна из самых главных проблем – недостаток и малая доступность материалов по анималистике. Причем это связано не только с тем, что хорошие издания не всегда переиздаются, а многие архивы художников вообще не доступны широкому кругу. Проблема в том, что анималистика, к которой мы обращаемся, – не столько жанр, сколько образ жизни, и привержены ему нередко художники-самородки, зачастую не имеющие профессионального художественного образования, иногда известные только в небольшом кругу, хотя творчество таких мастеров драгоценно. И одна из целей нашего конкурса – сделать их известными для педагогов и школьников, стимулировать интерес к традиции российской анималистики в целом.

Можно рекомендовать посещение галерей и музеев, в которых представлено творчество художников-анималистов. Крупнейшим в России собранием анималистики может гордиться Государственный Дарвиновский музей. Хорошие коллекции анималистов есть и в других городах, например, в Тарусской картинной галерее (г. Таруса, Калужская обл.).

Достаточно много материалов можно найти при целенаправленном поиске в интернете – от полнотекстовых изданий и статей в Википедии до интервью с художниками и разделов «Живого журнала» и социальных групп.
Приводим в помощь список ресурсов по анималистике, ни в коей мере не претендующий на полноту. Найти нужные, в том числе и эксклюзивные материалы – одна из творческих задач конкурса.
Список источников по анималистике

Что такое анималистическая задача. Как ее придумать.
Анималистическая задача – название, придуманное нами специально для конкурса 2016 года. Можно выбрать и немного другое: анималистическое задание, но это слишком расплывчатый вариант, или анималистическая загадка, но в этом случае возможно слишком упрощенное понимание, что это обычная загадка с простым односложным ответом, ничего особо творческого в ней нет.

Зачем мы решили попробовать ввести в конкурс новый тип задания?

Дело в том, что подготовить для других по-настоящему интересную, необычную, оригинальную задачу (загадку, задание) очень непросто. В этом по-настоящему ярко может проявиться тот, кто:

1) глубоко освоил материал, согласно тематике этого года хорошо познакомился с поведением того вида или группы животных, которых изучал;

2) способен передать это знание другим так, чтобы тоже их заинтересовать, увлечь;

3) сможет это передать в той форме, которая соответствует именно нашему конкурсу: в виде собственного рисунка с вопросом, предполагающим краткий ответ, а также своей версии ответа в виде рисунка и словесного комментария (ваша анималистическая задача должна допускать также возможность ответа без рисунка).

Советуем вам, придумывая такую задачу, обыграть наиболее интересные, характерные и типичные формы поведения тех животных, которых вы изучали, показать, как они помогают приспосабливаться к условиям обитания.

Выполняя задание, нужно придумать не менее трех анималистических задач. Желательно, чтобы они дополняли друг друга, помогая тем, кто их пытается решить, раскрыть изученную вами тему.


Какие типы задач возможны?

Самый простой вариант – по типу «часть – целое» (чьи это лапы, уши и т.п.), но в этом случае нешаблонную, по-настоящему творческую задачу придумать непросто, ее еще нужно связать с поведением, действием животного.

Можно обыграть приспособленность зверя к условиям обитания в его умении маскироваться. Для этого как раз хорошо подходит именно рисунок.

Интересными, по-настоящему творческими, органичными именно для проекта по анималистике могут быть задачи в виде незавершенных рисунков (фрагмент; несколько линий, лишь намечающих рисунок, и т.п.), в которых переданы характерное движение, поза или взаимодействие животных.

Это список легко может быть продолжен, поэтому не будем ограничивать ваши творческие поиски и решения.

Не стремитесь во чтобы то ни стало подготовить неразрешимую для других задачу, ведь важнее передать другим собственный интерес и увлеченность, творческий подход, чем поставить их в тупик.








Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет