Консерватория в воспоминаниях именитых выпускников
2009 год – год 65-летия Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. Не смотря на то, что это – старейший музыкальный вуз Казахстана, он полон энергии, творческих замыслов и проектов. Хотя слово «старейший» не совсем подходит к нашему вузу. Скорее всего, следует его назвать первым музыкальным вузом страны. В то же время Алматы в этом плане не удивишь словами «старейший», «первый». В начале XX столетия именно в этом городе формировались не только первые учебные заведения Казахстана, но и первые творческие коллективы. Известно, что решение Правительства об открытии первой в республике Консерватории было принято в июле (Постановление Совнаркома № 402 от 24.07.) 1944 года, а учебный год начался в феврале 2005 г. И именно в те дни начала свою жизнь новая школа – школа Казахской национальной консерватории, которая стала представлять высокие профессиональные кадры не только нашей стране но и всему миру. Уже первые выпуски конца 1940-х начала 1950-х годов дали такие имена как народные артисты Республики Казахстан Шамгон Кажгалиев, Мукан Тулебаев, Куддус Кужамьяров, Фуат Мансуров, Бекен Жилисбаев, Фатима Балгаева, Капан Мусин, Тургут Османов и многие другие. Имена, которым суждено было войти не только в историю Консерватории, но и в историю казахстанской и мировой культуры.
За 65 лет своего существования консерватория выпустила более 8000 специалистов, которые сегодня занимают ведущие позиции в музыкальной культуре страны. Из выпускников консерватории сформированы все музыкальные исполнительские и педагогические коллективы республики. История консерватории – это история не одного поколения казахстанских музыкантов. Многие из них помнят немало доброго, что и сегодня может служить на благо развития вуза.
Память! Это не только ностальгия по прошлому и милые, или горькие воспоминания. Для тех, кто истинно сознает себя детьми Консерватории, кто чувствует сопричастность и осознает свою личную ответственность за её будущее, жизнь вуза, уроки прошлого во многом есть руководство к действию. Их судьба – это судьба нашего вуза, их творчество, стремление сделать что-то особое для развития культуры и образования – всё это связано с консерваторией. Поэтому во все времена главным для консерватории было, есть и будет – её "золотой запас", в первую очередь профессорско-преподавательский состав, который является хранителем основных сокровищ: традиций, знаний, умений.
Наши педагоги хранят также и страницы истории вуза, о которых, наверное, мы и не подозреваем. Для каждого консерватория – это их Alma-mater, о которой они будут помнить всегда, т.к. именно здесь они получили свою профессию, сформировались как музыканты и как личности. Для многих из них Консерватория стала их родным домом, и они с гордостью вспоминают своих дорогих «родителей» – учителей, самозабвенный труд которых и дал им эту возможность – находиться в искусстве и культуре на высоком профессиональном уровне. Почти все воспоминания наших именитых выпускников пронизаны чувством признательности, долга и любви к консерватории.
Приоткроем некоторые страницы воспоминаний наших именитых выпускников – известных музыкантов, деятелей искусства и педагогов консерватории…
Бибигуль Тулегенова:
«Я не представляю, чтобы было со мной, если бы я не занималась творчеством, вокалом и вообще музыкой. Вся моя жизнь начинается с консерватории. Здесь были и разочарования и радость. Именно в консерватории я поднялась как личность – стала камерной и оперной певицей. В первую очередь я благодарна своим педагогом за их труд, терпение и огромную любовь ко мне. Я очень благодарна своим первым педагогам – О.Коринскому, Г.Серебряковой и Н.Самышиной за их труд, терпение и огромную любовь ко мне. Студенческая жизнь была очень бурной и интересной… Я участвовала в смотре художественной молодежи, во Всесоюзной вокальной конференции в Петербурге и всегда переживала за свои успехи. Консерваторию закончила на «отлично» и получила направление в оперный театр... В 1977 году по приглашению ректора Газизы Жубановой я начала педагогическую деятельность. За эти годы наш вуз сильно изменился: появились новые корпуса - и студенты могут полноценно заниматься, растет уровень их знаний. Думаю, что наши студенты могут достойно нести знамя Казахской национальной консерватории имени Курмангазы…».
Куддус Кужамьяров:
«…Благодаря коллективу Консерватории я стал человеком, пришел из армии в кирзовых сапогах, в ватной куртке, а сейчас - седовласый аксакал... Консерватория – мой родной дом, я – ребенок, выросший в этом доме. И мне хочется, чтобы новое поколение болело за наш вуз – храм искусства, за его престиж, его уровень, его достоинство…»
Александр Зацепин
«…В Алматинской Консерватории учился с 1949 по 1956 годы. Замечательное было время. При поступлении экзаменовал меня известный тогда в Казахстане композитор Евгений Брусиловский, у которого я в дальнейшем учился. В те годы было много хороших педагогов: А.Кельберг – по истории музыки, Д.Мацуцин – по гармонии, К.Господарь – по фортепиано. Я с благодарностью вспоминаю всех. Учился я усердно и серьезно относился к своей специальности. Очень много занимался по композиции. Часто свои первые наброски показывал друзьям – Куддусу Кужамьярову и Леониду Афанасьеву, а также студентке вокального факультета – Наде Шариповой, которая мне очень нравилась. Мы вместе музицировали, она пела какие-то песни и порой была моим первым критиком... В Алма-атинской консерватории я познакомился с Шакеном Аймановым – известным режиссером, постановщиком, прекрасным артистом. С ним мы много сотрудничали и были в очень хороших отношениях до самой его трагической гибели в Москве. Благодаря этому сотрудничеству, я узнал многих прекрасных композиторов и артистов Казахстана – Мукана Тулебаева, с которым мы вместе написали музыку к фильму «Мы здесь живем»; Ермека Серкебаева и Бибигуль Тулегенову, которые пели мои песни из кинофильма «Мой милый доктор»; с народной артисткой Шарой, которая прекрасно танцевала и пела песни разных народов. В одни из студенческих каникул я ездил с её ансамблем по казахским аулам. Эта поездка принесла много незабываемых мгновений, и впоследствии я сделал для неё 10 обработок народных песен… В консерваторские годы я написал Фортепианное трио, струнный квартет, «Индийскую сюиту» для симфонического оркестра, и балет «Старик Хоттабыч», поставленный в ГАТОБ им. Абая. …
…Вспоминая консерваторские годы, я любовью и нежностью вспоминаю Казахстан, который меня воспитал и дал образование. Именно там я стал композитором, Казахстан - моя вторая Родина. Надеюсь приехать в Алма-Ату и обязательно зайти в Консерваторию, особенно в класс, где я занимался с Е.Брусиловским по композиции…»
Роза Джаманова
«Время так быстротечно, вернее, просто неумолимо. Вспоминая о времени моей учебы, дорогой моему сердцу консерватории, о людях, которые формировали мое мировоззрение, учили служению музам. Своих педагогов, которые были преданы своей профессии, по настоящему являлись наследниками великих традиций. Они передали свою творческую эстафету нам. Для меня великое счастье, что я училась у выдающихся музыкантов, таких, как Александр Матвеевич Курганов по вокалу. По фортепиано у Евы Бенедиктовны Коган, хотя не полных два года. Светлую память о них я сохраню в своем сердце. Думаю, что их труд останется одной из замечательных страниц истории нашей консерватории. С тех пор наша консерватория прошла большой и славный путь. Я благодарна своей консерватории за все. Именно она, моя консерватория, выдала мне путевку в жизнь. Каждый из нас является творцом своего времени, и каждый из нас должен сыграть важную роль в истории отечественного искусства. Оглядываясь на пройденный путь, думаю, что только интерес к тому, что мы делаем, двигает нас вперед. И чем больше я живу в музыке, тем больше прихожу к убеждению, что без музыки не смогла бы жить. И свою любовь к моей профессии считаю долгом передать молодым, хотя это для них не легкий путь, не очень благородный.
И пусть нашим девизом будет требовательность к себе, а это всегда залог успеха!»
Фатима Балгаева
“Я была первой студенткой консерватории, ставшей профессиональной кобызисткой. Уроки игры на кобызе проводил преподаватель по классу скрипки И.А.Лессман. Это было взаимное освоение инструмента. Помню интересные эксперименты педагога по ансамблевой игре: вместо 1-ой скрипки – кобыз, на котором играла я; 2-я скрипка – И.А.Лессман; виолончель – Б.Сарыбаев и фортепиано – В.Кацман.
Вся история консерватории прошла на моих глазах. Я была свидетелм всех изменений, происходивших в этом вузе. С консерваторией связаны основные вехи моей педагогической и артистической жизни. Здесь я стала доцентом, затем профессором, получила звание Заслуженного и Народного артиста РК и до сегодняшнего дня моя жизнь проходит в её стенах Руководство консерватории всегда уделяло особое внимание нашему факультету. Надеюсь в будущем будут поддерживать национальных исполнителей и казахскую музыкальную традицию, т.к. народная музыка является самобытной, неповторимой. Именно через национальнгую музыку другие народы могут познакомиться с духом казахов...”
Еркегали Рахмадиев
Менің консерваторияда ректорлық негізгі ісім – 1967 ж. Органды ашқаным. Көптеген кедергілер болды: “мұсылманды католик жасайын деп жатыр”, үйтпесе “қазақтың ғасырлық құмында органның қажеті жоқ” – деген пікірлер айтылды.
Менің тағдырым консерваторияның тағдырымен өндес? Оның өсіп-көкеуіне көп еңбек жасадым.
Консерваторияға сабақ беру үшін мұғалімдер іздедім, Жаппас Қаламбаевті шақырдым. Оның тек 4 жылдық сауаты болса да, аға оқытушы етіп тағайындадым. үстімнен арыздар төсе бастады – “неге аға оқытушылыққа бірақ алдың?” – деп. Төсіндірдім – қыл қобыз көне аспап, жойылып барады, жаңғырту керек – деп. Сендірдім. Енді бабаларымыздың көне аспабы қайтадан өрледі.
Мұхитов Құбыш Әшімұлы
Мен домбыра үйренуді атақты домбырашы Науша Бөкейхановтан бастадым. Ол кісі қайтыс болғаннан кейін ҚР халық артисі Қали Жантлеувтан жалғастырдым.
1944 жылы ашылған консеравторияның оркестрлік факультетінің жанынан 1945 жылы халық аспсптары бөлімі ашылып, мен соған түстім. 24 адамнан 50-ші жылы 7 ғана студент аяқтадық: қазір атақты дирижер, ҚР халық артисі Ф. Мансуров, ССРО халық артисі Ш.Қажғалиев, ҚР халық артисі Ф.Балғаева, профессор Қ.Тастанов, зерттеуші, музыкатанушы, өнертану ғылымының кандидаты Б.Сарыбаевтар бар. Яғни, мен консерваторияның алғашқы бітірушілерінің бірімін. Бәріміз де ұстаз ретінде консерваторияда қалдырылдық.
Консерварорияда Лұқпан Мұхитов пен Қ. Жантлеуовтардан оқыдым.
Гармония мен сольфеджиодан Д. Д.Мацуцин, анализден В.П.Дернова, полифониядан Б.Г.Ерзакович, шетелдер музыкасынан Л.И.Гончарова, орыс музыкасвнан П.В.Аравин дәріс берді.Арманымыз жоқ. Айтарлықтай білім алдық.
Ол кезде алғашқы ректор И. М. Круглыхин болды. 1948 жылы А. Жұбанов келді де, соның басқаруымен бітірдік.
Уақыт қиын, соғыстың енді ғана аяқталған кезеңі. Сонда 500 г қара нанмен оқыдық, білім алуға тырыстық.
Біз түскенде, консерваторияның тек ескі корпусының 3-і қабатын мекендегенбіз. 9-ақ класс болған. Бүкіл 2-і қабатын қазіргі Селезнев атындағы хореографиялық училище, ал1-і қабатында музыкалық училище орналасқан болатын.
Анатолий Молодов
«По окончании Московской аспирантуры в классе замечательного хормейстера Свешникова я был приглашен на должность главного хормейстера оперного театра, а затем по приглашению ректората консерватории К.Кужамьярова стал работать педагогом на кафедре хорового дирижирования.
Одним из ярких и памятных событий в жизни консерватории было приуроченным к ее юбилею в 1979г. Было исполнение 9-ой симфонии Бетховена со студенческим хором консерватории. Симфония была исполнена силами всех студентов консерватории. Состав хора насчитывал около 450 человек, это были и вокалисты, и пианисты, народники, музыковеды т.к. все факультеты, а студенты оркестрового факультета играли в оркестре. С грандиозным успехом прошло выступление в оперном театре, а затем во дворце Республики.
Я хочу пожелать большого улучшения материальной базы консерватории, возможности принятия большого количества студентов и чтобы по окончании консерватории они были желанны и востребованы. Чтобы деятельность консерватории была замечена во всем мире.
Хочу пожелать побольше творческих связей с бывшими республиками СССР, было бы здорово обмениваться творческим опытом, чтобы педагоги могли бы общаться между собой и производить взаимный обмен.
В консерватории остались хорошие педагогические кадры, высокие профессионалы своего дела, первой из которых является Ж.Я.Аубакирова. Очень хотел бы отметить таких педагогов, как А.А.Акбаров – мастер высочайшего класса; Г.Мурзабекова – великолепная скрипачка; Народный артист Б.А.Жаманбаев; А.И.Ясонова – ученица Р.Щедрина и Шнитке; Народные артисты Р.Жаманова, Б.Толегенова, Е.Серкебаев, Г.Есимов и многие другие.
Я думаю, что наличие таких людей вселяет в нас уверенность, что нам будут по плечу все трудности. С ними нам обеспечено весомое будущее, кому как не им суждено решать это».
Батиш Казыханова
Как известно художественной культуре принадлежит решающая роль в воспитании такой универсальной способности человека как высокий эстетический вкус и здоровые нравственные принципы. В настоящее время во много раз возросли возможности производства, распространения и потребления художественной культуры. А это означает, что изменился не только масштаб, но и место художественной культуры в духовной жизни народа, изменились ее содержание и структура и функции. Что естественно выдвигает новые задачи перед творческими вузами в деле подготовки высокопрофессиональных специалистов в сфере искусства.
Формирование музыканта – двоякий процесс. С одной стороны это профессиональная подготовка, а с другой формирование личности студента, его взгляд на мир, к самому себе и опыту общечеловеческих отношений. Ибо будущий музыкант, композитор, исполнитель, словом все творцы духовной культуры могут стать творческий мыслящими людьми лишь тогда, если они на всем периоде их обучения будут соприкасаться с истинными ценностями, накопленными человечеством и отчетливо понимают закономерности развития культурного прогресса. И в этом процессе значительная роль принадлежит КНК им. Курмангазы.
Кайрат Темирбекова
«Казахская национальная консерватория им. Курмангазы для меня – это Alma mater казахской музыки, давшая возможность многим и многим ее выпускникам, как и мне, в прошлом воспитаннице детского дома, соприкоснуться с большим миром национальной культуры, в котором одной из постоянно движущихся моделей является музыка.
Кто-то, верно, заметил, что все в этой жизни преходяще – вечна только музыка. Действительно, музыка – это высочайшее проявление духовности. Музыка не стареет, в ней просто происходит естественная смена поколений, в котором художественными знамениями времени, этого поистине изумительного явления, становится творчество ярчайших личностей – музыкантов, создающих особый, неповторимый мир музыкальных образов, красок.
Процесс обучения в консерватории, в связи со специфически-художественным направлением, наряду с музыкально-теоретическими, общественно-гуманитарными дисциплинами, носит индивидуальный характер по формуле «Учитель-Ученик» и, как конечная субстанция, «Художник-Творец». Этой благородной цели направлены все усилия талантливого коллектива.
Консерватория на современном этапе – уникальный учебно-педагогический, исполнительский, научно-практический комплекс, нацеленный на новый уровень решения реальных возможностей качественного подхода к образовательному процессу. Ценным в деятельности вуза является аккумуляция, с одной стороны, вовлечение в обще-республиканский учебный процесс, по принципу «формирование студенческого контингента на всей территории Казахстана», с другой использование в учебном процессе достижений лучших педагогических традиций, заложенных в свое время известными музыкально-общественными деятелями, чьи идеи, важные методологические принципы получили дальнейшее развитие и совершенствовались последующим поколением.
И, наконец, вхождение Alma mater на расширение и интеграцию образовательного пространства путем взаимообмена опытом и привнесения прогрессивных методов многопрофильного музыкального образования – практиков, ученых, крупных музыкальных центров Европы».
***
…Воспоминаниям этим нет конца и трудно в одной статье передать все памятные слова и мысли корифеев музыкальной культуры Казахстана. Каждый из выпускников Консерватории – это целая эпоха, целый пласт культуры, но «…иных уже нет, а те далече…».
Консерватория может не только гордиться именами своих выпускников, но быть уверенной, что корни её будут сохранены и новое молодое поколение музыкантов поднимет на новый уровень творческий потенциал вуза и его профессионализм.
Хасанова Р.К., кандидат искусствоведения
доцент, декан факультета музыкознания и менеджмента
Достарыңызбен бөлісу: |