УТВЕРЖДАЮ:
ПОЛНОМОЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ
ОГПУ ПО АТССР:
_____________ (КАНДЫБИН)
ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по делу № 5581
О К/Р ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕРКОВНИКОВ
ПО ЧИСТОПОЛЬСКОМУ РАЙОНУ
ТАТАРСКОЙ А.С.С.Р.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
В 1931 году органами Полномочного Представительства ОГПУ по АТССР вскрыта и ликвидирована контрреволюционная организация церковников, действовавшая на территории Чистопольского, Алексеевского, Аксубаевского и Билярского районов, в составе 77 человек, во главе с руководителями, бывшими активными деятелями СРН2 — попом гор. Чистополя того-же района ТР РОЖДЕСТВЕНСКИМ Василием Ильичем и попом села Остолопово Алексеевского р-на ТР ВОЗНЕСЕНСКИМ Александром Ефимовичем.
Данная организация образовалась в период обострения классовой борьбы в стране, из последних групп антисоветски настроенного религиозно-фанатичного элемента упомянутых выше районов Татарской республики. Ставя своей задачей подготовку и осуществление массовых восстаний крестьянства с целью свержения Советской власти, организация на протяжении 1929-30 и 1931 года до момента ее ликвидации была главнейшим застрельщиком провокационных измышлений, распространения религиозных с контрреволюционной сущностью листовок, открытых выступлений на общих собраниях крестьян упомянутых выше районов ТР против мероприятий Соввласти, травли колхозников, вредительства в колхозах и террора над сельским, советским активом, граничащих с массовыми выступлениями против основных мероприятий Соввласти.
Имея и широко используя специальный институт разъездной агентуры в лице "прозорливого", известного в среде верующих за "святого" и "Платонушку", в свете — ВАСИЛЬЕВА Платона Васильевича, юродивого, странствующего монаха "Феденьки", в мире — ЮЛЫМОВА Федора Филипповича, бродячего монаха "Митеньки", в свете ОБРЯДИНА Дмитрия Александровича и других из категории юродивого и странствующего элементов, организация, пользуясь религиозными предрассудками верующих, противопоставляла несознательную часть крестьянства основным мероприятиям Советской власти в период наибольшего обострения классовой борьбы в деревне.
Ориентируясь на недовольный Соввластью элемент, организация в своем составе имела бывших дворян, земских начальников, белое офицерство, помещиков, купцов, духовенство, монашествующий и юродивый элемент.
Стремясь всячески использовать моменты трудностей в проведении мероприятий власти, в целях свержения ее, организация через разъездную агентуру постоянно поддерживала живую связь с существовавшими в упомянутых выше 4-х районах поселенными а/с. группами, которые в своей практической а/с. деятельности отождествляли не только целевую установку, но и методику а/с. действий.
Центром, откуда исходило руководство и давалось направление а/с. деятельности, был бывший ранее купеческий гор. Чистополь того же района ТР, где в состав руководящей группы входили священник кладбищенской церкви бывший деятель СРН — РОЖДЕСТВЕНСКИЙ В. И., бывшие помещицы-дворянки ЕРМОЛОВЫ Клавдия Георгиевна и Ольга Георгиевна, дворянин, сын товарища министра торговли царского правительства ПРИЛЕЖАЕВ Василий (Сергей) Васильевич, дворянин, бывший земский начальник БУЛИЧ Александр Константинович и другие в количестве 34 человек.
Поселенные группы данной к/р. организации находились:
1) в селе Остолопово Алексеевского р-на во главе с попом местной церкви, бывшим деятелем СРН — ВОЗНЕСЕНСКИМ Александром Ефимовичем, псаломщиком ФАДЕЕВЫМ Никифором Васильевичем и кулаком ДОБРЯКОВЫМ Иваном Ивановичем — в количестве 13 человек;
2) В селе Галактионово Чистопольского р-на, во главе с кулаками КОРОЛЕВЫМ Иваном Ивановичем и САБЛИНЫМ Иваном Максимовичем, в количестве 9 человек.
3) В селе Чуваш Янорускино Аксубаевского р-на, во главе с кулаком ГАЛКИНЫМ Федором Михайловичем и ЯКИМОВЫМ Филиппом Петровичем, в количестве 10 человек.
4) В селе Билярское того-же района ТР, во главе с монахом ОБРЯДИНЫМ Дмитрием Александровичем и бывшей помещицей, монашкой ВАСИЛЮК Зинаидой Григорьевной, в количестве 7 чел.
В равной степени к ним относятся по конкретному участию в а/с. деятельности в каждом из поименованных выше селений четыре человека юродивых, странствующих монахов, не имеющих определенного местожительства.
Основными конкретными моментами а/с. деятельности упомянутой к/р. организации церковников являются:
а) Группирование религиозно-фанатичного а/с. настроенного элемента в селах под видом чтения евангелий и религиозных песнопений.
б) Личный демонстративный отказ от выполнения правительственных заданий, от приема советских документов, от подписей на них и подстрекательство к этому же других.
в) Распространение к/р. листовок, именуемых "Явление мальчикам Христа в Киеве" и "Сон пресвятой богородицы".
г) Распространение слухов о войне, пришествии антихриста и кончине мира.
д) Распространение антиколхозных и оскорбляющих В. И. Ленина частушек и широкая популяризация их среди молодежи.
е) Вредительство в колхозах, заключавшееся в расхищении с/х. машин, поломка их и т. п., запугивание и травля колхозников.
ж) Подготовка и срыв перевыборных собраний советов.
з) Организация массового выступления в селе Остолопово Алексеевского р-на ТР, в связи с изъятием иконы "Николая чудотворца", закончившееся разгоном представителей власти и угрозами по их адресу.
и) Организация летом 1930 года выступления вооруженных косами 250 человек в селе Остолопово Алексеевского р-на ТР с требованием «не давать отведенные колхозу луга, поделить их между единоличниками и переизбрать председателя сельсовета».
к) Подготовка и осуществление организованного выступления в 1930 году в селе Остолопово Алексеевского р-на ТР, после опубликования статьи т. СТАЛИНА "Головокружение от успехов", с требованиями — «не надо колхоза-антихриста, долой коммунистов-антихристов».
л) Призыв в церкви села Остолопово Алексеевского р-на ТР 1.02-31 г. — «в колхозы не вступать, скот на обобществлять».
м) Избиение в 1931 году в селе Остолопово Алексеевского р-на колхозников-комсомольцев ГУЩИНА Якова и СОРОКИНА Степана.
н) Избиение 21.02-31 г. в селе Чуваш Янорускино Аксубаевского р-на ТР бедняка ЧУЛИКОВА Николая и его жены Аграфены.
о) Избиение 22.02-31 г. в этой же деревне толпой верующих члена комиссии содействия хлебозаготовкам ИСАНЬШИНА Алексея и колхозника члена сельсовета МАРКИНА Дмитрия, на почве мести за четкое проведение последними мероприятий власти, сопровождавшееся возгласами: «Бейте их, колхозников, из за них зорят нашу деревню, отбирают хлеб».
Таким образом, в основе а/с. деятельности организации лежало вышеизложенными методами массовой пропаганды к/р. идей, провокацией, созданием волнений, захватом низового советского аппарата, вредительством в колхозах и террором над советскими работниками, привести крестьянство к свержению Советской власти.
Из этого вытекает совершенная тождественность данной к/р. организации с деятельностью Всесоюзной церковно-монархической организации «Истинно-Православной церкви» и в частности, с филиалом ее в Татреспублике, вскрытым и ликвидированным в 1930 году.
По делу предается суду 77 человек.
1. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Василий Ильич,
2. ВОЗНЕСЕНСКИЙ Александр Ефимович,
3. ВАСИЛЬЕВ Платон Васильевич,
4. ЮЛЫМОВ Федор Филиппович,
5. ОБРЯДИН Дмитрий Александрович,
6. ГАЛКИН Федор Михайлович,
7. МАТВЕЕВ Алексей Григорьевич,
8. ПОРФИРЬЕВ Василий Иванович,
9. ЕРМОЛОВА Клавдия Георгиевна,
10. ЕРМОЛОВА Ольга Георгиевна,
11. ПРИЛЕЖАЕВ Василий (Сергей) Васильевич,
12. БЕСЧАСТНОВА Елизавета Петровна,
13. МАКАРОВА Мария Никитична,
14. БУЛИЧ Александр Константинович,
15. ТРИФОНОВ Павел Федотович,
16. ФАДЕЕВ Никифор Васильевич,
17. МАЛИСЕВ Василий Николаевич,
18. КОЛЧУРИН Александр Михайлович,
19. ДОБРЯКОВ Иван Иванович,
20. ИРИСОВ Василий Сергеевич,
21. ШАРАПОВ Иван Васильевич,
22. САПАРИН Михаил Ефимович,
23. МЕРКУЛОВ Михаил Трофимович,
24. МАКСИМОВ Иван Кондратьевич,
25. НИКИТИН Кондратий Павлович,
26. КУЛИКОВ Федор Иванович,
27. ЛАДЫГИН Кузьма Васильевич,
28. ЖАРКОВ Григорий Дмитриевич,
29. САБЛИН Иван Максимович,
30. МОНАХОВ Михаил Антонович,
31. МОНАХОВ Василий Антонович,
32. НИКОЛАЕВ Дмитрий Федорович,
33. ПЛАТОНОВ Алексей Андреевич,
34. РОМАНОВ Григорий Ефимович,
35. КОРОЛЕВ Иван Ионович,
36. ЖЕЛНОВ Иван Иванович,
37. КАПИТОНОВ Иван Никитич,
38. ВЯЗЬМИН Александр Александрович,
39. АНАНЬЕВ Григорий Константинович,
40. НЕЛЮБИН Даниил Тимофеевич,
41. НЕЛЮБИНА Анна Степановна,
42. МАКЛАКОВ Василий Леонтьевич,
43. МАКЛАКОВ Александр Леонтьевич,
44. ДАНИЛОВ Николай Аристархович,
45. БАБКИН Иван Иванович,
46. ВОРОНЧИХИН Назарий Епифанович,
47. ГАЛКИН Абрам Дмитриевич,
48. ИВАНУШКИН Алексей Иванович,
49. МИКУЛИН Ермолай Павлович,
50. ШАБАЕВА Екатерина Кондратьевна,
51. КАЗАНЦЕВ Михаил Сергеевич,
52. ШУБИН Ксенофонт Алексеевич,
53. ФЕДОРОВ Иван Александрович,
54. МАСЛЕННИКОВ Леонид Васильевич,
55. МОЛОТКИН Константин Яковлевич,
56. РЯБИНИН Иван Павлович,
57. ВАХРУШИН Никифор Петрович,
58. НАПОЛКОВ Павел Петрович,
59. ЖМИТРИЕВ Пет Дмитриевич,
60. ЮЗЕЕВА Евдокия Афанасьевна,
61. МИРОНОВА Анна Ивановна,
62. ЯКИМОВ Денис Филиппович,
63. ЯКИМОВ Егор Филиппович,
64. КУДРЯШЕВ Евдоким Ларионович,
65. ЕВЛЕВА Екатерина Никитична,
66. МОСЬКИН Николай Иванович,
67. БАЛАНДОВ Николай Васильевич,
68. ПРОКОФЬЕВ Платон Алексеевич,
69. АНАНЬЕВ Константин Степанович,
70. ВАСИЛЮК Зинаида Григорьевна,
71. СУСЛОВА Екатерина Яковлевна,
72. КРУПИН Петр Николаевич,
73. СЕРОВА Варвара Николаевна,
74. СУСЛОВА Евдокия Яковлевна,
75. ОБРЯДИНА Васса Алексеевна.
Р А З Д Е Л 1-Й.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ КАЭР ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ ЦЕЛИ.
В начале 1929 года в бывшем купеческом городе Чистополе того же района Татарской республики, вокруг бывшего деятеля СРН — священника, настоятеля Кладбищенской церкви РОЖДЕСТВЕНСКОГО В. И., стал группироваться а/с. настроенный и др. недовольный Соввластью элемент, в результате чего образовалась определенная группа из бывшего дворянства, начальствующего состава, бывших земских управ, быв. помещиков, купцов и монашествующего элемента, в лице священника ТРИФОНОВА П.Ф., бывших дворянок-помещиц ЕРМОЛОВОЙ К. Г., ЕРМОЛОВОЙ О. Г., дворянина, сына товарища министра торговли царского правительства ПРИЛЕЖАЕВА В. В., бывшей купчихи БЕСЧАСТНОВОЙ Е. П., бывшего дворянина земского начальника БУЛИЧА А. К., бывшего помещика — земского начальника КОЛЧУРИНА А. М., бывшего подпоручика старой и белой армий АНАНЬЕВА Г. К., бывшего кошководчика ВЯЗЬМИНА А. А., бывшего владельца валяного производства и церковного старосты НЕЛЮБИНА Д.Т., его жены НЕЛЮБИНОЙ А.С., бывших торговцев МАКЛАКОВА В. Л., МАКЛАКОВА А. Л., БАБКИНА И. И., ВОРОНЧИХИНА Н. Е., ГАЛКИНА А. Д., бывших лесопромышленников ДАНИЛОВА Н. А., ИВАНУШКОВА А. А., бывшего помещика МИКУЛИНА Ф. П. и др. в составе 34 человек, которые фактически стали представлять собой головку а/с. элемента и в последующем руководить а/с. проявлениями в городе Чистополе и окружающих его селениях. По этому поводу священник ТУРЕНТИНОВ А. Г. показывает:
«В гор. Чистополе я проживаю и служу с 1917 года, всех активных деятелей религиозного движения как из числа духовенства, так и мирян я знаю хорошо; купечество, торговцы и др. черносотенно-монархический элемент гор. Чистополя группировался вокруг священников ТРИФОНОВА Павла Федоровича и РОЖДЕСТВЕНСКОГО Василия Ильича и возглавляемых ими приходов, оба они сначала служили в Николаевском соборе, затем Спасской церкви и, наконец, в последнее время в Кладбищенской церкви, туда же за ними и переходили все обиженные Соввластью. Кроме городской публики, к ним неоднократно приходили и из деревень; всей этой противоправительственной деятельностью руководили священники РОЖДЕСТВЕНСКИЙ и ТРИФОНОВ, они неоднократно устраивали в квартире РОЖДЕСТВЕНСКОГО собрания, где обсуждали как им лучше вести борьбу с мероприятиями власти».
Одновременно стали возникать группировки недовольного Соввластью элемента в других селениях, в том числе:
Вторая группировка
В селе Остолопово Алексеевского р-на ТР, которое в прошлом являлось местом многотысячного паломничества верующих стекавшихся на поклонение чтимой иконы "Николая Чудотворца".
Здесь а/с. настроенная часть села стала группироваться вокруг священника, бывшего помещика и активного деятеля СРН ВОЗНЕСЕНСКОГО А. Е., в состав группы вошли — псаломщик ФАДЕЕВ Н. В., кулак ДОБРЯКОВ И. И., кулак ДОБРЯКОВ И. И. (сын), кулак ИРИСОВ В. С., псаломщик ШАРАПОВ И. В., кулак САПАРИН М. Е., быв. торговец ГАЛКИН, деятель МЕРКУЛОВ М. Т., середняк, религиозный фанатик МАКСИМОВ И. К., бывший торговец НИКИТИН К. П. и др. в количестве 13 человек.
О чем гр-н ТЕПЛОВ Ф. С. показывает:
«В 1928 году в селе Остолопово заметно оживилась деятельность отдельных к/р. единиц, а к 1930 году она приняла организованную форму. К составу организованно действовавшей к/р. группы относятся ФАДЕЕВ Никифор, ГОРБУНОВ Алексей, НИКИТИН Константин, ЖАРКОВ Григорий, МАКСИМОВ Иван, ДОБРЯКОВ Иван, САПАРИН Михаил, МЕРКУЛОВ Михаил, КУЛИКОВ Федор, ИРИСОВ Василий и другие, вдохновителем которых являлся поп ВОЗНЕСЕНСКИЙ, группировавший их вокруг себя».
Третья группировка.
В селе Галактионово Чистопольского р-на ТР, расположенном вблизи гор. Чистополя. Здесь организаторами являлись кулаки-церковники КОРОЛЕВ И. И. и САБЛИН И. М., круг которых стали составлять односельчане — кулак МОНАХОВ М. А., его брат МОНАХОВ В. А., кулак НИКОЛАЕВ Д. Ф., кулак ПЛАТОНОВ А. А., торговец РОМАНОВ Г. Е., кулак-урядник ЖЕЛНОВ И. И. и кулак КАПИТОНОВ И .Н., всего девять человек.
Относительно этой группировки гр-н ГЕРАСИМОВ В. А. показывает:
«Группа к/р. элемента насчитывает в себе 9 человек, в состав ее входят КОРОЛЕВ Иван Ионович, кулак, имевший батраков, дом его является пристанищем для всех проходимцев, МОНАХОВ Василий Антонович — владелец двухпоставной мельницы, САБЛИН Иван Максимович — кулак, активный участник вилочного восстания, КАПИТОНОВ Иван Никитич — землевладелец, дезертир из РККА, РОМАНОВ Григорий Ефимович — быв. торговец, МОНАХОВ Михаил Антонович – кулак, арендатор мельницы, ЖЕЛНОВ Иван Иванович, кулак, бывший урядник, ПЛАТОНОВ Алексей Андреевич, кулак, член церковного совета и НИКОЛАЕВ Дмитрий Федорович».
Четвертая группировка.
В селе Чуваш-Янорускино Аксубаевского р-на ТР образовалась в количестве 10 человек в составе кулаков ГАЛКИНА Ф. М., ЯКИМОВА Ф. П., ЯКИМОВА А. Ф., ЯКИМОВА Д. Ф., ЯКИМОВА Е. Ф., КУДРЯШЕВА Е. Л., ЕВЛЕВОЙ Е. Н., МОСЬКИНА Н. И., БАЛАНДОВА Н. В. и ПРОКОФЬЕВА П. А., под руководством первых двоих.
Пятая группировка.
В селе Билярске того же р-на ТР в количестве 7-ми человек, в составе монаха ОБРЯДИНА Дмитрия Александровича, по прозвищу "Митенька", бывшей помещицы-монашки ВАСИЛЮК Зинаиды Григорьевны, монашек СУСЛОВОЙ Екатерины Яковлевны, СЕРОВОЙ Варвары Николаевны, СУСЛОВОЙ Евдокии Яковлевны, ОБРЯДИНОЙ Вассы Алексеевны и монаха КРУПИНА Петра Николаевича.
Все эти группировки увязывались между собой через странствующих юродивых монахов по имени "Платонушка" — ВАСИЛЬЕВ Платон Васильевич, "Феденька" — ЮЛЫМОВ Федор Филиппович, "Митенька" — ОБРЯДИН Дмитрий Александрович и "Рыжий" — в мире МАТВЕЕВ Алексей Григорьевич, известных в ряде районов прилегающих к гор. Чистополю.
Инициатива по связи с упомянутыми районами, как и руководство а/с. деятельностью были за а/с. группой гор. Чистополя.
Свидетельствуя это обвиняемый ЕРШОВ М.В. показывает:
«ГАЛКИН Федор Михайлович ("Феденька") мне родной дядя из Удельного Енорускино, в прошлом году мы с ним вместе пришли в гор. Чистополь в марте месяце в Кладбищенскую церковь, там мы встретились с "Платонушкой", был с ним на квартире в Чистополе у Бозина, Хохловой, Порфирьева и у монашек (живущих около монастыря)»;
«Нынче зимой я ездил с "Платонушкой" в селе Остолопово, приезжал из села Галактионово КОРОЛЕВ Иван, останавливались у ДОБРЯКОВА Ивана Ивановича, на квартире у него читали акафист, были и крестьяне человек 10, жили трое суток, два раза ходили в церковь, виделись со священником ВОЗНЕСЕНСКИМ. В Остолопове еще до нас был "Феденька". Из Остолопова приехали в Чистополь. Затем был в Билярске приблизительно в феврале месяце 1931 г., там же был "Платонушка"».
По этому же вопросу обвиняемый МАЛИСОВ В. Н. в своих показаниях говорит:
«На протяжении нескольких лет хожу по селениям быв. Чистопольского кантона. В Чистополе останавливаюсь у Порфирьева Василия Ивановича, а иногда у Вахрушина, бываю в Кладбищенской церкви, часто бывал в селе Остолопово, останавливался у Добрякова Ивана Ивановича».
Таким образом, осуществилось объединение отдельных поселенных а/с. групп в единую к/р. организацию церковников, и этим же путем отождествлялись в упомянутых районах целевая и методическая установки данной организации, направленные в конечном счете к свержению Советской власти. Касаясь этого вопроса, т.е. политической платформы организации, обвиняемый КРУПИН П. Н. показывает:
«Мы, как верные слуги божии, принимаем меры, чтобы не бросить крестьян в пекло "Сатаны". Бывая в селах бывшего Чистопольского р-на, я и другие широко оповещали народ, что "антихрист" пришел и воцарился на земле, место свое находит в коммунах, загоняя крестьян в колхозы».
Уточняя этот момент обвиняемый ПРОКОФЬЕВ П.А. в своих показаниях говорит:
«Против мероприятий Соввласти, по контрактации (хлебозаготовкам, коллективизации и др.) я выступал всегда и буду выступать впредь».
Вот политическая платформа данной к/р. организации и отсюда соответствующая ей вся последующая конкретная а/с. деятельность.
Р А З Д Е Л 2-Й.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ К/Р ОРГАНИЗАЦИИ и
ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА КРЕСТЬЯНСТВО ТАТАРСКОЙ АССР
Являясь связанной в своих группах по селениям Чистопольского, Алексеевского, Аксубаевского и Билярского районов Татреспублики, через институт разъездной агентуры в лице странствующих юродивых монахов "Платонушки", "Феденьки", "Митеньки" и др., данная к/р. организация в моменты трудностей, связанных с проведением мероприятий власти, почти одновременно и в однородной форме проводила свою а/с. деятельность, обсуждая предварительно методы своих а/с. выступлений и массовой пропаганды своих к/р. идей, в чем руководящее положение занимала Чистопольская группа во главе со священником РОЖДЕСТВЕНСКИМ В. И.
Касаясь этого обстоятельства гр-н ВЯТКИН А. Е. показывает:
«Священник РОЖДЕСТВЕНСКИЙ является основным руководителем всего реакционно-монархического элемента, который группировался вокруг Кладбищенской церкви. Приверженными ему являлись АНАНЬЕВЫ, НЕЛЮБИНЫ, МАКЛАКОВЫ, БАБКИН, ВОРОНЧИХИН, НИКУЛИН, ШАБНЕВ, КАЗАНЦЕВ, ШУБИН, МОЛОТКИН, РЯБИНИН, ЕРМОЛАЕВЫ и др., где РОЖДЕСТВЕНСКИЙ рассказывал разные притчи. Всякие затруднения, прорывы в промышленности им использовались и трактовались как наказание божие. Здесь же вокруг РОЖДЕСТВЕНСКОГО группировались всякие "святые" и проходимцы, которые курсировали по деревням и селам не только Чистопольского района, но и др. смежных с ним районов. Сюда относятся "Платонушка", "Феденька", "Васенька" и др. Кладбищенская церковь стала основным притягательным центром, где получались и распространялись все новости, перекладывались в нужном им направлении и затем распространялись по селениям. Чему способствовало широкое знакомство этих лиц с крестьянством».
Гр-н ЛИХОРАДОВ С. Н. показывает:
«ЕРМОЛОВЫ Клавдия и Ольга, быв. помещицы, настоятельницы монастырей, по возвращении из ссылки в Чистополь они избрали своей резиденцией Кладбищенскую церковь на краю города, около попа РОЖДЕСТВЕНСКОГО, с которым и стали продолжать свою прежнюю деятельность. Они неоднократно в сторожке церкви устраивали сборища особо избранных лиц, где обменивались мнениями о настоящем их житье, о гонении на религию, непосильных налогах и пр. К Клавдии приезжают кулаки из села Рамадан, с которыми она ведет беседы, говоря: "Потерпите немного, придет весна, будет обязательно война, тогда берите, кому что попало и бейте коммунистов"».
Подтверждая это обвиняемая МАКАРОВА М. Н. в своих показаниях говорит:
«Являясь сторожихой церкви, мне по поручению церковного старосты НАПАЛКОВА приходилось собирать на собрания. Собрания, особенно за последнее время происходили очень часто. Назначались они в церковной сторожке. Какие вопросы обсуждались, не знаю, т. к. на собрания не все допускались. Объясняли, что обсуждают вопрос о налоге».
По этому же вопросу гр-н ДАНИЛИН И.Н. показывает:
«Возглавляет к/р. группу в селе Галактионово кулак КОРОЛЕВ Иван Иванович, в доме которого, а также НИКОЛАЕВА Дмитрия собиралась группа. Сборища у них происходят по ночам не менее 3-4 раз в неделю. Эта группа связана с другими селениями через бродячих юродивых "Платонушку" и "Феденьку", которые периодически бывают в селе Галактионово у КОРОЛЕВА. С приездом "Платонушки" собираются бывает до 20-25 человек. В отношении "Платонушки" распространен слух, что он святой. За ним ездит в Чистополь КОРОЛЕВ Иван.
Этой группой также распространяются слухи о пришествии антихриста, о кончине мира и т. п., а за последнее время упорно ходят слухи о предстоящей войне. Особо активные из этой группы КОРОЛЕВ, НИКОЛАЕВ и ЖЕЛНОВ, они открыто говорят, что в случае перемены "они вырежут коммунистов и активистов"».
Говоря относительно организационных методов а/с. деятельности членов организации по селу Остолопово Алексеевского р-на, гр-н РОДИОНОВ Т. Н. показывает:
«Лица, входящие в эту группу, зачастую собираются в доме ДОБРЯКОВА, МАКСИМОВА и ИРИСОВА, на этих сборищах обсуждались вопросы противодействия мероприятиям власти, во время выборов в советы ими намечались свои кандидатуры. Читались и толковались религиозные книги, за последнее время сборища были даже по два раза в неделю. Знаю я о них и о том, что обсуждали собравшиеся потому, что неоднократно устраивался под окнами и слушал их разговоры».
Показывая на личном примере свою враждебность к существующей Советской власти, члены данной к/р. организации отказывались от подписей на Советских бумагах, от приема их и от выполнения государственных заданий. По этому вопросу гр-н БАЙКОВ А. Д. показывает:
«Все члены этой группы отказываются от подписей в каких бы то ни было документах, этому обучает их "Платонушка", который утверждает, что давший свою подпись отдается антихристу».
Гр-н ГОРОХОВ И. об этом показывает:
«Все члены группировки на протяжении нескольких лет и особенно за последнее время проявляют исключительно упорное сопротивление мероприятиям власти, категорически отказываясь от всяких подписей».
Далее он же приводит следующий конкретный факт:
«25/II-1931 г., будучи вызванным в с/совет села Остолопово по вопросу о налоге, священник ВОЗНЕСЕНСКИЙ заявил: "Кто мог лишить меня прав голоса? Теперь не поймешь, кто хозяин, кто правитель и кому мы платим налог, дальше от всяких налогов отказываюсь"».
Гр-н ГЕРАСИМОВ В. Д. в своих показаниях говорит:
«Вся эта группа собирается, устраивает читки и поначалу "Платонушка" ведет разговоры о скорой кончине мира. В результате приверженцы "Платонушки" противодействуют мероприятиям власти, отказываясь от подписей на заданиях и т. п. В прошлом году, при объявлении плана посевной компании, отказались КОРОЛЕВ Иван, РОМАНОВ Григорий, КАПИТОНОВ Иван и др.».
Обвиняемый ДОБРЯКОВ И. И. по этому же вопросу показывает:
«В силу своих религиозных убеждений я в течении 5 лет не подписываю никаких документов».
«При царской власти подписывался потому, что не было обмана и коммун».
Обвиняемый ФАДЕЕВ Н. В. показывает:
«В силу своих религиозных убеждений я никогда никаких документов не подписываю».
Говоря о демонстративном выражении враждебного отношения со стороны членов организации к Соввласти, гр-н ГОРОХОВ И. в своих показаниях приводит следующий конкретный факт:
«12/II-31 г. вызванный в с/совет в связи с неуплатой налога ИРИСОВ В. С. (обвиняемый) заявил: "Платить налог отказываюсь, у меня ничего нет, план весеннего сева не принимаю и подпись по религиозному убеждению давать отказываюсь"».
Демонстрируя лично свою враждебность к Советской власти путем открытых заявлений об этом, путем отказа от выполнения заданий и от подписей на Советских бумагах, члены организации подстрекали к этому же других, путем подговоров и широкой а/с. агитацией среди верующих призывая последних также открыто противиться мероприятиям Соввласти.
По этому поводу гр-н ВАЛХАКОВ А. Б. показывает.
«В первых числах января 1931 года, будучи на мельнице в дер. Б. Енорускино Аксубаевского р-на, ГАЛКИН Ф. М. в присутствии 10-и человек крестьян говорил: "Скоро Соввласти не будет, колхозы все развалятся, нужно только перенести все трудности, в колхозы не записываться и вообще ни на чем не расписываться, если что будут давать, Вы не берите, иначе Вы продадитесь антихристу"».
Сам обвиняемый ГАЛКИН Ф. М. показал:
«От ответов отказываюсь, тоже и от подписи, как и на всяких документах исходящих от власти сатаны».
Обвиняемый МАЛИСЕВ В. Н. в этой части дал следующее показание:
«На протяжении нескольких лет я хожу по селениям быв. Чистопольского кантона. Проходя селения, я о многом рассказывал, говорил и насчет колхозов, что они промысел "сатаны" и что скоро будет прислано от бога лекарство, от которого все колхозники умрут».
Указывая на подстрекательство членами организации, крестьян против всего Советского, гр-н РОДИОНОВ Н. Н. показывает:
«Когда в селе Остолопово организовался кооператив, ДОБРЯКОВ на собраниях говорил: "Наступает конец мира, будут ставить печати и требовать подписи, нужно отказываться"».
Гр-н ТЕПЛОВ Ф. С. в своих показаниях приводит другой характерный факт:
«ДОБРЯКОВ И. И. (обвиняемый) систематически отказывается от выполнения госповинностей и от подписей на Советских бумагах, заявляя, что это противоречит его религиозным убеждениям, а когда в 1928 году с/совет возвратил ему отобранные 50 пудов хлеба, он расписался. ДОБРЯКОВ в 1928 году за невыполнение договора по контрактации и задания на сдачу хлеба приговорен к 6-ти месяцам принудработ».
Как правило, все члены данной организации в своей к/р. деятельности широко пользовались распространением разного рода провокационных слухов, о кончине мира, о войне, о пришествии антихриста, падении Советской власти и т. п.
По этому поводу гр-н НИКИФОРОВ Я. И. показывает:
«ГАЛКИН Ф. М., будучи в дер. Старое Мокшино Аксубаевского района в феврале месяце 1931 года говорил крестьянам: "Скоро по деревням начнется разорение, это продлится до мая месяца, а потом начнутся массовые аресты единоличников. Колхозы развалятся, а потом и власть переменится", — призывая крестьян не давать власти никаких подписей».
Сам обвиняемый ГАЛКИН Ф. М., не отрицая распространения им провокационных слухов, в своем показании указывает еще на следующий факт:
«Когда я был в селе Покровке в доме СМОЛИНОЙ Ирины, я говорил: "С первых чисел 1928 года во всем мире начнется народный мятеж, который продлится до 1933 года, а потом во всех государствах установится одно право"».
Обвиняемая СЕРОВА В. Н. показывает:
«С 1909 года являясь монашкой, я живу в келье рядом с монашкой СУСЛОВОЙ Екатериной Яковлевной. В Билярске "Платонушка" и "Феденька" останавливались у меня и в келье монашки Екатерины. Тот и другой часто напивались. Бывая в Билярске, они упорно говорили: "Вот скоро война, скоро нас всех перебьют"».
Гр-н ТЕПЛОВ Ф.С. показывает:
«МЕРКУЛОВ М. П. (обвиняемый), сын лесопромышленника, раскулаченного по 2-й категории, но скрывшегося, распространил в деревне слух о том, что "Баку взяли, поэтому нет керосина"».
«Во время пребывания на территории села чехословаков МЕРКУЛОВ говорил: "Вот теперь дело у нас пойдет, если у власти будут МИЛЮКОВ и ГУЧКОВ". В последние годы всех, кто выступал против мероприятий власти он поддерживал и подстрекал к еще более злобному выражению враждебности, заявляя "Побольше бы вас было, дело -бы лучше пошло"».
Гр-ка СПИРИДОНОВА Т. И. показывает:
«В марте месяце 1931 года у МАКСИМОВА Ивана Кондратьевича (обвиняемый) был "Платонушка", в его же доме созывали верующих, провоцировали: "скоро сойдет на землю антихрист и будет всех клеймить, не платите налогов, насилия не должно быть". В этот же период был учинен поджог дома кулака ИЛЬИНА Ивана, в котором жил колхозник СОРОКИН».
«МАКСИМОВ ходил по селу и вычитывал отдельные фразы из библии, говорил, что "в колхозах будут хотя и все, но это временно, все они падут прахом, и не останется камня на камне, власть скоро падет, так сказано в священном писании"».
Гр-н РОДИОНОВ Н. Н. показывает:
«ЖАРКОВ Г. Д. (обвиняемый) во время событий на КВЖД говорил крестьянам: "Вот уже выступили американцы, англичане и китайцы, освободят нас от этой антихристовой своры"».
Гр-н ВАХЛАКОВ А. В. в своем показании говорит:
«В дер. Средний Толкиш тоже бывали проходимцы, странствующие в последнее время, здесь распространен слух "скоро будет война, будут пускать газы, и что этими газами будут душить колхозников"».
Гр-н СОЛОВЬЕВ М. Г. упомянутый метод к/р. деятельности организации заключает так:
«Все их разговоры среди крестьянства сводятся к тому, что "скоро кончина мира, в колхоз вступать не надо, это антихрист и т. п. "».
Провоцируя почти исключительно под прикрытием "богоугодных дел" и религиозных терминов, члены к/р. организации распространяли также среди крестьян листовки-воззвания с религиозным наименованием, но с к/р. сущностью и такого же содержания притчи.
Обвиняемый священник ВОЗНЕСЕНСКИЙ по этому вопросу показывает:
«В селе Остолопово имеется группа лиц, возглавляемая ДОБРЯКОВЫМ И. И., которая собирается в его доме; в группу входят ИРИСОВ Василий Сергеевич, МАКСИМОВ Иван и др. В селе, особенно за последнее время, усилилось распространение провокационных слухов, проявляется большой интерес ко второму пришествию Христа. Распространяются слухи к/р. содержания, которые распеваются молодежью».
Гр-ка ГОРДЕВНИНА А. Е. в своих показаниях говорит:
«В 1930 году в декабре месяце часто приходилось бывать на вечерках, присутствовавшие на них, в том числе и я, пели антиколхозные частушки, относящиеся к Остолоповскому колхозу и оскорбляющие В. И. ЛЕНИНА. Научилась от местных девушек КУПРИЯНОВОЙ Дарии, СТРОКИНОЙ Варвары и других».
Обвиняемая СУСЛОВА Е. Я. показывает:
«Живя в келье на "святом" ключе близ Билярска, к нам часто приезжали "Платонушка", "Феденька", отец Петр, "Митенька", "Васенька", "Зиночка" и другие, которые устраивали песнопения, читали евангелия и рассказывали притчи. Собиралось к нам в это время много богомольцев, которые, растроганные их проповедью, всегда плакали, мы, проникнутые словом божием, все эти притчи передавали приезжающим на ключ богомольцам, к этому нужно еще сказать, что очень часто рассказывались чудеса и передавались письма "о видении Иисуса Христа" и другие, которые быстро расходились по рукам».
Гр-н РОДИОНОВ Н. Н. показывает:
«В селе Остолопово, как и в других селах тоже была распространена листовка «о явлении мальчикам Иисуса Христа», распространяли ЖАРКОВ Г. Д., ПОРФИРЬЕВ В. И., ПОРФИРЬЕВ И. Г. и другие».
Обвиняемый ПОРФИРЬЕВ И. И. в своем показании подтверждает:
«Листовку «о явлении мальчикам Христа» писал мой сын Василий Иванович ПОРФИРЬЕВ».
Сам обвиняемый В. И. ПОРФИРЬЕВ показал:
«Признаю себя виновным в том, что я получил от "Платонушки" письмо "о явлении Христа", переписывал его и передавал другим, в том, что я являлся последователем "Платонушки", возил его и ходил к нему, в том, что принимал его у себя, где присутствовали и граждане других селений. Вели действительно разговоры на счет колхозов, что это не божеское дело, о чем нам подробно рассказывал "Платонушка"».
Обвиняемый ГАЛКИН Ф. М. говорил об одной из притч, называемой "Откровение", и о том, как он сам лично разъяснял ее крестьянам, показывает:
«После революции властители должны были ликвидировать церковь, но этого сразу сделать было невозможно, т. к. могло быть кровопролитие, поэтому церковь была передана под опеку народу, были организованы общины по закону не менее 53-х человек, просуществовали 3,5 года, потом стали их притеснять большим налогом на духовенство и здания. Духовенство терпело, платило, тогда власти, видя, что из этого ничего не выходит, стали насильно закрывать, под напором верующих потом снова возвращали, но через некоторое время все церкви закроют и не останется от них камня на камне, всю землю покроет красное знамя».
Используя все методы антисоветской агитации, члены организации в своей к/р. деятельности зачастую выступали открыто на общих собраниях крестьян против мероприятий власти, подстрекали к массовым выступлениям и непосредственно их организовывали, обеспечивая для успешности своей к/р. деятельности низовой советский аппарат своими людьми.
По этому вопросу гр-н ИРИСОВ К.С. показывает:
«Кандидатуры в сельский совет предварительно обсуждались в церковной сторожке, участвовало много людей, говорили, что председателем с/совета нужно избирать такого, который бы стоял "за мир", устраивались такие собрания также в доме у ДОБРЯКОВА И. И. и у МАКСИМОВА И. К.».
Гр-н ПЕПЛОВ Ф. С. в своем показании говорит:
«Собрания по перевыборам в советы освистывались, срывались, были демонстративные уходы с собраний, перед этим организация обрабатывала крестьян».
Касаясь вопроса о массовых волнениях и участия в них данной организации, гр-н ТАРАСОВ П. И. показывает:
«Весной 1930 года, когда на заседании с/совета ставился вопрос о закрытии церкви, в доме ДОБРЯКОВА И. И. в этот же вечер собралась группа ВОЗНЕСЕНСКОГО, где было решено подготовить крестьян к выступлению против закрытия церкви. На другой день под руководством ДОБРЯКОВА толпа верующих потребовала в с/совете возвратить церковь и угрожала. ДОБРЯКОВ И. И. говорил: "Что стоите бабы, ключи ведь у председателя, берите его за шиворот и тащите в толпу"».
Гр-н УЛЬЯНОВ В. А. показывает:
«В 1930 году после опубликования статьи СТАЛИНА "Головокружение от успехов" ВОЗНЕСЕНСКИМ было устроено собрание в доме ИРИСОВА, на котором присутствовали: ДОБРЯКОВ, МАКСИМОВ, НИКИТИН, ЖАРКОВ, МЕРКУЛОВ и другие, в том числе не относящиеся к активу данной к/р. группы. Зачитывалась статья в газете и велись суждения в духе противоколхозном. На другой день после этого обнаружилось сильное брожение за выход из колхоза, по улицам стали бродит толпы крестьян, слышались возгласы "нам не надо колхоза антихриста". Члены к/р. группы на улицах выкрикивали: "Долой коммунистов-антихристов"».
Гр-н РОДИОНОВ Т. Н. в своем показании говорит:
«В марте месяце 1930 года селе Остолопово Алексеевского р-на было организовано анти-колхозное движение, в толпе было около 150 человек, в ней активно участвовали ДОБРЯКОВ И. И., ФАДЕЕВ Никифор, ЯРОВ, ГОРБУНОВ Алексей, ФЕДОСЕЕВ Михаил, МАКСИМОВ Иван и др., являвшиеся организаторами этих беспорядков. Толпой было самочинно растащено обобществленное сено около 300 возов, растащены обобществленные семена, причем ключи от амбара у члена с/совета ДОБРЯКОВА Василия отнял ФЕДОСЕЕВ Михаил, он же раздавал семена. Во время этого эксцесса раздавались крики: "Долой колхозы", угрожали активистам. Летом 1930 года была организована толпа крестьян около 250 человек, которые с косами пришли с с/совет, затем к пожарному сараю и требовали "не давать отведенные колхозу луга, поделить их между единоличниками и переизбрать с/совет"».
Протокол № 3 бедняцкого собрания от 19/V-31 г. в селе Чуваш-Енорускино, Аксубаевского района, свидетельствует о следующем факте:
«19/II-31 г. на бедняцком собрании по вопросу выполнения госповинностей ПРОКОФЬЕВ Платон Алексеевич, выступив, заявил: "Советская власть оставляет крестьян ежегодно голодными, скот и хлеб последние отбираются, животноводство пало на 50%. Разорили кулаков, поэтому мы голодаем. Советская власть все равно погибнет, существовать долго не будет"».
Сам обвиняемый ПРОКОФЬЕВ П. А. показывает:
«Виновным себя признаю в том, что я выступал на собраниях и ходил по домам, где говорил, что принимать контрактацию не надо, что это грабеж, в колхоз вступать не надо, там не будут кормить, посадят на полпайка, будут жить впроголодь, командовать будут коммунисты-безбожники, бумаг подписывать не надо, т. к. это приведет к плохому концу».
«Против мероприятий Советской власти по контрактации, хлебозаготовкам и коллективизации я выступал, и буду впредь выступать».
Обвиняемый КАПИТОНОВ И. Н. о своих открытых выступлениях против мероприятий Соввласти показывает:
«На собраниях, происходивших в доме КОРОЛЕВА (село Галактионово), в присутствии "Платонушки" бывал, ездил неоднократно в Чистополь, когда бывал там "Платонушка". Какие вопросы мы обсуждали на собраниях у КОРОЛЕВА, не помню. Будучи членом с/совета, я на общих собраниях крестьян высказывался, что "кулаков у нас нет, выполнять план хлебозаготовок не можем", меня поддерживали однодеревенцы. В колхоз я не вступал и другим не велю».
Гр-н ГОРОХОВ в своих показаниях приводит другой факт:
«В 1930 году после возвращения иконы "Николая чудотворца" священник ВОЗНЕСЕНСКИЙ в помещении церкви в группе верующих говорил: "Если бы я имел возможность, перерезал бы всех коммунистов"».
Гр-н ЛАМБИН К. В. в своих показаниях приводит еще характернее факты:
«В июне месяце 1930 года в селе Билярске того же р-на ТР ОБРЯДИН (обвиняемый), КРУПИН (обвиняемый), СУСЛОВА (обвиняемая), СЕРОВА (обвиняемая) и другие распространили слух, что церковь возвратили под нажимом Папы Римского, раз это так, то Советская власть не крепка, скоро падет. Они же постоянно травили колхозников, угрожали убийством».
В своей антисоветской деятельности организация не останавливалась и перед актами террора, угроз и материального вредительства в сельском хозяйстве по линии обобществленного сектора.
По этому поводу гр-н ДОБРЯКОВ В. В. показывает:
«В нашем колхозе, в селе Остолопово, не один раз похищали необходимые части от сельхозмашин, резали ремни у молотилок, уносили колеса от телег и т. п.»
В этой же части гр-н БАЙКОВ А. Д. показывает:
«Летом 1930 года у нас в колхозе в селе Остолопово было похищено 11 ульев пчел, сломана молотилка и украдены колеса, все это делалось с определенной вредительской целью».
Касаясь вопроса о деятельности организации по линии террора над советскими работниками и активистами, гр-н РОДИОНОВ Т. Н. показывает:
«В начале 1931 года в селе Остолопово были избиты член колхоза, комсомолец ГУЩИН Яков и СТРОКИН Петр, избил их брат председателя церковного совета САПАРИН Александр. Весной был подожжен дом колхозника СОРОКИНА Степана».
Гр-н ЧУЛИНОВ Н. Я. указывает на другой факт:
«21/II-1931 года в деревне Чуваш-Енорускино Аксубаевского района БАЛАНДОВ Николай избил бедняка ЧУЛИНОВА и его жену Аграфену, приговаривая во время избиения, что "в случае перемены власти, он вышлет их из деревни"».
Гр-н ИСАНЬШИН А. С. в своих показаниях так-же указывает на факт террора, в показании он говорит:
«22/II-1931 года в дер. Чуваш-Енорускино, на почве классовой мести избиты члены комиссии содействия хлебозаготовкам колхозник МАРКИН Дмитрий и ИСАНЬШИН Алексей, избивали ЯКИМОВ Егор, ЯКИМОВ Денис и ЯКИМОВ Андрей, в присутствии 30 человек крестьян у дома КИРИЛЛИНА. Участвовал в избиении также КУДРЯШЕВ Евдоким. При избиении в толпе были крики: "Бейте их, колхозников, из-за них зорят нашу деревню, отобрали весь хлеб"».
Гр-н ЕНИЗЕРКИН К. А. показывает:
«В этот же день, несколько ранее, ЯКИМОВЫМИ Андреем и Егором и КУДРЯШЕВЫМ Евдокимом был избит на улице у дома ИСАНЬШИНА секретарь с/совета МИРОНОВ Василий Петрович за то, что незадолго до этого он описал у них имущество».
Широко распространяя свою антисоветскую деятельность, данная к/р. организация оказывала значительное влияние на крестьян, противопоставляя их основным мероприятиям Советской власти.
По этому поводу гр-н ГЕРАСИМОВ В. Д. в своих показаниях говорит:
«До сего времени, несмотря на ряд мер, не удается организовать в селе Галактионово колхоз. Основной причиной этого является то, что в нашем селе есть группа религиозных фанатиков, имевших связь с юродивыми "Платонушкой" и "Феденькой". Оба они часто приезжали в нашу деревню. К связанным с ними относятся ПЛАТОНОВ Алексей, КОРОЛЕВ Иван, РОМАНОВ Григорий, КАПИТОНОВ Иван и другие. Вся эта группа собирается, устраивает читки и поначалу "Платонушка" ведет разговоры о скорой кончине мира. Как следствие этого, приверженцы "Платонушки" противодействуют мероприятиям власти, отказываются от подписей на задания и т. п. В прошлом году при объявлении плана посевной кампании отказались: КОРОЛЕВ Иван, РОМАНОВ Григорий, КАПИТОНОВ Иван и другие».
Гр-н БЫРДАЕВ Г. А. приводит в своих показаниях следующий конкретный факт антисоветского влияния на крестьян, он показывает:
«В селе Сорочи-Гари, Рыбно-слободского р-на, в результате агитации МАТВЕЕВА А. Г., юродивого по прозвищу "Рыжий" (обвиняемый), отказалась от вступления в колхоз гр-ка КАЛАШНИКОВА, подавшая до этого заявление с просьбой о приеме».
Гр-н НИКОНОВ Е. М. показал:
«В дер. Чуваш-Енорускино, Аксубаевского р-на, в результате упорной антисоветской агитации церковников и провокационных слухов о падении Соввласти, крестьяне во время перевыборов в советы в 1930-31 г.г. отказывались от контрактационных книжек и от принятия посевного плана. Здесь же во время анти-колхозного движения было организовано массовое выступление, закончившееся насильственным захватом амбара и до 500 пудов хлеба, который был сначала ссыпан у МОСЬКИНА Николая (обвиняемый), а потом поделен среди населения, главным образом, среди зажиточных. Руководили выступлением ПРОКОФЬЕВ Платон, МОСЬКИН Николай, ЕВЛЕВА Екатерина и другие».
Конкретное участие каждого члена данной к/р. организации в выше приведенных методах а/с. деятельности, имевшей место на территории Чистопольского, Алексеевского, Аксубаевского и Билярского районов Татарской АССР, и соответственно вышеизложенному влиянию на прохождение мероприятий Соввласти, в каждом отдельном конкретном действии, изложено ниже в криминалах обвинения, со ссылкой на листы следственного дела, полностью подтверждающего упомянутое.
РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ.
На основании вышеизложенного, всесторонне подтвержденного следствием, в том числе и показаниями самих обвиняемых, ниже поименованные подлежат обвинению:
1. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Василий Ильич3 в ТОМ, что вдохновил образование религиозно-монархической организации в г. Чистополе того же района ТР, объединил в период обострения классовой борьбы в стране поселенные группы антисоветски настроенного элемента на территории Алексеевского, Аксубаевского и Билярского районов ТР и руководил практической антисоветской деятельностью среди крестьянства, используя для пропаганды своих к/р идей среди крестьян юродивый и странствующий элемент. Созывал в своей квартире совещания организации, вдохновил выступление толпы в 500 человек против закрытия Спасской церкви г. Чистополя. Поощрял распространение провокационных слухов странствующими монахами.
2. ВОЗНЕСЕНСКИЙ Александр Ефимович в ТОМ, что непосредственно организовал антисоветски настроенных церковников села Остолопово Алексеевского р-на в группу и в единении со священником РОЖДЕСТВЕНСКИМ осуществлял теми же методами, что и РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, антисоветскую деятельность в селе Остолопово и в окружающих деревнях, для чего широко использовал скопление верующих крестьян, приходивших на поклонение к чудотворной иконе в селе Остолопово, вдохновлял юродивых и странствующих монахов в распространении провокационных слухов по деревням, устраивал у себя в квартире и церковной сторожке собрания антисоветски настроенного элемента и лично вел антисоветскую агитацию, а в прошлом содействовал чинам жандармской охранки в борьбе с революционным элементом.
3. ВАСИЛЬЕВ Платон Васильевич в ТОМ, что, являясь членом к/р. организации церковников, под руководством РОЖДЕСТВЕНСКОГО и ВОЗНЕСЕНСКОГО, практически осуществлял внедрение к/р идей среди крестьянства в районах Чистопольском, Алексеевском, Аксубаевском и Билярском ТР, распространяя среди крестьян провокационные слухи о падении Соввласти, пришествии антихриста и подстрекал крестьян к массовым выступлениям против основных мероприятий Соввласти, а также и в том, что распространял листовки контрреволюционного содержания.
4. ЮЛЫМОВ Федор Филиппович в ТОМ, что, пользуясь известностью среди населения Чистопольского, Алексеевского, Аксубаевского и Билярского районов ТР за "святого" по прозванию"Феденька", наравне с упомянутым выше "Платонушкой", подстрекал крестьян к волнениям и выступлениям против мероприятий Соввласти. Распространял провокационные слухи и листовки контрреволюционного содержания.
5. ОБРЯДИН Дмитрий Александрович в ТОМ, что объединил в селе Билярске того же района ТР антисоветски настроенных верующих в группу и руководил практической к/р деятельностью в единении с центром организации в г. Чистополе. Пользуясь также известностью "святого" по имени "Митенька", широко использовал доверие к себе в антисоветских целях, распространял провокационные слухи и к/р листовки; в 1930 году руководил волнениями крестьян в селе Билярске на почве закрытия церкви и спровоцировал верующих на явление чуда.
6. ГАЛКИН Федор Михайлович в ТОМ, что принадлежал к институту разъездной агентуры Чистопольской к/р организации церковников. Бывая в разных селениях, распространял провокационные слухи, подстрекал крестьян к волнениям, распространял листовки к/р содержания, говорил им выдуманные притчи, разъясняя их крестьянам в антисоветском духе.
7. МАТВЕЕВ Алексей Григорьевич в ТОМ, что, имея прозвище "Рыжий", вместе с другим юродивыми ходил по селениям, пораженным к/р деятельностью организации, распространял провокационные слухи и листовки к/р содержания, призывал крестьян к волнениям и отказу от вступления в колхоз и от исполнения заданий власти.
8. ПЕРФИЛЬЕВ Василий Иванович в ТОМ, что, являясь членом данной организации по связям с юродивым и странствующим элементом, развозил их по деревням, распространял провокационные слухи, собирал в своем доме антисоветски настроенных верующих и вел с ними суждения против мероприятий Соввласти. Размножал и распространял листовки к/р содержания.
9. ЕРМОЛОВА Клавдия Георгиевна в ТОМ, что принадлежала к данной организации и совместно с РОЖДЕСТВЕНСКИМ и юродивыми участвовала в собраниях антисоветского элемента в церковной сторожке г. Чистополя; активно участвовала в обсуждениях методов борьбы с Соввластью и вела антисоветскую агитацию <…>4.
Все 77 человек обвиняются по ст. 58-11 УК, а ЯКИМОВ Е. Ф. ЯКИМОВ Д. Ф., ЯКИМОВ А. Ф. ЯКИМОВ Ф. П., КУДРЯШЕВ Е. Л. и БАЛАНДОВ Н. В. еще и по ст. 58-8 УК, т. е. в организованной антисоветской деятельности на территории Чистопольского, Алексеевского, Аксубаевского и Билярского районов Татреспублики, направленной к свержению Советской власти, вследствие чего настоящее дело за № 558 по обвинению РОЖДЕСТВЕННСКОГО В. И. и других в количестве 77 человек представить на рассмотрение Судебной Тройки при ПП ОГПУ АТССР.
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ
Врид. НАЧ 3-го ОТД. СПО
ПОМ. НАЧАЛЬНИКА СПО
«СОГЛАСЕН»
НАЧ СОУ ПП ОГПУ по ТР
Гор. Казань.
5 июля 1931 года.
Достарыңызбен бөлісу: |