Лекции № Основные тенденции развития социально-культурной сферы и музыкального образования на современном этапе План



Дата26.09.2024
өлшемі21.23 Kb.
#504040
түріЛекции
лекция 2 рус


Тема лекции № 2. Основные тенденции развития социально-культурной сферы и музыкального образования на современном этапе
План:

  1. Современный этап развития социально-культурной сферы

  2. Музыкальное образование на современном этапе

Современный этап развития социально-культурной сферы страны характеризуется наличием ряда особенностей. Одна из них обусловлена сложившейся неблагоприятной социально-экономической ситуацией. Серьезные трансформации, переживаемые социально-культурной отраслью в условиях развития рыночных отношений, радикальным образом изменили сферу культурного потребления. Это выразилось в закрытии многих культурно-просветительных учреждений, где обычно функционировали музыкальные коллективы, в уменьшении роли институциональных форм в структуре культурной деятельности населения, в расширении ее личностных форм, в свертывании финансирования, в нарастающем расслоении общества по экономическим возможностям потребления культурных благ, в выделении множества субъектов культурной политики (наряду с государственными учреждениями культуры), форм собственности и источников финансирования культурно-досуговых программ. Адаптация отрасли к рынку наполнила новым содержанием практику и музыкально-просветительную деятельность культурных учреждений. В этих условиях самодеятельные музыкальные коллективы вынуждены переходить на самофинансирование, сокращение числа участников и преимущественное развитие мобильных творческих групп, действующих по образцу независимых структур. Корректирование целевых ориентиров перспективного развития этих коллективов, а также тяготение культурных учреждений к общечеловеческим художественным ценностям обусловили отход от политических и идеологических догм прошлого.
Одной из тенденций современного этапа развития самодеятельного творчества стало изменение жанрово-видового состава любительских объединений и творческих коллективов. Наиболее распространенными становятся камерные жанры любительского творчества, тяготение к небольшим исполнительским составам. В музыкальной области падает популярность духовых оркестров, интересы любителей музыки постепенно смещаются в сторону музыкальной этнографии, духовного музыкального наследия, самодеятельного авторского песенного творчества. Появляется немало семейных групп, творческих коллективов, которые в своей деятельности опираются на старинные синкретичные фольклорные жанры (народные действа, обряды), синтезирующие театральное, хореографическое, декоративно-прикладное искусство и вокально-инструментальное исполнительство.
Каждая из самодеятельных форм работы - это поиск новых путей активизации творчества масс, приобщения людей к содержательной, возвышенной, духовной жизни и одновременно поддержки стремления молодежи к творческому самовыражению и человеческому общению на гуманной основе. При этом большое значение имеют разнообразные соподчиненные цели: познавательная, развивающая и творческая. В той ситуации, когда достижение этих целей вызывает эстетическое наслаждение и одновременно способствует возникновению человеческого общения как предпосылки этого наслаждения, мы вправе говорить о появлении условий содержательной музыкальной деятельности. Своеобразие общественного значения целей, лежащих в основе социально-культурной деятельности, порождает три основных направления: клубы по интересам, самодеятельность и любительское творчество. Но эстетическая потребность, лежащая в основе тяготения личности к этой деятельности, подлинно содержательной по своей социальной значимости, появится лишь тогда, когда ее удовлетворение будет связано с достижением всех целей как взаимосвязанного целого.
Другой тенденцией современного этапа развития музыкального творчества молодежи является, к сожалению, падение уровня исполнительского мастерства и качества создаваемых художественных произведений в большинстве творческих коллективов.
В музыкальном воспитании и образовании можно наблюдать особенности, характерные для нашего времени: низкое качество предметных и духовных личностных продуктов художественной деятельности, слабую реализацию в школьной сфере педагогического потенциала искусства, некритическое усвоение моделей и образцов профессиональной художественной деятельности, отход от единых заданных ориентиров. Возникает множество противоречивых процессов, ведущих к поляризации направленности содержания самодеятельного молодежного творчества, к распространению в нем альтернативных, а зачастую антихудожественных явлений, к расширению спектра художественно-выразительных средств, авангардных творческих стилей и методов. Самодеятельные молодежные исполнители все чаще обращаются к неизвестным или ранее запрещенным к исполнению пластам отечественного художественного наследия и мировой культуры. Подобные явления стали распространяться повсеместно. В связи с этим школьная художественная самодеятельность порождает не только талантливые образцы искусства, но и безвкусные, зачастую вульгарные; за счет них в обществе усиливается слой эрзац-культуры, обостряются проблемы экологии художественной среды. Такие произведения могут отрицательно воздействовать на личностные качества их создателей, исполнителей и слушателей.
В 90-е гг. в связи с переменой социального устройства в России со всей очевидностью выразился кризис, поразивший страну в целом и культуру в частности. В плачевном состоянии оказалось большинство музеев и библиотек. По-прежнему сохранялся принцип остаточного финансирования художественно-образовательных учреждений. Социологические исследования выявили тенденции вытеснения эстетических потребностей и художественных ценностей на последние места в иерархии основных содержательных компонентов молодежного сознания. Таким образом, во многом противоречивый процесс реформ привел к девальвации духовных ценностей, составляющих основу общенациональной культуры, определяющих гуманистическую направленность и ориентиры человеческого бытия.
Несмотря на сложные социальные перемены, в России конца второго тысячелетия прослеживаются и позитивные сдвиги в социально-культурной сфере. Академик Б.Т. Лихачев писал: "Обновление общественных отношений в нашем обществе закономерно и неизбежно повлекло за собой изменение духовно-нравственных ориентиров, идеалов, содержания всех форм общественного сознания. В сознании людей происходит переоценка нравственно-эстетических ценностей; возвращение к историческим духовно-нравственным истокам; расширение интеллектуального кругозора за счет плюралистического отношения к авторам и идеям, находившимся под подозрением, освобождение от идеологической зашоренности - давления идейных догм и стереотипов; уход от негативного в прошлом и противостояние не менее негативному в сегодняшней общественной жизни".
В настоящее время разрабатываются перспективные проекты возрождения народной художественной культуры в регионах, внедряются художественно-образовательные программы на основе национальных культурных традиций России, открываются новые специализации в учебных заведениях страны. Поэтому подготовка студентов в учебных заведениях сегодня ориентирована на внедрение в содержание учебного процесса народного музыкального творчества - фольклора и народной музыкальной культуры, понимаемых как единство музыкально-исполнительской, авторской, слушательской, собирательской, народно-педагогической, обрядовой, праздничной деятельности различных народов, населяющих Россию.
С возникновением частных школ, гимназий и лицеев перестала существовать единая общеобразовательная школа с унитарным подходом. Определилась свобода выбора статуса образовательного учреждения и разработки авторских программ. Преподавание предметов эстетического цикла, начиная с 90-х гг., стало осуществляться на вариативной основе. При существующей государственной программе музыкального воспитания в общеобразовательной школе в различных регионах России создаются и используются программы, учитывающие специфику, традиции и фольклорную основу национального музыкального образования. В учебные планы начали вставлять региональный компонент обучения.
В 90-е гг. появилась возможность создания экспериментальных образовательных учреждений - школ-лабораторий эстетического направления, в которых практически исследуется возможность более широкого использования в каждом классе школы хорового пения (с увеличенным объемом учебного времени и введением дополнительных музыкальных дисциплин: сольфеджио, постановки голоса, игры на музыкальных инструментах (фортепиано, народные инструменты), музыкальной литературы, ритмики). Хоровые коллективы некоторых школ-лабораторий, хоровых школ, музыкальных студий, а также внешкольных учреждений - Дворцов и Домов творчества и досуга детей успешно ведут музыкально-просветительскую деятельность.
Разрабатывается целостная система, в которой приобщение школьников к искусству будет осуществляться на фоне их общего глубокого культурно-эстетического развития. Центр этой системы - школа. Помощники - разные внешкольные учреждения. Организационная методическая основа - координация классных (обязательных для всех) и внеклассных, внешкольных (свободно выбираемых) форм занятий искусством. Это программа системы общественного воспитания детей по месту жительства. Один из главных критериев этой системы - полноценное развитие художественного восприятия и активное творчество школьников при условии проведения с ними разных видов и форм занятий (интеграция различных видов искусства).
В городах проводятся научно-методические конференции по проблемам детского воспитания, организуются массовые фестивали детского творчества. Многие известные музыкальные коллективы ведут активную концертно-воспитательную работу, выступают в лучших концертных залах России. В настоящее время детская музыкальная культура держится во многом благодаря энтузиазму и преданности педагогов, хормейстеров, учителей музыки, ведущих работу в школьных образовательных учреждениях.
Во времена кризисных процессов школьные и самодеятельные коллективы нуждаются в руководителях - педагогах дополнительного образования, способных гибко и оперативно реагировать на изменения потребностей и интересов молодежи; учителях нового типа, хорошо знающих специфику музыкальной внеклассной и внешкольной работы и способных вести активную организаторскую, музыкально-просветительную деятельность в новых социально-экономических условиях. Однако на современном этапе в практике подготовки студентов также имеются недостатки: отсутствие педагогической целенаправленности в работе, отрыв педагогических задач от музыкальных, опора на авторитарную педагогику в учебно-воспитательной работе, ограничивающую творчество. Выпускники не имеют достаточных навыков работы с авторской песней, материалами музыкальной критики, формами музыкального творчества. Имеет место несбалансированность учебно-воспитательной работы (теоретическая, методическая и практическая стороны мало состыкованы друг с другом, не взаимодействуют). Необходимо, чтобы современные требования авторитарного стиля общения со студентами сочетались с устоявшимися экстенсивно-объяснительными методиками преподавания.
Негативные процессы в социально-культурной сфере приводят к слабой реализации воспитательного потенциала музыкального искусства, которое призвано в настоящее время стать одним из приоритетных средств духовного возрождения общества. В ситуации роста образно-эмоционального и жанрово-видового многообразия в культурно-досуговой сфере, расширения творческой свободы самодеятельных авторов и исполнителей в результате снятия внешних ограничений возникает необходимость повышения личной ответственности этих авторов и исполнителей за качество создаваемой ими музыки и уровень ее исполнения. Этот уровень может быть основан на правильной оценке авторов, создаваемой и исполняемой музыки. Их деятельность предполагает высокую степень развития личности человека, а также владение определенными знаниями, навыками и умениями в области музыкального искусства. Важное значение имеют оценочные суждения и сформированность ценностных ориентации самодеятельного музыканта на высокохудожественные музыкальные произведения.


Рекомендуемая литература:

  1. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. М., 2002.

  2. Осенева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. М., 2001.

  3. Бенгер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке. Спб., 2003.

  4. Современные проблемы театрально-творческого развития школьников. - М., 1989.


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет