Франкфуртская школа.
Как направление социальной мысли возникло в Германии.
Это не социология в чистом виде, это направление лежит на границе с социальной философией.
Как таковой теории представители франкфуртской школы не разработали, есть только ряд текстов.
Основные представители школы:
-
Макс Хоркхаймер (1895-1973)
-
Теодор Адорно (1903-1969)
-
Фридрих Полок
-
Лео Левинталь
-
Герберт Маркузе (1898-1979)
-
Эрих Фромм (ранний)
-
Юрген Хабермас (ранний)
-
Вальтер Беньямин (1892-1940)
В полном смысле этого слова социологами никто из вышеперечисленных граждан не был. Самым далеким от социологии был Вальтер Беньямин.
Основные характеристики франкфуртской школы:
- Направление в Нео-марксизме
Сами франкфуртцы обозначали свою деятельность как «Критическая теория».
- Эта теория имеет отчетливую политическую ориентацию – лево-радикальная.
- Практически всем представителям присущ особый стиль теоретизирования – критический, неакадемический, несистематический (что, однако, не означает, что они пишут все, что им в голову взбредет, но они так и не составили некой общей теории).
- Критическая теория направлена против всех существующих буржуазных моделей мышления (антибуржуазная направленность восходит естественно к Марксу).
- Никаких своих рецептов они не предлагают, все построено только на критики. Ей подвергаются: буржуазное общество в целом, все буржуазные институты, буржуазная культура, буржуазная наука, буржуазная рациональность, современный, насквозь обуржуазившийся язык и т.д.
Из этой критики складывается весьма апокалипсическая картина. Буржуазная рациональность ведет человечество к самоуничтожению.
Деятельность Франкфуртской школы делится на три этапа (по географическому месту ее базирования):
-
Европейский (1931-1939). Франкфуртская школа возникла на базе Института социальных исследований. Основан еще в 1923 году, в 1931 его возглавил Макс Хоркхаймер, который оставался ее директором до 1965 года. Франкфуртцы издавали «Журнал социальных исследований» (издавался в Европе в период 1931-1941, с 1932 года его возглавлял все тот же Макс Хоркхаймер). Таким образом, институциональная база школы – институт, журнал и круг людей.
Основные труды этого периода:
1937 – статья «Традиционная и критическая теории». В Франкфуртской школе проводились исследования (главным образом, теоретические) – проблема семьи и авторитете (господства), понятие авторитарной личности.
«Штудии об авторитете и семье» (Хоркхаймер, 1936), исследования Фромма, «Произведения искусства в эпоху его технической воспроизводимости» (Беньямин, 1936)
-
Американский (до 1950 года). Почти все сотрудники института – евреи. Шансов на выживание в Германии не было, поэтому они перебазировались во Францию, а впоследствии в Америку, на базу Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке.
Основные работы этого периода:
«Диалектика просвещения» (Хоркхаймер, Адорно, 1947) – основной социально-научный документ в рамках школы.
Помрачения разума (Хоркхаймер, 1947)
Авторитарная личность (Адорно, Даниэль Левинсон, Эльза Френкель-Брюнсвик, Роберт Сэнфорд, 1950).
-
Западно-германский (50е-60е годы).
Основные труды этого периода принадлежат перу Маркузе:
«Эрос и цивилизация»
«Одномерный человек» (1964)
«Эссе об освобождении» (1969)
В 50е годы развернулась методологическая полемика – спор о позитивизме. Главные участинки - Адорно со стороны школы и Карл Поппер со стороны позитивистов.
Основные идеи Франкфуртской школы.
Первый этап.
Традиционная и критическая теории (Хоркхаймер). Термин «критическая теория» впервые введен в этой статье. Критическая теория противопоставляется традиционной теории. В понятие «традиционная теория» включаются все существующие социальные теории (в том числе социологические). Традиционная теория не устраивала франкфуртцев за то, что она исходит из некритической установки, противопоставляющей объект и субъект, теоретическое постижение и непосредственное восприятие действительности. Это противопоставление субъекта и объекта – ошибка по мнению представителей франкфуртской школы. По их теории, субъект и объект – разны стороны некой целостности – тотального праксиса. Разрыв субъекта и объекта консервирует отчуждение.
В современном обществе господствующей идеологией поражены не только правящие слои, но и рабочие классы.
Естественная социальная среда, где критическая теория может себя найти, - маргинальные слои (в смысле, отодвинутые на обочину общества).
Основные постулаты критической теории:
-
Любая специализированная деятельность, в том числе познавательная, это только часть целостного исторического праксиса, внутри которого она возникает, и должна рассматриваться как ограниченная.
-
Предметом социальных наук должна быть вся система взаимоотношений общества и природы (праксис)
-
Познающим субъектом является необособленный человек, включенный во всю совокупность общественных отношений (тотальный субъект).
-
Для такого тотального субъекта познаваемый предмет не является чем-то внешним, а сугубо объективным. Предмет – продукт его деятельности, хотя порой и отчуждения от него.
Второй этап.
Центральное положение занимает работа «Диалектика просвещения». Чтобы оценить значимость и масштабность этой работы, достаточно сказать, что многие люди после прочтения «Диалектикик просвещения» считают, что все остальные социальные теории – это уже несерьезно.
Основные тезисы:
-
Современное состояние западной цивилизации – результат просвещения. Од просвещением в данном случае подразумевается процесс формальной рационализации.
-
Просвещение начинается еще в Древней Греции (большой экскурс с Одиссею). С самого начала просвещение нацелено на искоренение мифологии.
-
В основе просвещения лежит разделение субъекта и объекта (удвоение мира). Это пагубное разделение многократно воспроизводится в самых разных аспектах человеческого существования
-
В основе разделения субъекта и объекта лежит факт господства. Оно отражает принципы господства в человеческих отношениях и закрепляет его.
-
Как миф отожествляет неодушевленное с одушевленным, так просвещение отожествляет одушевленное с неодушевленным. При этом оно уравнивает, нивелирует, выхолащивает качественное своеобразие (формальная логика, цифры, деньги). В конце концов остается голый факт господства.
-
Просвещение тотализирует общество. Оно проявляет себя как всеобщее овеществление и отчуждение. Современное буржуазное общество – массовое общество. И массами управлять гораждо легче.
-
Просвещение изначально на демифологизацию (расколдование) мифа, но в конце концов оно порождает повторную мифологизацию. Как миф редуцировал все к субъекту, так просвещение редуцирует все к объекту. Все становится объектом господства, манипулирования, порабощения. История просвещения есть история деградации и движения к новому варварству. «Погрешности мира» - неправильные элементы мира, например, евреи. Гендерная тематика родилась в лево-радикальной социальной матрице.
-
Возможность выхода из кризиса имеется в преодолении или критическом отрицании противоположности субъекта и объекта, в возвращении к единичному его несводимого ни к чему своеобразия. Для этого требуется выйти за пределы системы. Лучше всего для этого подходит искусство.
История просвещения – история нарастающего безумства. Это моторизированная история и ей никто не управляет.
Авторитарная личность.
Изначально – исследование антисемитизма. Цель – выявить элементы личности современного человека, предрасполагающая его к враждебным реакциям на членов других расовых и религиозных групп.
2 уровня исследования:
- оценка способов воздействия СМИ на людей и их реакции на события (пропаганда)
- глубинный анализ авторитарного типа личности
Исследования проводились в США среди обычных американских студентов.
F-шкала – шкала фашизма.
Общий вывод исследования: в послевоенных обществах широко распространен авторитарный (фашизоидный) тип личности, т.е. тот самый, который составил психологическую базу для становления фашистского режима в Германии.
Похожие исследования проводятся до сих пор и неизбежно фиксируют наличие фашизоидности.
Достарыңызбен бөлісу: |