Мангазея и Западная Сибирь в 16-17 вв



Дата24.07.2016
өлшемі164.38 Kb.
#219189
Мангазея и Западная Сибирь в 16-17 вв.
Первые восточные славяне проникли на Европейский север, видимо, еще в VI в. Готский писатель того времени Иордан сообщает, что племена славян вели торговлю с Югрой.

"Мягкая рухлядь": соболь, чернобурая лисица, сиводушка, голубой песец - вот что было основным предметом целеустремлений и чаяний многочисленных землепроходцев, служилых людей и просто искателей приключений и наживы.

В новгородской летописи того времени упоминается плавание 1032 г. новгородского посадника Улеба на восток от устья северной Двины к "Железным Воротам". В другой новгородской грамоте 1137 г. указывается, что "ходиша люди старии воевати на Югру и Самоядь".

В 12 веке новгородцы желая отомстить народу Югорскому за убиение собирателей дани послали туда воеводу с дружиной.Жители хотя свирепые обычаем и дикие нравом,имели уже города(поселения).Новгородский воевода взял один и 5 недель стоял под другим.

В четвертой новгородской летописи упоминается большой поход 1263 - 1264 гг. новгородской дружины на восток в низовья р.Оби "Той зимы с Югры Новгороди приихаши. Дети бояршиа и молодши люди и воеводи... воеваше по Оби реки и до моря, а другая половина рати на верх Оби воеваша".

«В 1499 году князь Семеон Курбский,Петр Ушатов и Заболоцкий-Бражник

предводительствуя 5 тыс.воинами плыли до Печоры и далее на лыжах через

Каменный Пояс, спустились в равнины и достигли городка Ляпин.

Куда съехались владетели Югорские, земли Обдорской. Далее они взяли

40 городов(мест укреплённых острогом) более1000 пленников и 50 князей». –

Н.М.Карамзин (История Государства Российского).

Даже эти скупые сведения показывают о развитии жизни в нашем крае Приобье ,о довольно большом населении.Уже с конца 16 века в Зап.Сибирь отправлялись сотни предприимчевых людей,смелых,энергичных,не знавших крепостного права.В 17 веке некоторые бояре,помещики и монастыри нередко отпускали крепостных людей в Сибирь на оброк.



«На сем же камени ростяху деревие розличное: кедри и прочая; в них же жительство имеют зверие различнии,ови подобни на снедение человеком,ови же на украшение и на одеяние риз…Много же и сладкопесневыя птицы,паче же и многоразличныя травыя цветы.Из сего же камени реки многия изтекоша…Дивно убо есть,како божиими судбами реки тамо бысть..пространныя и прекрасныя зело,в них же воды сладчайшая и рыбы различныя множество; на исходящех же сих рек дебрь плодовитая на жатву,и скотопитательная места пространна зело».

Ходили через Камень разными путями. «Северная зыряновская дорога» на Печёру,на Усу,на Собь,на Ель до «Камени» волоком в другую Собь(так называли реки Войкар или Сыня) по ней до Оби. «Печёрский путь» с реки Печёры волоком на Сев.Сосьву далее в Обь.

«Чердынский путь» с Камы,на Вишеру,волоком на р.Лозьву,на Тавду,на Тобол,на Обь.Одно время это был главный правительственный путь.По ней возили государеву денежную и соболиную казну,хлебные запасы,материалы для строительства новых городов.(Пелыма,Берёзова,Верхотурья).

«Бабиновская дорога» сухопутная от Соликамска на р.Туру в1598г.построен в верховье городок Верхотурье,который и стал главными воротами Сибири.

«Старая казанская дорога» Камою на Уфу(«из городка на Белой Воложке казанским людем многим ходить в Сибирь»), далее «полем»на верховья р.Исеть. Это древний караванный путь из Бухары в Булгарское царство.

Был ещё и северный путь в Мангазею которая находилась на р.Таз правый приток Оби.

От Архангельска морем до Байдарацкой губы около п-ова Ямал до устья р.Мутной(Морды- яха)по ней,далее сухой волок(до1км) на Зелёную реку и озеро(Ямбу-то Се- яха, восточное побережье Ямала) в Обскую губу,Тазовскую губу и по р.Таз до Мангазеи.

«…а дошед до озера,учали меж озерцами волочить запасы в павозках(мал.лодках).а в павозок клали четвертей до десяти и больше,в четыре пуда четверть(64 кг.),а проводили павозки от озера до озера по версте и меньше,а кочи тянули канаты после запасов порожние по тем паточинам всеми людьми,тянули по воде бродячи.один павозок тянут два человека».

Мореходы ходили на «малых кочах» плоскодонные парусно-вёсельные суда грузоподъёмностью до 5-10т. Весь путь при попутном ветре 3-4 месяца.Часто путь преграждали льды.Сложным было плавание судов в Обской дельте. «…а устья де,Обского нихто не знает,островы частые.мелко добре; не токмо большим судном,кораблём или кочами ходити,и мелкими судами ходити не возможно».

Существовал сухопутно-речной путь в Мангазею.С Холмогор и Великого Устюга.

По р.Печёра вверх по р.Усе по Соби(Роговский городок- 16 век) по узкому ущелью через хребет в другую Собь(Войкар), при впадении в Обь был основан острог Носовой 1595г (Обдорск,Салехард).

Другой путь поПечёре вниз через хребет на реку Сев.Сосьва при впадении в Обь (Берёзов) далее по р.Казым,волоком на р.Надым, Обская,Тазовская губа,по реке Таз до Мангазеи

Речной путь в Магназею из Тобольска и Берёзова был труден более 3000 км от 2-4 месяцев.Особо сложным был участок пути от Сосьвы до устья р.Таз,осенью когда часты ветра и бури,во время которых посадки судов на мель,повреждения при ударах о подводные камни.Ещё хуже,когда суда уносило в северные районы губы,а она протянулась на 760км. Кто бывал на Ямале,тот представляет эти ветра.

от которых невозможно скыться. Суда шли вдоль берегов,укрываясь от бури в устьях рек,до «Русского заворота»-Тазовская губа.

Там мореходы делали стоянки.Упомянаются Чёрные горы,Столбовая река ниже которой Чёрная коса или «Чёрная кошка»,Япанчин Шар,Пуровский остров,устье р.Таз далее под парусом четверо суток при попутном ветре или «бечевым ходом».



Изображение Коча на доске 17 век.Мангазея (высокие борта,якорь,мачта,ванты).
В летописях сохранились имена мореходов:пинежанин Иван Угрюмов.Леонтий сын Иванов Шубин(Плехан), мезенец Федул Наумов,москвитинПервый Тарутин,пустоозёрцы Семён Исаков Серебряник,Архип Баженик,волочанин Михаил Дурасов.

Первое поселение было основано при впадении р.Осетровки(Мангазейки) в р.Таз молодые мореходы быстро устанавливали тесные связи с местным населением, «женились» на женщинах.заводили семьи.Другое зимовье в верховьях Таза там они объясачили местное население «дань с них имали воровством на себя». Основным источником цитат является великий историк Бахрушин С.В.

Из царской грамоты1600г «...И мы Великий Государь Царь и Великий Князь Борис Федорович, всеа Руссии Самодержец и наш сын Царевич Князь Федор Борисович всеа Руссии, Пенежан и Мезенцов Угримка Иванова да Федулка Наумова и всех промышленных людей Пенежан и Мезенцов пожаловали: в Мунгазею, морем и Обью, рекою на Таз и на Пур и на Енисей, им ходити и с Самоеды, которые живут на тех реках, на Тазу и на Пуре и на Енисее, им торговати велели повольно; а нашу десятую пошлину, от девяти десятое, из соболей лутчей соболь, а из куниц лутчая куница, а из лисиц лутчая лисица, а из бобров лутчей бобр, а из песцов лутчей песец, и изо всякие мягкие рухляди и изо всякого то- вару десятое... и лешим промыслом велели есмя им промышляти... и ни в чем обид и насильства никакого им не чинити..."

Царские власти и Борис Годунов стремились поставить под контроль,всю торговлю пушниной в этих местах.В 1598г.был направлен дьяк приказа Казанского дворца Фёдор Дьяков собирать ясак.Позже в Мангазею направилась более крупная русская правительственная экспедиция с задачей «поставити острог для того,чтоб монгазейскую и енисейскую самоядь привести под государеву.царскую высокую руку и есак с них ежегод збирать».В экспидиции участвовала сотня тобольских казаков под командыванием воеводы князя Мирона Михайловича Шаховского и «письменного головы»Даниила Храпунова.

Летом 1600г. отряд вышел из Тобольска и поплыв в Берёзов,где присоединились 50 берёзовских казаков и местные торговые люди.

За Пантуевым городком (Панду-харден,Воксар-вош) в 20 верстах от устья Оби отряд был разбит самоядью(возможно промышленники подстрекали их,видя в царских посланниках конкурентов при заготовке пушнины).Вернувшись и набрав подкрепления он осенью того года всё же начал строительство Мангазейского острога.

В помощь отряду князя Шаховского московские власти в марте 1601 года направили второй отряд под командой воевод князя Василия Михайловича Масальского-Рубец и Савлука(Луки) Пушкина.Этот отряд состоял из стрельцов,казаков и пленных литовцев,всего 300 человек.Они были хорошо вооружены пушками и пищалями(2 скоростные пищали,6 затинных),в достатке пороха,ядер и свинца. Всего 9 кочей,2 морские лодки и 2 дощанника.

Придя на Тазовское устье они выяснили,что Шаховский построил острог выше по реке на 200 вёрст на правом берегу.

«С основанием Мангазеи весь промысел «мягкой рухляди»промышленников и торговля мехами стали проводиться в бассейне р.Таз при строгом таможенном контроле со стороны центральной московской власти:таможня собирала государеву десятину со всей добычи и прибыли купцов и промышленников».- М.И.Ципоруха «Покорение Сибири от Ермака до Беринга».

Из этого края ежегодно вывозилось до 100-150 тыс.соболиных шкурок.Сам город распологался на высоком берегу, «стоячий на углах»,т.е.стена из вертикально установленных сплошным рядом заострённых брёвен с небольшими башнями на углах.Внутри построены воеводский двор.съезжая изба,тюрьма,стрелецкая сторожка.В остроге возвели главную соборную Троицкую церковь- тёплый пятиглавый шатровый храм,служба в котором шла круглый год.Она также выполняла роль кредитного учреждения.

Уже в 1606г.вновь прибывшие воеводы Давыд Жеребцов и Курдюк Давыдов возвели новые укрепления вокруг города.Мангазейская крепостьбыла закончена 1607 году,срублена из кондового леса:листвениц,кедра,елей и рассчитана на оборону расположенных внутри её построек.

Крепостная стена с башнями абщей длиной 279м.была возведена из бревенчатых городен-клетей длиной 3-4м.и шириной 2.7-2.8м.внутрь засыпалась земля,по которой сверху ходила стража и устанавливались орудия.Высота крепостной стены до еровли достигала почти 6м.,а на западном участке(от реки)-почти10м.

Угловых башен,согласно «Росписному списку города Мангазеи от 1625г.»,было пять: Давыдовская (6.4*6.4 по имени руководителей строительства), «что над Тазом рекою» высотой до кровли 9,23м.,



Зубцовская (4.2*4.2 красивые зубчатые детали кровли)-8,52м.,Ратиловская (4.2*4.2 смотрела на речку Ратилиха)-7,66м.,Успенская (4.2*4.2 готова была на праздник успенья)-8.88м.,-все эти башни были глухие и проезжая Спасская (4.2*4.2 по традиции гл.ворота на которых висела икона Христа Спасителя)-11,39м.На башнях распологались «затинные пищали»из этих пушек можно было вести круговой обстрел местности.

На юго-западе был воеводский двор.Большой сибирский двор (дворец) c двумя крыльями западным и восточным, рассчитанными на размещение двух воевод и их челяди. Вместе с пристройками дворец занимал около 800 квадратных метров, был обнесен массивной оградой, своего рода оборонительной крепостью внутри крепости.

Археологи нашли здесь точеные шахматные фигуры из кости, кожи, наконечники стрел, деревянную и глиняную посуду с красивым орнаментом, части карт, рыболовные грузила и крючки.

Резные костяные шахматы, изделия из мамонтовой кости, серебряные и золотые монеты, фрагменты фаянсовой и стеклянной посуды, деревянные безделушки, множество деревянных футляров для печатей - клейм, кожаная обувь, в том числе и из цветной юфти, разнообразие ее фасонов, спортивные и промысловые лыжи, добротно сделанные нарты с резными копылами, металлическая (медная) посуда, набор столярных и плотничьих инструментов (сверла, ножи топоры разных фасонов), одежда, массивные замки и замысловатые ключи.

Когда-то в мертвом теперь городе кипела жизнь, и щеголяли средневековые франты в сапогах с высокими закаблучьями, и плавно выступали красавицы, в туфельках с небольшими, вполне современными каблуками. Они носили красивые пояса, серьги и подвески, не помышляя, что эта утварь переживет их на несколько веков, они одаривали своих возлюбленных малолетних чад деревянными игрушками, и в их затейливой работы кошельках звенели серебряные монеты...

Внутри кремля , нашли еще две важные постройки - съезжую избу с канцелярией воеводы и соборную церковь Троицы. Под полом храма, в алтарной части,учёные раскопали детские захоронения разных лет, останки покоятся в гробиках, обернутых берестой. Пока никто еще не может сказать, почему церковь стала местом погребения малолетних.

За крепостной стеной распологался посад,основная жилая часть города,поделённая улицами на кварталы.Тротуары сделаны из досок от старых судов(не выкидывать же обрезную доску),везде в Сибири до сих пор так делают,после дождя чисто и грязь месить не надо как в России.Там был возведён гостиный двор,состоящий из множества амбаров,где размещались лавки и хранились привезённые на продажу товары и находились избы для проживания приезжих купцов и промышленников. Рядом с гостиным двором археологи раскопали остатки дома ювелира. Внутри среди предметов быта оказались льялы, - железные ложки для литья, а внизу, в прибрежном песке, - необработанные камни сердолика, агата, зерна изумруда. Товары, завозимые на север русскими купцами: предметы домашнего обихода, огнестрельное оружие (кремниевое ружье), украшения, бисер, крупные голубые бусины, которые на Руси назывались одекуем, стоили баснословно дорого и шли в обмен на мягкую рухлядь, шкурки пушных зверей, соболя, горностая, бобра, песца. Обмен был явно неравноценным. Металлический котел стоил столько, сколько вмещал в себя шкурок соболя.

На одном из зданий находились башенные часы,элементы которых были найдены при археологических раскопках(всего археологами установлено 500 строений,город был числом жителей до2 тыс.).

В посаде находился таможенный двор.Таможенный голова и его помошники,помимо основных обязанностей по взиманию таможенных сборов.ведали также снабжением города рыбой (муксун,нельма),дичью (косачи,куропатки,зайцы) и

мясом (медведь,олень), грибами, ягодой. Ими нанимались артели,для заготовки провианта. Значительная часть заготовок шла на рынок.

Значение таможни подчёркивалось тем,что её руководитель-таможенный голова назначался не воеводами или выборным путём,а приказом из Москвы Казанского дворца,а затем Сибирским приказом.

В посаде находился Успенский храм религиозный центр посада,возведённый на свои деньги ярославцем Аникием сыном Ивановым Скрыпиным. В нём мирской староста хранил казну,собирались общинные сходы.

Рядом учёные обнаружили дом ремесленника-литейщика.Там же обнаружили плавильные печи, заключенные в деревянные срубы, множество тиглей, медные и бронзовые поделки, части, воздуходувных аппаратов. А в доме самого литейных дел мастера нашли изящную посуду - чашки Китайского фарфора, амфоры из-под бальзама, стеклянные штофы с эмалевыми рисунками в русском стиле и многое другое. По соседству с холмом располагалась -другая плавильня, так что вполне уместно говорить о целом ремесленном центре Мангазеи.

Сенсационным оказался анализ происхождения сырья для мангазейских мастерских. Какая то, возможно, значительная часть сырья завозилась не с Урала, как можно было предполагать, а из района Норильска. Это были медно - никелевые руды, не требующие шахтной добычи. Они выходят на дневную поверхность и весьма доступны для всех.

Около Спасских ворот была церковь поморских чудотворцев Михаила(Малеина)и Макария(Желтоводского).Намного позже у западного пасада была воздвигнута часовня Василия Мангазейского.

По легенде он был сидельцем в лавке. Однажды в доме у купца случилась кража, о чем он донес воеводе, обвинив в воровстве Василия. Расправа не замедлила свершится. Обвиненного пытали в кремле, в съезжей избе, но он начисто отрицал свою вину. Тогда рассвирепевший купец, ударив мальчика в висок связкой ключей, убил его. Чтобы скрыть убийство, купец и воевода решили захоронить тело в наскоро сколоченном гробу, на пустыре. Позднее, спустя много лет, после грандиозного пожара города в 1642 г., когда горела почти вся Мангазея, утром жители увидели необычное зрелище - из земли, проломав вымостку, вышел гроб. На средства богомольцев на месте "явления" гроба была выстроена часовня. В 60-х годах настоятель Туруханского Троицкого монастыря Тихон пытался тайно увезти мощи на Енисей. Явившись в часовню ночью, он хотел "сволощи" гроб, но святой воспротивился этому. Гроб, рассказывал Тихон, поднялся в воздух и "недался" ему. Только с третьего раза, но уже открыто, настойчивый священник перенес мощи в Троицкую соборную церковь, откуда перевез их на Турухан.

Возникновение на Тазе города с воеводской администрацией и таможенной службой вызвало естественное недовольство частных промышленников. В 1607 году мангазейские воеводы докладывали в Москву, что "в мужиках, во всех торговых и промышленных людях, великая шатость, хотят государю изменить и над острогом… с самоедью и с остяки вместе промышлять".

На хмельных пирушках старые "мангазейщики" с обидой кричали, что "государю в Мангазее збираетца казна великая, а наперед де сего, как Мангазея была не за государем, и тем владел неведомо хто, шло то все к торговым и промышленным людям". Впрочем, разговорами дело и ограничивалось. Приходилось приспосабливаться к новым порядкам. Представление о количестве соболей, проходивших через Мангазею в годы расцвета, дают сохранившиеся книги десятинного сбора (каждый десятый соболь с частного промысла взимался в казну). Расчеты показывают, что в 1624 году в Мангазею было доставлено с промыслов 68 120 соболей, в 1625-м - 81 230, в 1628-м - 103 330, в 1630 году - 80 000.

Доказано, кстати, что десятинный сбор с частных промышленников давал государевой казне намного больше пушнины, чем ясачный сбор с аборигенов Мангазейского уезда. В 1627 г. в Мангазее зимовало 700 промышленников "опричь новых приходцев". В 1655 г., по сообщению воеводы И. Саблина, в городе осталось на зимовку от семисот до тысячи и более звероловов

Неотъемлемой принадлежностью Мангазейского посада были торговые городские бани и кабаки.При раскопках найдены костяные фишки-игральные кости и игральные костяные пластинки с нанесёнными на них кружочками и точками(игральные карты).Играли азартно на деньги и меха,но воеводская и церковная власть преследовали азартные игры.

Они проводили специальные сыски,кто «зернью и карты играют».Но потом власть смерилась с этим пороком и сделали азартные игры источником дохода для властей.В двух торговых городских банях разрешено было устроить «зерновые избы»,где играли в зернь и «закладные игры»(картёжная игра).Эти игорные избы отдавались на откуп местным предпринимателям,за что в воеводскую казну поступали крупные суммы денег.

На откуп отдавали и кабаки,расположенные в центральной части посада.По части кабаков имелось три вида откупа: «за медовое питьё», «за пиво и брагу», «за квасную и сусляную продажу».Там же в банях присутствовали и «девушки весёлого поведения» из местного населения.

Поток торговцев и промышленников был тем живым нервом, благодаря которому существовал город Мангазея. До 1625 года он не имел постоянного гарнизона. На годовую службу сюда присылали по 50 казаков из Березова и Тобольска. С 1625 года переведенные в Мангазею служилые люди и их семьи составили большую часть постоянных жителей Мангазеи.

Жизнь Мангазеи уложилась в сроки человеческой жизни, и судьба ее была такой же скорой на взлеты и падения. В 1619 году московское правительство официально запретило Мангазейский морской ход из Приморья в Обскую губу через Ямал. Инициатором этого запрета был воевода Тобольска - стольного града Сибири - князь И. С. Куракин. Человек не без кругозора, Куракин знал о настойчивых попытках европейцев отыскать морские пути в Сибирь и опасался, что они используют опыт поморов. Правительство царя Михаила Федоровича, обладая весьма смутными географическими познаниями насчет северных берегов своей страны, положилось на мнение Куракина и указало: "Чтобы никакой человек тем заповедным путем из большого моря окиана в Мангазейское море, ни из Мангазейского моря в большой окиан никто не ходил". Запрет вступил в силу, и уже в середине XVII века, со смертью старых кормщиков, Мангазейский морской ход стал окутываться туманом легенды.- из статьи Е. Вершинина в журнале «Родина»

Запрещение морского хода не ослабило поток промысловой колонизации Мангазейского уезда, чьи условные границы отодвинулись далеко за Енисей. По-прежнему поднимались по Тазу частные кочи с сотнями промышленников и торговцев. Только строились и снаряжались эти суда уже за Уралом, в Верхотурском и Тюменском уездах. Речной путь по Иртышу и Оби в Обскую губу стал основной магистралью, связывающей Мангазею с Большой землей. Были в этом пути и свои выгоды. Кочи теперь строились более вместительные, а хлеб закупался здесь же, в Сибири.
В 1630 году Мангезее пришлось пережить так называемую "воеводскую смуту". В начале XVII века в каждый сибирский город назначалось по два воеводы с одинаковыми полномочиями. В случае враждебных отношений между ними такая практика значительно дезорганизовывала все местное управление. На мангазейской земле в смертельной вражде столкнулись "товарищи" по воеводству Андрей Палицын и Григорий Кокорев. Забросив дела управления, они вербовали себе сторонников и ловили случай побольней уколоть соперника. Город разделился на две партии, и зимой 1630 года дело дошло до вооруженных столкновений. Кокорев укрылся за городовыми стенами и обстреливал сторонников Палицына, за которыми была посадская часть. Последние, в свою очередь, периодически штурмовали городовые укрепления. Поскольку на стороне Палицына оказалась большая часть промышленников, то Кокорев из зловредности приказал при начале ледохода обстреливать кочи.

Спасти удалось лишь 5 судов, остальные пришлось бросить, и их раздавило льдом. Всего с обеих сторон было убито 12 человек, не считая получивших ранения. Такого бурного "воеводства" не видел, пожалуй, в то время ни один город России.


А через несколько лет после этих событий начался закат Мангазеи. Десятилетия безжалостной эксплуатации пушных ресурсов сделали свое дело: от Таза до Енисея "соболь испромыслился". На средний Енисей был открыт южный путь, более безопасный, чем плавание по бурному Мангазейскому морю. В 1630-е годы началось освоение "великой реки Лены". И промышленники, совершая гигантские шаги в широтном направлении, ушли на восток.

Последние 30 лет существования Мангазеи овеяны грустью запустения. В 1642 году город пережил сильный пожар, после которого многие строения уже не восстанавливались. В это же время над Мангазеей встал призрак голодной смерти. Дело в том, что каждый год хлебные запасы для гарнизона и церковнослужителей доставлялись на казенных кочах из Тобольска. И так уж случилось, что их трех караванов с хлебом, отправленных в 1641-1643 годах, ни один не дошел до Мангазеи. Летом 1642 года из Тобольска вышел караван, состоявший из одного торгового и трех казенных кочей. На одном из них отправлялся к месту новой службы дьяк Григорий Теряев. Ехал дьяк в Сибирь не по своей воле, а в качестве наказания. Незадолго до того пожадничал Теряев и отобрал всякими неправдами поместья у татарских мурз Алатырского уезда. У южного побережья Обской губы три коча потерпели крушение. Люди с тонувших судов "плыли и брели на берег на веслах и на досках и на карбасах", коч Теряева выбросило на песчаную косу. Через две недели судно удалось снять с мели и 70 человек, погрузившись на него, отправились в дальнейшее плавание, которое продолжалось всего один день. Сильный северный ветер снова выбросил коч на пустынный берег. На этот раз снять судно с мели не удалось. Бедственным положением отряда воспользовались самоеды-юраки, которые 8 недель держали его в осаде. Наступала зима. Отряд двинулся к Мангазее "нартным ходом", отбиваясь от частых нападений самоедов. Воинственным кочевникам тундр удалось в конце концов "отгромить" нарты с продовольствием и ружьями, после чего они успокоились. Дьяк с семьей, казаки и промышленники шли к Мангазее, умирая от голода. На глазах Теряева умерли две его дочери и племянник. Уже продвигаясь по Тазу, ели собак, оленью шкуру из-под лыж и своих мертвых спутников. Теряев умер за полтора перехода до Мангазеи: "Из всех в Мангазейский город… людей пришло и приволокли человек с двадцать".


В это время в мангазейском гарнизоне числилось 25 стрельцов, но в самом городе редко когда оставалось больше 20 служилых людей. Остальные находились в ясачных зимовьях, разбросанных на огромной территории от Таймыра до бассейна Нижней Тунгуски. Отчаявшись дождаться кочей, воевода П. М. Ухтомский решил весной 1644 года с наличными стрельцами перебраться в Туруханск. А семьи отсутствовавших служилых - бросить.

Невозмутимым тоном воевода отписал в Москву: "Многим будет стрелецким женам с детьми голодом помереть, у которых мужья по службам, а на Турухан сбрести не могут". Но люди, чьей привычной едой стали "дерево сосна и трава борщ", выжили и дождались-таки хлебного каравана.

Может быть, все эти несчастья привели мангазейских жителей к мысли, что помимо общерусских городу нужен свой небесный защитник. Так начала рождаться легенда о чудотворце Василии Мангазейском. В 1649 году в центре города из земли вышел край гроба, переломивший доску, по которой ходили в приказную избу. Неведомо каким образом могила стала приобретать ореол святости и пользоваться народным почитанием. Новоявленный чудотворец еще не обрел своего имени, а к нему уже стали обращаться в трудные минуты жизни с молитвами и обещаниями. Таинственным мощам жертвовали деньги и соболей, заказывали молебны. И выяснилось, что чудотворец может вылечить от разных болезней, вызволить из ледяной воды, отогнать хищников от соболиных ловушек и даже спасти от самоубийства, если человека одолеет "тяжкая злая кручина".

За 20 лет стихийного почитания (над гробом была выстроена часовня) сложились культ и "биография" мангазейского святого. Легенда нарекла его Василием Федоровым, юношей, который в самом начале XVII века служил в Мангазее лавочным сидельцем у какого-то торгового человека и по навету хозяина был неправедно замучен воеводой. Сибирские церковные власти настороженно отнеслись к народному культу и не спешили с официальной канонизацией.

. В 1670 году священник Туруханского Троицкого монастыря Тихон своим "дерзновением" вскрыл гроб с мощами Василия Мангазейского и торжественно перевез их в монастырь.
Вслед за своим покровителем Мангазею оставили ее последние жители. 14 сентября 1671 года воевода Д. Т. Наумов получил грамоту об оставлении Мангазеи и переводе ее жителей в Туруханск. Переезд состоялся в 1672 году. До середины XVIII века в Старую Мангазею, как стали называть это место, еще приезжали на время сборщики ясака из Туруханска. А в следующем столетии только кочующие самоеды могли безошибочно указать редкому путешественнику, где расположен Тахаравы-харад - "Разрушенный город".

Но всё же «Златокипящая Мангазея» являлась крупным для своего времени городским поселением. Располагая соответствующей вооруженной защитой - крепостью и стрелецким гарнизоном из 100 воинов, гостиным двором, таможней, ремесленным людом, литейными, сапожными, ювелирными и другими мастерскими, хлебными амбарами, значительным жилым массивом зданий, она играла роль крупного опорного пункта для продвижения людей в восточные районы Сибири и расширением территории России.



А.В.Федотов г.Югорск ,ХМАО апрель 2005г.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет